Содержание
1. Общая характеристика деятельности ОАО «Санаторий «Дружба». 3
2. Характеристика учетной политики ОАО «Санаторий «Дружба». 4
3. Организация документооборота и внутреннего контроля на ОАО «Санаторий «Дружба». 6
4. Организация работы с клиентурой и поставщиками на ОАО «Дружба» 10
5. Характеристика инвестиционных проектов и источники их финансирования 11
6. Организация планирования и контроля за производственно-финансовой деятельностью ОАО «Дружба». 16
7. Анализ финансового состояния ОАО «Дружба» и оценка результатов деятельности. 17
7.1. Анализ динамики, состояния и эффективности использования основных фондов на предприятии. 18
7.2. Анализ использования оборотных средств в организации. 20
7.3. Анализ использования трудовых ресурсов в организации. 24
7.4. Анализ затрат организации в процессе хозяйственной деятельности 27
7.5. Анализ финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. 28
Приложение 1. 31
Приложение 2. 32
Приложение 3. 33
Приложение 4. 34
1. Общая характеристика деятельности ОАО «Санаторий «Дружба»
В качестве объекта исследования в данной работе выступает Открытое акционерное общество «Санаторий «Дружба», которое было основано и зарегистрировано 8 июня 199 года (свидетельство № 15763). ОАО «Санаторий «Дружба» создано в результате реорганизации в форме выделения акционерного общества «Хабаровсккурорт».
Местонахождение общества: 680502, Россия, Хабаровский край, Хабаровский район, п. Бычиха.
Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в соответствующих санаторно-оздоровительных услугах.
Как прописано в Уставе, ОАО «Санаторий «Дружба»» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности – оказание санаторно-курортных услуг. Среди прочих видов деятельности: изучение потребностей в санаторно-курортных услугах и отдыхе, организация выездного и въездного туризма; гостиничный бизнес; строительство, ремонт и расширение санаторно-курортного комплекса Общества и другие.
Для осуществления отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию, общество имеет лицензию в установленном порядке.
Общество является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, расчетные и валютные счета в банках.
Уставной капитал организации составляет 100000 рублей. Уставной капитал разделен на 100000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Высшим органом управления в ОАО «Санаторий «Дружба» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 56 человек, что по нормам предполагает отнесение ее к разряду малых предприятий.
Организационно-производственная структура ОАО «Санаторий «Дружба» изображена на рисунке 1 (приложение 1).
В процессе своей деятельности организация руководствуется законодательными актами различных государственных уровней (закон «Об акционерных общества»), а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом «Об учетной политике на соответствующий финансовый год».
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизором. Порядок деятельности ревизора определяется положением о ревизоре, утвержденным собранием акционеров.
Общество осуществляет учет результатов работы, контроль за ходом производства, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в соответствии с законодательством РФ.
2. Характеристика учетной политики ОАО «Санаторий «Дружба»
В процессе ведения бухгалтерского учета и аудита в организации используется Приказ «Об учетной политике ОАО «Санатория «дружба» на 2002 год».
В соответствии с учетной политикой организация обязана вести полное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Общество обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В течение отчетного года предприятие обеспечивает:
- соблюдение принятой учетной политики;
- полноту отражения в бухгалтерском учете за отчетный период хозяйственных операций
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последний день каждого месяца.
В соответствии с ученой политикой организации ОАО «Санаторий «Дружба» первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением НДС и иных возмещенных налогов.
В соответствии с учетной политикой, стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации линейным способом, при котором амортизация рассчитывается по норме в процентах от первоначальной стоимости объектов основных средств.
В соответствии с учетной политикой организации, фактическая себестоимость материально- производственных запасов определяется путем прямого отражения затрат организации на их приобретение, на соответствующих счетах в корреспонденции со счетами расчетов.
В соответствии с учетной политикой организации, затраты подразделяются на прямые и косвенные. Расходы, которые нельзя распределить прямым путем, распределяются пропорционально какому- либо показателю или виду продукции.
Косвенные расходы собираются за весь отчетный период. Себестоимость единицы продукции определяется путем деления всей суммы на количество выпущенной продукции. Затраты по вспомогательному производству распределяются пропорционально прямым расходам за отчетное время.
Готовая продукция в бухгалтерском учете отражается по нормативной (плановой) себестоимости.
Бухгалтерская отчетность отражает нарастающим итогом имущественные и финансовые положения предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом.
Фонд оплаты труда формируется согласно штатному расписанию организации
Учет прибыли и ее использование ведется раздельно в соответствии с установленным Планом счетов ОАО «Санаторий «Дружба».
3. Организация документооборота и внутреннего контроля на ОАО «Санаторий «Дружба»
В соответствии с учетной политикой организации основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, которые должны содержать следующие реквизиты: наименование документа, дату составления, ИНН, организации, адрес, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Вся информация из принятых к учету документов организации накапливается и систематизируется в учетных регистрах и далее переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с учетной политикой организации, в первичных документах и регистрах не оговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются
Все первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с указанным порядком и сроками.
В соответствии с учетной политикой организации, ведение учета осуществляется способом двойной записи. Организация и ведение бухгалтерского учета осуществляе6тся через систему учетных регистров, журналов- ордеров и ведомостей в соответствии с инструкцией по использованию действующего Плана счетов бухгалтерского учета ОАО «Санаторий «Дружба». Рабочий план счетов ОАО «Санаторий «Дружба» представлен ниже в таблице 1.
Таблица 1
Рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2003 год по ОАО «Санаторий «Дружба»
№ счета |
Наименование счетов и субсчетов |
Аналитические признаки Первого уровня |
Аналитические признаки Второго уровня |
Раздел 1. Внеоборотные активы |
|||
01 |
Основные средства по субсчетам |
по месту нахождения |
по ответственным лицам |
02 |
Амортизация основных средств ( по субсчетам) |
по месту нахождения |
отсутствует |
04 |
Нематериальные активы (по субсчетам) |
по месту нахождения |
по ответственным лицам |
08 |
Вложения во внеоборотные активы (по субсчетам) |
по группам объектов |
отсутствует |
Раздел 2. Производственные запасы |
|||
10 |
Материалы (по субсчетам) |
по месту нахождения |
по номенклатурным номерам |
19 |
Налог на добавленную стоимость ( по субсчетам) |
по поставщикам |
по местам возникновения |
Раздел 3. Затраты на производство |
|||
20 |
Основное производство (субсчета) |
по видам деятельности |
|
23 |
Вспомогательное производство ( субсчет) |
по видам деятельности |
по заказам |
26 |
Общехозяйственные расходы (субсчета) |
по видам деятельности |
по заказам |
29 |
Общепроизводственные расходы (субсчета) |
по видам деятельности |
по заказам |
Раздел 4. Готовая продукция и товары |
|||
41 |
Товары (субсчета) |
по номенклатурным видам |
отсутствует |
43 |
Готовая продукция |
по номенклатурным видам |
|
44 |
Расходы на продажу (субсчета) |
по видам затрат |
отсутствует |
Раздел 5. Денежные средства |
|||
50-1 |
Касса |
|
|
50-3 |
Денежные документы |
|
|
51 |
Расчетные счета |
|
|
52 |
Валютные счета |
|
|
57 |
Переводы в пути |
|
|
58 |
Финансовые вложения |
|
|
Раздел 6. расчеты |
|||
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (субсчета) |
по контрагентам |
облагаемые (не облагаемые НДС) |
62 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
по контрагентам |
облагаемые (не облагаемые НДС) |
62-1 |
Расчеты с покупателями за товары |
по контрагентам |
|
62-2 |
Авансы поученные |
по контрагентам |
|
62-4 |
Расчеты с покупателями за сырец |
по контрагентам |
|
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
|
|
67 |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
|
|
68 |
Расчеты по налогам |
|
|
69 |
Расчеты по социальному страхованию ( аналитический учет |
|
|
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда (субсчета) |
|
|
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
|
|
73 |
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
|
|
75 |
Расчеты с учредителями |
|
|
76 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (субсчета) |
|
|
79 |
Внутрихозяйственные расчеты |
|
|
Раздел 7.Капитал |
|||
80 |
Уставной капитал |
|
|
81 |
Собственные акции (паи) |
|
|
82 |
Резервный капитал |
|
|
83 |
Добавочный капитал |
|
|
84 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
|
|
86 |
Целевые финансирование |
|
|
Раздел 8. Финансовые результаты |
|||
90 |
Продажи |
по видам деятельности |
|
91 |
Прочие доходы и расходы (субсчета) |
|
|
94 |
Недостатки и потери от порчи ценностей |
|
|
96 |
Резервы предстоящих расходов |
|
|
97 |
Расходы будущих периодов |
|
|
98 |
Доходы будущих периодов |
|
|
99 |
Прибыли и убытки |
|
|
На рисунке 2 ( приложение 2) изображена схема движения документооборота ОАО «Санаторий «Дружба».
На рисунке 3 изображена принципиальная схема документооборота при приемке и размещении товаров на хранение на складах ОАО «Санаторий «Дружба»
Документооборот в ОАО «Санаторий «Дружба» представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки.
Среди основных видов используемых в организации документов можно назвать следующие:
1) организационно- правовая документация (Учредительный договор, Устав, Положение об организации ОАО «Санаторий «Дружба», должностные инструкции всех работников организации, штатное расписание, различного рода внутренние инструкции и правила);
2) распорядительная документация (правовые акты организации, постановления, решения, приказы, распоряжения, указания);
3) справочно-информационная документация (докладные записки, объяснительные записки, служебные записки, предложения, представления, служебные письма, заявления, телеграммы, телексы, факсограммы, телефонограммы, электронные сообщения, все разновидности переписки организации с другими предприятиями и органами государственной власти, протоколы заседаний, справки, заключения, отзывы, сводки, списки и перечни).
Рис. 3. Принципиальная схема документооборота при приемке товаров и их размещении в ОАО «Санаторий «Дружба»
Важнейшей характеристикой объема документооборота в ОАО «Санаторий «Дружба» является количество документов, приходящихся в среднем на одного делопроизводственного работника. В ОАО «Санаторий «Дружба» этот показатель равен 1467. Ежедневно руководитель организации рассматривает около 30 документов, что занимает 10 % его рабочего времени. Время прохождения документов от руководителя аппарата до структурного подразделения колеблется в пределах 1 дня и менее.
4. Организация работы с клиентурой и поставщиками на ОАО «Дружба»
В процессе своей деятельности ОАО «Санаторий «Дружба» формирует договорные отношения с рядом организаций. Схематически система таких взаимоотношений представлена на рисунке 4 (приложение 3).
ОАО «Санаторий «Дружба» имеет огромнейшее количество постоянных клиентов (около 160 ежегодно), большая часть которых находится на близлежащей территории. При обращении в организацию для клиентов большое значение имеет своевременность и качество предоставляемых услуг.
На рисунке 5 изображена структура клиентов организации 2003 году.
Рис. 5. Структура клиентов ОАО «Санаторий «Дружба» в 2003 году
В 2003 году организация имела взаимоотношения более чем с 70 поставщиками коммунальных услуг. Среди них:
1) РАО « Энерго» - прием бытовых и промышленных отходов;
2) ЧОП « Сфера - О» -охрана;
3) Управление делами и имуществом области – аренда помещений.
Во взаимоотношениях предприятия с государством можно выделить три основных направления: взаимоотношения с государственным банком, с государством по внебюджетным платежам, с налоговыми службами.
Взаимоотношения организации с персоналом включают различные внутренние расчеты.
Все взаимоотношения ОАО «Санаторий «дружба» регулирует через договора на оказание тех или иных видов услуг, а также на поставку товаров и продукции. В процессе своей деятельности, организация старается иметь дело только с наиболее надежными и проверенными клиентами. Поэтому, как правило, особых проблем со своевременностью оплаты услуг не возникает. Однако есть и исключения. Так по данным бухгалтерского баланса сумма дебиторской задолженности от покупателей на коней 2002 года составляла 1095545 руб., а на конец 2003 года она была равна 1357654 руб.
В случае появления разногласий на предприятии по вопросам оплаты услуг и товаров в ОАО «Санаторий «дружба» есть юрист, который в судебном порядке разрешает все споры и разногласия.
5. Характеристика инвестиционных проектов и источники их финансирования
Типичным примером инвестиционного проекта на предприятии является проект по организации различных выездных мероприятий и концертных программ в близлежащие регионы. Краткое описание одного из таких проектов представлено ниже.
Общее описание проекта
1. Длительность проекта: 1 день
2. Источники финансирования проекта: собственные средства, средства отдела социальной защиты населения и детей, подверженных насилию Администрации района, Областного детского реабилитационного центра
3. Бюджет проекта: 33354 руб.
4. Краткое описание проекта: проведение Дня открытых дверей для детей, подверженных насилию.
Все вышеуказанные мероприятия осуществлялись при финансовой поддержке постоянных спонсоров: Областного центра реабилитации детей, подверженных насилию, частных лиц и частных коммерческих организаций: ЗАО «Аскат», ООО «Компания «АРИНВЕСТ» и т.д.
Цель проекта состоит в оказании моральной поддержки детям и подросткам, подверженным насилию, подъем их духа и внутренней самооценки. Актуальность поставленной цели вытекает из назревшей проблемы несоответствующего отношения к детям и подросткам, подверженным насилию, как социальной группе нашего общества сегодня.
Методы и этапы организации проекта
Деятельность в рамках данного проекта организована в виде последовательности этапов, представленных в календарном плане реализации проекта в таблице 2.
Таблица 2
Календарный план реализации проекта
№ |
Наименование работы и ее описание |
Кто выполняет |
Ресурсы |
Ожидаемый результат |
Сроки |
1 |
Подготовка к организации праздника |
все участники группы |
все оборудование для проведения вечера |
готовность к проведению Дня открытых дверей |
с 9.00 до 11.00 |
2 |
Оформление выставки прикладного и изобразительного искусства |
половина участников группы |
картины, поделки из глины |
оформленное фойе |
с 11.00 до 12.00 |
3 |
Оформление сцены |
половина всех участников группы |
аппаратура и декорации, реквизиты |
оформленная сцена |
с 11.00 до 12.00 |
4 |
Репетиция концертной программы |
все участники по направлениям |
план проведения концертной программы |
подготовленные к выступлению участники |
с 12.30 до 13.00 |
5 |
Проведение концертной программы |
все участники по направлениям |
план проведения концертной программы |
подготовленные к выступлению участники |
с 13.00 до 15.00 |
6 |
Итервьюирование зрителей о результатах программы |
ведущий программы и староста коллектива инвалидов, директор центра |
тесты- вопросники |
заполненные тесты- вопросники |
с 15.00 до 15.30 |
7 |
Анализ результатов тестирования |
ведущий программы, директор центра |
тесты- вопросники |
полученные результаты об итогах проведения вечера |
с 15.30 до 16.00 |
8 |
Беседа за круглым столом (юридические, медицинские, личные консультации для детей и подростков, подвергшихся насилию) |
юрист- консультант, медицинский работник, психолог |
знания юриста, медицинского работника и психолога в профессиональных областях |
обучение психологическим методам поддержки, организации аналогичных вечеров собственные силами, юридические консультации |
с 16.00 до 17.00 |
9 |
Проведение танцевально-развлекательной программы |
музыкальный ведущий |
музыкальная аппаратура |
все участники праздника |
с 17.00 до 19.00 |
10 |
Завершающие работы |
все участники |
аппаратура и оборудование |
- |
с 19.00 до 20.00 |
Критерии оценки проекта отображены в таблице 3.
Таблица 3
Критерии оценки реализации проекта
№ п/п |
Оценка проекта, баллы |
Характеристика реализации проекта |
1 |
5 |
проект выполнен самым наилучшим образом ( эффективность- 100 %) |
2 |
от 4 до 5 |
проект выполнен, однако есть небольшие нюансы и обстоятельства, которые можно было бы устранить (эффективность – 80 –90 %) |
3 |
от 3 до 4 |
проект выполнен с некоторыми недостатками (эффективность – 70 – 80 %) |
4 |
от 2 до 3 |
проект выполнен наполовину (эффективность – 50 %) |
5 |
от 1 до 2 |
проект выполнен очень плохо (эффективность 20- 30 %) |
6 |
менее 1 |
проект выполнен наихудшим образом (эффективность – 0 – 10 %) |
Бюджет проекта
Все необходимое оборудование для реализации проекта перечислено в таблице 4.
Таблица 4
Оборудование и сопутствующие расходы
№ п/п |
Вид оборудования |
Количество, шт. |
Стоимость каждого предмета, руб. |
Имеющиеся в распоряжении на сумму, руб. |
Общая сумма расходов, руб. |
1 |
Стулья |
10 |
189 |
1890 |
- |
2 |
Микрофоны |
5 |
900 |
2700 |
1800 |
3 |
Видеокамера |
1 |
7500 |
- |
7500 |
4 |
Пленка для видеокамеры |
3 |
80 |
- |
240 |
5 |
Фотоаппарат |
1 |
390 |
- |
390 |
6 |
Пленка для фотоаппарата |
2 |
45 |
- |
90 |
7 |
Поощрительные призы инвалидам за участие в конкурсах |
12 |
550 |
- |
6600 |
8 |
Костюмы для хора «Ветеран» |
12 |
900 |
10800 |
- |
9 |
Костюмы для хореографического коллектива «Радуга» |
12 |
560 |
6720 |
- |
10 |
Баян |
3 |
2700 |
5400 |
2700 |
11 |
Ручки |
100 |
1,5 |
- |
150 |
12 |
Тесты- вопросники |
100 |
5 |
- |
500 |
13 |
Усилители для музыкальной аппаратуры |
1 |
4000 |
- |
4000 |
14 |
Музыкальный центр |
1 |
4250 |
4250 |
- |
15 |
Диски с танцевальной программой |
7 |
70 |
210 |
280 |
16 |
Шнуры, удлинители для аппаратуры |
- |
300 |
300 |
- |
|
ВСЕГО |
- |
- |
- |
24250 |
Таблица 5
Расходы на организацию питания участников Дня открытых дверей реабилитационного центра
№ п/п |
Срок, дни |
Количество человек, чел. |
Стоимость двухразового питания на 1 человека в день, руб. |
Прочие расходы, руб. |
Общая стоимость, руб. |
|
1 |
39 |
50 |
- |
1950 |
Таблица 6
Административные и прочие прямые расходы
№ п/п |
Вид расходов |
Сумма, руб. |
1 |
Расходы на оплату конференции после реализации проекта по вопросам его эффективности |
1270 |
2 |
Оплата коммунальных услуг (электричество и т.д.) |
450 |
6 |
Расходы на публикацию итогов в средствах массовой информации |
348 |
7 |
Расходы на публикацию итогов на телевидении |
670 |
|
Итого |
2738 |
Итого административных расходов на сумму 4688 руб.
Таблица 7
Оплата труда всем участникам проекта
№ п/п |
Должность |
Количество человек, чел. |
Оплата одного часа работы, руб. |
Количество часов, час. |
Итого требуемая сумма, руб. |
1 |
Директор реабилитационного центра |
1 |
30 |
12 |
360 |
2 |
Руководитель хора |
1 |
23 |
12 |
276 |
3 |
Медицинский работник |
1 |
20 |
12 |
240 |
4 |
Юрист |
1 |
15 |
12 |
180 |
5 |
Врач- психолог |
1 |
15 |
12 |
180 |
5 |
Ведущий |
1 |
22 |
12 |
264 |
6 |
Музыкальный ведущий |
1 |
16 |
12 |
192 |
7 |
Руководитель хореографического коллектива |
1 |
23 |
12 |
276 |
8 |
Костюмер- гример |
1 |
10 |
12 |
120 |
9 |
Подсобные рабочие |
2 |
8 |
12 |
240 |
10 |
Поощрительные выплаты участникам концертной программы |
29 |
6 |
12 |
2088 |
|
Итого |
39 |
- |
- |
4416 |
Все расходы (бюджет) проекта постатейно указаны в таблице 8.
Таблица 8
Смета расходов (бюджет проекта)
№ п/п |
Название статьи |
Общая сумма расходов, руб. |
1 |
Оборудование и сопутствующие расходы |
24250 |
2 |
Административные и прочие расходы |
4688 |
4 |
Оплата труда |
4416 |
|
Итого (бюджет проекта) |
33354 |
Итак, для организации одной поездки с концертной программой нашему центру реабилитации требуется 33354 рублей.
6. Организация планирования и контроля за производственно-финансовой деятельностью ОАО «Дружба»
Планирование и контроль за финансово-хозяйственной деятельности в ОАО «Санаторий «Дружба» осуществляется финансовым отделом.
Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия ОАО «Санаторий «Дружба» и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Финансовый отдел существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций. Финансовый отдел предприятия охватывает решение следующих задач:
1. Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
2. Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
3. Эффективное управление денежными потоками.
4. Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
5. Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
6. Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
В таблице 9 представлены затраты предприятия на выполнение основных функций финансового отдела по планированию и контролю.
Таблица 9
Затраты ОАО «Санаторий «Дружба» на выполнение функций планирования и контроля за деятельностью
№№ |
Наименование функции |
Вид |
Затраты на выполнение |
п/п |
|
функции |
функции в год, руб. после ФСА |
|
|
|
|
1 |
Получать информацию от внутренних и внешних источников |
В |
40 000 |
2 |
Акционировать организацию |
О |
45 000 |
3 |
Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках |
В |
100 000 |
5 |
Подготовка обоснований инвестиционных решений |
В |
107 000 |
6 |
Планово-аналитическое обеспечение деятельности |
О |
95 000 |
7 |
Выдавать информацию по финансовой деятельности |
О |
60 000 |
|
ИТОГО |
|
517 000 |
На рисунке 6 изображена структура финансового отдела в организации.
Рис.6. Организационная структура финансового отдела ОАО «Санаторий «Дружба»
7. Анализ финансового состояния ОАО «Дружба» и оценка результатов деятельности
При проведение анализа финансово- экономической деятельности ОАО «Санаторий «Дружба» были использованы следующие документы:
- Бухгалтерский баланс организации (форма № 1);
- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
- Отчет о движении денежных средств организации Форма № 4);
- Отчет об изменении капитала (форма № 3);
- Приложение к бухгалтерскому балансу организации (форма № 5);
Периоды, за которые проводился анализ – 2202 и 2003 годы.
7.1. Анализ динамики, состояния и эффективности использования основных фондов на предприятии
На рисунке 7 отображена динамика структуры активных и пассивных фондов организации по годам.
Рис. 7. Динамика структуры активных и пассивных фондов ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002-2003 годах
Как видно из рисунка 7, в организации наблюдается преобладание доли активных производственных фондов. Причем к 2003 году доля активных фондов выросла с 54,6 % до 55,4 %.
Рис.8. Динамика структуры оборудования в ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 годах.
Как видно из рисунка 8, в ОАО «Санаторий «Дружба» в 2003 году наблюдался рост доли действующего оборудования на 3,4 %, что связано с внедрением новых средств в производственный процесс.
Информация о наличии основных средств в ОАО «Санаторий «Дружба» за 2002-2003 годы содержится в таблице 10. Эти данные позволяют наиболее полно представить реальную ситуацию состояния основных фондов и изношенности на предприятии.
Таблица 10
Основные средства ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 годах
Показатели |
2002 год |
2003 год |
|||||||
начало |
конец |
Изменение |
Среднее |
начало |
конец |
Изменение |
Среднее значение |
||
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первоначальная стоимость |
9176314 |
9326899 |
150585 |
9251606,5 |
9326899 |
10049491 |
722592 |
9688195 |
|
износ |
1009394,54 |
1025958,89 |
16564,35 |
1017676,715 |
1025958,89 |
1105444,01 |
79485,12 |
1065701,45 |
|
Остаточная стоимость |
8166919,5 |
8300940,1 |
134020,65 |
8233929,8 |
8300940,1 |
8944047 |
643106,88 |
8622493,6 |
Как видно из таблицы 10, в 2003 году наблюдается рост показателя остаточной стоимости основных средств в организации, что является положительной тенденцией.
В таблице 11 содержится информация о состоянии и эффективности
использования в организации основных средств. Коэффициенты в таблице определены в соответствии c формулами, представленными в литературе.
Как видно из таблицы 11, коэффициент изношенности в организации в 2003 году падает, а пригодности, наоборот, растет, что может быть связано с обновлением основных фондов и их поступлением в начале 2003 года. Рост фондоотдачи в 4,2 раза свидетельствуют о повышении объема продукции, с каждого рубля стоимости фондов. Рост рентабельности свидетельствует о повышении значения прибыли, которую организация получает с каждого рубля, вложенного в основные фонды.
Таблица 11
Состояние и эффективность использования основных фондов ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 годах
Наименование показателя |
2002 год |
2003 год |
Тенденция |
||||
начало |
конец |
среднее |
начало |
конец |
среднее |
||
Коэффициент изношенности |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,19 |
0,1 |
0,145 |
↓ |
Коэффициент пригодности |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,81 |
0,9 |
0,855 |
↑ |
Фондоотдача, руб./ руб. |
- |
118,4 |
- |
- |
500,38 |
- |
↑ |
Рентабельность основных средств, % |
- |
332,04 |
- |
- |
498,3 |
- |
↑ |
7.2. Анализ использования оборотных средств в организации
Информация о размере оборотных средств ОАО «Санаторий «Дружба» содержится в таблице 12 (приложение 4).
Из таблицы 12 видно, что наибольшую долю в сумме оборотных средств составляет дебиторская задолженность, а также сырье и материалы, а наименьшую - незавершенное производство.
Рис. 9. Динамика структуры оборотных средств по стадиям кругооборота ОАО «Санаторий «Дружба» за 2002-2003 годы.
Как видно из рисунка 9, наибольшую долю в структуре оборотных средств занимает дебиторская задолженность ( в 202 году – 60,7 %, а в 2003 году – падение до 48,6 %). Производственные запасы в 2002 году занимают 35,5 %, а в 2003 году наблюдается резкий рост их доли в общей сумме до 45,1 %.
Структура дебиторской задолженности предприятия на конец 2002-2003 годах отражена на рисунке 10.
Как видно из рисунка 10, наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности в 2002 году занимала долгосрочная задолженность, в 2003 году она стала равной 0. Всю сумму дебиторской задолженности в 2003 году стала занимать краткосрочная задолженность.
Рис.10. Динамика структуры дебиторской задолженности ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 годах
Структура дебиторской задолженности по наиболее крупным дебиторам представлена на рисунке 11.
Рис.11. Структура дебиторской задолженности по наиболее крупным дебиторам ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002 году
Рис. 12. Структура дебиторской задолженности по наиболее крупным дебиторам ОАО «Санаторий «Дружба» в 2003 году
Рис.13. Динамика кредиторской задолженности ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002-2003 годах
Как видно из рисунка 13 , в 2003 году произошло снижение суммы кредиторской задолженности организации с 5117 руб. до 2030 рублей.
Как видно из рисунка 14, наибольшую долю среди всех кредиторов в 2002 году для организации занимает ООО «Востокуниверсал», а наименьшую – Кирпичный завод.
Рис.14. Структура кредиторской задолженности по наиболее крупным кредиторам ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002 году
Рис. 15. Структура кредиторской задолженности ОАО «Санаторий «Дружба» в 2003 году
Как видно из рисунка 15, наибольшую долю в структуре кредиторской задолженности занимает задолженность перед ООО «Градостроительной компанией», а наименьшую – перед ОАО «Автомат и сервис».
В таблице 13 отражена информация об эффективности использования оборотных средств на предприятии.
Таблица 13
Эффективность использования оборотных средств ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 году
Наименование показателя |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
||||||||
Сумма, руб. |
Коэффициент загрузки |
Длительность оборота, дн |
Коэффициент оборачиваемости |
Сумма, руб. |
Коэффициент загрузки |
Длительность оборота, дн |
Коэффициент оборачиваемости |
Коэффициент загрузки |
Длительность оборота, дн |
Коэффициент оборачиваемости |
|
Общая сумма оборотных средств |
5208148,50 |
0,0209 |
7,64 |
47,79 |
5077145,00 |
0,2291 |
83,64 |
4,36 |
0,21 |
76,00 |
-43,43 |
Сырье и материалы |
1847961,50 |
0,0074 |
2,71 |
134,69 |
2290176,00 |
0,1034 |
37,73 |
9,67 |
0,10 |
35,02 |
-125,01 |
Незавершенное производство |
2940,00 |
0,0000 |
0,00 |
84657,83 |
0,00 |
0,0000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-84657,83 |
Запасы готовой продукции |
0,00 |
0,0000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,0000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Дебиторская задолженность |
3159665 |
0,0127 |
4,63 |
78,77 |
2469768,5 |
0,1115 |
40,69 |
8,97 |
0,10 |
36,05 |
-69,80 |
Деньги |
197582 |
0,0008 |
0,29 |
1259,70 |
317200,5 |
0,0143 |
5,23 |
69,85 |
0,01 |
4,94 |
-1189,85 |
Как видно из таблицы 13, в 2003 году на предприятии наблюдалось снижение коэффициента оборачиваемости по всем видам оборотных средств.
7.3. Анализ использования трудовых ресурсов в организации
Штатное расписание ОАО «Санаторий «Дружба» представлено в таблице 14.
Таблица 14
Численность персонала и уровень затрат на заработную плату в ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 году
Наименование работников |
Численность |
Тарифный коэффициент |
Разряд |
Затраты на зарплату, руб. |
Динамика, руб. |
|
2002 год |
2003 год |
|||||
Генеральный директор |
1 |
10,07 |
18 |
50350 |
60420 |
10070 |
Директор по производству |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Помощник директора по общим вопросам |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Директор по экономике и финансам |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Начальник юридического отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Начальник отдела кадров |
1 |
8,17 |
16 |
40850 |
49020 |
8170 |
Главный бухгалтер |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Ведущий бухгалтер |
1 |
4,51 |
11 |
22550 |
27060 |
4510 |
Бухгалтер 1 категории |
1 |
3,53 |
9 |
17650 |
21180 |
3530 |
Кассир |
1 |
2,44 |
6 |
12200 |
14640 |
2440 |
Начальник сметно-экономического отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Заместитель начальника отдела |
1 |
8,17 |
16 |
40850 |
49020 |
8170 |
Инженер 1 категории |
1 |
5,1 |
12 |
25500 |
30600 |
5100 |
Начальник коммерческого отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Коммерческий отдел |
4 |
5,1 |
12 |
102000 |
122400 |
20400 |
Зам директора по производству |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Начальник ПТО |
1 |
7,36 |
15 |
36800 |
44160 |
7360 |
Зам начальника ПТО |
1 |
5,76 |
13 |
28800 |
34560 |
5760 |
Диспетчер |
1 |
5,76 |
13 |
28800 |
34560 |
5760 |
Главный инженер |
1 |
8,17 |
16 |
40850 |
49020 |
8170 |
Линейный персонал |
12 |
3,99 |
10 |
234600 |
281520 |
46920 |
Главный энергетик |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
9070 |
Отдел главного энергетика |
5 |
6,51 |
14 |
162750 |
195300 |
32550 |
Секретарь- референт |
1 |
8,17 |
16 |
40850 |
49020 |
8170 |
ИТОГО |
- |
- |
- |
1601053 |
1918860 |
317807 |
В таблице 15 представлены более частные показатели анализа использования персонала ОАО «Санаторий «Дружба»
Таблица 15
Система кадровых показателей в ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 годах
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
1 |
Образовательный состав: |
|
|
|
|
|
неполное среднее |
% |
1 |
1 |
- |
|
общее среднее |
% |
2 |
1 |
-1 |
|
среднеспециальное |
% |
5 |
1 |
-4 |
|
незаконченное высшее |
% |
7 |
5 |
-2 |
|
высшее |
% |
85 |
92 |
+7 |
2 |
Возрастной состав |
|
|
|
|
|
до 18 лет |
% |
- |
- |
- |
|
18-25 лет |
% |
- |
- |
- |
|
26-36 лет |
% |
10 |
9 |
-1 |
|
37-50 лет |
% |
45 |
52 |
+7 |
|
свыше 50 лет |
% |
45 |
39 |
-6 |
3 |
Средний возраст работающих |
лет |
40 |
40 |
- |
4 |
Структура персонала по полу |
|
|
|
|
|
женщины |
% |
85 |
90 |
+5 |
|
мужчины |
% |
15 |
10 |
-5 |
5 |
Распределение по стажу |
|
|
|
|
|
до 1 года |
% |
3 |
3 |
- |
|
1-3 года |
% |
2 |
2 |
- |
|
3-5 лет |
% |
10 |
11 |
+1 |
|
5-10 лет |
% |
15 |
9 |
-6 |
|
свыше 10 лет |
% |
70 |
75 |
+5 |
Как видно из таблицы 15, на предприятии наибольшую долю занимают работники с высшим образованием, причем в 2003 году доля работников с высшим образованием растет, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия. На предприятии наибольшую долю занимают работники по о возрасту старше 50 лет. Однако в 2003 году наблюдается тенденция к сокращению доли работников старше 50 лет и росту доли работников в возрасте от 37 до 50 лет. Таким образом, наблюдается омоложение состава персонала, что является весьма положительной тенденцией.
7.4. Анализ затрат организации в процессе хозяйственной деятельности
Структура расходов организации по элементам затрат представлена в таблице 16.
Таблица 16
Структура затрат ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002-2003 годах
Показатель |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|
Материальные затраты |
10958,00 |
50,86 |
6881,00 |
31,64 |
-4077,00 |
-19,22 |
Затраты на оплату труда |
5197,00 |
24,12 |
5884,00 |
27,06 |
687,00 |
2,94 |
На соцнужды |
1792,00 |
8,32 |
2060,00 |
9,47 |
268,00 |
1,16 |
Амортизация |
206,00 |
0,96 |
299,00 |
1,37 |
93,00 |
0,42 |
Прочие |
3392,00 |
15,74 |
6622,00 |
30,45 |
3230,00 |
14,71 |
ИТОГО |
21545,00 |
100,00 |
21746,00 |
100,00 |
201,00 |
0,00 |
Как видно из таблицы 16, в 2003 году в организации наблюдался рост доли затрат на оплату труда, на соцнужды и на амортизацию, а также прочих расходов. При этом доля материальных затрат упала на 19,22 %
Динамика показателей себестоимости организации в 2002-2003 годах представлена на рисунке 16.
Рис. 16. Динамика структуры себестоимости ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002-2003 годах
Как видно из рисунка 16 в организации в 2003 году наблюдалось снижение суммы себестоимости оказываемых услуг. При этом наибольшую долю в структуре себестоимости занимают затраты по реализации путевок (более 80 %).
Рис.17. Динамика структуры материальных затрат ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002-2003 годах
Как видно из рисунка 17, наибольшую долю в структуре материальных затрат организации занимают затраты на продукты питания, а наименьшую – на лечебные средства. Однако в 2003 году заметна динамика снижения доли затрат на продукты питания и роста доли прочих затрат.
7.5. Анализ финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия
Основной финансовый результат деятельности организации – выручка от реализации.
На рисунке 18 представлена динамика структуры выручки от реализации организации в 2002-2003 годах.
Как видно из рисунка 18, в организации наблюдается превышение доли выручки от реализации путевок (более 60 %). При этом в 2003 году доля выручки рот реализации путевок выросла.
Рис. 18. Динамика структуры выручки от реализации ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002-2003 годах
В таблице 17 отражена динамика основных показателей финансовых результатов деятельности организации.
Таблица 17
Динамика основных финансовых показателей деятельности ОАО «Санаторий «Дружба», руб.
№ п/п |
Наименование показателя |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
1 |
Выручка от реализации |
24894006,00 |
22157106,00 |
-2736900,00 |
2 |
Валовая прибыль |
3348552,00 |
2679834,00 |
-668718,00 |
3 |
Прибыль от продаж |
3348552,00 |
247054,00 |
-3101498,00 |
4 |
Прибыль до налогообложения |
3134747,00 |
90918,00 |
-3043829,00 |
5 |
Прибыль от обычной деятельности |
3134747,00 |
-52410,00 |
- |
6 |
Чистая прибыль |
3134747,00 |
-52410,00 |
- |
Как видно из таблицы 17, в 2003 году наблюдалось падение всех показателей прибыли и финансовых результатов деятельности предприятия. Значение чистой прибыли в 2003 году отрицательно, что означает, что организация работает в убыток.
В таблице 18 отражены основные показатели эффективности деятельности предприятия в 2002- 2003 годах
Таблица 18
Показатели эффективности деятельности ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002- 2003 годах
Наименование показателей |
Значение, руб. |
|
2002 год |
2003 год |
|
Рентабельность продукции |
3,46 |
1,16 |
Рентабельность продаж |
3,46 |
1,16 |
Рентабельность производства |
9,8 |
1,12 |
Рентабельность предприятия |
2,46 |
1,95 |
Рентабельность собственного капитала |
9,42 |
1,063 |
Рентабельность акционерного капитала |
19,7 |
12,3 |
Как видно из таблицы 18, в 2003 году происходит падение всех показателей эффективности производства предприятия. Особенно резко падает значение рентабельности собственного капитала (с 9,42% до 1,063 %) и производства (с 9,8 % до 1,12%). В целом, организацию нельзя назвать процветающей в связи с несоответствием рентабельностей рекомендуемым значениям.
Таким образом, деятельность ОАО «Санаторий «Дружба» в целом можно охарактеризовать с отрицательной точки зрения, так как практически по всем основным показателям наблюдается снижение и отклонение от нормативных значений. Поэтому руководству следует серьезно задуматься над пересмотром основных направлений деятельности и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению.
Приложение 1
|
Рис. 1. Организационная структура ОАО «Санаторий «Дружба»
Приложение 2
Рис. 2. Схема движения документов при продаже и отпуске товаров со складов в ОАО «Санаторий «Дружба»
Приложение 3
Рис.4. Взаимоотношения ОАО «Санаторий «Дружба» с партнерами
Приложение 4
Таблица12
Структура оборотных средств в ОАО «Санаторий «Дружба» в 2002-2003 годах
№ п/п |
Наименование |
2002 год |
2003 год |
||||||||||||||
элемента |
начало |
конец |
среднее |
изменение |
начало |
конец |
среднее |
изменение |
|||||||||
|
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|
1.ПОСТАДИЯМ КРУГООБОРОТА
|
|||||||||||||||||
1. |
Общая сумма |
4553695,00 |
100,00 |
5862602,00 |
100,00 |
5208148,50 |
100,00 |
1308907,00 |
0,00 |
5862602,00 |
100,00 |
4291688,00 |
100,00 |
5077145,00 |
100,00 |
-1570914,00 |
0,00 |
2. |
Производственные запасы |
1685819,00 |
37,02 |
2010104,00 |
34,29 |
1847961,50 |
35,48 |
324285,00 |
-2,73 |
2010104,00 |
34,29 |
2570248,00 |
59,89 |
2290176,00 |
45,11 |
560144,00 |
-14,78 |
3. |
Незавершенное производство |
5880,00 |
0,13 |
0,00 |
0,00 |
2940,00 |
0,06 |
-5880,00 |
-0,13 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Запасы готовой продукции |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Дебиторская задолженность |
2737447,00 |
60,11 |
3581883,00 |
61,10 |
3159665,00 |
60,67 |
844436,00 |
0,98 |
3581883,00 |
61,10 |
1357654,00 |
31,63 |
2469768,50 |
48,64 |
-2224229,00 |
17,01 |
6. |
Деньги |
124549,00 |
2,74 |
270615,00 |
4,62 |
197582,00 |
3,79 |
146066,00 |
1,88 |
270615,00 |
4,62 |
363786,00 |
8,48 |
317200,50 |
6,25 |
93171,00 |
-2,23 |