Содержание

Введение. 3

Анализ и прогноз динамики внешней среды.. 5

Заключение. 15

Список литературы.. 16

 

Введение

Все цивилизованные социальные искусственно организованные системы любого уровня объек­тивно являются открытыми системами и потому являются элементами огромного количества различных метасистем — от галактики, социума и экосистемы до непосредственного пространственного окружения Социальные территориальные системы государственного уровня объективно являются элементами чело­вечества и исторически сложившихся международных политических, экономических, военных и других объединений, (блоков, союзов) различного класса: Организации Объединенных Наций (ООН). Единого Европейского Союза (EEC). Объединения Арабских Государств (ОАГ), стран Тихоокеанского региона (АТР). ЮНЕСКО. НАТО. СЕАТО и т.д. Все региональные территориальные системы, прежде всего, явля­ются элементами социально-политического и экономического устройства государственных систем, хотя также могут иметь различные международные экономические и культурные взаимосвязи. Точно так же и все производственные социальные системы являются, прежде всего, социально-экономическими элемента­ми государственных и региональных систем, но могут иметь различные производственно-хозяйственные (экономические) отношения с организациями других государств. Таким образом, жизнедеятельность всех социальных систем в определяющей степени предопределяется характером их взаимоотношений с соци­альными метасистемами.

Кроме того, все без исключения социальные системы являются элементами социума и, прежде всего экосистем, специфических по природно-географическим, климатическим и другим условиям в мес­тах исторически сложившегося расселения людей. Поэтому основные параметры стратегического управ­ления этими системами в первую очередь обусловливаются характером взаимосвязей с внешней средой .Следовательно, для того чтобы сформулировать цели и сформировать основные варианты стратегических направлений достижения этой цели для любой социальной системы, необходимо сначала произвести ана­лиз и прогноз динамики внешней ситуации. Очевидно, для социальных систем различного уровня влияние тех или иных метасистем будет существенно различаться. Условно внешнюю среду можно разделить на макроокружение и непосредственное окружение. Непосредственное окружение обеспечивает собственно саму специфическую жизнедеятельность социальных организованных систем в форме материально-энергетических, финансовых, трудовых и др. потоков. Наибольшее влияние на жизнедеятельность соци­альных систем, как правило, будет оказывать непосредственное окружение, характеризующееся непосред­ственными прямыми ресурсными (материально-сырьевыми, энергетическими, трудовыми), экономическими, информационными взаимосвязями. Взаимосвязи социальных систем с непосредственным окружением всегда носят характер закономерностей, т.к. отражают экономические взаимоотношения (имеют экономическую интерпретацию), поэтому могут быть выражены формализованными количественными зависимостями в виде математических формул.

Цел работы – раскрытие вопроса связанного с анализом и прогнозом динамики внешней среды  социальных систем территориального типа на уровне государства  и межгосударственных образований.



Анализ и прогноз динамики внешней среды

Макроокружение создает общие условия среды жизнедеятельности социальных организованных систем всех уровней. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой социальной организованной системе. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные социальные организованные системы существенно различается. Это связано как со спецификой сфер деятельности, так и с различиями во внутреннем потенциале социальных организованных систем.

Макроокружение объективно представляет собой многоуровневую систему (комплекс МС систем), которая оказывает специфическое влияние на социальные организованные системы разного уровня и класса. К макроокружению могут быть отнесены, прежде всего, пространственные и территориальные системы; социум (геобиоэкосоциосистема), экосистема, человеческое общество в целом другие государства, страны, административно-территориальные системы, города, сельские поселения. Кроме того, к макроокружению можно отнести также и международные системы (организации) органы власти административно-территориальных и межтерриториальных объединений. Макроокружение включает в себя изучение влияния таких характеристик внешней среды на уровне региона государства, общества и социума в целом, как состояние этногенеза, экономики, норматив» правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющая общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура и т.д. Естественно, макроокружение социальных систем различного уровня и класса по составу структуре и содержанию показателей, влияющих на их жизнедеятельность, будет различным, и coответственно различна степень влияния. При этом характер влияния и сложность его представлен, увеличиваются по мере перехода от сложных социальных систем к «простейшим» — производственным организациям, т.к. характер взаимосвязей с внешней средой усложняется на несколько порядков. Это обстоятельство приводит к тому, что формализованное (строгое математическое) описание этих взаимосвязей, в отличие от функциональных экономических взаимосвязей непосредственного окружения. представить невозможно. Поэтому здесь вместо формализованных зависимостей прихода использовать грубые поправочные коэффициенты.

Хотя, казалось бы, макроокружение оказывает «косвенное» влияние на жизнедеятельное социальных систем различного уровня и класса, однако вследствие глобального, а иногда и стихийного, характера изменений внешней среды макроокружения очень часто степень влияния может быть гораздо выше, чем непосредственного окружения.

Для того чтобы установить состав, структуру и характер взаимосвязей социальных систем с окружающей средой, необходимо, прежде всего, произвести анализ самой социальной системы, ее «внутренней среды». «Внутренняя среда» социальных организованных систем является деятельностной основой жизни. Она заключает в себе тот человеческий, технико-технологический, информационный потенциал который дает возможность социальным организованным системам осуществлять жизнедеятельность, функционировать в рамках метасистем, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Так как все социальные системы объективно являются открытыми системами, жизнь социальных систем может осуществляться только в результате определенного симбиоза с окружающей средой на основе биогеотехноценоза. При этом «внутренняя среда» социальных организованных сися предопределяется состоянием и динамикой внешней среды, т.е. «жизнь» и «смерть» социальных организованных систем любого уровня зависит от окружающей среды.

Каждая социальная организованная система находится в состоянии постоянного обмена с вне ней средой, обеспечивая тем самым себе возможность жизнедеятельности в соответствующих метасистемах. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия социальной организованной системы с внешней средой, которое позволяло бы ей поддерживать и реализовывать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность, выживать в долгосрочной перспективе. При этом анализ и стратегия изменения внутреннего состояния социальных систем могут обеспечить устойчивую жизнедеятельность социальных систем только во взаимосвязи с динамикой внешних ситуаций. То есть стратегические изменения «внутренней среды» социальных систем должны быть адекватными динамике внешних ситуаций.

Таким образом, анализ и прогноз динамики внешней ситуации прежде всего имеет своей це­лью выделить социальную организованную систему из окружающей среды, т.е. определить ее «гра­ницы» и установить наиболее существенные связи с окружающей средой. Более того, предусматрива­ет установление изменений в окружающей среде и тем самым определение динамики объективных условий будущей жизнедеятельности организации.

Для того чтобы определить стратегические направления (пути, тренды) поэтапного дости­жения цели социальных организованных систем, необходимо установить возможные изменения ок­ружающей среды, т.е. осуществить прогноз динамики внешней ситуации. Однако для того, чтобы спрогнозировать изменения социальных организованных систем во взаимосвязи с прогнозируемой динамикой внешней ситуации необходимо предварительно провести анализ внутреннего состояния социальных организованных систем и анализ состояния внешней ситуации, причем также в динами­ке, т.е. установить динамику фактического изменения состояний социальных систем и внешней си­туации в их системной взаимосвязи. Здесь понятие «анализ» используется в нескольких ипостасях одновременно. Прежде всего, в соответствии с основным законом познания — законом «единства анализа-синтеза» и методом «восхождения от абстрактного к конкретному» — анализ предполагает расчленение единого целостного представления о состоянии социальной системы и окружающей сре­ды на отдельные составляющие элементы и исследование (оценка) их с позиций целого, а затем по­лучение целостного синтезированного описания системы во взаимосвязи с окружающей средой. Та­ким образом, анализ в действительности предполагает одновременный синтез, т.е. получение в итоге целостного представления о социальной системе и окружающей среде. При этом для изучения и по­нимания сущности целого предусматривается расчленение целого на взаимосвязанные части (элемен­ты), т.е. так называемый «вертикальный анализ». В связи с тем, что рассматриваемая социальная система и метасистемы (окружающая среда) являются по своей природе динамичными образования­ми , поэтому для получения адекватного представления и динамике системы необходимо произвести «горизонтальный анализ», в результате которого мы получаем развернутую картину динамики систе­мы и окружающей среды, т.е. изменение состояний системы и ее элементов «во времени назад» — анализ и «во времени вперед» — прогноз.

Как уже указывалось, внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как со­вокупность двух взаимозависимых подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Анализ и прогноз динамики внешней среды обычно считается исходным этапом процесса стратегического управления, так как именно он обеспечивает базу для определения целей социальных систем и выработки стратегий, позволяющих достичь этих целей.

Определить объект, предмет, состав, содержание и структуру анализа и прогноза внешней ситуации можно на основе описания деятельности социальных организованных систем, т.к. именно из характеристики внутренней среды социальной организованной системы можно установить основ­ные взаимосвязи этой системы с окружающей средой и произвести их ранжирование по степени влияния на результаты ее жизнедеятельности.

Естественно, для социальных организованных систем различного уровня как внутренняя среда, так и внешнее окружение будут существенно различаться. Для территориальных систем госу­дарственного уровня внешним окружением являются другие государственные системы, как полити­ческие и социально-экономические партнеры совместной жизнедеятельности всего человечества. В свою очередь анализ и прогноз характеристик внутреннего состояния государственных систем явля­ется основой для анализа и прогноза динамики внешней ситуации региональных административно-территориальных образований, урбанизированных, сельских поселений и производственных органи­заций. Соответственно анализ и прогноз внутренней ситуации региональных систем дает дополни­тельные основания анализа и прогноза динамики внешней ситуации урбанизированных, сельских поселений и производственных организаций. При этом анализ и прогноз внутренней среды социаль­ных территориальных систем всех уровней будет определять, по существу, характеристики внешней среды для социальных систем производственного типа.

Для анализа динамики внешней ситуации наиболее эффективно можно использовать стати­стические методы обработки информации. Анализ внешней ситуации непосредственного окружения социальных организованных систем проводится по статистическим показателям исследуемых пара­метров за ряд лет (не менее чем за три года) с целью установления динамики показателей. Для этого по каждому отдельному направлению анализа по каждой номенклатуре исследуемых параметров по всем показателям строятся кривые нормального распределения. Обработка статистических материа­лов и получение трендовых характеристик производится известными методами корреляционного или регрессионного анализа. После этого каждая из полученных характеристик дополнительно корректи­руется при помощи поправочных коэффициентов на влияние макроокружения.

Прогнозирование динамики внешней ситуации осуществляется на основе результатов анализа известными методами экстраполяции с применением автокорреляции, изложенными в соответствующей литературе. Полученные прогнозные характеристики динамики внешней ситуации непосредственного ок­ружения необходимо скорректировать по результатам анализа и прогноза внешней ситуации макроокру­жения. В тех случаях, когда невозможно получение репрезентативных выборок или невозможно построе­ние нормальных зависимостей, необходимо использовать экспертные методы, в частности метод «Дельфи» — метод последовательного согласования экспертных оценок. Прогнозирование динамики внешней ситуации осуществляется отдельно по каждой полученной характеристике анализа.

В случае невозможности построения расчетных нормальных кривых распределения необхо­димо самостоятельно на основе аналитических условий динамики внешней ситуации макроокруже­ния задаваться (устанавливать) вероятностными прогнозными параметрами показателей динамики внешней среды непосредственного окружения, руководствуясь здравым смыслом.

Получение синтетических системных обобщенных результатов динамики анализа и прогно­за, вследствие отсутствия прагматически пригодного математического аппарата системного модели­рования и многофакторного анализа-синтеза, может осуществляться путем интуитивно-логических процедур на основе суждений и умозаключений, разумного компромисса в рамках коллективной (ко­мандной) мыследеятельности высшего управленческого персонала.

Необходимо отметить еще одну принципиальную особенность осуществления системы стра­тегического управления как системы различных видов управленческой деятельности применительно к этапу анализа и прогноза динамики внешней ситуации. Хотя, в принципе, стратегическое управле­ние представляет собой систему различных видов управленческой деятельности, осуществляемых в определенной последовательности, однако в действительности невозможно получить рациональное частное решение отдельного этапа до формирования окончательного системного результата. Поэтому приходится неоднократно повторять всю процедуру расчетов формально в той же последовательно­сти, возвращаясь к первоначальным расчетам, однако качественно в иной интерпретации, с опреде­ленной корректировкой частных результатов с позиций системного критерия эффективности. Именно итеративность (повторяемость процедур и видов управленческой деятельности), отсутствие строгих функциональных зависимостей результатов отдельных этапов стратегического управления между со­бой и с системным критерием эффективности, отсутствие алгоритмов решения сложных системных проблем и т.д. и делает эту деятельность творческой, неформализуемой.

Поэтому и после формулирования целей социальных организованных систем, и после предвари­тельной проработки стратегических программ, и разработки организационных проектов реализации стра­тегических программ, и даже на стадии разработки и реализации организационных планов реализации ор­ганизационных проектов, приходится неоднократно возвращаться к результатам анализа и прогноза ситуации, и каждый раз производить их корректировку и уточнение. Точно так же приходится обращаться неоднократно и уточнять результаты анализа динамики характеристик социальной системы как на стадии анализа и прогноза динамики внешней ситуации, так и на других этапах стратегического управления. Тем более что на каждом этапе стратегического управления требуются различные характеристики внутреннего состояния социальной организованной системы. С этой точки зрения всесторонний анализ динамики внутреннего состояния социальных организованных систем можно было бы считать самым первым, на­чальным, исходным этапом стратегического управления. Однако состав, структура и содержание анализа динамики внутреннего состояния социальных организованных систем, в свою очередь, определяется це­лями и стратегией изменения системы, которые формируются на стадиях целеопредсления и разработки стратегических программ. С этих позиций данные этапы являются предшествующими этапу анализа ди­намики внутреннего состояния социальных организованных систем. Можно и дальше продолжить рассу­ждения о возможных общих алгоритмах осуществления стратегического управления, но именно невоз­можность четкой фиксации последовательности осуществления различных этапов и видов управленческой деятельности стратегического управления, отсутствие системных функциональных взаимосвязей и делает его сугубо творческой коллективной мыследеятсльностью.

Как уже указывалось, макроокружение социальных организованных систем предопределяется внутренними характеристиками системы. С другой стороны, внутренняя среда территориальных систем представляет собой макроокружение территориальных систем более низкого уровня и производственных организаций. Однако конкретный состав внешних взаимосвязей и состав исследуемых параметров макро­окружения будет определяться внутренними особенностями той системы, для которой производится ана­лиз и прогноз динамики внешней ситуации. Поэтому для анализа и прогноза динамики внешней ситуации различных классов производственных организаций, урбанизированных и сельских поселений, админист­ративно-территориальных образований необходимо изучение каждый раз различных показателей и пара­метров одной и той же территориальной государственной системы.

Для проведения анализа и прогноза динамики внешней ситуации для социальных террито­риальных систем государственного уровня необходимо использовать соответствующую характери­стику динамики внутреннего состояния государства.

Из всего набора социальных систем наиболее просто провести границы для территориаль­ных систем государственного уровня. Здесь границы системы физически совпадают с государствен­ными границами. Поэтому в качестве ближайшего непосредственного окружения выступают госу­дарства, граничащие с рассматриваемым государством, а также те. с которыми имеются долговре­менные соглашения о взаимном экономическом сотрудничестве. В качестве макроокружения — госу­дарства, с которыми установлены дипломатические отношения или с которыми государство входит в различные международные организации, прежде всего ООН.

Для того чтобы установить возможную динамику изменений внешней среды, необходимо прежде всего провести анализ внутреннего состояния государства по основным показателям, опреде­ляющим его жизнеспособность и безопасность в будущем.

Как уже указывалось, к показателям безопасности социальных государственных систем от­носятся:

наличие системы внешней обороны (пограничных войск для защиты территориальных гра­ниц, вооруженных сил (армии) для защиты территории, системы военно-воздутлных сил и противо­ракетной воздушной обороны, надводного и подводного военно-морского флота для защиты морских рубежей и соответствующих ведомств, обеспечивающих государственную безопасность (разведка, контрразведка, спецвойска и т.д.);

наличие системы внутренней безопасности в виде внутренних войск, системы охраны пра­вопорядка на территории государства (милиции, полиции), судебно-правовой системы, системы ис­полнения наказаний и т.п.;

наличие системы экономической безопасности как в части нормативно-правового обеспече­ния международных взаимоотношений, так и с точки зрения обеспеченности финансовыми средства­ми и материальными ценностями для расчетов по международным договорам и обязательствам;

наличие системы здравоохранения и ветеринарной службы, обеспечивающих профилактику (со­хранность) здоровья и защиту населения и животных от массовых эпидемиологических заболеваний;

наличие системы безопасности для ликвидации стихийных бедствий (пожаров, наводнений, землетрясений, тайфунов, ураганов, смерчей, цунами и т.п.), техногенных катастроф и других чрез­вычайных ситуаций.

К показателям жизнеспособности государственных систем могут быть отнесены показатели, характеризующие возможности системы самостоятельно обеспечить население основными жизненно необходимыми продуктами потребления, включая и условия жизнедеятельности, соответствующими уровню развития цивилизации государства на прогнозируемый период времени :

1. Жизненно необходимые продукты индивидуального потребления:

воздух, вода питьевая, хозяйственная (гигиеническая) и другие экологические условия жизни;

тепло, энергия (одежда, обувь, жилье, топливно-энергетические ресурсы: уголь, электроэнер­гия, нефть, газ, мазут, керосин, дрова и т.п.)

сельскохозяйственное производство, включая переработку, основных продуктов питания, содержащих белки, жиры, углеводы, витамины и т.п., в количестве достаточном для нормальной жизнедеятельности населения государства;

кухонная и бытовая утварь (посуда, мебель, белье).

2.         Производство стратегических материально-сырьевых ресурсов, продукции производственного потребления, обеспечивающих функционирование и развитие тяжелой индустрии и воору­жения:

наука, обеспечивающая новейшие технологии в области производства основных продуктов питания, топливно-энергетических ресурсов, средств производства и вооружения;

производство (добыча, обогащение и переработка) основных природных полезных ископае­мых, необходимых для производства материалов, конструкций, изделий и т.п. основных отраслей промышленности;

производство основных материалов (черные, цветные металлы, прокат, конструкции: хими­ческая продукция, удобрения: электротехнические изделия и т.п. для основных отраслей промышлен­ности;

производство основных видов машин, механизмов и технологического оборудования для ос­новных отраслей промышленности.

3.         Коммуникации и связь:

транспортные коммуникации: автомобильные, железные дороги, морские, речные и воздуш­ные линии;

транспортные средства (речной, морской, железнодорожный, автомобильный, электрифици­рованный, воздушный транспорт);

система трубопроводного транспорта (вода, канализационные стоки, газ, нефтепродукты и т.п.). линий связи и электропередач, кабельных сооружений и т.п.;

средства информационных связей (почта, телеграф, электронные средства связи и массовой коммуникации, радио, телевидение, кино и т.п.).

На основе построения балансов потребности и собственного производства по этим основным категориям потребляемых продуктов и условий жизнедеятельности государственных систем опреде­ляется дефицит, и соответственно устанавливаются характер и параметры отношений с внешней сре­дой, с другими государствами международного сообщества. Это можно сделать также на основе ана­лиза сложившихся международных отношений по экспорту-импорту продукции по данным структу­ры национального валового продукта в национальном балансе страны за последние несколько лет. На основе данных анализа осуществляется прогноз динамики внешней ситуации по основным категори­ям импортных поставок. Сложность проведения прогноза динамики внешней ситуации на уровне го­сударственных систем обусловлена, с одной стороны, неопределенностью стратегических направле­ний изменения экономической политики других государств, а с другой стороны, тем. что данные про­гноза должны быть еще раз уточнены по результатам разработки стратегических решений данного государства.[1]


Заключение

В заключение необходимо отметить еще одну особенность стратегического управления. Чрезвычайная сложность социальных организованных систем объективно требует использования системных показателей на всех этапах стратегического управления. Поэтому для выявления сущности и обеспечения понимания сложных явлений приходится постоянно использовать аналитические (расчлененные на элементы с системных позиций) показатели.

Как уже указывалось, обработка статистических материалов, и получение трендовых харак­теристик производится известными методами корреляционного или регрессионного анализа. В тех случаях, когда изменение объемных показателей того или иного рынка уменьшается ниже минимальных технологических потребностей организации, необходимо провести дополнитель­ные исследования по поиску новых рынков или рынков замещаемого продукта.

Степень влияния отдельных характеристик различных рынков внешнего окружения прояв­ляется по-разному в зависимости от размеров организации, ее отраслевой принадлежности и специ­фики деятельности, территориального расположения и т.п. Чтобы учитывать это при изучении мак­роокружения, необходимо установить, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компо­нент макроокружения, оказывают большее влияние на ее деятельность, т.е. выделить внешние факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для организации, а также те факторы, из­менение которых может открыть дополнительные возможности для производственных организаций.

После составления характеристик анализа и прогноза динамики внешней ситуации непо­средственного окружения на основании результатов прогноза динамики внешней ситуации макроок­ружения проводится корректировка трендовых характеристик, которые в дальнейшем и служат осно­ванием для установления целей социальных организованных систем и разработки вариантов страте­гических программ. При этом в большей степени учитывается влияние социально-экономической компоненты макроокружения.



Список литературы





1.     Соловьев В. С. Стратегическое управление: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2000. – 130 с.


[1] Соловьев В. С. Стратегическое управление: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2000. – 130 с.