Содержание

1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях                                                                                                          3

2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ                     5

3. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ                   10

Библиографический список                                                                         16

1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях.


У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и свя­заны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетво­рения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования.

Бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться оп­ределенная доля национального дохода для нужд расширен­ного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлет­ворения социально-культурных потребностей граждан, реше­ния оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина этого фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.

Совокупность бюджетных отношений по формировании и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, воз пикающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет — это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. [5.c.175]

Будучи экономической формой существования реальных объективно обусловленных распределительных отношении государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, является частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновре­менно ряд особенностей. К ним можно отнести следующее: государственный бюджет является особой экономической фор­мой перераспределительных отношений, связанной с обособ­лением части национального дохода в руках государства с i (елью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований; с помощью государственного бюджета происхо­дит перераспределение национального дохода между отрас­лями народного хозяйства, субъектами страны, сферами об­щественной деятельности; пропорции бюджетного перерасп­ределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного вос­производства в целом и задачами, стоящими перед обществом па конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает цент­ральное место в составе государственных финансов, что обус­ловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.


2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федера­ции от 31 июля 1998 г. (принята часть 1, положения которой полностью вступят в силу после принятия второй части), с законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г., а также с рядом законов о порядке исчисления и уплаты и удельных налогов. В этих законоположениях определены принципы действия налоговой системы, ее структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой. В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги — налоги национально-государственных и админист­ративно-территориальных образований местные налога.

В настоящее время действует 15 федеральных налогом, основные из которых налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

Полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, а также платежи за пользована природными ресурсами. НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц — это регулирующие доходы, которые: виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют до 80% и более доходов федеральною бюджета.

Данные о доходах в федеральный бюджет Российской Федерации приведены в табл. 1.

Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2000—2003 гг.

Таблица 1

Виды доходов

2000

2001

2002

2003

млрд. руб.

в %. к

млрд. руб.

В %.к

млрд. руб.

В % к

млрд. руб.

В %к

ВВП

общей сумме доходов

ВВП

общей сумме доходов

ВВП

общей сумме доходов

ВВП

Общей сумме доходов

Доходы — всего

344,4

11.8

100.0

302,4

11.3

100.0

473,7

11,8

100,0

797.2

14,9

100

в т.ч. числе













Налоговые доходы

262,6

10,2

76,2

236.0

8,8

78,1

3994

10,0

84.3

675

2,6

84,7

из них:













НДС

128,7

5,0

37,4

104,7

3,9

34,6

143,7

3,6

30.3

2774

5,2

34,8

подоходный налог с физических лиц

1,7

0,1

04

0.1

0,03

25,2

0,6

53

23.9

0,45

3,0

налог на прибыль

35,7

1,4

10,4

34.9

1,3

11.5

36,0

0,9

7,6

63.4

1.2

7,95

Акцизы

55,5

2,1

16.1

52,5

2,0

17,3

87,1

2.2

18,4

119.9

2.24

15.0

налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции

27,1

1,0

7,9

36,5

1,4

12,1

91,2

23

19.2

172

3,2

21,6

Неналоговые доходы

42,7

1,6

12,4

39,7

14

13,1

33,0

03

7,0

61,9

1,16

7,8

Из них:













От внешнеэкономической деятельности

11,6

0,5

3,4

15,4

0,6

5,1

23,3

0,6

4,9

34,6

0,65

43

От имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

4.5

0,2

1,3

4.1

0,2

1,3

7,9

0,2

1.7

25,2

0,47

3,2

От продажи имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности

18,8

0,7

5,5

15,2

0,6

5,0







Прочие безвозмездные перечисление доходы целевых бюджетных фондов

39.1

1,5

11.4

26,7

1,0

8,8

41,6

1,0

8,7

60,3

1.17

7.9

Как следует из таблицы, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, тамо­женные пошлины). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (ра­бот, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил действовавшие два налога - налог с обо­рота и налог с продаж. Обложению этим налогом подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Под "добавленной стоимостью" понимается оплата труда работников предприя­тий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответ­ствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создавае­мой на всех стадиях производства и определяемой как разни­ца между стоимостью реализованных товаров, работ услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производ­ственную и иную коммерческую деятельность; индивидуаль­ные (семейные) частные предприятия, в том числе кресть­янские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находя­щиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие то­вары (работы, услуги). С 1 января 1994 г. предприниматели без образования юридического лица освобождены от НДС.

Установлены две ставки по, НДС: 10 и 18%. 10%-ная став­ка применяется по отношению к ряду жизненно необходи­мых продовольственных и детских товаров, перечень кото­рых утвержден Федеральным законом РФ от 2 января 2000 г. № 36-ФЗ. 18%-ная ставка относится ко всем остальным това­рам, услугам, включая подакцизные товары.

Кроме этих двух ставок можно использовать расчетные ставки в 15,25 и 9,09% при реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС. Организации розничной торговли при реали­зации товаров по ценам с налогом в размере 10 и 20% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) г сумм реализуемых товаров по средней расчетной ставке.

Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Объек­том обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые-автомобили и др.). Ставки акцизов колеб­лются от 10 (легковые автомашины) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и 13.

Таможенные пошлины действуют на основе Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Таможенного кодекса РФ. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Та­моженные пошлины в России взимаются в соответствии с Та­моженным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".

В России применяются следующие виды таможенных пошлин: 1. импортные пошлины, взимаемые при ввозе товаров; 2. экспортные пошлины, взимаемые при вывозе товаров; 3. особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономи­ческих интересов российских предпринимателей.

Используются следующие ставки таможенных пошлин: 1. адвалерные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров; 2. специфические — пошлины, устанавливаемые в твер­дой сумме за единицу товара; 3. комбинированные — пошлины, сочетающие элемен­ты адвалерных и специфических таможенных пошлин.

В соответствии с требованием Международного валют­ного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 г. были отменены экспортные пошли­ны и заменены акцизами. С 1 января 1999 г. постановлением Правительства РФ № 83 восстановлены экспортные пошли­ны на нефть и газ. В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввози­мые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие — понижаться и их размер должен колебаться в пре­делах от 5 до 30%.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных от­ношений при повышении роли прибыли налог на прибыль дол­жен не только выполнять фискальную функцию, но и воз­действовать на повышение эффективности производства. Сле­дует отметить, что до настоящего времени налоговая систе­ма России ориентирована на выполнение фискальной функ­ции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.

Налог на прибыль предприятий и организаций взимается в Российской Федерации с юридических лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения является валовая прибыль предприя­тий, полученная в рублях и иностранной валюте.

Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом обложения является совокупный доход физи­ческого лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату по­лучения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным ценам на дату получения дохода. [5.c.198]

3. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.

Расходы государственного бюджета — это экономичес­кие отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по от­раслевому, целевому и территориальному назначениям.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: 1. по своей роли в процессе воспроизводства — на зат­раты, связанные с финансированием материального произ­водства и содержанием непроизводственной сферы; 2. по функциональному назначению — на расходы на фи­нансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управ­ления, правоохранительную деятельность и обеспечение бе­зопасности, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств при­ходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных Служащих, начисле­ния на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

При переходе на рыночные отношения структура расхо­дов федерального бюджета претерпевает существенные из­менения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные ка­питальные вложения. В связи с претворением в жизнь про­граммы приватизации и преобразованием значительной час­ти государственных предприятий в акционерные общества расширенное воспроизводство все в больших масштабах осу­ществляется за счет собственных средств и ресурсов, моби­лизуемых на финансовых рынках.

Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2000—2003 гг., приведенные в табл. 2.

Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2000—2003 гг.

Таблица 2

Виды расходов

2000

2001

2002

2003

млрд. руб.

в %. к

млрд.руб.

В % к

млрд.руб.

В % к

млрд. руб.


В % к

ВВП

общей сумме доходов

ВВП

общей сумме доходов

ВВП

общей сумме доходов

ВВП

обшей сумме доходов

Расходы — всего

436,6

16,9

100,0

388,9

14,5

100,0

575,0

14,4

100,0

855,1

16,0

100,0

Государственное управление и ме­стное самоуправление

10,1

0,4

2,3

9,7

0,4

2,5

13,75

0,34

2,4

25,9

0,47

3,03

Правоохрани­тельная деятель­ность и обеспече­ние безопасности

45,2

1,8

10,4

30,7

1,1

7,9

51,3

1,3

8,9

79,8

1,5

9,33

Промышленность, энергетика и строительство

30,3

1,2

6,9

11,3

0,4

2,9

14,6

0,4

2,5

20,1

0,38

2,35

Сельское хозяйст­во и рыболовство

9,9

0,4

2,3

3,3

0,1

0,8

9,3

0,2

1,6

11,5

0,21

1,34

Охрана окружаю­щей среды и при­родных ресурсов, гидрометеоро­логия, картогра­фия и геодезия

2,6

0,1

0,6

2,1

0,1

0,5

2,9

0,07

0,5

3,7

0,07

0,43

Транспорт, до­рожное хозяйство, связь и информа­тика

3,9

0,15

0,9

1,0

0,04

0,3

0,9

0,02

0,2

1,6

0,03

0,19

Международная деятельность

2,6

0,1

0,6

10,0

0,4

2,5

36,6

0,9

6,6

56,1

1,05

6,56

Социалыю-культурные меро­приятия

61,5

2,4

14,1

57,2

2,1

14,7

75,1

1,9

13,1

121,5

2,3

14,2

Национальная оборона

81,2

3,1

18,6

56,7

2,1

14,6

93,7

2,3

16,3

140,8

2,63

16,5

Обслуживание государственного долга

41,5

1,6

9,5

106,6

4,0

27,4

166,8

4,2

29,0

220,1

4,1

25,7

Финансовая по­мощь бюджетам других уровней

65,0

2,5

14,9

43,0

1,6

11,1

43,4

1,1

7,5

'б9,1

1,3

8,1

Дефицит

93,2

3,6

86,5

3,2

101,4

2,54

57,9

1,08


Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государ­ственных инвестиционных программ, государственного сек­тора экономики продолжает сохранять свое важное значе­ние.

Как следует из табл. 2, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государствен­ная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, фи­нансирование социально-культурных мероприятий, оборона страны, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга.

Заметное место в расходах на народное хозяйство за­нимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству и некоторым другим отраслям. Сред­ства финансовой поддержки на переустройство аграрного сектора выделяются на проведение земельной реформы, под­держку развития фермерства, создание рыночных отноше­ний в агропромышленном комплексе, жилищное строитель­ство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию пред­приятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Конверсия военного производства финансируется не толь­ко за счет бюджетных ассигнований, но и за счет целевого льготного кредита на перепрофилирование оборонных пред­приятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосу­дарственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обес­печение программ структурной перестройки экономики, со­здание относительно небольших проектов с высокой скорос­тью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции долж­ны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльс­кой катастрофы, мероприятий, связанных с социальным раз­витием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для де­тей с недостатками умственного и физического развития, детских домов.

Расходы на социально-культурные мероприятия вклю­чают затраты на образование, здравоохранение и физичес­кую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной пла­ты, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студен­тов, по упорядочению заработной платы работников бюджет­ных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтап­ное реформирование, введение многоканальности финансиро­вания, выделение лечебным учреждениям средств в зависи­мости от объема и качества оказываемых медицинских услуг.

Значительные расходы на оборону вызваны необходимостью сохра­нения и развития комплекса оборонной промышленности, под­держания боеготовности армии, продолжения разработки но­вейших образцов вооружений, а также усилением социаль­ной защищенности военнослужащих и членов их семей, по­вышением окладов офицерскому составу, ростом цен на во­енную продукцию и рядом других причин.

Пока еще недостаточные средства предусмат­риваются на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Расходы на международную деятельность включают зат­раты по неторговым операциям (содержание российских уч­реждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

Необходимость затрат на правоохранительную деятель­ность и обеспечение безопасности обусловлена обострением криминогенной ситуации разрешением межнациональных конфликтов.

Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного, что вызвано резким ростом внутреннего и внеш­него долга.

Меры по оздоровлению региональных финансов должны быть направлены на:

• увеличение налоговых поступлений в консолидирован­ные бюджеты регионов в денежной форме с целью обеспече­ния финансирования социально значимых статей бюджета, и в первую очередь выплат заработной платы;

• прекращение расчетов по платежам в бюджет с ис­пользованием денежных суррогатов и финансирование рас­ходов бюджета с привлечением кредитных ресурсов коммер­ческих банков;

• инвентаризацию численности занятых и количества бюджетных учреждений, имея в виду их сокращение;

• приведение условий оплаты труда работников бюджет­ной сферы в соответствие с Единой тарифной сеткой по оп­лате труда работников бюджетной сферы, а в отношении го­сударственных служащих — в соответствие с нормативными актами, регулирующими денежное содержание федеральных государственных служащих;

• снижение расходов бюджета на жилищно-коммуналь­ное хозяйство на основе проведения реформы ЖКХ;

• проведение реструктуризации задолженности юриди­ческих лиц перед консолидированными бюджетами субъек­тов Федерации по налогам, сборам, начисленным пеням.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам кото­рого относятся:

• достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

• целевой характер использования бюджетных ассигно­ваний;

• предоставление бюджетных средств в меру выполне­ния производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

• безвозвратность бюджетных ассигнований.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансиро­вания в настоящее время все шире применяется кредитова­ния предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на вы­полнение целевых программ развития.

В области расходов бюджета имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются малоэффек­тивно, широко распространена практика их нецелевого рас­ходования; не решены многие насущные проблемы социаль­ной политики: не организовано на должном уровне перерас­пределение затрат в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов в аграрном и дру­гих секторах экономики.

Выделим основные задачи в области государственных расходов: сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эф­фективных и социально значимых проектах; снизить расхо­ды на содержание государственного аппарата; продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив прак­тику государственно-коммерческого финансирования проек­тов; повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспек­тивных научно-исследовательских работах; снизить уровень дотаций отдельным отраслям; усилить контроль за использо­ванием бюджетных средств; обеспечить приоритетное финан­сирование расходов на науку, культуру, медицинское об­служивание, образование. [5.c.228]

Библиографический список


1 .Бюджетный кодекс РФ: Закон РФ от 31.07.98 № 145 - ФЗ //Рос.газ. -1998. -12авг.

2.Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Закон РФ от 31.07.98 № 146 - ФЗ //Собр. законодательства РФ. - 1998. -№31.

3.О федеральном бюджете на 2002 год: Закон РФ от 30.12.01 № 194 - ФЗ //Рос.газ. - 2001. - 31 дек.

4.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевской.- М.:Юрайт, 2001. -С. 12-30.

5.Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Для вузов. - М.: Маркетинг, 2002.-С. 390-405.

6.Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Л.А.Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - С.69-81.

7.Финансы: Учебник / Под. ред. В.В.Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А. За­харов, 2001.-С. 590-610.

8.Финансы: Учебник / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. -М.: Рос. экон. академия, 2000. - С. 32-50.