Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3

Вопрос № 10: Понятие, экономическое содержание и классификация оборота розничной торговли. 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 7

Задача 71. 7

Задача 137. 8

Задача 171. 9

Список литературы.. 12




















ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопрос № 10: Понятие, экономическое содержание и классификация оборота розничной торговли

ОТВЕТ:

Чтобы предприятие успешно  функционировало, необходимо проводить  глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющихся условий окружающей среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности  можно быстро и качественно оценить результативность коммерческой деятельности работы всего предприятия  за какой- то период времени. Показателем результативности коммерческой работы розничного предприятия торговли  выступает оборот розничной торговли, то есть выручка от   реализации и продажи товаров.

Оборот розничной торговли или выручка от реализации и продажи товаров складывается из двух основных элементов [6, с. 123]:

-         прибыли от реализации и продажи товаров;

-         себестоимости проданных товаров или издержек обращения.

ОбТ = Пр + ИО,                    (1)

где     ОбТ – оборот розничной торговли, тыс. руб.

         Пр – прибыль от реализации и продажи товаров, тыс. руб.,

         ИО – издержки обращения, тыс. руб.

         Экономический смысл прибыли: в ней отражаются  результаты всей торговой деятельности предприятия - объем реализованной продукции, его состав, ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов  и так далее.

         От размера полученной прибыли зависит пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и так далее. Наличие у  предприятия прибыли свидетельствует о том, что расходы организации полностью покрываются доходами от реализации товаров, то есть выручкой от реализации  и продажи. Прибыль торгового розничного предприятия рассчитывается как разница между всеми  его доходами и расходами.

         В розничной торговле различают  прибыль от продажи товаров (операционную прибыль) и чистую прибыль или балансовую прибыль [8, с. 67]. Операционная прибыль- это  разность между торговыми надбавками и издержками обращения.

         Балансовая прибыль рассчитывается  с учетом так называемых прочих планируемых и не планируемых доходов и расходов. Планируемые расходы: налоги предприятия. Не планируемые расходы: штрафы, пени и неустойки, убытки от списания безнадежных долгов и потери. Планируемые доходы:  штрафы, пени и неустойки от сторонних организаций, излишки ТМЦ.

         Если известен уровень прибыли (УП) розничного торгового предприятия и прибыль от продаж (Пр), то можно найти значение оборота розничной торговли по формуле (2):

УП = Пр/ ОбТ,                      (2)

Отсюда,

ОбТ = Пр / УП,                     (3)

         Уровень прибыли показывает долю чистого дохода в обороте розничной торговли предприятия.

         Второй важнейшей составляющей оборота розничной торговли является издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности).

         Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности. Эти издержки обращения могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, то есть с выполнением торговлей дополнительных функций [3, с. 267].

         Расходы,   связанные с осуществлением процессов купли - продажи товаров называются чистыми издержками обращения.

         Если известен уровень  издержек обращения (УИО)  розничной торговли и  сумма издержек обращения (ИО), то  можно определить оборот розничной торговли по формуле (5):

УИО = ИО /ОбТ,                            (4)

Отсюда,

ОбТ = ИО / УИО,                           (5)

         В последние годы  в связи с ростом цен на тарифы по перевозкам товаров, энергоносители и прочие услуги наблюдается рост издержек обращения розничного торгового предприятия, приводящий в последующем к росту значения оборота розничной торговли, но снижению прибыли, и как следствие, к убыточности и даже банкротству  многих предприятий.

         Оборот розничной торговли можно определит  и другими способами по формуле (6)

                    (6)

где    Т - оборот розничной торговли, тыс. руб.

         И (пост) – сумма условно- постоянных расходов, тыс. руб.

         П – прибыль, тыс. руб.

         Уд -  уровень доходов, %

         УИ (пер) – уровень условно- переменных расходов, тыс. руб.

Оборот розничной торговли можно определить по формуле (7):

                           (7)

где    ФЗП – фонд заработной платы, тыс. руб.

         УХД – уровень хозрасчетного дохода, %

         Оборот розничной торговли можно получить умножением розничных цен реализации продукции торгового предприятия на объем реализации.

         Розничная цена- цена, по которой продукция реализуется  населению ( а в отдельных случаях предприятия и организациям) [8, с. 122].

         В общем случае оборот розничной торговли складывается из следующих элементов [5, с. 44]:

-         себестоимость изделий;

-         прибыль;

-         налог на добавленную стоимость;

-         сбытовая накидка или скидка (включают издержки снабженческо-сбытовых организаций и прибыль снабженческо-сбытовых организаций);

-          торговая накидка или скидка (издержки торговых организаций и прибыль торговых организаций).

Схема формирования оборота розничной торговли представлена на рисунке 1.

Себестоимость изделий (55 тыс. руб.)

Прибыль (12 тыс. руб.)

Налог на добавленную стоимость (23 тыс. руб.)

Сбытовая накидка или скидка (5 тыс. руб.)

Торговая накидка или скидка (5 тыс. руб.)

издержки снабженческо-сбытовых организаций (4 тыс. руб.)

прибыль снабженческо-сбытовых организаций (1 тыс. руб.)

издержки торговых организаций (3,5 тыс. руб.)

прибыль торговой организации (1,5 тыс. руб.)

Оптовый оборот предприятия (67 тыс. руб.)


Оптовый оборот промышленности (95 тыс. руб.)


Розничный оборот торговли (100 тыс. руб.)


Рис. 1. Структура оборота розничной торговли [7, с. 169]

Различают следующие виды  оборота розничной торговли:

-         фактический ( определяется по фактическим данным за отчетный период;

-         плановый (определяется по плановым показателям на плановый год);

-         нормативный (определяется по нормативным показателям).








ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 71

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Определите объем продаж на предстоящий период по торговому предприятию «Комфорт» на основе следующих данных:

-         товарооборот в текущем году – 4185 тыс. руб.;

-         площадь торгового зала – 1700 кв. м.

В предстоящем году предполагается увеличить площадь торгового зала на 7 % и оборот на 1 кв. м торговой площади – на 15 %.

РЕШЕНИЕ:

1)    Товарооборот на 1 кв. м  торговой площади определятся по формуле (8):

Т1 = Т/S,                            (8)

где    Т – товарооборот, тыс. руб.

         S -  площадь торгового зала, кв. м

Отсюда, товарооборот определится по формуле:

Т = Т1 *S,                     (9)

2)    Определим товарооборот предприятия «Комфорт»  в текущем году по формуле (8):

Т1тек = 4185/1700 = 2,46 (тыс. руб.)

3)    Так как в предстоящем году планируется увеличить площадь торгового зала на 7 %, то эта площадь в предстоящем году будет равна:

Sпр =  Sтек * 0,07 + S тек = 1700*  0,07 +1700 = 1819 (кв. м)

4)    В предстоящем году оборот торговли на 1 кв. м торговой площади составит:

Т1пр = Т1тек*0,15 +Т1тек = 2,46*015+2,46 = 2,829 (тыс. руб.)

5)    Тогда по формуле (2) товарооборот в предстоящем году составит:

Тпр = 2,829*1819 = 5145,95 (тыс. руб.)

6)    Результаты расчетов занесем в таблицу 1



Таблица 1

Результаты расчетов задачи

Показатели

Текущий год

Предстоящий год

Предстоящий год в % к текущему

Товарооборот, тыс. руб.

4185

5145,95

12

Площадь торгового зала, кв. м.

1700

1819

107

Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, тыс. руб.

2,46

2,829

115

ОТВЕТ:

Объем продаж в предстоящем году составит 5145,95 тыс. руб.

Задача 137

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

         Определите влияние изменения цен на уровень издержек обращения райпотребсоюза, используя следующую информацию:

1)    объем продаж торговой сети райпотребсоюза в предстоящем году – 3198,5 тыс. руб.

2)    Фактическая сумма издержек обращения по розничной торговой сети составила 735,7 тыс. руб.;

3)    Постоянные издержки- 323,7 тыс. руб.;

4)    Индекс цен –1,2 %.

РЕШЕНИЕ:

         Данный фактор оказывает влияние на изменение уровня издержек обращения опосредованно, через изменение объема продаж.

1)    Определим сумму издержек обращения, независимых от изменения цен, в предстоящем году. Это будет та же сумма, что и в фактическом  году – 323,7 тыс. руб.

2)    Пересчитаем объем продаж в предстоящем году в сопоставимые с фактическим годом цены, исходя из индекса цен – 1,2 % или 1,012:

3198,5/ 1,012 = 3160,6 (тыс. руб.)

3)    Определим уровень издержек обращения, независимых от изменения цен:

-         к фактическому обороту:

323,7*100/3198,5 = 10,12 (%)

-         к сопоставимому виду:

323,7*100/3160,6 = 10,24 (%)

(таким был бы уровень издержек, если бы цены не менялись)

4)    Рассчитаем размер влияния изменения цен на издержки обращения:

в % к обороту: 10,12-10,24 = -0,12 (%)

в сумме: -0,12 *3198,5 /100 = - 3,84 (тыс. руб.)

То есть  рост цен  на 1,2 % в райпотребсоюзе вызвал снижение уровня издержек  обращения на 0,12 % к обороту или на 3,84 тыс. руб.

ОТВЕТ:

Снижение уровня издержек за счет изменения индекса цен  составило 0,12 %  к обороту или 3,84 тыс. руб.

Задача 171

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Рассчитайте норматив оборотных средств на планируемый год для объединения общественного питания райпо на основе следующих данных:

 1) план оборота всего на год- 3480 тыс. руб. Удельный вес оборота по продукции собственного производства во всем товарообороте – 68 %.     Удельный вес  оборота по продукции собственного производства  во всем товарообороте – 68 %

2) расход топлива на год- 20,4 тыс. руб.

3) Средний размер наценки  (%):

-         по продукции собственного производства- 81;

-         по покупным товарам –39 %.

4)Нормы запасов в днях:

-         сырья для производства- 15;

-         товаров в буфетах – 28;

-         денежных  средств в кассе и в пути – 12;

-         топлива –30.

5)    норматив прочих активов – 78,6 тыс. руб.

6)    норматив по таре – 10 % от норматива запасов сырья и товаров.

РЕШЕНИЕ:

1)    Определим оборот по продукции собственного производства (доля – 68 %) в общем объеме оборота на год) умножением суммы оборота на год на долю оборота по продукции собственного производства:

3480*0,68 = 2366,4 (тыс. руб.)

2)    определим оборот по покупным товарам:

3480 * (1-0,68) = 1113,6 (тыс. руб.)

3)    стоимость товаров без торговой наценки:

–       по продукции  собственного производства:

2366,4 –2366,4 * 0,81 = 449,62 (тыс. руб.)

-         по покупным товарам:

1113,6-1113,6*0,39=679,3 (тыс. руб.)

4)    Однодневный оборот  определим делением оборота на количество дней в году (365 дней):

-         по продукции собственного производства:

449,62/365 = 1,23 (тыс. руб.)

-         по покупным товарам:

679,3/365 = 1,86 (тыс. руб.)

5)    Однодневный оборот по топливу есть отношение расхода топлива на од к количеству дней в году:

20,4/365 = 0,056 (тыс. руб.)

6)    Норматив  оборотных средств определим умножением однодневного оборота на норму запасов:

-         по топливу: 0,056*30=1,68 (тыс. руб.)

-         по сырью для производства: 1,23*15 = 18,45 (тыс. руб.)

-          по товарам в буфете: 1,86*28 = 52,08 (тыс. руб.)

-         по денежным средствам в кассе и пути: 1,86*12 = 22,32 (тыс. руб.)

-         по таре умножением норматива запасов сырья и товаров на 0,1:

(18,45+52,08)*0,1 = 7,053 (тыс. руб.)

7)    общий норматив определяется суммированием нормативов по каждому элементу:

1,68+18,45+52,08+22,32+7,053+78,6 = 180,18 (тыс. руб.)

ОТВЕТ:

Норматив оборотных средств в предстоящем году равен 180,18 тыс. рублей.




















Список литературы

1)       Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.

2)       Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.

3)       Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999. – 456 с.

4)       Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

5)       Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

6)       Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статискика, 1999. – 354 с.

7)       Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

8)       Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.