Контрольная работа по экономической теории

Вариант – 5


Содержание


Вопросы………………………………………………………3

№ 1……………………………………………………...3

 № 2……………………………………………………...7

Задачи………………………………………………………...12

№ 3……………………………………………………...12

№ 4……………………………………………………...12

Тесты………………………………………………………….13

         № 5……………………………………………………....13

         № 6………………………………………………………13

         № 7………………………………………………………14

         № 8………………………………………………………14

         № 9………………………………………………………15

         № 10……………………………………………………..15

Использованная литература……………………………….16 1.      Назовите основные характеристики рынка совершенной конкуренции. Какие, на ваш взгляд, черты действующих рынков идеализированы в модели рынка совершенной конкуренции?

Необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. [1]

На таком рынке конкуренция представляет собой регулирующую его силу. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т.д. Она через установление соответствующих цен сигнализирует об изменениях в потреблении и вызывает надлежащую, адекватную реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его. В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, заставляет переходить на самые эффективные технологии. Благодаря механизму межотраслевой конкуренции создается тождество (единство) частных и общественных интересов – через формирование средней прибыли. Стремление увеличивать свои доходы реализуется предпринимателями только при удовлетворении общественных интересов.

Итак, выделим, основные черты рынка совершенной конкуренции.

Во-первых, это множественность фирм – субъектов рынка. Доля каждого из них ничтожно мала, поэтому никто из производителей не может оказать влияние на цену. Цена задается рынком, определяется только соотношением спроса и предложения,[2] т. е. является стихийной и не зависит от выпуска каждой фирмы. В условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой.

Во-вторых, это однородность выпускаемой фирмами продукции. Совокупность всех предприятий, производящих однородную продукцию образует отрасль. Все единицы продукции одной отрасли для покупателей абсолютно одинаковы. Совершенная взаимозаменяемость продукции разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее для любой пары предприятий бесконечно велика. Анонимность продавцов делает рынок совершенной конкуренции обезличенным.

В-четвертых, свобода входа и выхода на рынок, препятствия вступления в отрасль для новых фирм практически отсутствуют. Свободный вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены может, как правило, способствовать вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения. Вход в отрасль не требует сколько-нибудь существенных затрат, существует совершенная мобильность покупателей и продавцов внутри рынка. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, их свободным переливом в отрасли, где их альтернативная ценность выше.

В-пятых, совершенная информированность. Информация о всех параметрах рынка, ценах, технологии и вероятной прибыли является общедоступной и распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит. На данном допущении основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене.

В модели рынка совершенной конкуренции некоторые черты рынков идеализированы. Не принимаются во внимание внешние факторы (экстерналии), т. е. затраты или выгоды от операций, когда действия одного (или нескольких) субъектов влияют на положение другого, никак не связанного с первым. Модель рынка совершенной конкуренции исходит из положения о том, что субъекты рынка действуют независимо друг от друга, преследуя собственные интересы. Фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли продаж. Отсюда вытекает вывод о низкой эффективности распределения ресурсов.

Рынок совершенной конкуренции не способен обеспечить население общественными благами – товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление, эти блага не конкурируют в потреблении, и никто не может быть исключен из  процесса их потребления. Рынок совершенной конкуренции не может быть самодостаточным. Это свидетельствует о необходимости государственного вмешательства в рыночную систему.

Продукты разных предприятий не могут быть совершенно взаимозаменяемы для каждого покупателя. Для некоторых людей весьма велики издержки перехода от продукции одного производителя на продукцию другого. Совсем необязательно малое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня приведет к полному переключению спроса на данную продукцию других фирм. Рынок не может быть абсолютно обезличенным, для того и существует реклама, чтобы оповестить покупателей о существующих производителях. К тому же большинство людей обладают определенной инерцией, привыкая к одной марке, не желают ее менять, даже из-за увеличения цены.

Малость и множественность субъектов рынка совершенной конкуренции предполагают отсутствие формальных и неформальных соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке. На реальном рынке, по крайней мере, неформальные соглашения существуют всегда.

Идеализированным допущением является также предположение об отсутствии входных и выходных барьеров на рынок.  Как уже отмечалось, достаточно велики издержки перехода покупателей от продукции одной фирмы к продукции другой. Существующий рынок не обходится также без легальных или финансовых барьеров входа на рынок, таких как, различного рода патенты, лицензии, обеспечивающие преимущественное право производить или продавать определенную продукцию. Для входа в отрасль необходимы значительные первоначальные вложения и, кроме того, реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба способна ограничивать вход в отрасль предприятий-новичков.

Ну, и, наконец, наименее реалистичным является допущение о совершенной информированности, так как на практике информация дефицитна, ее получение переработка и использование стоят времени, сил и денег. В конкретных же условиях наблюдается дисперсия цен, т.е. множественность рыночных цен на однородный товар на каждом рынке. Наблюдающееся в действительности несовершенство информированности, безусловно, оказывает влияние на рынок и рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.[3]



2.      Охарактеризуйте показатели ВВП и ВНД. Что они измеряют? В чем их различие? Дайте определение номинального и реального ВВП.

Валовой внутренний продукт отражает результат развития экономики, дает характеристику конечной готовой продукции и услуг, производимых на территории данной страны. ВВП – это валовая стоимость конечных товаров и услуг, произведенных из всех имеющихся в стране факторов производства за тот или иной период.

ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике. Очень часто этот показатель используют в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, т.е. до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Хотя, конечно, с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВВП измеряет стоимость не всей производственной продукции, а лишь стоимость конечных товаров и услуг[4] – т. е товаров и услуг, которые действительно покупаются для потребления или произведены для экспорта (вывоза за рубеж). Стоимость конечной продукции получается  суммированием только добавленной стоимости – т.е. стоимости, вложенной в конечный продукт фирмами на каждой из стадий единого производственного процесса. Добавленная стоимость представляет собой разницу между суммой продаж фирмы и суммой, на которую она закупает перерабатываемые ею промежуточные товары и услуги. Таким образом, ВВП не включает в стоимость потребленных при его производстве услуг, это вновь созданная стоимость.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных внутри данной страны за тот или иной период. ВНД отличается от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу. К первичным доходам принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие из-за границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и также доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.[5]

Выделим ключевые моменты, определяющие показатель ВВП.

Во-первых, ВВП – это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли и т.д.), не входят в ВВП.

Во-вторых, ВВП – это внутренний продукт, произведенный на территории данной страны независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

В-третьих, ВВП – это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа. 

Если бы экономика страны была закрытой (т. е. если бы не было связей с внешним миром), то ВВП равнялся бы сумме валовых доходов резидентов, полученных от производства. Однако все страны имеют связи с внешним миром, в той или иной форме получают доходы от других стран и выплачивают им часть своих доходов. Если принять во внимание эти потоки доходов, то можно получить показатель ВНД.

Таким образом, можно показать взаимосвязь ВВП и ВНД следующей формулой:  ВВП + Сальдо первичных доходов из-за границы = ВНД.

При расчете ВВП используются три основных метода:[6]

Метод добавленной стоимости. ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз). Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная стоимость, как уже отмечалось, - это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.

Метод расчета ВВП по расходам. Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины: 1. Потребительские расходы населения (С). 2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику ( Ig ). 3. Государственные закупки товаров и услуг (G). 4. Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны. ВВП = С + Ig + G + NX

Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод). ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т.е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли.

Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП. Во-первых, это сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг - акций, облигаций и т.п. Финансовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства. Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и благ, бывших в употреблении.[7] Их ценность была учтена ранее. В-третьих, частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами. В-четвертых, государственные трансферты. (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

Рассмотрим номинальный и реальный ВВП. Если расчеты ВВП производить в текущих ценах, то может оказаться искаженным физический объем производства. Номинальный ВВП подсчитывается в текущих ценах (PQ), где Р - индекс цен, Q - физический объем производства. Для определения физического объема производства устанавливается базисный год и рассчитываются в его ценах произведенный в текущем году ВВП. Новый базисный год обычно определяется каждые 10-15 лет. Реальный ВВП - это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен. Реальный ВВП (Q) = номинальный ВВП (PQ) / дефлятор ВВП, следовательно, дефлятор ВВП (Р) = номинальный ВВП (PQ) / реальный ВВП (Q) Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса - дефляции. Если величина индекса цен больше 1, то произошло дефлирование ВВП, если индекс цен меньше 1, то произошло инфлирование.

Задачи

3. Спрос на товар описывается уравнением q = 800 – 2p. Определить коэффициенты ценовой эластичности спроса при цене (р) 200 и 240 руб. за единицу товара. Является ли спрос при данных ценах на товар эластичным или неэластичным? Определить также при каких ценах на данный товар спрос является неэластичным по цене.

q =a – bp

a = 800, b = 2

Е (эластичность спроса по цене) = |изменение q/ изменение p|

точечная Е (эластичность при определенной цене) = |- bp/q| для линейной функции q = a – bp

E (при р = 200) = |- 2*200/400| = 1  В данном случае изменение цены вызывает равнозначное изменение спроса на товар

Е (при р – 240) = |-2*240/400| = 1,2 В данном случае изменение цены вызывает более значительное изменение количества выпускаемой продукции, (спрос изменяется быстрее цены), т. е.  спрос при данной цене является эластичным

         При р < 200, спрос является неэластичным, Е < 1, т. е. изменение цены, практически не вызывает изменение спроса.

         4. Банковская ставка по сберегательному вкладу равна 120% годовых, ожидаемый годовой темп инфляции равен 80%. Определить ожидаемую реальную процентную ставку по вкладу.

Пусть х – это сумма вклада,

r – реальная ставка %,

i – банковская ставка = 120%,

р – инфляция = 80%

x*120% - x* 80% = xr

rx = 40%x

r = 40%

Реальная ставка %, при данных условиях равна 40% годовых.

Тесты

         5. – г) Пусть кривая спроса на товар Х смещается вправо. Причиной сдвига может быть снижение доходов потребителей, если Х – товар низшей категории.

Смещение вправо означает увеличение потребления (спроса) при тех же ценах. Эта ситуация называется эффектом Гиффена. Товары низшей категории (картофель, маргарин и т.п.) занимают значительное место в структуре потребления. Снижение доходов потребителей приводит к тому, что они вынуждены отказаться от потребления более лучших товаров, тратя больше средств на покупку низших продуктов.

а) не выбран, потому что если на товар Y увеличилась цена, то спрос на него упадет, а поскольку Х дополняющий товар, то его потребление так же снизится (сдвиг влево).

б) снижение доходов приводит к уменьшению потребления нормальных товаров (сдвиг влево)

в) снижение цены на Z приведет к увеличению спроса на него, так что потребление субститута X уменьшится (сдвиг влево)

6. – в) и г) В краткосрочном периоде предприятие прекращает производство, если цена на продукт равна среднему доходу, меньше средних общих издержек.

В случае г) при оптимуме производства фирма лишь минимизирует свои убытки. Это невыгодно и фирмы уходят с рынка, таким образом, предложение уменьшается и, при прочих равных условиях, цена возрастает, пока фирма не будет получать нормальную прибыль. В случае в) даже переменные издержки больше цены, это ситуация еще более невыгодна чем прошлая, поскольку не учтены постоянные издержки.

а) не видно как доход соотносится с издержками, поэтому невозможно сделать вывод

б) это выгодно для фирмы, поэтому она не будет прекращать производство

         7. – б) и г) Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен расходовать свой бюджет таким образом, чтобы предельные полезности последних единиц потребляемых товаров были равны друг другу, предельная полезность от затраченного рубля на любой из товаров была одинаковой.

Очевидно, что потребитель будет приобретать в первую очередь те товары, которые обладают большей полезностью. И так до тех пор, пока предельные полезности потребляемых им продуктов не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет чуточку выше, потребитель отдаст предпочтение ему. Потребитель будет находится в состоянии равновесия. Правило максимизации полезности, в соответствии со сказанным, заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность.

а) ценовая эластичность определяет, на сколько изменится спрос на товар при изменении цены на него, и равенство эластичностей на все товары не связано с максимизацией полезностей

в) общая полезность не дает нам той информации, которая позволяет сделать вывод о максимизации полезности, об этом можно узнать только по предельным полезностям

         8. – а) Валовые инвестиции – это чистые инвестиции + инвестиции на возмещение капитала.

Валовые инвестиции – это сумма годовых амортизационных отчислений (инвестиции на возмещение капитала) и чистых инвестиций, увеличивающих размер основного каптала. Чистые инвестиции означают только прирост капитала, валовые включают в себя как возмещение, так и прирост капитала.

б) чистые инвестиции нельзя разграничить с государственными, инвестиции, как валовые, так и чистые, могут быть государственными, либо частными.

в) инвестиции, не скорректированные на темп инфляции, не являются валовыми, валовые инвестиции не отражают рыночную оценку стоимости инвестиций.

г) прирост материальных оборотных средств не относится к инвестициям, поскольку инвестиции это увеличение основного капитала.

9. – г) Какое событие приведет к сдвигу долгосрочной кривой AS вправо? Рост государственных трансфертных платежей.

         Все факторы, которые влияют на положение кривой AS, имеют общую черту: когда они меняются, то меняются и издержки производства в расчете на единицу продукции. Увеличение трансфертных платежей уменьшает издержки производства и увеличивает совокупное предложение.

а) Рост денежкой массы не влияет на издержки производства.

б) снижение процентных ставок не влияет на издержки производства.

в) рост естественного реального ВВП влияет на изменение уровня цен, эти изменения объема производства являются результатом движения вдоль кривой совокупного предложения, но не связаны со сдвигами самой кривой.

10. – в) Какое определение потенциального (естественного) ВВП неверно? Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором: естественная безработица превышает фактическую безработицу.        

В определении потенциального ВВП не может фигурировать фактическая безработица, так как он не связан с ней.

а) Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором достигается полная занятость населения в экономике.

б) Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором циклическая безработица равна нулю.

г) Поскольку потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором циклическая безработица равна нулю, то фактическая безработица представлена только структурным и фрикционным компонентам.

 

Использованная литература


1.     Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: Аса 1995. - 624 стр.

2.     Баликоев В.З. Общая экономическая теория.- Новосибирск: ЮКЭА, НПК Модус 1996. – 416 стр.

3.     Любимов Введение в экономическую теорию в 2-х кн., кн.1. – М: Вита-Пресс 1999 – 336 стр.

4.     Любимов Введение в экономическую теорию в 2-х кн., кн.2. – М: Вита-Пресс 1999 – 368 стр.

5.     Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс. – М: Инфра-М 2003. – 432 стр.


[1]Любимов В.К. Введение в экономическую теорию в 2-х кн., кн.1. – Москва 1999. – С.188

[2] Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск, 1996. – С. 204

[3] Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров 1995. – С. 107

[4]Любимов Введение в экономическую теорию в 2-х кн., кн.2. – Москва 1999. – С. 32

[5] Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс. – Москва 2003. – С. 143

[6]Любимов Введение в экономическую теорию в 2-х кн., кн.2. – Москва 1999. – С. 35-38

[7] Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс. – Москва 2003. – С. 134