Содержание
Введение…………………………………………………………………………. |
3 |
1. Теоретические основы управления персоналом………………………….... |
5 |
1.1. Стадии системы управления персоналом………………………………. |
5 |
1.2. Принципы и структура управления персоналом……………………….. |
7 |
1.3. Цели и задачи управления персоналом…………………………………. |
13 |
1.4. Технология управления персоналом……………………………………. |
15 |
1.5. Кадровая служба предприятия…………………………………………... |
17 |
2. Разработка структуры службы управления персоналом на предприятии ООО «Здоровье +»…………………………………………………………….… |
21 |
2.1. Характеристика организации и анализ проблемной ситуации………… |
21 |
2.2. Разработка структуры службы управления персоналом……………….. |
28 |
3. Оценка эффективности разработки организационной структуры службы управления персоналом………………………………………………………… |
45 |
Заключение………………………………………………………………………. |
46 |
Список используемой литературы…………………………………………….. |
48 |
Введение
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
В первой главе работы будут рассмотрены: понятие, сущность и основные особенности процесса управления персоналом.
Во второй главе будет проанализировано состояние структуры управления персонала в ООО «Здоровье +» и разработана новая структура службы управления персоналом.
Целью курсовой работы является комплексное изучение процесса управления персоналом в организации.
Объектом изучения является малое предприятие Общество с ограниченной ответственностью «Здоровье +». Предмет исследований в работе – служба управления персоналом.
Основными задачами работы являются:
1. изучение теоретических основ процесса управления персоналом;
2. исследование методологии процесса управления персоналом;
3. разработка структуры службы управления персоналом для ООО «Здоровье +».
1. Теоретические основы управления персоналом
1.1. Стадии системы управления персоналом
Система управления персоналом включает ряд стадий: формирование, использование, стабилизацию и собственно управление (схема 1).
Формирование (становление) персонала организации – особая стадия, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания. Эта стадия является исключительно важной в жизненном цикле нового предприятия. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач во многом зависит его эффективная работа. Отклонение численности персонала от научно обоснованной потребности предприятия в ней, как в меньшую, так и в большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Это значит, что как дефицит, так и излишек персонала одинаково отрицательно влияют на трудовой потенциал. Так, нехватка персонала приводит к недоиспользованию производственного потенциала и чрезмерной нагрузке на работников; содержание излишней численности ведет к недоиспользованию их индивидуального потенциала.
Таким образом, цель формирования персонала – свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, который обусловлен несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.[1]
Стадия формирования персонала призвана решать следующие задачи:
установление соотношения численности работников с различными профессионально-квалификационными и социально-демографическими характеристиками для достижения максимального соответствия между структурами работ, рабочих мест и персоналом;
обеспечение оптимальной степени загрузки работников с целью полного использования их трудового потенциала и повышения эффективности их труда;
оптимизацию структуры работников с различным функциональным содержанием труда.
В основу решения этих задач могут быть положены основные принципы использования персонала в организации:
§ соответствие численности работников объему выполненных работ;
§ согласование работника со степенью сложности его трудовых функций;
§ обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;
§ максимальная эффективность использования рабочего времени;
§ создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.
Рассматривая процесс управления персоналом как целостную систему, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
Ø организационную:
§ планирование источников комплектования кадрами;
§ информированность населения о наборе кадров и сроках набора;
§ объем средств, выделенных на подготовку кадров и жилищно-бытовое строительство, и др.;
Ø социально-экономическую:
§ комплекс условий и факторов, определяющих использование и закрепление персонала;
Ø воспроизводственную:
§ обеспечивающую создание учебно-материальной базы и развитие персонала.
Проведение этой работы позволит уже в проекте определить основные элементы структуры трудового потенциала, взаимосвязанные с технико-экономическим уровнем производства.[2]
1.2. Принципы и структура управления персоналом
Управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:
1) необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации (фирмы);
2) количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;
3) определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.
Руководство персоналом как функция управления призвана объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Достигается это реализацией принципов работы с персоналом, их взаимодействием. Под принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать или соблюдать (табл. 1.).[3]
Таблица 1. Общие принципы работы с персоналом
Название принципа |
Содержание принципа |
Эффективность |
Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом от производственной деятельности |
Прогрессивность |
Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Перспективность |
Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Комплексность |
При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.), и охватывать все сферы работы с персоналом |
Оперативность |
Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения |
Оптимальность |
Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства |
Простота |
Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству |
Научность |
Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях |
Иерархичность |
В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления |
Автономность |
В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей |
Согласованность |
Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени |
Оптимальное соотношение управленческих ориентаций |
Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства |
Для каждого состояния межличностных отношений, достигнутого уровня самоорганизации, достоверности оценки общественно-полезного эффекта существует оптимальный уровень самоорганизации или прав самоуправления, при наличии которых предприятие получает максимальный общественно-полезный эффект.
Принципиальная схема управления персоналом приведена в таблице 2.[4]
Таблица 2. Структура управления персоналом
(принципиальная схема)
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами |
Социально-психологические аспекты управления |
Принципы подбора и расстановки персонала |
Формы оплаты труда |
Вовлечение работников в управление на низовом уровне |
Мотивация труда работников и творческая инициатива |
Условия найма и увольнения |
Пути повышения производительности труда |
Рабочие бригады и их функции |
Организационная культура фирмы |
Обучение и повышение квалификации |
Поощрительные системы оплаты труда |
Взаимоотношения в коллективе |
Влияние управления персоналом на деятельность фирмы |
Оценка персонала и его деятельности |
|
Взаимоотношения с профсоюзами |
|
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
· планирование ресурсов – разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
· набор персонала – создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
· отбор – оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
· определение заработной платы и компенсации – разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
· профориентация и адаптация – введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
· обучение – разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;
· оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
· повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
· подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе – разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
· трудовые отношения – осуществление переговоров по заключению коллективных договоров;
· занятость – разработка программ обеспечения равных возможностей занятости.
Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.[5]
1.3. Цели и задачи управления персоналом
Формирование системы управления персоналом предполагает, прежде всего, построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:
· повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
· повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
· обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
· обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
· достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
· полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
· обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
· обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
· согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
· повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми.[6]
1.4. Технология управления персоналом
Чтобы эффективно управлять, необходимо знать механизм функционирования изучаемого процесса, всю систему факторов, вызывающих его изменение, а также средства воздействия на эти факторы. Следовательно, можно говорить об определенном механизме функционирования системы управления персоналом и об использовании различных инструментов воздействия на работника, т.е. об определенной технологии работы с кадрами.
В самом общем виде технология представляет собой приемы, навыки или услуги, применяемые для того, чтобы произвести определенные изменения в каком-либо материале.
Различают несколько видов технологий:
· многозвенные, под которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно;
· посреднические – оказание услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач;
· индивидуальные – с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному работнику.
Примером реализации многозвенных технологий в управлении персоналом является принятие управленческих решений на каждом этапе трудовой жизни работника на предприятии (наем, подготовка, адаптация, непосредственная трудовая деятельность и т.д.) с присущими им спецификой, соответствующими задачами и методами управленческого воздействия.
Посреднические технологии используются в ходе взаимодействия кадровой службы с руководителями структурных подразделений предприятия по вопросам реализации кадровой политики, подбора кадров, их оценки и т.д.
Индивидуальные технологии в значительной мере ориентированы на управление поведением людей в ходе трудовой деятельности и опираются на использование методов мотивации труда, социальной психологии и, прежде всего, методов регулирования межличностных отношений и т.д.
В управлении персоналом необходимо знать, какие цели могут быть достигнуты с помощью тех или иных средств воздействия, как и через что это воздействие осуществляется.
Арсенал применяемых здесь средств (методов, приемов работы с кадрами, выраженных в различных организационных формах) достаточно разнообразен:
· кадровое планирование;
· управление изменениями;
· выработка правил приема, расстановки и увольнения работников;
· структурирование работ, их новая компоновка, формирование нового содержания труда, должностных обязанностей;
· управление затратами на персонал как средством воздействия на развитие трудового потенциала работника;
· управление трудовой нагрузкой, оптимизация структуры рабочего времени;
· оценка и контроль деятельности;
· политика вознаграждения за труд, его высокие результаты;
· предоставление социальных услуг как средства мотивации, стабилизации коллектива;
· социально-психологические методы (методы устранения конфликтных ситуаций, обеспечения взаимодействия и т.д.);
Часть этих средств носит организационный характер (кадровое планирование, организация труда), другие связаны с воздействием на работника с целью изменения его мотивации, поведения, мобилизации его внутренних возможностей (система вознаграждения, оценки, обеспечения взаимодействия и др.).
1.5. Кадровая служба предприятия
При организации кадровой службы, структурировании ее состава необходимо исходить из следующих посылок.
Перечень работ, связанных с обеспечением эффективного управления персоналом, имеет относительно стандартный вид для всех предприятий. Это значит, что их реализация является необходимым и достаточным условием реализации задач и функций управления. Принципиальное построение кадровой службы в современных условиях не имеет общепризнанной формы.
Конкретное построение кадровой службы, распределение кадровой работы между структурными подразделениями, а внутри структурного подразделения между исполнителями может варьировать в большом диапазоне, поскольку зависит от многих моментов. Среди них следует отметить, прежде всего, размер предприятия (численность занятого на нем персонала), объем управленческих работ каждого вида, понимание руководством задач управления персоналом: несмотря на эффективность комплексного подхода к управлению персоналом, на одних предприятиях, тем не менее, во главу угла ставиться, например, подбор кадров, на других - планирование трудовой карьеры, на третьих - оценка результатов и оплата труда. Влияют также стиль и методы руководства администрации подчиненными и т.д.
При проектировании структуры службы управления персоналом и организации ее работы исходят из того, что существование какого-либо структурного подразделения оправданно лишь в определенных условиях (при определенной численности персонала, объеме управленческих работ данного вида). В других же условиях данная функция может быть поручена (передана) другому структурному подразделению или даже отдельному лицу в составе любого структурного подразделения.
Несмотря на то, что само понятие "управление персоналом" до последнего времени отсутствовало в практике российского менеджмента, каждая организация имела отделы кадров, на которые были возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения и повышения квалификации персонала. Однако, и это хорошо известно, роль отделов кадров в делах управления фирмы была незначительна, а большую часть работы по управлению кадрами выполнял (и выполняет до сих пор, как показывают социологические исследования) непосредственно руководитель подразделения. Для того, чтобы понять, почему службы управления персоналом занимают такое положение в организации, рассмотрим схему сложившейся организационной структуры компании:
Как видно из схемы, отделы кадров структурно разобщены с отделами охраны труда и техники безопасности; отделами организации труда и заработной платы; юридическим отделом и другими подразделениями, которые выполняют часть функций по управлению персоналом в организации. Эти отделы никак не подчинены руководителю службы УП, поэтому отдел кадров не является ни методическим, ни информационным, ни координационным центром кадровой политики в фирме.
Отсюда вытекает самая главная проблема российских служб управления персоналом: имея низкий организационный статус во внутрифирменном менеджменте, они не принимают участие в стратегическом планировании компании и принятии других важнейших решений, и тем самым отделы кадров не выполняют целый ряд задач по УП.
Для упрочения авторитета службы управления персоналом лучше, когда ее возглавляет кто-то из ближайших помощников руководителя: "с одной стороны его знают все в организации и доверяют ему, в том числе и сам руководитель, а с другой стороны - он знает организацию изнутри".
В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным. В зарубежной практике выделяются несколько таких вариантов.
Вариант 1: структурная подчиненность кадровой службы руководителю по администрированию
Основная посылка этого варианта состоит в сосредоточении всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. Выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения.
Вариант 2: структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа высшему руководству
Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается таким образом поднять статус и роль кадровой службы, хотя иерархический уровень заместителей руководителя еще не готов к восприятию отдела персонала как подразделения, равнозначного второму уровню управления.
Вариант 3: организационное включение службы управления персоналом в руководство организацией
Данный вариант можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем управления.
Как показывает изучение опыта управления организациями и соответствующей литературы, возможны следующие варианты некоторых изменений оргструктуры службы управления персоналом.
При немногочисленности персонала и соответственно незначительной суммарной трудоемкости функций службы управления персоналом выполнение отдельных задач может быть поручено конкретному специалисту, а не подразделению. В любом случае, вне зависимости от особенностей организации, состав функций службы управления персоналом остается постоянным. Меняется только трудоемкость их выполнения.
Ряд функций может быть передан другим подразделениям, не входящим структурно в службу управления персоналом. Отдельные функции могут выполнять, например, подразделения технического развития. Некоторые функции (например, информационного обеспечения службы управления персоналом) могут быть переданы в компетенцию подразделения по организации управления.[7]
2. Разработка структуры службы управления персоналом на предприятии ООО «Здоровье +»
2.1. Характеристика организации и анализ проблемной ситуации
Общество с ограниченной ответственностью «Здоровье +» представляет собой фармацевтическую фирму, распространяющую различные лекарственные средства на территории Сибири.
Уставный капитал сформирован из долей участников-учредителей, между которыми заключен учредительный договор и имеется Устав организации.
Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ООО «Здоровье +» он является единоличным в лице генерального директора.
Отрасль деятельности – торговля.
Потребителями продукции ООО «Здоровье +» являются в основном конечные потребители (индивидуальные заказчики, население).
ООО «Здоровье +» возникло в 1994 году. Миссия организации. заключается в следующем: обеспечение индивидуальных заказчиков и жителей Новосибирска и Сибирского региона качественной недорогой фармацевтической продукцией.
Сегодня «Здоровье +» – стабильно работающее предприятие города, продукцию которого хорошо знают не только в Новосибирской области, но и по Алтайскому краю, Томской, Кемеровской области.
На настоящий момент ООО «Здоровье +» занимается распространением лекарственной продукции через развитую сеть аптек, которые расположены в крупных городах Сибирского региона.
На рисунке 1 представлена организационная структура ООО «Здоровье +»
Рис.1. Организационная структура управления ООО «Здоровье +»
Таблица 3
Штатное расписание ООО «Здоровье +»
№ |
Наименование должности |
Должностные оклады |
Кол-во штатных единиц |
Годовой фонд зарплаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Генеральный директор |
10 000 |
1 |
120000 |
2 |
Директор по сбыту |
9 000 |
1 |
96000 |
3 |
Директор по маркетингу |
8 000 |
1 |
96000 |
4 |
Главный бухгалтер |
7 000 |
1 |
96000 |
5 |
Директор по снабжению |
8500 |
1 |
102000 |
6 |
Отдел сбыта |
6 000 |
5 |
360000 |
7 |
Отдел маркетинга |
5 000 |
6 |
360000 |
Окончание табл.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Отдел работы с клиентами |
5 000 |
3 |
180000 |
9 |
Отдел инноваций |
7 000 |
2 |
168000 |
10 |
Отдел по продвижению товара |
5 000 |
4 |
240000 |
11 |
Финансовый отдел |
5 000 |
2 |
120000 |
12 |
Отдел снабжения |
6 000 |
5 |
360000 |
|
Итого |
- |
32 |
2298000 |
Общее собрание учредителей занимается координацией работы исполнительного органа – генерального директора.
Генеральный директор следит за исполнение распоряжений, приказов, устанавливает нормы, правила работы торгового предприятия, заключает договора с поставщиками, координирует работу всех филиалов фирмы.
Директор по сбыту продукции контролирует работу сбытового отдела.
Директор по маркетингу координирует работу маркетингового отдела, который занимается анализом рыночной ситуации, разработкой рекламных компаний, позиционированием товара на рынке, поиском новых потребителей, разработкой различных инноваций в деятельности ООО «Здоровье +».
Главный бухгалтер:
§ производит выплату заработной платы;
§ производит начисления;
§ составляет отчет по финансовой деятельности;
§ обрабатывает информацию и своевременно предупреждает о негативных явлениях в финансовой деятельности;
§ мобилизует внутрипроизводственные резервы и эффективно их использует.
Директор по снабжению возглавляет отдел снабжения, в обязанности которого входит организация своевременной поставки товаров со склада в торговые точки – аптеки.
ООО «Здоровье +» занимает достаточно значительную долю рынка лекарственных товаров. В таблице 4 представлено долевое распределение крупнейших участников рынка фармацевтических товаров.
Таблица 4
Наиболее крупные фармацевтические фирмы, действующие на рынке Сибирского региона
Название фирмы |
Доля рынка, % |
||
2001 |
2002 |
2003 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
ООО «Здрава» |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
«Биком» |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
Сеть аптек «Витаминка» |
2,4 |
2,2 |
2,2 |
«АВИЦЕНА-ИВ» |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
«Тонус» |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
ЗАО «Медпрепараты» |
3,4 |
3,5 |
3,5 |
«Поколение» |
3,9 |
4,0 |
3,9 |
«Фито-центр» |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
ООО «Академфарма |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
ООО «АКТА» |
4,7 |
5,0 |
5,1 |
ЗАО «СИБМЕДДИЗАЙН» |
5,1 |
5,3 |
5,4 |
36,60 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
ТОО «АРКАДА» |
4,8 |
4,7 |
4,7 |
ООО «АИР» |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
АОЗТ «АСПЕКТ ПЛЮС» |
5,2 |
5,1 |
5,0 |
«Вектор-бест» |
2,1 |
2,0 |
1,8 |
«Кронт-Восток» |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
«Антигрипп» |
3,3 |
3,1 |
3,2 |
«Кроэксфарм» |
5,7 |
5,8 |
5,8 |
ООО «МЕДМЕТ» |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
|
|
|
|
Окончание табл. 4 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
АОЗТ «Новофарм» |
1,4 |
1,3 |
1,4 |
«СИБФАРМ» |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
ООО «НИКОМЕД» |
5,6 |
5,8 |
5,8 |
ООО «Здоровье +» |
4,1 |
5,2 |
6 |
АОЗТ «Микс» |
3,0 |
2,9 |
3,0 |
ЗАО «Россиб фармация» |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
«Сибмедфарм» |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
АОЗТ «Фармакон» |
3,0 |
2,9 |
3,0 |
ООО «ПАРМИС» |
2,6 |
2,6 |
2,5 |
«ФАРМАКОН-АЛЛ» |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
МУП «Фармация» |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таким образом, ООО «Здоровье +» является одним из лидеров фармацевтического рынка Сибирского региона, и доля предприятия выросла за 2001-2003гг (рис.1.).
В таблице 5 представлены общеэкономические показатели деятельности ООО «Здоровье +» в динамике по годам: 2001 – 2003гг.
Таблица 5
Система общеэкономических кадровых показателей в ООО «Здоровье +»
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Динамика по годам |
||
2001 |
2002 |
2003 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Общеэкономические показатели |
|
|
|
|
1. |
Объем продаж |
млн. руб. |
14,5 |
19,6 |
22,5 |
2. |
Величина основных фондов |
млн. руб. |
8,45 |
9,12 |
9,12 |
3. |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
69,5 |
70,3 |
72,6 |
4. |
Производительность труда |
млн. руб. |
0,64 |
0,79 |
0,75 |
5. |
Прибыль |
млн. руб. |
2,1 |
2,8 |
3,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 5 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6. |
Удельный вес фонда потребления в прибыли |
% |
31 |
35 |
40 |
|
Кадровые показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Численность персонала, всего в том числе по категориям: |
чел. |
20 |
28 |
32 |
|
- Руководители |
чел. |
3 |
4 |
4 |
|
- Специалисты |
чел. |
17 |
22 |
28 |
8. |
Текучесть кадров |
чел. |
0 |
2 |
1 |
9. |
Образовательный состав персонала: |
чел. |
|
|
|
|
- средне специальное |
|
2 |
2 |
4 |
|
- незаконченное высшее |
|
3 |
3 |
5 |
|
- высшее |
|
12 |
11 |
16 |
10. |
Возрастной состав персонала: |
чел. |
|
|
|
|
- до 18 лет |
|
0 |
2 |
1 |
|
- 18-25 лет |
|
5 |
6 |
7 |
|
- 26-36 лет |
|
4 |
9 |
8 |
|
- 37-50 лет |
|
5 |
4 |
6 |
|
- свыше 50 лет |
|
2 |
1 |
0 |
11. |
Средний возраст работающих |
лет |
32,1 |
33 |
31 |
12. |
Структура персонала по полу: |
% |
|
|
|
|
- женщин |
|
51 |
53 |
48 |
|
- мужчин |
|
49 |
47 |
52 |
13. |
Распределение персонала по стажу: |
чел. |
|
|
|
|
- до 1 года |
|
2 |
2 |
2 |
|
- 1-3 года |
|
5 |
6 |
5 |
|
- 3-5 лет |
|
6 |
7 |
8 |
|
- 5-10 лет |
|
2 |
2 |
3 |
|
- более 10 лет |
|
1 |
2 |
2 |
14. |
Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов) |
% |
|
|
|
|
- высшее образование |
|
87,5 |
89,5 |
90 |
|
- среднее специальное |
|
12,5 |
10,5 |
10 |
|
- практики |
|
0 |
0 |
0 |
|
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности |
|
|
|
|
15. |
Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
118,1 |
124,5 |
129,5 |
16. |
Средняя заработная плата на одного работника |
тыс. руб. |
6,32 |
7,0 |
7,3 |
|
|
|
|
|
|
Окончание табл. 5 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17. |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации (в месяц) |
тыс. руб. |
15,84 |
19,35 |
26,58 |
18. |
Затраты на осуществление льгот для персонала (в месяц) |
тыс. руб. |
49,36 |
51,29 |
68,34 |
19. |
Количество прогулов на одного работника |
час. |
1,8 |
1,3 |
0,8 |
Рис. 2 Доля продаж ООО «Здоровье +» на фармацевтическом рынке Сибирского региона.
Но нами было выяснено, что в ООО «Здоровье +» существуют некоторые проблемы в области организации управления персоналом. Проблема заключается в том. Что работники предприятия не довольны кадровой политикой руководства. Компании необходимо разработать структуру работы службы управления персонала.
2.2. Разработка структуры службы управления персоналом
В связи с возникновением проблемной ситуации компании необходимо пересмотреть трудовой (коллективный) договор.
Мы предлагаем разработать Положение о заключении трудовых коллективных договоров на предприятии. И уже на основании этого положения строить организационную структуру службы управления персоналом.
Общие положения.
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий трудовые, социально экономические и профессиональные отношения между работодателем (его администрацией) и работниками на предприятии, т.е. трудовым коллективом.
Уровень активности трудового коллектива в разработке, обсуждении и выполнении коллективного договора влияет и на его эффективность в решении вопросов труда, быта, социального развития трудового коллектива. Коллективный договор ныне является важнейшим правовым актом, приспособленным к конкретным условиям данного производства и трудовому коллективу. Он имеет смешанную юридическую природу, поскольку коллективный договор – правовой акт, устанавливающий согласие работодателя (администрации) и работников (трудового коллектива) как социальных партнеров на конкретном производстве, в котором закрепляются локальные нормы, повышающие социальные гарантии. Следовательно, коллективный договор – это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне предприятия между работниками и работодателями. Он является также морально-политическим актом, так как определяет и условия поведения сторон.
Коллективный договор ООО «Здоровье +» является документом, гарантирующим защиту прав и интересов различных профессиональных групп трудящихся предприятия. Администрация, согласно деятельности предприятия и его организационных структур, признает профсоюзный комитет в качестве единственного и полномочного представителя трудового коллектива в коллективных переговорах по вопросам регулирования трудовых отношений, норм труда и оплаты труда, условий найма, социальных льгот и гарантий работников.
Из понятия коллективного договора видно, что это двусторонний договор. Одной его стороной является коллектив работников в лице одного или нескольких профсоюзов, если на данном производстве не один профсоюз. Когда со стороны работников выступают одновременно несколько профсоюзов, то ими формируется объединенный представительный орган для переговоров, разработки единого проекта и заключения необходимого коллективного договора. Единый проект обсуждается в подразделениях предприятия, дорабатывается с учетом их замечаний и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Стороной договора является трудовой коллектив.
Если согласия в объединенном представительном органе не достигнуто, то общее собрание трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.
Таким образом, и в этом случае стороной коллективного договора является весь трудовой коллектив предприятия, за ним последнее слово. Его собрание может принять коллективный договор, даже если представители одного из профсоюзов и не согласны с ним. Закон дал здесь право трудовому коллективу решать вопрос окончательного принятия одного из представленных проектов коллективного договора.
Профсоюз вправе также самостоятельно вести переговоры и заключать коллективные договора от имени представляемых им работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающие специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Такое приложение является неотъемлемой частью коллективного договора.
Второй стороной коллективного договора является работодатель (независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности данного производства и численности в нем работников) непосредственно или уполномоченный им представитель (директор) со своей администрацией.
От сторон коллективного договора надо отличать субъектов-исполнителей, указанных в коллективном договоре как ответственных выполнение конкретного обязательства по данному договору.
Следовательно, в коллективном договоре есть следующие обязанные по нему субъекты:
- работодатель как собственник производства и сторона договора;
- его представитель, администрация во главе с директором, управляющим и руководителем;
- трудовой коллектив как сторона договора;
- профсоюз как представитель трудового коллектива работников;
- субъекты-исполнители по отдельным обязательствам.
На комбинате договаривающиеся стороны признают, что экономическая стабильность предприятия и благополучие членов коллектива взаимосвязаны и следовательно, заинтересованы в создании для этого оптимальных условий. В случае возникновения конфликтных ситуаций, они будут разрешаться посредством прямых и открытых переговоров в соответствии с действующим законодательством. Если условия хозяйственной деятельности или положение рабочих ухудшится в связи с изменением законодательства, договор может быть пересмотрен с согласия сторон.
На срок действия договора, при выполнении администрацией всех его положений, профсоюзная организация обязуется не объявлять забастовок, бойкотов или замедления темпов работы предприятия.
Современный коллективный договор является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, создание локальных норм трудового права, с одной стороны, а с другой, он является актом участия работников, их трудового коллектива в управлении предприятия, поскольку может развивать производственную демократию, участие работников в местном правотворчестве. В нем соединяются и отражаются интересы работников и работодателей, поскольку коллективный договор представляет консенсус интересов социальных партнеров на производстве. В этом правовая, экономико-социальная и политическая роль коллективного договора. Его значение в переходный период возрастает. Коллективный договор может восполнять своими локальными нормами проблемы трудового законодательства, повышать гарантии трудовых прав работников, улучшать охрану труда и социально-бытовые условия, может также нацеливать на уважение и развитие трудовых традиций данного предприятия.
Коллективный договор выступает как средство воспитания дисциплины труда, добросовестного отношения к труду, предусматривает меры материального поощрения высококачественного труда и меры воздействия на нарушителей коллективного договора. Производственное, народнохозяйственное значение коллективного договора в том, что он направлен на совершенствование производства, улучшение качества продукции, повышение производительности труда. Таким образом, коллективный договор имеет правовое, социально-экономическое, политическое, производственное и воспитательное значение.
На комбинате администрация настоящим признает профсоюзный комитет единственным и исключительным представителем всех работников в коллективных переговорах об оплате труда, продолжительности рабочего времени, решении социальных проблем и других условий коллективного договора.
Профсоюзный комитет «Здоровье +» обязуется:
1. предоставлять и защищать законные интересы членов профсоюза;
2. осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора, принимать меры, обеспечивающие выполнение двухсторонних обязательств;
3. защищать интересы трудового коллектива при распределении фондов предприятия, других социальных благ;
4. проводить работу по предупреждению и урегулированию трудовых споров (конфликтов) между членами трудового коллектива и администрацией;
5. оказывать юридическую и материальную помощь членам профсоюза;
6. направлять средства социального страхования на выплату всех видов пособий и пенсий, отдых работников и его членов семьи;
7. приобретать путевки для санаторного лечения работников и для отдыха их детей.
К Новому году приобретать подарки для детей и проводить утренники; осуществлять сбор и учет членских профсоюзных взносов, приобретать ценные подарки для поздравления вступающих в брак работников; оказывать материальную помощь членам профсоюза; вести постоянный учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении; проводить анализ заболеваемости; премировать лучших профсоюзных активистов.
Рабочие, руководители, специалисты и служащие обязуются: качественно и в срок выполнять производственные задания, бережно относиться к государственному имуществу, осуществлять правильную эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, наблюдать внутреннюю трудовую дисциплину, выполнять приказы, распоряжения администрации.
Сроки действия договора:
Коллективный договор вступает в силу с момента подписания и действует в течении календарного года до подписания нового договора.
К коллективному договору прилагаются следующие документы:
- нормативные документы по оплате труда;
- перечень дополнительных средств защиты работающих;
- соглашение по охране труда;
- план мероприятий по укреплению материально-технической базы.
При несчастном случае по вине предприятия единовременная компенсация работника составляет: в случае гибели работника или получения увечья по вине предприятия его семье выплачивается единовременное пособие в сумме его утраченного среднего заработка с момента гибели до пенсионного возраста (согласно закону об охране труда).
Администрация бесплатно обеспечивает трудящихся средствами защиты в соответствии с типовыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Администрация обязуется выдавать моющие средства для стирки спецодежды на предприятии, где нет централизованной стирки.
Содержание договора (контракта).
Содержание коллективного договора – это все его условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.
Примерный перечень вопросов, по которым могут включаться взаимные обязательства сторон:
- Оплата труда – форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, компенсации и доплаты, механизм регулирования оплаты с учетом роста цен, инфляции, выполнения показателей, установленных коллективным договором.
- Обеспечение занятости – занятость, переобучение, условия высвобождения работников.
- Рабочее время и время отдыха – их продолжительность, отпуска, льготы для совмещающих работу с обучением.
- Охрана труда – улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи.
- Контроль за выполнением коллективного договора, социальное партнерство, ответственность его сторон, обеспечение гарантий деятельности профсоюзов.
ОПЛАТА ТРУДА.
Администрация и трудовой коллектив совместно направляют свои усилия на достижение расчетных экономических и финансовых показателей, обеспечивающих нормальную хозрасчетную деятельность предприятия.
К коллективному договору прилагается: порядок образования фондов потребления, порядок образования средств на оплату труда, форма оплаты и стимулирования труда (размеры тарифных ставок и окладов, применяемых надбавок и доплат при наличии средств, льготы и компенсации).
Минимальные размеры тарифных ставок и окладов на предприятии устанавливаются не ниже утверждаемых Указом Президента РФ и меняются параллельно росту стоимости жизни. Суммы премии максимальными размерами не ограничиваются при наличии средств.
Каждому вновь принятому работнику разъясняются условия оплаты труда. О введении новых норм выработки и об изменениях оплаты труда, администрация извещает работников предприятия не позднее 2-х месяцев.
Администрация обязуется:
1. Оплату труда рабочих, руководителей, специалистов производить согласно штатного расписания.
2. Доплата рабочим в зависимости от условий труда производить согласно перечня конкретных работ и рабочих мест.
3. Открывать каждому вновь принятому рабочему трудовую книжку. По требованию, за каждый месяц выдавать расчетные листки с указанием размера зарплаты.
4. Премирование и вознаграждение кандидатов производить в соответствии с утвержденными положениями.
5. Не допускать задержку выплаты зарплаты. В исключительных случаях выдавать отдельным работникам внеплановые авансы в счет зарплаты в размере не более месячного заработка по согласованию с профсоюзным комитетом. Установить сроки выплаты зарплаты 15 числа каждого месяца.
6. Знакомить всех поступающих на предприятие с правилами внутреннего распорядка.
7. Строго следить, чтобы установленная продолжительность рабочего дня соблюдалось всеми работниками. Обеспечить строгий учет явки на работу, опозданий, отлучек и т.п.
8. Применять в отношении нарушителей трудовой дисциплины: прогульщиков, пьяниц, а также за разглашение коммерческой тайны все имеющиеся воздействия: лишение премий, годового вознаграждений, лишение льготных путевок и другие меры вплоть до увольнения.
Профсоюзный комитет обязуется: осуществлять систематический контроль за соблюдением законодательства по зарплате, за правильное применение премиальных положений. Контроль за соблюдением больничного режима. Систематически проверять правильность расчетов по зарплате и ее выплате.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ.
Администрация обязуется обеспечить полную и стабильную занятость рабочих на предприятии в соответствии с их профессией, квалификацией и коллективным договором.
Администрация уведомляет профсоюзный комитет о намерении изменить структуру, что может повлечь за собой увольнение работников или временное освобождения от работы не позднее чем за 2 месяца.
В случае сокращения рабочих мест администрация обязуется принять меры по их воссозданию за счет расширения производственной деятельности в целях их трудоустройства.
Стороны, подписавшие настоящий коллективный договор обязуются совместно решить вопросы высвобождения кадров в случае реорганизации, ликвидации предприятия, передвижения кадров, совершенствования оплаты и условий труда.
Администрация обязуется не принимать дискриминационных мер при приеме и увольнении в отношении женщин с малолетними детьми, лиц с ограниченной трудоспособностью, а также молодых специалистов.
При увольнении работников по условиям экономической целесообразности персональный состав увольняемых и условия увольнения предварительно согласовываются с профсоюзным комитетом.
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА.
Режим рабочего времени:
Предусматриваются особенности режима работы для различных категорий работников (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели).
Отпуска:
Ежегодный отпуск для рабочих и служащих устанавливается не менее 24 рабочих дней.
Представлять работникам кратковременный оплачиваемый отпуск в случаях:
1) собственной свадьбы, дочери, сына – 3 дня;
2) рождения ребенка отцу – 2 дня оплачиваемые;
3) ухода за тяжело больными членами семьи (без оплаты) на основании медицинских справок;
4) смерти близкого родственника – 3 дня;
5) собственный день рождения – 1 день оплачиваемый;
6) провожание в Армию сына – 1 день оплачиваемый.
Расходы на оплату этих отпусков производится за счет средств, направленных на оплату труда.
Администрация предоставляет новостройщикам до 2-х месяцев отпуска без содержания для строительства индивидуального жилого дома (до 3-х лет с начала строительства).
Доплаты, надбавки, льготы и компенсации:
В зависимости от условий труда работникам устанавливаются доплаты:
- за работу в ночное время в размере 100%, охранникам – 50%;
- за работу в тяжелых и вредных условиях труда на основании аттестации рабочих мест – 12%, особо вредных условиях труда – 24%;
- за работу в выходные дни – 100%;
- за работу в праздничные дни – 100%.
Надбавка учитывается при начислении премии, пособий по социальному страхованию, отпускные.
При отсутствии средств на счету предприятия администрация обязуется в указанные сроки обеспечить выплату зарплаты на уровне государственных гарантий оплаты труда в соответствии с Указом Президента РФ.
Всем работникам, работающим по скользящему графику доплачивается за переработанные часы, согласно законодательству.
Лицам, ответственным за составлением табеля учета рабочего времени, указывать количество переработанных часов.
Охрана здоровья, социальное обеспечение.
Администрация обязуется выделять средства для приобретения путевок в дома отдыха и санатории.
Оплата за счет средств предприятия должна составлять не менее: санаторные – 90%, туристические – 80% стоимости путевки. Санаторные путевки распределяются профсоюзным комитетом в строгом соответствии рекомендацией врача. Для премирования лучших работников выделять средства на приобретение туристических путевок при наличии денежных средств.
Стороны признают, что без создания условий жизни, быта и отдыха рабочих невозможна максимальная эффективность производства, социального благополучия коллектива предприятия.
В этих целях предприятие обязуется при уходе на пенсию выплачивать единовременное пособие в размере 3-х месячного оклада.
ОХРАНА ТРУДА.
Администрация принимает на себя обязанность обеспечивать здоровье и безопасность условий труда, производственного быта в соответствии с требованиями нормативных документов по охране труда и информировать трудовой коллектив о состоянии условий труда. На эти цели из средств предприятия выделяется 2% от фонда потребителя.
Стороны признают своей обязанностью сотрудничать в деле сохранения здоровья и безопасности труда, и считают управление охраны труда неотъемлемой частью производственного процесса, который предусматривает:
- регулирование отношений в области охраны труда женщин и молодежи в соответствии с законодательством;
- организацию и ведение производственного процесса с обязательным соблюдением всех нормативных требований;
- обучением вопроса охраны труда рабочих массовых профессий, а также руководителей и специалистов;
- организацию медицинских осмотров работников;
- ответственность работников за нарушение требований, норм и правил по охране труда;
- материальное стимулирование работников за работу без травм и аварий;
- функциональные обязанности и ответственность руководителей и должностных лиц в вопросах охраны труда;
- осуществление всех работ в строгом соответствии с требованием правил техники безопасности и производственной санитарии, проводить своевременное обучение и инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии рабочих, ИТР, служащих;
- провождение систематической работы по повышению культуры производства, улучшению условий труда рабочих, повседневное осуществление контроля по технике безопасности;
Информирование трудящихся.
Администрация обязуется:
· систематически информировать членов коллектива о финансовом положении, а также решение вопросов труда социального развития;
· проводить систематически совместно с профкомом рейды проверки по сохранности материальных ценностей и эффективности использования резервов производства;
· информировать членов коллектива о своих решениях по различным вопросам.
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.
Контроль за выполнением коллективного договора осуществляет комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон.
Стороны, подписавшие коллективный договор, один раз в пол года отчитываются о его выполнении на профсоюзном собрании.
Представители администрации и профсоюзного комитета, подписавшие коллективный договор, несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств.
Должностные лица и отдельные работники, виновные в невыполнении конкретных обязательств по коллективному договору, несут ответственность в порядке, установленном законом.
Трудовой коллектив и профсоюз не несут юридической ответственности по коллективному договору. Они за невыполнение его условий несут лишь морально-политическую ответственность.
Работодатель и должностные лица его администрации за невыполнение условий коллективного договора несут правовую ответственность вплоть до освобождения руководителя от должности по требованию профсоюзного органа.
Все условия коллективного договора по их характеру могут быть классифицированы по трем следующим видам:
1. Нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда, дополнительные отпуска и т.д. Эти условия применяются каждый раз к тем работникам, кто имеет по договору право на них. Действуют эти условия весь период существования коллективного договора. С расширением ныне договорных начал регулирования труда нормативные условия коллективного договора все более расширяются.
2. Обязательные условия предоставляют конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и их субъектов-исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения, а за тем погашаются выполнением. Большая часть обязательных условий в коллективном договоре, как правило направлено на улучшение охраны труда и бытового обслуживания работников.
3. Организационные условия. Это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке исполнения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение ответственности коллективного договора.
Все условия коллективного договора могут лишь улучшать, по сравнению с законодательством, условия труда работников. Условия, ухудшающие их, считаются недействительными.
В течении срока действия коллективного договора все его изменения, дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном в коллективном договоре, а если он не определен, то в порядке, установленном законом для заключения коллективного договора, с утверждения общего собрания (конференции) трудового коллектива. Закон установил определенные гарантии для трудового коллектива при ликвидации предприятия, предусмотрев, что претензии трудового коллектива по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Ликвидационная комиссия по согласованию с профсоюзом определяет размер их средств для трудового коллектива и распределяет их по подразделением и среди работников.
Прекращение действия договора (контракта).
При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение 3-х месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего. При пересмотре коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и других условий, предусмотренных прежним коллективным договором. Необоснованный отказ в заключении коллективного договора с трудовым коллективом приватизируемого предприятия или невыполнение требования о социальных гарантиях их работников может повлечь наложение штрафа на виновное должностное лицо в размере от 10-ти до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда. Но штраф не освобождает его от выполнение соответствующих обязанностей. При ликвидации предприятия коллективный договор действует в течении всего срока проведения ликвидации.
Прекращение договора – это акт прекращения трудовых правоотношений работника с администрацией. Отстранение работника от работы еще не прекращает само по себе трудовое правоотношение, здесь лишь приостанавливается выполнение работником его трудовых функций по коллективному договору, с приостановкой выплаты за это время зарплаты. Прекращение коллективного договора с отстраненным работником возможно лишь по общим основаниям, предусмотренном законом. Так, работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии, администрация не допускает к работе в этот день, т.е. отстраняет от работы на этот день. В иных случаях закон, как правило, не предоставляет право администрации самой отстранять работника от работы, исключения предусматривают лишь некоторые уставы от дисциплины.
Прекращение договора может наступить лишь тогда, когда есть для этого законные основания.
Основаниями прекращения договора являются также жизненные обстоятельства, которые признаются законом как юридические факты для прекращения договора.
Само по себе наличие основания увольнения не прекращать трудового правоотношения. Для этого необходим определенный юридический акт как действие соответствующего лица (приказ администрации или заявление работника), оформленный в установленном законом порядке и отражающий волю стороны договора на его расторжение. И наличие основания для увольнения по инициативе администрации не обязывает ее увольнять работника, а дает ей лишь право на увольнение с соблюдением соответствующего порядка. Строгая регламентация законом оснований прекращения договора и порядка увольнения работников по каждому из оснований является важной юридической гарантией права на труд.
Прекращение коллективного договора правомерно в следующих случаях:
· есть указанные в законе основания;
· соблюден определенный порядок увольнения работника по данному основанию;
· имеется юридический акт прекращения трудовых правоотношений.
Все основания увольнения по субъектам, к которым они применяются, делятся на общие и дополнительные.
1). Основаниями прекращения контракта являются:
- соглашение сторон коллективного договора. Это основание характеризует договорной характер коллективных отношений, которые устанавливаются по соглашению сторон. И соглашением сторон могут прекращаться. На практике данное основание прекращения коллективного договора применяется в тех случаях, когда стороны досрочно прекращают срочный коллективный договор. Законодательство не указывает каких-либо причин, организовывающих возможность такого соглашения, и при прекращении договора с неопределенным сроком. Это основание увольнения указывается в трудовой книжке в случае, если контрактом предусмотрено увольнение в соответствии с указанным в Законе.
Если стороны согласились прекратить договор, то он прекращается в любое время. Аннулирование этой договоренности может иметь место лишь при взаимном соглашении администрации и работника.
- истечение срока договора, заключенного на срок до 5-ти лет или на время выполнения определенной работы. Сам факт истечении срока, окончания обусловленной работы не прекращает договор, если работник продолжает работать. Для его прекращения и здесь необходимо действие одной из сторон коллективного договора, выражающее ее волю на прекращение договора.
Если истечении срока договора или окончании обусловленной работы трудовое отношение фактически продолжается и ни одна из сторон не требует его прекращения, то договор признается продолжительным на неопределенный срок.
- призыв или поступление работника на военную службу. За призванным сохраняется право поступления в то же предприятие по возвращении из армии. Если призванный освобожден в течение трех месяцев со дня призыва от службы в армии, то ему должна быть предоставлена та же работа, что и до призыва, согласно Закону о всеобщей воинской обязанности.
- перевод работника, с его согласия, на другое предприятие или переход работника на выборную должность. Это основание увольнения применяется лишь при переводе в другое предприятие, т.е. когда с прежним предприятием договор прекращается. При этом для применения увольнения в порядке перевода необходима ясно выраженная на это (в письменной форме) воля трех лиц: работника (подает об этом заявление); руководителя по новому месту работы; руководителя по старому месту работы. При переходе же на выборную должность должен быть акт избрания на это должность.
- отказ работника от продолжения работы в связи с существенным изменением условий труда. В этом случае администрация может применять увольнение только тогда, когда такое изменение условий труда было вызвано изменением в организации производства или труда. Если же никаких изменений не было, то она без согласия работника не имеет права существенно изменять условия договора.
- вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы, увольнению от должности либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы. Увольнение производится не ранее вступления приговора в законную силу, поскольку до того он может быть отменен в кассационном порядке.
2). Контракт заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнут досрочно по инициативе работника, если он письменно предупредит об этом администрацию за 2 недели. По истечению срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить работу, а администрация обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.
3). Срочный коллективный договор может быть расторгнут досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы, нарушения администрацией законодательства о труде.
4). Контракт, заключенный на неопределенный срок, а также срочный контракт до истечения срока его действия могут быть расторгнуты по инициативе администрации в случаях:
- ликвидации предприятия, сокращения численности или штата работников;
- систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него контрактом или правилами внутреннего трудового распорядка, если к такому работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;
- прогула (в том числе отсутствия на работе более 3-х часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- неявки на работу более 4-х месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам.
5). Расторжение контракта с руководящим работником допускается по требованию профсоюзного органа в случаях, установленных законодательством о труде.
6). В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, стороны коллективного договора руководствуются законодательством о труде.
3. Оценка эффективности разработки организационной структуры службы управления персоналом
Для оценки эффективности разработки организационной структуры службы управления персоналом может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации:
§ уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;
§ (прогулы, опоздания, отсутствия на рабочем месте, не согласованные с руководством и т.д.);
§ уровень ошибок, допускаемых работниками;
§ уровень текучести кадров;
§ количество жалоб и претензий, поступивших по вине работников со стороны клиентов, фирм-партнеров.
Дополнительная информация о качестве используемой в организации системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Заключение
Анализ формирования результатов исследования позволяет сформировать следующие выводы:
1. Меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному строить свои отношения с персоналом и управлять им, просчитывая все будущие шаги.
2. Если руководитель рассчитывает на процветание и успех своего дела, то должен уметь использовать в управлении те методы, формы и стиль предлагаемых в данной работе.
Решению многих задач и призвана помочь эта работа, так как здесь раскрыта концепция управления персоналом организации в условиях рыночных отношений. Руководителю необходимо знать, как решать проблемы, как умело и уместно использовать соответствующие технологии и методы управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью понимают адекватность используемого метода ситуации в организации. В этом смысле известные на сегодня методы, технологии и процедуры управления персоналом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации.
Практическую значимость работы может составить внедрение на предприятии ООО «Здоровье +» следующих предложений. Управление персоналом должно осуществляться через согласование целей между сотрудниками и руководителем. Однозначные и ясные цели, которые по возможности должны обсуждаться и согласовываться с сотрудниками при составлении планов их деятельности, учет способностей сотрудников при утверждении рабочих целей, объяснений связи между целями работника, целями подразделений и целями предприятия в целом.
Роль и цели управления находятся в тесной связи между собой. Роль руководителя, занимающего определенную должность, представляет набор определенных поведенческих правил, меру его влияния и степень участия в целенаправленной деятельности.
Данная работа конкретно и подробно предлагает изучить и использовать принципы, модели, критерии, концепции и т.п. в работе руководителя. Предлагаемая Эшридская модель, схема Блейка-Моутон, координирующее руководство помогут руководителю решить многие проблемы управления персоналом на предприятии.
Список используемой литературы
1. Ю. Одегов, Н. Маусов, М. Кулапов. «Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект)», М. РЭА им. Плеханова, 1999
2. Ф. Котлер. «Управление маркетингом», М. «Экономика», 1980
3. В. В. Травин, В. А. Дятлов «Основы кадрового менеджмента», М. «Дело», 2000.
4. Под ред. А. Кибанова. «Управление персоналом», М. «Инфра-М», 1997.
5. Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев «Управление персоналом», М. «Финстатинформ», 1997.
6. Ю.Красовский. «Управление поведением на фирме», М. «Инфра-М», 1997.
7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2001
9. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.
10. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий: Учеб. пособие. – СПб.: СПбУЭФ, 1994.
11. Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В., Подхватилин Н.В., Алешунас М.Р. Новые технологии управления персоналом.: СпБ.: - Изд. Речь 2003
12. Управление персоналом современной организации. Стратегическое управление персоналом // Управление персоналом. 1998. - № 12.
[1] См: Ф. Котлер. «Управление маркетингом», М. «Экономика», 1980
[2] Ю. Одегов, Н. Маусов, М. Кулапов. «Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект)», М. РЭА им. Плеханова, 1999
[3] Ю.Красовский. «Управление поведением на фирме», М. «Инфра-М», 1997. с. 184 – 194.
[4] См: Под ред. А. Кибанова. «Управление персоналом», М. «Инфра-М», 1997.
[5] Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев «Управление персоналом», М. «Финстатинформ», 1997. с. 154 – 160.
[6] В. В. Травин, В. А. Дятлов «Основы кадрового менеджмента», М. «Дело», 2000.
[7] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. с. 49 – 56.