Содержание

1. Государство и право Древнего Вавилона. 3

2. Афинская рабовладельческая демократия. 5

3. Роль христианства и городов в развитии Средневекового государства и права  7

4. Государственный строй Германии в первой половине XIX в. 11

5. Государственный строй Франции после I мировой войны и в годы II мировой войны.. 14

6. Система государственных органов власти и управления древнего Рима в период республики. 17

Список литературы.. 19

Приложение. 20

1. Государство и право Древнего Вавилона

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792—1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии[1].

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175—176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

Законы Хаммурапи

Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия — в Московском музее им. А. С. Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6—126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26—39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127—195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196—214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215—282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

2. Афинская рабовладельческая демократия

Термин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государствееных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.

Перикл начинает свою деятельность с завершения демократической системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал суверенитет народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к Народному собранию и Народному трибуналу[2].

Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь исполнителями принятых постановлений. В Народное собрание входят все граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни, чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство в собрании представляют городские рабочие и моряки из Пирея.

Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало влияние на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы при назначении должностных лиц шансы были равны и был обеспечен выбор компитентных людей, оно производилось посредством соединения системы жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов.

 Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала – гелиэей. Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа. Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать суду народного трибунала.

Верховная власть в судопроизводстве принадлежит тоже народу. Часть граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в большинстве случаев не подлежат кассации.

В Ареопаге разбираются процессы об убийстве  и нанесении ран, об отравлении.

Избрание судей жребием производят девять архонов.

Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.

По словам А.Боннара, «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир».

Положение рабов

Разговор о рабовладельческой демократии не может быть полным, если не упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого мира – рабах.

Как отмечает А.Боннар, население Афин, насчитывавшее четыреста тысяч человек, наполовину состояло из рабов.

Большинство рабов – пленные, те, которые не могли выкупить себя.

 Торговля рабами приносила большие доходы. В Афинах ежегодно устраивалась невольничья ярмарка.

Но рабами становились не только военнопленые. Рабами становились прежде всего по рождению. Ребенок рабыни тоже становился рабом.

В своих отношениях с рабами афиняне проявляли меньше педантизма и более человечности, обычно они обращались с рабами как с людьми. Раб был одет так же, как и все граждане. По крайней мере, как каждый бедняк. Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного человека. Дома он  (раб) свободно разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось на равных основаниях с прочими гражданами присутствовать на многочисленных религиозных церемониях. Афины даже предоставляли рабам гарантии против грубости судей и должностных лиц. Эти гарантии можно рассматривать как начало юридических установлений.

Но рабство далеко не было идеальным. В рудниках. Например, умирали от холода и голода тысячи рабов, которых кормили ровно столько, чтобы они были в состоянии работать.

Как правило, рабы были заняты в том же производстве, что и их хозяева, но всегда ступенью ниже их по положению. На рабах прежде всего лежали все домашние работы. Все хозяйство велось руками рабынь. Рабыни дробили и мололи зерно, выпекали хлеб и стряпали, шили одежду. Под надзором хозяйки рабыни пряли, ткали и вышивали. Нередко какой-нибудь из рабов занимал видное место в семье, как, например, кормилицы и няни.

Безусловно, рабовладельчество ограничивало афинскую демократию, делая недоступным почти половине населения города участие в государственных делах.

3. Роль христианства и городов в развитии Средневекового государства и права

Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Этому способствовал, прежде всего, его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне зависимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного и бесконечной любви к Создателю и любви к ближнему по примеру Иисуса Христа. Кроме того, идея единого происхождения рода человеческого как нельзя лучше отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, получив воплощение в Вестготском королевстве, королевствах бургундов, франков и наиболее ярко - в империи Карла Великого (конец VIII - первая треть IX вв.)[3].

На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей следует отнести, в частности, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.

Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде “О правлении властителей” (1265-1266 гг.), в произведении “Сумма теологии” (1266-1274 гг.) и в иных работах[4].

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией западноевропейского феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля за развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация “рабства” (т.е. крепостничества), концепция государства, вмещающая теократические устремления католической церкви

Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви ее роль становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.

Развитие городов в Средневековье

Город, замок и деревня - три полюса, к которым тяготели три основных светских сословия Средневековья (светских, потому что церковь была на всех трех полюсах). Замок - место обитания феодалов, деревни вокруг него - место обитания крестьян (как свободных, так и крепостных - сервов), город - гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников. Эти три полюса были в напряженных отношениях между собой.

Замок родился еще в темные века, как средство держать под контролем деревенскую округу. Для нее он - кровосос, постоянно требующий барщинных работ и поставок продуктов (к концу средневековья все это было заменено деньгами). Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственными соседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источник недостающих орудий производства. Для замка деревня - источник экономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов, которые совершались с характерной для тех времен жестокостью. Впрочем, крестьяне покушались на «данный от Бога порядок» только в самых отчаянных случаях. Замок и деревня - две половинки единой экономической системы, на которой стояло все средневековье.

   Для города на раннем этапе замок - нянька, хоть и суровая. Город мог возникнуть только там, где местный сеньор мог обеспечить ему защиту. Конечно за это приходилось платить, и немало. Но замок отвечал первыми заказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местной земли тоже загружались в замках.

   Со временем город стал для замка и соперником, и соблазном. Соперником потому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал их феодалам. Например, крепостной, проживший в городе год и один день считался свободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой. С другой стороны, в городе сосредотачивались для феодала все источники предметов роскоши и средств на ее приобретение, а со временем и источники кредита на жизнь. Все это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться в город и  строить в нем дворцы - «городские замки».

   Постепенно города стали для деревенской округи такими центрами, какими раньше были замки. Крестьяне стали везти продукцию не в замок, а на рынок в город. Противостояние центра с периферией стало не социальным, а культурным: горожане черпали гордость в противопоставлении себя неотесанной деревенщине.

 Неудивительно, что в иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках которого осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека. Остальные сферы жизни так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Теология сыграла не последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. hairesis - особое вероучение), возникновение которых относится ко времени раннего Средневековья  и без учета которых нельзя представить социокультурную ситуацию этого времени.

Таким образом, институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах средневекового общества

4. Государственный строй Германии в первой половине XIX в

Падение “Священной римской империи германской нации”. Формы последующих объединений германских государств в начале XIX в. “Священная римская империя германской нации” лишь формально представляла собой единое государство, включая в себя в XVIII в. помимо непосредственных владений императора 7 курфюрществ, являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов, формально зависимых от императора, а фактически управляемых князьями, епископами, городскими советами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов[5].

Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становится крепнущее монархическое государство Пруссии, достигшее во второй половине XVIII в. ранга крупной европейской державы. Этому во многом способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740—1786 гг.) прогрессивная по своей сути политика “просвещенного абсолютизма”, сопровождаемая упорядочением государственных финансов и судопроизводства, ослаблением внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-бюрократических ограничений, некоторым улучшением положения крепостных крестьян.

Падение “Священной римской империи германской нации” стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн, в ходе которых не только существенно была перекроена политическая карта Европы, но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые или слились, или вошли в крупные монархии, при этом наибольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона государства: Баден, Бавария, Вюртемберг, Саксония. В 1807 г. было создано крупное королевство Вестфалия.

В 1806 году 16 формально независимых прирейнских государств были объединены в “Рейнский союз”, впоследствии их число увеличилось. “Рейнский союз” формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились скорее на сюзеренно-вассальных связях зависимости, протектората. Государства “Рейнского союза” объявили о своем выходе из “Священной римской империи”, что и предопределило ее распад.

Конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован созданием нового объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого сильного немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративного форпоста у границ беспокойной Франции.

В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще 35 суверенных монархий (впоследствии — 32) — королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб.

В новом объединении отсутствовали и центральные органы власти, кроме единственного — Союзного сейма, состоящего. из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.

Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.

Первые конституции германских государств. С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированных (дарованных монархами) хартий.

По формам правления, высшим органам государственной власти (во главе с монархом “божьей милостью”, как правило, двухпалатным, контролируемым монархом сословно-представительным органом — ландтагом и назначаемым и ответственным перед монархом правительством) эти конституции мало отличались одна от другой[6].

Так, согласно конституционному акту Великого герцогства Баденского, принятого в 1818 г., наследственный Великий герцог (“священный и неприкосновенный”) объединял в своем лице все права государственной власти, но “в согласии с предписаниями Конституции” (ст. 5), то есть прежде всего в согласии с создаваемым на основе конституций сословно-представительным двухпалатным органом — ландтагом.

Высшая палата ландтага представляла собой сугубо феодальное учреждение, состоящее из принцев “великого герцогского дома”, глав бывших владетельных фамилий, нескольких депутатов земского дворянства, университетов и лиц, назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских и сельских округов на основе двухстепенных выборов лицами, достигшими 25-летнего возраста, с учетом ценза оседлости. Возрастной ценз для самих депутатов повышался до 30 лет. Порядок выборов нижней палаты стал, таким образом, выражением ограниченных форм народного представительства, лишенного, однако, каких бы то ни было самостоятельных полномочий.

Конституция всю полноту исполнительной власти и контроль над властью законодательной вверяла Великому герцогу, который мог созывать, распускать ландтаг, отсрочивать его заседания, расширять или сужать круг вопросов, подлежащих его обсуждению, “если они не были отнесены к их ведению самой Конституцией” (ст. 50).

Правительство по Конституции отвечало в своей деятельности только перед королем. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходах предыдущего сметного года при внесении очередного бюджета, за которым, однако, не могла последовать отставка его членов, назначаемых и сменяемых только королем.

Некоторым побочным негативным эффектом их принятия стало временное укрепление германского сепаратизма. Получив первые свободы из рук своих монархов, местная буржуазия, боясь потерять их, противилась объединению с могущественными монархиями — Австрией и Пруссией, в которых в это время конституции так и не были приняты.

.

5. Государственный строй Франции после I мировой войны и в годы II мировой войны

После первой мировой войны основы государственного строя Франции определялись Конституцией 1875 г. По конституционным законам 1875 года. Национальное собрание приняло три основных закона, которые в совокупности и составили конституцию. Это "Конституционный закон об организации государственных властей", "Закон об организации Сената" и "Закон об отношениях государственных властей"[7].

В целом, эти три конституционных закона устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Однако нужно отметить, что статья о "президенте республики" была принята большинством всего в 1 голос.

Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президенту было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдение за их исполнением. Он мог отсрочить заседание палат, потребовать нового обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие гражданские должности, право помилования. Иными словами, Конституция наделила Президента всеми атрибутами конституционного монарха, кроме наследственного характера его власти.

Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и Сенатом. Сенат должен был нейтрализовать палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль же и правомочия Сената были скопированы с правомочий палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что, прежде всего, означало независимость Сената от рядовых избирателей. Сенату предоставлялись равные права с палатой депутатов в области законодательства. Более того, Сенат получил ряд преимуществ: с его согласия Президент мог распустить палату депутатов, Сенат же роспуску не подлежал; Сенат мог быть превращен в Верховный судебный орган для суда над Президентом и министрами.

Конституция зафиксировала солидарную ответственность министров перед палатами за общую политику правительства.

  В то же время  после I мировой войны происходили изменения государственного механизма в сторону усиления роли правительства и его главы. Важнейшие рычаги исполнительной власти были сосредоточены в руках правительства и его главы - председателя Совета министров. Президент почти не вмешивался в политическую жизнь. Правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом на основе собственных прерогатив. Эти акты фактически имели силу закона. В парламенте, который сохранял право вынесения вотума недоверия правительству, большую роль, чем прежде, стала играть верхняя палата - сенат.

Четвертая и Пятая республики во Франции В период "временного режима" во Франции происходила перестройка политической системы. Был национализирован ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформирована система социального страхования и т.д. В 1946 г. была принята новая конституция. В ней декларировались равноправие мужчин и женщин, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, на объединение в профсоюзы, на забастовки, на всеобщее светское образование и др. По форме правления Франция являлась парламентской республикой. Единственным законодательным органом провозглашалась нижняя палата парламента - Национальное собрание. Оно утверждало состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность. Национальное собрание формировалось на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по системе пропорционального представительства. Вторая палата - Совет Республики - была наделена лишь совещательными функциями. Совет Республики избирался путем косвенных выборов в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента. Он имел ограниченные полномочия, не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц и др.

6. Система государственных органов власти и управления древнего Рима в период республики

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская  конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения( армия, суды , тюрьмы, чиновники),  делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.) после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины -  магистраты.

Высшим государственным органом считается - народное собрание. У народного  собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia - сходка);

- куриатные;

- центруриатные;

- трибунные комиции.

Их  функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима , представленная сенатом и магистратами.

Сенат -  контролировал и руководил  деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.

консул - командовал армией.

претор - отправляли судебную власть.

Магистраты и сенат  пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

Список литературы

1.     Авдеев Б. И. История древнего Востока. М.: Логос, 1997.

2.     Алексеев С. С. Государство и право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2001.

3.     Аннерс Э. История Европеского права. – М.: Юристъ, 1999.

4.     Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М.: ИНФРА-М, 1999.

5.     История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000

6.     Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – М.: Дело, 2000.

Приложение

Ареопаг (греч. Areios pagos, букв. — холм Ареса) - орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов — представителей родовой аристократии (в древних Афинах).

Гелиэей – вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала

Демократия - форма общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государствееных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.

Законы Хаммурапи - обширный кодекс законов, состоящий из 282 статей.

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции.

Кубанда - высшее должностное лицо в государстве, правитель царского дворца (в древнем Вавилоне).

Монархия – форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха; власть монарха передается в порядке престолонаследования

Патеси - наместники бога на земле, стояли во главе древнейших шумерских городов (в древних Афинах).

Республика– форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Форма государства - сложное общественное явление, совокупность систем организации государственной власти, которая включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления – структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.


[1] Авдеев Б. И. История древнего Востока. М.: Логос, 1997. – с 45.

[2] Алексеев С. С. Государство и право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2001. – с 61.

[3] Аннерс Э. История Европеского права. – М.: Юристъ, 1999. – с 74.

[4] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова, И. А. Крашенниковой. – М.: Логос, 2000 – с 70.

[5] Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с 99.

[6] Аннерс Э. История Европеского права. – М.: Юристъ, 1999. – с 92.

[7] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – М.: Дело, 2000. – с 105.