Содержание





Введение. 3

1. Сущность и основные черты малого бизнеса. 5

2. Организационно-правовые формы предпринимательства. 10

2.1 Хозяйственное товарищество. 11

2.1.1 Полное товарищество. 12

2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 13

2.1.3 Достоинства и недостатки товариществ. 14

2.2 Хозяйственное общество. 16

2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью (ООО) 16

2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). 20

2.2.3 Закрытое акционерное общество (ЗАО) 20

2.3 Производственный кооператив (артель) 22

Заключение. 25

Список литературы.. 27


Введение

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение , с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Особое значение для малого предпринимательства, безусловно, имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. В рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для повышения уровня производства и его рентабельности.

Целью данной работы является рассмотрение основных организационно правовых форм малого предпринимательства в РФ.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Определить сущность малого бизнеса;

-       Рассмотреть основные организационно-правовые формы малого бизнеса;

1. Сущность и основные черты малого бизнеса

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является[1]:

-     численность персонала;

-     размер уставного капитала;

-     величина активов;

-     объем оборота (прибыли, дохода).

 В нашей стране, согласно принятому  Федеральному закону от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.), под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней[2]:

-     в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

-     в оптовой торговле  – 50;

-     в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;

-     в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

   Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Сложилось ошибочное мнение,  что малое предприятие - это не просто небольшое по численности  или  объему  продукции производство, но  и  совершенно  новая  структура,  особый вид предприятия, основанного на специальной  форме  собственности. На самом  деле  термин  малый бизнес определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и  организации  хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия,  общества с  ограниченной  ответственностью, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия,  и они могут быть малыми, если попадают под критерии малого предпринимательства.

Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия - численность работающих,  как  признаком  объема  хозяйственного оборота  (когда он будет установлен),  необходимо верно определить отраслевую  принадлежность  предприятия.

Переход к рыночной  экономике  потребует  изменения  всей экономической  инфраструктуры  страны  и в первую очередь осуществление ее демонополизации.  В стране сейчас 40 тыс. предприятий , а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс.  предприятий. Именно за счет малых предприятий  можно преобразовать социально-экономическую структуру общества,  осуществить плюрализм форм собственности,  преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм,  из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих). Несмотря на  трудности  в  борьбе  за выживание и остроту конкуренции между фирмами,  а также между  малыми  и  крупными предприятиями подобная  форма предпринимательства обладает определенными достоинствами:  это  гибкость   и   моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства,  быстро создавать  и  оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Для отдельных  граждан  преимущества  при  создании малых предприятий состоят в получении всех  тех  прав  в  сфере  хозяйственной деятельности,  которыми обладает любое предприятие – юридическое лицо.  Создав  предприятие  -  юридическое  лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество,  которым предприятие  будет  отвечать  по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той  поддержкой государства,  которая предусмотрена для малых предприятий.

К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых  они  образованы,  а  также создание специальных организаций,  специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.


2. Организационно-правовые формы малого предпринимательства

Согласно Гражданскому Кодексу в РФ существуют следующие организационно-правовые формы малых предприятий: хозяйственные товарищества, общества и производственные кооперативы[3].

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме закрытого акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Основные организационно-правовые формы малого предпринимательства согласно ГКРФ имеют следующую градацию[4].

 

















Рассмотрим каждую форму отдельно.

2.1 Хозяйственное товарищество

Товарищество (партнерство) – это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

  Товарищество как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства.

  Таким образом, хозяйственное товарищество – это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом.

  Товарищество может создаваться: 1) индивидуальными лицами; 2) индивидуальными лицами и коммерческими организациями; 3) коммерческими организациями. Существует полное товарищество и товарищество на вере. 

2.1.1 Полное товарищество.

С точки зрения правовых последствий полное товарищество относится к категории нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничения ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, именуемые полными товарищами, несут ответственность всем своим имуществом. Ответственность в таком случае носит субсидиарный характер.

Субсидиарная ответственность предполагает, что до предъявления требований к лицу, которое несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, кредитор должен предъявить требования к основному  должнику. При отказе последнего удовлетворить предъявленное требование или при неответе на такое требование кредитор вправе предъявить такое требование лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Таким образом, полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (субсидиарная ответственность).

В большинстве случаев полные товарищества образуются юридическими лицами (крупными предприятиями). Договор об их совместной деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве образования такого товарищества. В подобных случаях не требуются ни устав, ни даже регистрация товарищества. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации могут быть участниками только одного полного товарищества.

Договор (соглашение) о товариществе определяет полномочия каждого партнера, распределение прибыли, общую сумму капитала, вкладываемого партнерами, процедуру привлечения новых партнеров  и порядок перерегистрации товарищества в случае смерти кого-либо из партнеров или его выхода из товарищества. Юридически товарищество прекращает существование, если один из партнеров умирает или выходит из него; если в полном товариществе остается один участник, оно может быть ликвидировано или преобразовано[5].

Явным недостатком товариществ является то, что в них затруднен процесс принятия решений, поскольку наиболее важные из них должны приниматься большинством голосов. Для упрощения процедуры принятия решений товарищества устанавливают определенную иерархию, разделяя партнеров на две или более категорий по степени важности решения, которое может принять каждый партнер.

2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами, комплементариями), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.

  Складочный капитал товарищества формируется на основе вкладов (вносимых полными товарищами) и долей (вносимых вкладчиками).

  Граждане и коммерческие организации могут быть полными товарищами только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем на вере в коммандитном товариществе.

  Делами в коммандитном товариществе ведают, как правило, комплементарии; они руководят обществом и представляют его. Партнеры-вкладчики не участвуют в коммерческих операциях. Они, строго говоря, являются инвесторами общества.

  Многим хорошо известны из истории, научной и художественной литературы такие названия как «Джонсон, Джонсон и К°», «Иванов, сыновья и К°» и т.п. Это и есть коммандитные товарищества. В современных условиях форма коммандитного товарищества часто используется для финансирования предприятий, занимающихся операциями с недвижимостью.

Товарищества, таким образом, выступают в качестве достаточно рисковой формы объединения предпринимателей, но при определенных обстоятельствах предприниматель идет на использование такой формы кооперации с партнерами.

  Эта форма организации бизнеса имеет некоторые преимущества и недостатки.

2.1.3 Достоинства и недостатки товариществ

Достоинства товариществ[6].

1.     Легкость организации. Подобно индивидуальной частной фирме, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение (договор о товариществе), и, как правило, это не связано с обременительными бюрократическими процедурами.

2.     Больше финансовых ресурсов. Объединение в партнерстве нескольких участников позволяет расширить его финансовые ресурсы в сравнении с ресурсами индивидуального частного предприятия. Партнеры могут слить воедино свои денежные капиталы, и обычно их предприятие представляется банкирам менее рискованным.

3.     Совместное управление. Благодаря участию в бизнесе нескольких партнеров становится возможной более высокая степень специализации. С тщательно подобранными партнерами гораздо проще управлять повседневной деятельностью предприятия. Члены товарищества предоставляют друг другу время, свободное от занятия делами, а также обладают взаимодополняющими квалификациями и взглядами.

Недостатки товариществ[7].

1.     Неограниченная ответственность. Каждый полный товарищ (в обоих типах товарищества) отвечает за долги фирмы независимо от того, чьими действиями была вызвана эта задолженность. Фактически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия – не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера.

2.     Разногласия между членами. Если в управлении участвуют несколько человек, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах по стратегическим вопросам.

3.     Ограниченная жизнь. Продолжительность деятельности товарищества непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного из партнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, полное прекращение ее деятельности.

4.     Ограниченность финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы товариществ остаются ограниченными, хотя обычно и превосходят возможности индивидуальных частных фирм. Но у трех или четырех партнеров может также не хватить средств для успешного роста их предприятия.

5.     Сложность ликвидации. После того, как вы связали себя с товариществом, выйти из него не так просто. При закрытии фирмы вопрос о том, что и кому достанется и что будет дальше, зачастую очень трудно решить. Адвокатские фирмы на удивление часто сталкиваются с ошибками в договорах об образовании товарищества и приходят к заключению, что раздел осуществить сложно.

2.2 Хозяйственное общество

Хозяйственное общество – это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими или юридическими лицами путем внесения своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо). В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку. При этом осуществляется экспертная оценка стоимости  интеллектуального капитала и имущественных прав в денежной форме.

Существует следующие формы хозяйственных обществ[8]:

-     общество с ограниченной ответственностью (ООО);

-     общество с дополнительной ответственностью;

-     закрытое акционерное общество (ЗАО).

2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Согласно статье 87 ГКРФ, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников[9].

Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 Гражданского Кодекса, условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Высшим органом управления является собрание его участников. Исключительной компетенцией собрания является:

-     изменение устава;

-     изменение размера уставного капитала;

-     утверждение годовых отчетов и баланса, распределение прибылей и убытков;

-     образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;

-     решение о реорганизации или ликвидации общества;

-     избрание ревизионной комиссии;

ООО вправе преобразовываться в акционерное общество или производственный кооператив. Ликвидировано общество может быть только по единогласному решению его участников.

Участник общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или часть ее одному или нескольким участникам данного общества.

Доли в  уставном капитале переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если учредительными документами общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия участников общества.

Выход участника общества не требует согласия на это других его участников.

Общество с ограниченной ответственностью - это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на конкретные, заранее определенные доли участников, несущих ответственность, ограниченную этими долями.

В чем же достоинства общества с ограниченной ответственностью? Существенной особенностью ООО является возможность без особых проблем увеличить или уменьшить уставный капитал. В акционерном обществе это сопряжено с большими трудностями, а в полных товариществах достижимо только при единогласии. Однако закон, страхуя кредиторов, устанавливает обязанность в случае уменьшения уставного капитала уведомить об этом всех своих кредиторов. Последние в этом случае вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

В ООО выход участника из общества происходит гораздо сложней. Поскольку в нем личностный элемент, хотя и незначительно, но все же присутствует, другим участникам бывает отнюдь не безразлично, кто вместо выбывающего вольется в коллектив участников. Вот почему при выходе участника из ООО другие участники имеют преимущественное право покупки его доли по цене предложения третьему лицу (кстати, в закрытом акционерном обществе преимущественное право покупки акций другими акционерами также предусмотрено).

Акционерные общества могут быть двух видов: открытые и закрытые. Во-первых, при создании используется система подписки на акции, свободной и доступной всем желающим. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на акции или иным образом предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров в ЗАО не может быть больше 50, так же как и участников в ООО.

Что касается процесса регистрации акционерных обществ, то, в отличие от регистрации ООО, он дополняется еще одним обязательным этапом. Так АО обязано после государственной регистрации его как юридического лица, зарегистрировать и эмиссию акций, которые распределяются среди учредителей на момент создания. Регистрация эмиссии акций производится Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и занимает порядка одного месяца При этом все последующие выпуски акций также необходимо регистрировать в ФКЦБ.

По сравнению с ООО, у акционерного общества есть следующее преимущество: его нельзя превратить в "растащиловку". Выходя из него акционер не забирает часть стоимости имущества общества, пропорционально его доли в УК общества (как в ООО), а всего лишь продает свою акцию (акции). Понятно, что стоимость акции определяется ее рыночной ценой.

 

2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителя (учредителей), а не только на его вклад в уставный капитал. Кроме того, при наличии двух или более учредителей такого общества в действие вступает положение о солидарном несении ответственности. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.

2.2.3 Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Закрытое акционерное общество – это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции и они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.

 Потенциальный покупатель не может просто дать поручение своему брокеру приобрести определенное количество акций. Первоначально акции такой компании распределяются в частном порядке, и акционеры могут распоряжаться ими только с согласия компании. Это ограничение в области финансов является главным фактором, определяющим размер компаний, которые, как правило, бывают мелкими и средними.

Число членов ЗАО не может превышать 50 (при превышении этого числа акционеров общество должно трансформироваться в открытое акционерное общество путем перерегистрации).

Закрытая акционерная компания по закону не обязана обнародовать информацию о себе в таком объеме, как это требуется от ОАО; тем не менее, она обязана представлять ежегодный отчет Регистрационному бюро компаний, который открыт для ознакомления любому члену общества.

В данный момент большинство мелких и средних предприятий в России являются закрытыми акционерными обществами, что делает эту форму бизнеса наиболее популярной.

Сравнительный анализ ООО и ЗАО

Объект сравнения

Общество с Ограниченной Ответственностью

Закрытое Акционерное Общество

Создание общества и его учредительные документы

Учредительными документами являются устав и учредительный договор. В обществе с одним участником единственным учредительным документом является устав.

Устав - единственный учредительный документ, но учредители должны заключить договор о создании общества, который действует до момента государственной регистрации общества. При учреждении общества необходимо также зарегистрировать эмиссию акций (дополнительно 1 месяц).

Содержание сведений об учредителях в учредительных документах

В уставе должны содержаться сведения об учредителях. При смене участников общества, либо, например, изменении их паспортных данных необходима перерегистрация общества.

В обществе, где более 1 акционера устав может быть обезличенным. Смена акционеров, либо их паспортных данных фиксируется в реестре акционеров и перерегистрировать АО не придется.

Уставный капитал

Состоит из долей участников. Может быть оплачен как деньгами, так и имуществом.

Состоит из акций, распределяемых среди учредителей по фиксированной цене при учреждении общества. Может быть оплачен как деньгами, так и имуществом.

Увеличение уставного капитала

Регистрируются только изменения в учредительных документах. сумма, на которую происходит увеличение уставного капитала налогообложению не подлежит.

Регистрируется эмиссия акций в ФКЦБ, а затем вносятся изменения в устав. С суммы дополнительно выпущенных акций уплачивается налог на операции с ценными бумагами.

Институт вклада в имущество общества

Основное общество может передать дочернему обществу денежные средства и иное имущество в качестве вклада в имущество без обложения налогами у той и другой стороны.

Институт вклада в имущество общества не предусмотрен.

Выход из общества

Выходящий участник вправе получить часть имущества, пропорциональную его доле в уставном капитале.

Выходящий акционер может только продать акции.

Управление в обществе

Двухуровневая структура: общее собрание и генеральный директор. Возможно создание наблюдательного совета (промежуточного уровня)

Трехуровневая структура: общее собрание, совет директоров и генеральный директор, но можно и передать полномочия совета директоров общему собранию.

Порядок принятия решений общим собранием

Каждый участник имеет число голосов пропорциональное его вкладу в уставный капитал.

1 голос - 1 акция. владельцы привелигированных акций не имеют права голоса, если иное не предусмотрено уставом общества.

Компетенция совета директоров

Ограничена Законом об ООО.

Может быть расширена по сравнению с установленной Законом об АО.

Ограничения на сделки, совершаемые генеральным директором

Законом установлены ограничения лишь на совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Установить дополнительные ограничения проблематично

В случае наличия совета директоров возможно установить дополнительные ограничения на сделки, совершаемые генеральным директором


2.3 Производственный кооператив (артель)

Производственный кооператив (артель)– это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной деятельности. Это организация, собственниками которой являются потребители-члены, платящие ежегодные членские взносы и участвующие в прибылях.

В современной деловой практике кооперативы по обороту занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. В России кооперативы получили распространение прежде всего в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области. Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Типичным примером могут служить дачные и жилищные кооперативы.

Собственность такого кооператива (артели) складывается  из паев (пай – долевая собственность).

  Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.

  Производственные кооперативы создаются для совместного производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, оказанию услуг.

  Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

  Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Компетенцией общего собрания является:

-     изменение устава

-     образование и прекращение деятельности наблюдательного совета

-     прием и исключение членов кооператива

-     утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков

-     решение о реорганизации и ликвидации кооператива

Если членов кооператива больше 50, то может быть создан наблюдательный совет.

Исполнительными органами кооператива являются: правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее правление и подотчетны наблюдательному совету. Членом наблюдательного совета, правления и председателем кооператива могут быть только члены кооператива.

Производственный кооператив может быть ликвидирован или преобразован в хозяйственное товарищество и общество по единогласному решению его членов.

Наилучшим примером таких кооперативов являются сельскохозяйственные кооперативы. Первоначально фермеры объединились для того, чтобы получать более выгодные цены за свою продукцию. Со временем кооперативы расширились и сейчас также покупают и продают удобрения, сельскохозяйственные машины, семена и прочие товары, необходимые на ферме. Это превратилось в многомиллиардную индустрию. Кооперативы сейчас владеют многими заводами. Кооперативы не платят таких налогов, как корпорации, и поэтому имеют преимущества на рынке.

Систематизация кооперативов по роду деятельности представлена на рисунке.

         Виды производственных кооперативов в Российской Федерации.[10]

                                                                                                                                                        








                                                                                                         



Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основные организационно-правовые формы малого бизнеса в Российской Федерации.

Были достигнуты следующие задачи:

-     Рассмотрена сущность малого бизнеса;

-     Изучено понятие организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

-     Проанализированы основные организационные формы предприятий малого бизнеса в РФ.

Согласно Гражданскому Кодексу в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества, общества и производственные кооперативы.

-     Рассмотрены критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Знание организационно-правовых форм малого бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы экономических отношений. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

Как показывает практика, наиболее популярными и часто используемыми являются ООО, ЗАО, а также хозяйственные товарищества. Их доля в общем числе зарегистрированных коммерческих юридических лиц является самой большой. Они могут быть использованы и для деятельности мелких и семейных предприятий и для крупных международных организаций.

 Взятый в последние годы Правительством РФ и лично Президентом РФ курс на повсеместную поддержку и развитие малого и среднего бизнеса в стране заставляет более внимательно относится к проблемам ООО и ЗАО, которые в большей степени и используются для ведения такого бизнеса.

 Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе, необходимо отметить, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.


Список литературы

1.   Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997.

2.   Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М.: Инфра-М,1999.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Справочная система Гарант.

4.     Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М.: Наука, 1996.

5.     Курс экономической теории. /  Под ред. Сидоровича А. В. – М.: Наука, 1997.

6.     Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2001.

7.     Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

8.     Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. - М., 1995.

9.     Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001.

10.           Осинова Л.В. , Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М. «Банки и биржи» 2001.

11.           Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002.

12.           Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. М.; 2000.

13.           Панкратов Ф.Г. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для ВУЗов.- М. - ИВЦ «Маркетинг».  1994.

14.           Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник. М.; Информ-центр. 1996.

15.           Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность Журнал «Вопросы экономики» - №11, 2000.

16.           Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М. Инфра-М, 2002.

17.  Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.

18.           Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998.

19.           Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2000.

20.           Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2000.

21.           Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаева И. П. М: Проспект, 1999.

22.           Эсмаков В.В. Экономика торгового предприятия. – М.: Инфра-М, 2001.








                        





[1] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997. – с. 51.

[2] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 113.

[3] Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М,1999. – с. 39.

[4] Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М,1999. – с. 51.

[5] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 63.

[6] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 65.

[7] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 66.

[8] Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998. – с. 29.

[9] Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Справочная система Гарант. – с.  88.

[10] Курс экономической теории. /  под ред. Сидоровича А. В. – М.: Наука, 1997. – с. 147.