Содержание
Содержание. 2
Вопрос № 1. Учет поступления товаров. (Учет поступления товаров в оптовой и розничной торговле. Учет НДС по поступившим товарам) 3
Вопрос № 2. Учет строительства у застройщика или подрядчика. 13
Организация бух. кчета строительного производства у застройщика. Капитальные вложения их классификация и учет. Определение инвентарной стоимости строительства. 13
Список литературы.. 18
Вопрос № 1. Учет поступления товаров. (Учет поступления товаров в оптовой и розничной торговле. Учет НДС по поступившим товарам)
Порядок приема товаров по количеству и качеству , комплектности регулируется действующими техническими условиями поставки, договорами купли –продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления.
Документальное оформление поступления товаров осуществляется в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли утвержденными письмом Роскомторга от 10/07/96 № 1-794/32-5,
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят :
· От места приемки;
· От характера приемки *по количеству, качеству, комплектности);
· От степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.
Основанием для отражения операций по поступлению товаров являются унифицированные формы первичной документации, утвержденные Постановление Госкомстата России от 25/12/98 № 132.
Товары, поступающие в предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы, предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозок грузов.
Накладная (форма ТОРГ 12) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25/12/98 № 132 – применяется для оформления товарно-материальных ценностей сторонней организации.[1]
Накладная составляется в двух экземплярах.
1-й экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания;
2-й экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
В накладной указывается: номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество ( в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организации поставщика и получателя.
Товарно- транспортная накладная (форма № 1 -Т) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28/11/97 № 78 – предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
· товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно- материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузоотправителей
· транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями выполнявшими перевозку , служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей и грузополучателей с организациями владельцами автотранспорта за оказанные услуги.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Счет - фактура в соответствии со статьей 169 части 2 Налогового кодекса РФ является документом, служащим основанием для принятия к вычету или возмещению предъявленных сумм налога на добовленную стоимость.
Форма счет - фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 02/12/2000г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»
В счет фактуре должны быть указаны:
- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
- наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно- расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров(выполнения работ, оказания услуг);
- наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;
количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету- фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения;
- цена(тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, в случае применения государственных регулируемых цен(тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
- стоимость товаров за все количество поставляемых по счет- фактуре товаров без налога;
- сумма акциза по подакцизным товарам;
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров с учетом суммы налога;
- страна происхождения товара (если страна происхождения не РФ)
- номер грузовой таможенной декларации.
Налогоплательщик, реализуемый указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемые им счет- фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счет-фактурах и товаросопроводительных документах.
Счет-фактура составляется в двух экземплярах: первый пересылается вместе с товаром, второй остается у поставщика. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иным должностным лицом, уполномоченным приказом по организации.[2]
Приемка товаров в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных или расчетных документах, в соответствии с «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно – технического назначения», утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССр от 15/06/65 № П-6 и Гражданским кодексом РФ., а при приемке их по количеству и комплектности – требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется актом о приемке товара, поступившего без учета поставщика. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально- ответственных лиц. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Такой акт может составляться для оформления любого поступления товаров в организацию по фактическому наличию.
Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами и в зависимости от его характеристик.
Продовольственные товары должны поступать с документами предприятия- изготовителя, подтверждающими качество и безопасность для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения, выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарного-эпидемологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке[3].
Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации.
Учет первичных документов по приходу товаров материально- ответственных лиц рекомендуется вести в «журнале поступления товаров», который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Учет товаров материально ответственными лицами может быть организован разными способами в зависимости от способа их хранения, партионный или сортовой.
При любом способе хранения материально- ответственные лица ведет учет товаров в натуральном измерении на основании приходных и расходных товарных накладных документов или в натуральном и стоимостном измерении.
Для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товара может применяться товарный ярлык (форма № ТОРГ -11).
Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально- ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык храниться вместе с товарным- материальными ценностями по месту их нахождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентарной описи товарно- материальных ценностей.
При партийном способе хранения на каждую партию товаров материально ответственное лицо выписывает в двух экземплярах партионную карту. Она составляется для контроля за поступлением и отгрузкой по количеству, массе, сортам, стоимости товаров.
Партией считается однородный товар, поступивший по одному транспортному документу. Допускается считать одной партией:
· товары поступившие одним видом транспорта;
· товары одного наименования, поступившие одновременно;
При сортовом способе хранения материально ответственные лица ведут учет товаров в товарных книгах или на карточках. На каждое наименование и сорт товаров открывается одна или несколько страниц в товарной книге.
Для аналитического учета тех товаров, которые учитываются в количественно-стоимостном выражении в организациях торговли (на складах, базах) применяется карточка количественно- стоимостного учета (форма № ТОРГ -28).
Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета .
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации.
При реализации налогоплательщиком товаров налоговая база определяется как стоимость товаров, исчисленная из цен с учетом акцизов и без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Согласно пункту 1 статьи 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки.
Когда цены на товары, отклоняются в сторону понижения или повышения более чем на 20% в пределах непродолжительного преиода времени, налоговые органы в праве проверять правильность применения цен.
Дата возникновения обязанностей по уплате налога считается дата:
· по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки товара;
- день оплаты.
· По мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров.
Ставка налога на добавленную стоимость 18%.
Суммы налога в счет-фактурах и других первичных документах выделяют отдельной строкой и рассчитывают по формуле:
ОЦ * С
НДС= _________,
100
где ОЦ- стоимость товара по отпускным ценам;
С- ставка НДС, %.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, для отражения в бухгалтерском учете операций связанных с налогом используется счет 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»и счет 68 «расчеты по налогам и сборам».
Принятые у вычету суммы НДС отражаются в учете по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции с дебетом счета 68 « Расчеты по налогам и сборам».
Первичные документы |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дт |
Кт |
||
Товарная накладная |
Оприходован товар, полученный от поставщиков |
41 |
60 |
Счет- фактура |
Отражен НДС по оприходованному товару |
19/3 |
60 |
Счет- фактура |
Отражен НДС на транспортные услуги (указаны в счете поставщика) |
19 |
60 |
Выписка банка |
Оплачен поступивший товар |
60 |
51 |
Выписка банка, счет фактура |
принята к вычету сумма НДС по оплаченным товарам |
68 |
19/3 |
Товарная накладная |
Признана выручка от продажи товара |
62 |
90/1 |
Счет-фактура |
Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет |
90/3 |
68 |
Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно- материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи.
Суммы НДС по приобретенным товарам, уплаченные поставщикам, отражаются согласно плану счетов:
Первичный документ |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дт |
Кт |
||
Товарная накладная |
Оприходован товар, полученный от поставщика |
41 |
60 |
Счет- фактура |
Отражен НДС по оприходованному товару |
19/3 |
60 |
Бухгалтерская справка расчет |
Отражена предоставленная поставщикам скидка |
41 |
42 |
Бухгалтерская справка расчет |
Отражены транспортные расходы по доставке товара |
44 |
60 |
Счет-фактура |
Отражен НДС на транспортные услуги (указанные в счете поставщика) |
19 |
60 |
Выписка банка |
Оплачен поступивший товар |
60 |
51 |
Бухгалтерская справка- расчет |
Отражена торговая наценка |
41 |
42 |
Выписка банка, счет-фактура |
Принята к вычету сумма НДС по оплаченным товарам |
68 |
19/3 |
Вопросы учета формирующих затрат в оптовой торговле , формирующих покупную стоимость товаров могут быть решены с помощью синтетических счетов 15заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Применение указанных счетов является элементом учетной политики организации.
Процесс приобретения товаров в учете с использование счетов 15 и 16 отражается следующими проводками:
№ П/П |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дт |
Кт |
||
1 |
Отражена НДС в стоимости полученного товара |
19 |
60,71,76 |
2 |
Отражена покупная стоимость товаров на основании расчетных документов поставщиков, а также другие затраты на их приобретение (без НДС) |
15 |
60,71,76 |
3 |
Оприходован полученный товар по учетной цене |
41 |
15 |
4 |
В конце отчетного периода списаны отклонения в стоимости поступивших товаров |
16 |
15 |
5 |
Списан реализованный в отчетном периоде товар по учетной цене |
46 (90/2) |
41 |
6 |
Списано отклонение фактической себестоимости от учетной пропорционально стоимости реализованных товаров. |
44 |
16 |
Вопрос № 2. Учет строительства у застройщика или подрядчика.
Организация бух. кчета строительного производства у застройщика. Капитальные вложения их классификация и учет. Определение инвентарной стоимости строительства.
Учет затрат по строительству объектов рекомендуется вести по следующей технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией[4]:
· на строительные работы;
· на работы по монтажу оборудования;
· на приобретение оборудования, сданного в монтаж;
· на приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
· на прочие капитальные затраты;
· на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.
Порядок учета затрат по данным работам зависит от способа их производства- подрядного или хозяйственного.
При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 «Капитальные вложения» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций(включая сумму НДС). При выявлении завышения стоимости строительных и монтажных работ по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций заказчик уменьшает на сумму завышения принятые от них затраты с соответствующим возмещением за счет полученных подрядчиком сумм использованных источников финансирования или уменьшения задолженности по принятому к оплате счету от подрядной организации за выполненные работы.[5]
При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете 08 «Капитальные вложения» и осуществляется в соответствии с порядком, установленным Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ. При этом на счете 08 « Капитальные вложения» отражают фактически произведенные застройщиком затраты.
В соответствии с вышеуказанными типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:
· материалы;
· расходы на оплату труда рабочих;
· расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;
· накладные расходы.
Строительная организация может из принятых объектов учета и экономической целесообразности самостоятельно расширить номенклатуру статей на производство строительных работ.
По статье «Материалы» отражаются затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду, другие виды материальных ресурсов.
По статье «Расходы на оплату труда рабочих» указывают все расходы по оплате труда производственных рабочих и линейного персонала при включении его в состав работников участков, занятых непосредственно на строительстве, исчисленные по принятым в строительной организации системам оплаты труда.
В статью «расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» включают:
· затраты на оплату труда рабочих, занятых управление строительных машин;
· стоимость материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели;
· амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин;
· арендную плату за использование арендованными строительными машинами в размерах, установленных договором;
· затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов;
· затраты на проведение всех типов ремонтов строительных машин, производственных приспособлений;
по статье «Накладные расходы» отражают:
· административно- хозяйственные расходы;
· расходы на обслуживание работников строительства;
· расходы на организацию работ на строительных площадках;
· прочие накладные расходы;
· затраты не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные.
Указанные расходы списывают в дебет счета 08 с кредита счетов 10 «Материалы» (на стоимость использованных в строительстве материалов), 19 «налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»( на сумму НДС и спец. Налога), 70»Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному обеспечению и страхованию».
В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ подрядным способом, а так же при строительстве хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик.
При поступлении оборудования, требующего монтажа, его оприходуют по фактической себестоимости приобретения по дебету счета 07 « Оборудование к установке» с кредита счета 60 2Расчет с поставщиками и подрядчиками»При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования.
После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполнении работ или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с кредита счета 07 «Оборудование к установке».
К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке. В учете застройщика затраты по данным объектам в размере их инвентарной стоимости, а также другие расходы списываются со счета 08 «Капитальные вложения» на счета учета приходуемого имущества или источников их финансирования.
Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является Акт приемки передачи основных средств.
По объектам, вводимым в действие по частям согласно договору на строительство, в основные средства зачисляются стоимость введенной в действие части объекта, приемка которой оформлена в установленном порядке, исходя из суммы фактически произведенных расходов[6].
Инвентарная стоимость законченных строительством объектов определяется в следующем порядке:
· инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящиеся на них прочих капитальных затрат;
· прочие капитальные затраты включают в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению;
· если ввод объекта производится частями, то прочие капитальные затраты включают в инвентарную стоимость вводимых объектов по нормативам исходя из соответствующих ассигнований на эти цели;
· инвентарная стоимость оборудования складывается из фактических расходов на строительные и монтажные работы;
Список литературы
1. Г.А.Николаева, Л.П. Блицау «Бухгалтерский учет в торговле».- М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-368с.
2. Б.Н.Ивашкин «Бухгалтерский учет в торговле» (оптовой розничной)учебно-практический курс. Издание 4-е, дополнительное и переработанное.- М.: ИКЦ «ДИС»,1997.-416с.
3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский правленческий учет: Уч.пособие для вузов для экономических специальностей. – М.: Финстатинформ, 2000. – 359с.
4. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350с 1.Н.В.Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия».; СПб.: «издательский дом Герда», 2002г., 736с.
5. Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2004г.-576с
6. Н.П Кондраков «Бухгалтерский учет»: учебное пособие.- М.:
ИНФРА- М, 1996.- 560с.
7. Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия», - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002г., 736с
[1] Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин «бухгалтер торгового предприятия», - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002г., 736с
[2] Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350с 1.Н.В.Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия».; СПб.: «издательский дом Герда», 2002г. – С. 224.
[3] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 217 с.
[4] Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350с 1.Н.В.Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия».; СПб.: «издательский дом Герда», 2002г. – С. 324.
[5] Н.П Кондраков «Бухгалтерский учет»: учебное пособие.- М.: ИНФРА- М, 1996.- 560с.
[6] Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350с 1.Н.В.Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия».; СПб.: «издательский дом Герда», 2002г. – С. 258.