СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Общая характеристика трудовых пенсий, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»……………………….4


2. Пенсионное обеспечение в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»............................................................................9


3. Назначение пенсии в связи с особыми условиями труда……………………..10


4. Оценка подпункта 6 пункта 1 статьи 28 и подпункта 8 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях на предмет их конституционности………………...12


Заключение………………………………………………………………………...16


Список использованной литературы…………………………………………..17


Задача……………………………………………………………………………….18


Введение

Цель данной работы: описать конвертацию пенсионных прав пенсионеров и застрахованных лиц по ФЗ от 17.12.2002 г. № 178 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. показывается общая характеристика трудовых пенсий, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2. рассматривается пенсионное обеспечение в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

3. описывается назначение пенсии в связи с особыми условиями труда;

4. рассматривается оценка подпункта 6 пункта 1 статьи 28 и подпункта 8 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях на предмет их конституционности.

Новое в действующем пенсионном законодательстве заключается в том, что досрочные пенсии трансформируются в систему трудовых пенсий, которые основываются на накопительном принципе. За каждого работающего работника работодатели обязываются ежемесячно платить страховые взносы, которые впоследствии будут источником финансирования пенсионных выплат (статья 14 Федерального закона о социальном страховании). С экономической точки зрения этот финансовый механизм не привлекает работодателей, так как увеличение расходов в связи со страхованием рабочих они будут погашать путем повышения цен на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги), что может повлечь снижение спроса на эту продукцию (оказываемые услуги). Не вызывает этот финансовый механизм восторга и у работников прежде всего потому, что накопительные страховые системы подвержены высокому риску. Поэтому постоянно будет стоять вопрос - как сохранить средства в течение длительного времени (25-30 лет) при инфляционных процессах. Даже при низкой инфляции величина пенсий оказывается значительно низкой, что, естественно, вызывает недовольство работников.

1. Общая характеристика трудовых пенсий, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Закон о трудовых пенсиях) определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия «досрочные пенсии», однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. Размещаются они в разделе «Трудовые пенсии по старости» в статьях 27 и 28, закрепляющих право на досрочное назначение трудовой пенсии. 1

Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Закон о пенсиях 1990 года), Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца (статья 5 Закона). Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: 1) базовой; 2) страховой; 3) накопительной (пункт 2 статьи 5 Закона о трудовых пенсиях). Пенсии по случаю потери кормильца состоят лишь из двух частей: базовой и страховой. В Законе о трудовых пенсиях употребляется слово «могут», потому что право на накопительную часть пенсии приобретают только те работники, за которых уплачивались страховые взносы на накопление. Эти взносы с 1 января 2002 года платятся за мужчин с 1953 года рождения и моложе, а за женщин - с 1957 года рождения и моложе. Для старших возрастных категорий размер трудовой пенсии по старости включает в себя лишь две части: базовую и страховую.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости определен непосредственно Законом о трудовых пенсиях в сумме 450 рублей в месяц (статья 14). Вместе с тем для некоторых категорий базовая часть пенсии повышается. Так лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, базовая часть составляет 900 руб. Увеличенная базовая часть пенсии полагается также пенсионеру по возрасту, имеющему нетрудоспособных иждивенцев (1 иждивенец - 600 руб., 2 - 750 руб., 3 и более - 900 руб.). Лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, и имеющим 1 иждивенца - 1050 руб., 2 - 1200 руб., 3 и более 1350 руб. (статья 14). 1

Страховая часть пенсии определяется путем деления суммы расчетного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, установленного Законом о трудовых пенсиях в 19 лет (228 месяцев). При этом данный срок установлен одинаковый и для мужчин и для женщин, несмотря на то, что пенсионный возраст у них разный (пункт 5 статьи 14).

Для исчисления страховой части пенсии расчетный пенсионный капитал определяется по формуле ПК=(РП - БЧ) х Т, где ПК - расчетный пенсионный капитал, РП - расчетный размер трудовой пенсии, БЧ - размер базовой части пенсии, Т - ожидаемый период выплат пенсии. Эта формула означает, что начальный пенсионный капитал определяется исходя из размера пенсии, которая могла бы быть назначена застрахованному лицу на 1 января 2002 года по действующим на 31 декабря 2001 года нормам пенсионного законодательства исходя из заработка и трудового стажа. Полученный расчетный размер уменьшается на величину базовой части пенсии по старости, установленной Законом о трудовых пенсиях. Эта разница умноженная на предполагаемый период выплаты пенсии (в месяцах) и даст величину начального пенсионного капитала.

Расчетная пенсия определяется точно в таком же порядке, как определялась до 1 января 2002 года - с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Определяются все требующиеся показатели:

- стажевой коэффициент, как и прежний, зависящий от продолжительности трудовой деятельности и имеющий для пенсий по старости при полном стаже диапазон от 0,55 до 0,75;

- отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднему по стране. Здесь появились некоторые особенности, среднемесячный заработок застрахованного лица устанавливается по его выбору, либо по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев подряд. При выборе второго варианта в подтверждение среднемесячного заработка можно представить справки, выданные работодателями.

Среднемесячный заработок по стране утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 720 за третий квартал 2001 года в размере 1671 рубль. Соотношение среднемесячных заработков принимается не свыше 1,2 для всех, кроме жителей Крайнего Севера, где оно в предусмотренном законом случаях может составлять от 1,4 до 1,9. После подсчета пенсии с ИКП к ней начисляют повышения, полагающиеся по закону до 1 января 2002 года (по ст. 110 Закона о пенсиях 1990 года). Из полученной суммы вычитается базовая пенсия, а оставшаяся сумма умножается на месяцы предполагаемой выплаты. Полученная сумма составит расчетный пенсионный капитал.

При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты пенсии по старости устанавливается 12 лет (144 месяца) и с 1 января каждого последующего года увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяца), что произойдет в 2010 году, с 2011 года срок периода выплаты пенсии увеличивается на один год до достижения 19 лет. Это произойдет в 2013 году. Страховая часть пенсии исчисляется по формуле - (СЧ) == ПК : Т. Как видно, пенсионный капитал (ПК) делится на не на стаж, а на установленное время дожития (Т).

Сложение базовой и страховой пенсии будет составлять размер трудовой пенсии по старости всем, кому за 50 лет. Закон не содержит такого понятия как минимальный размер пенсии. Однако в нем закреплено, что сумма базовой и страховой частей пенсии по старости не может быть меньше 660 руб. (пункт 8 статьи 14).

Всем, кто моложе 50 лет, к базовой и страховой части пенсии будет присоединяться накопительная часть пенсии, размер которой будет зависеть от суммы фактически уплаченных страховых взносов на обязательное накопление и дохода от использования этого накопления в целях инвестирования сфер производства, работ, услуг (то есть так называемого условного капитала), и продолжительности жизни после выхода на пенсию.

Понятие «трудовой стаж» Законом о трудовых пенсиях заменено понятием «страховой стаж», юридическое содержание которого дается в пункте 2 статьи 2 Закона о трудовых пенсиях. 1 В данной норме, в частности, указывается, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж при условии, если им предшествовали или за ними следовали периоды деятельности, за которые уплачивались страховые взносы, содержится в статье 11 Закона о трудовых пенсиях. К ним относятся периоды: прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах исправительной системы; период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (по Закону о пенсиях 1990 года в трудовой стаж включались периоды ухода матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности); периоды получения пособия по безработице, а также оплачиваемых общественных работ; период содержания под стражей необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных; период ухода за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Как видно, страховой стаж значительно отличается по составу от трудового стажа, учитывавшегося при назначении пенсии по старости по Закону о пенсиях от 20 ноября 1990 года. В частности, не предусматривается (в отличии от трудового стажа) включение в страховой стаж: периодов учебы в средних специальных и высших учебных заведениях; проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустроиться; проживание за границей жен (мужей) работников российских посольств и консульских и иных учреждений; ухудшается положение родителей, имеющих несколько детей.

Для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях достаточно иметь пять лет страхового стажа, а по инвалидности и по случаю потери кормильца - независимо от стажа (достаточно иметь один день работы или включения в страховой стаж). Продолжительность общего и специального страхования нужна лишь для назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда, за работу на Крайнем Севере, а также по иным основаниям, предусмотренным пенсионным законодательством (право на досрочную пенсию сохранено практически за всеми прежними льготниками, статьи 27, 28 Закона о трудовых пенсиях).



2. Пенсионное обеспечение в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Закон о трудовых пенсиях сохраняет основания и условия назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как и до 1 января 2002 года досрочно назначается трудовая пенсия по старости мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять календарных месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее семи лет и шести месяцев трудовая пенсия назначается с уменьшением общего пенсионного возраста (для мужчин -60 лет, для женщин - 55 лет) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Закона о трудовых пенсиях).

Женщинам, родившим двух и более детей, назначается трудовая пенсия по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 лет в приравненных к ним местностях (подпункт 2 пункта 1 статьи 28 Закона о трудовых пенсиях). 1

Сохранено досрочное назначение пенсии мужчинам по достижении 50 лет, женщинам по достижении 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников - промысловиков (подпункт 13 пункта 1 статьи 28 Закона о трудовых пенсиях).

3. Назначение пенсии в связи с особыми условиями труда

Статьей 12 Закона о государственных пенсиях 1990 года предусматривается 13 оснований на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, в том числе работа с вредными и тяжелыми условиями труда, а также работа в качестве механизаторов погрузочно-разгрузочных работ в портах. Право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда имеют мужчины по достижении 50 лет и женщины - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет. Тем, кто имеет не менее половины стажа работы в указанных условиях, пенсия назначается с уменьшением установленного Законом о пенсиях 1990 года общего возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и мужчинам и женщинам на один год за каждый полный год такой работы (пункт «а» статьи 12). Право на досрочное назначение пенсии возникает у мужчин по достижении 55 лет и у женщин - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). Тем, кто имеет не менее половины стажа работы с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением общего возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (пункт «б» статьи 12). Согласно подпункту «з» статьи 12 Закона о пенсиях 1990 года право на досрочную пенсию имеют мужчины по достижении 55 лет и женщины по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад погрузочно-разгрузочных работ в портах и имеют общий трудовой стаж соответственно 25 и 20 лет. Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда по Закону о пенсиях 1990 года требуется специальный трудовой стаж определенной продолжительности, а не период работы в календарном исчислении. Указанная работа в северных районах включается в трудовой стаж также в полуторном размере. Закон о трудовых пенсиях сохраняет право на досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда. При этом нормы, предусматривающие право на досрочные пенсии в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, а также работой в качестве механизаторов погрузочно-разгрузочных работ в портах, практически воспроизводят нормы пунктов «а», «б» и «з» статьи 12 Закона о пенсиях 1990 года. Лишь понятие «трудовой стаж», заменен понятием «страховой стаж», однако по количественному составу стаж остался прежним. Утверждение Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, правил исчисления периодов работы и назначения трудовой пенсии Закон о трудовых пенсиях также возлагает на Правительство Российской Федерации. В соответствии с данным Законом Постановлением от 18 июля 2002 года N 537 1 Правительство установило, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона о трудовых пенсиях применяются Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. То есть пользоваться следует прежними Списками. Следует иметь в виду, что по ранее действовавшему пункту «з» статьи 12 Закона 1990 года, закрепляющей право на досрочную пенсию работников, выполняющих работу в качестве механизаторов погрузочно-разгрузочных работ в портах, Список работ не утверждался, так как соответствующие профессии и бригады, а также характер работы и место их выполнения названы непосредственно в данном пункте.

4. Оценка подпункта 6 пункта 1 статьи 28 и подпункта 8 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях на предмет их конституционности

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37) и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Именно на государство возлагается обязанность по обеспечению государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитию системы социальных служб, установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). 1 Данная обязанность государства предполагает создание определенного правового механизма, направленного на обеспечение на всей территории Российской Федерации указанных конституционных прав граждан. Суровые природно-климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также труд с вредными и тяжелыми условиями являются неблагоприятными для работы, поэтому в порядке компенсации за лицами, выполняющими указанную работу, положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 27 и подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона о трудовых пенсиях сохраняется право на досрочные назначение трудовой пенсии. Изменено лишь одно условие - для назначения досрочной пенсии учитывается не трудовой стаж, а страховой стаж, исчисление которого производится в календарном (одинарном) порядке (пункт 1 статьи 12). Следует отметить, что принцип исчисления трудового стажа Законом о трудовых пенсиях также изменен. В частности, пунктом 4 статьи 30 названного Закона устанавливается, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке. Определен также перечень работ и иной деятельности, подлежащих включению в трудовой стаж, который по своему составу полностью соответствует перечню работ и иной деятельности, подлежащих включению в страховой стаж. Принятым в соответствии с Законом о трудовых пенсиях Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 1 утверждены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 указанного Закона, которыми устанавливается, что периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при назначении пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. Таким образом, льготный порядок исчисления трудового стажа исключен. Введение календарного порядка исчисления страхового и трудового стажа практически во всех случаях увеличивает продолжительность срока работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Например, по Закону о пенсиях 1990 года для назначения досрочной пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера оленеводам, рыбакам, охотникам - промысловикам, постоянно проживающим на Севере, для возникновения права на досрочную пенсию достаточно было проработать мужчинам 16 лет и 8 месяцев, а женщинам - 13 лет и 7 месяцев в календарном исчислении. По Закону о трудовых пенсиях придется проработать мужчинам не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет в календарном исчислении. Но более всего ухудшилось положение работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях женщин, имеющей двух и более детей. По Закону о пенсиях 1990 года для назначения досрочной пенсии им достаточно было иметь только 8 лет работы в районах Крайнего Севера, и не иметь никакого другого стажа, поскольку, как уже указывалось выше, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывались в трудовой стаж в полуторном размере, а уход за каждым ребенком - до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности (8 х 1,5) + 9 ухода за детьми). По Закону о трудовых пенсиях (подпункт 2 пункта 1 статьи 28) при тех же самых обстоятельствах женщине, имеющей двух и более детей, необходимо проработать в районах Крайнего Севера 17 лет. При таких обстоятельствах стремление не иметь детей становится естественным желанием любой женщины, в том числе и не работающей на Севере. Следовательно, указанная норма имеет определенную направленность на снижение в стране рождаемости, что противоречит требованиям статей 2 (объявляющей человека высшей ценностью), 18 (устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина смыслом, содержанием и применением законов и смыслом деятельности законодательных и исполнительных органов власти) и части первой статьи 38 (возлагающей на государство защиту материнства и детства) Конституции Российской Федерации. 1 Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о трудовых пенсиях все назначенные до 1 января 2002 года пенсии подлежат перерасчету в соответствии с требованиями Закона о трудовых пенсиях, а значит без учета льготного порядка исчисления трудового стажа и без учета в трудовом стаже периодов обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и 6 лет из 9 лет ухода за детьми. Следовательно, законодатель распространил действие норм вступившего в силу с 1 января 2002 года Закона о трудовых пенсиях на пенсионеров, общий трудовой стаж которых уже был подсчитан на основании Закона о пенсиях 1990 года, действовавшего до 1 января 2002 года. То есть придал обратную силу нормам, ухудшающим положение пенсионеров, что противоречит закрепленным в статье 7 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации принципам. Положения же пункта 4 статьи 29 указанного Закона, согласно которому, если при перерасчете размер пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером по состоянию на 1 января 2002 года, то пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере, не могут быть признаны убедительными, поскольку основной целью нового пенсионного законодательства должно быть улучшение материального положения пенсионеров. Следует отметить, что многие нормы Закона о трудовых пенсиях являются сложными по изложению, что будет затруднять уяснение правоприменителями их юридического содержания и может привести к возникновению различной правоприменительной практики, а значит к нарушению закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства граждан перед судом и законом. Точный ответ с юридической точки зрения может дать только судебная практика применения конкретных норм данного Закона в конкретном деле. Однако из изложенного выше видно, что уже сейчас имеются основания для постановки перед Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о признании неконституционными отдельных положений статьи 27 и 28, рассматриваемых во взаимосвязи со статьей 30, Закона о трудовых пенсиях.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьям 3 (пункт 3 части первой), 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1 Конституционный Суд рассматривает жалобы граждан и их объединений на нарушение их конституционных прав лишь в том случае, когда такое нарушение является следствием применения закона в их конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, а факт такого применения подтверждается копией официального документа, выданной должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Заключение

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом о трудовых пенсиях. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о трудовых пенсиях устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Порядок финансирования частей трудовых пенсий, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).


2. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


3. Федеральный Конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации».


4. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона о «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


5. Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Задача

Условие задачи:

23 мая за назначением пенсии по старости обратилась Соколова Лариса Васильевна. 30 мая ей исполняется 55 лет. Согласно представленным документам она училась 5 лет в институте, ухаживала за двумя детьми в возрасте до 3-х лет (в разные периоды), 15 лет работала учителем в школе (страховые взносы в ПФР уплачивались), затем 3 года осуществляла уход за престарелой матерью, которая является инвалидом 1 группы. Согласно справки отдела занятости 10 месяцев получала пособие по безработице.

Определите право, размер и срок назначения пенсии.

Решение задачи:

Право на пенсию:

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Соколова Лариса Васильевна имеет право на трудовую пенсию, т.к. 30 мая ей исполняется 55 лет.

На основании ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. 1

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. 1

На основании вышеукзанной в страховой стаж Соколовой Ларисы Васильевны будут входить следующие периоды: училась 5 лет в институте ухаживала за двумя детьми в возрасте до 3-х лет (в разные периоды), 15 лет работала учителем в школе (страховые взносы в ПФР уплачивались), затем 3 года осуществляла уход за престарелой матерью, которая является инвалидом 1 группы. Согласно справки отдела занятости 10 месяцев получала пособие по безработице.

Размер пенсии:

Размер пенсии Соколовой Ларисы Васильевны будет составлять 450 рублей в месяц, т. к. в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц.

Срок назначения пенсии:

На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). 1

Соколовой Ларисе Васильевне срок назначения пенсии будет установлен днем возникновения права на указанную пенсию, а именно 30 мая, когда ей исполняется 55 лет.



1 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

1 Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона о «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

1 Федеральный Конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».