Содержание
1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях 3
2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ 5
3. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ 10
Библиографический список 16
1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования.
Бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина этого фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.
Совокупность бюджетных отношений по формировании и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, воз пикающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет — это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. [5.c.175]
Будучи экономической формой существования реальных объективно обусловленных распределительных отношении государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, является частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей. К ним можно отнести следующее: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с i (елью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом па конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.
2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ
Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (принята часть 1, положения которой полностью вступят в силу после принятия второй части), с законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г., а также с рядом законов о порядке исчисления и уплаты и удельных налогов. В этих законоположениях определены принципы действия налоговой системы, ее структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой. В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги — налоги национально-государственных и административно-территориальных образований местные налога.
В настоящее время действует 15 федеральных налогом, основные из которых налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.
Полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, а также платежи за пользована природными ресурсами. НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц — это регулирующие доходы, которые: виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют до 80% и более доходов федеральною бюджета.
Данные о доходах в федеральный бюджет Российской Федерации приведены в табл. 1.
Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2000—2003 гг.
Таблица 1
Виды доходов |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
||||||||
млрд. руб. |
в %. к |
млрд. руб. |
В %.к |
млрд. руб. |
В % к |
млрд. руб. |
В %к |
|||||
ВВП |
общей сумме доходов |
ВВП |
общей сумме доходов |
ВВП |
общей сумме доходов |
ВВП |
Общей сумме доходов |
|||||
Доходы — всего |
344,4 |
11.8 |
100.0 |
302,4 |
11.3 |
100.0 |
473,7 |
11,8 |
100,0 |
797.2 |
14,9 |
100 |
в т.ч. числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
262,6 |
10,2 |
76,2 |
236.0 |
8,8 |
78,1 |
3994 |
10,0 |
84.3 |
675 |
2,6 |
84,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НДС |
128,7 |
5,0 |
37,4 |
104,7 |
3,9 |
34,6 |
143,7 |
3,6 |
30.3 |
2774 |
5,2 |
34,8 |
подоходный налог с физических лиц |
1,7 |
0,1 |
04 |
0.1 |
— |
0,03 |
25,2 |
0,6 |
53 |
23.9 |
0,45 |
3,0 |
налог на прибыль |
35,7 |
1,4 |
10,4 |
34.9 |
1,3 |
11.5 |
36,0 |
0,9 |
7,6 |
63.4 |
1.2 |
7,95 |
Акцизы |
55,5 |
2,1 |
16.1 |
52,5 |
2,0 |
17,3 |
87,1 |
2.2 |
18,4 |
119.9 |
2.24 |
15.0 |
налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции |
27,1 |
1,0 |
7,9 |
36,5 |
1,4 |
12,1 |
91,2 |
23 |
19.2 |
172 |
3,2 |
21,6 |
Неналоговые доходы |
42,7 |
1,6 |
12,4 |
39,7 |
14 |
13,1 |
33,0 |
03 |
7,0 |
61,9 |
1,16 |
7,8 |
Из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
От внешнеэкономической деятельности |
11,6 |
0,5 |
3,4 |
15,4 |
0,6 |
5,1 |
23,3 |
0,6 |
4,9 |
34,6 |
0,65 |
43 |
От имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
4.5 |
0,2 |
1,3 |
4.1 |
0,2 |
1,3 |
7,9 |
0,2 |
1.7 |
25,2 |
0,47 |
3,2 |
От продажи имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности |
18,8 |
0,7 |
5,5 |
15,2 |
0,6 |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
Прочие безвозмездные перечисление доходы целевых бюджетных фондов |
39.1 |
1,5 |
11.4 |
26,7 |
1,0 |
8,8 |
41,6 |
1,0 |
8,7 |
60,3 |
1.17 |
7.9 |
Как следует из таблицы, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж. Обложению этим налогом подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Под "добавленной стоимостью" понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). С 1 января 1994 г. предприниматели без образования юридического лица освобождены от НДС.
Установлены две ставки по, НДС: 10 и 18%. 10%-ная ставка применяется по отношению к ряду жизненно необходимых продовольственных и детских товаров, перечень которых утвержден Федеральным законом РФ от 2 января 2000 г. № 36-ФЗ. 18%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам, включая подакцизные товары.
Кроме этих двух ставок можно использовать расчетные ставки в 15,25 и 9,09% при реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС. Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в размере 10 и 20% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) г сумм реализуемых товаров по средней расчетной ставке.
Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые-автомобили и др.). Ставки акцизов колеблются от 10 (легковые автомашины) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и 13.
Таможенные пошлины действуют на основе Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Таможенного кодекса РФ. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".
В России применяются следующие виды таможенных пошлин: 1. импортные пошлины, взимаемые при ввозе товаров; 2. экспортные пошлины, взимаемые при вывозе товаров; 3. особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.
Используются следующие ставки таможенных пошлин: 1. адвалерные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров; 2. специфические — пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара; 3. комбинированные — пошлины, сочетающие элементы адвалерных и специфических таможенных пошлин.
В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 г. были отменены экспортные пошлины и заменены акцизами. С 1 января 1999 г. постановлением Правительства РФ № 83 восстановлены экспортные пошлины на нефть и газ. В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие — понижаться и их размер должен колебаться в пределах от 5 до 30%.
Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений при повышении роли прибыли налог на прибыль должен не только выполнять фискальную функцию, но и воздействовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.
Налог на прибыль предприятий и организаций взимается в Российской Федерации с юридических лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, полученная в рублях и иностранной валюте.
Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным ценам на дату получения дохода. [5.c.198]
3. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: 1. по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; 2. по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных Служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.
При переходе на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации и преобразованием значительной части государственных предприятий в акционерные общества расширенное воспроизводство все в больших масштабах осуществляется за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.
Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2000—2003 гг., приведенные в табл. 2.
Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2000—2003 гг.
Таблица 2
Виды расходов |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
||||||||
млрд. руб. |
в %. к |
млрд.руб. |
В % к |
млрд.руб. |
В % к |
млрд. руб. |
В % к |
|||||
ВВП |
общей сумме доходов |
ВВП |
общей сумме доходов |
ВВП |
общей сумме доходов |
ВВП |
обшей сумме доходов |
|||||
Расходы — всего |
436,6 |
16,9 |
100,0 |
388,9 |
14,5 |
100,0 |
575,0 |
14,4 |
100,0 |
855,1 |
16,0 |
100,0 |
Государственное управление и местное самоуправление |
10,1 |
0,4 |
2,3 |
9,7 |
0,4 |
2,5 |
13,75 |
0,34 |
2,4 |
25,9 |
0,47 |
3,03 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
45,2 |
1,8 |
10,4 |
30,7 |
1,1 |
7,9 |
51,3 |
1,3 |
8,9 |
79,8 |
1,5 |
9,33 |
Промышленность, энергетика и строительство |
30,3 |
1,2 |
6,9 |
11,3 |
0,4 |
2,9 |
14,6 |
0,4 |
2,5 |
20,1 |
0,38 |
2,35 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
9,9 |
0,4 |
2,3 |
3,3 |
0,1 |
0,8 |
9,3 |
0,2 |
1,6 |
11,5 |
0,21 |
1,34 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
2,6 |
0,1 |
0,6 |
2,1 |
0,1 |
0,5 |
2,9 |
0,07 |
0,5 |
3,7 |
0,07 |
0,43 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
3,9 |
0,15 |
0,9 |
1,0 |
0,04 |
0,3 |
0,9 |
0,02 |
0,2 |
1,6 |
0,03 |
0,19 |
Международная деятельность |
2,6 |
0,1 |
0,6 |
10,0 |
0,4 |
2,5 |
36,6 |
0,9 |
6,6 |
56,1 |
1,05 |
6,56 |
Социалыю-культурные мероприятия |
61,5 |
2,4 |
14,1 |
57,2 |
2,1 |
14,7 |
75,1 |
1,9 |
13,1 |
121,5 |
2,3 |
14,2 |
Национальная оборона |
81,2 |
3,1 |
18,6 |
56,7 |
2,1 |
14,6 |
93,7 |
2,3 |
16,3 |
140,8 |
2,63 |
16,5 |
Обслуживание государственного долга |
41,5 |
1,6 |
9,5 |
106,6 |
4,0 |
27,4 |
166,8 |
4,2 |
29,0 |
220,1 |
4,1 |
25,7 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
65,0 |
2,5 |
14,9 |
43,0 |
1,6 |
11,1 |
43,4 |
1,1 |
7,5 |
'б9,1 |
1,3 |
8,1 |
Дефицит |
93,2 |
3,6 |
— |
86,5 |
3,2 |
— |
101,4 |
2,54 |
— |
57,9 |
1,08 |
— |
Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.
Как следует из табл. 2, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборона страны, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга.
Заметное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству и некоторым другим отраслям. Средства финансовой поддержки на переустройство аграрного сектора выделяются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.
Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и за счет целевого льготного кредита на перепрофилирование оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики, создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, детских домов.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.
Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества оказываемых медицинских услуг.
Значительные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.
Пока еще недостаточные средства предусматриваются на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).
Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др.
Необходимость затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлена обострением криминогенной ситуации разрешением межнациональных конфликтов.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного, что вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга.
Меры по оздоровлению региональных финансов должны быть направлены на:
• увеличение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты регионов в денежной форме с целью обеспечения финансирования социально значимых статей бюджета, и в первую очередь выплат заработной платы;
• прекращение расчетов по платежам в бюджет с использованием денежных суррогатов и финансирование расходов бюджета с привлечением кредитных ресурсов коммерческих банков;
• инвентаризацию численности занятых и количества бюджетных учреждений, имея в виду их сокращение;
• приведение условий оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствие с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, а в отношении государственных служащих — в соответствие с нормативными актами, регулирующими денежное содержание федеральных государственных служащих;
• снижение расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство на основе проведения реформы ЖКХ;
• проведение реструктуризации задолженности юридических лиц перед консолидированными бюджетами субъектов Федерации по налогам, сборам, начисленным пеням.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
• достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
• целевой характер использования бюджетных ассигнований;
• предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
• безвозвратность бюджетных ассигнований.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитования предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
В области расходов бюджета имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются малоэффективно, широко распространена практика их нецелевого расходования; не решены многие насущные проблемы социальной политики: не организовано на должном уровне перераспределение затрат в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.
Выделим основные задачи в области государственных расходов: сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата; продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов; повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах; снизить уровень дотаций отдельным отраслям; усилить контроль за использованием бюджетных средств; обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование. [5.c.228]
Библиографический список
1 .Бюджетный кодекс РФ: Закон РФ от 31.07.98 № 145 - ФЗ //Рос.газ. -1998. -12авг.
2.Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Закон РФ от 31.07.98 № 146 - ФЗ //Собр. законодательства РФ. - 1998. -№31.
3.О федеральном бюджете на 2002 год: Закон РФ от 30.12.01 № 194 - ФЗ //Рос.газ. - 2001. - 31 дек.
4.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевской.- М.:Юрайт, 2001. -С. 12-30.
5.Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Для вузов. - М.: Маркетинг, 2002.-С. 390-405.
6.Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Л.А.Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - С.69-81.
7.Финансы: Учебник / Под. ред. В.В.Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.-С. 590-610.
8.Финансы: Учебник / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. -М.: Рос. экон. академия, 2000. - С. 32-50.