Содержание
Введение. 3
1. Основная сущность бизнес-планирования. 5
1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей. 5
1.2 Цели и особенности бизнес-плана. 7
1.3 Уровни и основные функции бизнес-плана. 10
1.4 Этапы разработки бизнес-плана. 13
1.5 Структура бизнес – плана. 16
2. Бизнес-план проекта по организации туристической компании «Вояж». 24
2.1 Резюме. 24
2.2 Описание предоставляемых услуг. 25
2.3 План маркетинга. 28
2.4 Инвестиционный план. 31
2.5 Организационный план. 32
2.6 Производственный план. 32
2.7 Оценка рисков. 33
2.8 Финансовый план. 34
Заключение. 35
Список литературы.. 37
Введение
Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизмов управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана. В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.
Планирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Необходимость составления планов определяется многими причинами, но наиболее важными из них являются такие как неопределенность будущего, координация роли плана, оптимизация экономических последствий, ограниченность ресурсов.
С переходом к рынку в значительной степени изменилась методология планирования. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения доходов его работников. На любом предприятии разрабатывается множество планов, однако основными из них являются стратегический, производственный и финансовый. Первый разрабатывается в системе стратегического планирования, два других, в основном, в системе оперативного планирования. Что касается тактического планирования, то здесь, как правило, речь идет о локальных бизнес-планах по развитию действующих и разработке новых производственных линий и производств.
Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств бизнес-планирования.
При переходе к рынку в содержании проектов наибольшим изменениям подвергаются ранние (прединвестиционные) этапы бизнес-планирования:
· определение целей и стратегий их достижения;
· анализ осуществимости идеи;
· нахождение заинтересованных партнеров-инвесторов;
· формирование финансовых потоков;
· оценка рисков и эффективности.
Эти качественно новые по содержанию термины необходимо освоить руководителям, специалистам и предпринимателям, осуществляющим бизнес-процесс от возникновения идеи до получения прибыли в ходе ее практической реализации. Поэтому столь актуальным является овладение навыками бизнес-планирования для поставленных целей любого хозяйствующего субъекта.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования и применить их на практике, разработав бизнес план по организации туристического агентства «Вояж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· исследовать функции бизнес-плана;
· определить этапы разработки бизнес-плана;
· охарактеризовать структуру бизнес-плана;
· применить на практике полученные знания в области бизнес – планирования.
1. Основная сущность бизнес-планирования
1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей
Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1].
Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д.
Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям:
· тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
· класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;
· масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
· длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;
· сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
· вид проекта – по характеру предметной области проекта.
По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:
· тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
· класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект.
Как следует из названия каждого из трех классов проектов:
монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов.
Масштабы проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.
При составлении бизнес-плана даются ответы на вопросы:
· Так ли уж хороша идея?
· На кого рассчитан новый продукт, услуга?
· Найдет ли этот продукт, услуга своего покупателя?
· С кем придется конкурировать?
Таким образом, бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять организацией.
1.2 Цели и особенности бизнес-плана
Содержание бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится, - к сфере услуг или производственной сфере, и если предприятие производственное, - от того, какой товар будет выпускаться, - товар для потребления или товар для производителя. Содержание бизнес-плана будет зависеть также от рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.
Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.
Важнейшей составной частью бизнес-плана является ресурсное обеспечение проекта. Этот раздел должен содержать сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для проведения в жизнь предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов. В широком смысле слова ресурсное обеспечение охватывает:
· материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, помещения, оборудование, аппаратура, средства транспорта и связи);
· трудовые ресурсы (работники всех категорий);
· финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капиталовложения, кредиты, валюта, ценные бумаги);
· информационные ресурсы (статистическая, научно - техническая и др. информация).
В какой-то степени бизнес-план напоминает существовавшее ранее технико-экономическое обоснование проектов, но есть принципиальные отличия:
· бизнес-план всегда носит вероятностный характер и предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. Любая информация, представленная в бизнес-плане может стать предметом дальнейшего обсуждения и анализа.
· в технико-экономическом обосновании существует жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.п.
Изложенный на бумаге план – это тот инструмент, при правильном использовании которого можно успешно управлять предприятием. Бизнес-план поможет донести идеи до тех, от кого зависит финансирование проекта.
Бизнес-план используется для следующих целей:
· принятие основных решений на этапе становления предприятия;
· обеспечение доступа к источникам заемного капитала;
· оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия;
· проверка обоснованности заложенных плановых ориентиров;
· корректировка прогнозов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
· определение потребности в капитале и денежных средствах;
· повышение эффективности управления предприятием.
Таким образом, можно сказать, что бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операции, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками приведен на рисунке 1.[2]
Рис. 1. Процесс бизнес-планирования |
1.3 Уровни и основные функции бизнес-плана
Особой областью бизнес – планирования является стратегическое планирование, которое необходимо, если предприятие собирается работать долго и при этом находиться в выигрышном положении в конкурентной борьбе. Долгосрочное планирование создает своего рода «оборонительный рубеж» для предприятия.
Стратегический план представляет собой результат разработки общего направления развития предприятия. Его основное предназначение – четко сформулировать общие, стратегические цели работы организации на установленный промежуток времени и на их основе определить концепцию бизнеса и выработать стратегию поведения на рынке. Выработка стратегии не только представляет собой составление определенного перечня действий, необходимых для реализации поставленных целей организации и концепции ее бизнеса, но и предусматривает их ресурсное обоснование.[3]
Таким образом, можно выделить два уровня бизнес – планирования:
Во–первых, стратегическое планирование, позволяющее:
· устанавливать или изменять цель создания предприятия, оценивать ее положение на текущий момент;
· решать, каким хотели бы видеть предприятие его руководители через 3-5 лет;
· определять круг задач, необходимых для укрепления положения и продвижения предприятия на рынке производства товаров (работ, услуг).
Во-вторых, бизнес – планирование, представляющее собой тщательную проработку реализации конкретного мероприятия, детализацию отдельного этапа стратегического плана.
Таким образом, бизнес –план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:[4]
· инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
· прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
· оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
· координация и интеграция – учет взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
· безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
· упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
· контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
· воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
· документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.[5]
1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.
3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.
4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.
5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.
6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз», укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.
9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
1.4 Этапы разработки бизнес-плана
Первым этапом бизнес - планирования является анализ внешней среды:
· экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);
· отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);
· рынка (изменения и тенденция развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);
· спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);
· ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики бизнес-плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, определяя позитивное и негативное их воздействие на него. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
· где сейчас находится предприятие;
· где, по мнению руководства, должно находиться предприятие в будущем;
· что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?
Основными внешними факторами, оказывающими то или иное воздействие на предприятие можно назвать следующие:
· политические;
· международные;
· социальные;
· экономические;
· экологические;
· культурная среда.
Второй этап бизнес - планирования - оценка потенциальных возможностей предприятия (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска), что позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. С этой целью необходимо провести исследования следующих положений:
а) Маркетинг. При проведении маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:
· доля рынка и конкурентоспособность;
· разнообразие и качество ассортимента изделий;
· рыночная демографическая статистика;
· рыночные исследования и разработки;
· предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
· эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;
· прибыли.
б) Финансы предприятия. Анализ финансового состояния может принести пользу предприятию и содействовать повышению эффективности процесса бизнес - планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся внутренние потенциальные возможности либо слабые места, а также относительное положение фирмы в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны сильных внутренних и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
в) Операции. Весьма важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следующие:
· может ли предприятие производить товары по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?
· какой доступ имеет предприятие к новым материалам? Зависит ли предприятие от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?
· является ли оборудование предприятия современным, и хорошо ли оно обслуживается?
· рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?
· подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?
· можем ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?
· обладает ли предприятие эффективной и результативной системой контроля качества?
· насколько эффективно спланирован и спроектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен?
г) Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем на предприятиях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если предприятие обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, оно в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует серьезно заняться кадровым вопросом.
д) Имидж предприятия. Хорошая ли репутация у предприятия в отношении достижения им своих целей? Было ли оно последовательно в своей деятельности? Каково это предприятие по сравнению с другими в этой отрасли?
Третий этап бизнес - планирования - выбор вариантов формы собственности предприятия. С этой целью необходимо проработать нормативно-законодательные акты РФ, регулирующие численность, налогообложение и т.п. в зависимости от формы собственности.
1.5 Структура бизнес – плана
Резюме.
Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.
Резюме должно быть написано предельно ясно, просто и лаконично, оно должно содержать минимум специальных терминов. Предполагается, что документ читает не имеющий специальных знаний инвестор, собирающийся вложить средства в проект. При этом, его интересуют, прежде всего, два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?
Резюме содержит следующие сведения[6]:
· что именно предполагается сделать (суть проекта);
· за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);
· чем данный вид продукции или услуг лучше других;
· основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.
Обеспечение конкурентоспособности.
Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, что наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности.
Во втором разделе бизнес-плана содержатся такие сведения как:
· какие потребности может удовлетворить данный товар или вид услуг;
· каковы особенности товара, чем он отличается от других, уже существующих;
· насколько долго этот товар будет новинкой на рынке;
· какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара;
· образец товара, а если это возможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет;
· предложения по сервисному послепродажному обслуживанию;
· оценка цены;
· оценка затрат;
· оценка прибыли на единицу товара
Выбирая товар, который собирается производить предприятие, следует исходить, прежде всего, из определенной потребности в этом товаре. Товар должен обязательно отличаться от уже существующих. Самые минимальные отличия, которые могут быть, - это более низкая цена и сбыт товара на еще не охваченной конкурентами территории. Почти все виды предпринимательской деятельности являются лицензированными государством. Расходы на приобретение лицензии должны быть включены в затраты.
Наличие сервисного послепродажного обслуживания должно быть продумано. С одной стороны, это делает проект более дорогим и сложным. С другой – для завоевания такого конкурентного преимущества, как репутация фирмы, необходимо, чтобы покупатель не оказался один на один со сложным в техническом отношении изделием; он должен всегда знать, что ему помогут в затруднительной ситуации.
Оценка рынка сбыта
Первый этап оценки рынка – это оценка потенциальной его емкости, т. е. Определение общей стоимости аналогичных товаров, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.
Второй этап – оценка доли рынка, которую может охватить данное предприятие. Таким образом, оценивается максимально возможный объем реализации. В результате определяется примерное количество покупателей , на которое можно рассчитывать в течение месяца.
Третий этап оценки рынка сбыта – прогноз объема продаж и примерной цены, по которой покупатели могут приобретать товар. В данном разделе рассматриваются такие данные:[7]
· на какой сегмент рынка рассчитана данная продукция;
· с какой частотой осуществляются покупки;
· каким потребностям отвечает данная продукция;
· какова степень устойчивости данной потребности на прогнозируемый период времени;
· существует ли сезонность спроса на продукцию.
Необходимо прогноз изменения этих данных на весь период планирования, как правило, на три года.
Сведения о конкурентах
О конкурентах полезно знать следующее:[8]
· Какие фирмы производят аналогичную продукцию; каковы их объемы продаж;
· качество их продукции, основные технические характеристики;
· цены, ценовая политика;
· система снабжения и сбыта.
При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее.
План маркетинга
К основным элементам плана маркетинга относятся:
· схема распространения товара;
· ценообразование;
· реклама;
· методы стимулирования продаж;
· организация послепродажного обслуживания;
· формирование общественного мнения о фирме и товарах.
Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.
Схема распространения товара – это ответ на вопрос: как будет продаваться товар? Диапазон ответов здесь обширный. Соответственно, велика разница в затратах. Самым дорогим решением является создание собственных фирменных магазинов, самым дешевым – продажа со склада готовой продукции оптовым покупателям.
Особо следует остановиться на ценообразовании. Установление цены на новый товар – задача непростая. При принятии решения учитываются многие факторы. Однако, надо знать, что цена товара меняется в процессе его жизненного цикла.
Политика ценообразования зависит от цели, которую ставит перед собой предприятие: захват рынка, быстрое получение прибыли или обеспечение стабильности производства.
Стратегия маркетинга предусматривает формирование положительной репутации фирмы и ее товаров у общественности. Этому направлению деятельности, называемому «паблик рилейшнз», уделяется большое внимание. В бизнес-плане можно предусмотреть такие мероприятия. Паблик рилейшнз не является прямой рекламой товара, однако положительный образ предприятия в конечном итоге, так же как и реклама, способствует увеличению объемов продаж.
План производства.
Шестой раздел бизнес-плана – план производства – необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные разделы должны быть обоснованы на длительную перспективу – два – три года, для крупных проектов – на четыре – пять лет. Раздел включает следующую информацию:[9]
· где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;
· какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;
· какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;
· возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;
· какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;
· схема производственных потоков, включая точки контроля качества.
Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство, на основе которых осуществляется оценка издержек и их динамика по годам.
Организационный план.
Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности важно решить следующие кадровые вопросы:
· какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;
· заработная плата, условия труда и условия найма на работу;
· способы привлечения специалистов.
Юридический план.
Этот раздел посвящен правовым аспектам предприятия. В разделе указываются форма собственности и правовой статус предприятия, обосновываются причины выбора той или иной формы.
В зависимости от выбора формы организации предприятия оговариваются вопросы, связанные с распределением акционерного капитала, порядком выплаты дивидендов и т.п. Необходимо учесть как выбор формы предприятия может отразиться на системе налогообложения, распределении прибыли и ответственности учредителей.
Оценка риска и страхование.
В девятом разделе бизнес-плана требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.
Выводом по этому разделу является перечень страховых договоров и суммарная стоимость страховой защиты.
Финансовый план.
Финансовый план предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов, в котором сопоставляются доходы предприятия и его расходы на основную деятельность, по капитальным вложениям, на увеличение собственных оборотных средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и на другие нужды предприятия.
В финансовом плане также устанавливаются направления использования излишков доходов по сравнению с расходами и определяются источники покрытия плановых расходов в случае недостатка доходов.
Баланс доходов и расходов состоит из четырех основных подразделов:
- доходы и поступления;
- расходы и отчисления;
- кредитные взаимоотношения;
- взаимоотношения предприятия с бюджетом.
Доходы и поступления предприятия в основном складываются:[10]
- из чистого дохода в виде прибыли от реализации основной продукции и услуг и прочей продукции;
- поступления средств из внутренних источников предприятия (амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, отчисления от себестоимости продукции на НИР и другие цели);
- поступление средств из внешних источников (кредиты банков, средства вышестоящих организаций в порядке перераспределения прибыли и др.).
Расходы и отчисления предприятия складываются из собственных затрат предприятия и платежей в госбюджет и предусматривают следующие статьи:
- капитальные вложения;
- затраты на капитальный ремонт;
- прирост собственных оборотных средств;
- отчисления в фонды экономического стимулирования, резервные и иные;
- операционные расходы;
- расходы по хозяйственному содержанию зданий;
- прочие расходы и отчисления.
Финансовые разделы бизнес-плана включают разработку следующих типовых документов:
- прогноз финансовых результатов;
- потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;
- модель дисконтированных денежных потоков;
- точку безубыточности (порог рентабельности).
2. Бизнес-план проекта по организации туристической компании «Вояж»
2.1 Резюме
Компания предполагает заниматься организацией туризма за рубежом для граждан Российской Федерации.
Главной целью компании является:
- обеспечение своих клиентов качественными услугами;
- создание новых рабочих мест;
- проникновение на рынок и завоевание доли рынка в первый год работы компании не менее 30%, достижение среднегодовой суммы чистой прибыли не менее 2,3 млн. руб. в год.
Компания собирается предложить своим клиентам разнообразные услуги в сфере туризма и отдыха.
Основными направлениями деятельности компании «Вояж» являются:
- прием и обслуживание туристов;
- оказание услуг туризма, гостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных, транспортных, рекламных, сервисных и переводческих услуг;
- проведение работ в сфере маркетинга, реконструкция и эксплуатация гостиниц, кемпингов, туристических баз и комплексов.
Широкий спектр туристических и гостиничных услуг, квалифицированный персонал и высокий уровень обслуживания, а также достаточно невысокие цены на предоставляемые услуги и доступное месторасположение компании, выгодно отличают ее от конкурентов.
Для осуществления идеи компания приобретает в аренду нежилое помещение под офис, производит закупку компьютеров и оргтехники, подключает телефонные номера, нанимает квалифицированный персонал, устанавливает партнерские отношения с фирмами, занимающимся перевозкой пассажиров и предоставлением гостиничных услуг.
На стадии организации компания имеет следующие условия:
Наименование |
Существующие возможности |
Недостаток, как устранить, или дополнительные потребности, как удовлетворить |
Помещение |
Право на аренду помещения на 1-м этаже офисного здания площадью 180 кв.м возле Центрального рынка. Возможности оцениваются как хорошие |
При расширении деятельности необходимо арендовать еще 250 кв. м |
Оборудование |
Компьютер – 2 шт. Матричный принтер – 2 шт. Копировальный аппарат, 4 телефона, 4 телефонные линии – вносятся учредителями в качестве вклада в уставный фонд |
Необходимо приобрести: Офисную мебель, лазерный принтер, модем, сканер, программное обеспечение, легковой автомобиль |
2.2 Описание предоставляемых услуг
Компания оказывает услуги, связанные с организацией туризма и отдыха в пределах Российской Федерации и за рубежом.
В основе туристического бизнеса лежит целенаправленная рекламная деятельность и работа по координации действий различных служб (транспорт, визы, питание, экскурсии).
Ввиду высокой конкуренции необходимо постоянное изучение зарубежного опыта туристического бизнеса и формирование у целевой группы потенциальных клиентов обновленных представлений о возможностях отдыха и желания реализовывать эти возможности. Рекламу планируется проводить в крупных процветающих фирмах (финансовых компаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.).
Схема 1. Преимущества и недостатки предлагаемых услуг
Вид отдыха и услуг |
Преимущества |
Недостатки |
Меры по преодолению недостатков |
1. Отдых на: а) море б) горах |
Практически всем нравится летний отдых у моря Высокая эффективность оздоровления |
2-3 дня уходит на акклиматизацию Более высока по сравнению с морем стоимость, уже круг потенциальных клиентов |
Организовать в первые дни экскурсии, шоппинг, спортивные мероприятия, ограничив время пребывания на солнце Целенаправленная реклама отдыха в горах, организация отдыха по схеме «горы-море» |
2. Исследования и консультации зарубежных партнеров |
Уникальность предоставляемой информации и выводов из нее |
Высокая трудоемкость |
Привлечение специализированных информационных агентств и их маркетинговых служб |
Фирма выступает в качестве посредника между клиентами (туристами), с одной стороны, и транспортными компаниями, гостиницами и другими предприятиями, оказывающими клиентам услуги в рамках тура, с другой стороны.
Услуги, предлагаемые фирмой, включают в себя:
- оформление в установленном порядке туристские или проездные документы, визы в иностранных посольствах;
- обеспечение своих клиентов авиабилетами и соответствующим трансфером;
- размещение клиентов в гостиницах, которые располагают всеми необходимыми условиями для отдыха и работы;
- предоставление по просьбе клиента за минимальные тарифы любые экскурсии и развлечения, обеспечение сопровождающими и гидами;
- предоставление возможностей для проведения деловых встреч и научных конференций (в гостиницах имеются конференцзалы, рассчитанные на различное количество участников, оснащенные современной аудиовизуальной аппаратурой, компьютерной и оргтехникой, а также возможности пользоваться услугами переводчиков и секретарей).
Фирма организует для своих клиентов туристические поездки по следующим странам: Объединенные Арабские Эмираты, Италия, Кипр.
Туристам предоставляются комфортабельные номера в следующих отелях:
Объединенные Арабские Эмираты
Название отеля |
Уровень отеля |
Условия проживания |
|
3 звезды |
Полупансион |
Comfort |
4 звезды |
Завтрак |
Gulf |
4 звезды люкс |
Полупансион |
Metropolitan |
5 звезд |
Полупансион + праздничный ужин |
Италия
Название отеля |
Уровень отеля |
Условия проживания |
Lords |
4 звезды |
Завтрак |
Golden Ring |
4 звезды люкс |
Полупансион |
Royal Club |
5 звезд |
Полупансион + праздничный ужин |
Кипр
Название отеля |
Уровень отеля |
Условия проживания |
Country Club |
4 звезды |
Завтрак |
Ajax Hotel |
4 звезды люкс |
Полупансион |
|
5 звезд |
Полупансион + праздничный ужин |
Все гостиницы представляют собой здания современной конструкции. Все номера оснащены телевизором, телефоном, кондиционером, современным сантехническим оборудованием, лоджией или балконом.
Набор услуг, который может быть предложен проживающим в гостинице:
- ресторан;
- дневной бар;
- ночной бар;
- киноконцертный зал;
- бассейн;
- сауна;
- тренажерный зал;
- пункт обмена валюты;
- парикмахерская;
- магазин.
Помимо общепринятого набора услуг соответствующего европейскому стандарту отдыхающим будет предоставлена возможность совершать экскурсионные поездки по достопримечательностям данного района.
Компания рассчитывает на успех благодаря заключению контрактов с мелкими организациями ( предварительная договоренность с некоторыми организациями уже имеется).
2.3 План маркетинга
Развитие туризма предполагает наличие современного рынка услуг, средств их осуществления и клиентов.
В последние годы, в связи с изменившейся рыночной ситуацией в нашей стране, у многих российских граждан появилась возможность выезжать за рубеж. Следовательно, появилось большое количество туристических фирм, предлагающих гражданам свои услуги по организации туризма и отдыха на различных курортах мира.
Своеобразие услуг
Удобное месторасположение компании – в строящемся центре досуга и развлечений около Центрального рынка – легко доступно для клиентов. В непосредственной близости от офиса имеется охраняемая стоянка, которой могут воспользоваться не только клиенты из Новосибирска, но и из городов и районов области, приезжающие на своем автотранспорте.
Высокий уровень обслуживания (персональная работа с каждым клиентом), подбор квалифицированного персонала, наличие провожающих в аэропорту в день вылета выгодно отличают компанию от конкурентов.
Реклама
Реклама – одна из важнейших составляющих маркетинга и представляет собой открытое оповещение фирмой потенциальных потребителей услуг. Компания будет использовать следующие виды рекламы:
- реклама информативная – реклама, создающая первичный спрос и информирующая потребителя о существовании товара, его свойствах;
- реклама косвенная – неявная реклама, рекламирование услуг посредством интервью, публикаций, радио- и телепередач, в которых упоминаются услуги по туризму компании;
- реклама на транспорте – ориентированная на людей, которые пользуются общественным транспортом - внутрисалонные рекламные планшеты и постеры;
- реклама наружная – рекламные средства в виде вывесок, наружных плакатов, щитов.
Ценовая политика
Имеется гибкий уровень цен, система скидок для постоянных клиентов. Предоставляются дополнительные скидки для семей, отдыхающих с детьми. Дети в возрасте от 2 до 12 лет проживают бесплатно при условии размещения в одном номере с двумя родителями. На каждое бронирование действительна только одна скидка.
Возможность расчета при помощи пластиковых карт, приобретение путевок в кредит без первого взноса на срок до 2-х лет под залог.
В зависимости от количества человек в группе, предоставляются дополнительные скидки.
Клиенты
Интенсивная конкуренция в сфере организации конкуренции стимулирует изучение различных групп клиентов. Благодаря тщательному анализу потребителей в процессе маркетинговых исследований компания разработала профиль потребителя, наиболее полно удовлетворяющий потребности и соответствующий целям туристического агентства. Основными клиентами компании могут являться граждане, проживающие в Новосибирске, а также за его пределами – в области, так как именно в этой группе потребителей уделяется меньше всего внимания со стороны конкурирующих туристических агентств. По подсчетам экспертов компании эта группа составляет около 32%, то есть одну треть всех потенциальных клиентов.
Схема 2. Основные конкуренты
Наименование компании |
Расположение |
Основные услуги |
Доля рынка |
Предполагаемый объем продаж |
Предполагаемые потери от компании «Вояж» |
Афина Паллада |
Новосибирск, ул. Советская, 49а |
Испания, Хорватия, Болгария, Китай, Турция, Египет |
50% |
50 млн. руб. |
0,5% |
Полярная звезда |
Новосибирск, ул. Пр. Карла Маркса, 57 |
Болгария, Турция, Египет |
5% |
10 млн. руб. |
4% |
Глобус-тур |
Новосибирск, Красный проспект, 29 |
Италия, Франция, Чехия, ОАЭ, Греция, Кипр, Египет, Турция |
10% |
20 млн. руб. |
2% |
В настоящее время в Новосибирске действует большое количество туристических компаний и агентств. Крупные компании контролируют 60% рынка туристических услуг.
Компания «Вояж» будет привлекать клиентов за счет возможности провести отдых в кредит. В настоящее время такой вид услуги оказывает только компания «Глобус-Тур».
2.4 Инвестиционный план
Потребность в ресурсах
В соответствии с проектом развития туристической компании «Вояж» планируется:
- приобрести в аренду нежилое помещение под офис;
- произвести закуп компьютерной и оргтехники;
- подключить дополнительные телефонные номера;
- нанять квалифицированный персонал через агентства по подбору персонала;
- установить партнерские отношения с фирмами, занимающимися перевозкой пассажиров и предоставлением гостиничных услуг.
Источники средств – уставный капитал.
Менеджмент
Компания считает одним из важнейших факторов стабильной реализации проекта сплоченность и опытность команды управления и возможность решать намеченные задачи и осуществлять планы перспективного развития компании. Поэтому компания набирает профессионалов, прошедших специальную подготовку и способных обеспечить высокий уровень сервиса. Члены команды обеспечивают высокий организационно-управленческий уровень хозяйственной деятельности за счет профессиональной компетенции, умения находить взаимоприемлемые решения и представлять команду как единое целое.
2.5 Организационный план
Персонал туристической компании «Вояж» будет представлен следующим образом
Должность |
Количество человек |
Заработная плата, $ |
Директор |
1 |
350 |
Главный бухгалтер |
1 |
300 |
Главный менеджер |
1 |
250 |
Менеджер |
5 |
200 |
Итого |
8 |
1900 |
Месячный фонд оплаты труда работников туристической компании «Вояж» будет составлять 1900$.
2.6 Производственный план
В соответствии с действующей схемой реализации инвестиционного проекта в представленном бизнес – плане планируются следующие ежемесячные затраты в долларах США:
Постоянные издержки
Аренда помещения под офис – 800$
Амортизация – 100$
Затраты оплату труда – 1900$
Итого - 2800
Переменные издержки
|
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
Услуги других организаций |
3200 |
3500 |
3700 |
3950 |
4000 |
4000 |
Маркетинг |
4800 |
4700 |
4500 |
4300 |
4550 |
4500 |
Итого |
8000 |
8200 |
8200 |
8250 |
8550 |
8500 |
Калькуляция затрат по одной путевке
Путевка в Италию |
$ |
Проживание в гостинице Оформление виз Проезд на автобусе Завтраки Экскурсии по программе Медицинская страховка Прочие расходы Итого |
200 50 200 45 40 15 35 585 |
Путевка в Объединенные Арабские Эмираты |
|
Проживание в гостинице Оформление виз Проезд на автобусе Завтраки Экскурсии по программе Медицинская страховка Прочие расходы Итого |
185 65 185 50 50 15 25 575 |
Путевка на Кипр |
|
Проживание в гостинице Оформление виз Проезд на автобусе Завтраки Экскурсии по программе Медицинская страховка Прочие расходы Итого |
250 - 185 50 45 20 40 590 |
2. 7 Оценка рисков
В ходе реализации проекта могут возникнуть ситуации, приводящие к изменениям в финансово-хозяйственной деятельности компании. Среди возможных рисков наиболее существенное влияние могут оказать:
- непредвиденное резкое ужесточение системы налогообложения, которое приведет к снижению чистой прибыли компании;
- ввиду внешних факторов резкое снижение спроса, которая также повлияет на снижение прибыли (осложнение международных отношений, эпидемия, терроризм и т.п.).
2.8 Финансовый план
Исходные данные для финансового прогнозирования:
- начало проекта 1 октября 2004 г.;
- прогноз строится на 6 периодов, при этом за период берется 1 квартал (три месяца).
Расчеты выполнены в валютном исчислении (в долларах США), что позволяет избежать необходимости долгосрочного прогнозирования с учетом темпов рублевой инфляции и тем самым значительно повысить степень достоверности финансового планирования.
Бюджет компании
|
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
|
Объем продаж |
10 800 |
12 235 |
13 545 |
15 582 |
16 915 |
18 050 |
|
Всего затрат |
10 800 |
11 000 |
11 000 |
11 050 |
11 350 |
11 300 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Постоянные затраты |
2 800 |
2 800 |
2 800 |
2 800 |
2 800 |
2 800 |
|
Переменные затраты |
8 000 |
8 200 |
8 200 |
8 250 |
8 550 |
8 500 |
|
Валовая прибыль |
0 |
1 235 |
2 545 |
4 532 |
5 565 |
6 750 |
|
Налог на прибыль, 24% |
0 |
296 |
611 |
1 088 |
1 336 |
1 620 |
|
Чистая прибыль |
0 |
939 |
1 934 |
3 444 |
4 229 |
5 130 |
|
|
Рентабельность (чистая прибыль/доход от реализации)*100 |
0 |
7,67 |
14,28 |
22,10 |
25,00 |
28,42 |
Расчет точки безубыточности
Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж выручка от реализации равняется затратам на производство услуг.
Затраты условно - постоянные
Точка безубыточности =
1 – Уд. вес условно переменных затрат
Удельный вес условно переменных затрат = 8000/10800 = 0,74
Точка безубыточности = 2800 / (1-0,74) = 2800/0,26 = 10 769$
При средней цене 1 путевки 583$ для безубыточной деятельности необходимо продать: 10769/583 = 18 путевок в квартал
Заключение
В данной работе на примере туристической компании «Вояж» показано, как при помощи бизнес-плана проверена идея об эффективной деятельности на рынке по реализации услуг по туризму.
Разумеется, в данной работе произведен укрупненный расчет организации туристической компании, но, даже имея некоторую погрешность в расчетах, все равно ясно, насколько прибыльна деятельность подобного предприятия.
Практика показала, что при планировании своей деятельности предприятия имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования.
Поэтому всякий бизнесмен, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:
· определить пути и способы достижения поставленных целей;
· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
· предотвратить ошибочные действия;
· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
· доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
· определить потребность в капитале и денежных средствах;
· своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
· объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
· обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Для выполнения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
· исследованы функции бизнес-плана;
· определены этапы разработки бизнес-плана;
· охарактеризована структура бизнес-плана;
· применены на практике полученные знания в области бизнес – планирования
.
Список литературы
1. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М-Премьер, 1995.
4. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- Ось-89, 2003.
5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004
6. Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.
7. Пелих А.С. Бизнес-план.- М.: Ось-89, 1997.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003
9. Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001.
10. Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.
[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003. с. 35
[2] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.Я. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика, 2000. с. 237
[3] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 144
[4] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. – М.: Ось-89, 2003. – с. 8
[5] То же. – с. 10
[6] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.317.
[7] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 147
[8] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.320
[9] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.323
[10] Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003. – с. 98