Содержание
1. Роль международной федерации бухгалтер (МФБ) в разработке современных нормативов аудита 3
2. Оценка риска и системы внутреннего контроля клиента 8
Библиографический список 14
1. Роль международной федерации бухгалтер (МФБ) в разработке современных нормативов аудита.
Необходимость международного регулирования аудита
Россия позднее других стран вступила на путь преобразования общественных отношений в соответствии с требованиями рыночной экономики. Изучение опыта, накопленного другими цивилизованными государствами, а также проводимая координация во всемирном масштабе с целью обеспечения единообразия аудиторской практики требуют знания Международных стандартов аудита (далее — МСА). Они считаются наиболее универсальными и гибкими. На их основе разработаны многие национальные нормы, в том числе и российские стандарты. Кроме того, МСА признаются многими международными организациями. В частности, Мировой банк реконструкции и развития (далее — МБРР) рекомендует при проверке финансовой отчетности по расходованию полученных займов и кредитов пользоваться именно этими стандартами.
Необходимость унификации аудиторских проверок обусловлена рядом факторов. Прежде всего на эволюцию стандартов аудита влияет создание Международных стандартов финансовой отчетности, обеспечивающих возможность применения общих подходов к аудиту. К этому же ведет увеличение числа и расширение деятельности транснациональных корпораций, использующих единые принципы ведения бухгалтерского учета во всех дочерних и зависимых предприятиях, расположенных в разных континентах и странах. Подчеркнем также, что в условиях динамичного развития фондового рынка крупнейшие корпорации, чьи акции котируются, сталкиваются с проблемой создания универсальных принципов учета и достоверной отчетности с тем, чтобы бухгалтерская отчетность была понятна и ей верили заинтересованные пользователи в любом государстве мира.
Развитию общепризнанных стандартов способствует также рост монополизма в сфере аудита и консультационных услуг. В настоящее время преобладающая доля этого рынка приходится на десять-одиннадцать крупнейших компаний. Естественно, что они применяют единые стандарты во всех своих филиалах, адаптируя их к требованиям законодательства и особенностям экономики страны — местонахождения филиала.
Важна роль международных стандартов аудита в связи с тем, что они ограничивают возможность некачественной проверки. Ведь, руководствуясь ими, аудитор должен осуществить хотя бы минимальный набор процедур, предусмотренных МСА, и качество его деятельности впоследствии можно проверить, изучив рабочие документы аудитора, которые также формализованы. Стандарты аудита, являясь критерием качества оказанных услуг, позволяют клиентам и пользователям финансовой отчетности получить в определенной мере уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, а проверка его проведена добросовестно.
Перечень международных аудиторских стандартов
Разработкой стандартов аудита занимается ряд международных организаций и национальных ассоциаций аудиторов: Международная федерация бухгалтеров (МФБ); органы ООН: Экономический и социальный совет; Комиссия по ТНК; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН
(ISAR), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Европейский союз (ЕС); Комиссия по ценным бумагам и биржам; Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных организаций других стран.
Опубликованные МСА разработаны Комитетом МФБ. При Совете МСП функционирует Комитет международной аудиторской практики (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита. Названный Комитет имеет многочисленные структуры, в состав которых вводят представители стран как входящих, так и не являющихся членами МФБ. Каждая страна, представленная в КМАП, располагает одним голосом, что позволяет оценить разброс мнений и принять компромиссный вариант.
МСА состоят из Международных стандартов проведения аудита и Стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Рассмотрим основное содержание каждого стандарта в кратком изложении, имея в виду, что их наименование, а в ряде случаев и содержание, как будет видно из дальнейшего, во многом совпадают.
Стандарт 1. Цели и объем проверки финансовых отчетов
Стандарт определяет общие цеди и объем проверки, проводимой независимым аудитором, а также ответственность руководства предприятия за финансовые отчеты.
Стандарт 2. Письмо о согласии на проведение аудита
Письмо, направляемое аудитором клиенту, служит документальным подтверждением согласия аудитора на сделанное предложение, уточняет объем работы и меру ответственности, которую принимает на себя аудитор, а также форму отчетности.
В стандарте содержатся основные тезисы письма о согласии, а в приложении приведен пример такого письма.
Стандарт 3. Основные принципы проведения аудита
Стандарт перечисляет принципы, которыми должен руководствоваться аудитор: добросовестность, объективность и независимость, конфиденциальность, должная квалификация и компетентность, использование результатов работы других аудиторов, документирование, планирование, получение аудиторских данных, проверка системы учета и внутреннего контроля, проверка сделанных выводов и составление заключения.
При изменении Международных стандартов проведения аудита эти основные принципы остаются постоянными.
Стандарт 4. Планирование
Стандарт рассматривает процесс планирования аудита, определяет ключевые элементы этого процесса и содержит практические вопросы, подлежащие рассмотрению при подготовке аудита.
Стандарт 5. Использование результатов работы других аудиторов
Стандарт применяется в случаях использования независимым аудитором результатов работы другого независимого аудитора, имеющего отношение к финансовой отчетности одного или нескольких подразделений, филиалов, дочерних предприятий или ассоциированных компаний, включаемой в отчетность предприятия. Приводится описание тех аспектов, которые должен учитывать аудитор, собирающийся использовать результаты деятельности другого аудитора.
Стандарт 6. Изучение и оценка применяемой системы бухгалтерского учета и соответствуют средств внутреннего контроля в связи с проведением аудита
В стандарте рассмотрены системы учета, элементы, задачи и ограничения внутреннего контроля, а также аудиторских процедур, предназначенных для изучения постановки внутреннего контроля.
Стандарт 7. Контроль качества аудита
Контроль качества имеет важное значение для поддержания высоких требований к профессии аудитора.
Стандарт проводит различие между контролем отдельных проверок и общим качеством контроля, принятым в аудиторской фирме. Признание взаимосвязи между этими двумя видами контроля одновременно подразумевает, что общий контроль качества дополняет контроль над отдельными аудиторами, но не заменяет его. В стандарте поставлены вопросы осуществлении контроля над процессом передачи аудитором своих функций помощникам для проведения отдельных проверок в целях обеспечения соответствия основным положениям аудиторской деятельности, а также даны практические рекомендации аудиторской фирме по контролю качества ее работы.
В приложении к стандарту приведены примеры процедур контроля качества.
Стандарт 8. Данные аудита
Под данными аудита понимаются сведения, получаемые аудитором при подготовке выводов, на которых основывается его заключение.
Стандарт рассматривает природу и источники данных аудита, а также вопросы достаточности и пригодности самих этих данных и методов, с помощью которых они получены.
Стандарт 9. Документация
В стандарте приведены сведения о типовых формах и содержании рабочих документов, а также конкретные примеры рабочих документов, составляемых или получаемых аудитором. Рассмотрены также вопросы принадлежности и хранения рабочей документации
Стандарт №.10 Использование результатов работы внутреннего аудитора
Внутренний аудит представляет собой элемент внутреннего контроля на предприятии и осуществляется специально назначенным персоналом в рамках предприятия. Задача внутреннего аудитора — оценка качества разработки и применения механизмов внутреннего контроля. Значительная часть результатов деятельности внутреннего, аудитора может быть использована независимым аудитором при анализе финансовой информации.
В стандарте приведены процедуры, которые должны учитываться независимым аудитором при оценке работы внутреннего аудитора. [4.c.15]
2. Оценка риска и системы внутреннего контроля клиента.
Требования, предъявляемые к оценке системы внутреннего контроля
Аудитор в ходе проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля должна включать:
а) надлежащую систему бухгалтерского учета;
б) контрольную среду;
в) отдельные средства контроля.
Контрольная среда, под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает: стиль и основные принципы управления;
• организационную структуру;
• распределение ответственности и полномочий;
• кадровую политику;
"• порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
• порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
• соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.
Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности экономического субъекта, функционировала регулярно и эффективно. В экономическом субъекте в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел «внутреннего аудита», которым может быть передана часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.
Эффективная организационная структура предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Обычно распределяются между различными лицами такие функции, как:
• непосредственный доступ к активам экономического субъекта;
• разрешение на осуществление операций с активами;
• непосредственное проведение хозяйственных операций;
• отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от сотрудников. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала.
Аудитор обязан принимать во внимание, что система внутреннего контроля может не с абсолютной уверенностью, но лишь с определенной степенью вероятности подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты. Причиной этого являются следующие неизбежные ограничения системы внутреннего контроля:
а) естественное требование руководством того, чтобы затраты на осуществление контрольных мероприятий были меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий;
б) тот факт, что большинство средств контроля имеют своей целью выявление нежелательных хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными;
в) свойство человека делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов;
г) умышленное нарушение системы контроля в результате сговора сотрудников как с другими сотрудниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами;
д) нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля;
е) распространенная практика существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности или правил учета, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать выполнять свои функции.
Аудитор должен убедиться в том, что средства контроля проверяемого субъекта достигают следующих целей:
а) хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;
б) все операций фиксируются в бухгалтерском учете в правильных 'суммах, на надлежащих балансовых счетах, в правильном периоде времени,'в соответствии с принятой учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной отчетности;
в) доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;
г) соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью, и в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.
Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экономическом субъекте таких процедур внутреннего контроля, как:
а) арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
б) проведение сверок расчетов;
в) проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала;
г) проведение периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию;
д) использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного экономического субъекта;
е) осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам экономического субъекта, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам;
ж) исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.
Методика оценки системы внутреннего контроля
Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля не менее чем в следующие три этапа:
1) общее знакомство с системой;
2) первичная оценка надежности системы;
з) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.
Аудиторские организации могут принять решение о применении большего количества этапов оценки системы внутреннего контроля, чем вышеупомянутые, проводить "оценку более детально и тщательно.
Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства аудиторская организация должна принять решение о том, может ли она в своей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля.
В случае если аудиторская организация примет решение о том, что не может полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, она должна планировать аудит таким образом, чтобы мнение не основывалось на доверии к этой системе может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «низкая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.
В том случае если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля аудиторская организация примет решение о том, что она может сделать попытку полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы такого контроля.
Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно, но с учетом требований настоящего Правила (Стандарта).
В ходе процедуры первичной оценки надежности аудитор обязан принимать во внимание, что:
• следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени;
• при проверке необходимо уделить большее внимание тем периодам, работа в которых имела особенности или различия по сравнению с деятельностью, типичной для всего периода в целом;
• оценка надежности всей системы внутреннего контроля и(или) отдельных средств контроля как «низкой» не исключает возможности оценки надежности других отдельных средств контроля как «средней» или «высокой».
По итогам процедуры первичной оценки надежности аудиторская организация может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и(или) отдельных средств контроля как «среднюю» или «высокую». В этом случае аудиторская организация должна планировать процедуры исходя из этого предположения, но не должна доверять данной системе абсолютно.
В том случае если по итогам процедуры первичной оценки аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом и(или) отдельных средств контроля как «низкую», она обязана констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские процедуры соответствующим образом.
Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и(или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой системы.
Процедуры подтверждения достоверности системы внутреннего контроля и(или) отдельных средств контроля осуществляются на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно, но с учетом Требований настоящего Правила (Стандарта).
В том случае если аудиторская организация в ходе процедур подтверждения надежности придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля в целом и(или) каких-либо отдельных средств внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, она обязана скорректировать порядок .осуществлений других процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита.
Аудиторские процедуры, проводимые для проверки работоспособности и надежности системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля, называются тестами средств контроля.
Все этапы оценки системы внутреннего контроля должны документироваться с указанием аргументов, которыми руководствовалась аудиторская организация, давая соответствующую оценку надежности всей системе или отдельным средствам контроля или принимая решение, оказывающее влияние на планирование аудиторских процедур. [4.c.52]
Библиографический список
1. Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”, Москва, “Филин”, 2000.
2. Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, “Интех”, 1999.
3. Журнал «Аудиторские ведомости», 2002 г., № 1 – 3, 7, 9.
4. Камышанов П.И. Аудит: стандарты и практика. М., Элиста: АПП «Джангар»,2002. – 376 с.
5. Шеремет А.Д. Аудит – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА - М, 2003. – 410 с.