Содержание
1. Основные направления западно-европейской политико-юридической мысли 3
2. Английский либерализм................................................................................. 6
3. Французский либерализм............................................................................. 12
4. Немецкий либерализм................................................................................... 17
Список литературы........................................................................................... 23
1. Основные направления западно-европейской политико-юридической мысли
На формирование политических и правовых концепций первой половины ХIХ века влияло взаимодействие различных, часто противоположных по своему характеру факторов.
Происходит утверждение и упрочение буржуазных порядков, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу. Апофеозом этого политического процесса явилась Французская буржуазная революция конца XVIII века[1]. Этот период характеризуется упрочнением буржуазных прав и свобод, принятием соответствующих кодексов и конституций, образование системы буржуазного частного и публичного права. Развертывается деятельность буржуазных партий. Создаются институты конституционализма и политического представительства[2]. Таким образом, буржуазия сумела использовать революционную энергию народа и завоевать политическую власть.
Противодействие консервативно-реакционных кругов. Водворение капиталистического уклада встретили в штыки дворянско-аристократические, феодально-монархические круги, желавшие реставрации добуржуазного порядка. Комплекс их идей выразился в консерватизме, или традиционализме (в разных его вариантах).
Подъем рабочего движения. Одновременно с буржуазией стал подниматься и класс наемных работников, взявших на вооружение идеи некоторых радикально настроенных представителей интеллигенции. Но соединение рабочего движения и идеологии левых слоев интеллигенции проходило медленно. Поначалу некоторые идеи народных масс отражались в социальных утопиях.
Идейная подготовка политического господства буржуазии. Буржуазия обрела свою идеологию в либерализме. В XIX в. это было влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Социальная база либерализма — в первую очередь, промышленные и торговые круги, часть лиц свободных профессий. Интеллектуалы (писательская среда, актеры, журналисты) критиковали феодальную действительность в силу неустойчивого социального положения, что во многом способствовало идейному вооружению буржуазии и возникновению либерализма.
Политический климат этого периода определила борьба трех течений — либерализма, консерватизма и социализма.
Западноевропейский либерализм первой половины XIX столетия выражал интересы буржуазии, которая превратилась в господствующий класс Царство «свободы, равенства и братства», о котором мечтали передовые мыслители XVIII века, оказалось «царством буржуазии». В соответствии с потребностями буржуазии, пришедшей к власти и утратившей свою революционность, либералы осуществляют пересмотр революционного идеологического наследия XVII — XVIII вв., прежде всего теорий народного суверенитета и общественного договора, выхолащивая из них революционный и демократический смысл[3]. Либеральная теория политики, государства и права разрабатывается с таким учетом, чтобы оградить господствующую буржуазию не только от феодального произвола, но и от радикальных требований революционных масс, от пролетарского движения и идей социализма. В либерализме данного периода выражен поворот буржуазии от революции и радикализма к эволюции и умеренности. Акцент теперь переносится на сохранение и упрочение завоеванного. Лозунгом торжествующей, господствующей буржуазии становится «порядок и прогресс». Буржуазное государство и право рассматриваются не как исторически преходящие явления, а как конечный этап, вершина социального развития.
Таким образом, теория и идеология либерализма отталкивается от двух основных тезисов:
1) личные права, неприкосновенность личности, свобода каждого индивида, частная собственность - наивысшие социальные ценности;
2) реализация данных ценностей обеспечивает раскрытие творческих потенций личности, что одновременно ведет к расцвету общества и государственной организации.
Вокруг них концентрируются другие ценности либеральной идеологии: рационалистические представления о праве, конкуренции, идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, народного представительства, самоуправления и т.п.
Консерватизм, в отличие от социализма и либерализма, не имел столь определенно очерченного концептуального ядра. Здесь группируются идеи не только собственно консерватизма, но и традиционалистские, религиозно-моралистские, позитивистские.
В Германии - это Людвиг фон Галлер (1768-1854) и Адам Мюллер, во Франции - Жозеф де Местр (753-1821) и Луи де Бональд (1754-1840), а также социолог Огюст Конт (1798—1857), в работе которого «Система позитивной политики» изложен проект социальной организации общества, построенной на принципах позитивизма, корпоративной ассоциации, духовный авторитет, в которой принадлежит философам, материальные возможности - капиталистам, обязанность трудиться - пролетариату[4].
Социализм первоначально развивался в форме утопического социализма. В основе его идей лежали представления о справедливости, имевшие религиозные истоки, радикально понимаемые идеи равенства, приоритета всеобщего труда, наказания паразитизма, равного вознаграждения за труд. Социалисты-утописты заложили некоторые идеи социализма, принципы социальной политики, социального партнерства, классового мира, кооперации промышленности и науки, профсоюзного и кооперативного движений, государственного регулирования экономики. Наиболее известными представителями данного течения были французы Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), англичанин Роберт Оуэн (1771-1858). Развивались революционные идеи
(Г. Бабеф).
2. Английский либерализм
Английский либерализм формировался, в основном, в рамках осмысления процесса становления Англии в последней трети XVIII в. как ведущей капиталистической державы мира[5]. Анализируя предпосылки этого процесса, мыслители пришли к следующим выводам:
1) о благодетельной роли частной собственности, активности индивида, его свободы, а также гарантий неприкосновенности частной собственности, сферы личной жизни людей;
2) о том, что поступками индивида как частного собственника движут не столько спонтанные импульсы, сколько преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы;
3) о том, что расчет имеет широкий диапазон — от удовлетворения сугубо эгоистического интереса до разумного сочетания собственной позиции с позицией других членов общества.
Либерализм имел своеобразную окраску в учении И. Бентама и его учеников, Дж. Стюарта Милля и Дж. Остина.
Иеремия Бентам (1748—1832) явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов Гельвеция, Гольбаха. Ведущим положением учения Бентама является принцип пользы. Отсюда название всего направления — утилитаризм.
Утилитаризм Бентама имеет индивидуалистическую и либеральную направленность. Первоклеточкой социальной жизни оказывается личная польза, выгода эгоистически действующего индивида.
Эмпирические приемы исследования, разработанные естествознанием, Бентам пытался применить к этике, политике и юриспруденции. Он полагал, что принцип пользы и основанные на нем государственные и правовые институты познаются не рационалистически, а эмпирически, в качестве непосредственных, «самоочевидных» данных опыта, не требующих какого-либо особого доказательства. Полезность, заявляет он, вытекает прямо из опыта — единственного источника познания. Опираясь на идеи сенсуализма и скептицизма, Бентам призывает обратиться только к явлениям и отвергает возможность проникнуть в «метафизическую» сущность вещей. Отсюда критика Бентамом всего рационалистического направления политико-правовой философии, прежде всего теорий естественного права. Естественное право, по мнению Бентама, представляет собой «фикцию», «метафору» и «опасное заблуждение» Естественны в человеке его чувства, способности и дарования. Считать их естественным правом или естественным законом — значит вносить путаницу, «ложную идею». Законы надо создавать для того, чтобы обеспечить проявление этих способностей, открыть дорогу гуманным чувствам и подавить антисоциальные склонности. Вместо того чтобы последние считать законами, надо их подчинить законам. Как раз против наиболее сильных естественных склонностей должны быть направлены наиболее суровые законы. Если бы существовал такой естественный закон, который направлял бы людей к их общему благу, то законы позитивные были бы бесполезны. Издавать их значило бы «подпирать тростником дуб или зажигать свечу, чтобы усилить свет солнца». Следовательно, юридические законы — это искусственное творение человеческой воли, а именно воли суверена, т. е. лица или группы лиц, которым принадлежит верховная политическая власть. Закон, изданный сувереном, представляет собой императив, запрещающий или дозволяющий определенные действия и с этой целью наделяющий граждан соответствующими правами и обязанностями[6]. С данной точки зрения право есть установленная законом возможность и гарантия дозволенных поступков. Во всех иных значениях термины «право» и «закон» становятся «величайшими врагами разума», «гибельными предрассудками», «самыми страшными разрушителями государства». Воображать, будто над позитивным законом стоят естественный закон и естественное право, значит «дать оружие всем фанатикам и революционерам». Ни одно правительство не продержится и дня, если каждый начнет сопротивляться человеческим законам, которые не соответствуют его личным понятиям о естественном праве.
Реализацию буржуазно-индивидуалистического принципа пользы Бентам неразрывно связывает с политической свободой. В этом вопросе он проделал эволюцию от конституционной монархии к демократической республике. Бентам полагает, что обеспечению безопасности мешают два «внутренних врага»: во-первых, «враги неофициальные» это граждане, совершающие преступления, и, во-вторых, «враги официальные» — должностные лица, нарушающие закон и творящий произвол. Поэтому необходимы политические гарантии гражданских прав и свобод. Такие гарантии, на взгляд Бентама, дает только демократия. Последняя является логическим следствием главной цели, поставленной Бентамом перед государством: достижение «наибольшей суммы счастья как можно большего числа людей». Демократическое государство заботится о благе всего народа, в нем никто не устранен от защиты своей собственной пользы, своего собственного счастья. Остальные же формы (монархия и аристократия) направлены на защиту пользы и интересов меньшинства и не дают надлежащих гарантий против злоупотреблений власти.
По мнению Бентама, в представительной демократии должны быть подконтрольны народу. С этой целью он предполагает ряд коренных демократических преобразований институтов политической власти. Верховная власть вручается однопалатному представительному собранию, которое образуется на основе всеобщих, ежегодных, прямых выборов при тайном голосовании. Верхняя палата упраздняется как источник аристократических притязаний. Все чиновники должны быть подчинены верховной власти, ответственны перед народом и сменяемы в любое время. В этой связи Бентам осуждает теорию обособления и противопоставления властей. Для первой половины ХIХ столетия это весьма радикальные требования, которые практически не были осуществлены ни в одном буржуазном государстве.
Бентам призывал к устранению мистифицирующих понятий, к упрощению судебных процедур, к либерализации и демократизации правовой жизни в целом. Юриспруденция, заявлял Бентам, все еще ждет своей Реформации.
В целом теория Бентама была идеологическим обоснованием «левого» либерализма, оказала большое влияние на развитие буржуазно-демократического движения в Англии и других странах, способствовала дальнейшему упрочению капитализма.
Дж. Милль начав с приверженности бентамовскому утилитаризму, постепенно отходит от него. В утилитаризме Джеймса Милля не устраивали жесткость исходных принципов, односторонность подхода к человеку и обществу, убежденность в наличии рецептов законодательной работы, пригодных для всех людей, народов и эпох[7].
Основным постулатом при анализе политики, государства и права является принцип свободы индивида. Следуя бентамовской традиции, Милль строит политическую систему на сочетании демократии и бюрократии. Он полагает, что бюрократия в интеллектуальном плане выше демократии, но ее губит рутина.
Конституционные взгляды Милля развивают традиции его предшественников-радикалов (утилитаристов) в условиях, когда конечное торжество принципов всеобщего избирательного права представлялось предрешенным. Поэтому безоговорочная защита демократии без выявления ее возможных отрицательных сторон казалась ему односторонностью «частью истины».
Милль убежден, что всякая неограниченная власть, в том числе и демократия, таит угрозу свободе личности, отсюда его, по удачному выражению Дж. У. Смита, «стратегическая озабоченность соотношением свободы и демократии».
Заботой о свободе личности проникнуты конституционные взгляды Милля. Отдавая себе отчет в том, что «чем меньше народ подвинулся в своем развитии, тем менее... пригодна для него представительная форма правления», он все же убежден, что демократия больше, чем любая другая форма государства, хорошему управлению и облагораживанию национального характера, воспитанию народа. Милль выступил за предоставление избирательного права женщинам, «всем простым рабочим» ради устранения несправедливости и повышения их умственной культуры.
Милль предостерегает от опасностей, которыми чревата демократия. Их две: снижение качества власти и тирания большинства. Демократия, как и вся современная цивилизация, склоняется к «коллективной посредственности», «власть отдается в руки людей все более и более низкого уровня развития: правительства посредственности суть посредственные правительства». Угроза господства большинства таится в ложном понимании демократии: «Истинное представление о чистой демократии предполагает всегда управление всего народа всем же народом, равноправно представленным в управлении. Демократия же, как она понимается обыкновенно на практике, это правление всего народа при посредстве простого его большинства, исключительно представленного в управлении». В существующих демократиях равенство нарушено, поддерживается «систематическое неравенство в пользу господствующего класса». В привилегированном положении оказываются разные классы. Всеобщее избирательное право может привести к «исключительному правлению рабочих классов», и это также будет «ложная демократия» с «классовым законодательством».
Теоретические усилия Милля направлены на то, чтобы избежать или свести к минимуму отмеченные недостатки[8]. Поскольку непосредственная демократия мыслима лишь в небольших населенных пунктах, решение возможно только на основе представительных учреждений. «Представительное правление» означает не просто наличие выборного парламента, а действительно равное и справедливое, т. с. пропорциональное, представительство. «Никогда не добьются истинного "равенства" в представительстве, пока группа избирателей, достигшая обыкновенной цифры выборной коллегии, не получит возможности соединиться (в каких бы частях страны ни были рассеяны избиратели) для избрания своего представителя». Путем деления числа избирателей на число мест в палате получают норму представительства. Каждый кандидат, набравший эту норму голосов, должен получить место в парламенте. Голосовать можно за кандидата по любому округу. Местный характер представительства утрачивается. Чтобы голоса не пропадали, каждый избиратель имеет право назвать в бюллетене несколько имен кандидатов в порядке предпочтения.
Если кандидат, поименованный первым, уже получил необходимый минимум голосов, голос переходит кандидату, занимающему в бюллетене второе место, и т. д. То же происходит и в случае, когда первый кандидат не проходит, так как он не набрал минимума. Подсчет производится единой избирательной комиссией. Такая система не только надежно обеспечивает права меньшинства, но и создает условия для нормального функционирования демократии и прогресса, ибо и то и другое невозможно без инакомыслия и борьбы мнений.
Он был сторонником открытого, а не тайного голосования. Кроме того, Милль отстаивал независимость депутата от мнения избирателей. При подлинно представительной системе он считал излишней вторую палату парламента[9]. Но, сознавая нереальность упразднения палаты лордов, Милль полагал, что ее состав может быть значительно улучшен за счет включения пожизненных пэров.
В целом, анализируя результаты деятельности Дж. Милля можно сказать следующее, что идея установления привилегий в избирательном праве не получила признания. Но мысли Милля о необходимости гарантий от «тирании большинства», о пропорциональном представительстве, о защите прав меньшинства и личности являются неоспоримым вкладом не только в теорию буржуазного либерализма XIX в., но и в развитие демократии.
3. Французский либерализм
Падение Наполеона и возвращение Бурбонов не остановило идейной борьбы. Дворянская аристократия, отстаивая феодальные начала, все же признала основные политико-юридические завоевания революции. Буржуазия упорно боролась против реставрации сословных привилегий, защищала право частной собственности, хотя и признала откат от республиканских завоеваний. Идеологию последней в первой половине XIX в. выражали Б. Констан и А. Токвиль.
В идеологическом обосновании власти буржуазии важную роль сыграл Бенджамин Констан. В его лекциях и выступлениях 1767-1830 гг., объединенных в «Курс конституционной политики», изложены основные положения его либерального учения о государстве.
В центре внимания Констана — проблема соотношения личности и государства. Эту проблему он решает в либеральном ключе, на основе положения о праве как реализации свободы. Констан полагал, что человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают фундаментальные права гражданина. Свобода как основа человеческого общежития несовместима с произволом, откуда бы он ни исходил. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Констан различает свободу гражданскую (личную) и свободу политическую.
Древние народы (имеются в виду республики Древней Греции и Древнего Рима), но мнению Констана, знали только политическую свободу, которая заключалась в праве активно и непосредственно участвовать в коллективном осуществлении политической власти. Фактически это была политическая свобода коллектива как целого. Для древних весь смысл свободы заключался в публичной политической жизни, в осуществлении государственной власти. Однако, обладая политической свободой, человек в таких условиях не знал личной, гражданской свободы и был полностью подчинен власти всего общества.
Напротив, у новых народов на первое место выдвигается гражданская свобода. Она состоит в известной независимости частной жизни индивида от политической власти и включает в себя целый ряд личных прав, необходимых для беспрепятственного развития капиталистических отношений: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, собраний и печати, свободу местожительства, свободу занятий, свободу промышленности (невмешательство государства в экономику, свободная конкуренция), свободу частной собственности («собственность священна и неприкосновенна», возможность «распоряжаться своей собственностью и даже злоупотреблять ею») и т. д.
В различении Констаном гражданской и политической свободы, по сути дела, отразился процесс, которого не было в древнем мире и который свойствен капиталистическому развитию, а именно: становление буржуазного индивидуализма, а также выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер социальной жизни[10].
Движение за гражданскую свободу, отмечает Констан, наполняет собой современную историю. В личных правах реализуется "творческая" энергия новых народов.
Констан называет три основные причины перехода от свободы древних народов к свободе новых. Во-первых, коммерческий и миролюбивый дух новых народов в отличие от воинственного характера древних. Во-вторых, исчезновение рабства и изменение отношения к труду. В-третьих, небольшие размеры древних государств-городов, немногочисленность их свободного населения позволяли осуществлять непосредственную демократию; фактически верховная власть творилась на площадях. Все это повышало значение и роль каждого гражданина. Напротив, большая территория новых государств и громадная численность их населения делают непосредственную демократию невозможной, вызывают необходимость представительного правления и, следовательно, уменьшают политический вес рядовых граждан. Таким образом, ядро свободы у новых народов составляют личные права. Политическая же свобода и, следовательно, государство, по мнению Констана, в целом служат лишь средством, необходимым для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая гражданскую свободу, превращается в тиранию и уничтожает правомерные основы своего собственного существования. Отсюда вытекает весьма важный вывод: политическая власть, кому бы она ни принадлежала — монарху или народу, — не должна быть абсолютной. Границей для нее служат права индивида. Гарантиями против злоупотреблений власти, на взгляд Констана являются, во-первых, сила общественного мнения, сосредоточенная в парламенте, и, во-вторых, разделение и равновесие властей.
Констан выделяет следующую систему властей: 1) королевская власть, 2) исполнительная власть, 3) власть наследственной палаты пэров, или «представительная власть постоянная; 4) власть выборной нижней палаты («власть, представляющая общественное мнение»), 5) судебная власть. В качестве особой власти Констан выделяет также муниципальную власть.
Таким образом, для получения личностью политической свободы Констан признавал конституционную монархию наиболее подходящей формой правления.
Концепция соотечественника Констана и его младшего современника - Алексиса де Токвиля (1805-1859) сложилась под влиянием идей французов Б. Констана, П. Руайе-Коллара, Ф. Гизо. Наиболее известны работы Токвиля «О демократии в Америке» и «Старый режим и революция».
Основные положения работ Токвиля
Концепция демократии. В демократии он усматривал самое знаменательное явление эпохи. Демократия широко трактуется им как общественный строй, противоположный феодальному и не знающий сословных ограничений, устанавливающий баланс свободы и равенства.
Равенство как основа демократии. Демократия основана на стремлении к свободе и равенству, но сама должна контролировать это стремление, избегая социальных взрывов. «Постепенное установление равенства есть предначертанная свыше неизбежность. Благоразумно ли считать, что столь далеко зашедший социальный процесс может быть приостановлен усилиями одного поколения? Неужели кто-то полагает, что, победив королей, демократия остановится перед буржуазией и богачами?».
Перспективы демократии и равенства понимались Токвилем, как равенство общественного положения разных индивидов, равенство их стартовых возможностей в сферах экономической, социальной, политической жизнедеятельности[11].
Соотношение индивидуальной свободы и равенства. Люди предпочитают равенство свободе. Но порознь они не самодостаточны как условия подлинно человеческого бытия. Демократия возможна при тесном союзе равенства и свободы. Чрезмерная любовь к равенству подавляет свободу, приводит к деспотии. Деспотия, в свою очередь, обессмысливает равенство. Но вне равенства свобода недолговечна.
Необходим разумный баланс равенства и свободы, приемлемый для современной демократии.
Свобода как ценность. Жизнь в условиях свободы вызывает необходимость делать всякий раз собственный выбор, отвечать за свои действия. Высокое удовлетворение, которое приносит она, испытывает не столь широкий круг людей, какой охватывает сторонников равенства. Поэтому демократические народы с большим пылом и постоянством любят равенство, нежели свободу. Помимо всего прочего это оттого, что «нет ничего труднее, чем учиться жить свободным».
Критика вульгарно-утилитаристских иллюзий. Нельзя ожидать от свободы каких-то чудес, уподоблять ее некоему рогу изобилия, способному в одночасье обеспечить всех и каждого массой благ. «Кто ищет в свободе чего-либо другого, а не ее самой, тот создан для рабства».
Стремление к равенству и политика. Демократические народы испытывают естественное стремление к свободе, но страсть к равенству в них сильнее. «Они жаждут равенств в свободе, и, если она им недоступна, они хотят равенства, хотя бы в рабстве. Они вынесут бедность, порабощение, разгул варварства, но не потерпят аристократии». Аристократия для них — синоним неравенства. С такой тягой народа к равенству политик обязан считаться как с объективным фактом.
Сравнительный анализ демократии. Токвиль сравнивал исторический опыт Франции и США. Серьезнейшая помеха свободе и демократии в целом - чрезмерная централизация власти. Во Франции такая централизация произошла задолго до революционных потрясений, что обусловило жесткую опеку государства. В США такой централизации не произошло, установились федерализм и местное самоуправление, которые по тем временам были невозможны во Франции.
Политические основы демократии: 1. Разделение властей. 2. Местное (общинное) самоуправление как исток народного суверенитета (этот суверенитет не беспределен, необходим правительственный контроль за волей большинства во избежание его тирании). 3. Свобода печати. 4. Религиозная веротерпимость. 5. Суд присяжных. 6. Независимость судей. 7. Представительное правление (независимо от того, монархия это или республика).
Местное самоуправление как начальная школа демократии. Местное самоуправление открывает дорогу к свободе и учит пользоваться ею. Именно на местном уровне формируется соответствующий дух и психология, политическое и правовое сознание, культура участия в делах местного сообщества.
Политическая культура граждан проявляется при движении к демократии[12]. Усиление индивидуализма, самоизоляция индивидов в рамках личной жизни, отход от общественных дел нужны тем, кто предпочитает деспотические порядки, тяготится свободой. Противоядие — предоставление реальных возможностей «жить своей собственной политической жизнью, чтобы граждане получили неограниченное количество стимулов действовать сообща»; развивать гражданственность через общественные ассоциации; направить индивидуализм в конструктивное русло.
4. Немецкий либерализм
Либеральное движение на немецкой земле, начавшееся в первые десятилетия XIX в., достигло в преддверии революции 1848-1849 гг. значительной силы по масштабности, организованности и теоретической зрелости. Ранний немецкий либерализм был, по преимуществу умеренным «конституционным движением», разрабатывающим различные модели политико-юридических порядков. Такие модели содержали разные комбинации уже известных тогда в Западной Европе либеральных принципов и норм. Подобно английским и французским либералам, их немецкие единомышленники искали социальную опору в буржуазных средних слоях. Но рассчитывали они и на здравый смысл «просвещенных монархов», которые способны выражать партикулярные интересы и радеть за общее благо. Взгляды немецких либералов значительно различались, поскольку отражали социальные изменения и интересы разных слоев.
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) — государственный деятель, философ и дипломат, свое политическое сочинение «Опыт установления границ деятельности государства» написал в 1792 г., но оно было опубликовано лишь в 1851 г. Его отличает:
Позиция гуманистического индивидуализма по отношению к государству. Основная задача исследования - «найти наиболее благоприятное для человека положение в государстве», включить самобытнейшее «я» в разнообразные и тесные связи между людьми.
Дифференциация общества и государства. Гранями этой дифференциации выступают различия между: 1) системой организаций, союзов, других объединений, организуемых «снизу» самими индивидами и государственными институтами; 2) естественным, общим и позитивным правом; 3) «человеком» и «гражданином».
Признание принципиально большей значимости общества по сравнению с государством, т.к. общество и государство не равноценные величины. Естественное и общее право должно быть единственной основой права позитивного, руководящим началом при разработке и принятии государственных законов.
Анализ противоречия «общество — государство». Социальный союз людей формирует человека, обладающего достоинством и внутренней свободой. Государство олицетворяет верховную власть, не терпящую противоречий. Оно плохо переносит пестроту интересов, воль, мнений, поступков.
Определение функций государства. Истинный объем деятельности государства —то, что оно в состоянии сделать для блага общества и отдельного человека.
«Государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека». Цель государства — обеспечить безопасность граждан, создать предпосылки к вызреванию свободы нации.
Концепция «минимального государства». Типичная для раннебуржу-азного либерализма непримиримость к идее государственного попечения о позитивном благе граждан, их хозяйственном преуспевании, нравственности, физическом здоровье, личном счастье и т.д.
Осуждение государственного регулирования. Чем значительнее полномочия государственной власти, тем меньшей свободой располагают индивиды, их объединения. Государственное вмешательство «работает» против многообразия общества. «Дух правительства» приводит к однообразию и навязывает нации чуждый ей образ действий».
Обоснование опасности государственного патернализма. Государство становится опасным, когда начинает по-отечески опекать людей. Постоянное ожидание помощи от государства оборачивается бездеятельностью человека и, как следствие, нищетой[13]. При этом страдает нравственность индивида (тот, кем часто и интенсивно руководят, жертвует своей самостоятельностью и впадает в апатию) и его гражданское самосознание.
Идея законопослушания граждан. Некоторые охранительные функции государства необходимы. Граждане должны уважать законные права самого государства. Понимание необходимости государства отличает либерализм Гумбольдта от многих анархистских учений, от политического нигилизма разного толка.
Лоренц Штейн (1815-1890) отразил изменения в сознании немцев в трудах «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней», «Учение об управлении», «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии». Объекты анализа Штейна
Права индивида. Главный мотив, движущий индивидом, — стремление к самореализации, суть которой - добывание, изготовление и приумножение благ.
Произведенное личностью благо принадлежит ей, отождествляется с нею и становится столь же неприкосновенным, как она сама. Неприкосновенность такого блага и есть право.
Необходимость сотрудничества. Самореализовываться, заниматься производственной деятельностью в одиночку невозможно. Человек зависит от других людей и должен сотрудничать с ними.
Фундаментальное противоречие общества. Неодолимое стремление к полному господству над внешним миром противоречит скромным возможностям конкретного индивида.
Разделение труда, и собственность. В разделении труда и имущества законом жизни является постоянная зависимость тех, кто не владеет, от тех, кто владеет.
Существование такого разделения нельзя устранить. Значение принципа несвободы. Общество — самостоятельное персонифицированное социальное явление. Множество индивидов объединяется в общество, благодаря всесторонней зависимости людей, хотя каждый движим лишь собственной волей. В основе общества — несвобода.
Государство и свобода. Высшая форма общества — государство — обеспечивает органическое единство различных индивидуальных действий, являет собой персонифицированный организм всеобщей воли, служащий всеобщему благу.
Организация и предназначение государства обеспечивает свободу — принцип, на котором зиждется государство.
Противодействие общества и государства, постоянно друг на друга воздействующих выражается в том, что общество стремится сконструировать государство по своему подобию, а государство — создать угодный ему общественный строй, где взяты под контроль спонтанные элементы общества[14].
Верховенство законодательной власти. Исполнительная власть должна служить законодательной, что гарантирует существование правового государства. «Право управления опирается на конституцию, и имеются правовые разграничения между законом и распоряжениями».
Форма правового государства. Оптимальная форма правового государства — конституционная монархия. Центральная фигура — монарх, который не допускает преобладания в обществе партикулярных интересов, обеспечивает доминирование общих для всех людей интересов.
Местное самоуправление. Местное самоуправление рассматривается как одна из форм организации государственного управления на местном уровне. Оно осуществляется местным сообществом и избранными этим сообществом органами и должностными лицами в рамках тех полномочий, которые делегированы государством. Данная трактовка наряду с разработками других представителей германской юридической школы заложила основы государственной теории местного самоуправления, получившей широкое развитие в этот период.
Социальное государство. Монарх и чиновники самостоятельно выступают против естественных тенденций господствующих классов, за возвышение низшего, прежде социально и политически подчиненного класса. Конституционной монархии надлежит стать государством социальных реформ «в интересах подъема образования и статуса низших слоев населения, достижения более высокого уровня производительности труда, потребления и более высоких жизненных возможностей».
Влияние теории Штейна на буржуазную политическую идеологию XIX в. было значительным. Конституционная монархия, способная балансировать между буржуазией и дворянством, с одной стороны, и между пролетариатом и имущими классами — с другой, длительное время оставалась знаменем умеренной либеральной буржуазии. К идеям «надклассовой» и «социальной» монархии, способной примирить противоречия между капиталом и трудом, обращались политические лидеры кайзеровской Германии (О. Бисмарк и др.). Социал-реформистов привлекает стратегический замысел Штейна: с помощью искусного социал-политического маневрирования отвлечь пролетариат от постулатов социализма и коммунизма и переключить его на добровольную поддержку существующей системы. Теоретические положения Штейна о связи политической власти и государства с обществом, классами, собственностью были для своего времени наряду с соответствующими концепциями английских экономистов и французских историков периода Реставрации заметным явлением в познании социально-политической жизни и прокладывали путь к социологической теории политики и государства. Историки политической мысли отмечают также определенное влияние теории Штейна на становление концепции К. Маркса о классовой сущности государства.
Список литературы
1. Акмолова А. А., Капицын В. М. История политических и правовых учений. М.: Юриспруденция, 2002, 288 с.
2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. – 2-е изд. Под общей редакцией В. Н. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА, 2000, 736 с.
3. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 1999, 618 с.
4. История политических учений. Под общей ред. проф. Мартышина. М.: Издательство НОРМА, 2002, 912 с.
5. История политических и правовых учений ХIХ века. Под общей редакцией В. Н. Нерсесянца. М., 1993, 390 с.
6. Ярославцев В. Г. История политических учений: Учебное пособие/НГАЭиУ. – Новосибирск, 1995, 99 с.
[1] Акмолова А. А., Капицын В. М. История политических и правовых учений. М.: Юриспруденция, 2002, с. 132
[2] История политических и правовых учений ХIХ века. Под общей редакцией В. Н. Нерсесянца. М., с. 304
[3] История политических учений. Под общей ред. проф. Мартышина. М.: Издательство НОРМА, 2002, с. 409
[4] История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 1999, с. 229
[5] История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 1999, с. 307
[6] История политических и правовых учений ХIХ века. Под общей редакцией В. Н. Нерсесянца. М., 1993, 390 с.
[7] История политических и правовых учений ХIХ века. Под общей редакцией В. Н. Нерсесянца. М., 1993, с. 74
[8] История политических учений. Под общей ред. проф. Мартышина. М.: Издательство НОРМА, 2002, 912 с.
[9] Ярославцев В. Г. История политических учений: Учебное пособие/НГАЭиУ. – Новосибирск, 1995, с. 56
[10] История политических и правовых учений ХIХ века. Под общей редакцией В. Н. Нерсесянца. М., 1993, с. 132
[11] Ярославцев В. Г. История политических учений: Учебное пособие/НГАЭиУ. – Новосибирск, 1995, с. 70
[12] История политических учений. Под общей ред. проф. Мартышина. М.: Издательство НОРМА, 2002, с. 201
[13] Акмолова А. А., Капицын В. М. История политических и правовых учений. М.: Юриспруденция, 2002, с. 140
[14]История политических и правовых учений. Учебник для вузов. – 2-е изд. Под общей редакцией В. Н. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА, 2000, с. 446