Содержание
1. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. 3
2. Отчисления в государственные внебюджетные фонды.. 10
3. Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. 16
Задача № 43. 19
Список литературы.. 21
Приложение. 22
1. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства
Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше '/^ предпринимателей в нашей стране.
Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании -долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.
Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.
Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5°о.
Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).
Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.
Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.
Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.
Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.
Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.
При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.
Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.
На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:
- составление досье клиента;
- разработка плана финансирования;
- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;
- определение класса кредитоспособности предприятия;
- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);
- расчет срока окупаемости кредита;
- принятие решения о сроке кредитования;
- определение регулярности возмещения кредита;
- составление контракта (договора о возврате);
- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;
- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.[1]
Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.
Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.
Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.
Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.
Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ 18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня 1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.
Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.[2]
2. Отчисления в государственные внебюджетные фонды
Единый социальный налог введен в РФ с 2001 года в результате реформирования налоговой системы РФ как объединяющий отчисления в четыре государственных внебюджетных фонда социального назначения. Целью объединения явилось упрощение налогообложения организаций, а также сокращение административных расходов по взиманию платежей. Предпосылкой объединения выступил фактически единый подход к определению плательщиков, облагаемой базы и большей части льгот по отчислениям в государственные внебюджетные фонды социального назначения. Введение единого социального налога сопровождалось переходом обязанностей по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога к налоговым органам от соответствующих структур управления государственными внебюджетными фондами социального назначения.
Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Плательщиками единого социального налога признаются, прежде всего, лица, производящие выплаты физическим лицам. К ним относятся: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (далее эта группа будет условно называться налогоплательщиками-работодателями). Плательщиками единого социального налога (исключая ту его часть, которая зачисляется в Фонд социального страхования РФ) являются также индивидуальные предприниматели и адвокаты.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому отдельно взятому основанию.
Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей (кроме физических лиц) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Объектом налогообложения для работодателей-физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, выступают выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Для остальных налогоплательщиков (предпринимателей, адвокатов) объектом обложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.
У организаций-работодателей не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. У работодателей - индивидуальных предпринимателей или физических лиц не включаются в объект обложения выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Налоговая база у налогоплательщиков-работодателей (кроме физических лиц) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу физических лиц. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения (кроме освобождаемых) вне зависимости от формы, начисленные работодателями работникам. В частности, в налоговой базе учитывается такая стоимость материальной выгоды, как:
- полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица-работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах;
- приобретение работником и (или) членами его семьи у налогоплательщика товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
- экономия на процентах при получении работником от налогоплательщика заемных средств на льготных условиях (см. налог на доходы физических лиц);
- оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (кроме не подлежащих обложению).
Налоговая база налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физического лица.
Налогоплательщики-работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, начисленные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты исходя из их рыночных цен (тарифов), включающих НДС и акцизы (по подакцизным товарам) и определенных с учетом ст. 40 Налогового кодекса РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) -исходя из государственных регулируемых розничных цен.
Определение налоговой базы исходя из сумм вознаграждения по авторскому договору осуществляется с учетом связанных с ним расходов согласно п. 3 ч. 1 ст. 221 НК.
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:
день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками-работодателями (кроме физических лиц);
день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для налогоплательщиков-работодателей - физических лиц;
день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.
Не подлежат налогообложению:
государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законами РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных:
с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах установленных норм, а также произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд, сборы за услуги аэропортов, расходы на обмен валюты, на оплату услуг связи и т.д. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилья, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных законодательством;
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;
членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ, сумма платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
выплаты в денежной и натуральных формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год;
доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промыслов;
доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства. Это применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;
выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.
Для всех налогоплательщиков в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) помимо указанных необлагаемых выплат не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными же периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.
Ставки единого социального налога дифференцируются по видам налогоплательщиков и в части сумм, зачисляемых в различные государственные внебюджетные фонды, а также по совокупной сумме выплат каждому работнику. Учитывается и средний уровень выплат на одного работника.[3]
3. Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.
Следует отметить, что благодаря настойчивым требованиям отечественных профессиональных экономистов, выступлениям предпринимателей и их союзов в России медленно, порой непоследовательно, стали на практике реализовываться некоторые из мер по поддержке развития этого сектора экономики. Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки, способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение, приложение к приказу Минфина РФ №131 от 22 декабря 1995 г. "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней" предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям, особенно занятым в производстве.
По налогу на прибыль.
В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельхозпродукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, а также строительных объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Указанные предприятия в 3-й и 4-й годы работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки. Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.
Определенные льготы получили банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, у которых не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза.
По налогу на добавленную стоимость.
Суммы НДС, уплаченные малыми предприятиями при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и при принятии на учет нематериальных активов.
Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов по налогу на добавленную стоимость,
По налогу на имущество.
Не облагается имущество вновь созданных малых предприятий в течение одного года после регистрации, за исключением предприятий, созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их структурных подразделений.
Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой.
Малые предприятия, попадающие под действие Федерального Закона № 222-ФЗ (принятого 29.12.1995 г.), могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, получаемый от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в т.ч. без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского отчета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов РФ и является единой на всей территории РФ.
Книга учета доходов и расходов предъявляется в Налоговый орган при получении патента. В ней указывается наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности, местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется его дубликат, который хранится в Налоговом органе.
По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя Налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и предоставления необходимой статистической отчетности.
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в Налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а так же выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период (Приложение 1и 2).
При предоставлении в Налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).[4]
Задача № 43
Определить сумму налога, подлежащую внесению в бюджет за первое полугодие, в ООО «Калинка».
Годовая стоимость патента 3340 руб., уплачена сумма налога 130 руб.
Валовая выручка за первое полугодие составила 20000 руб.
Определить сумму налога подлежащую внесению в бюджет.
Решение:
Для определения суммы бюджета подлежащую внесению в бюджет воспользуемся формулой:
ЕНдопл. = ЕНисч. – Енупл. – Спупл.
Для этого найдем данные неизвестные:
1. Сумма налога, исчисленная за первое полугодие будет равна:
20000 руб. * 30% / 100 = 6000 руб.
Сумма налога, внесенная в бюджет равна 130 руб.
3340 руб. * 25% / 100 = 835 руб.
2. Сумма патента, оплаченная за первое полугодие составит:
835 руб. * 2 = 1670 руб.
3. И теперь уже можно найти сумму единого налога, подлежащую внесению в бюджет, которая будет равна:
6000 руб. – 130 руб. – 1670 руб. = 4200 руб.
Мы видим, что сумма налога, исчисленная за отчетный период – 4200 руб., оказалась больше суммы налога, уплаченного за предшествующий отчетный период, и оплаченной стоимости патента (130 руб. + 1670 руб. = 1800 руб.). Поэтому нам не нужно определить сумму к уменьшению платежей.
Список литературы
1. Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческий организациях» № 10, 2002. – С. 23-26.
2. Приказ «Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 22 декабря 1995 г. № 131.
3. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.08.95 г. № 88-ФЗ
4. ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства « от 20.12.95 г. № 222-ФЗ.
5. Финансы предприятия / Учеб. пособ. Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Бизнесс-Пресса, 2000г. – 258с.
6. Финансы предприятия. Шуляк П.Н. – М.: Дашков и К, 2001. – 375 с.
Приложение
Приложение 1. Рабочий план
счетов бухгалтерского учета малого предприятия
Раздел |
Наименование счета |
Номер счета |
Основные средства |
основные средства амортизация основных средств вложения во внеоборотные активы |
01 02 08 |
Производственные запасы |
материалы НДС по приобретенным ценностям |
10 19 |
Затраты на производство |
основное производство |
20 |
Готовая продукция, товары, реализация |
товары продажи |
41 90 |
Денежные средства |
касса расчетный счет валютный счет финансовые вложения |
50 51 52 58 |
Расчеты |
расчеты с поставщиками и подрядчиками расчеты по налогам и сборам расчеты по соц. страхованию расчеты с персоналом по оплате труда расчеты с различными дебиторами и кредиторами |
|
Финансовые результаты и использование прибыли |
прибыли и убытки |
99 |
Капитал и резервы |
уставной капитал добавочный капитал нераспределенная прибыль |
80 |
Кредиты банков и финансирование |
расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
66 |
Приложение 2. Рабочий план
счетов с сокращенной номенклатурой
Активные счета для учета средств |
Номер счета |
Пассивные счета для учета средств |
Номер счета |
Затраты на производство Реализация продукции Касса Расчетный счет Расчеты с дебиторами |
20 41 50 51 76 |
Уставной капитал Прибыли и убытки Расчеты с по налогам и сборам Расчеты по страхованию Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с разными кредиторами Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
80 99 68 69 70 76 66 |
[1] Финансы предприятия. Шуляк П.Н. – М.: Дашков и К, 2001. – 375 с.
[2] ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.08.95 г. № 88-ФЗ
[3] Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческий организациях» № 10, 2002. – С. 23-26.
[4] Приказ «Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 22 декабря 1995 г. № 131.