Содержание.

1. Теория стоимости и цены. 3

Задача 1. 8

Задача 2. 9

Задача 3. 10

Список использованной литературы. 11

























1. Теория стоимости и цены.

Задолго до капитализма, в условиях рабовладельческого общества, учёные стремились понять сущность товарных отношений, законы, которые ими управляют. Выдающееся место в этом отношении принадлежит Аристотелю, с его пониманием необходимости обмена продуктами труда, хотя он и оставался сторонником натурального хозяйства. Аристотель в своих работах пришёл к гениальному для его времени выводу: если один товар обменивается на другой, то это значит, что они равны. Но он не смог выяснить, что лежит в основе равенства товаров.

В средние века равенство товаров трактовалось с теолого-этической точки зрения, поэтому только в дальнейшем, когда идеологи буржуазии в борьбе против феодализма стали разрабатывать экономическую науку и обратились к анализу производства, теория товара постепенно получила своё дальнейшее развитие. Меркантилисты считали источником богатства не производство, а лишь процесс обращения, деньги. Родоначальник буржуазной классической политической экономии Вильям Петти впервые установил, что стоимость товаров определяется сравнительным количеством затраченного на них труда. Он ошибочно считал, что стоимость создаётся лишь трудом, затраченным на производство денежного товара (серебро), а остальные виды труда создают стоимость лишь вследствие обмена их продукта на деньги. Признавая лишь сельскохозяйственный труд создателем “чистого дохода”, физиократы по существу считали, что стоимость растёт из земли. Буржуазная классическая теория получила своё завершение в трудах Адама Смита и Рикардо. Смит выдвинул положение, что в любой отрасли производства, всякий труд создаёт стоимость. Но он был непоследователен. Наряду с трудовой теорией стоимости мы находим у Смита определение стоимости, как стоимости труда, покупаемого за данный товар, и как суммы доходов рабочих и капиталистов. И Смит и Рикардо не исследовали исторического процесса развития обмена и считали капитализм вечным, естественным явлением. В итоге, обмен товаров трактовался буржуазными экономистами, как внеисторическое, вечное явление, обусловленное природой человека. Только Маркс сумел подвести научный подход к экономической теории.  Он также доказал, что для познания законов товарного производства, надо анализировать условия материальной жизни общества, условия производства материальных благ.

Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости, как её составляющей, является товар, которому исторически и логически предшествует категория “благо”. Благо это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Специфической формой экономического блага является товар. Таким образом товар, это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Товар обладает двумя свойствами:

а) Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) Пригодность к обмену.

Способность товара удовлетворить ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость.

Способность товара обмениваться на другой товар выражает наличие у каждого из них стоимости.  Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Закон стоимости - это объективный закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.

Таким образом, мы можем теперь увидеть, что закон стоимости несёт в себе следующие функции:

1)     Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.

2)     Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.

3)     Стимулирует снижение затрат.

4)     Регулирует распределение труда по сферам производства.

5)     Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении.

6)     Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.

Итак, стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи. Как показывает исторический опыт, стимулы и давление, создаваемые законом стоимости, весьма действенны и эффективны.

В настоящее время существует несколько теорий цен. Наиболее распространенными являются две теории. Теории производственных цен (Рикардо, Смит, Маркс) исходят из того, что в основе цены лежат производственные затраты. В теории потребительских цен упор делается на потребителя и на его предпочтения.

В наиболее распространенной в настоящее время теории цен демонстрируется, как цены устанавливает рынок на основе равенства спроса и предложения.

Однако, к проблеме цен можно подойти и по иному.

Цены устанавливает продавец, а не рынок и не покупатель. Реакция покупателя, а через него и рынка является вторичной. И теория цены должна, прежде всего, дать инструмент установления цены для производителя, а не только описывать коллективное взаимодействие всего рыночного механизма. Ведь конкретному продавцу или производителю мало утешения от того, что рынок сам “определит” цену, ибо к тому времени он может разоряться. Значит, теория цены должна дать конкретному продавцу или производителю некоторые конкретные советы и рекомендации, как установить цену на товар прежде, чем вынести его на рынок.

Порок все прошлых теорий цен состоит в том, что в них действуют не субъекты, а объекты рыночных отношений. Но рынок — это не ансамбль молекул, а поле взаимодействия разумных людей. И вот человеческий разум как раз и отсутствует в этих теориях.

Рассмотрим производство некоторого товара.

Прежде чем произвести товар, его необходимо разработать. Например, прежде чем начать производство необходимо затратить определенные средства на разработку этих товаров. Пусть эти затраты равны A. Естественно, что затраты на разработку не зависят от объема производства самого товара.

В процессе непосредственного производства существуют производственные затраты — на сырье, полуфабрикаты, электроэнергию, амортизационные затраты, на зарплату и т.д. Эти затраты можно отнести на производство единицы продукции. Пусть затраты на изготовление единицы товара равны a. Отметим, что в эти затраты мы сразу включили и некоторую нормальную производственную прибыль. Тогда полные затраты Z на производство n единиц товара будут функцией количества произведенного товара, для каковой можно написать уравнение,

Соответственно для полных производственных затрат на единицу товара можно записать уравнение,

Величину z мы назовем ценой производителя. Легко видеть, что цена производителя не есть какая-то определенная величины, а есть функция, функция объема производства. Чем больше объем производства, тем ниже цена производителя.

Если взять некоторый объем производства no, то общие производственные затраты будут Z=z*n0.

Возвращаясь вновь к нашей проблеме — а это проблема установления цены продажи — мы видим, что мы можем решить эту задачу только в том случае, когда объем производства товара настолько велик, что начальные затраты на его разработку составляют незначительную часть в общем объеме производственных расходов.

Такой случай имеет место. Так, в прошлые века, когда научно-технический прогресс не шел такими бешеными темпами, когда товары производились по традиционным технологиям много лет и даже десятилетий, этот случай был наиболее характерным.

Да и в наше время при производстве так называемых, базисных товаров, т.е. товаров очень большого производственного объема, например, зерна, нефти, угля, черных металлов и т.п., хотя и в них может присутствовать постоянная компонента на разработку и совершенствование, но она сравнительно невелика по отношению к единице продукта и может быть просто учтена в качестве поправочного коэффициента к цене изготовления, этот случай имеет место. Но мы сейчас рассматриваем товары “средней массовости”, так называемые “товары широкого потребления” (ТШП), в которых объем производства не столь высок, а уже надо создавать новый товар ввиду общей тенденции века “научно-технического прогресса” с его ориентацией на постоянную смену товара, на постоянное его совершенствование. Для таких товаров “разработочная” и “изготовительская” компоненты имеют одинаковый порядок величин.

И вот при установлении цены продажи таких товаров мы сталкиваемся с той трудностью, что зная все экономические факторы производства, мы, тем ни менее, не можем установить цены продажи. И это именно ситуация в области среднемасштабного производства, которое в настоящее время представляет чрезвычайно большой сектор экономики. Итак, мы многое поняли, как распределяются убытки и прибыль. Но за производителем остается главный вопрос — установления цены. Если он правильно установит цену, то получит прибыль. Неправильно установив цену, он может получить одни убытки.

Задача 1.

Рассчитать цену на автомобильный бензин, пользуюсь данными таблицы:

№ п/п

Элементы цены

На 1 тонну, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8



9

10


11


12

13

Стоимость сырья

Затраты по обработке

Плановая себестоимость готовой продукции

Сумма отчислений на НИОКР = 0,35*10,8= 3,78

Рентабельность к себестоимости

Прибыль = 10,8*0,1

Фактическая стоимость готовой продукции = 10,8+3,78+1,8

Фактическая стоимость готовой продукции, включая акциз, при ставке акциза 20% = (16,38*100)/(100-20)=20,475

Сумма НДС 20% = 20,475*0,2 = 4,095

Сумма налога на реализацию ГСМ 25% = 20,475*0,25=5,119


Отпускная цена предприятия = 20,475+4,095+5,119 = 29,689

Торговая надбавка 20%

Розничная цена

9

1,8

10,8

3,78

10%

1,08

16,38


20,475


4,095

5,119


29,689



5,938

35,628








Задача 2.

Используя значения основного технико-экономического параметра (мощности) параметрического ряда (двигателей), обосновать формулу корреляционной зависимости цены двигателя от мощности и определить цены на новые двигатели мощностью 65 и 150 кВт. Исходные данные о двигателях помещены в таблице:

Мощность, кВт

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

Оптовая цена, $

250

300

360

380

410

510

570

600

610

750

Решение.

Так как при увеличении мощности двигателя увеличивается и его цена, то можно сказать, что существует прямая зависимость между двумя характеристиками товара. При расчетах было получено, что изменении мощности на 1 кВт цена изменяется в большинстве случаев от 5 до 6 $.

Х

Ух

30

250

-45

2025

-224

50176

40

300

-35

1225

-174

30276

50

360

-25

625

-114

12996

60

380

-15

225

-94

8836

70

410

-5

25

-64

4096

80

510

5

25

36

1296

90

570

15

225

96

9216

100

600

25

625

126

15876

110

610

35

1225

136

18496

120

750

45

2025

276

76176

Σ=750

Σ = 4740


Σ = 8250


Σ = 227440

а - коэффициент корреляции.

Цена двигателя мощностью 65 кВт равна 395$.

Цена двигателя мощностью 150 кВт равна 950$.


Задача 3.

Определить оптовую цену 1 т различных видов топлива с учетом их теплотворной способности, если теплотворная способность условной единицы топлива - 7000 ккал/кг, энергетического угля - 5800, нефти - 8000, природного газа - 8400 ккал/кг. Себестоимость 1 т условного топлива - 250 тыс. руб. расчетная рентабельность составляет по углю - 10, по нефти и газу - 15%. НДС - 20%.

Решение.

Рассчитаем оптовые цены топлива:



где Цi - оптовая цена i-ого вида топлива;

qi - теплотворная способность i-ого вида топлива;

q0 - теплотворная способность условного топлива;

C0 - себестоимость условного топлива;

Ri - рентабельность i-ого вида топлива;









Список использованной литературы.

1. Агапов И.И. История экономических учений. М.:ВиМ,1997.

2. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Макса. М.:Политиздат,1985.

3. А.Н. Маркова, «История мировой экономики», М., «Прогресс», 1995 г., 400 с.

4. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 2000.

5. Ковалев И. Н. История экономики и экономических учений. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов – на – Дону. Феникс, 2000 г.