Содержание



Введение.......................................................................................................... 3

1. Методика аудита материально-производственных запасов..................... 5

1.1. Цель и задачи аудиторской проверки. Объекты проверки................ 5

1.2. Программа аудиторской проверки..................................................... 7

1.3. Методика аудиторской проверки материально-производственных запасов...................................................................................................................... 9

2. Аудит материально-производственных запасов..................................... 24

Заключение.................................................................................................... 29

Список литературы....................................................................................... 30


Введение


В современной экономике ни одно российское предприятие не обходится без применения материально-производственных запасов в своей хозяйственной деятельности. Промышленные предприятия приобретают сырье и материалы, потребляют их в производственном процессе и получают готовую продукцию. Торговые организации покупают и продают готовые материальные ценности - товары. Строительные фирмы приобретают стройматериалы и используют их во время выполнения работ. Организации, видом деятельности которых является оказание услуг, не могут обойтись без определенных материально-производственных запасов, будь то канцелярские товары или топливо для автомобилей.

Основными задачами учета материально-производственных запа­сов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, со­ответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производствен­ного потребления; правильное распределение стоимости израсходо­ванных в производстве материалов по объектам калькуляции; рацио­нальная оценка производственных запасов.

Каждый бухгалтер неизбежно сталкивается с необходимостью отражения в учете операций с материально-производственными запасами. Контроль ведения бухгалтерского учета материалов на предприятии особенно важен, поэтому тему работы можно считать актуальной.

Целью настоящей работы является рассмотрение методики аудита материально-производственных запасов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– изучить теоретические основы аудиторской проверки, обозначив цель аудита, задачи, которые необходимо решить в процессе проверки, определить объекты проверки.

– рассмотреть программу аудита;

– исследовать методику аудита учета материально-производственных запасов;

– провести проверку состояния материально-производственных запасов на примере условного предприятия.


1. Методика аудита материально-производственных запасов

1.1. Цель и задачи аудиторской проверки. Объекты проверки

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей "Запасы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить:

- реальность наличия и существования МПЗ;

- все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

- является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность,

- обязательствами;

- правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

- правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Информационная база для проверки материально-производственных запасов

Информационная база

Расшифровка

1. Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей

ПБУ 5/01 «Учет материалов», ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»,

Продолжение табл. 1.1

2. Приказ об учетной политике

Границы между основными средствами и материальными ценностями.

Порядок учета приобретения (заготовления) МПЗ.

Методы оценки МПЗ по их видам при списании.

3. Первичные документы по оформлению операций с МПЗ

доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета

4. Организационно-правовые документы и материалы

Протоколы заседаний совета директоров, решения учредителей и других комиссий, отчеты аудиторов за прошлые годы, договоры на поставку сырья, материалов, товаров, договоры о материальной ответственности

5. Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ

ф. N 1 "Бухгалтерский баланс" - показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса; ф. N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" - разделы 3, 9; пояснительной записке, прилагаемой к балансу.

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов", 40 "Готовая продукция", 41 "Товары", сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета, материалы инвентаризаций


Следующим этапом проверки является составление программы аудиторской проверки.

1.2. Программа аудиторской проверки

Аудиторскую проверку операций с МПЗ целесообразно проводить в такой последовательности:

- изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;

- оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ, для этого:

- провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений;

- изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;

- проанализировать состав МПЗ на отчетную дату;

- определить объем выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации;

- анализ движения МПЗ;

- проверка правильности оценки МПЗ;

- проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета МПЗ.

Аудиторская проверка МПЗ позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому, приступая к проверке МПЗ, аудитору нужно выявить наиболее часто встречающиеся нарушения и с учетом этого выбрать необходимые процедуры проверки.

На формирование мнения аудитора в отношении достоверности информации о МПЗ оказывают влияние следующие факторы:

а) полнота отражения - все ли МПЗ, принадлежащие предприятию, отражены в бухгалтерских записях и включены в бухгалтерскую отчетность.

Ошибки в полноте отражения операций с МПЗ в бухгалтерских записях приводят к занижению отчетных данных. Обнаружить такие ошибки достаточно сложно. Для этого аудитору потребуется сделать выборку из первичных документов или информации неучетного характера;

б) наличие в учете операций с МПЗ без достаточных на то оснований. Например, организация включает в свой баланс имущество, на которое не имеет права собственности, - материальные ценности, полученные по договорам комиссии или консигнации. Такие ошибки приводят к завышению показателей отчетности;

в) соблюдение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Эти ошибки связаны с неправильным распределением операций по учетным периодам, т.е. их отражают в отчетности другого отчетного периода. Нередко на практике полученные материальные ценности отражают в учете до момента перехода права собственности на них, и наоборот, материалы в пути, право собственности на которые уже перешло к покупателю, в учете не отражают или не приходуют материальные ценности по неотфактурованным поставкам.

Для выявления ошибок в периодизации аудитору следует изучить учетные записи и сопоставить их с первичными документами;

г) правильность оценки МПЗ. Например, при их оприходовании неправильно определена стоимость приобретения, вследствие чего амортизация начисляется неверно. Эти ошибки часто носят системный характер, так как являются следствием нарушения методологии учета;

д) правильность отражения МПЗ на соответствующих счетах учета. Такие ошибки могут быть обнаружены при инвентаризации.

Операции, влияющие на правильность отражения остатков МПЗ и подсчета себестоимости реализованной продукции в результате:

а) искажения бухгалтерской отчетности:

в данные инвентаризации включены излишние, а также частично или полностью потерявшие свои свойства ценности, которые были списаны в предшествующие периоды;

двойной учет товаров в пути или уже реализованных товаров;

завышены остатки производственных запасов, находящихся на складах третьих лиц;

товарно-материальные ценности, полученные на условиях комиссии, включены в данные инвентаризации;

б) злоупотреблений:

хищение ценностей в результате действий ряда сотрудников организации или недостаточного контроля за их сохранностью;

получение сотрудниками организации взяток (денежных или в виде подарков) от поставщиков за оприходование товаров не в том количестве или худшего качества, чем указано в предъявленных счетах;

фальсификация отгрузочных документов путем указания реквизитов несуществующих покупателей.

Запасы на конец года могут быть занижены или завышены, как указывалось выше, из-за неполного или неправильного отражения операций в течение отчетного периода.

1.3. Методика аудиторской проверки материально-производственных запасов

Рассмотрим методику проверку МПЗ на складе и в бухгалтерии.

Операции, влияющие на правильность отражения остатков материалов и подсчета себестоимости реализованной продукции в результате:

а) искажения бухгалтерской отчетности:

в данные инвентаризации включены излишние, а также частично или полностью потерявшие свои свойства ценности, которые были списаны в предшествующие периоды;

завышены остатки производственных запасов, находящихся на складах третьих лиц;

товарно–материальные ценности, полученные на условиях комиссии, включены в данные инвентаризации;

б) злоупотреблений:

хищение ценностей в результате действий ряда сотрудников организации или недостаточного контроля за их сохранностью;

получение сотрудниками организации взяток (денежных или в виде подарков) от поставщиков за оприходование товаров не в том количестве или худшего качества, чем указано в предъявленных счетах;

фальсификация отгрузочных документов путем указания реквизитов несуществующих покупателей.

Запасы на конец года могут быть занижены или завышены, как указывалось выше, из–за неполного или неправильного отражения операций в течение отчетного периода.

Закупки могут быть занижены одним из двух способов.

1) Операции не отражены в учете. Такие операции могут быть выявлены при изучении кредиторской задолженности.

Например, сверяя записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных оправдательных документов, подтверждающих оплату поставщикам за полученные материальные ценности, может быть установлено, что некоторые счета не отражены в регистрах бухгалтерского учета;

2) Операции неправильно классифицированы.

Например, стоимость приобретения материалов складывается из всех затрат, связанных с их приобретением. Однако часть таких расходов или отдельные их виды (к примеру, стоимость услуг эксперта по определению качества приобретаемого сырья) могут быть не включены в стоимость материалов, а сразу списаны на расходы.

Объем закупок может быть завышен в случае неправильной классификации расходов как закупок или отражения фиктивных операций. Для выявления таких фактов нужно проверить выборку закупок и провести необходимые аналитические процедуры.

Проверка состояния складского хозяйства и сохранности материалов – одна из важнейших аудиторских процедур. Для комплексного изучения этого участка деятельности организации обследуются склады, кладовые, цеха и другие места хранения материалов, проверяя условия их хранения, состояние противопожарной безопасности, оснащенность складов оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации, состояние охраны складских помещений. Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью материалами.

В ходе обследования особое внимание уделяется проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей является разработка и вручение материально ответственным лицам стандартов или должностных инструкций, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки представления отчетов в бухгалтерию и др.

При осмотре мест хранения материалов по имеющимся у материально ответственных лиц документам проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в книги или карточки складского учета. Неучтенные излишки материалов и готовой продукции могут создаваться путем:

– замены сырья при изготовлении готовой продукции; обсчета сдатчиков сырья и материалов в весе, влажности, понижении их сортности; обвеса, обсчета, обмера покупателей при отпуске им готовых изделий;

– необоснованного оформления актов на потери материалов при их транспортировке или хранении на складах.

Неучтенные излишки материалов обычно хранят отдельно. Для их выявления используются данные складского учета. Если имеются неучтенные излишки, то расход отдельных видов ценностей за определенные периоды, как правило, превышает их приход. Такой перерасход перекрывают за счет последующего поступления и оприходования материалов аналогичных наименований. Излишки изымают за счет последующих поступлений или оформляют бестоварными документами до проверки их фактического наличия при инвентаризации.

Обследование состояния складского хозяйства и проверка сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей документальной проверкой дают возможность сделать обоснованные выводы о сохранности материалов и разработать профилактические мероприятия.

Аудит материалов можно разделить на:

– проверку их фактического наличия, которая осуществляется с помощью инвентаризации;

– проверку правильности оценки ценностей в учете и отчетности.

Аудиторские процедуры подразделяются на проводимые до инвентаризации, во время инвентаризации и после нее. До проведения инвентаризации аудитор запрашивает документы о результатах предыдущих инвентаризаций, анализирует структурные и количественные изменения запасов, получает информацию о местах хранения запасов, а также об организации инвентаризационной работы.

Аудитор может присутствовать при инвентаризации, проводимой работниками проверяемой организации в последние дни отчетного года или в первые дни следующего года. Однако если инвентаризация была проведена на какую–то промежуточную дату, аудитору необходимо отследить поступление и выбытие запасов в период, прошедший с момента проведения инвентаризации до отчетной даты. В этом случае выполняется выборочная сверка накладных, счетов–фактур, таможенных деклараций документов с учетными данными.

Запасы могут хранить на нескольких складах, и в этом случае их инвентаризацию целесообразно проводить одновременно, чтобы исключить возможность переброски ценностей с одного склада на другой. Если по каким–либо причинам это сделать невозможно, то внутреннее перемещение отслеживается по документам запасов между подразделениями (складами) от момента начала инвентаризации на первом складе до ее завершения на последнем складе.

При проведении инвентаризации могут возникнуть сложности в получении доказательств о запасах, вызванные особенностями технологического процесса. Для этого иногда могут понадобиться консультации специалистов.

Также могут возникнуть сложности в получении доказательств, связанных с определением количества запасов, которые обусловлены:

а) применением выборки. Как правило, в рамках одной проверки невозможно проверить все запасы сплошным методом, однако при явном несоответствии учетных записей о запасах их фактическому наличию необходимо проверить все товарно–материальные ценности;

б) невозможностью присутствия аудитора одновременно во всех местах хранения запасов;

в) спецификой процедур контроля – необходимо удостовериться, что не было повторного счета и случайно или преднамеренно неучтенных ценностей. Контрольные сверки дают возможность убедиться, что подсчет ценностей был проведен правильно;

г) природой инвентаризируемых ценностей (например, инвентаризация запасов древесины на целлюлозно–бумажных пищекомбинатах, металлопроката и т. д.). В подобных случаях аудитор может воспользоваться оценочными методами, когда подсчитывают и измеряют часть запасов, а затем результаты проверки экстраполируют на их общее количество. Репрезентативность результатов экстраполяции может быть проконтролирована путем их сопоставления с данными бухгалтерского и складского учета.

Наличие некоторых видов запасов нельзя проверить путем простого пересчета. В этом случае аудитору придется полагаться на процедуры внутреннего контроля, а также с разрешения клиента привлечь экспертов для инвентаризации таких материальных ценностей.

Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможно. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов. Может сложиться так, что клиент не желает проводить сплошную инвентаризацию, но по просьбе аудитора проведет инвентаризацию части товарно–материальных ценностей.

При проверке полноты оприходования материалов учитываются условия и формы расчетов с поставщиками, выбранный вариант оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям.

Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материалов проверяют на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно–транспортные накладные, счета–фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции).

Общим способом проверки приходных операций на складе является сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.

Объектом аудиторского исследования является оперативная и служебная информация. Например, из журнала по учету поступивших грузов можно получить данные в разрезе поставщиков об ассортименте и сроках поставки материальных ценностей. Аудитор изучает, как организован такой учет в проверяемой организации: указываются ли по каждому поставщику ассортимент и сроки поставки материалов по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. Для выяснения достоверности приведенной в оперативном учете информации аудитор сопоставляет ее с данными, отраженными в бухгалтерском учете. По записям в журнале учета поступающих грузов и карточкам учета договоров поставки аудитор может определить, какие поставки были осуществлены за проверяемый период.

Если материальные ценности закупали за наличный расчет у физических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, то аудитор обращает внимание на наличие и правильность оформления закупочных актов. Закупочный акт должен содержать следующие обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

Внутренними документами, которыми оформляют поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков со штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы в зависимости от принятого порядка оформления приемки груза.

Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, аудитор устанавливает, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров.

По данным регистра синтетического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также по приходным документам складов аудитор определяет количество поступивших материалов и правильность документального оформления приемки грузов. Для этого оплаченные платежные документы поставщиков сопоставляются с приходными ордерами, приемными актами, а также с записями в карточках складского учета.

Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, аудитор обращает внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.

В ходе документальной проверки операций по поступлению материалов устанавливают соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов. При выявлении расхождений необходимо провести встречную проверку документов.

При проверке полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы сверяют с сопроводительными документами поставщиков. Аудитор изучает правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации (например, железной дороге). Иногда такие расхождения могут быть результатом присвоения материальных ценностей и оформления подложных актов с целью скрыть недостачу или пересортицу.

В случае необходимости аудитор проводит встречную сверку с документами, находящимися у поставщиков материальных ценностей.

Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, в соответствии с условиями договоров принимают к учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также сырье и материалы, принятые в переработку в качестве давальческого сырья, должны храниться и учитываться отдельно от собственных производственных запасов. Такие ценности должны быть учтены на забалансовых счетах 002 «Товарно–материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

На практике достаточно распространено приобретение товарно–материальных ценностей по договорам мены, когда аудитор может столкнуться с неопределенностью в отношениях между партнерами, неправильным оформлением хозяйственных операций, неверным определением даты реализации, получения или отгрузки товаров, а также иными ошибками в бухгалтерском учете и исчислении налогов. Выявить подобное нарушение аудитор может, уточнив, как соблюдаются условия договоров, и по карточкам складского учета материалов, если в них будут обнаружены отрицательные суммы остатков.

В ходе аудита материалов аудитор проверяет порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям.

Предъявляемые предприятию–покупателю к уплате суммы НДС, выделенные в расчетных документах поставщиков отдельной строкой, отражают по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Уплаченные суммы НДС не включают в стоимость приобретения производственных запасов на счетах 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 10 «Материалы».

Дебетовое сальдо по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» на любую отчетную дату характеризует сумму НДС, относящуюся к приобретенным, но еще не оплаченным материальным ценностям. Эту сумму выделяют по соответствующей статье раздела II актива баланса.

Аудитор обращает внимание на порядок списания НДС в зависимости от назначения закупаемых запасов или целей, в которых они были использованы, так как по материалам непроизводственного назначения НДС, учтенный на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», должен быть списан за счет собственных источников предприятия записью:

Д–т сч.84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,

К–т сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

НДС по приобретенным материальным ценностям подлежит возмещению из бюджета только тогда, когда выполнены следующие законодательные условия:

– НДС выделен отдельной строкой в расчетных и первичных учетных документах,

– материальные ценности фактически оприходованы;

– материальные ценности приобретены для производственных нужд.

Во всех случаях НДС списывают только при условии оприходования и оплаты ценностей поставщику.

На практике достаточно распространено нарушение, когда организации списывают материальные ценности на затраты без их оприходования, т.е. не соблюдая требования полноты отражения операций с материалами. Это приводит к налоговым последствиям по НДС.

При проверке правильности списания транспортно–заготовительных расходов или отклонений от учетных цен, выявленных на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» либо непосредственно отдельными позициями на счете 10 «Материалы»,нужно обратить внимание на случаи, когда счета транспортной или посреднической организации, с помощью которых приобретали материалы, получены позже, чем были оприходованы материалы. В этом случае транспортные расходы не могут быть включены в фактическую себестоимость материалов в момент их оприходования.

Расходы на содержание заготовительно–складского аппарата предприятия подлежат включению в фактическую себестоимость заготовленных материалов в соответствии с принципами, отраженными в учетной политике предприятия. Распределяют такие расходы, как правило, по окончании отчетного месяца.

Материальные ценности должны быть отражены в учете и отчетности по фактической себестоимости. Ее определяют по затратам на их приобретение (транспортно–заготовительные расходы), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов; наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (без НДС).

Правильность оценки материальных ценностей находится в зависимости от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Поэтому аудитор должен проверить, ведется ли учет на счете 10 «Материалы» в разрезе субсчетов (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо и другие однородные группы) и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских признаков (сорта, марки, кондиции и т.д.); присваивают ли материальным ценностям номенклатурные номера в зависимости от их потребительских признаков и указывают ли их в первичных документах и складском учете.

Если производственные запасы учитывают по учетным ценам, объектом контроля является распределение отклонений между этими ценами и фактической себестоимостью приобретенных материалов.

Финансовые показатели деятельности организации зависят от выбранного метода оценки запасов. Одной из проблем является определение правильности оценки материалов на конец отчетного периода, так как в течение года их приобретают по разным ценам. Конечную стоимость запасов можно регулировать при помощи специальных методов оценки. Способ проверки зависит от того, какой метод списания материалов (для различных видов материальных ценностей они могут быть разными) применяют в организации.

При определении фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешено использовать один из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО); по себестоимости единицы приобретения материалов.

Аудитор должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по отношению к конкретным видам запасов; проверить правильность их применения, а также обоснованность и полезность для управления.

Если учетной политикой организации установлено, что материалы оцениваются по методу ФИФО, то их должны списывать в производство в оценке запасов, которые были куплены первыми, с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. В балансе же остатки материальных ценностей должны быть показаны по ценам последних, более дорогих закупок.

Если применяется метод оценки ЛИФО, то материальные ценности, использованные в производстве, должны быть списаны по себестоимости запасов, которые поступили последними. В балансе же остатки материальных ценностей будут показаны по ценам первых закупок, т.е. более низким.

Если запасы оценивают по средней себестоимости, аудитору необходимо проверить несколько первичных документов на оприходование, чтобы определить точность оценки какой–либо партии запасов, т.е. проверить, правильно ли рассчитана средняя цена.

По себестоимости единицы приобретения материалов оценивают лишь те материалы, которые организация использует в особом порядке (драгоценные металлы и камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Проверить правильность списания стоимости материальных ценностей на издержки производства аудитор может по формуле (2) товарного баланса:

Р = Н + П – К,                                                   (2)

где Р – стоимость материальных ценностей, израсходованных в отчетном периоде; Н, К – стоимость остатка материальных ценностей на начало и конец отчетного периода на счетах учета производственных запасов; П – стоимость материальных ценностей, поступивших за отчетный период (дебетовые обороты по счетам 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»).

При ошибочном или умышленном завышении фактической себестоимости материалов искусственно увеличиваются затраты на производство готовой продукции и снижается прибыль от реализации продукции.

Если в организации имеются материальные ценности, цена на которые в течение отчетного года снизилась, или они частично потеряли свое качество или морально устарели, то их должны оценивать и отражать в балансе на конец года не по фактической себестоимости, а по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты. Эта норма, предусмотренная п.62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, устанавливает обязанность, а не право организаций проводить такую уценку имущества по окончании отчетного года.

Чтобы провести проверку использования материальных ценностей на производственные и другие цели, необходимо детально ознакомиться с особенностями технологического процесса, а также с порядком передачи ценностей со склада в производство, поскольку при их нарушении возникают многие недостатки и даже злоупотребления.

Отпуск материалов в производство проверяют по накопительным ведомостям расхода материалов со складов, составляемым на основе расходных документов.

При проверке операций по реализации материалов необходимо установить целесообразность таких операций, правильность оформления всех документов – договоров, доверенностей, товарно–транспортных накладных и других первичных документов (в частности, проверить, выделен ли в них отдельной строкой НДС).

Операции по реализации должны быть отражены по кредиту счета 10 «Материалы» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и одновременно по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91 на суммы, причитающиеся к получению с покупателей за реализуемые им материалы.

По безвозмездной передаче материальных ценностей аудитор проверяет правильность определения их стоимости для целей налогообложения. Их списание должно быть отражено записью:

Д–т сч.99 «Прибыли и убытки»,

К–т сч.10 «Материалы»,

на учетную стоимость.

Для расчета налога на прибыль стоимость передаваемых ценностей необходимо рассчитывать по средней цене реализации или по цене последней реализации.

Особенно тщательно должны быть проверены документы на списание недостач, порчи и уценки материалов, а также правильность применения норм естественной убыли при перевозках некоторых видов материалов. Например, по товарно–материальным ценностям, перевозимым в герметической упаковке, такие нормы не применяются, а по материалам, поступающим в стеклянной таре, следует применять нормы допустимого боя во время транспортировки. Потери в пределах и сверх норм естественной убыли могут быть списаны только по надлежаще оформленным документам с разрешения руководителя организации в размере, не превышающем недостачу по сличительной ведомости.

Особого внимания аудитора требуют операции по списанию материалов сверх установленных норм, а также потерь от порчи и уценки. В соответствии с п.62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации материальные ценности, цена на которые в течение года снизилась, либо устаревшие материальные ценности или частично потерявшие первоначальные качество могут быть в конце года уценены, т.е. определена цена их возможной реализации. Если она окажется ниже первоначальной стоимости приобретения, то разница в ценах относится на финансовые результаты (без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

Списание потерь от уценки должно быть подтверждено актами и инвентаризационными описями, сведениями о рыночных ценах на дату уценки, а также о покупных ценах уцениваемых материалов.

Кроме того, аудитор на основании первичных документов проверяет достоверность записей в регистрах синтетического и аналитического учета (выборочным способом).


2. Аудит материально-производственных запасов

Ситуация 1.

В учетной политике организации предусмотрен учет материалов с применением счетов 15 и 16, на сч. 10 материалы учитываются по учетным ценам, равным цене поставщика. Списание материалов в производстве осуществляется методом ФИФО.

Проверить бухгалтерские записи по счетам в журнале регистрации хозяйственных операций. Составить аналитическую справку для включения в письменную информацию аудитора по результатам проверки.

Журнал регистрации хозяйственных операций

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

1 декабря получено на склад 100 банок масляной краски по 3 кг. В счет-фактуре поставщика указана продажная цена 1 банки 180 руб., в том числе НДС (20%) – 30 руб.

15

60

15000-00

19

60

3000-00

На основании приходного ордера краска принята к учету на склад

10

15

15000-00

Оплачено транспортной организации за доставку краски по счету-фактуре и ТТН. Стоимость перевозки 600 руб., в том числе НДС (20%) – 100 руб.

26

60

500-00

19

60

100-00

Оплачено с расчетного счета за доставку краски

60

51

600

Оплачено поставщику с расчетного счета

60

51

18000-00

12 декабря получено на склад 500 банок краски от ЗАО «У». В счет-фактуре указана цена 1 банки весом 3 кг 7 у.е., в том числе НДС (20%) – 1,16 у.е., приравненных к доллару США=30 руб.

15

60

87500-00

19

60

17500-00

10

15

87500-00

Посредник предъявил счет за услуги по закупке краски. В счет-фактуре указана стоимость услуг 1200 руб., в том числе НДС (20%) – 200 руб.

15

60

1000-00

19

60

200-00

26 декабря произведена оплата ЗАО «У» за краску в размере 3500 у.е. по курсу 31 руб. за 1 долл. США

60

51

108500-00

Отражена суммовая разница

91

60

3500-00

Налоговый вычет по НДС

68

19

20800-00

В декабре по требованиям-накладным списана краска в:

– основное производство – 400 банок для окраски выпускаемой продукции;

– спортзал 20 банок для текущего ремонта;

– вспомогательное производство – 10 банок.

В бухгалтерии даны бухгалтерские проводки:

Д-т 20 К-т 10 – 66450 руб.

Д-т 26 К-т 10 – 3500 руб.

Д-т 23 К-т 10 – 1750 руб.

Д-т 26 К-т 10 – 717 руб.

Справка: по данным аналитического учета на сч.10 «Материалы» на 1 декабря числится 70 банок краски по 3 кг на сумму 11200 руб.

На сч.16 «Отклонение в стоимости материалов» - 420 руб.

Данные о поступлении краски брать из задания 1.

Провести аудит списания краски. Составить аудиторскую справку по результатам проверки для включения в аудиторское заключение.


Решение:

Поступило

Кол-во

Цена

Сумма

Сальдо на начало месяца

70

160

11200

1декабря

100

150

15000

12 декабря

500

175

87500


Д-т 20 К-т 10 – 66450             (70 х 160 =11200)

(100 х 150 = 15000)

(230 х 175 = 40250)

Д-т 26 К-т 10 – 3500                (20 х 175 = 3500)

Д-т 23 К-т 10 – 1750                (10 х 175 = 1750)

Д-т 20 К-т 16 – 1500                 (500 + 1000 = 1500 – разница на сумму

  транспортных расходов)

Справка аудитора

Списание материальных ценностей проводится согласно учетной политике методом ФИФО. Проверено списание краски на нужды производства, а также собственные нужды. Нарушений при списании не найдено. Нарушений в ведении синтетического и аналитического учета также не обнаружено.



Ситуация 2.

В январе организация получила в банке кредит на приобретение материалов в сумме 120000 руб. сроком на три месяца под 24% годовых. Деньги перечислены поставщикам материалов в качестве предоплаты. материалы получены 1 февраля. Организацией начислены проценты за пользование кредитом в январе 2400 руб., в феврале 2400 руб. и в марте 2400 руб. В бухгалтерии даны бухгалтерские проводки:

В январе:

Д-т 51 К-т 66 – 120 000 руб.

Д-т 60 К-т 51 – 120 000 руб.

Д-т 91 К-т 66 – 2 400 руб.

В феврале:

Д-т 51 К-т 66 – 100 000 руб.

Д-т 10 К-т 15 – 100 000 руб.

Д-т 19 К-т 66 – 20 000 руб.

Д-т 91 К-т 66 – 2 400 руб.

В марте:

Д-т 91 К-т 66 – 2 400 руб.

Д-т 66 К-т 51 – 127 200 руб.

Проверьте правильность бухгалтерских записей. По результатам проверки подготовьте справку аудитора. Для обоснованности своих выводов используйте ПБУ15/01, ПБУ 10/99.

Решение:

Согласно ПБУ 15/01 пункту 15 в случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражается в бухгалтерском учете в общем порядке с отнесением указанных затрат на операционные расходы организации-заемщика.

Следовательно, должны быть сделаны следующие проводки:

В январе:

Д-т 51 К-т 76 – 120 000 руб.

Д-т 76 К-т 51 – 120 000 руб.

Д-т 91 К-т 76 – 2 400 руб.

В феврале:

Д-т 51 К-т 76– 100 000 руб.

Д-т 10 К-т 15 – 100 000 руб.

Д-т 19 К-т 76– 20 000 руб.

Д-т 91 К-т 76 – 2 400 руб.

В марте:

Д-т 91 К-т 76– 2 400 руб.

Д-т 76 К-т 51 – 127 200 руб.




Составим отчет и аудиторское заключение по данным проверки учета МПЗ.


Отчет

При планировании и проведении аудита учета МПЗ было рассмотрено состояние внутреннего контроля предприятия.

В процессе аудита были обнаружены некоторые факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля предприятия масштабам и характеру ее деятельности.

В ходе проверки были обнаружены незначительные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета МПЗ, которые существенно влияют на достоверность бухгалтерской отчетности.

Результаты проведенной проверки показывают, что проверенные финансово - хозяйственные операции осуществлялись предприятием в противоречие законодательству.

Заключение

О ведении учета МПЗ на предприятии

Проведен аудит учета МПЗ. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность по учету МПЗ не содержит существенных искажений. Полагаю, что проведенный аудит не дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

В процессе аудиторской проверки были выявлены следующие нарушения, значительного характера:

– неверное отнесение задолженности по кредитам и займам, полученных для оплаты материальных ценностей поставщикам.

В связи с этим показатели бухгалтерской отчетности аудируемого предприятия недостоверны.

Заключение


Таким образом, целью проведения аудиторской проверки учета материально-производственных запасов является установление достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и отчетности предприятия в соответствии с действующими нормативными актами в Российской Федерации.

Основными задачами аудиторской проверки являются проверка реальности наличия и существования материалов, отражения в учете всех операций с материалами, права собственности на материальные ценности, проверка обязательств, возникших при поступлении или выбытии материалов, оценка принципов, применяемых в учете.

Информационной базой проверки учета материалов являются организационно-правовые документы, учетная политика, данные первичного учета, синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность.

Методика аудиторской проверки учета материалов сводится к выявлению достоверности формирования данных бухгалтерского учета материалов.

Обобщая результаты проверки, доказательства, собранные в рабочих документах, систематизируются. По нарушениям, имеющим системный характер, выявленная ошибка распространяется на всю проверяемую совокупность. Существенность выявленных отклонений определяется с учетом размера выборки и системного характера ошибок.

Существенная ошибка при учете материалов приводит к искаженному отражению в бухгалтерской отчетности оборотных средств, себестоимости продаж, валовой и чистой прибыли.

По результатам проверки учета МПз на предприятии, было обнаружено неверное отнесение задолженности по кредитам и займам.

Список литературы

1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129–ФЗ.

2.     Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119–ФЗ «Об аудиторской деятельности».

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации. – М., 2004.

4.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н).

5.     Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утв. приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н).

6.     Положение по бухгалтерскому учету материально–производственных запасов. ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.

7.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор–Пресс, 2001. – 504 с.

8.     Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М., 2002. – 476 с.

9.     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Материальные расходы. Налоговый и бухгалтерский учет. – М.: Налоги и финансовое право, 2003. – 484 с.

10.           Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. – ИНФРА–М, 2001 г. – 420 с.

11.           Бровкина Н.Д. Аудиторская проверка своевременности принятия к бухгалтерскому учету материальных запасов  // Аудиторские ведомости. – N 12. – 2003. – С. 12-14.

12.           Василевич И.П. Аудиторская проверка материально–производственных

13.           Джангетов А. Аудит материальных ценностей // Аудит. – № 4. – 2001 г. – с. 24–26.

14.           Копылова Л.П. Аудит товарно–материальных ценностей // Аудиторские ведомости. – N 9. – 1999 г. – с. 23–29.

15.           Макарова Н.С. Аудит организации первичного учета на участке списания сырья, материалов и полуфабрикатов в производство // Аудиторские ведомости. – N 11. – 2002. – С. 7-9.