Тема дипломной работы: «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей дошкольного возраста».

Дипломница: Фогель Екатерина Федоровна.


В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой паталогии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии).

Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Данная дипломная работа посвящена логопедической работе по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Тема исследования актуальна в связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации.

Цель – изучение особенностей коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект – звуко – слоговая структура слова.

Предмет – коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Задачи:

1.      Изучить теоретические научные источники, посвященные нарушениям звуко-слоговой структуры слова.

2. Выявить особенности коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Провести исследование нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Мы выдвинули следующую гипотезу исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается современное состояние проблемы изучения общего недоразвития речи, нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, дается характеристика речевого дефекта при общем недоразвитии речи, раскрывается вопрос формирования звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе.

Вторая глава посвящена проблеме коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведено описание проведенного исследования по данной теме, обработка результатов исследования и коррекционной работы.

В третьей главе будут отображены результаты эксперимента, который планируется провести в группе детей 5-6 лет общей численностью 10 человек, имеющих общее недоразвитие речи.

Ход исследования предполагается провести в три этапа:

1.                             Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи.

2.                             Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений звуко-слоговой структуры слова с помощью логопедической работы.

3.                             Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.

В ходе выполнения работы будет использована учебно-методическая литература, материалы периодической печати, посвященные данной проблеме.
















Список литературы


1.     Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

2.     Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.

3.     Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 1982.

4.     Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1992.

5.     Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

6.     Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб, 1995.

7.     Глухов В.Л. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 1985.

8.     Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. СПб, 1996.

9.     Гордина М.В. О различных функциональных единицах языка. М., 1980.

10.                       Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русской интонации. М., 1990.

11.                       Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986.

12.                       Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.

13.                       Денисова Н.Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития // Дефектология. 1998. № 2.

14.                       Дефектологический словарь. М., 1970.

15.                       Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. СПб, 1998.

16.                       Дурова Н.В. Формирование фонематического восприятия у детей 5-го года жизни в детском саду: Автореф. М., 1984.

17.                       Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М, 1996.

18.                       Есечко Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития. М., 1971.

19.                       Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе // Дефектология. 1974. № 3.

20.                       Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. М, 1981.

21.                       Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. М, 1961.

22.                       Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошкольников. М, 1972.

23.                       Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.

24.                       Зиндер Л.В. Общая фонетика. М, 1979.

25.                       Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М. 1998.

26.                       Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998.

27.                       Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М, 1990.

28.                       Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 1971.

29.                       Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб, 1997.

30.                       Лурия А.Р. Язык и сознание. М, 1979.

31.                       Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М, 1970.

32.                       Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М, 1992.

33.                       Нарушение речи у дошкольников. М, 1969.

34.                       Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.

35.                       Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М, 199.

36.                       Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР. СПб, 1992.

37.                       Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. М, 1965.

38.                       Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М, 1999.

39.                       Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М, 1995.

40.                       Панов М.В. Современный русский язык. М, 1973.

41.                       Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. Учителю о детях с недостатками речи. М, 1996.