Содержание

1. Анализ объема и динамики выручки от продаж организации торговли. 3

2. Анализ динамики, состава и структуры расходов организации торговли. 6

Задача. 10

Список литературы.. 11


1. Анализ объема и динамики выручки от продаж организации торговли

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

Возможны два варианта методики факторного анализа реализа­ции продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:[1]

ГПн + ТП = РП + ГПк,

Отсюда: РП = ГПн + ТП – ГПк,

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн +ТП+ ОТн = РП + ОТк + ГПк.

Отсюда: РП = ГПн +ТП+ ОТн - ОТк - ГПк,

где ГПн, ГПк — соответственно остатки готовой продукции на складах

на начало и конец периода;

ТП — стоимость выпуска продукции;

РП — объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец

периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показа­телей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл.1).

Таблица 1 Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

Стоимость продукции в базовых ценах, тыс руб.

T0

T1

+, —

1. Остаток готовой продукции на начало года

2. Выпуск товарной продукции

3. Остаток готовой продукции на конец года

4. Отгрузка продукции за год (п.1 + п.2 — п.З)

5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:

5.1. на начало года

5.2. на конец года

6. Реализация продукции (п.4 + п.5.1 — п.5.2)

2000

96 000

2200

95 800


4450

5000

95 250

2200

100800

3345

99255


5000

7655

96 600

+200

 +4800

 +1145

 +3455


+550

 +2655

+ 1350


Из таблицы видно, что объем реализации продукции, вырос за счет увеличения сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.[2]

Уровень оплаты отгруженной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями и фактическую выручку предприятия.

Копл

=

Продукция, оплаченная покупателями за период

Продукция отгруженная покупателям за период


Если Копл < 1, то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности.

В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

При определении возможностей увеличения выручки и объема продаж необ­ходимо, кроме данных резервов, учесть сверхнормативные остатки готовой продукции на складах предприятия. При этом следует учиты­вать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.


2. Анализ динамики, состава и структуры расходов организации торговли.

При изучении данной темы важно понять, что расхо­ды на продажу — один из основных экономических показателей деятельности торгового предприятия. Оптимизация расходов на продажу остается актуальной задачей, решение которой требует совершенствования и рационализации торгового процесса и соблюдения строгого режима экономии. Величина расходов на продажу характеризуется их абсолютной суммой и относительным уровнем (отноше­нием суммы расходов на продажу к товарообороту).

Анализ расходов на продажу должен способствовать более рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этим и определяются задачи анализа расходов на продажу.

Перед экономическим анализом расходов на продажу стоят следующие задачи:[3] изучение выполнения предприятием плановой суммы расходов на продажу; выявление причин, вызвавших отклонение от плана; изучение дина­мики расходов на продажу за ряд лет; определение суммы относительной экономии или перерасхода; вскрытие факторов, влияющих на уровень расходов на продажу в планируемом году; принятие мер по рациональному использованию средств.

Приступая к анализу расходов на продажу, необходимо обеспечить сопоставимость плановых и отчетных показателей. Если в анализируемом периоде происходило изменение показателей расходов на продажу, их динамика исчисляется в ценах отчетного года, для чего товарооборот анализируемого (предшествующего отчетному) года пересчитывается с учетом цен отчетного года. Плановый уровень расходов на продажу пересчитывают в ценах отчетного периода путем деления этого уровня на индекс цен. Если же пересчитывают уровень расходов на продажу отчетного периода в ценах, предусмотренных в плане, то уровень отчетного года умножают на индекс цен. При этом следует иметь в виду, что уровень некоторых расходов (товарные потери, проценты за кредит) не зависят от изменения цен на товары, так как величина этих расходов находится в прямой пропорциональной зависимости от объема товарооборота.

В случае изменения тарифов на транспортные услуги, ставок арендной платы, цен на материалы по сопутствующим статьям при рассмотрении их динамики показатели также приводятся в сопоставимость с отчетным годом.

Основными факторами, влияющими на величину и уровень расходов на продажу, являются объем и структура розничного товарооборота, поэтому важным аналитическим показателем служат плановые расходы на продажу, пересчитанные на фактический объем товарооборота.

Анализ расходов на продажу проводят обычно в такой последовательности:[4] сначала проверяют выполнение плана по расходам на продажу в целом по магазину; опреде­ляют влияние на расходы по продаже отдельных факторов; затем проводят анализ отдельных статей расходов на продажу, а в комплексных статьях (расходы на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря и др.) проверяют выполнение плана по каждому виду расходов.

Анализ расходов на продажу по общему объему позволяет дать общую оценку работы торгового предприятия по этому показателю. В ходе анализа вычисляют следующие показатели:

1) фактический уровень расходов на продажу — путем деления фактической суммы расходов на продажу на фактический товарооборот и умножения полученного результата на 100%;

2) размер снижения или повышения уровня расходов на продажу — вычитанием из фактического уровня расходов на продажу уровня расходов по плану;

3) темп снижения или повышения уровня расходов - путем деления размера снижения (повышения) на плановый уровень и умножения полученной величины на 100%;

4) сумму относительной экономии или перерасхода — путем сопоставления фактических расходов на продажу с плановыми, пересчитанными на фактический товарооборот. Для пересчета плановых расходов на продажу по фактическому товарообороту необходимо фактический товарооборот умножить на плановый уровень расходов по продаже и полученный результат разделить на 100%;

Для определения влияния объема товарооборота на расходы по продаже они подразделяются на переменные и постоянные расходы.

Вначале определяют скорректированную сумму расходов на продажу, для чего плановую сумму переменных статей умножают на процент выполнения плана товарооборота и к полученному результату прибавляют плановую сумму постоянных статей. Разница между плановой и скорректированной суммами расходов она продажу покажет влияние объема товарооборота на сумму расходов по продаже.

Общий анализ расходов на продажу по торговому предприятию в целом не дает возможности установить, за счет каких статей и видов расходов была достигнута экономия или допущен перерасход, поэтому нужно тщательно изучить расходы по каждой статье, а внутри статьи - по видам расходов. В процессе анализа расходов на продажу по статьям устанавливают конкретные причины отклонения фактических расходов от плана, рассчитывают сумму относительной экономии или перерасходам, влияние на размер изменения объема товарооборота и прочих факторов.[5]

Имеется особенность в определении: отклонения фактических расходов от плановых по статъям, переменным и постоянным.

Так, при анализе переменных расходов фактический уровень сопоставляется с плановым, находится отклоне­ние по уровню, затем, исходя из фактического товарооборота и отклонения по уровню, расчетным путем устанавливается отклонение в сумме.

При анализе постоянных расходов в. начале устанавливается отклонение фактических расходов от плановых в сумме, а затем расчетным путем определяется отклонение по уровню.


Задача

По приведенным данным определить влияние факторов на выручку от продажи товаров, изменения среднесписочной численности работников и их производительности труда. По результатам расчетов сделать выводы.

Показатели

По плану

Фактически

Среднесписочная численность раб/чел.

240

235

Производительность труда тыс. руб.

66,30

69,498

Выручка от продаж тыс. руб.

15912

16332


Решение:

Производительность труда:

План = 15912 / 240 = 66,30 тыс. руб.

Факт = 16332 / 235 = 69,498 тыс. руб.

В = Ч х П

ΔВ = Вф – Впл = 16332 – 15912 = 420 тыс. руб.

ΔЧ = Чф. - Чпл. = 235 – 240 = -5 чел.

ΔП = Пф. – Ппл. = 69,50 – 66,30 =  3,2тыс. руб.

ΔВч = -5* 66,30 = -332 тыс. руб.

ΔВп = 235 * 3,2 = 752 тыс. руб.

Вывод: за прошедший период выручка от продаж увеличилась на 420 тыс. руб., как отрицательный показатель можно выделить снижение численности на 5 человек, что привело к потере выручки на сумму 332 тыс. руб. Рост выручки, произошел за счет увеличения производительности труда на 3,198 тыс. руб., что увеличило получаемую выручку на 752 тыс. руб. Таким образом, устранение текучести кадров является резервом повышения выручки от продаж.

Список литературы

1.     Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.

2.     Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.

3.     Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.

4.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г.

5.     Любушкин Н.П., Лещева. В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. М.: ЮНИТИ, 2003г.

6.     Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./8-е изд., перераб.- М.: Новое знание, 2003г.- 640 с.

7.     Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-448с.




[1] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г. с.39-42


[2] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г. с. 163.


[3] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./8-е изд., перераб.- М.: Новое знание, 2003г.- 498 с.


[4] Любушкин Н.П., Лещева. В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. М.: ЮНИТИ, 2003г. с.137.


[5] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./8-е изд., перераб.- М.: Новое знание, 2003г.- 245 с.