Содержание

Задание первое.. 3

Задание второе. «Специфика философского мировоззрения» (сочинение) 9

Задание пятое. Тестовая проверка знаний.. 15

Список использованной литературы... 18

Задание первое

Аксиология – философское учение о ценностях.

Антропология – научное знание о человеке в целом.

Герменевтика – философская теория понимания, методология исторических и гуманитарных наук.

Диалектика - первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним  учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона:  закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.

Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

Особенное и всеобщее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. 1

Идеализм имманентный – это данность объекта субъекту.

Материализм – научный способ интерпретации социальной реальности.

Метафизика – (букв. – после физики), по Аристотелю – «первая философия» - учение о высших причинах и первых началах; нередко употребляется как синоним философии; в философии Гегеля и марксизме – метод мышления, противоположный диалектике, метод отрицающий саморазвитие бытия через противоречие, т.е. диалектику.

Мировоззрение – сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. В мировоззрении  реально различимы - по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов - также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, престают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Человек, будучи «высшим цветом» материи, представляет собой единство всеобщего, особенного и единичного, бесконечного и конечного. В силу этого, природа бесконечного мира не является чуждой человеку, последний способен ее осознавать. Поскольку человек наиболее сложное образование в мире, он не встречает в познании мира таких барьеров сложности, которые он не мог бы преодолеть. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения.

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

Мифология – первоначальное мировоззрение древних людей. Мифологическое мировоззрение строится в основном из образов. Как подчеркивает Гегель, «миф есть всегда форма изложения, которая принадлежала к более древней стадии, вносит чувственные образы, изготовленные для представления, а не для мысли». 1 Однако, образы мифологии необычны, необыденны. Ведь в отличие от народной легенды, миф не привязан к какому-нибудь историческому событию. Это своего рода обобщения. Будучи составной частью мировоззрения, они приобретают новый, в какой-то мере сверхчувственный смысл.

Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме последовательного развития исходного положения. Противоположное – имморализм.

Наука – особая форма общественного сознания, и ее специфика выражается мировоззренчески прежде всего тем, что ассимилируемая действительность представляется ею в виде объективной, т.е. существующей независимо от воли и сознания человека реальности. 1

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Плюрализм – принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренций.

Праксиология – учение стремящееся выявить определенные характеристики человеческого существования.

Проблема – сложная сложившаяся ситуация, требующая определенных усилий для ее решения.

Религия – являет собой выражение признания Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.

Синкретизм – философское учение, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.

Трансцендентный – термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; в философии Канта в противоположность имманентному – то, что преступает границы возможного опыта.

Философия - (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл. Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более «философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в жизни. Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление увязать этот предмет с каким-то видом предельно сложной умственной работы. «…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным. Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид изучения, и это помимо всего прочего, есть философия.» (Б. Рассел). Есть много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на которые наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не желают принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии – стремление охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по возможности объяснять их.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии: Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?

С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад. В Древней Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс, существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной».

В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке).

Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни высказывания обосновываются другими.

Задание второе. «Специфика философского мировоззрения» (сочинение)

4. Функции философии

Основными функциями философии являются:

1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не  занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. 1

Философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философииисследование предельных оснований человеческой деятельности. «Предельными основаниями» обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. «Предельные основания» определяют стратегию деятельности, иначе говоря, «смысл жизни».

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная, практически-деятельная. Рассмотрим подробнее методологическую и мировоззренческую функции.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы действительности, представляет собой отражение именно этой определенной стороны человеческого бытия. Философия же, рассматривая в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает не отдельные сферы бытия человека как таковые, а их взаимосвязь через призму раскрытия природы и сущности мира, природы и сущности человека и их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии являются общезначимыми, имеют методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе. 1

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению специфики именно философского осмысления действительности и места в ней человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова – и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.

Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его содержания, представляющего собой результат отражения действительности в сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к действительности. При таком подходе на первый план выдвигается значение знания для жизнедеятельности человека. Поэтому под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отношения человека к миру и к себе, сознания целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно- практического освоения мира.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. 1

Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение  выполняет  познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к ХХ веку, веку не бывалой дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке, у философии уже не осталось «своей земли». Она потеряла свою былую магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, то есть позиция согласно которой философия не только не «окончилась», но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию. 1 Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например, Шеллинг считал, что философия не довольствуется понятийным постижением мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука. Эта идея выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии. «Философия – это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству» (В.А. Канке).

В наши дни этическую функцию философии часто называют аксиологической; имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Аксиология, как наука о ценностях сложилась только к началу ХХ века. Философ – этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра (а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии. В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества (философии истории). Философию познания называют гносеологией или эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология. Как учение о путях творчества  философия есть эвристика.  Разветвленными областями философии являются философия науки, философия религии, философия языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история философии. В философии науки относительно самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук (логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. 1 Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни. О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же пытается делать философ? Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею, чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы, традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.

Задание пятое. Тестовая проверка знаний

1. Из приведенных ниже выделите признаки, соответствующие характеру философских проблем

а) обыденность,

б) предельность,

в) всеобщность,

г) разрешимость,

д) вечность.

Характеру философских проблем соответствуют следующие признаки:

б) предельность,

в) всеобщность,

д) вечность.

2. Завершите определение:

«Религия есть такое мироощущение и миропонимание, в основе которого лежит………»

«Религия есть такое мироощущение и миропонимание, в основе которого лежит Абсолютное начало, т.е. Бог».

3. Какие из ниже перечисленных функций выполняет философия?

а) мировоззренческую,

б) идеологическую,

в) методологическую,

г) прикладную.

Функции, которые выполняет философия:

а) мировоззренческую,

б) идеологическую,

в) методологическую.

4. Благодаря кому синонимом философии на долгое время стал термин «метафизика»?

а) Пифагору,

б) Аристотелю,

в) Андронику Родосскому,

г) Сократу.

Синонимом философии на долгое время стал термин «метафизика» благодаря:

б) Аристотелю.

5. Какие из перечисленных типов мировоззрения следует рассматривать в качестве предпосылок философии?

а) художественное,

б) мифологическое,

в) религиозное.

г) научное.

Из перечисленных типов мировоззрения следует рассматривать в качестве предпосылок философии:

б) мифологическое.

6. Впишите ключевое слово:

«………………………. - это раздел философии, изучающий процесс познания»

«Гносеология (теория познания) - это раздел философии, изучающий процесс познания».

7. Найдите соответствия между:

Раздел философии                                         Основная категория

а) онтология                                                          а) человек

б) гносеология                                                      б) ценности

в) аксиология                                                        в) истина

г) философская антропология                             в) бытие

Раздел философии                                         Основная категория

а) онтология                                                          а) человек

б) гносеология                                                      б) ценности

в) аксиология                                                        в) истина

г) философская антропология                             в) бытие

8. Завершите определение:

«Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами, называется                             »

«Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами, называется дуализм»

9. Какой из нижеперечисленных методов рассматривает все явления мира в развитии?

а) герменевтика,

б) софистика,

в) диалектика,

г) эклектика.

Из вышеперечисленных методов рассматривает все явления мира в развитии:

в) диалектика.

10. Кому из философов принадлежит высказывание

«                         Философия есть вопрошание?

а) Хайдеггеру,

б) Платону,

в) Бэкону,

г) Декарту.

«Декарт. Философия есть вопрошание»

Список использованной литературы


1. Гегель. Лекции по истории философии. - Соч., том 10, книга 2. - М., 1932


2. «Основы философии» В.Ф. Шаповалов, Москва «Гранд» 1998 г.


3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999 г.


4. Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии. – 1989 г. № 10.


5. Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону «Феникс» 1996 г.



1 Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999 г. С. 295.

1 Гегель. Лекции по истории философии. - Соч., том 10, книга 2. - М., 1932. - С. 139.

1 Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии. – 1989 г. № 10. С. 5 – 7.

1 Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону «Феникс» 1996 г. С. 57.

1 Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону «Феникс» 1996 г. С. 61.

1 «Основы философии» В.Ф. Шаповалов, Москва «Гранд» 1998 г. С. 83.

1 «Основы философии» В.Ф. Шаповалов, Москва «Гранд» 1998 г. С. 83.

1 «Основы философии» В.Ф. Шаповалов, Москва «Гранд» 1998 г. С. 91.