Содержание

Введение. 3

1.Теоретические аспекты уплаты налогов бюджетными организациями. 5

1.1.Основные положения уплаты налогов бюджетными организациями. 5

1.2.Общие правила исполнения обязанности по уплате бюджетных организаций  7

2.Практическое применение уплаты налогов   в Новосибирский техникум механизации сельского хозяйства. 12

2.1.Характеристика организации. 12

2.2.Уплата налогов  Новосибирским техникумом механизации сельского хозяйства  18

Заключение. 28

Список литературы.. 30

 

Введение

Осуществляемые в России переход экономические  потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства Российской Федерации, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.

В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.

Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Налоговый  учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель.

Целью дипломной работы является изучение учета налоговых платежей и налоговой отчетности в бюджетных организациях на примере Новосибирского  техникума механизации сельского хозяйства.


1.                    Теоретические аспекты уплаты налогов бюджетными организациями

1.1.            Основные положения уплаты налогов бюджетными организациями

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с бюджетных организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах, являются – бюджетные организации.

Бюджетные организации имеют право:

-                       получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах, законодательстве о налогах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

-                       получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах;

-                       использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах;

-                       получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

-                       на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

-                       представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

-                       представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

-                       присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

-                       получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

-                       требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах при совершении ими действий в отношении бюджетных организаций;

-                       не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому  Кодексу или иным федеральным законам;

-                       обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

-                       требовать соблюдения налоговой тайны;

-                       требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Бюджетные организации обязаны:

-                       уплачивать законно установленные налоги;

-                       вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

-                       представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

-                       представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

-                       выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

-                       предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

-                       в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

-                       нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах.

Налогоплательщики  – бюджетные организации так же  обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.[1]


1.2.  Общие правила исполнения обязанности по уплате бюджетных организаций

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у бюджетной организации законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового.

Под имуществом в Налоговом Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Товаром для целей Налогового Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей бюджетных организаций

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг бюджетной организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй Налогового  Кодекса.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества бюджетной организации ее правопреемнику (правопреемникам);

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества бюджетным организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на бюджетные организации с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Исполнение обязанности по уплате налога

Бюджетная организация обязана самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах. Бюджетная организация вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом бюджетной организации требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах бюджетной организации в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества бюджетной организации в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового Кодекса.

Взыскание налога с бюджетной организации производится в бесспорном порядке.

Взыскание налога с бюджетных организаций не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

2. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете бюджетной организации, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва бюджетной организацией или возврата банком бюджетной организации платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также, если на момент предъявления бюджетной организацией в банк поручения на уплату налога эта бюджетная организация имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Налогового Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым Кодексом на налогового агента, то обязанность бюджетной организации по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога.

 3. Обязанность по уплате налога бюджетной организацией исполняется в валюте Российской Федерации.

4. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Льготами по налогам  признаются предоставляемые бюджетным организациям предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими бюджетными организациями, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Бюджетная организация вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление бюджетной организации о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме.

Налоговая декларация представляется каждой бюджетной организацией по каждому налогу, подлежащему уплате этой бюджетной организацией.

Налоговая декларация может быть представлена бюджетной организацией  в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.[2]


2.                Практическое применение уплаты налогов   в Новосибирский техникум механизации сельского хозяйства

2.1.  Характеристика организации

Основная деятельность бюджетных организаций полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств на основе бюджетной сметы доходов и расходов.

Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами (п. 2.12 Инструкции Госналогслужбы РФ № 37). Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ указанные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

При исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений и организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности (п. 2.12 Инструкции № 37).

Порядок исчисления налогооблагаемой прибыли для этих учреждений изложен в Письме Минфина РФ № 100 и Госналогслужбы РФ № ВГ-6-01/385 от 28 октября 1992 г. «Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы».

Бюджетные учреждения учет доходов, расходов, суммы превышения доходов над расходами (прибыли) производят в соответствии со следующими документами:

— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

— Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на их содержание, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

Эти организации, помимо бюджетных ассигнований, могут получать средства от предпринимательской деятельности, которые остаются в их распоряжении и могут расходоваться на определенные цели, не финансируемые из бюджета.

Организации бюджета, не перешедшие на новые условия хозяйствования, ведут учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности отдельно от их основной деятельности. Финансирование из бюджета таких организаций производится согласно утвержденной вышестоящей организацией смете в разрезе статей бюджетной классификации по кодам этих статей. Отчет об использовании выделенных бюджетных средств представляется в каждом квартале и по году в целом согласно форме 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации».

В этой форме организации показывают:

— годовые назначения в соответствии с утвержденной сметой;

—                   квартальные сметные назначения нарастающим итогом, утвержденные вышестоящим учреждением, с учетом всех текущих изменений в смете, оформленных в установленном порядке;

— кассовые расходы, то есть суммы, выбранные с бюджетных текущих счетов в банке по чекам, платежным поручениям и другим документам, за вычетом сумм, внесенных в банк, на восстановление кассовых расходов;

— фактические расходы по исполнению сметы по всем статьям бюджетной классификации.

В форме 2 показываются только те статьи расходов, финансирование которых заложено в смете.

Естественно, что кассовый (а, следовательно, и фактический) расход показывается по статьям, не только заложенным в смету, но и профинансированным из бюджета.

Если бюджетная организация не имеет дополнительных источников дохода, а из бюджета поступает финансирование только на заработную плату, организация автоматически становится некредитоспособной.

Если же бюджетная организация имеет доходы от предпринимательской деятельности, у нее есть возможность расплатиться за коммунальные услуги, приобрести расходные материалы, предметы снабжения и т. д, за счет поступлений от платных услуг.

По использованию внебюджетных средств (спецсредства; средства, получаемые от платных услуг; доходы, получаемые от внереализационных операций) составляется отчет по форме 4 «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам», в котором показываются доходы и фактические расходы за счет всех видов внебюджетных источников.

При заполнении формы 4 следует обратить внимание на то, что в разделе «Расходы» представлены расходы не по всем кодам статей расходов экономической классификации.

Заметим, что расходы, не профинансированные за счет средств соответствующего бюджета, учтенные в смете расходов бюджетной организации, могут быть отнесены на расходы за счет предпринимательской деятельности, утвержденной в установленном порядке по подразделениям бюджетной классификации РФ. Иначе говоря, затраты, произведенные на содержание организации за счет полученных от оказания платных услуг средств, из-за недофинансирования из бюджета по данным статьям должны быть отнесены на фактические расходы за счет предпринимательской деятельности. При этом смета доходов и расходов по внебюджетным поступлениям должна быть скорректирована по данным статьям.

Кроме того, подлежат налогообложению доходы от реализации основных средств и иного имущества, доходы от внереализационных операций (доходы от сдачи имущества в аренду, вложения свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета и других операций), уменьшенные на сумму расходов по этим операциям (Письмо Госналогслужбы и Минфина РФ в редакции от 9 сентября 1993 г. № 108/НП-4-01/139н).[3]

При раскрытии темы данной работы, с целью получения практических навыков по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях был изучен ряд документов Новосибирский техникум механизации сельского хозяйства, который был организован 30 декабря 1970. Учредителем Новосибирского техникума механизации сельского хозяйства (НТМСХ) является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ в лице управления средних  специальных учебных заведений. Новосибирский техникум механизации сельского хозяйства находится в федеральной собственности.

Управление техникумом осуществляется на основе  Закона РФ «Об образовании», сочетая централизованное руководство и самоуправление коллектива учебного заведения.

Руководство деятельностью техникума осуществляется директором, который назначается на условиях контракта приказом УССУЗ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Директор назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, преподавателей и других работников

Техникум осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, выполнение других видов работ на основе разрабатываемых и утверждаемых им планов экономического и социального развития.

Хозяйственная деятельность техникума предусматривает сочетание бюджетного финансирования с выполнением работ по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями.

Техникум вправе заниматься коммерческой деятельностью, с ведением раздельного бухгалтерского учета. Техникум организует платные подготовительные курсы для абитуриентов, сдает в аренду здания по заключенным договорам с коммерческими предприятиями, оказывает автоуслуги учреждениям и организациям, а также населению.

В организациях применяются единая типовая классификация основных средств, в соответствии, с которой основные средства группируют по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.

В бухгалтерском учете и отчетности основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

Изготовленных в самой организации, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц, исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установки;

Полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа – по рыночной стоимости на дату оприходования.

Отчисления на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование и в фонд занятости населения производят от сумм оплаты труда не только работников, занятых основной деятельностью, но и работников непроизводственной сферы. 

Из начисленной заработной платы работникам организации, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и по совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы : обязательные и удержания по инициативе организации.

Обязательными удержаниями являются подоходный налог, удержания в Пенсионный фонд РФ, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.

По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником, ранее выданные аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата, за содержание ребенка в дошкольных учреждениях, за товары купленные в кредит, перечисления в филиалы Сберегательного банка.

Подоходный налог взимается с дохода работников свыше установленного минимума заработной платы по установленным ставкам, размеры которых зависят от суммы дохода.

В законе РФ «О подоходном налоге с физических лиц» определен порядок взимания подоходного налога с совокупного дохода, облагаемого налогом; определены группы граждан, получивших право на снижение  налогооблагаемого дохода в пяти-, трех- и однократном размере ММОТ; льготы предоставляемые при налогообложении совокупного дохода граждан:

-                       на суммы, удержанные в пенсионный фонд;

-                       на суммы, направленные на новое строительство или приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи в пределах 5000-кратного размера установленной МОТ, но не более чем в течение 3-х лет;

-                       на суммы расходов на содержание детей;

На каждого ребенка в возрасте до 18 лет;

На студентов и учащихся дневной формы обучения в возрасте до 24 лет;

На каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода и др.

В соответствии с Федеральным законом РФ  организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда.[4]


2.2. Уплата налогов  Новосибирским техникумом механизации сельского хозяйства

НТМСХ, имеет доходы от предпринимательской деятельности.

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению  целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим и

НТМСХ осуществляет свою деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов.

НТМСХ ведет бухгалтерский учет исполнения смет расходов (доходов и расходов) по плану счетов, утвержденному Министер­ством финансов Российской Федерации для бюджетных организаций.

НТМСХ составляют сметы доходов и расходов в порядке, установленном Минфином России, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие с 1 янва­ря 1998 года Приказами по Министерству финансов Российской Федерации от 6 января 1998 года № 1н и 3 июня 1998 года № 22н. Исполнение смет доходов и расходов НТМСХ как за счет средств бюджета, так и от предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Рос­сийской Федерации, бюджетной классификации Российской Федерации, далее - бюджетная классификация.

Доходы НТМСХ получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской.

НТМСХ  исчисляет налог с суммы превышения доходов над расходами и общеустановленном порядке.

Плательщиком  налога на прибыль являются НТМСХ, получающий  доходы от предпринимательской.


Объект обложения налогом и порядка

Налогооблагаемая база НТМСХ, кроме ранее пере­веденных на новые условия хозяйствования, определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации выполненных работ, услуг без налога на добавленную стоимость и акцизов и фактическими расходами, включенными в перечень расходов бюджетной классификации.

В целях налогообложения НТМСХ учет доходов и расходов от предпринима­тельской деятельности ведется раздельно по каждому виду предпринимательской деятельности, а также от их основной деятельности, финансируемой за счет бюджетов всех уровней.

Учет операций по исчислению доходов от предпринимательской НТМСХ деятельности ведется в накопительной ведомости ф. 409.

Аналитический учет доходов НТМСХ по внебюджетным средствам ведется по каждому виду деятельности.

Расходование внебюджетных средств осуществляется согласно утвержденным и установленном порядке сметам доходов и расходов по внебюд­жетным средствам с соблюдением такого же порядка, который уста нов лен в отношении бюджетных средств.

Аналитический учет расходов НТМСХ ведется по видам внебюджетных средств и статьям бюджетной классификации в книге учета внебюджетных средств.

Распределение коммунальных расходов, услуг связи, а также транспор­тных расходов по перевозке административно-управленческого персонала на бюджетную и предпринимательскую деятельность производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности НТМСХ в общей сумме средств (включая бюджетные).

НТМСХ имеет смету доходов и расходов по спе­циальным средствам, утвержденную в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР от 12 июня 1981 года № 120 «О порядке пла­нирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчет­ности по ним», уплачивают налог на прибыль с получаемой от такой дея­тельности суммы превышения доходов над расходами в размерах, уста­новленных Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль пред­приятий и организаций».

НТМСХ, финансируется за счет бюджетов субъек­тов Российской Федерации и местных бюджетов, ранее переведен на новые условия хозяйствования и получает доходы от предпринима­тельской деятельности, аналитический учет средств, полученных из раз­личных источников (поступления из бюджета; поступления за выполнен­ные работы и оказанные услуги), и других поступлений.

Фактические расходы НТМСХ  ведутся по показателям бюджетной классификации в целом за счет всех источников поступления. Фактический расход средств, полученных от предпринимательской деятельности НТМСХ, определяется пропорционально сум­ме поступлений от этой деятельности за отчетный период согласно дан­ным учета в многографной карточке ф. 283.

В январе  -  октябре на расчетный счет НТМСХ поступило: средств от предпринимательской деятельности— 110 тыс. руб. (за мину­сом налога на добавленную стоимость);

целевых отчислений на содержание учреждения — 35 тыс. руб.; бюджетных средств — 380 тыс. руб.

Всего поступило на расчетный счет 525 тыс. руб., из которых средства предпринимательской деятельности составляют 22,4 процента.

110 * 100 / 525 – 35 = 22,4%

Фактический расход средств за этот период за счет всех источников соста­вил 485 тыс. руб.,

в том числе целевых отчислений — 35 тыс. руб.,

со-

доля средств, полученных от предпринимательской деятельности, соста­вила 22,4%,

сумма фактического расхода от предпринимательской деятельности ставила 10,8 тыс. руб.

(485 - 35) * 22,4 = 10,8 тыс. руб.

Превышение доходов над расходами от предпринимательской деятельно­сти составило 9,2 тыс. руб.

110тыс. руб. -  10,8тыс. руб.  =  9,2тыс. руб.

При определении удельного веса доходов, полученных от предпри­нимательской деятельности НТМСХ, в общем, объеме поступлений не учитыва­ются целевые, а также внереализационные доходы (доходы, получен­ные и виде банковских процентов по средствам, находящимся на рас­четном, депозитном счетах; доходы, полученные от совместной деятель­ности; доходы, полученные от сдачи имущества в аренду; курсовые раз­ницы и др.).

При этом следует иметь в виду, что при расчете расходов, относящихся к предпринимательской деятельности, из обшей суммы расходов, наряду с целевыми отчислениями, исключаются расходы, не связанные с извле­чением доходов от предпринимательской деятельности (финансовые сан­кции по актам документальных проверок, расходы по приобретению квар­тир для работников и другие расходы).

В целях налогообложения НТМСХ, финансируе­мый за счет средств федерального бюджета, ранее переведенные на новые условия хозяйствования и получающие доходы от предпринимательской деятельности, ведут учет доходов и расходов от предпринимательской де­ятельности раздельно от бюджетных средств.

Для расчета налогооблагаемой прибыли НТМСХ (превышения доходов над расходами) распределение фактических расходов (коммунальных, услуг связи, транспортных расходов по перевозке административно-управлен­ческого персонала) между бюджетной и предпринимательской деятель­ностью производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности в обшей сумме средств (включая бюджетные).

При налогообложении НТМСХ, занимающегося предпринимательской деятельностью, при определении превышения доходов над расходами недофинансирование из бюджета не учитывается.

Средства, полученные НТМСХ в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежат отнесению в налогооблагаемую базу при наступлении отчетного периода, к которому он относится.

Произведенные расходы отражаются на субсчете 210 «Расходы к рас­пределению», при налогообложении расходы принимаются в сумме, от­носящейся к определенному отчетному периоду, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Другие доходы бюджетных организаций, облагаемые налогом

Подлежат налогообложению суммы превышения доходов над расходами:

от реализации основных средств НТМСХ и иного имущества.

При определении дохода от реализации основных средств и иного иму­щества для целей налогообложения НТМСХ учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих средств и имущества с учетом их переоценки, проводимой на основа­нии постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции в порядке, установленном Правительством Российс­кой Федерации, за вычетом расходов, связанных с реализацией;

доходы от внереализационных операций (от сдачи имущества в аренду и субаренду, доходы от вложения свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета, других операций и курсовые разницы).

При поступлении валюты за выполненные работы и услуги дебетуется субсчет 118 «Валютный счет» и кредитуются субсчета 238, 270, 249, 246, 178,240,241,272,400;

доходы от операций, связанных с размещением денежных средств (бюджетных и внебюджетных) на текущих счетах в кредитных органи­зациях;

другие доходы от операций, непосредственно не связанных с произ­водством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, уменьшенные на сум­мы расходов по этим операциям.

НТМСХ, осуществляет реализацию работ по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяют пункт 5 статьи 2 Закона Российском Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприя­тий и организаций» (с изменениями и дополнениями).

Доходы,  не  уплачиваемые при налогообложении

В составе доходов и расходов НТМСХ  не учиты­ваются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на со­ держание НТМСХ, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств;

членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады учас­тников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

К целевым средствам НТМСХ  также относятся: гран­ты, получаемые от иностранных благотворительных организаций для осу­ществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности; средства, полученные из фондов обязательного медицинского страхова­ния; суммы экономии по смете расходов по бюджету, перечисленные по результатам года на текущие внебюджетные счета. Ведение учета доходов и расходов указанных средств производится раздельно.

Курсовые разницы, образовавшиеся по валютным счетам » связи с из­менением курса рубля по отношению к иностранным валютам, возника­ющие при получении НТМСХ  иностранной валюты в качестве целевых и благотворительных взносов, не учитываются при определении сумм превышения доходов над расходами по предпринима­тельской деятельности и других доходов.

Сумма положительной курсовой разницы (при получении НТМСХ  валюты в качестве целевых ассигнований из бюджета) по остаткам на валютном счете отражается по дебету субсчета 118 «Валют­ный счет» и кредиту субсчетов 230 «Финансирование из бюджета на рас­ходы учреждения и другие мероприятия», 140 «Расчеты по финансирова­нию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия», а отрица­тельной курсовой разницы — но этим субсчетам путем сторнирования.

Сумма положительной курсовой разницы (при получении валюты в качестве целевых и благотворительных взносов из других источников) по остаткам на валютном счете отражается по дебету субсчета 118 «Ва­лютный счет» и кредиту соответствующих субсчетов (249, 246, 241, 238, 272 и др.), а отрицательной курсовой разницы — по этим субсчетам пу­тем сторнирования.

В платежных поручениях НТМСХ  должно быть четко определено целевое на­значение валюты.

При использовании средств (валюты), выделенных в качестве целевых и благотворительных взносов, не по назначению сумма указанных средств с учетом курсовой разницы подлежит налогообложению в общеустанов­ленном порядке.

При исчислении налогооблагаемой прибыли НТМСХ  (суммы превышения до­ходов над расходами) бюджетных организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных фондов, оборудования и иного иму­щества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.

Льготы по налогам

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль НТМСХ (превы­шение доходов над расходами) при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли (превышения доходов над расходами), остаю­щейся в распоряжении НТМСХ, уменьшается на суммы, направленные:

а) НТМСХ в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ и получившими лицензии в уста­новленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

Если за отчетный период (квартал, год) образовалась сумма превыше­ния доходов над расходами, то налог на прибыль с этой суммы уплачива­ется в общеустановленном порядке. Средства, полученные от предприни­мательской деятельности, включая платные услуги за образование, не ре­инвестированные в образовательный процесс и оставшиеся на отчетную дату на текущих или расчетных счетах, и размещенные на депозитных сче­тах в банках (с учетом процентов), также подлежат налогообложению в общеустановленном порядке;

б) затрат НТМСХ на развитие социальной и коммунально-бы­товой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы, обеспечение предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно-исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и лично го состава;

в) НТМСХ на финансиро­вание жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Эта льгота предоставляется НТМСХ, осуществившим жилищное строительство.

При предоставлении указанной льготы принимаются фактически про­изведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств.

При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с мо­мента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых НТМСХ были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая при­быль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам, не завершенным строи­тельством, в пределах сумм предоставленной льготы.

Порядок и сроки уплаты налогов

НТМСХ освобождены от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года НТМСХ самостоятельно исчисляет сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной им прибыли (превышения доходов над расходами), подлежащей налогообложению с учетом пре­ доставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

Сумма налога на прибыль, исчисленная самими НТМСХ, исхо­дя из фактически полученной прибыли (превышения доходов над расхода­ми) вносится ими в доход бюджета согласно квартальным расчетам в пяти­дневный срок со дня, установленного для представления отчетности .

Порядок представления отчетности в налоговые органы

НТМСХ, получающий  доходы от предприниматель­ской деятельности, а также другие доходы и зарегистрированные в нало­говом органе как плательщики налога на прибыль, по окончании года не позднее 15 марта и за квартал не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения отчеты.

Таблица. Исходные данные баланса на 1 января 2004



Кроме того, НТМСХ в эти же сроки представляет в налоговый орган по месту своего нахождения по окончании отчетного периода (квартала, года)

Отчетность о прибылях и убытках составляется на основании данных аналитического учета, а также с использованием данных отчетности: по форме «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов НТМСХ.

Бухгалтерская отчетность об исполнении сметы доходов и расходов НТМСХ в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федераль­ного закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 77 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российс­кой Федерации от 26 декабря 1994года № 170, представляется вышесто­ящему органу в установленные им сроки. Налоговым органам бухгалтерская отчетность об исполнении сметы доходов и расходов бюджетными организациями не представляется.[5]








Заключение

За последние годы улучшились методология и организация налоговых  выплат. Изданы новые нормативные документы, регламентирующие постановку налоговых выплат в различных отраслях и ведомствах. Основные направления совершенствования организации налоговых выплат определены с учетом перехода к рыночной экономике.

Важным является приведение отечественной практики учета в сопоставимость с практикой западных  стран, для чего необходимо совершенствовать б учет, внедрять прогрессивные формы и методы учета.

Для обеспечения раздельных выплат операций по бюджетным и внебюджетным средствам бюджетным предприятиям и организациям рекомендовано при необходимости присвоить отличительный признак в виде номера каждому субсчету Плана счетов бухучета.

Вполне очевидно, что в результате этого возрастет трудоемкость ведения налогового контроля, особенно на первых порах. Но именно этот механизм позволит эффективно разделить имущество, переданное в управление НТМСХ, и имущество, самостоятельно заработанное НТМСХ  и не подлежащее изъятию.

Если ранее доходы от сдачи в аренду государственного имущества, взимание дополнительной оплаты за обучение, оказание консультационных услуг учреждениями образования и  другими бюджетными организациями считались выручкой от предпринимательской деятельности, то с введением с 1 января 2000 года Инструкции №107 эти доходы рассматриваются как дополнительный источник бюджетного финансирования.

Никаких налогов с получаемого дохода как дополнительного источника бюджетного финансирования учреждение – получатель средств не исчисляет и не уплачивает.

Чтобы усовершенствовать организацию налоговых выплат НТМСХ, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средством автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейших технических средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций. Созданные средства вычислительной техники и разработанные специальные методики регистрации первичной информации позволяют осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного документа. Использование для автоматизации учетных работ ЭВМ обусловило необходимость внедрения автоматизированной формы учета, отвечающей эксплуатационным возможностям современной вычислительной техники и учитывающей новую технологию.

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Важную роль в условиях нового порядка ведения налоговых выплат НТМСХ играет оперативный учет прямых расходов по бюджетной и предпринимательской деятельности. Это требует внедрения более действенных форм учета и контроля за распределением расходов.

Радикальной перестройки требует стандартизированная система отчетности. Желательно скоординировать отчетность таким образом, чтобы единообразие налоговых  отчетов извне сочеталось с их гибкостью в рамках НТМСХ, применением более совершенных показателей, дифференцированных с учетом специфики отрасли, исключением из соответствующих форм показателей, не требующихся для управления, использованием средств механизации и т.д.


Список литературы



1.  Белов А. Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы.  - М.: Финансы и статистика, 2003 . – 358 с.

2.  Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: ПРИОР, 2001. –240с.

3.  Бюджетные  организации: /План счетов. Корреспонденция субсчетов. -  М.: ПРИОР, 2000. –144с.

4.       Голубева М.А. Особенности учета имущества в бюджетных организациях// Главбух.-2002.-№12.-С.-22-28.

5.   Гражданский кодекс РФ. Часть I и II.  - М.: Проспект, 2003 . – 586 с.

6.                     Жоромская М.М., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях - . М.: Книжный мир, 2001. -  390 с.

7.       Земляченко С.В. Исчисление налога на прибыль бюджетными организациями// Главбух.-1999.-№11.-С.25-34.

8.        Земляченко С.В. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях// Главбух.-2000.-№5.-С.41-55.

9.   «Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях» от 30 декабря 1999 г. в редакции приказа Минфина РФ от 10.07.2000г. №65н

10.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: ИНФРА –М, 2003. – 475 с.

11.  Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: Проспект, 2001. – 224с.

12.  Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая N 146-ФЗ от 31.07.1998 г. (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 28 декабря 2001 года No 180-ФЗ, от 29 декабря 2001 года No 190-ФЗ, от 30 декабря 2001 года No 196-ФЗ).

13.                Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”. ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства РФ от 6 июля 202. №43-Н.








[1] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая N 146-ФЗ от 31.07.1998 г.

[2] Белов А. Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы.  - М.: Финансы и статистика, 2003 . – 358 с.


[3]  «Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях» от 30 декабря 1999 г. в редакции приказа Минфина РФ от 10.07.2000г. №65н


[4] Жоромская М.М., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях - . М.: Книжный мир, 2001. -  390 с.


Голубева М.А. Особенности учета имущества в бюджетных организациях// Главбух.-2002.-№12.-С.-22-28.