1.             Предмет и цели КСЕ. Место естествознания в духовной культуре общества

Концепции (смысл, определение):  - определенный способ понимания -основная точка зрения. Современное естествознание- совокупность наук о природе. КСЕ – дисциплина, включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на его методологию и логику развития.  Природа, которая служит предметом Естествознание, рассматривается как находящаяся под воздействием человека.  Цели Естествознание - двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Естествознание, содействие их практическому использованию - конечная цель Естествознание Цели Естествознание совпадают с целями самой человеческой деятельности. «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека» Познание возникло вместе с культурой человека


2. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, их взаимосвязь.

Культура (culture-возделывание почвы)- все то, что создано человеком, т.е. сотворенная человеком «вторая природа».Виды культуры: 1. гуманитарная – возникает главным образом на базе гуманитарных наук (философия, социология, история). Способ мышления и поведения, опирающийся на гуманитарные науки (эмоции, эстетика, внушение),; 2. естественнонаучная – является результатом достижения естественных наук. Способ мышления индивида, опирающийся на естествознание, на факт..Взаимосвязь гуманитарных и естественных наук: Влияние естественных наук на гуманитарные. развитие естествознания создает новые концепции; -естествознание создает новые средства и новую реальность для художественного творчества;-естествознание влияет на тематику гуманитарных дисциплин. Влияние гуманитарных наук на естественные (писатели-фантасты).



3. Классификация наук

Современная наука представляет собой сложное  системное образование.

Естествознание – система знаний и деятельности по их достижению, объектом которых представляет собой природа – часть бытия, существующая по законам.

Обществознание – система наук об обществе – части бытия, постоянно воссоздающаяся: они делятся экономические, социальные, технические, гуманитарные, антропологические.

Экономические – системы знаний о материальном производстве.

Социальные науки – изучают законы и специфику макро и микрообъединений и общностей людей.

Технические – изучают законы  и специфику создания и функционирования сложных небиологических устройств, используемых индивидами

Гуманитарные – системы знаний и деятельности по их достижению систематизации, в которых  предметом изучения выступают ценности общества (идеалы, цели, нормы, правила мышления и т.д.)

Антропологические – наука о человеке в единстве и различии его природных и общественных свойств.


 4, Научное знание, его структура и особенности.

-научное знание характеризуется систематичностью, а так же логической выводимостью одних знаний из других. Оно претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т. е. ее независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость.- Основными элементами научного знания являются:- твердо установленные факты;-закономерности, обобщающие группы факторов;-теории, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;-научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Главная опора, фундамент науки – установленные факты.

Особенности:

Практическое – построение жилища, охота. Основывается на опыте

Человек действует по методу проб и ошибок

Обыденное познание закрепляется: сказания, былины


31. Концепция этногенеза Л. Гумилева Гумилев активно занимался проблемой этногенеза (происхождения народов) и влияющих на это природных факторов. Он усматревал прямую зависимость этногенеза от географич. Среды. Человек и обществ являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи  иерархичесой совместимости микромира(человека)  с макромиром (космосом). Гумилев много сделал для утверждения концепции пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее  развитие этносов зависит от многих природных, космических факторов. Пассионеры-обладают сверхъенергией. Именно активностью и деятельностью пассионеров объясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Деятельность пассионеров , их активность в свою очередь тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами.


5.Методы научного познания

Метод – совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.  Самая простая классификация – две группы – общенаучные(характеризует приемы и способы исследования во всех науках(наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция)) и специальные методы познания.  Анализ – разложения объекта на составные элементы. Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое. Индукция – от частного к общему, дедукция – от общего к частному. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и т.д. Ф. Бэкон и Р. Декарт сформулировали две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистическую) и рационалистическую (дедукционистическую) Эмпирическое опирается на 3 метода познания:- измерение – с помощью технических устройств- наблюдение – позволяет фиксировать тенденции, закономерности, это фиксация процесса- эксперимент – активное воздействие на объект исследования, выявляет не только собственные характеристики объекта, но и выявляет новые характеристики Теоретическое познание - проблеме – возникает тогда когда эмпирические факторы противоречат друг друга- гипотеза – предварительное решение проблемы- теория – завышенная система знаний она доказала истину гипотезы, решения проблемыТеория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, матем. Моделированием. и т.д


6,Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Научное познание имеет 2 уровня в своем развитии: -  опытное - познание эмпирическое, которое осуществляется через приборы, установки -  теоретическое – создание теории науки Эмпирическое познание – дает фактическое познание – то, что измеряется прибором – математическими фактами Теоретическое – принципы, законы, поведения, модель Закон-существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, т.е. всеобщее для того или иного фрагмента реальности.  На эмпирическом уровне возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. За эмпирическим знанием закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки, данных опыта. Его главная задача-фиксация фактов. Различия эмпирического и теоретического уровней познания. 1.по объектам исследования: -на эмпирическом: ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами; -на теоретическом: оперирует исключительно с идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и пр.) 2.по методам исследования: -на эмпирическом: обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. -на теоретическом: аксиоматический метод, системный, структурно-функциональный анализ, математическое моделирование и т.д.  Эмпиризм. Действительное знание о мире можно получить только из опыта, т.е. на основании наблюдений и экспериментов. Всякое наблюдение и эксперимент – единичны. Единственно возможный путь познания природы – движение от частных случаев ко все более широким обобщениям, т.е.индукция. Рационализм. Математические науки считаются самыми надежными и успешными, т.к. применяют самые эффективные и достоверные методы познания: интеллектуальную интуицию и дедукцию.


 

7, Концепция научных революций. Роль революций в изменении научной картины мира

Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций, в истории развития науки и естествознания можно выделить три: аристотелевскую, ньютоновскую и эйнштейновскую (релятивистскую). первая научная революция в 6-4 в.в. до н.э. В результате нее и появляется на свет сама наука. Произошло отличие науки от других форм познания мира, были созданы определенные нормы и образцы построения научного знания. Аристотель создает учение о доказательстве. Важнейшим фрагментом научной картины мира стало геоцентрическое учение о мировых сферах. Вторая глобальная научная революция в 17-18 в.в. Исходный пункт – переход к гелиоцентрической модели мира. Ученые-классики: Коперник, Галилей, Ньютон, Декарт, Кеплер. Отличия созданной ими науки от античной: классическое естествознание заговорило языком математики. Сумели выделить строго объективные количественные характеристики земных тел и выразить их в строгих математических закономерностях; наука нашла мощную опору в методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями, а не просто в их созерцании; создана концепция о бесконечности Вселенной; доминантой естествознания стала механика. Возникла мощная тенденция сведения всех знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики; сформировался четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя. Объект познания существует сам по себе. Ее итог – механистическая научная картина мира на базе эксперементально-математического естествознания. Третья научная революция на рубеже 19-20 в.в.  Началась с появления принципиально новых фундаментальных теорий – теории относительности и квантовой механики. Их утверждение привело к смене теретико-методологических установок во всем естествознании. Позднее, уже в рамках новой неклассической картины мира, произошли мини-революции в космологии (концепции нестационарной вселенной), биологии (становление генетики). Нынешнее (конца 20 века) естествознание существенно изменило свой облик по сравнению с началом века. -ньютоновская естественнонаучная  революция изначально была связана с переходом к гелиоцентризму. На смену пришел Эйнштейновский отказ от всякого центризма вообще; - классическое естествознание – понятие о траектории частиц, одновременности событий и т.д. -объект перестал существовать сам по себе; -естественнонаучная картина мира может обладать лишь относительной истинностью.



 

 

 

 

 

 

10.Дифференциация и интеграция научного знания.

Важная закономерность развития науки – единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Современная наука насчитывает около 15 тыс. различных научных дисциплин. Рост научного знания сопровождался его непрерывной дифференциацией, т.е. разделением ,дроблением на все более мелкие разделы и подразделы. Количество самоопределяющихся в качестве самостоятельных научных дисциплин непрерывно растет. В рамках классического естествознания стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы и отображающих их научных дисциплин. Начали возникать смежные дисциплины типа физической химии, химической физики, биохимии, биогеохимии и т.д. Основные фундаментальные науки настолько сильно диффундировали друг в друга, что пришла пора задуматься о единой науке о природе. Интеграция естественно-научного знания стала ведущей закономерностью его развития. Формы проявления интеграции: -в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; -в разработке «транс дисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хромотография, компьютерный эксперимент); -в поиске «объединительных теорий» и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии и т.д.); -в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика); -в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.). дифференциация и интеграция в развитии естествознания – взаимодополнительные тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Структурные уровни организации систем. Система – совокупность элементов и связей между ними. Неживая природа: Элемент частицы – компонент в рамках системы (минимальный, далее уже неделимый).Элемент является таковым только по отношению к данной системе, в других же отношениях он сам может представлять сложную систему. Атомы   Молекулы  Вещество и поле  Планеты  Планетные  системы  Звезды  Звездная система  Метагалактика  Живая система:  Нуклеиновые кислоты и белки  Клетка- однокл. и многоклет.   Надорганизменный уровень - папуляция – совокупность одно вида длительно проживающих на определенной территории и воспроизводищих себе подобных  Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и среды их обитания  Биосфера    Дарвин – изменчивость, естественный отбор, наследственность  В науке выделяют три уровня строения материи:  Макромир – мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время – в секундах, минутах, часах, годах. Микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, размерность которых исчисляется от 10 в –8 до 10 в –16 см, а время жизни – от бесконечности до 10 в –24 с.  Мегамирмир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время – миллионами и миллиардами лет. И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры тесно взаимосвязаны.

15. Классическая концепция Ньютона В классической науке существовала теория стационарного состояния Вселенной, вопрос  об ее эволюции не ставился. Постулаты классической ньютоновской космологии: -вселенная всесуществующая. Космология познает мир таким, как он существует сам по себе. -пространство и время Вселенной абсолютны, не зависят от материальных объектов и процессов. -пространство и время бесконечны. -пространство и время однородны и изотропны. -Вселенная стационарна, не претерпевает эволюции. Возникали два парадокса: 1)гравитационный – если вселенная бесконечна и в ней существует бесконечное количество небесных тел, то сила тяготения будет бесконечно большая, и вселенная должна сколлапсировать, а не существовать вечно. 2)фотометрический – если существует бесконечное количество небесных тел, то должна быть бесконечная светимость неба, что не наблюдается. Эти парадоксы разрешает современная космология, которая основывается на общей теории относительности Эйнштейна, согласно которой метрика пространства и времени определяется распределением гравитационных масс во вселенной.Ее свойства обусловлены средней плотностью матери и другими физическими факторам.










18. Пространство и время: понятие и основные свойства. Демокрит: пустота существует аналогично материи и необходима для ее перемещения и соединения. Эвклит: предал пространственным характеристикам объектов строгую математическую форму. Птолемей: геоцентрическая модель мира. Коперник: гелиоцентрическая модель мира. Декарт: первая универсальная физико-геометрическая модель мира. Впервые объединяет пространственное положение предмета с временем (объединяет пространство и время).Считал время неким модулем мышления человека. Ньютон: создал новую гравитационную картину мира (гравитационная сила тяготения, называемая массой).Вершина теории Ньютона – создание закона всемирного тяготения. Согласно закону – сила тяготения универсальна и проявляется между любыми материальными силами, она пропорциональна массе и обратнопропорциональна расстоянию между телами. Все материальные тела уравновешены другими,Вселенная бесконечна. Есть точка абсолютности для пространства и времени. Лейбниц: развил концепцию пространства и времени, отрицающую их абсолютность. Связывает пространство и время только с материей. Был близок к созданию теории относительности. Майкельсон: доказал независимость скорости света от движения Земли. Это не вписывалось в теорию Ньютона, ни в теорию Лейбница, т.е. скорость света постоянна. Эйнштейн: относительными оказывались и длина и промежуток времени между событиями даже одновременность событий (не только всякое движение, но и пространство, и время)  свойства пространства и времени. 1)пространство и время объективны и реальны, т.е. существуют независимо от познания людей и познания ими этой объективной реальности. Пространство и время не присущи самим вещам, а зависят от познающего субъекта. 2)Пространство и время являются универсальными, всеобщими формами бытия материи. Нет явлений, событий ,предметов, которые существовали бы вне пространства или вне времени. 3)Трехмерность. Положение любого предмета может быть точно определено только с помощью трех независимых величин – координат. В прямоугольной декартовой системе координат – X,Y,Z (длина, ширина, высота). В сферической – радиус-вектор r и углы (альфа и бета).в цилиндрической системе – высота z,радиус-вектор и угол альфа. в науке используется понятие многомерного пространства, понятие математической абстракции (к реальному пространству не имеет отношения).В последнее время выдвинута гипотеза о реальных 11 измерениях в области микромира и в момент рождения Вселенной: 10-пространственных и 1-временное.Затем возникает 4-мерный континуум. 4)время необратимо и одномерно. оно течет из прошлого, через настоящее к будущему.Нельзя возвратиться назад в какую-либо точку времени, но нельзя и перескочить через какой-либо временной промежуток и будущее.Время составляет рамки для причинно-следственных связей. Закон возрастания энтропии (воплощение необратимости времени).В обратимых процессах энтропия (мера внутренней неупорядоченности системы) остается постоянной, в необратимых – возрастает. Реальные процессы всегда необратимы. 5)Однородность пространства. Заключается в равноправии всех его точек. 6)изотропность пространства. Равноправие всех направлений. 7)однородность времени. Во времени все точки равноправны, не существует преимущественной точки отсчета, любую можно принимать за начальную.



21. Современные естественнонаучные представления о происхождении жизни Дать точное определение живого весьма не просто. И это люди поняли очень давно. Современная биология при описании живого идёт по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчёркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни. К числу свойств живого относят следующие признаки: Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Живые организмы получают энергию из окружающей среды. Большинство из них использует солнечную энергию. Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Способность реагировать на внешние раздражения - универсальное свойство живого. Живые организмы не только изменяются, но и усложняются. Всё живое размножается. Сходство потомства с родителями обусловлено генетически. Вместе с тем существуют механизмы изменчивости. Это определяет эволюцию всех видов живой природы. Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни. Из совокупности этих признаков следует определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты. Главный критерий жизни - способность живых организмов сохранять и передавать информацию.  На основе разных критериев могут быть выделены различные уровни, или подсистемы, живого мира. Наиболее распространённым является выделение на основе критерия масштабности: Биосферный - включающий всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой. Уровень биогеоценозов выражает следующую степень структуры живого, состоящую из участков Земли с определённым составом живых и неживых организмов (экосистему). Популяционно-видовой уровень образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида. Организменный и органно-тканевый уровни отражают признаки отдельных особей, их строение, поведение, физиологию, а также строение и функции органов и тканей. Клеточный и субклеточный уровни отражают процессы специализации клеток, а также различные внутриклеточные включения. Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, одной из важнейших проблем которой является изучение механизмов передачи генной информации и развитие генной инженерии и биотехнологии. Разделение живой материи на уровни является весьма условным.











24. Онтогенетический уровень живых систем

Онтогенетический уровень живых систем Следующий, более сложный и комплексный уровень организации жизни на Земле - онтогенетический. Онтогенетический уровень связан с жизнедеятельностью отдельных биологических особей, дискретных индивидуумов. Индивид, особь - неделимая и целостная единица жизни на Земле. В многообразной земной органической жизни особи имеют различное морфологическое содержание. Здесь - и одноклеточные, состоящие из ядра, цитоплазмы, множества органелл и мембран, макромолекул и т.д. Здесь и многоклеточная особь, образованная из миллионов и миллиардов клеток. Сложность многоклеточных особей неизмеримо выше сложности одноклеточных. Но и одноклеточная и многоклеточная особи обладают системной организацией и регуляцией и выступают как единое целое. Причем, важно то, что характеристика особи не может быть исчерпана рассмотрением физико-химических свойств макромолекул, входящих в его состав. Разделить особь на части без потери "индивидуальности" невозможно. Это позволяет выделить онтогенетический уровень как особый уровень организации жизни. Таким образом, на онтогенетическом уровне единицей жизни служит особь - с момента ее возникновения до смерти2. Развитие особи от образования зародышевой клетки до смерти составляет содержание процесса онтогенеза. Онтогенез состоит из роста, перемещения отдельных структур, дифференциации и усложнения интеграции организма. По существу, онтогенез - это процесс развертывания, реализации наследственной информации, закодированной в управляющих структурах зародышевой клетки. На онтогенетическом уровне происходит не только реализация наследственной информации, но и испытание, проверка согласованности и работы управляющих систем во времени и пространстве, приспособление к среде в пределах особи и др. Многие отрасли биологии изучают процессы и явления, происходящие в особи, согласованное функционирование ее органов и систем, механизм их работы, роль в жизнедеятельности организма, взаимоотношение органов, поведение организмов, приспособительные изменения и т.п. Причины развития организма в онтогенезе являются предметом обстоятельного и интенсивного изучения эмбриологами, биохимиками, генетиками. Но все еще не создана общая теория онтогенеза и не показаны основные причины и факторы, определяющие строгую упорядоченность процесса онтогенеза. Имеющиеся результаты позволяют понять только некоторые отдельные процессы, обеспечивающие индивидуальное развитие организма. Прежде всего, это касается изучения дифференциации, т.е. образования разнообразных, специализированных для выполнения определенных функций частей организма.







 

27. Синтетическая теория эволюции (от «синтез»-единство). Возникает в 20-30 г.г. 20 века. Объединила в себе две предыдущие концепции, т.е. было показано, что эволюция может происходить только путем естественного отбора самих мутаций. Основные положения: -элементарной единицей, с которой начинается эволюция является популяция, а не отдельная особь; -начальным процессом эволюции является изменение генотипа популяции. Генотип – совокупность всех генов организма. -помимо основных факторов эволюции, формулированных Дарвином, данная теория включает так же: -мутационные процессы;  -популяционные волны численности (волны жизни). Малочисленные и многочисленные популяции не являются благоприятными для возникновения новых форм живых организмов. В больших популяциях новым признакам труднее проявиться, в малых – труднее возникнуть. -необходимость обособленности группы организмов для образования нового вида. -теория четко разграничивает области исследования микро- и макроэволюции. Микроэволюция (селекция животных, растений) – совокупность изменений в генофондах популяций за небольшой период времени. Макроэволюция (происхождение человека) – совокупность изменений за длительный исторический период времени. Дополнительные характеристики данной теории: -исчезнувшие в процессе эволюции организмы, виды, группы организмов никогда не восстанавливаются в прежней форме; -чем проще организация организма, тем легче он приспосабливается к окружающей среде; -эволюция не всегда идет от простого к сложному, а может быть и наоборот (бактерии).















30. Экология и современные проблемы Экология являясь составной частью общей экологии, определяется негативным воздействием на людей ими же изменяемой окружающей среды обитания. Человек при переходе от биосферы к ноосфере может не только улучшить условия своего существования, но и ухудшить их. Окружающая среда создана биотой – биологическими организмами, которые живут на Земле около 4млрд. лет. За это время биота-система жизни-научилась регулировать состояние окружающей среды, пригодной для живых организмов. Человечество не создало ничего, что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды. но за время своего недолгого существования уничтожило 70% естественных экосистем, которые способны перерабатывать отходы жизнедеятельности людей. Уже в конце 19 века возник дисбаланс между человеком и окружающей средой. Сейчас объем допустимого воздействия превышен в 8-10 раз. Происходит уничтожение биологической и экологической систем. Экологическая проблема имеет глобальный характер. В стране 13 зон с опасной экологической ситуацией (зона аварии ЧАЭС,).Здоровье населения страны с каждым годом ухудшается. Важнейшим индикатором здоровья является уровень младенческой смертности, в России за последние 5 лет увеличился на 15%.Резко снизилось общее состояние здоровья молодежи. Экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо или косвенно связана с политикой, экономикой, новыми технологиями, с общей культурой человека и общества, с уровнем зрелости экологического сознания в нем. Различного рода экологические катастрофы влекут за собой психические заболевания. Чернобыльская авария породила радиофобию – повышенный страх перед радиацией, увеличение мнительности, необъективности в оценке своего здоровья, эмоциональные срывы и т.д.Возросло употребление алкоголя, в т.ч. подростками, в загрязненных районах. Примерно 85% заболеваний переносятся водой.Производные хлора обладают канцерогенным мутагенным эффектом, многие из них являются сильнейшими печеночными ядами. Почва. Загрязнители – токсические тяжелые металлы промышленных и бытовых отходов, радиоактивные вещества, гербециды, пестициды и т.д.Предельный уровень загрязнения почвы превышен более чем в 100 раз. Радиация: происходит ослабление иммунитета, страдают не только сами облученные, но и последующие поколения (рождаются дети с нервными и онкологическими заболеваниями).Главными источниками внешнего и внутреннего облучения являются долгоживущие радионуклиды (цезий, стронций, йод).Радиация попадает в организм через воздух, питьевую воду, но г.о. через продукты растительного и животного происхождения, особенно через мясомолочную продукцию. Для того чтобы справиться со всеми названными проблемами и сохранить здоровье человека и природу, необходимы ответственная экологическая политика и практика государственных и общественных органов. Важнейшая задача – формирование экологического сознания населения – комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих   таких элементов, как экологическое научное сознание, экологическая этика, психология, правосознание. Экологическое научное сознание включает формирование научной картины мира, основанной на достижениях современной науки. Сущность экологической психологии – биофилия – стремление поддерживать рост независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы.






8.             Общие модели развития науки.1)Американский историк и философ Томас Кун (60-е годы XX в.) ввел новое  понятие «парадигма» (образец).В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, влияющих на выбор направления исследования. В парадигме содержатся общепринятые образцы решения конретных проблем. Оно дает некую систему отсчета, является предварительным условием для построения различных теорий. 2)Лакатос предложил альтернативную модель «Методология научно-исследовательских программ».Расходится с куновской моделью в главном пункте – считает, что выбор научным обществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ должен осуществляться рационально (на основе четких критериев). Структура этой модели: «жесткое ядро» (неопровержимые исходные положения);  «негативная эвристика» (своеобразный пояс, состоящий из дополнительных гипотез, снимающих противоречия); «позитивная эвристика» (ряд доводов, направленных на то,чтобы изменять и развивать определенные варианты). Концепции Куна и Лакатоса – самые влиятельные реконструкции логики развития науки во второй половине 20 века. Научные революции.  3 научные революции  Клас-й этап развития – опиралась на интуитивно очевидные и прекрасно согласующиеся идеализации. Новая картина мира переосмыслила исходные понятия пространства, времени, причинности Неклас-я этап развития – отвергала классическое жестокое противопоставление  субъекта и объекта познания. Объект познания перестал восприниматься как существующий сам по себе Мир состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется некоторым общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, которая в общих чертах известна современной науке: 20 млрд. лет назад – Большой взрыв  3 минуты спустя – образование вещественной основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов).  Через несколько сотен тысяч лет – появление атомов (легких элементов).  19-17 млрд. лет назад – образование разномасштабных структур (галактик).  15 млрд. лет назад – появление звезд первого поколения, образование атомов тяжелых элементов.  5 млрд. лет назад – рождение Солнца. 4,6 млрд. лет назад – образование Земли. 3,8 млрд. лет назад – зарождение жизни. 450млн лет назад – появление растений. 150 млн. лет назад – появление млекопитающих. 2 млн. лет назад – начало антропогенеза. Дифференциация и интеграция научного познания. -организация исследований «на стыке» смежных дисциплин; -разработка научных методов, имеющих значение для многих наук; -поиск «объединительных» теорий и принципов. Математизация естествознания. Во многих случаях математика выполняет роль универсального языка естествознания, специально предназначенного для лаконичной и точной записи различных утверждений. Она способна служить источником моделей, алгоритмических схем для связей, отношений и процессов, составляющих предмет естествознания.

11.Принципиальные особенности естественнонаучной картины мира.  Мир состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется некоторым общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, которая в общих чертах известна современной науке:  20 млрд. лет назад – Большой взрыв  3 минуты спустя – образование вещественной основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов).  Через несколько сотен тысяч лет – появление атомов (легких элементов). 19-17 млрд. лет назад – образование разномасштабных структур (галактик). 15 млрд. лет назад – появление звезд первого поколения, образование атомов тяжелых элементов.  5 млрд. лет назад – рождение Солнца.  4,6 млрд. лет назад – образование Земли.  3,8 млрд. лет назад – зарождение жизни.  450млн лет назад – появление растений.  150 млн. лет назад – появление млекопитающих.  2 млн. лет назад – начало антропогенеза.  Наиболее крупные прорывы к тайнам истории Вселенной осуществлены во второй половине нашего века: предложена и обоснована концепция Большого взрыва, построена кварковая модель атома, установлены типы фундаментальных взаимодействий и построены первые теории их объединения и т.д. Принципы построения и  организации современного научного знания: -системность; -глобальный эволюционизм; -самоорганизация; -историчность. Данные принципы соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой природы. Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности. Под «системой» понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация – последовательное включение систем нижних уровней в системы все более высоких уровней. Например: человек – биосфера – планета Земля – Солнечная система – Галактика и т.д.  Глобальный эволюционизм – признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер вселенной свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.  Самоорганизация – это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Современная картина мира имеет особенность: принципиальная незавершенность настоящей и любой другой картины мира. Развитие общества и Вселенной осуществляется в разных темпоритмах, но их взаимное наложение делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой.



16. Идея структурности модели. Концепция атомизма.Изучая микрочастицы, учёные обнаружили, что: одни и те же объекты обнаруживали как волновые, так и корпускулярные свойства. Первый был нем. физиком М. Планком. В соответствии с расчётами по формуле класс-ой электродинамики интенсивность теплового излучения абсолютно чёрного тела должна была неограниченно возрастать, что явно противоречило опыту. А. Эйнштейн. В 1905 г.  привнес Представление о свете как о дожде быстро движущихся квантов было чрезвычайно смелым, почти дерзким, в правильность которого вначале поверили немногие. В 1924 г.: фр. физик Луи де Бройль выдвинул идею о волновых св-х материи. Л. Бройль утверждал, что волновые свойства, наряду с корпускулярными, присущи всем видам материи: электронам, протонам, атомам, молекулам и даже микроскопическим телам. Признание корпускулярно - волнового дуализма в современной физике стало всеобщим. Любой материальный объект характеризуется наличием как корпускулярных, так и волновых свойств. Атомистическая гипотеза строения материи, выдвинутая в античности Демокритом, была возрождена в XVIII в. химиком Дж. Дальтоном, который принял атомный вес водорода за единицу и сопоставил с ним атомные веса других газов.  Благодаря трудам Дж. Д. стали изучаться физико- химические свойства атома. В XIXв. Д. И. Менд. построил систему химических элементов, основанную на их атомном весе. История исследования строения атома началась в 1895 г. благодаря открытию Дж. Дж. Томсоном электрона - отрицательно заряженной частицы, входящей в состав всех атомов. Поскольку электроны имеют отрицательный заряд, а атом в целом электрически нейтрален, то было сделано предположение о наличии помимо электрона положительно заряженной частицы. Масса электрона составила по расчётам 1\1836 массы положительно заряженной частицы. Исходя из огромной, по сравнению с электроном, массы положительно заряженной частицы, английский физик У. Томсон (лорд Кельвин) предложил в 1902 г. первую модель атома - положительный заряд распределён в достаточно большой области, а электроны вкраплены в него, как “изюм в пудинг”. Эта идея была развита Дж. Томсоном. Модель атома Дж. Томсона, не устояла перед опытной проверкой. Модель атома, предложенная Э. Резерфордом в 1911 г. напоминала солнечную систему: в центре находится атомное ядро, а вокруг него по своим орбитам движутся электроны. Ядро имеет положительный заряд, а электроны – отрицательный. Вместо сил тяготения, действующих в Солнечной системе, в атоме действуют электрические силы. Электрический заряд ядра атома, численно равный порядковому номеру в периодической системе Менделеева, уравновешивается суммой зарядов электронов - атом электрически нейтрален.  В 1913 г. великий датский физик Н. Бор применил принцип квантования.Модель атома Н. Бора базировалась на планетарной модели Э. Резерфорда и на разработанной им самим квантовой теории строения атома. Н. Бор выдвинул гипотезу строения атома, основ. на двух постулатах, совершенно несовместимых с класс.  физики.


19. Современнаякосмологические модели вселенной.Расширение Вселенной считается научно установленным фактом. Согласно теоретическим расчетам Ж. Леметра, радиус Всел. в первоначальном состоянии был 10-12 см, что близко по размерам к радиусу электрона, а ее плотность 1096 г/см3  В современной космологии для наглядности начальную стадию эволюцию Вселенной делят на “эры” Эра адронов. Тяжелые частицы, вступающие в сильные взаимодействия.  Эра лептонов. Легкие частицы, вступающие в электромагнитное взаимодействие.  Фотонная эра. Продолжительность 1 млн. лет. Основная доля массы — энергии Вселенной — приходится на фотоны.  Звездная эра. Наступает через 1 млн. лет после зарождения Вселенной. В звездную эру начинается процесс образования протозвезд и протогалактик.  Затем разворачивается грандиозная картина образования структуры Метагалактики.  В современной космологии наряду с гипотезой Большого взрыва весьма популярна инфляционная модель Вселенной, в которой рассматривается творение Вселенной. Идея творения имеет очень сложное обоснование и связана с квантовой космологией. В этой модели описывается эволюция Вселенной начиная с момента 10-45 с после начала расширения.  Сторонники инфляционной модели видят соответствие между этапами космической эволюции и этапами творения мира, описанными в книге Бытия в Библии.  В соответствии с инфляционной гипотезой космическая эволюция в ранней Вселенной проходит ряд этапов.  Весь этот первоначальный период во Вселенной не было ни вещества, ни излучения.  Переход от инфляционной стадии к фотонной. Состояние ложного вакуума распалось, высвободившаяся энергия пошла на рождение тяжелых частиц и античастиц, которые, проаннигилировав, дали мощную вспышку излучения (света), осветившего космос.  В дальнейшем развитие Вселенной шло в направлении от максимально простого однородного состояния к созданию все более сложных структур — атомов (первоначально атомов водорода), галактик, звезд, планет, синтезу тяжелых элементов в недрах звезд, в том числе и необходимых для создания жизни, возникновению жизни и как венца творения — человека. эволюция Вселенной описывается в терминах самоорганизации: идет самопроизвольное упорядочивание систем в направлении становления все более сложных структур. Динамичный хаос порождает порядок.  В рамках концепции креационизма, т.е. творения, эволюция Вселенной связывается с реализациейпрограммы, определяемой реальностью более высокого порядка, чем материальный мир. Сторонники креационизма обращают внимание на существование во Вселенной направленного номогенца — развития от простых систем ко все более сложным и информационно емким, в ходе которого создавались условия для возникновения жизни и человека



22. Структурные уровни организации живой материи.  Популяции - группа особей одного вида, которая имеет единый генофонд и единую территорию. Единица эволюции. Виды – состоят из нескольких популяций. Биоценозы («ценоз»-общий) – совокупность микроорганизмов, растений и животных, населяющих данный участок суши или водоема. Биогеоценозы – единство биоценоза и окружающей среды. Этот термин часто употребляется как синоним термина «экосистема». Биосфера – совокупность всех биогеоценозов, в которых осуществляется всеобщая система жизни. Включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы. Атмосфера – воздушная среда, состоящая на 78,1% азот, 21% кислород, остальное аргон и др. Гидросфера – совокупность всех водных объектов Земли в т.ч. и подземных. Литосфера – внешняя сфера твердой Земли. На основе разных критериев могут быть выделены различные уровни, или подсистемы, живого мира. Наиболее распространённым является выделение на основе критерия масштабности: Биосферный - включающий всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой. Уровень биогеоценозов выражает следующую степень структуры живого, состоящую из участков Земли с определённым составом живых и неживых организмов (экосистему). Популяционно-видовой уровень образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида. Организменный и органно-тканевый уровни отражают признаки отдельных особей, их строение, поведение, физиологию, а также строение и функции органов и тканей. Клеточный и субклеточный уровни отражают процессы специализации клеток, а также различные внутриклеточные включения. Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, одной из важнейших проблем которой является изучение механизмов передачи генной информации и развитие генной инженерии и биотехнологии. Разделение живой материи на уровни является весьма условным.




 

 

25.Надорганизменыйуровень организации живого популяция – генетически однородная совокупность организмов биоценоз совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма и характеризующихся определёнными отношениями как между собой, так и с небиологическими факторами среды. Термин "биоценоз" был предложен в 1877 г. нем. гидробиологом Карлом Мёбиусом который изучал взаимодействие организмов в рамках одного водоёма или побережья.  В рамках популяционной биологии исследуются также весьма важные проблемы метаболического взаимодействия между популяциями и биоценозами, которые относятся, прежде всего, к изучению их трофических то есть пищевых связей. Именно на этой основе происходит разграничение популяций и биоценозов. Оно состоит в том, что популяции представляют собой открытые метаболические системы, которые могут существовать и развиваться только при взаимодействии с другими популяциями. В отличие от них биоценозы — относительно замкнутые метаболические системы, в которых обмен и круговорот веществ может осуществляться в рамках входящих в биоценоз популяций. популяций и биоценозов существенное значение имеет общее правило: чем длиннее и сложнее пищевые связи между организмами и популяциями, тем более жизнеспособной и устойчивой является живая система любого (надорганизменного) уровня. Биогеоценоз- Понятие биогеоценоза введено в 1940 г. В.Н.Сукачёвым Биогеоценоз – ячейка биосферы, понимаемая в границах конкретных растительных сообществ, тогда как экосистема – понятие безразмерное и может охватывать пространство любой протяжённости – от капли воды до биосферы в целом, и относится не только к естественной живой природе, но и к искусственным человеческим способам обитания. Термин "Экология" предложил в 1866 Э. Геккель  Термином экология он предложил обозначать биологическую науку, призванную изучать взаимоотношения организма и среды. БИОСФЕРА, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Она включает нижнюю часть атмосферы (15–20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана. Термин «биосфера» ввел австр. геолог Э.Зюсс (1831-1914) в 1875 г. Основы учения о биосфере, были разработаны рус. учёным В.И.Вернадским Главной идеей в концепции биосферы является взаимодействие живых систем всех уровней (от микроорганизмов до биогеоценозов) с геологическими сферами (прежде всего земной корой), атмосферой и гидросферой. Благодаря жизнедеятельности бактерий, растений и животных в атмосфере каждые 7 лет полностью обновляется углекислота, а через 4 000 лет – содержание кислорода.Сама земная кора состоит в основном из 8 химических элементов: кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, магния, натрия и калия, причем почти половину ее массы составляет кислород, со держащийся в окислах металлов.

28. Биосфера: понятие и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.  Биосфера – совокупность всех биогеоценозов, в которых осуществляется всеобщая система жизни (Биогеоценозы – единство биоценоза и окружающей среды. 1875 г. Геолог Зюссом. Этот термин часто употребляется как синоним термина «экосистема»). Включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы. Атмосфера – воздушная среда, состоящая на 78,1% азот, 21% кислород, остальное аргон и др. Гидросфера – совокупность всех водных объектов Земли в т.ч. и подземных. Литосфера – внешняя сфера твердой Земли. Одним из первых в науке комплексное учение о биосфере стал разрабатывать Вернадский. Он не ограничивал понятие биосферы только «живым веществом»,под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни. Так называемый «культурный слой» особенно наглядно заметен в городах. Говоря о принципах существования биосферы, Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом, а живое вещество – это совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое. Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы стремятся к постоянному совершенствованию и размножению соответствующих систем, включая биоценозы. Последние неизбежно входят во взаимодействие между собой, что в конечном итоге уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни – биосферы. Коэволюция (взаимное приспособление видов) обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы. Развитие биосферы происходит путем углубления взаимодействия живых организмов и среды.В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции, т.е. усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Процесс интеграции Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы. Развитие биосферы является фактором планетарного масштаба.









32. Человек как предмет естественнонаучного анализа. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека. Биологическое выступает непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная-Земля-человек. Развитию подобного взгляда способствовали исследования Циолковского, Вернадского, Шардена, Вавилова, Чижевского и др. История биосферы представляет собой чередование целого ряда этапов эволюции, каждый из которых являл все более сложные формы развития жизни. И только в конце этого развития появляются общество и человек. Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и ее биосферы. Периоды истории развития Земли: 1)период чисто геологической эволюции, когда на Земле еще не было жизни; 2)период геолого-биологической эволюции, на последней стадии которого происходит формирование антропосоциогенеза; 3)период духовной эволюции, сфера разума .Эта эпоха характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере – сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором эволюции. Согласно Шардену в ходе развития Вселенной на Земле естественным «скачкообразным образом» совершился переход к живому, возникла биосфера. Ее эволюция привела к возникновению человека. Вернадский писал, что человек не является случайным, независимым от окружающего мира существом. Он – часть природы и представляет собой неизбежное проявление закономерного природного процесса. Кульминация – разум человека, его научная мысль, которая в соединении с трудовой деятельностью является основной силой, ведущей к преобразованию биосферы в ноосферу. Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы. Для своего дальнейшего существования люди должны мыслить и действовать не как изолированные индивиды и не в рамках отдельных социальных групп, а в глобальном масштабе всей Земли. Перед человечеством стоит актуальная задача – сохранение существующей биосферы и создание адекватной ей ноосферы.


9. Классический и неклассический этапы развития естествознания, их особенности.

Клас-й этап развития – опиралась на интуитивно очевидные и прекрасно согласующиеся идеализации. Новая картина мира переосмыслила исходные понятия пространства, времени, причинности  Неклас-я этап развития – отвергала классическое жестокое противопоставление  субъекта и объекта познания. Объект познания перестал восприниматься как существующий сам по себе

12. Системный подход В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета и т.д. может быть рассмотрен как система – сложное образование включающее составные части, элементы и связи между ними. Элемент в данном случае означает минимальную, далее неделимую часть данной системы.  Совокупность связей между элементами образует структуру системы, устойчивые связи определяют упорядоченность системы. Связи по горизонтали – координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения других. Связи по вертикали – связи субординации, одни элементы системы являются более значимыми чем другие, и подчиняются им. Система обладает признаком целостности – это означает что все ее составные части, соединяясь в целое образуют нечто обладающее качествами не сводимыми к качествам отдельных элементов. Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы. В естественных системах выделяют два больших класса систем: системы неживой и живой природы. Принято так же выделять три уровни строения материи.  Макромир – мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины от долей миллиметра до километров и временные измерения от долей секунды до лет.  Микромир – мир предельно малых непосредственно ненаблюдаемых объектов, пространственная размерность от 10-8 см. до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 с.  Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние измеряется световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет.












13. Синергетика как наука о самоорганизации систем.  Появление синергетики в современном естествознании, очевидно, инициировано, подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественно - научных дисциплин. Эту тенденцию в немалой степени сдерживала разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой и неживой природе. Закон сохранения и превращения энергии (первое начало термодинамики ) в принципе не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объёме. Но, в реальности такого никогда не происходит. Вот эту - то односторонность, однонаправленность, перераспределения энергии в замкнутых системах и подчёркивает второе начало. Для отражения этого процесса в термодинамику было введено новое понятие - энтропия. Под энтропией стали понимать меру беспорядка системы. Более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: “При самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает”.   Синергетика – теория самоорганизации. Главный мировоззренческий сдвиг, произведённый синергетикой, можно выразить следующим образом: А) процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной по меньшей мере равноправны; Б) процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм независимо от природы систем, в которых они осуществляются. Таким образом, синергетика претендует на открытие некоего универсального механизма, с помощью которого осуществляется самоорганизация, как в живой, так и в неживой природе. Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации. Отсюда следует, что объектом синергетики могут быть отнюдь не любые системы, а только те, которые удовлетворяют двум условиям: должны быть открытыми должны, быть существенно неравновесными. Итак, синергетика утверждает, что развитие открытых и сильно неравновесных систем возникает путем нарастающей сложности и упорядоченности. В цикли развития такой системы наблюдаются две фазы: 1) период плавного эволюционного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, подводящими в итоге систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию. 2) выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большой степенью сложности и упорядоченности.









17. Элементарные частицы  В настоящее время открыто более 350 микрочастиц. Термин «элементарная частица» первоначально означал простейшие, далее ни на что не разложимые частицы, лежащие в основе любых материальных образований. Основные характеристики: масса, заряд, среднее время жизни, спин, квантовые числа. Массу покоя элементарных частиц определяют по отношению к массе покоя электрона. -фотоны –не имеющие массы покоя; -лептоны – легкие частицы (электрон, нейтрино); -мезоны – средние частицы с массой в пределах от1 до1000 масс электрона; -барионы – тяжелые частицы, чья масса превышает 1000 масс электрона и в состав которых входят протоны, нейтроны, гипероны и многие резонансы. Электрический заряд может быть положительным, отрицательным или нулевым. Каждой частице, кроме фотона и двух мезонов, соответствуют античастицы с противоположным зарядом. По времени жизни делятся на стабильные и нестабильные. Стабильные: фотон, две разновидности нейтрино, электрон и протон (играют важнейшую роль в структуре макротел).Все остальные частицы нестабильные, существуют около 10 в –10 – 10 в –24 с, после чего распадаются. Резонансы – элем. частицы со средним временем жизни 10 в –23 – 10в-22 с, распадаются до того ,как успеют покинуть атом или ядро. Спина, или собственного момента количества движения микрочастиц, и понятием квантовых чисел. –фермионы (кварки и лептоны),составляют вещество. -бозоны (кванты полей – фотоны, векторные бозоны, глюоны, гравитино и гравитоны),переносят взаимодействие. Считаются истинно элементарными, т.е. далее неразложимыми. Остальные частицы считаются условно элементарными, т.е. составные частицы, образованные из кварков и квантов полей. Различают 4 вида фундаментальных взаимодействий:  1)сильное –происходит на уровне атомных ядер, действует на расстоянии 10в-13см. 2)электромагнитное – слабее сильного, но дальнодействующее, носитель – фотон. 3)слабое – возможно между различными частицами и связано главным образом с распадом. 4)гравитационное – сила тяготения, расстояние бесконечно. Все 4 взаимодействия необходимы и достаточны для построения разнообразного мира











 

20. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, ее основные свойства. Биология - это наука о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Современная биологическая наука - результат длительного процесса развития. Интерес к познанию живого у человека возник очень давно, он был связан с его потребностями - в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.д. Но только в нервных древних цивилизованных обществах люди стали изучать живые организмы более тщательно. Одним из первых биологов древности был Аристотель. В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. Структуру можно рассматривать с разных точек зрения. По объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию. По свойствам, проявлениям живого в биологии выделяются: морфология - наука о строении живых организмов; физиология - наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости. По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных; гистология, изучающая строение тканей; цитология исследующая строение живых клеток. В развитии биологии выделяют три основных этапа: 1)традиционный( К. Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) молекулярно-генетический(Г.Мендель) Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого, самих основ биологического мышления или говоря иначе со сменой биологических парадигм.  В настоящее время биология – целый комплекс наук о живой природе. Структура: 1)по общему направлению исследований  биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию. 2) по изучаемым свойствам живого в биологической науке выделяются: морфология, молекулярная биология и тд. 3) по уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, гистология и тд.  Такая разноплановость обуславливается многообразием животного мира. Важнейшим инструментом познания этого мира служит категория «живого» - ключевое для всех биологических наук.












23. Молекулярно-генетический уровень биологических структур Особенностью является многоуровневая структура, в которой 1-й Ур. организменный уровень, занимают живые организмы, одноклеточные и многоклеточные. Минимальной живой системой на этом уровне является клетка. Остальные уровни организации живого являются надорганизменными, т.е. они включают не только организмы, но и связи и взаимодействия между собой и окружающей средой: 1. Первый надорганизменный уровень популяционный уровень. Этот уровень включает в себя совокупность особей одного вида, которые имеют единый генофонд и занимают единую территорию. Такие совокупности или системы живых организмов составляют единую популяцию. Популяция рассматривается как единая система, в которой идут непрерывные взаимодействия между собой и окружающей средой. Благодаря этому появляется способность популяции к трансформациям и развитию. 2. Второй надорганизменный уровень составляют различные системы популяций, которые называют биоценозами. Они являются более обширными объединениями живых существ и в значительно большей степени зависят от небиологических факторов развития. 3. Третий надорганизменный уровень содержит в качестве элементов разные биоценозы и в еще большей степени зависит от многочисленных земных условий (геогр., климат., гидрологических, атмосферных и т.д.). Вернадский назвал этот уровень биогеоценозом. 4. Четвертый надорганизменный уровень организации возникает из объединения самых разнообразных биогеоценозов и называются биосферой. Представление о молекулярно-генетическом уровне органической материи базируется на клеточной теории строения живых тел, на исследованиях строения клетки, белков и аминокислот. Ученые выяснили, что белки состоят из 20 аминокислот, которые соединены длинными полипептидными связями. Хотя в состав белков человеческого организма входят все 20 аминокислот, но совершенно необходимы для него 9 из них. Остальные, по-видимому вырабатываются самим организмом. Характерная особенность аминокислот человеческого организма то, что они левого вращения (хотя в принципе существуют и правого вращения), и объяснению этому пока нет. Если молекулы неорг. В-в построены симметрично, то важнейшим свойством всей живой материи является их молекулярная  асимметричность. Пастер считал, что поскольку живое возникает из неживого, то необходимым предварительным условием для этого процесса должно стать превращение симметричных неорганических молекул в асимметричные. Такое превращение могло быть вызвано различными космическими факторами. Наряду со структурой белка интенсивно изучается механизм наследственности и воспроизводства живых систем. Наиболее важным на этом пути было выделение из состава ядра нуклеиновой кислоты, а из них ДНК и РНК. А позднее было открыто, что ДНК несет в себе наследственную информацию. ДНК является материальным носителем наследственной информации, а функционально гены ответственны за сохранение и передачу наследственной информации. Все гены разделяются на "регуляторные", кодирующие структуру белка, и, "структурные", кодирующие синтез метаболитов.

26.Эволюционная теория Дарвина  Теория эволюции Дарвина (1809 – 1882). В 1859 г. он написал книгу «Происхождение вида путем естественного отбора». В 1871 г. вторая книга «Происхождение человека и половой отбор.» концепция господствовала до начала 20 века. теория Дарвина стала результатом обобщения им огромного количества разнообразных фактических данных, которые он собирал путешествуя в качестве натуралиста. Наблюдение за живой природой заставили его отвернуться от концепций божественного творения, на которую опиралась традиционная биология.  На осмысление всего ему понадобилось 20 лет, в результате появился труд «Происхождение видов…». Он описал в своей книге о том как происходит естественный отбор, мутации происходящие в каком либо виде и так далее.  Положения теории:  1) любой группе животных и растений свойственна  изменчивость(одно из свойств, внутренне присущих живым организмам)2)число организмов каждого вида, рождающихся на свет, значительно больше того их числа, которое может найти себе питание, выжить и оставить потомство. Большая часть потомства погибнет. 3)поскольку рождается больше особей, чем может выжить, существует конкуренция, борьба за пищу и место обитания. 4)наследственные изменения дают преимущество для выживания. Выживание особи дает начало следующему поколению, удачные изменения передаются по наследству.  Это положение о выживании, отборе наиболее приспособленных представляет собой ядро теории естественного отбора Дарвина.  В результате каждое новое поколение оказывается более приспособленным к данной среде. Дарвинская теория биологической эволюции оказалась хорошо обоснованной ибольшинство биологов признали ее. Эта концепция занимает центральное место.


















29. Система природа-биосфера- человек и ее противоречия. Человек, общество неразрывно связаны с природой и не в состоянии существовать и развиваться вне ее, в первую очередь без непосредственно окружающей его природной среды. Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом. Вне природы и использования созданных на ее основе предметов человек не существует.  Наиболее тесно, человек связан с такими составляющими природы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда – та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли),которая вовлечена в сферу жизни человека, в первую очередь в производственный процесс .от особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности ,развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и континентах. Неблагоприяные природные условия тормозили общественное развитие. Поэтому древние цивилизации возникали первоначально именно на берегах Нила,  Тигра, Ганга, Инда и т.д. Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию в природе в готовом виде ,не было бы стимулов для совершенствования производства и для собственного развития. Не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества .Именно наличие разнообразных природных условий является наиболее благоприятным фактором развития человека и общества. Окружающая среда  включает, помимо поверхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют естественную и искусственную среды обитания. Естественная среда обитания включает неживую и живую части природы – геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом. Однако в ход эволюции человек постепенно все больше осваивает естественную среду обитания. Первоначально это было лишь простое потребление естественных богатств. Затем человек начал использовать и естественные источники средств жизни, преобразуя их в ходе своей практической деятельности. В результате была создана искусственная среда обитания – все то, что специально сделано человеком: разнообразие предметов материальной и духовной культуры, преобразованные ландшафты, а также выведенные в процессе селекции и одомашнивания растения и животные. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить о существовании  нового ее состояния – техносфере- совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, включает техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. С началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос.

33. Биологическое и социальное в историческом и онтогенетическом развитии человека. Эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, она перестала играть решающую роль когда человек выделился из животного мира. Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. Имеется огромное разнообразие культур, очень быстрый рост социальных изменений. Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, обусловливающие улучшение жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и на уменьшение зависимости человека от естественного отбора. Если у животных отбор – главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих. Естественный отбор у человека происходит на уровне зародышевых клеток. Состояние физического здоровья за историю homo sapiens существенно улучшилось. Увеличилась продолжительность жизни: с 20-22 лет в древности до 30 лет в 18 в.К началу 20 в. в зап.Европе была 56 лет, сегодня достигла 75-78 лет. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения),английский психолог и антрополог Гальтон был убежден, что интеллект современного человека снижается. На сегодняшний день нет данных об эволюции главного органа мышления –мозга. Косвенно о прекращении эволюции свидетельствует то, что его размеры остаются неизменными на протяжении 30-40 тыс. лет. В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека: -оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя биологический фактор – панбиологизм. -все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование – пансоциологизм. Наследуются не сами способности, а лишь их задатки, проявляющиеся в условиях среды. Характерные черты человеческого поведения приобретаются только через социальное наследование.  В онтогенезе человека важное значение имеют понятия: -генотип – наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, та генетическая конституция, которую человек получает от своих родителей. -фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Элементы фенотипа: -биологические задатки, кодируемые в генах; -среда (социальная и природная); -деятельность индивида; -ум (сознание, мышление). Предметом евгеники является первый из указанных элементов, представители евгеники абсолютизируют именно его. Социальные элементы фенотипа остаются вне их поля зрения.