Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Общая характеристика правового регулирования цен................................ 5

2. Порядок установления регулируемых цен и контроль за ними................. 10

2.1. Порядок установления и применения регулируемых цен..................... 10

2.2. Государственный контроль за регулируемым ценами.......................... 14

2.3. Учет типа рынка при установлении цены.............................................. 16

Заключение........................................................................................................ 17

Список литературы........................................................................................... 18

Введение

 

Цена – это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам, например, тариф грузовых перевозок, определяющий расценки за расстояние перевозки.

Правовое регулирование цен - воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами как федеральными, так и региональными.

В предпринимательской деятельности применяются различные виды цен. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободная цена – это цена, складывающаяся на рынке под влиянием спроса и предложения и, следовательно, не регулируемая государством. Разновидностью свободной цены является договорная цена, определяемая свободным усмотрением сторон.

Регулируемая цена – цена, определяемая уполномоченным органом государства.

Методы определения такой цены могут быть разными: определение верхнего или нижнего предела цены, надбавок к цене, определение предельного коэффициента изменения цены, определение предельного уровня рентабельности, установление фиксированной цены.

В зависимости от назначения цены различают оптовые и розничные цены.

Оптовые цены применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, работ, услуг, в том числе накладные расходы (по транспортировке, хранению, снабженческо-сбытовые надбавки и т.п.); суммы налога на добавленную стоимость; суммы акцизов (по товарам, облагаемым акцизами); а также норму прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемую или самостоятельно (по свободным ценам) или с учетом требований законодательства о ценообразовании (по регулируемым ценам).

Розничные цены – цены, по которым продукция, работы, услуги реализуются населению.

Она складывается из оптовой цены и накладных расходов торгующих и других коммерческих организаций и включает торговую надбавку с расчетом получения определенной прибыли.

В практике ценообразования используются и другие виды цен. Например, хозяйствующие субъекты могут устанавливать расчетные цены, которые применяются для учета движения продуктов производства (деталей, узлов, других полуфабрикатов) в пределах данного хозяйствующего субъекта и не связаны с товарно-денежными отношениями непосредственно.

Цель работы – изучить правовое регулирование установления и применения цен.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

1.       Дать общую характеристику правового регулирования цен, т.е. рассмотреть основные документы, с помощью которых регулируется установление и применение цен.

2.       Рассмотреть порядок установления и применения цен.

3.       Изучить порядок осуществления государственного контроля за регулируемыми ценами.

1. Общая характеристика правового регулирования цен

В условиях рынка цена на продукцию, работы и услуги формируется под влиянием спроса и предложения на них. Роль государства ограничивается пределами обеспечения публичных интересов: сбалансированного развития экономики, решения социальных задач и т.п. В таком случае государство посредством права организует систему органов ценообразования и определяет их компетенцию; регламентирует порядок разработки, утверждения и применения цен; предусматривает санкции за нарушения правил ценообразования и ценоприменения.

Право регулирует отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. В этом смысле правовое регулирование цен означает правовое  регулирование отношений по установлению и применению цен на продукцию, работы и услуги. Данные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Одни отношения складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг и потребителями и потребителями этих продукции, работ и услуг (частные отношения) и регулируются нормами гражданского (коммерческого) права. Другие отношения – отношения по установлению и применению цен – складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг (частные отношения) и регулируются нормами гражданского (коммерческого) права. Другие отношения – отношения по установлению и применению цен – складывается между органами государственной власти и изготовителями (продавцами) продукции , исполнителями работ и услуг и потребителями (публичные отношения) и регламентируются нормами административного права.

В условиях рыночной экономики правовое регулирование цен отличается общедозволительной направленностью и выражаются формулой: цена определяется договором, кроме случаев, когда она предусмотрена законом или иными правовыми актами[1]. В последнем случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения[2].

Тот же принцип нашел закрепление в специальной норме ГК, посвященной цене: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами[3].

Регламентируя отдельные виды договоров, ГК последовательно проводит принцип свободы ценообразования. Так, в соответствии со ст. 485 ГК, определяющей правила о цене товара по договору купли-продажи, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения[4].

Следует обратить внимание, что по действующему законодательству цена, по общему правилу, не является существенным условием договора. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет ее недействительность. Это вытекает их п.3 ст. 424 ГК: в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, не применяются. Принцип свободы ценообразования претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о ценах, представленным множеством нормативных актов различного уровня, нуждающихся в унификации. Пока, к сожалению, нет единого закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу реализации основ ценовой политики, отнесенных Конституцией РФ к ведению РФ Законодательство о ценах формируется по определенным сферам государственного регулирования и контроля. Например, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется Федеральным законом РФ от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»[5]. Общее законодательство о ценообразовании пока складывается на уровне Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Начало этому положил Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен»[6], установивших переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию, работы и услуги.

В целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочивания государственного регулирования цен (тарифов) в начале 1995 г. были приняты два важных нормативных акта: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)»[7] и в его развитие – постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)»[8].

В этих нормативных актах признана необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов). Государственное регулирование цен (тарифов) предусмотрено в основном только на продукцию естественных монополий: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; транспортировку газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожную перевозку, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Складывающемуся общему законодательству о ценообразовании корреспондирует законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, направленное по существу на контроль за ценообразованием и ценоприменением со стороны антимонопольных органов. В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих лиц, в частности такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких или монопольно низких цен[9]. Также запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах[10]. Запрещаются и признаются недействительными также соглашения органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов)[11].

Наблюдая за товарным рынком, федеральной антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендации, в том числе об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен[12]. Особенно жестко государство регулирует цены в сферах естественных монополий. В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» ценовое регулирование является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественной монополии и осуществляется посредством прямого определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня[13].

2. Порядок установления регулируемых цен и контроль за ними

2.1. Порядок установления и применения регулируемых цен

Установление и применение регулируемых цен, а также контроль ха их соблюдением осуществляют различные государственные органы исполнительной власти. Функциональным органом, осуществляющим государственное регулирование установления и применения регулируемых цен и контроля за ними, является Министерство экономики РФ. В соответствии с Положением о нем[14] министерство формирует предложения по основам ценовой политики страны и реализует ее, разрабатывает предложения по совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги, а также в соответствии с действующим законодательством согласовывает, утверждает и регистрирует цены и тарифы, участвует в осуществлении контроля за их применением.

В субъектах РФ аналогичные функции возложены на соответствующие комитеты (департаменты) экономики администрации.

Другие федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов РФ исполняют функции по ценообразованию, ценоприменению и контролю в пределах их полномочий. Прежде всего, как уже отмечалось, это федеральные антимонопольные органы.

Основы порядка установления и применения цен определены Указы Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с ним Правительство РФ утвердило перечни продукции и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.

Один из перечней включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Другой перечень включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Третий перечень касается услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Названные перечни могут пересматриваться по необходимости, но только в целях дальнейшей либерализации цен (тарифов). К продукции и услугам, не включенным в эти перечни, запрещается применять меры государственного регулирования. 

Специальное регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции и услуг естественных монополий. Так, в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию»[15] государственное регулирование тарифов в данной сфере обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предварительного уровня указанных тарифов. Установление тарифов на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия РФ. Установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, осуществляют региональные энергетические комиссии.

Цены на природный газ регулируются Федеральной энергетической комиссией РФ посредством установления экономически обоснованных предельных уровней цен на природный газ и сбытовых надбавок к оптовой цене на природный газ в соответствии с требованиями Закона о естественных монополиях и постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 863 «О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ»[16].

Порядок регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожном транспорте определен постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. № 410 «О порядке регулирования тарифов и ставок на железнодорожном транспорте в 1997 г.»[17]. Установлено, что изменение этих тарифов и ставок сбора не должно превышать индекса роста оптовых цен производителей промышленной продукции.

Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством. В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия - изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а также прибыль.

Реализация товаров (продукции) предприятиями розничной торговли внерыночным потребителям и предприятиям бытового обслуживания населения осуществляется также по свободным розничным ценам, кроме товаров (продукции), по которым применяются регулируемые торговые надбавки.

Если органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предоставленными правами установлены предельные размеры торговых надбавок, то при отпуске мелкооптовых партий товаров розничными предприятиями торговли расчеты с юридическими лицами следует производить по свободным отпускным ценам с добавлением части надбавки с тем, чтобы последние для возмещения своих транспортных и других расходов также могли применять надбавку, по совокупности не превышая предельного ее размера.

С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые и отпускные цены (тарифы) на них могут быть изменены предприятием - изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.

Изменение свободных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями и организациями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятиями, предприятиями и организациями оптовой торговли может осуществляться по согласованию с потребителями в зависимости от конъюнктуры рынка без изменения свободной отпускной цены (тарифа) предприятия - изготовителя (цены закупки). При применении в установленном порядке предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок, изменение свободной цены указанными предприятиями осуществляется в пределах этих надбавок.

Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничным торговым предприятием в зависимости от конъюнктуры рынка за счет изменения размера торговых надбавок (при применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение цен продавцом производится в пределах этих размеров).

Новые цены регистрируются указанными предприятиями и организациями в реестрах.

Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменением конъюнктуры рынка, а также изменением расходов на оказание услуг.

При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемые сверх цен на услуги, может производиться перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при оформлении заказов.

Остатки готовых изделий, изготовленные предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы - модели могут переоцениваться на дату введения новых цен как в части материалов, так и работ по их изготовлению[18].

2.2. Государственный контроль за регулируемым ценами

В условиях либерализации цен важное значение приобретает государственный контроль  за соблюдением порядка установления и применения цен. Такой контроль возложен на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов РФ и местного самоуправления. Государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен в связи с нарушениями антимонопольного законодательства осуществляют федеральные антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий.

К лицам, нарушившим нормы законодательства о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выдержки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере[19].

Завышение регулируемых цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с Порядком применения экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен[20] суммы санкций за ценовые правонарушения подлежат взысканию в бюджет в бесспорном порядке. Органы ценообразования и контроля за ценами на основании проведенных ими проверок принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных субъектом хозяйственной деятельности в результате нарушения государственной дисциплины цен, и штрафа. Данное решение направляется государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей субъекта хозяйственной деятельности в качестве налогоплательщика, для исполнения. Решение органа ценообразования может быть обжаловано в арбитражный суд.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства, связанные с ценообразованием, определены в антимонопольном законодательстве. Так, например, за повышение цен (тарифов), установленных органом естественной монополии, субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения, и уплатить штраф в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда[21].

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен, установления или поддержания единых цен влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 178 УК РФ[22].

2.3. Учет типа рынка при установлении цены

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (стандартного) товара, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, за счет предложения покупателям различных вариантов товаров и сопутствующих услуг.

Олигопольный рынок состоит из небольшого числа крупных продавцов на которые приходится основная часть продажи отрасли (автомобильная промышленность, компьютеры и т.д.). Продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга, однако, избегают ценовых войн. Новичкам весьма трудно проникнуть на этот рынок.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. В случае частной нерегулируемой монополии продавец может установить любую цену, которую выдержит рынок[23].

Заключение

В заключении, хотелось бы отметить наиболее важные аспекты представленной работы.

Во исполнение Указа Правительством РФ в Постановлении от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 30.07.98) были приняты три перечня товаров, работ, услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Перечни являются закрытыми и расширительному толкованию не подлежат.

При этом следует учитывать, что Правительство РФ может установить дополнительные виды товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование цен. Примером тому служат Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 793 «О перечнях услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)» (в ред. 07.03.97) и иные нормативные правовые акты.

В соответствии с действующим федеральным законодательством государственное регулирование цен осуществляется путем установления:

фиксированной цены;

предельной цены;

надбавки;

предельной цены на определенные виды продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.     Федеральный закон РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

3.     Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

4.     Закон РФ «О естественных монополиях».

5.     Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен».

6.     Указ Правительства РФ в Постановлении от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 30.07.98).

7.     Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».

8.     Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 793 «О перечнях услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)» (в ред. 07.03.97).

9.     Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. № 410 «О порядке регулирования тарифов и ставок на железнодорожном транспорте в 1997 г.».

10.            Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 863 «О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ».

11.            Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.Л. Вещунова и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 1998.

12.            Лопатников А.В. Ценовая политика в условиях инфляции. М.: ЮРАЙТ, 2003.

13.            Непомнящий Е.Г. Экономики и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог: Издательство ТРГУ, 1997.

 


[1] См.: п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[2] См.: п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[3] См.: п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[4] См.: п. 1 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[5] СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316.

[6] Ведомости РФ. 1991. № 52. Ст. 1878.

[7] СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859.

[8] Там же. № 11. Ст. 997.

[9] Ст. 9 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

[10] См.: ст. 6 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

[11] См.: ст. 8 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

[12] Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.Л. Вещунова и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 1998. С. 59-63.

[13] См.: ст. 6 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

[14] СЗ РФ. 1995. № 36. Ст. 3551.

[15] СЗ РФ. 1997. № 7. Ст. 855.

[16] СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3727.

[17] СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1803.

[18] Лопатников А.В. Ценовая политика в условиях инфляции. М.: ЮРАЙТ, 2003. С. 8-9.

[19] См.: п. 4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221.

[20] БНА. 1993. №2. С.3.

[21] См.: ст. 15, 16 Закона о естественных монополиях.

[22] Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.Л. Вещунова и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 1998. С. 64-67.

[23] Непомнящий Е.Г. Экономики и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог: Издательство ТРГУ, 1997. С. 151.