Содержание


Какова структура и назначение кодов ASCII?. 3

Что такое фрейм? Какие бывают фреймы?. 3

Какова роль таблиц в информационном моделировании?. 5

Что такое выражение? Назовите основные элементы выражения. 5

Какие имеются сравнительные преимущества и недостатки у компиляторов и интерпретаторов?. 6

Объясните смысл модульного построения системы. 7

Объясните концепции нисходящей разработки программ. 7

Что такое рынок информационных продуктов и услуг?. 8

Как связаны информатика и моделирование?. 8

Дайте классификацию программного обеспечения. 9

Что такое наследование свойств?. 10

Что такое порты, параллельные порты, последовательные порты?. 10

В чем смысл многооконного интерфейса?. 11

В чем суть реализации в MS Office событийно-ориентированного подхода?  11

Каково назначение шаблонов Word? Содержимое шаблона. 12

Примеры использования стилей. 12

Пример фильтрации данных списка. 13

Пути и проблемы создания информационного общества. 14

Список литературы.. 16

 


Блок вопросов «Информация и данные», вопрос 8: какова структура и назначение кодов ASCII?

АМЕРИКАНСКИЙ СТАНДАРТНЫЙ КОД ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ [American standard code for information interchange, (ASCII)]. Стандартная схема кодирования текстовой информации, при которой каждый текстовый или управляющий символ представляется семиразрядным двоичным кодом. Этот код с отдельными модификациями используется в большинстве вычис­лительных систем. Многие клавиатуры при нажатии клавиши вводят в ЭВМ именно такой код. Зарубежные персональные IBM-совместимые компьютеры имеют набор ASCII-кодированных символов, в котором отсутствуют симво­лы кириллицы (русские буквы), поэтому были созданы различные модификации таблицы ASCII, дополненные буквами кириллицы. Все эти мо­дификации имеют общую кодировку первых 128 символов, совпадающую с ASCII. [1]


Блок вопросов «Знания как форма представления информации», вопрос 8: Что такое фрейм? Какие бывают фреймы?

Теория фреймов — это парадигма для представления знаний с целью использования этих знаний компьютером. Впервые была представлена Минским как попытка построить фреймовую сеть, или парадигму с целью достижения большего эффекта понимания. С одной стороны Минский пытался сконструировать базу данных, содержащую энциклопедические знания, но с другой стороны, он хотел создать наиболее описывающую базу, содержащую информацию в структурированной и упорядоченной форме. Эта структура позволила бы компьютеру вводить информацию в более гибкой форме, имея доступ к тому разделу, который требуется в данный момент. Минский разработал такую схему, в которой информация содержится в специальных ячейках, называемых фреймами, объединенными в сеть, называемую системой фреймов. Новый фрейм активизируется с наступлением новой ситуации. Отличительной его чертой является то, что он одновременно содержит большой объем знаний и в то же время является достаточно гибким для того, чтобы быть использованным как отдельный элемент БД.

Итак, как было сказано выше фреймы – это фрагменты знания, предназначенные для представления стандартных ситуаций. Термин “фрейм” (Frame – рамка) был предложен Минским. Фреймы имеют вид структурированных компонентов ситуаций, называемых слотами. Слот может указывать на другой фрейм, устанавливая, таким образом, связь между двумя фреймами. Могут устанавливаться общие связи типа связи по общению. С каждым фреймом ассоциируется разнообразная информация ( в том числе и процедуры), например ожидаемые процедуры ситуации, способы получения информации о слотах, значение принимаемые по умолчанию, правила вывода.

Фреймы можно разделить на две группы: фреймы-описания; ролевые фреймы.

Фрейм описание: [<программное обеспечение>, <программа 1С бухгалтерия, версия 7.5>, <программа 1С торговля, версия 7.5>, <правовая программа “Консультант +” проф.>].

Ролевой фрейм: [<заявка на продажу>, <что, установка и покупка программы 1С торговля, версия 7.5>, <откуда, фирма ВМИ>, <куда, фирма “Лукойл”>, <кто, курьер Иванова>, <когда, 27 октября 1998г.>].

Во фрейме-описании в качестве имен слотов задан вид программного обеспечения, а значение слота характеризует массу и производителя конкретного вида продукции. В ролевом фрейме в качестве имен слотов выступают вопросительные слова, ответы на которые являются значениями слотов. Для данного примера представлены уже описания конкретных фреймов, которые могут называться либо фреймами – примерами, либо фреймами – экземплярами. Если в приведенном примере убрать значения слотов, оставив только имена, то получим так называемый фрейм – прототип. [6]


Блок вопросов «Модель и моделирование», вопрос 10: какова роль таблиц в информационном моделировании?

Моделирование в среде электронной таблицы (табличного процессора) несет в себе громадные возможности. Тому есть несколько причин. Во-первых, электронная таблица (ЭТ) — это одна из самых распространенных программных сред общего назначения и владение технологией работы в ней является одним из показателей информационной культуры человека. Во-вторых, существует большое разнообразие задач, которые достаточно просто решать в этой среде. В третьих, технология работы в ЭТ проста и результаты моделирования появляются практически мгновенно.


Блок вопросов «Алгоритм и алгоритмизация задачи», вопрос 10: Что такое выражение? Назовите основные элементы выражения.

Комбинация знаков, операций и операндов, результатом которой является определенное значение, называется выражением. Знаки операций определяют действия, которые должны быть выполнены над операндами. Каждый операнд в выражении может быть выражением. Значение выражения зависит от расположения знаков операций и круглых скобок в выражении, а также от приоритета выполнения операций. Операнд — это константа, литерал, идентификатор, вызов функции, индексное выражение, выражение выбора элемента или более сложное выражение, сформированное комбинацией операндов, знаков операций и круглых скобок. Любой операнд, который имеет константное значение, называется константным выражением. Каждый операнд имеет тип. [4]


Блок вопросов «Средства реализации задач на компьютере», вопрос 12: Какие имеются сравнительные преимущества и недостатки у компиляторов и интерпретаторов?

Компилятор — это программа-транслятор, выполняющая компи­ляцию программных модулей. Компилятор только преоб­разует программу, составленную на языке программирования высокого уровня в программу на машинном языке или языке, близком к машинному, не участ­вуя в ее исполнении.  Интерпретатор же рассматривает программу как набор команд, которые выполняет. Основные преимущества компиляторов перед интерпретатором таковы:

— откомпилированная программа является автономной, то есть не требует для своего запуска наличия каких-либо других программ, кроме операционной системы;

— за счет перехода на машинный язык, как правило, удается сократить размер программы и увеличить скоростью ее выполнения. Также нет необходимости тратить ресурсы на интерпретатор.

Однако для современных быстрых компьютеров с большими объемами памяти данные преимущества не являются существенными, и на первый план уверенно выходят интерпретаторы. Их особенности:

— возможность легкого написания кросс-платформенных программ, когда для перехода на новую платформу не нужно перекомпилировать программу, а достаточно иметь версию интерпретатора для этой платформы;

— возможность оптимизации кода «на лету», в процессе выполнения программы, что часто дает громадную прибавку к скорости работы программы;

Таковы основные различия между компиляторами и интерпретаторами. И чем мощнее становятся машины, тем четче прослеживается тенденция к переходу на интерпретаторы.


Блок вопросов «Основы системного подхода», вопрос 2: объясните смысл модульного построения системы.

МОДУЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [modular programming] — Способ разработки программ, при котором программа разбивается на относительно независимые составные части — программные модули. При этом каждый мо­дуль может разрабатываться, программироваться, транслироваться и тести­роваться независимо от других. Внутреннее строение модуля для функцио­нирования всей программы, как правило, значения не имеет. При модифи­кации алгоритма, реализуемого модулем, структура программы не должна меняться. [1]


Блок вопросов «Основные подходы к проектированию программ», вопрос 2: объясните концепции нисходящей разработки программ.

НИСХОДЯЩЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [top-down programming]. Способ разработки программ, при котором программирование ведется методом "сверху вниз", от общего к деталям. Алгоритм решения задачи разбивается на несколько более простых частей или подзадач. Их выделяют таким об­разом, чтобы программирование подзадач было независимым. При этом составляют план решения всей задачи, пунктами которого и выступают вы­деленные части. План записывают графически в виде блок-схемы, где выяв­ляют головную и подчиненные подзадачи и связи между ними, т. е. интер­фейс. Здесь же устанавливают, какие начальные данные (или аргументы) получает каждая подзадача для правильного функционирования и какие ре­зультаты она выдает. По блок-схеме составляется программа, в которой со­держатся вызовы подпрограмм (процедур или функций), соответствующих выделенным подзадачам. Эту программу можно сразу отлаживать, временно заменив "заглушками" подпрограммы для подзадач. Затем аналогично про­изводят детализацию и программирование каждой подзадачи. Процесс по­следовательной детализации идет до тех пор, пока не будет написана про­грамма для каждого фрагмента алгоритма. При этом на каждом этапе имеется действующий вариант программы, отладка которой ведется по ходу всей разработки программы. [1]


Блок вопросов контрольного задания, вопрос 10: что такое рынок информационных продуктов и услуг?

Это сфера товарного обмена;  спрос и предложение товаров, являющихся программными продуктами и информацией в электронном (оцифрованном) виде, и услуг по созданию, внедрению и поддержке программных комплексов, систем и сетей.


Блок вопросов «Информатика», вопрос 10: как связаны информатика и моделирование?

Информатика — это научное направление, изу­чающее свойства информации и способы ее представления, накапливания, автоматической обработки и передачи. Таким образом, моделирование, как исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, является одним из инструментов информатики. Современные информационные технологии позволяют во многом автоматизировать процесс моделирования, а также существенно расширить круг задач, решаемых с его помощью. Примером могут служить системы автоматического проектирования и суперкомпьютеры, на которых проводится моделирование глобальных процессов.


Блок вопросов «Архитектура вычислительных систем», вопрос 15: дайте классификацию программного обеспечения.

В зависимости от функций, вы­полняемых программным обеспечением, его можно разделить на две группы: базовое (системное) программное обеспечение и при­кладное программное обеспечение. Базовое (системное) ПО организует процесс обработки инфор­мации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Прикладное программное обеспечение предназначено для реше­ния конкретных задач пользователя.

В состав базового (системного) ПО входят:

•    операционные системы;

•    сервисные программы;

•    трансляторы языков программирования;

•    программы технического обслуживания.

Прикладное ПО можно разделить на

•    текстовые процессоры и графические редакторы;

•    электронные таблицы;

•    системы управления базами данных (СУБД);

•    интегрированные пакеты;

•    Case-технологии;

•    оболочки экспертных систем и систем искусственного ин­теллекта;

•    игры;

•    мультимедийные программы.


Блок вопросов «Концепции построения ВС», вопрос 8: что такое наследование свойств?

НАСЛЕДОВАНИЕ [inheritance] — понятие объектно-ориентированного про­граммирования, которое состоит в том, что класс, определяемый на основе другого класса, наследует все или некоторые свойства и методы родитель­ского класса. Применение наследования позволяет программисту сократить программу и сделать ее более наглядной, понятной и эффективной, поскольку общие свойства и методы для группы классов достаточно описать только один раз в их общем родительском классе. В большинстве случаев класс может иметь только один родительский класс, на основе которого непосредственно опре­делен данный класс. Однако в некоторых языках программирования, на­пример в языке программирования Си++, допускается так называемое множе­ственное наследование, когда данный класс может иметь несколько родительских клас­сов. Если класс А наследует классу В, то говорят, что класс А является подклассом класса В, а класс В является суперклассом класса А. [1]


Блок вопросов «Аппаратная часть ПЭВМ», вопрос 6: что такое порты, параллельные порты, последовательные порты?

ПОРТ [port] — устройство сопряжения, с помощью которого центральный процессор или оперативная память ЭВМ могут быть связаны с другими уст­ройствами с целью передачи данных. Например, через порт подключаются к шине процессора устройства ввода/вывода, а программа может посылать данные в порт или получать данные из порта. Обычно один и тот же порт может работать на ввод или вывод. По способу передачи данных различают параллельные и последовательные.

Параллельный порт — это скоростной порт, через который сигнал передается в двух напрпавлениях по 8 параллельным линиям.

Последовательный порт (Serial port или COM-port: Communications port) — это порт, через который данные передаются только в одном направлении в каждый момент времени. Данные передаются последовательно сериями сначала в одном, потом в другом направлении. [1]


Блок вопросов «Программное обеспечение ПЭВМ», вопрос 6: в чем смысл многооконного интерфейса?

Многооконный интерфейс (MDI, Multiple Document Interface) — способ управления несколькими дочерними окнами внутри одного большого окна. Его используют многие офисные и прикладные программы (например, ранние версии Microsoft Word, такие графические редакторы, как Adobe Photoshop, браузер Opera и т.д.). Смысл подхода в том, что если приложение должно уметь работать с несколькими документами (рисунками, веб-страницами и т.д.) сразу, то логично поместить их все в отдельные окна, которые в свою очередь будут находиться внутри основного окна программы. В некоторых программах элементы управления дублируются в каждом дочернем окне документа, в некоторых — вынесены на главное окно. Также вводится понятие активного окна — того документа, с которым пользователь работает в данный момент.

Блок вопросов «ППП MS Office», вопрос 5: в чем суть реализации в MS Office событийно-ориентированного подхода?

 Событием называется действие, которое производит объект, или которое производится над объектом. Программа может тем или иным образом реагировать на события. Язык программирования Visual Basic, встроенный в комплекс Microsoft Office, является событийно-ориентированной средой. Это означает, что пользователь может перехватывать события среды и системы (например, открытие файла, нажатие клавиши, щелчок мышью по кнопке) и писать код, отвечающий за обработку событий, то есть вызываемые каждый раз, когда происходит событие.

Блок вопросов «Текстовый редактор Word», вопрос 14: каково назначение шаблонов Word? Содержимое шаблона.

Шаблон в Word — это каркас документа, предназначенный для ускорения создания документов и их унификации. В шаблоне хранится информация о настройках редактора (СервисàПараметры), настройках панелей инструментов, меню и «горячих» клавиш, содержимое заголовков, стили, макросы и, естественно, элементы шаблона (настройки страниц, текст, таблицы, графика и т.д.). Любой документ строится по некоторому шаблону, по умолчанию стоит встроенный шаблон с названием «Новый документ». Некоторое количество готовых шаблонов поставляется вместе с редактором, также шаблоны можно скачать с сайта www.microsoft.com. Шаблоны может делать и сам пользователь, выбирая пункт «Шаблон документа» при сохранении. Документы можно строить на основе нескольких шаблонов. Физически шаблоны представляют собой файлы с расширением dot.


Блок вопросов 1 «Табличный процессор MS Excel», вопрос 8: приведите примеры использования стилей.

Стилем называется набор форматов, таких как полужирный шрифт или заливка фона. Чтобы назначить стиль для ячеек, нужно воспользоваться либо панелями инструментов, либо командой ФорматàСтиль, либо командой «Формат ячеек» в контекстном меню. Примеры использования:

— необходимо, чтобы десятичные дроби показывались с тремя знаками после запятой. Для этого нужно выставить формат ячеек «Числовой» с тремя знаками;

— необходимо сделать надпись под углом. Во вкладке «Выравнивание» окна «Формат ячеек» выбираем нужный угол;

Настройки текста, фона, закраски аналогичны тем, что применяются в Word. На рисунке показаны некоторые стили, как то:

— разные шрифты и цвета;

— заливки;

— формат ячеек «Время» и «Дата»




Блок вопросов 2 «Табличный процессор MS Excel», вопрос 10: дайте пример фильтрации данных списка.

Фильтровать списки в Excel можно двумя способами: автофильтром и расширенным фильтром (меню ДанныеàФильтр). На рисунке сверху показан пример работы автофильтра: можно выбрать один из вариантов, можно задать условие. Тогда будут отображаться строки, соответствующие условию. Увидеть снова весь список можно, выбрав ДанныеàФильтрàОтобразить все. Расширенный фильтр заключается в создании дополнительных ячеек с условиями и затем фильтрации по этим условиям. Вот пример использования (сверху — исходные данные, затем выборка, внизу — таблица условий).


Наименование нефтепродукта

Производство, тыс. т

Облагаемая реализация, тыс. т

Автобензин

1610

730

Мазут

4300

4200

Топливо

40

40

Керосин

35

35










Выборка нефтепродуктов, у которых производство составляет от 1000 до 5000 тыс. т.

Наименование нефтепродукта

Производство, тыс. т


Автобензин

1610


Мазут

4300





Таблица критериев:



Производство, тыс. т

Производство, тыс. т


>=1000

<=5000



Блок вопросов контрольного задания, вопрос 2: пути и проблемы создания информационного общества.

Характерные черты информационного общества выделяет американский социолог Дэниел Белл: это переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент анализа и теории принятия решений.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление ряда проблем, подчас довольно серьезных и ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.

1. Дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые. Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению терроризма.

2. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения.

3. Овладение большой частью членов общества технологиями обработки информации (а значит, и манипулирования ею), что дает в руки антисоциально настроенным индивидам довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей.

4. Потеря личностью способности ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, перенасыщение информацией может сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному увлечению виртуальными мирами (подобная ситуация описана в романе К. Саймака «Город»), снижающему способности взаимодействия с окружающей средой, объективным миром.

Для предупреждения и преодоления указанных проблем обществу и государству необходимо развивать механизмы, направленные на обеспечение прав и свобод личности; принимать меры к развитию тех культурологических архетипов, которые сохраняют преемственность с историей человечества и вместе с тем адекватны происходящим изменениям; способствовать вовлечению в процессы информатизации возможно более широких слоев общества; выработать справедливую межгосударственную систему разделения труда в рассматриваемой сфере. [3]

Список литературы


1. Дорот В.Л., Новиков Ф.А. Толковый словарь современной компьтерной лексики, — 2-е изд, перераб. и доп. — СПб.: БХВ - Санкт Петербург, 2001. - 512с

2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2000. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000. – 847с

3. Журнал «Компьютера»: Сергей Пюкке, статья «Информационное общество и проблемы социального развития», 2 октября 2001 года.

4. Бруно Бабэ. Просто и ясно о Borland C++: Пер. с англ. — М.: БИНОМ. — 416 с.

5. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии / Г.С. Поспелов. - М.: Наука, 1988. - 280с

6. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.