Содержание

ЗАДАНИЕ 1. Теоретическая часть. 3

ВОПРОС № 3: Характерные черты и принципы коммерческой деятельности в рыночной экономике. 3

ВОПРОС № 15: Роль оптовой торговли в сфере обращения, функции и задачи  5

ВОПРОС № 26: Перечень услуг, оказываемых при оптовой продаже. 6

ВОПРОС № 33: Управление товарными запасами в розничной торговой сети. 7

ВОПРОС № 61: Государственное и международное регулирование международных коммерческих операций. 9

ЗАДАНИЕ 2. Коммерческая информация. 13

ЗАДАНИЕ 3. Конъюнктурный обзор. 14

1. Общая оценка конъюнктуры торговли строительными материалами в городе Новосибирске. 14

2. Характеристика торговли  товаром на примере ЗАО «Техстройсервис». 15

3. Оценка состояния конъюнктуры торговли и разработка прогноза на будущее  18

Список литературы.. 20


 

 

 






ЗАДАНИЕ 1. Теоретическая часть

ВОПРОС № 3: Характерные черты и принципы коммерческой деятельности в рыночной экономике

ОТВЕТ:

Коммерческая деятельность  является одной  из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения  руда. Она заключается в выполнении обширного комплекса  взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли- продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли [1, с. 25].

В процессе коммерческой деятельности торговые организации  и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно- информационной деятельностью. Кроме того,  проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны меду собой и выполняются в определенной последовательности.

Рыночные условия хозяйствования способствовали появлению нового типа коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор инициативе и самостоятельности торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя осуществлять коммерческую работу.

Выделим основные характерные принципы коммерческой деятельности в рыночной экономике [2, с. 56]:

1)      честность становится  первой чертой коммерческой деятельности. Она предполагает  держать свое слово во всех коммерческих операциях, выполнять свои обязательства, знать свой долг перед конкурентами, рабочими  и государством. Требование честности в коммерческой деятельности выступает из его природы;

2)      ответственность: один участник процесса коммерческой деятельности полагается на совесть своего партнера;

3)      общественное служение государству  возникло именно в России.

характерные черты коммерческой деятельности в рыночной экономике:

1)    убежденность участников коммерческой деятельности  в полезности своего дела не только для себя, но и  для других членов обществ;

2)    честность в отношениях с партнерами и ответственность за принятые решения;

3)    понимание того обстоятельства, что окружающие партнеры  хотят и умеют заниматься коммерческой деятельностью;

4)     глубокая вера в удачность коммерческой деятельности, оценка ее как привлекательной области;

5)    признание конкуренции как  основного условия процветания коммерческой деятельности на рынке и в тоже время понимание  необходимости сотрудничества;

6)     коммерческая деятельность признает уважение себя и других участников коммерческой деятельности как личностей;

7)    уважение любой собственности;

8)    уважение государственной власти, общественных движений, социального порядка и закона;

9)     все участники коммерческой деятельности проявляют доверие к себе и  к другим;

10)                       уважение профессионализма и компетентности в процессе коммерческой деятельности;

11)                       обязательным элементом вступает  развитие образования, науки и техники

12)                      нововведения.


ВОПРОС № 15: Роль оптовой торговли в сфере обращения, функции и задачи

ОТВЕТ:

Современная инфраструктура торговли сложилась  под влиянием проводимых экономических реформ, процесса приватизации и коммерциализации.

Инфраструктура рынка - это совокупность субъектов  материального, технологического, организационного, информационного и правового характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного механизма [5, с. 177].

Важнейшим элементом оптовой инфраструктуры служат организаторы оптового оборота - оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые ярмарки- выставки, ярмарочно-выставочные и техноторговые центры.

Оптовые продовольственные рынки - достаточно новая рыночная структура. Это специально выделенное место, где товаропроизводители, оптовики и фермеры осуществляют продажу товаров предпринимателям и другим коммерческим структурам. В настоящее время действуют оптовые продовольственные рынки в Волгограде, Калуге, Кемерово, Самаре, Тольятти, Туле. Санкт- Петербурге, Новосибирске и других городах.

Оптовые продовольственные рынки, прежде всего, решают проблемы продовольственного обеспечения районов, защищают отечественных товаропроизводителей и переработчиков, обеспечивают стабильность в продовольственном снабжении, способствуют легализации торговли в рамках оптового рынка и поступлению средств в бюджет. У производителя в рамках оптового рынка появляется возможность получения прибыли не за счет повышения цены, а за счет увеличения товарооборота.

Программа развития потребительской кооперации на 1998- 2002 годы предусматривает новые стратегические решения по расширению и реструктуризации товарных рынков. Отмечается, что прогрессивными для потребительской кооперации являются оптовые продовольственные рынки. Для их создания возможно использование имеющейся материально-технической базы потребительской кооперации. Инвестиции в организацию оптовых рынков могут быть получены от местных административных органов, потребсоюзов, производственных предприятий. Оптовые рынки позволяют использовать логистический подход к организации товародвижения продуктов питания в системе потребительской кооперации, оптимизировать снабжение сельских розничных торговых предприятий, предотвратить попадание в розничную торговую сеть товаров низкого качества [3, с. 156].

Постоянно совершенствуются структура аукционов. Внедряется телекоммуникационная система для сбора, хранения и передачи информации  о наличии и поступлении товаров на аукционные рынки.

Биржевая торговля является источником формирования рыночных цен и получения коммерческой информации о состоянии  рынка.

Оптовая инфраструктура рынка как совокупность субъектов материального и правового характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного механизма, подразделяется на объединения инфраструктурных элементов, сходных по основным задачам, направленным на обеспечение жизнеспособности  эффективности экономики рыночного типа. Формирование инфраструктуры  товарных рынков должно в основном осуществляться естественным путем в интересах бизнеса.


ВОПРОС № 26: Перечень услуг, оказываемых при оптовой продаже

ОТВЕТ:

При оптовой продаже некоторые предприятия  и организации и индивидуальные оптовики оказывают ряд услуг. Среди основных услуг можно выделить следующие [1, с. 122]:

-         бесплатная доставка товаров;

-         бесплатная погрузка и разгрузка товаров;

-         предоставление кредита  на товары и рассрочек по оплате;

-         скидки  и  использование дисконтных карт;

-         предоставление  товаров на реализацию.

Бесплатная доставка товаров и бесплатная погрузка и разгрузка осуществляются оптовыми организациями при закупке у них больших партий товаров.

Нередко оптовики могут оказывать услуги предоставления кредита на товары при больших объемах закупок.

Дисконтные карты позволяют привлекать покупателей  в данную оптовую организацию с повторными закупками. Более того, для наиболее частых покупателей предоставляются скидки в зависимости от объемов закупок.

Для наиболее надежных и проверенных покупателей оптовик нередко предоставляют товары в рассрочку. При этом заключаются, как правило, договора, свидетельствующие об ответственности сторон друг перед другом.

 

ВОПРОС № 33: Управление товарными запасами в розничной торговой сети.

ОТВЕТ:

В современных рыночных условиях политика управления товарными запасами выступает очень важным элементом экономической деятельности розничной торговой организации.

Основным назначением товарных запасов в розничном звене является обслуживание в товарах розничных покупателей, а также обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям.

Управление товарными запасами представляет собой  в деятельности в розничной торговой организации по координации, взаимной интеграции, оптимизации товарных запасов для достижения целей организации. Для поддержания товарных запасов в организации на оптимальном уровне необходимо четко разработать политику  управления товарными запасами на розничном торговом предприятии. Таким образом, основным назначением  политики управления товарными запасами на розничном торговом предприятии выступает поддержание товарных запасов   на оптимальном уровне.

Политика управления товарными запасами на розничном торговом предприятии включает в себя ряд элементов: нормирование; оперативный учет; контроль; регулирование.

Нормирование товарных запасов  позволяет разработать и установить их необходимые размеры. Оперативный учет и контроль  за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих в розничной организации форм  учета и отчетности. Регулирование  товарных запасов  заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими.

К основным  задачам управления товарными запасами на розничном торговом предприятии относят [4, с. 144]:

-         компьютеризация и автоматизация управления товарными запасами;

-         выявление причин завышения фактических запасов товаров над необходимыми;

-         контроль за  соблюдением товарных запасов и условиями их хранения;

-         обеспечение непрерывности процессов производства, обращения и потребления товаров в обществе;

-         удовлетворение разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров широкого ассортимента товарных запасов;

-         сглаживание сезонности и колебаний в потреблении  товаров;

-         обеспечение соответствия между спросом и предложением товаров;

-         рациональная организация товароснабжения;

-         учет влияния случайных факторов при реализации товаров.

Рассмотрим некоторые особенности управления товарными запасами на розничных предприятиях  (магазинах).

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов.

Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысил необходимые размеры, то работники должны в первую очередь установить причины возникновения превышения.

После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно  путем их более активного рекламирования или организации ярмарок- распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы [1,4 и др.].

Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит  товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине  должен осуществлять постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает  электронная техника. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности.

ВОПРОС № 61: Государственное и международное регулирование международных коммерческих операций

ОТВЕТ:

Международные коммерческие операции- это сфера международных товарно-денежных отношений, которая является совокупностью внешних коммерческих операций всех стран мира.

Выделяют два типа государственной  торговой политики в области коммерческих операций [1, с. 56]: свободная и протекционизм.

Несмотря на то, что  свободная торговля приводит к росту благосостояния и экспортеров и импортеров, на практике же  международные коммерческие операции никогда не осуществляются без участия государства.

В современных условиях протекционизм концентрируется в узких областях, которые  зависят от того, кто является стороной в международных коммерческих операциях. Здесь возможны три варианта [5, с.98]:

1)    развитая сторона – развитая сторона: протекционизм распространяется, как правило, на сельское хозяйство, легкую промышленность и сталелитейная  промышленность;

2)    развитая сторона – развивающаяся сторона: предметом государственного регулирования выступают  экспортируемые промышленные товары из развивающейся страны;

3)    развивающаяся страна - развивающаяся страна: предметом государственного регулирования выступают  продукты традиционного экспорта

По сути дела в современных условиях протекционизм существует в следующих основных формах:

1)    селективный- ограничиваются отдельные страны и отдельные товары;

2)    отраслевой - когда защищается отдельная отрасль и  в ней ограничивается товар;

3)    коллективный - группы стран защищаются от кого- то;

4)    скрытый - ограничение международных коммерческих операций с помощью внутренней экономической политики.









Таблица 1

Инструменты государственного регулирования международных коммерческих операций [2,3 и др.]

Методы

Инструменты торговой политики

Что регулирует преимущественно?

экспорт

импорт

Тарифные

Таможенные пошлины


+

Тарифная квота


+

Нетарифные

Количественные

Квотирование


+

Лицензирование

+


«Добровольные ограничения»

+


Скрытые

Государственные закупки


+

Требования о содержании местных компонентов


+

Технические барьеры


+

Налоги  и сборы


+

Финансовые

Субсидии

+


Кредитование

+


Демпинг

+


 Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и является условием экспорта и импорта. Функции таможенных пошлин: фискальная, защитная и балансировочная.

   Виды таможенных пошлин:

1)    адвалорная или процент к таможенной стоимости:

,                         (1)

2)    специфическая - фиксированная сумма с единицы товара:

,                               (2)

         Квотирование - ограничения в количественном или стоимостном выражении на ввоз или вывоз. Последствия квотирования:  аналогично введению  таможенных тарифов, однако  квотирование более четко  определяет величину импорта.

         Лицензирование близко к квотированию, но отличается том, что ему подвергаются в равной степени как экспорт, так и импорт.

Добровольные экспортные ограничения  близки к квотированию, но они устанавливаются страной- экспортером.

Технические барьеры - административные  нормы и формальности, затрудняющие импорт.

Налоги и сборы - внутренние налоги на импортируемую продукцию.

Государственные закупки - проведение политики закупки только у национальных фирм.

Требования о содержании местных компонентов - один из элементов  политики импортно - замещения.

Экспортные субсидии- льготы финансового характера для экспортеров.

Демпинг- форма экспортных субсидий.


                                                                  






                                                         


                     




                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

ЗАДАНИЕ 2. Коммерческая информация

ОТВЕТ:

Цель задания: собрать, обобщить и проанализировать пять рекламных предложений конкретного товара: пластиковые окна. Результаты анализа представим в виде таблицы 2.

Таблица 2

Анализ коммерческих предложений о поставе пластиковых окон в городе Новосибирске

Показатели/ поставщики

Евростиль

НовоЛит

БФК

Суперокна

Город мастеров

Форма собственности

закрытое акционерное общество

общество с ограниченной ответственностью

общество с ограниченной ответственностью

открытое акционерное общество

общество с ограниченной ответственностью

Юридический адрес

ул. Восход-1а, офис 315

Красный пр.,157/1, офис 801

ул. Гоголя-204а, офис 22

ул. Фрунзе-5, офис 514

пр. Димитрова-6

Минимальная партия поставки, шт.

1

1

1

2

5

Цена за единицу, руб.

18940

17950

17500

18000

19100

Местонахождение товара

ул. Лазурная-27/1,2 этаж

ул. Б.Хмельницкого-28

1905 года,15, офис 2

ул.Мичурина-12а, офис 302

ул. Тюменская-2, офис 320

Характеристика товара

отечественные

отечественные

евроокна  и отечественные

пластиковые евроокна и отечественные окна

отечественные

Способ отгрузки

грузовой транспорт

грузовой транспорт

грузовой транспорт (бесплатная доставка)

грузовой транспорт

грузовой транспорт

Срок поставки, дни

2

1

1

3

2

Условия оплаты

  кредит

по времени доставки

по времени доставки, возможности кредита

предоплата- 50 %

сразу – 100%


На основе сравнения данных из таблицы было принято решение о выборе поставщика № 3, так как фирма «БФК» зарекомендовала себя на рынке предложения пластиковых окон исключительно в положительном плане: наиболее приемлемые и доступные цены (самые низкие), возможности предоставления рассрочки и кредита, бесплатная доставка, офис находится в центре города, срок доставки всего лишь 1 день, есть возможности приобретения единичных экземпляров.

 

ЗАДАНИЕ 3. Конъюнктурный обзор

ОТВЕТ:

1. Общая оценка конъюнктуры торговли строительными материалами в городе Новосибирске

В настоящее время в отрасли строительства  в городе Новосибирске преобладающую долю занимают малые торговые оптовые организации, о чем свидетельствует рисунок 1.

 

Рис.1. Доля малых оптовых торговых организаций в отрасли строительства города Новосибирска по данным на 1 января 2004 года  [2,c.28].

Именно малые торговые организации обеспечивают предложение строительных материалов в достаточно существенном объеме и являются основными местными  источниками предложения. Особо следует отметить ООО «Кирзавод», занимающийся производством и реализацией строительных материалов в Новосибирске (кирпич строительный). Среди иногородних источников следует отметить ООО «Красноярский кирпичный завод» Предлагаемое количество строительных материалов на рынке практически полностью соответствует спроса. Более того, по статистическим данным последнего (2003) года, спрос незначительно превышает предложение строительных материалов.

В последнее время заметна тенденция сохранения предложения строительных материалов на рынках Новосибирска на том же уровне. При этом наблюдается тенденция постоянного роста спроса. Это связано, прежде всего, с развертыванием программы строительства квартир и домов в городе.

2. Характеристика торговли  товаром на примере ЗАО «Техстройсервис»

ЗАО «Техстройсервис» занимает  на сегодняшний день одно из ведущих мест на потребительском рынке товаров строительного назначения.  Оно занимается преимущественно оптовыми продажами строительных материалов различного вида.

На сегодняшний день  организация активизирует торговую  деятельность, расширяя занимаемую на рынке нишу, о чем свидетельствует резкое увеличение показателей продажи строительных материалов в 2003 году. По большинству видов товаров и в целом по всем товарам строительного назначения идет резкое увеличение объемов продаж и доказательство тому- увеличение  объемов товарооборачиваемости в 2003 году. Среди выбранных организацией стратегий поведения на потребительском рынке ведущей является стратегия захвата новых потребительских рынков и расширения доли на уже существующих.

Строительная продукция ЗАО «Техстройсервис» имеет ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступна по цене. Кроме того, поставляемые строительные материалы ЗАО  «Техстройсервис» отличается высоким качеством, долговечностью и надежностью, а также экологичностью.

         ЗАО « Техстройсервис» имеет огромнейшее количество заказчиков (около 160 ежегодно), большая часть которых находится на территории Новосибирской области. При обращении в организацию для заказчиков большое значение имеет своевременность поставок и качество.

        

 

                                                                                    





Рис.2. Структура заказчиков в  ЗАО « Техстройсервис» в 2003 году

         Организация имеет около 50 поставщиков материалов, большая часть которых располагается на территории Новосибирской области. Таким образом уменьшается доля транспортных расходов при доставке материалов.

Наиболее крупными поставщиками  строительных материалов являются:

1)    ОАО « Линевский домостроительный комбинат» - железобетонные изделия;

2)    ЗАО « ОРМЗ» - металлоконструкции;

3)    ООО « Новосибирскпромстрой»- поставка строительного раствора.

ЗАО «Техстройсервис» заключает договора о поставках товара со всеми поставщиками на условиях оплаты по мере отгрузки товаров в городе Новосибирске. Размеры поставок зависят от времени года (летом объемы поставок значительно больше, чем в зимнее время). В договорах предусмотрено наложение штрафа на поставщика за нарушение сроков поставки и  качества поставляемых строительных материалов.

В таблице 3 отображено состояние товарных запасов  строительных материалов ЗАО «Техстройсервис» по данным первичного учета на складах.

Коэффициент неравномерности образования товарных запасов равен (Кн) 1,2.

В таблице 4 представлен анализ основных конкурентов ЗАО «Техстройсервис»


Таблица 3

Состояние товарных запасов ЗАО «Техстройсервис» на 01.01.2004-08-23

№ п/п

Товарные группы

Средние запасы, вагоны

Распределение запасов по  способам хранения, %

Товарные запасы, дни

в штабелях (Дш)

в стеллажах (Дс)

1

Шифер кровельный листовой

50

70

30

40

2

Доски деревянные

25

60

40

30

3

Брусья строительные

18

70

30

35

4

Оконные рамы

20

50

50

40

5

Рейки строительные

24

40

60

30

6

Деревянные блоки

28

80

20

30


Таблица 4

Анализ и оценка основных конкурентов

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

ООО «Сибакадемстройнедвижимость»

ЗАО «Стройновосибирск»

Объем продаж, тыс. руб.

5674

3679

Занимаемая доля рынка, %

13

10

Рентабельность, %

27

23

уровень технологии

высокий

высокий

Качество продукции

высокое

высокое

Расходы на рекламу, тыс. руб.

384

679

Привлекательность внешнего вида

дизайн и эстетика

дизайн и эстетика

Время деятельности предприятия, лет

11

8


Как видно из таблицы  4, основные конкуренты ЗАО «Техстройсервис» являются очень сильными,  они занимают существенные доли на  строительном рынке. Наиболее сильный конкурент - ООО «Сибакадемстройнедвижимость».

В связи с существенной конкуренцией на рынке сбыта ЗАО «Техстройсервис» использует различные методы стимулирования продаж: реклама в СМИ, на телевидении, предоставление кредита и рассрочки наиболее надежным и постоянным клиента, предоставление скидок при значительных закупках строительных материалов. Более того, одним из наиболее значимых фактов  стимулирования продаж выступает обслуживание покупателей при покупке товаров. Практически все продавцы – грамотные люди и специалисты, разбирающиеся в строительных материалах. Они всегда могут дать дельный совет   по покупке и необходимую покупателю информацию.

3. Оценка состояния конъюнктуры торговли и разработка прогноза на будущее

В соответствии с прогнозными показателями ЗАО «Техстройсервис» в 2004 - 2005 годах предполагается активизация деятельности по продажам строительных материалов и росту значения прибыли, о чем свидетельствуют данные рисунка 3.

Рис. 3. Прогноз динамики показателей деятельности ЗАО «Техстройсервис»  в 2004-2006 годах

В ЗАО «Техстройсервис» не предполагается существенных сдвигов в структуре товарных запасов.

В плане  на  ближайшие годы планируется усиление некоторых средств по активизации продаж. Прежде всего, планируется расширение возможностей для предоставления  кредита покупателям. Кроме того, планируется увеличение расходов на рекламу. В частности планируется увеличение средств наружной рекламы (рекламных щитов). Планируются отчисления средств на улучшение условий внутри магазинов для сокращения времени покупок. Все эти мероприятия, в свою очередь, рассчитаны на повышение конкурентоспособности ЗАО «Техстройсервис» на рынке.



Список литературы

1)    Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.

2)    Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.

3)    Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999. – 456 с.

4)    Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

5)    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

6)    Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статискика, 1999. – 354 с.

7)    Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

8)    Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.