Содержание

Введение. 3

1.   Учет движения сырья и товаров в кладовой. 5

2.   Документация операций по отпуску из кладовой сырья, покупных полуфабрикатов, кулинарных изделий и товаров. 8

Заключение. 11

Список литературы.. 12
















Введение

Новые условия хозяйствования предусматривают расширение самостоятельности предприятий и организаций общественного питания в торговой и производственной деятельности.

Правильная и четкая организация бухгалтерского учета имеет большое значение для решения стоящих перед ним задач.

Рациональная организация бухгалтерского учета предполагает применение новейших форм документов, четкий документооборот, обеспеченность квалифицированными кадрами, использование прогрессивной формы счетоводства, широкое применение современной вычислительной техники в обработке экономической информации.

Документ – основа бухгалтерского учета. Совершенствование документации должно быть направленно на широкое внедрение типовых унифицированных форм документов и строгое соблюдение порядка их оформления. Нарушение документооборота, несоблюдение правил оформления документов ведут к запущенности в учете, к ослаблению контроля за выполнением  хозяйственных операций.     

Предприятия общественного питания для выполнения своих функций должны располагать определенными запасами сырья и товаров. Товарные запасы сосредоточиваются на производственных складах, а также в кладовых предприятий. Их наличие требует организации систематического и повседневного за ними контроля по материально ответственными лицами.

На склады сырье и товары поступают то разных поставщиков. Они должны быть правильно оформлены, отнесены под отчет материально ответственных лиц, своевременно и полно отражены в учете.

Важнейшим требованием учета товарных операций является правильная организация документооборота, контроль за сохранностью товаров предполагает также сокращение товарных потерь, рациональное и эффективное  использование сырья  и товара.

Целью данной работы является исследование особенностей документального оформления и учета запасов в кладовых(складах) предприятий общественного питания.

Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1)     описать документальное оформление и учет поступления продуктов, товаров и тары.

2)     Документальное оформление отпуска продуктов и товаров.

3)     Учет движения сырья и товаров в кладовой.

    
















1.    Учет движения сырья и товаров в кладовой


На предприятиях общественного питания для обеспечения нормальной работы необходимо постоянно иметь запасы сырья и покупных товаров. Они хранятся в специальном помещении – кладовой.

Учет сырья и товаров в ценах приобретения с добавлением единой наценки целесообразно вести в кладовых предприятий, относящихся к одному типу и классу.

Учет сырья и товаров в ценах приобретения без добавления единой наценки следует вести в кладовых предприятий, имеющих в подчинении различные типы подразделений (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная, магазин-кулинария и т.д.)  и классы  (люкс, высший, первый). Учет винно-водочных   изделий и покупных товаров в кладовой предприятий ведется в ценах приобретения с добавлением торговой наценки.[1]

При отпуске товаров из кладовой на производство (кухню), в буфеты и т.д., в которых они должны учитываться с применением единой наценки, продукты и товары в накладных оцениваются в двух ценах: по учетным ценам кладовой для списания с подотчета и по ценам, по которым учитываются и приходуются на производстве,  в буфете .  Уровень наценок определяется и утверждается самостоятельно руководителем (собственником) предприятия, если не регулируется местными органами. Помимо этого собственник предприятия может самостоятельно утверждать цены, по которым реализуются изделия. В связи с этим сумма наценки представляет собой разницу между ценой реализации и ценой приобретения, а в учетной политике необходимо предусматривать эту особенность определения наценки.

По документам на поступившие от поставщиков продукты определяется их стоимость в следующих учетных ценах:

1)                           Свободных отпускных ценах для расчетов с поставщиками и оприходования продуктов без добавления единой наценки при учете по этим ценам с добавление наценок;

2)                           регулируемых розничных ценах для расчетов с поставщиками и оприходования продуктов без добавления единой наценки и с добавлением наценок;

3)                           свободных закупочных ценах для расчетов с поставщиками и оприходования продуктов без добавления единой наценки и с добавлением наценок.

Порядок приемки и документального оформления поступления продуктов и товаров, составление актов и возмещение материальных потерь в общественном питании аналогичен порядку, действующему в предприятиях оптовой и розничной торговли. На основании сопроводительных документов: товарно – транспортных накладных, счетов-фактур и других документов материально ответственными лицами осуществляется приемка продуктов и товаров по количеству и качеству. Если товар покупателя на рынке или у населения, составляется акт, в котором приводят подробное изложение хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества и цены, а также паспортных данных продавца товара.[2]

На предприятии общественного питания продукты и товары поступают от поставщиков (предприятий пищевой промышленности), а также в порядке собственных закупок на колхозных рынках и магазинах. Получение продуктов на складе поставщика производится на основании  доверенности с предъявлением паспорта.

Отпуск продуктов и товаров из кладовой на производство осуществляется на основании требований и оформляется накладными.

Бухгалтерский учет в кладовых предприятий общественного питания ведут в соответствии с основными положениями по бухгалтерскому учету на предприятиях общественного питания. Согласно этим положения учет продуктов и товаров кладовых рекомендовано вести по оперативно – бухгалтерскому(сальдовому) методу. Сущность этого метода заключается в том, что в бухгалтерии учет ведут по мету нахождения продуктов, товаров, по материально – ответственным лицам, суммарно в денежном выражении, по учетным ценам. Учет продуктов и товаров в кладовых ведут материально – ответственные лица (зав.складом, кладовщики) по наименованию, сорту, количеству и цене на карточках количественно – суммового учета или в товарных книгах.

На каждое наименование продуктов, товаров по сортам (категориям) открывают отдельную  карточку или отводят определенное количество страниц в товарной книге. Материально-ответственное лицо (заведующий, кладовщик) получает товарную книгу (карточки) в пронумерованном виде в бухгалтерии под расписку.[3] 

После того как книги (карточки) полностью использованы, их сдают в бухгалтерию, где они хранятся как регистры аналитического учета наряду с другими документами.

Правильность записей, производимых материально – ответственными лицами по приходу и расходу ценностей и по их остаткам в товарной книге (карточках), периодически проверяет бухгалтер, о чем делает отметку в книге (карточке). По окончании месяца, квартала, а также на дату инвентаризации, составляется ведомость остатков продуктов, товаров в кладовой для сверки с данными бухгалтерского учета.

Материально – ответственные лица кладовых сдают в бухгалтерию документы на поступление и выбытие продуктов (товаров) при сопроводительных реестрах или товарных отчетах в сроки, установленные на предприятии. Реестры, как правило, составляются  при количественно – суммовом способе учета, товарные отчеты – при сальдовом методе учета товаров.

2.    Документация операций по отпуску из кладовой сырья, покупных полуфабрикатов, кулинарных изделий и товаров

Из кладовых предприятий общественного питания продукты и товары могут быть отпущены на производство, в буфеты, мелкорозничную сеть и т.д.

Продукты отпускаются на производство ежедневно в пределах потребности для изготовления намеченных к выпуску блюд и кулинарных изделий и с учетом имеющихся остатков продуктов от прошлых получений.

Отпуск продуктов и товаров из кладовой на производство осуществляется на основании требований и оформляется накладными, которые подписываются зав. Производством и утверждаются руководителем предприятия. Накладные составляются в двух экземплярах, один вместе с продуктами передается заведующему производством, второй экземпляр кладовщик вместе с товарным отчетом сдает в бухгалтерию.  

В накладных на отпуск в буфеты натурального кофе, какао, чая и сахара указываются цены, по которым ведется учет в кладовой, а также цены буфета, исчисленные из норм закладки  и скалькулированной цены стакана чая, какао.

На предприятиях общественного питания в основном используется

сортовой способ хранения, когда поступившие товары присоединяются к имеющимся на складе в остатке товарам таких же наименований и сортов.

Все приходно-расходные  документы материально-ответственные  лица ежедневно сдают в бухгалтерию предприятия вместе с товарным отчетом, в котором раздел о движении тары (до 10 наименований), в остальных случаях складской учет тары по наименованиям, количеству и учетным ценам осуществляется в товарной книге кладовщика  или на карточках – суммового учета. По решению руководителя или собственника предприятия товарные отчеты могут сдаваться в бухгалтерию реже, чем в три дня.[4]

Бухгалтерский учет наличия и движения товаров, сырья и продуктов питания в кладовых ведут на счете 41 «Товары», субсчет 41-1 «Товары на складах».

Оприходование товаров, сырья и продуктов питания на склад отражают по дебету субсчета 41-1 в корреспонденции со счетами учета расчетов, денежных средств, производства и других. Списание   товаров отражают по кредиту субсчета 41-1 в корреспонденции со счетами производства и других.[5]

Разница между учетной стоимостью и стоимостью приобретения продуктов при использовании в качестве продажной учетной цены отражается на счете 42 «Торговая наценка», субсчет 42-1»Торговая наценка (скидка, накидка)».

Поступление продуктов и товаров от поставщиков в кладовую по ценам приобретения отражаются проводкой:

Дт 41-1 «Товары на складах»

Дт 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Отражение стоимости приобретенных товаров на наличный расчет и через подотчетных лиц фиксируется записью:

Дт 41-1 « Товары на складах» 

Дт 19 « НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кт 50 «Касса»

Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Торговые наценки по оприходованным товарам и продуктам показываются в обычном порядке:

Дт 41-1 «Товары на складах»

Кт 42 «Торговая наценка»

Оприходование продукции, изготовленной в собственном производстве, отражается бухгалтерской записью:

Дт 41-1 «Товары на складах»

Кт 20 «Основное производство»

Отпуск продуктов, оприходованных в собственное производство, фиксируется обратной проводкой:

Дт 20 «Основное производство»

Кт 41-1 «Товары на складах»

Отпуск товаров для реализации в буфеты влечет изменение на субсчетах счета 41:

Дт 41-2 «Товары в розничной торговле»

Кт 41-1 «Товары на складах»

Недостачи товаров, обнаруженные при инвентаризации, списываются в обычном порядке:

Дт 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 41-1 «Товары на складах».















Заключение

Режим  экономии – один из методов хозяйствования, который предполагает бережное отношение к сырью, готовой продукции, инвентарю, оборудованию, рациональное использование рабочего времени. Каждое предприятие общественного питания за счет улучшения первичного учета и всех форм контроля,  за соблюдением бухгалтерской дисциплины, позволит повысить ответственность за обеспечение  экономии в использовании материальных ресурсов и денежных средств.

В результате проведенных исследований выявлено, что в основе хозяйственной деятельности предприятия  общественного питания лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в общественном питании являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству информации о запасах на складах, о передвижении товаров и эффективности их использования.

Для достижения этой цели в работе были рассмотрены следующие вопросы:

1. Учет движения сырья и товаров в кладовой.

2. Документация операций по отпуску из кладовой сырья, покупных полуфабрикатов, кулинарных изделий и товаров.

 


 

 



Список литературы

1.     Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004г.-576с

2.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский правленческий учет: Уч.пособие для вузов для экономических специальностей. – М.: Финстатинформ, 2000. – 359с.

3.     Николаева Г.А., Блицау Л.П. «Бухгалтерский учет в торговле». – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-368с.

4.     Ивашкин Н.М. «Бухгалтерский учет в торговле» (оптовой розничной)учебно-практический курс. Издание 4-е, дополнительное и переработанное. – М.: ИКЦ «ДИС»,1997.-416с.

5.     Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350с 1.Н.В.Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия».; СПб.: «издательский дом Герда», 2002г., 736с.



[1] Вахрушина М.А. Бухгалтерский правленческий учет: Уч.пособие для вузов для экономических специальностей. – М.: Финстатинформ, 2000. – 359с.


[2] Г.А. Николаева, Л.П. Блицау «Бухгалтерский учет в торговле». – М.: «Издательство ПРИОР!», 2000. – 368с.

[3] Б.Н. Ивашкин «Бухгалтерский учет в торговле»(оптовой и розничной). Учебно – практический курс. Издание 4-е, дополнительное и переработанное. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997. – 416с. 

[4]Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004г.-576с


 

[5] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004г.-576с