Содержание

Введение. 3

1. Концепции технополисов. 5

2. Организационная основа создания Технополиса РК.. 9

3. Этапы реализации Технополиса РК.. 12

4. Финансовые источники. 15

5. Полученный результат. 19

Заключение. 20

Список литературы.. 22

Введение

Республике Карелия для выхода из экономического кризиса недостаточно только мероприятий по структурной реорганизации производства, регулированию цен монополистов, ужесточению контроля за сбором налогов, законодательной поддержке инвестиций, лоббированию карельских предприятий, приватизации собственности и т.д. Необходима “последняя капля”. И этой “последней каплей”, которая сможет качнуть “чашу весов” карельской экономики в сторону подъема, является целенаправленная федеральная и региональная инновационная политика.

Основная цель работы - создание необходимой материально-технической, организационно-кадровой и информационно-методической базы для реализации инновационной политики Республики Карелия на базе Петрозаводского Государственного Университета (ПетрГУ).

Формирование инновационной политики в Республике Карелия является объективным  требованием ее дальнейшего развития в реальных условиях переходного периода. Процесс экономического развития республики может быть реализован лишь на базе повышения технологического уровня производства. При этом инновационная политика в республике должна быть органически взаимосвязана с общей социально-экономической деятельностью и являться одной из составляющих единой долгосрочной политики развития Республики Карелия.

Отсутствие четкой государственной инновационной стратегии приводит ко всевозрастающему технологическому отставанию России, в том числе и Карелии, от индустриально развитых держав, деградации интеллектуального потенциала и производственной базы. Учитывая эти негативные процессы, особое внимание следует уделять созданию механизма управления инновационной деятельностью. Создание такого механизма требует проведения комплекса мер в различных областях деятельности, в том числе в совершенствовании регионального законодательства, в создании инновационной инфраструктуры, в формировании информационных потоков, в активизации деятельности в области поддержки инноваций и трансфера технологий, во внедрении инновационного образования.

Проблематично делать ставку на производства, которые есть у южных соседей Карелии (Вологодской, Ленинградской и др. областей). Себестоимость карельской продукции всегда будет выше, как минимум, на 15% аналогичной продукции более южных российских регионов (с более благоприятными климатическими условиями). Надо делать ставку:

- на производства, которых нет у ближайших соседей;

- на производства, использующие более эффективные технологии;

- на производства, ориентированные на экспорт.

Главная задача Технополиса РК – создать первые базовые островки совместных высокоэффективных инновационных предприятий на территории Республики Карелия в целях совместного использования природных богатств и кадрового потенциала. Это позволит привлечь инвестиции не только малого и среднего, но и крупного бизнеса зарубежных стран, в первую очередь стран Северной Европы, а также финансирование из международных программ ЕС, федеральных и межвузовских программ, направленных на инновационное развитие регионов и поддержку малого бизнеса.

Для зарубежных партнеров открытие своих предприятий в Технополисе РК станет “зонтиком” от сложностей и несовершенств российского законодательства и снизит в целом необходимые вложения капитала на начальном этапе. При этом Республика Карелия получит реальных инвесторов и новые технологии.

  В стратегическом плане такой объект инфраструктуры поддержки инноваций в Республике Карелия преследует цель сохранения и развития имеющегося научно-технического потенциала РК как основы экономического развития республики в 21-м веке.

  Создание Технополиса РК является важным шагом в подготовке инновационного этапа развития Карелии.

1. Концепции технополисов

«Научные парки» - формы интеграции науки с промышленностью - относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

В развитии «научных парков» четко прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда возникло большинство “научных парков” на их «родине» - в США - и появились зачаточные их формы в западноевропейских странах - Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е годы, с начала которых стало формироваться “второе поколение» технополисов в США и Западной Европе, появились технополисы и в странах, где их раньше не было (Японии и других странах Дальнего Востока), многообразие «парков» пополнилось новыми их разновидностями.

«Научные парки» можно условно свести к трем моделям - американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).

Модели технополисов[1]

Основные характеристики

Американская модель

Смешанная модель

Японская модель

Российская модель

Цели создания

Коммерциали­зация      науки, расширение мирового влия­ния

Структурная перестройка экономики отдельных регионов

Стремление к

мировому лидерству

Сохранение научно-технического потенциала, использование мощностей ВПК

Основные участники

Университеты, частные фирмы и банки, частично государство

Государство, местные власти, частные фирмы, университеты

Отраслевые и академические институты (в первую очередь оборонного профиля), предприятия ВПК, государство, частично коммерческие структуры и университеты

Факторы успеха

Высокий научный уровень исследований в университетах, эффектная основная инфраструктура

Творческая инициатива,

Дух предпринимательства

Высокая динамика рынка новых товаров, высокий уровень распространения информации, сеть малых и средних фирм

Концентрация научно-технического, образовательного и промышленного потенциала на конкретных территория, выгодное географическое положение

Специализация

Микроэлектроника, военные технологии, биотехнология,

Аэрокосмическая            Ядерные исследо

техника                             вания, охрана

                                          окружающей среды

Робототехника, керамика, мехатроника, оптика, освоение ресурсов моря

Термоядерный синтез, композиты, биотехнология, аэрокосмическая техника, военные технологии

Особенности

Военная направленность исследования, зрелость структуры и отлаженность механизмов функционирования

Тщательное планирование, ориентация на решение региональных проблем

Использование     потенциала ВПК, неразвитость рынка научной информации и услуг, отсутствие рыночной инфраструктуры.

Примеры

Силиконовая долина (Пало Альто, Калифорния), Шоссе 128 (Бостон), Долина бионики (Юта), Аллея роботов (Флорида), Спутниковая аллея (Мэриленд). Всего от 130 до 300 парков и технополисов

София-Антиполис (Ницца, Франция),   Си­ликоновый Глен Рдинбург, Шотландия), «Изар-Вэлли» (Мюнхен, Германия), «Иннополли» (Хельсинки, Финляндия), Бари (Италия). Всего — более 200 парков   и технополисов

Уцуномия (Уцуномия), Киби-Когэн (Окаяма), Силико­новый остров (о. Кюсю). Все­го  25  технополисов

«Российская   кремние­вая долина»(Зелено­град), «Экотехнополис» (Троицк, Москов­ская обл.), «Информград» (Об-нинск, Калужская обл.), «Заречный» (п. Зареч­ный, Свердлов­ская обл.), «Агротехно-полис» (Волгоград), «Сибирский     технопо-лис» (Новосибирск) и др.

Американская модель.

В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “научных парков”:

• “научные парки” в узком смысле слова;

• “исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;

• “инкубаторы”(в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год “высокотехнологичным” компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 году - 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний - три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании (“Локхид”), химические и биотехнологические.

Типичный пример “исследовательского парка”, в котором на землях университета находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных компаний, а исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью, - Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ), частный исследовательский центр США с бюджетом около 68 млн. долларов в год.

“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший “научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк” в Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство.

С начала 80-х годов в западноевропейских странах получила распространение новая для этих стран разновидность технополисов, ориентированная на нужды мелких “высокотехнологичных” предприятий, - инновационные центры, сходные с американскими “инкубаторами”. Их задача - соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить “стартовый период” новым внедренческим компаниям.

Функции инновационных центров охватывают различные стадии инновационного процесса, в особенности стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции. Для этого не всегда требуется создание новых компаний. Часто инновационные центры оказывают исследователям-предпринимателям помощь в продаже лицензии на новый продукт уже действующим производителям.

Ряд инновационных центров находятся в ведении местных властей, а более крупные входят в Европейскую сеть с базой в Брюсселе. Она объединяет около 40 инновационных центров. Связывая инновационные центры разных стран, Европейская сеть облегчает фирмам межстрановую торговлю технологиями.

Японская модель.

Японская модель “научных парков”, в отличие от американской, предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых “технополисов”, сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект “Технополис” - проект создания технополисов - был принят к реализации в 1982 году.

В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно разбросанных по четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять следующим критериям:

• быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки;

• занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;

• иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;

• быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.

В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен “город мозгов” - Цукуба. В нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от “технополисов”, главная цель которых - коммерциализация результатов научных изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба - город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.

Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за счет местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технополисов” (Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство “научных городков” типа Цукубы. Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных университетов. Большинство “технополисов” создают центры “пограничной технологии” - инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

Смешанная модель.

Примером смешанной модели “научных парков”, ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить “научные парки Франции, в частности, крупнейший из них “София Антиполис” (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых - около 6 тысяч человек).[2]

2. Организационная основа создания Технополиса РК

Стратегической задачей создания Технополиса РК на базе ПетрГУ является привлечение к этому проекту максимального количества участников всех уровней (городского, республиканского, федерального, международного). Именно фокусирование денежных и материальных ресурсов на данном проекте позволит за сравнительно короткий срок (2004-2007 гг.) не только создать базовую инновационную инфраструктуру, но и ускорить процесс создания и становления большого количества малых инновационных предприятий.

1. Описание Технополиса РК

Технополис РК (на базе ПетрГУ) включает в себя следующие структуры:

-                        университет

-                        инновационный центр;

-                        инновационный бизнес-инкубатор;

-                        научно-технологический парк;

-                        промышленный парк.

В течение 2000 -2002 гг. КИЦБИ при содействии научного отдела ПетрГУ заложил организационно-методические основы инновационной деятельности как внутри ПетрГУ, так и на региональном уровне (в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» совместно с Институтом экономики КарНЦ РАН были разработаны проект Закона РК «Об инновационной деятельности в РК», основные положения Программы государственной поддержки инновационной деятельности в РК, основы Инновационной концепции экономического развития РК и т.д.).

С 2002 года КИЦБИ особое внимание уделяет формированию комплексной информационно-образовательной системы поддержки малого и среднего бизнеса, а также поиску и продвижению инновационных проектов различных авторских коллективов и фирм (проведение семинаров и консультаций, разработка и размещение в сети Интернет Web-сайтов «Поддержка инноваций и малого бизнеса», «Малый и средний бизнес» и «Проекты Республики Карелия», содействие в подготовке заявок на финансирование проектов и т.д.).

Инновационный центр призван не только координировать работу всех структур Технополиса РК, но и сопровождать инновации от момента их зарождения до момента их внедрения в производство, проводить мероприятия, связанные с информационно-образовательным обеспечением инновационной деятельности в РК.

Инновационный бизнес-инкубатор предполагается создать в форме Инновационного технологического центра «Комплексный центр поддержки малого и среднего бизнеса Европейского Севера России» (ИТЦ) на базе одного из зданий в центре Петрозаводска. Основные функции – инкубирование малых инновационных фирм, внедрение инноваций, раскрутка совместных предприятий.

Основной целью инновационного бизнес-инкубатора является всесторонняя помощь инновационным предприятиям на начальном этапе их становления. Инновационный бизнес-инкубатор будет предоставлять офисные и производственные помещения, телефонную и телефаксную связь, выход в глобальные компьютерные сети, в том числе Интернет, оргтехнику, секретарские и бухгалтерские услуги, маркетинговые, юридические, инжиниринговые и др. консалтинговые услуги, лизинговые услуги, помощь в поиске источников финансирования проектов.

Кроме бизнес-инкубатора на площадях ИТЦ будут размещаться структура управления Технополисом РК, центр трансфера технологий, учебно-деловой компьютерный центр коллективного пользования, совместная бухгалтерия, службы маркетинга, консалтинга, лизинга, юридической консультации.

На территории ИТЦ будут располагаться конференц-зал, столовая, кафе, комнаты ведения переговоров, центр рецепции, центр оргтехники, постоянно действующая выставка инновационных проектов (в холле). Кроме того, там будут располагаться тренажерный зал и сауна. Во дворе ИТЦ будут находиться автостоянка, гараж и складские помещения.

Проект создания ИТЦ состоит из двух составляющих частей: российской и международной. Основная идея международной части проекта – создание в ИТЦ инкубационных условий для привлечения инвестиций из стран Северной Европы путем создания и размещения в ИТЦ более половины совместных предприятий. Основная идея российской части проекта – создание мелкосерийных производств малого бизнеса на базе данного ИТЦ, а в дальнейшем – расширение производственных площадей на базе одного и/или нескольких производственных предприятий, расположенных как в Петрозаводске, так и в районах Карелии (что будет способствовать целям выведения этих предприятий из кризиса и/или повышению эффективности их функционирования).

Научно-технологический парк (НТП) предполагается создать на базе площадей университетского городка и/или зданий/сооружений административного и производственно-технического назначения в Петрозаводске, расположенных вблизи университетской инфраструктуры. Основная функция – раскрутка научно-технических разработок ПетрГУ и других научно-исследовательских учреждений РК, создание и развитие инновационных фирм высоких технологий.

Научно-технологический парк представляет собой место, где будут размещаться инновационные предприятия (как правило, с наукоемким производством). Эффект от их совместного размещения будет достигаться не только за счет общей эксплуатации инженерных коммуникаций, транспортно-складского оборудования и оргтехники, но и за счет взаимовыгодного сотрудничества в продвижении своих и совместных инновационных проектов в области высоких технологий и “ноу-хау”.

Промышленный парк предполагается создать в форме свободной экономической зоны на базе одного или нескольких петрозаводских предприятий (которые будут переданы в состав ПетрГУ). Основная функция – организация серийного производства, создание совместных производств, полигон для новых западных технологий, привлечение инвестиций.

Промышленный парк представляет собой территорию, на которой располагаются различные производственные предприятия. При этом общая инфраструктура (инженерно-технические коммуникации, связь, охрана и т.д.) существенно снижает стоимость производимой продукции.

В рамках промышленного парка планируется создать Центр санации предприятий – организацию, ориентированную на комплексное решение проблем предприятий Республики Карелия, попавших в кризисное положение (совершенствование продукции и технологических процессов; поиск, разработка и освоение новых видов продукции; внедрение новых технологий; мониторинг соответствующих сегментов рынка; помощь в менеджменте и маркетинге; проведение рекламных кампаний; целевая подготовка персонала; стратегическое планирование; разработка бизнес-планов; бизнес-реинжиниринг; формирование, подготовка и поддержка «кризисных» команд).[3]

3. Этапы реализации Технополиса РК

1-й этап – создание инновационного бизнес-инкубатора в форме инновационно-технологического центра (ИТЦ) на площадях одного из зданий в центре Петрозаводска.

  Срок исполнения:         2004 - 2006 гг.

Главная задача этапа – передача здания под ИТЦ на баланс ПетрГУ (2000 г.), реконструкция офисных и производственных помещений (2005 гг.), размещение малых инновационных фирм (2006 г.).

Объем затрат:    $1000000 (25000000 руб.)

Инновационный бизнес-инкубатор является структурой, генерирующей создание и первоначальное становление инновационных предприятий, часть из которых впоследствии разместится на других производственных площадях Технополиса РК. Главная цель – инкубирование предприятий, внедряющих новые технологии.

2-й этап – создание научно-технологического парка на площадях университетского городка и/или зданий/сооружений административного и производственно-технического назначения в Петрозаводске.

  Срок исполнения:         2005 - 2007 гг.

Главная задача этапа – передача административных и производственно-технических площадей (зданий/сооружений) под НТП на баланс ПетрГУ (2005 г.), реконструкция (2005 - 2006 гг.), запуск в эксплуатацию (2007 г.), размещение малых предприятий высоких технологий (2003 г.).

Объем затрат:    $1000000 (25000000 руб.)

Научно-технологический парк является структурой-катализатором создания и развития инновационных предприятий, продвигающих на российский и зарубежный рынки научно-технические разработки карельских ученых и изобретателей. Главная цель – обеспечение благоприятных условий функционирования для предприятий высоких технологий.

3-й этап – организация промышленного парка в виде свободной экономической зоны на базе одного или нескольких предприятий Петрозаводска.

  Срок исполнения:         2004 - 2007 гг.

Главная задача этапа – подготовка (2004 - 2005 гг.), реконструкция (2005-2006 гг.), запуск в эксплуатацию (2005 - 2007 гг.).

Объем затрат:    $500000 (12500000 руб.)

Промышленный парк является местом постоянного размещения наиболее перспективных предприятий, напрямую связанных с внедрением новых западных, российских и карельских технологий. Главная цель – раскрутка высокорентабельных предприятий с массовым серийным производством.

Общая минимальная стоимость проекта создания в 2004-2007 гг. Технополиса РК на базе ПетрГУ (без учета материально-технического и др. вклада ПетрГУ) составляет $2500000 (62500000 руб.).

Описание мероприятий этапов создания Технополиса РК на базе ПетрГУ

На 1-м этапе:

-  разрабатывается комплексная программа участия Правительства РК, министерств и ведомств РК, федеральных министерств и ведомств, местных администраций, международных организаций в реализации проекта создания Технополиса РК;

-  укрепляется (из других источников финансирования) материально-техническая база ПетрГУ (ремонт и реконструкция главного корпуса, достройка университетского городка) как базовой структуры Технополиса РК;

-  расширяется КИЦБИ (дополнительные площади, оборудование, штат)– связующей структуры Технополиса РК;

-  формируются информационные базы данных в области поддержки инноваций;

-  создается комплексная система информационного обеспечения инновационной деятельности в РК;

-  проводится первоначальное продвижение перспективных научно-технических разработок ПетрГУ;

-  разрабатываются основы инновационной политики РК (аналитический обзор состояния дел в области внедрения инноваций, анализ инновационного законодательства, проект Закона РК «Об инновационной деятельности в РК», проект программы государственной поддержки инновационной деятельности в РК, проект инновационной концепции экономического развития РК).

-  создается инновационный бизнес-инкубатор в форме ИТЦ «Комплексный центр поддержки малого и среднего бизнеса Европейского Севера России»;

-  подбираются инновационные проекты и фирмы для будущего их инкубирования;

-  создается конвейерный механизм поддержки инновационной деятельности в РК;

-  формируются кадры для обеспечения деятельности Технополиса РК.

На 2-м этапе:

-  создается научно-технологический парк;

-  создаются и размещаются на территории научно-технологического парка инновационные проекты и фирмы высоких технологий;

-  окончательно формируется материально-техническая база для поддержки инновационной деятельности в ПетрГУ и других научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций РК;

На 3-м этапе:

-  решаются организационные вопросы создания свободной экономической зоны на базе одного или нескольких предприятий Петрозаводска (как структурных подразделений ПетрГУ);

-  размещаются в промышленном парке совместные и/или иностранные производства;

-  создается промышленная инфраструктура-катализатор притока западных инвестиций в РК.

-  окончательно формируется Технополис РК как комплексная базовая инфраструктура для перехода РК к инновационному этапу развития.

Параллельно с созданием базовых структур Технополиса РК предполагается создание его филиалов в городах Сортавала, Костомукша, Беломорск, Кондопога и Сегежа на основе материально-технической, кадровой и информационной базы филиалов Петрозаводского государственного университета.[4]

4. Финансовые источники

Основными источниками финансирования проекта создания Технополиса РК на базе ПетрГУ являются:

-                        Бюджетные и внебюджетные средства РК ($425000 (10625000 руб.) ежегодно (2004 - 2007 гг.), всего – $1 700000 (42500000 руб.));

-                        Бюджетные и внебюджетные средства Петрозаводска ($200000 (5000000 руб.) ежегодно (2004 - 2007 гг.), всего - $800000 (20000000 руб.));

Дополнительными источниками финансирования проекта создания Технополиса РК на базе ПетрГУ являются:

-                        Министерство общего и профессионального образования РФ ($40000 (1000000 руб.) единоразово и $10000 (250000 руб.) ежегодно, всего - $80000 (2000000 руб.));

-                        Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере ($800000 (20000000 руб.) единоразово);

-                        Министерство по региональной политике ($20000 (500000 руб.) единоразово);

-                        Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства ($20000 (500000 руб.) единоразово);

-                        Другие возможные источники, в том числе помощь предприятий и организаций РК, а также финансирование со стороны зарубежных участников проекта ($580000 (14500 000 руб.)).

Финансирование международной части проекта предполагается в рамках подпрограмм TACIS: Cross-Border Cooperation Programme, Small Tacis, Karelia-Interreg, а также Баренцевой программы.

Кроме этого, планируется участие в проекте Губернии Оулу (Финляндия) на основе Соглашения между Республикой Карелия и Губернией Оулу.

В процессе создания Технополиса РК планируется активизировать работу по содействию финансированию научно-технических проектов предприятий Технополиса РК за счет:

- расширения круга инвесторов;

- совершенствования методов и расширения практики посредничества между предприятиями и инвесторами;

- выполнения поручений инвесторов по техническому и финансовому контролю исполнения договоров с исполнителями проектов.

Средства для финансирования научно-технических проектов планируется привлекать:

на безвозвратной основе в виде выделения целевых ассигнований федерального, республиканского и местных бюджетов, а также грантов российских и международных фондов и программ;

на возвратной основе в виде льготных кредитов и беспроцентных ссуд, а также за счет вхождения инвесторов в уставной капитал предприятий-исполнителей.

Также планируется привлекать средства:

1) Российского фонда технологического развития - в виде "беспроцентных валютных ссуд" в 100-300 тысяч долларов США при сроке возврата 2,5-4 года - для финансирования разработки продукции и технологий, находящихся на стадии завершения НИОКР и готовящихся к передаче в производство;

2) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1000000 руб.) - на возвратной основе сроком до полутора лет с оплатой за использование средств в размере до 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ - для развертывания производства и реализации других высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства;

3) Министерства науки и технологий РФ (100000 руб. ежегодно)- из средств федерального бюджета - для финансирования приоритетных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, научно-технических программ создания новой техники, а также программ, сформированных и реализуемых на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений;

4) Министерства общего и профессионального образования РФ (150000 руб. ежегодно) - из программ «Университетские технопарки и инновации», «Содействие инновационной деятельности», «Поддержка малого предпринимательства и экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы»;

6) Министерства по региональной политике РФ (50000 руб. ежегодно) из программ развития Северных территорий России;

5) Республики Карелия (200000 руб. ежегодно) - возвратное и безвозвратное финансирование научно-технических проектов, представляющих интерес для республики;

6) Администрации Петрозаводска (100000 руб. ежегодно)  - возвратное и безвозвратное финансирование научно-технических проектов, представляющих интерес для города;

7) Европейского Севера России (в т.ч. Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми) - возвратное и безвозвратное финансирование научно-технических проектов, представляющих интерес для соответствующих регионов.

Рассматриваются также возможности привлечения иных инвестиционных ресурсов:

Отечественных

1.                     Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (300 000 руб. ежегодно) - для поддержки инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий;

2.                     Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Карелия (2000000 руб. ежегодно) для содействия инвестированию перспективных и приоритетных проектов и их внедрению на промышленных предприятиях Республики Карелия;

3.                     Петрозаводского городского фонда поддержки малого предпринимательства (500000 руб. ежегодно) - для содействия инвестированию перспективных и приоритетных проектов и их внедрению на промышленных предприятиях Петрозаводска.

Иностранных

4.                     для обеспечения проведения совместных НИОКР карельских и европейских организаций по Программе исследований и технологического развития ЕС;

5.                     планируется заключить Соглашение с UNIDO, предусматривающее тесное взаимодействие в целях создания инфраструктуры для поддержки совместных технологических и/или инвестиционных проектов государственных и частных организаций Северо-Европейского региона России и других стран;

6.                     планируется привлечение к инвестированию в предприятия Технополиса РК российских и международных венчурных фондов, в том числе Russian Technology Fund, Small Enterprises Assistance Funds, St. Petersburg Regional Venture Fund;

7.                     в процессе реализации настоящего проекта совместно с зарубежными партнерами КИЦБИ будут подготовлены заявки в программы ЕС: Tacis, Cross-Border Cooperation Programme, Karelia-Interreg, Support of Small Business.

5. Полученный результат

В результате создания Технополиса РК и вывода его на оптимальный режим работы будут созданы все необходимые и достаточные условия для:

-                       роста количества и качества инновационных проектов РК, ускорения сроков их продвижения;

-                       фокусирования научно-технических разработок ПетрГУ и КарНЦ РАН на приоритетных направлениях развития РК;

-                       ускорения внедрения новых технологий, в том числе западных, на предприятиях РК;

-                       повышения качества инновационного образования студентов и аспирантов в ПетрГУ;

-                       роста эффективности влияния ПетрГУ на инновационное развитие Республики Карелия и Европейского Севера России.

Технополис РК станет головной структурой дальнейшего развития системы массовой поддержки инновационного предпринимательства в Республике Карелия.

После выхода Технополиса РК на оптимальный режим функционирования будут созданы необходимые предпосылки для превращения его в головную структуру по инновационному развитию не только Республики Карелия, но и всего Европейского Севера России.[5]

Заключение

Согласно сценарию социально-экономического развития Республики Карелия, зафиксированному в Концепции социально-экономического развития на период 1999 - 2002 - 2010 гг. предполагаются следующие три этапа социально-экономического развития Карелии:

1. Мобилизационный (адаптация предприятий и населения к рыночным условиям, прекращение спада производства) – до 2006-2007 гг.

2. Стабилизационный (достижение устойчивой ситуации в экономике и формирование необходимых институтов, условий и предпосылок экономического роста) – до 2009 г.

3. Инновационный (комплексное и сбалансированное развитие региона) – после 2005 г.

Главная задача мобилизационного этапа развития - начать создание необходимой инфраструктуры, осуществить реформирование предприятий, заменить менеджеров (и собственников) на адаптировавшихся к рынку, способных привлечь и эффективно использовать инвестиции, снизить затраты, повысить производительность труда, выйти на новые рынки.

На стабилизационном этапе предполагается значительно повысить эффективность действующих предприятий, провести их модернизацию. Для этого в республике необходимо определить предприятия, поддержка которых даст наибольшую отдачу (точки экономического роста).

Инновационный этап развития базируется на фундаменте, заложенном на предыдущих этапах. Предприятия будут ориентироваться на повышение эффективности капитала через активное применение современных технологий (включая сферу управления). Инновации будут связаны и с новыми высокотехнологичными и наукоемкими отраслями, и с традиционными для республики производствами, базирующимися на местных ресурсах. Создание и реализация масштабных инновационных проектов активизирует развитие новых производств в республике.

Для успешной реализации инновационного этапа развития Республики Карелия и предлагается создать на базе ПетрГУ интегрированную структуру, которая бы стала катализатором инновационных процессов в региональном масштабе – Технополис Республики Карелия.

Список литературы

1.                     Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки.  № 2, 2002. -  С. 10-12

2.                     Бык В. Ф. Методологические основы создания Технополиса и других инновационных структур. – М: Бизнес,  2003. – 350 с.

3.                      Инновационные технологии. Теория и практика // Сб. докл. науч.-практич. конф. – Карелия: ИННОТЕХ, 2003. – 462 с.

4.                     Фединин В. Гермес финансирует науку: [о разработке новых технологий] // Деловой мир, № 5, 2003. - С. 15 – 18.

5.                     Шарай Е. В. Проектирование свободной инновационной экономической зоны в Республике Карелия. – Карелия: ИННОТЕХ, 2003. – 401 с.


[1] [1] Фединин В. Гермес финансирует науку: [о разработке новых технологий] // Деловой мир, № 5, 2003. - С. 15 – 18.

[2] Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки.  № 2, 2002. -  С. 10-12

[3] Бык В. Ф. Методологические основы создания Технополиса и других инновационных структур. – М: Бизнес,  2003. – 350 с.

[4] Инновационные технологии. Теория и практика // Сб. докл. науч.-практич. конф. – Карелия: ИННОТЕХ, 2003. – 462 с.

[5] Шарай Е. В. Проектирование свободной инновационной экономической зоны в Республике Карелия. – Карелия: ИННОТЕХ, 2003. – 401 с.