Содержание

1.    Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. 3

2.    Отчисления в государственные внебюджетные фонды.. 10

3.    Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. 16

Задача  № 43. 19

Список литературы.. 21

Приложение. 22


1.                Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Финансирование малых предприятий в странах с развитой ры­ночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в ка­честве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кре­диты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внут­ренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвесто­ра, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денеж­ные накопления и сбережения предпринимателей, средства от стра­хования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве не­устоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у род­ных и знакомых. Этим источником пользуются свыше '/^ предпри­нимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предприниматель­ства, принятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфра­структуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд под­держки предпринимательства и развития конкуренции при Государ­ственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании -долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие воз­вратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, по­ручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вна­чале производится отбор представленных в Фонд проектов и про­грамм. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальней­шем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предостав­лять банковские гарантии малым предприятиям для получения кре­дитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитова­ния малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать ди­виденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фон­дом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5°о.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как прави­ло, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыс­кивает предприниматель за счет других источников, в первую оче­редь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кре­дитных ресурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевре­менного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использо­вать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства пре­доставляют соответствующие документы в региональные органы, ко­торые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд яв­ляется ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей об­щественных объединений малых предприятий в лице Торгово-про­мышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных ми­нистерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значитель­ный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предприни­мательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кре­дита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды фи­нансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следу­ющем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оп­лачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предпри­ятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строитель­ство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит пе­реуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгал­терского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются сле­дующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: ко­эффициент финансового покрытия - он характеризует общую креди­тоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение де­нежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприя­тия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвиднос­ти - отношение денежных средств предприятия к текущим обязатель­ствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлечен­ного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предпри­ятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопос­тавления значений финансовых коэффициентов, полученных на ос­нове показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уров­ней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий ком­мерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавли­вая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

- составление досье клиента;

- разработка плана финансирования;

- сопоставление кредита с результатами деятельности предприя­тия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

- определение класса кредитоспособности предприятия;

- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);

- расчет срока окупаемости кредита;

- принятие решения о сроке кредитования;

- определение регулярности возмещения кредита;

- составление контракта (договора о возврате);

- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

- в случае задержки выполнения или невыполнения условий конт­ракта - совместные действия по исправлению ситуации.[1]

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проб­лем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процен­та в 1,5 раза согласно указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендо­вать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации ком­мерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий ма­лого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предос­тавлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах рабо­ты тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, ко­торые берут на себя риск конструкторской, технологической и проек­тной разработки принципиально новых технологий, опытного и про­мышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходит­ся списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринима­тельской практике, хотя отечественное законодательство предусматри­вает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирова­ния малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются спе­циальные фирмы, участвующие в капитале мелких и средних пред­приятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В за­висимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем час­тичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финанси­рования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитен­том самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и ма­лым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гиб­кость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредит­ные программы и многочисленные региональные, городские, целе­вые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ори­ентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых меропри­ятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ 18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государ­ственной поддержке малых предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предприни­мательства, преобразованного из Фонда поддержки предприниматель­ства и развития конкуренции и находящегося в ведении Госу­дарственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпри­нимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня 1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляет­ся право производить все краткосрочные банковские операции, кро­ме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случа­ях кредит может выдаваться без залога.[2]


2.    Отчисления в государственные внебюджетные фонды

          Единый социальный налог введен в РФ с 2001 года в результате реформирования налоговой системы РФ как объединяющий отчисления в четыре государственных внебюджетных фонда социального назначения. Целью объединения явилось упрощение налогообложения организаций, а также сокращение административных расходов по взиманию платежей. Предпосылкой объединения выступил фактически единый подход к определению плательщиков, облагаемой базы и большей части льгот по отчислениям в государственные внебюджетные фонды социального назначения. Введение единого социального налога сопровождалось переходом обязанностей по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога к налоговым органам от соответствующих структур управления государственными внебюджетными фондами социального назначения.

Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Плательщиками единого социального налога признаются, прежде всего, лица, производящие выплаты физическим лицам. К ним относятся: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (далее эта группа будет условно называться налогоплательщиками-работодателями). Плательщиками единого социального налога (исключая ту его часть, которая зачисляется в Фонд социального страхования РФ) являются также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому отдельно взятому основанию.


Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей (кроме физических лиц) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для работодателей-физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, выступают выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Для остальных налогоплательщиков (предпринимателей, адвокатов) объектом обложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.

У организаций-работодателей не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. У работодателей - индивидуальных предпринимателей или физических лиц не включаются в объект обложения выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.


Налоговая база у налогоплательщиков-работодателей (кроме физических лиц) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу физических лиц. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения (кроме освобождаемых) вне зависимости от формы, начисленные работодателями работникам. В частности, в налоговой базе учитывается такая стоимость материальной выгоды, как:

- полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица-работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах;

- приобретение работником и (или) членами его семьи у налогоплательщика товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

- экономия на процентах при получении работником от налогоплательщика заемных средств на льготных условиях (см. налог на доходы физических лиц);

- оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (кроме не подлежащих обложению).

Налоговая база налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физического лица.

Налогоплательщики-работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, начисленные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты исходя из их рыночных цен (тарифов), включающих НДС и акцизы (по подакцизным товарам) и определенных с учетом ст. 40 Налогового кодекса РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) -исходя из государственных регулируемых розничных цен.

Определение налоговой базы исходя из сумм вознаграждения по авторскому договору осуществляется с учетом связанных с ним расходов согласно п. 3 ч. 1 ст. 221 НК.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками-работодателями (кроме физических лиц);

день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для налогоплательщиков-работодателей - физических лиц;

день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.

Не подлежат налогообложению:

государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законами РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных:

с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия;


с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах установленных норм, а также произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд, сборы за услуги аэропортов, расходы на обмен валюты, на оплату услуг связи и т.д. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилья, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных законодательством;

суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;

членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ, сумма платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

выплаты в денежной и натуральных формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год;

доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промыслов;

доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства. Это применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;

выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.


Для всех налогоплательщиков в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) помимо указанных необлагаемых выплат не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными же периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Ставки единого социального налога дифференцируются по видам налогоплательщиков и в части сумм, зачисляемых в различные государственные внебюджетные фонды, а также по совокупной сумме выплат каждому работнику. Учитывается и средний уровень выплат на одного работника.[3]

3.    Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Следует отметить, что благодаря настойчивым требованиям отечественных профессиональных экономистов, выступлениям предпринимателей и их союзов в России медленно, порой непоследовательно, стали на практике реализовываться некоторые из мер по поддержке развития этого сектора экономики. Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки, способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение, приложение к приказу Минфина РФ №131  от 22 декабря 1995 г. "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней" предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям, особенно занятым в производстве.

По налогу на прибыль.

В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельхозпродукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, а также строительных объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Указанные предприятия в 3-й и 4-й годы работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки. Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.

Определенные льготы получили банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, у которых не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза.

По налогу на добавленную стоимость.

Суммы НДС, уплаченные малыми предприятиями при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и при принятии на учет нематериальных активов.

Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов по налогу на добавленную стоимость,

По налогу на имущество.

Не облагается имущество вновь созданных малых предприятий в течение одного года после регистрации, за исключением предприятий, созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их структурных подразделений.

  Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой.

Малые предприятия, попадающие под действие Федерального Закона № 222-ФЗ (принятого 29.12.1995 г.), могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, получаемый от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в т.ч. без применения способа двойной записи, плана счетов и  соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского отчета  и отчетности.

Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов РФ и является единой на всей территории РФ.

Книга учета доходов и расходов предъявляется в Налоговый орган при получении патента. В ней указывается наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности, местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на  первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется его дубликат, который хранится в Налоговом органе.

По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя Налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и предоставления необходимой статистической отчетности.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в Налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а так же выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период (Приложение 1и 2).

При предоставлении в Налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).[4]


Задача  № 43

Определить сумму налога, подлежащую внесению в бюджет за первое полугодие, в ООО «Калинка».

Годовая стоимость патента 3340 руб., уплачена сумма налога 130 руб.

Валовая  выручка за первое полугодие составила 20000 руб.

Определить сумму налога подлежащую внесению в бюджет.


Решение:

Для определения суммы бюджета подлежащую внесению в бюджет воспользуемся формулой:

                          ЕНдопл. = ЕНисч. – Енупл. – Спупл.

Для  этого найдем данные неизвестные:

1.                      Сумма налога, исчисленная за первое полугодие будет равна:

                             20000 руб. * 30% / 100 = 6000 руб.

Сумма налога, внесенная в бюджет  равна 130 руб.

                              3340 руб. * 25% / 100 = 835 руб.

2.                      Сумма патента, оплаченная за первое полугодие составит:

                                     835 руб. * 2 = 1670 руб.

3.                      И теперь уже можно найти сумму единого налога, подлежащую внесению в бюджет, которая будет равна:

                   6000 руб. – 130 руб. – 1670 руб. = 4200 руб.

Мы  видим, что сумма налога, исчисленная за отчетный период – 4200 руб., оказалась больше суммы налога, уплаченного за предшествующий отчетный период, и оплаченной стоимости патента (130 руб. + 1670 руб. = 1800 руб.). Поэтому нам не нужно определить сумму к уменьшению платежей.


Список литературы



1.                     Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческий организациях» № 10, 2002. – С. 23-26.

2.                     Приказ «Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 22 декабря 1995 г. № 131.

3.                     ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.08.95 г. № 88-ФЗ

4.                     ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства « от 20.12.95 г. № 222-ФЗ.

5.                     Финансы  предприятия / Учеб. пособ. Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Бизнесс-Пресса, 2000г. – 258с.

6.                     Финансы предприятия. Шуляк П.Н. – М.: Дашков и К, 2001. – 375 с.





Приложение

Приложение 1. Рабочий план

счетов бухгалтерского учета малого предприятия

Раздел

Наименование счета

Номер счета

Основные средства





основные средства

амортизация основных средств

вложения во внеоборотные активы

01

02

08

Производственные запасы

материалы

НДС по приобретенным ценностям

10

19

Затраты на производство

основное производство


20

Готовая продукция, товары, реализация

товары

продажи

41

90

Денежные средства



касса

расчетный счет

валютный счет

финансовые вложения

50

51

52

58

Расчеты

расчеты с поставщиками и подрядчиками

расчеты по налогам и сборам

расчеты по соц. страхованию

расчеты с персоналом по оплате труда

расчеты с различными дебиторами и кредиторами


Финансовые результаты и использование прибыли

прибыли и убытки




99




Капитал и резервы



уставной капитал

добавочный капитал

нераспределенная прибыль

80



Кредиты банков и финансирование

расчеты по краткосрочным кредитам и займам

66




Приложение 2. Рабочий план

счетов с сокращенной номенклатурой

Активные счета для учета средств

Номер счета

Пассивные счета для учета средств

Номер счета

Затраты на

производство


Реализация продукции


Касса


Расчетный счет


Расчеты с дебиторами

20



41


50


51


76

Уставной капитал


Прибыли и убытки


Расчеты с по налогам и сборам

Расчеты по страхованию


Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с разными кредиторами

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

80

99


68

69


70

76

66



[1] Финансы предприятия. Шуляк П.Н. – М.: Дашков и К, 2001. – 375 с.


[2] ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.08.95 г. № 88-ФЗ


[3] Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческий организациях» № 10, 2002. – С. 23-26.


[4] Приказ «Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 22 декабря 1995 г. № 131.