Содержание



10. Этапы процесса ценообразования............................................................... 3

24. Особенности торговых надбавок в розничной торговле............................ 8

Список литературы........................................................................................... 11

10. Этапы процесса ценообразования

Проблема ценообразования в рыночной экономике состоит из двух взаимосвязанных и существенно дополняющих друг друга частей: расчета исходной цены и ценовой политики.

По Ф. Котлеру, последовательность расчета исходной цены состоит из шести этапов:

- постановка целей и задач ценообразования;

- определение спроса;

- оценка издержек;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- установление окончательной цены[1].

На первом этапе предприятие (фирма) должно четко определить цели, которых оно собирается достичь путем производства и/или реализации (продаж) конкретного товара или услуг.

Вторым этапом расчета исходной цены товара является определение спроса. Причем цена и спрос находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. От уровня цены зависит спрос. Обычно, чем выше цена, тем ниже спрос. Однако бывают случаи, когда высокая цена повышает спрос: это связано с тем, что покупатели высокую цену связали с высоким качеством товара или услуг (может быть не всегда и оправдано).

Здесь же исследуется и эластичность спроса, показывающая степень чувствительности спроса к изменению цены. От эластичности или неэластичности спроса будет зависеть, в каком направлении пойдет движение цен на данный товар (услугу).

Процесс ценовой стабилизации однозначен не для всех товаров и услуг. Спрос на некоторые товары не чувствителен к изменению цен на них, т. е. по маркетинговой терминологии они обладают неэластичным спросом (например, спички или соль).

Эластичным спросом обладают товары, весьма чувствительные к росту или падению цен. Если цена товара слишком низкая, покупатель начинает сомневаться в качестве товара, а если слишком высока, то считает, что данный товар не стоит таких денег[2].

Итак,

Этап 1 Ценовая политика предприятия должна быть направлена на достижение одной из следующих целей:

1.                 обеспечение выживаемости фирмы (устанавливается цена, которая только покрывает издержки), в т.ч. при завоевание нового рынка;

2.                 максимизация прибыли;

3.                 поддержание стабильной доли на рынке;

4.                 обеспечение соответствия цены на продукт – выбранной фирмой стратегии позиционирования этого продукта.

Этап 2 Анализ спроса

При определении цены необходимо обязательно учитывать эластичность спроса на данный продукт. Эластичность спроса показывает, на сколько изменится объем продаж товара при изменении цены на товар на один процент. Если показатель больше единицы – спрос считается эластичным, меньше – неэластичным.

При эластичном спросе даже небольшое снижение цены может привести к значительному росту продаж. При малой эластичности спроса, наоборот, даже большие колебания цены не приводят к значимым изменениям величины спроса. В этом случае для увеличения объема продаж производителю необходимо использовать неценовые методы стимулирования продаж.

Этап 3 Ценовая оценка издержек

При определении рациональной цены необходимо произвести оценку издержек по статьям переменных и постоянных затрат для определения возможности их снижения. Для оценки возможности снижения постоянных издержек можно использовать метод функционально-стоимостного анализа. Суть функционально-стоимостного анализа заключается в проведении анализа издержек производства в разбивке по отдельным элементам изделия.

Этап 4 Анализ цен и товаров конкурентов

Фирме необходимо знать качество и цену товаров своих конкурентов. Данные цены могут быть использованы в качестве отправной точки в процессе ценообразования на собственные продукты. Анализ цен и качества товаров конкурентов может производиться с помощью выборочных закупок и анализа прайс-листов, а также опросов потребителей о качестве однотипной продукции различных производителей.

Этап 5 Выбор подхода и метода ценообразования

Существует 2 подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход – это способ ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и сбыт товаров[3]. Логическая цепочка при этом следующая:

Продукт              технология          затраты                цена            ценность               покупатели

Ценностное ценообразование – установление цен на уровне, обеспечивающем фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения «ценность/затраты»[4]. При этом логическая цепочка следующая:

Покупатели                   ценность              цена            затраты                технология          продукт

После определения подхода к ценообразованию выбирается конкретный метод установления цен.

Возможные методы ценообразования:

1.                 Метод «средние издержки плюс прибыль» В основе данного метода лежит затратный подход. Данный метод является наиболее простым из существующих и заключается в установлении наценки на себестоимость товара.

2.                 Метод анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли В данном случае фирма стремится установить цену, которая обеспечивала бы ей желаемый объем прибыли.

3.                 Метод определения цени на основе ощущаемой ценности товара При использовании данного метода цена призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара.

4.                 Метод определения цены на уровне текущих цен Метод ценообразования на уровне текущих цен является довольно популярным, особенно в тех случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру.

Этап 6 Установление окончательной цены

В результате выбора одного или комбинации нескольких методов ценообразования фирма сужает диапазон, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара.

Окончательная цена товара определяется в зависимости от целого комплекса факторов – ассортимента, различий в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различий в уровнях спроса, распределения покупок по времени и пр[5].

24. Особенности торговых надбавок в розничной торговле

Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элемен­тов - торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупате­лю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предпри­ятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую степень связи с ценой производителя, уровень торговой надбав­ки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот - при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки.

Прежде всего, выясним, в каком диапазоне потребитель­ского рынка может формироваться торговая надбавка роз­ничного предприятия, т.е. определим возможные границы его маневра в формировании своей ценовой политики:

Из рисунка 1 видно, что нижним пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли высту­пают цены оптового предложения товара на рынке, опреде­ляемые ценами его производителей и оптовых посредников. Верхний пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли являются цены спроса конечных поку­пателей товара.

Наряду с внешними границами возможного диапазона формирования торговой надбавки розничного торгового Предприятия, рассмотрим также состав ее внутренних эле­ментов.


Цены предложения производителей товаров



Цены предложения оптовых посредников



«Поле» формирования торговых надбавок предприятиями розничной торговли



Цены спроса розничных покупателей


Цены предложения                                    Цены предложения

на потребительском рынке                       на потребительском рынке

рис.1 Формирование торговой надбавки


Торговая надбавка предприятия состоит из трех основных элементов:

1)    суммы издержек об­ращения, связанных с реализацией товара;

2)    суммы налого­вых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы и пошлины

3)    суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов).

Снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых плате­жей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказа от импорта ряда товаров, осуществления более эф­фективной налоговой политики (более полного использова­ния системы налоговых льгот) и других мероприятий. Сни­жение уровня первых двух элементов в цене товаров позво­ляет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную ценовую политику.

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной страте­гии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. По­следняя из стратегий является преобладающей. Стремясь под­держивать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуще­ствляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь уровень торговой надбавки (наценки) далеко не все­гда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и, наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного пи­тания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (на­ценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли[6].

Список литературы


1.     Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Ростингэр», 1996.

2.     Новиков А.М., Новикова Н.Е. Универсальный экономический словарь. М., «Наука», 1994.

3.     Общая теория денег и кредита./Под ред. Е.Ф.Жукова. – М., 2000.

4.     Цены и ценообразование. / Под ред. С.И.Долгова, В.В.Васильева, С.П.Гончарова и др. М., «Высшая школа», 1999.

5.     Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2001.






[1] См.: Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Ростингэр», 1996. С. 335.

[2] Общая теория денег и кредита./Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: ВЕЧЕ, 2000. С. 130-132.


[3] Новиков А.М., Новикова Н.Е. Универсальный экономический словарь. М., «Наука», 1994. С. 102.

[4] Новиков А.М., Новикова Н.Е. Универсальный экономический словарь. М., «Наука», 1994. С. 488.


[5] Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2001. С. 192-206.


[6] Цены и ценообразование. / Под ред. С.И.Долгова, В.В.Васильева, С.П.Гончарова и др. М., «Высшая школа», 1999. С. 56-58.