Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДКЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТИЯ: ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ. 3

Введение. 3

1. Экономическое содержание прибыли как финансового результата деятельности предприятия. 4

2. Формирование выручки  и прибыли организации. 5

3. Маржинальный доход как экономическая категория и управление прибылью на предприятии. 7

Заключение. 11

ПРАКТИЧЕCКАЯ ЧАСТЬ. 12

ЗАДАНИЕ № 1. 12

ЗАДАНИЕ № 2. 26

ЗАДАНИЕ № 3. 27

ЗАДАНИЕ № 4. 29

Список литературы.. 33











ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДКЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТИЯ: ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ

Введение

Во времена  плановой экономики существовали только государственные предприятия, основная цель которых состояла в выполнении нормативов, утвержденных вышестоящими органами, а получение прибыли целью вообще не являлось. Сегодня систематическое  получение максимальной прибыли является основной целью функционирования большинства организаций в современных российских условиях.

Самоокупаемость текущих затрат хозяйственной деятельности предприятия обеспечивает прибыль, которая создает условия для самофинансирования в предстоящем периоде, а сама величина полученной прибыли существенно влияет на развитие предприятия, основанного на самофинансировании. Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, социального развития   предприятия, а также важнейший источник формирования  доходной  части  бюджетов  разных  уровней.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности в торговле является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной и очень актуальной задачей предприятия.

Целью практической части данной контрольной работы является теоретическое исследование таких важнейших экономических категорий как выручка, прибыль и маржинальная прибыль.



1. Экономическое содержание прибыли как финансового результата деятельности предприятия

Финансовый результат деятельности  предприятий характеризуется показателями прибыли (убытка). С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

В современной экономической литературе есть несколько определений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них [3, с. 267]:

-         прибыль — выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации;

-         прибыль — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйст­вующего субъекта на определенных стадиях его формиро­вания;

-         прибыль - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами;

-         прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности.

Прибылью  организации может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате продажи товаров. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее, в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

Прибыль является показателем, наиболее пол­но отражающим эффективность производства, состояние производительности труда, уровень затрат организации. Она показывает стимулирующее воздействие на укрепление ком­мерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собст­венности.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций [6, с. 57].

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности  предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности  предприятий.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом деятельности  предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение предприятия, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Таким образом, прибыль  организации — основной фактор ее экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности в развитых странах): «Цели компании обычно включают максимизацию акционерной собственности,  максимизацию прибыли, максимизацию управленческого вознаграждения, бихевиористические (поведенческие) цели и социальную ответственность».

2. Формирование выручки  и прибыли организации

Выручкой организации (доходами) признается увеличение экономических выгод организации вследствие поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или)  погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов собственников имущества.

Не признаются доходами организации поступления от других физических и юридических лиц, сумма НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей, а также по договорам комиссии,  в порядке предоплаты товаров, работ, услуг, задатки, авансы в счет оплаты товаров   и так далее[5, 8  и др.].

Выручка организации складывается из двух основных элементов[1, с. 245]:

-         доходы от обычных видов деятельности;

-         прочие поступления: операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы.

К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от реализации товаров и  продукции,  поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникших из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставном каптале других организаций, выручкой  считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности.

К операционным доходам относят[4,с. 89]:

-         доходы, полученные в результате совместной деятельности;

-         доходы от продажи основных средств и прочих активов; процент, полученные по депозитным вкладам;

-         безвозмездно полученные основные средства.

К внереализационным доходам относят доходы, полученные от долевого участия в других организациях.

В современной экономической литературе предусмотрен следующий порядок  формирования прибыли[2, с. 177]:

1)    валовая прибыль: выручка от продажи и реализации товаров, работ, услуг;

2)    минус себестоимость товаров, работ услуг;

3)    получаем прибыль (убыток) от продаж или  валовую прибыль;

4)    минус коммерческие расходы и управленческие расходы;

5)    получаем прибыль (убыток) до налогообложения или прибыль (убыток) от продаж;

6)    плюс операционные доходы;

7)    минус операционные расходы;

8)    плюс внереализационные доходы;

9)    минус внереализационные расходы

10)                      получаем прибыль (убыток) от обычной деятельности или прибыль (убыток) до налогообложения;

11)                      минус налог на прибыль и иные аналогичные платежи;

12)                      получаем чистую прибыль или нераспределенную прибыль (непокрытый убыток);

13)                      прибавляем чрезвычайные доходы и вычитаем чрезвычайные расходы;

14)                      получаем нераспределенную  прибыль отчетного года (непокрытый убыток)

3. Маржинальный доход как экономическая категория и управление прибылью на предприятии

Деятельность любого  предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно новому плану счетов возможны два варианта учета затрат  на предприятии. Первый, традиционный для отечественной практики, предусматривает исчисление затрат путем  их группировки на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и условно-постоянные.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле[10, с. 77]:

S=VC+FC+GL,                        (1)

где    S – реализация в стоимостном выражении;

 VC – переменные затраты;

 FC – условно-постоянные затраты;

 GL – валовой доход.

Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:

VC=k+s,                                  (1)

где    k – коэффициент пропорциональности.

 Используя формулу (1), а также условие, что критическим считается реализация, при котором валовой доход равен нулю, имеем:

S=k*S+FC,                              (3)

 Поскольку S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:

Sm=FC/(1-k),                                    (4)

Формулу (3) можно представить в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:

Q- объем реализации в натуральном выражении;

 P- цена единицы товара ;

V- переменные затраты на единицу товара;

Qc- критический объем продаж в натуральных единицах.

Преобразуя формулу (1), имеем:

Qc=FC/P-V,                                       (5)

 Знаменатель в формуле (5) представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц товара, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных затрат.

 Очевидно, что формула (5) может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации  в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI).

Qi=( FC+GI )/( P-V ),               (6)

 Маржинальный доход представляет собой сумму валового дохода или валовой прибыли и условно-постоянных затрат. Эта категория основана на том, что полное поглощение все условно-постоянных затрат предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами[7, 9 и др.]:

Dm=GL+FC,                                     (7)

Dm=S-VC,                                        (8)

 Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (7) следующим образом:

GI=Dm-FC,                              (9)

 Для выполнения аналитических расчетов прибыли от продаж часто используют показатели объема реализации  и удельного веса маржинального дохода в доходах  от продаж (Dm) вместо показателя общей суммы маржинального дохода ( Dm). Эти три показателя взаимосвязаны между собой:

Dy=Dm/S,                                         (10)

 Если из этой формулы выразить сумму маржинального дохода:

Dm=S*Dy ,                              (11)

Преобразовать формулу (9), то получим другую формулу определения прибыли от продаж:

GI=S*Dy-FC ,                                   (12)

 Формула (11) используется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при продаже   предприятием нескольких видов товаров. Если известны удельные веса маржинального дохода в объеме реализации по каждому виду товаров в общей сумме доходов от продаж, то тогда Dy для общей суммы объема реализации просчитывается как средневзвешенная величина.

 В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном выражении и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно представить:

Dm=Q*Dc,                               (13)

где Dc-ставка маржинального дохода в цене единицы товара, формула (9) будет записана следующим образом:

GI=Q*Dc-FC,                                    (14)

Таким образом, в рамках данной главы было рассмотрено понятие маржинального дохода в деятельности организации.



















Заключение

В условиях рыночной экономики значение прибыли в деятельности любой организации  огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует  организации на увеличение объемов реализации, нужного потребителю, снижение затрат. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  от продаж является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста реализации, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта товаров на  рынке.

Таким образом, в заключение сделаем несколько основных выводов по работе:

1)    прибыль (убыток) выступает основным  финансовым результатом деятельности организации. Достижение прибыли - это главный стимул в работе предприятия;

2)    прибыль в процессе деятельности организации выполняет две важнейшие функции: является основным собственным внутренним источником организации, а также характеризует  конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных поступлений;

3)    различают несколько видов прибыли, полученной в организации: балансовая прибыль, прибыль от реализации, чистая прибыль;

4)    немаловажным элементом получаемой организацией выручки выступают операционные и внереализационные доходы;

5)    чистая прибыль организации формируется вычитанием из прибыли до налогообложения налогов и других аналогичных платежей;

6)    в результате функционирования организации может возникнуть ситуация, когда получаемая выручка  полностью равна имеющимся затратам в организации. В таком случае появляется понятие маржинального дохода.


ПРАКТИЧЕCКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАНИЕ № 1

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ЗАДАНИЯ № 1

Таблица 1

Исходные данные задания № 1

№ п/п

Показатели

Обозначение

Всего, руб.

Обозначение

На единицу продукции, руб.

1

Продажи (1500 единиц)

ВР

45000

Цед

30

2

Переменные затраты

ПерР

15000

ПерРед

10

3

Маржинальная прибыль

МарП

30000

МарПед

20

4

Постоянные затраты

УПР

16000

УПРед

10,67

5

Прибыль

П

14000

Пед

9,33


РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ № 1:

1)       рассчитать точку равновесия в единицах продукции (аналитически и графически) и в рублях.

В точке безубыточности предполагается равенство в цены изделия общей сумме переменных и постоянных издержек.

Точка равновесия (безубыточности) определяется по формуле (8):

,                    (8)

где    Цед – цена единицы продукции, руб.

Тогда, ТБУ = 16000/(30-10) = 800 (ед.)

         При объеме производства 800 ед. и переменных издержках на единицу 10 руб.,  общая сумма переменных издержек  в рублях будет равна:

800* 10 = 8000 (руб.).

Объем производства в стоимостных единицах в точке безубыточности равен:

800 *(10 + 10,67)= 16536 (руб.)

         издержки, тыс. руб.                                 выручка

                                                                                                         переменные

         24= 16+8                                ТБУ                                         издержки

                  

                   16                                                                                    постоянные

                                                                                                            издержки                                                                                                                        

 

                                                                 800                                  объем, ед.


Рис. Графическая модель достижения организацией безубыточности


2)       рассчитать объем продаж при заданной прибыли, если предприятие планирует в следующем году получить прибыль в размере 15000 руб.

Выручка от реализации определяется по формуле (9):

ВР2 = Ц2 * Q1,                        (9)

где    ВР2 – выручка от реализации в плановом году, руб.,

         Ц2 – цена реализации в плановом году, руб.,

         Q1 = 1500 ед.

Условно – постоянные расходы на единицу продукции равны:

16000/ 1500 = 10,67 руб.

При  том же объеме производства переменные расходы на единицу не изменятся и равны:

15000/ 1500 = 10 (руб.)

Прибыль с единицы в плановом периоде равна:

15000/ 1500 = 10 (руб.)

Тогда, цена за единицу в плановом периоде определенная как сумма всех издержек и прибыли равна:

10 + 10 + 10,67 = 30,67 (руб.)

Значение общей выручки будет равно:

ВР2 = 30,67 * 1500 = 46005 (руб.)

Таким образом, при росте прибыли в планируемом году до 15000 , ожидаемый объем  выручки от реализации составит 46005 рублей.


3)        определить точку наличного равновесия, если сумма годового износа основных средств равна 1500 руб.

Сумма износа в расчете на единицу продукции равна:

1500/ 1500 = 1 (руб.)

Увеличим условно- постоянные расходы организации в расчете на единицу на 1 рубль: 

УПР2 = (16000/1500) +1= 11,67 (руб.)

Переменные расходы  на единицу продукции останутся теми же самыми:

15000/1500= 10 (руб.)

Прибыль на единицу продукции:

14000/1500 = 9,33 руб.

Тогда, цена продукции будет сумма прибыли на единицу и всех расходов:

Ц2 = 9,33 + 11,67 + 10 = 30,67 (руб.)

Условно- постоянные расходы в общей сумме  равны:

УПР2 = 16000 + 1500 = 17500 (руб.)

Тогда,  ТБУ = 17500/ (30,67-10) = 846 (ед.)

Точка наличного равновесия организации при сумме годового износа 1500 рублей равна 846 единиц продукции.

 

4)        определить показатель безопасности, если предприятие в следующем году планирует объем продаж на уровне 50000 руб.

Определяем точку безубыточности при объеме продаж 50000 рублей.

При росте объемов продаж вырастут переменные издержки прямо пропорционально росту объемов продаж. Тогда:

ПерР ед2 = 50000/45000 * 10 = 11,11 (руб.)

Тогда, точку безубыточности определяем аналогично предыдущим задачам:

ТБУ = 16000/ (30 – 11,11) = 847 (ед.)

         Таким образом, показатель безопасности для организации при росте объемов продаж до 50000 руб. равен 847 единиц.


5)        определить изменение прибыли в случае роста объема продаж на 10000 руб., на 450 единиц продукции.

Изменение прибыли можно определить по формуле (10):

∆ П = П1 К1 – П1 = П11 – 1),                          (10)

где    П1 – первоначальная (базовая) прибыль, руб.

         К1 – коэффициент, равный отношению базовой себестоимости (S1) к себестоимости после изменения (S2).

         Себестоимость в общем случае есть сумма постоянных расходов и переменных издержек.

S1 = УПР1 + ПерР1,                         (11)

S2 = УПР2 + ПерР2,                         (12)

Переменные расходы имеют прямо пропорциональную зависимость от объема продаж, тогда:

,                            (13)

где    Q2 – объем продаж в натуральных единицах после изменения, ед.

         Q1 – объем продаж в натуральных единицах базовый, ед.

Тогда, ПерР2 = 15000* 1950/1500 = 19500 (руб.)

         S1 = 16000 + 15000 =31000 (руб.)

         S2 =  16000 + 19500 = 35500 (руб.)

Тогда, коэффициент К1 равен:

К1 = 35500 : 31000 = 1,145

В итоге, изменение прибыли при изменении  выпуска продукции равно:

∆ П = 14000 (1,145 –1) = 2030 (руб.)

         Значит, при росе объемов производства на 450 единиц продукции прибыль увеличится на 2030 рублей.

         При росте объемов продаж на 10000 рублей изменение прибыли определяется аналогично. Выручка от реализации после ее роста будет равна:

ВР2 =  45000+ 10000 = 55000 (рублей).

Отношение выручек от реализации после и до изменения пропорционально отношению переменных затрат после и до изменения:

,                        (14)

Тогда, ПерР2 = 55000* 15000/ 45000 = 18333,3 (руб.)

S2 = 16000 + 18333,3 = 34333, 3 (руб.)

Коэффициент К1 равен:

К1 = 34333,3 /31000 = 1,108

Изменение прибыли при изменении объемов реализации на 10000 рублей будет равно:

∆ П = 14000* (1,107 – 1) = 1498 (руб.)

         Значит, при росте объемов реализации на 10000 рублей сумма прибыли организации увеличится на 1498 рублей.


6)       определить размер прибыли, которую следует ожидать при объеме продаж, равном 45500 рублей.

Решение этой задачи аналогично решению предыдущей задачи.

При решении воспользуемся зависимостью между изменением объемов продаж и изменением переменных расходов.

Тогда, при условии, что ВР2 = 45500 руб., имеем:

ПерР2 = 15000* 45500/45000 = 15165 (руб.)

Себестоимость продукции после изменения объемов продаж   будет равна:

S2 = 16000 + 15165 = 31165 (руб.)

Коэффициент К1 равен:

К1 = 31165/ 31000 = 1,0053

Изменение прибыли при росте объемов продаж до 45500 рублей, составит:

∆ П = 14000* (1,0053 – 1) = 74,2 (руб.)

Тогда, размер прибыли при объеме продаж 45500  рублей будет определяться суммой базового значения прибыли и прироста прибыли в результате изменения объемов продаж:

П2 = П1 + ∆ П,                        (15)

П2 = 14000 + 74,2 = 14074,2 (руб.)

         Таким образом, при объеме производства равном 45500 рублей прибыль будет равна 14074,2 рубля.


7)       определить следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 6000 рублей, что должно привести к росту выручки о реализации на 8000 рублей.

Рост расходов на рекламу означает увеличение постоянных расходов, так как расходы на рекламу не зависят от объемов производимой продукции и относятся к постоянным расходам организации.

         Экономия на условно- постоянных расходах определяется по формуле (16):

∆ УПР =  УПР1 * Iq – УПР1 * I упр,                           (16)

где    ∆ УПР – экономия условно- постоянных расходов, руб.,

УПР1 – условно- постоянные расходы в базовом периоде, руб.,

Iq- индекс изменения объемов производства, равный отношению объемов производства после изменения к объему производства базовому

I упр – индекс изменения условно- постоянных расходов, равный отношению условно- постоянных расходов после изменения к сумме условно- постоянных расходов в базовом периоде.

         Тогда, имеем:

∆ УПР = 16000* [(45000+8000)/45000] – 16000* [(16000 + 6000)/16000]= -3156 (руб.)

         Тот факт, что значение экономии имеет знак минус является положительным, так как означает, что в результате произошедших изменений в организации произошла экономия условно- постоянных расходов на 3156 рублей.

         Таким образом, увеличение сметы расходов организации на рекламу на 6000 рублей является целесообразным.


8)       определить следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 рублей, при одновременном снижении цены за единицу продукции на 5 рублей, что должно привести к росту продаж на 60 %.

Выручка от реализации после роста объемов продаж на 60 % составит:

ВР2 = 45000 +(45000*0,6) = 72000 (руб.)

По аналогии с предыдущей задачей экономия условно- постоянных расходов составит:

∆ УПР = 16000 * (72000/45000) – 16000* (17000/16000) = 25600 – 17000= 8600 (руб).

Уже сейчас понятно, что экономии условно- постоянных расходов не наблюдается, так как значение ∆ УПР > 0.

Определим значение изменения прибыли после проведения изменений в организации по формуле ():

∆ П = ∑ Ц2*Q2 - ∑ Ц1*Q2,                        (17)

где    Ц1 – цена на единицу продукции базовая, руб.,

         Ц2 – цена на единицу продукции базовая, руб.,

Q2- количество производимой продукции после изменения, ед..

При условии, что цена за продукцию после изменения стала равной 25 рублей, имеем:

∆ П = 25* (1500+ 1500*0,6) – 30 * (1500+ 1500* 0,6) = -12000 (руб.)

Отсюда видно, что изменение сметы расходов на рекламу при  одновременном снижении цены на 5 рублей и росте объемов продаж на 60 % приведет к снижению суммы прибыли на 12000 рублей.

         Таким  образом, организации не следует увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 рублей.


9)       определить следует ли предприятию принимать решение производственного отдела о замене комплектующих изделий новыми, что повлечет за собой увеличение переменных затрат на 2 рубля, в расчете на единицу продукции. Усовершенствование может увеличит спрос на эти изделия, а значит, и увеличить объем их производства на 450 единиц.

Общая сумма прироста переменных затрат на весь объем выпуска составит:

2* 1500 = 3000 (руб.)

Новое значение переменных затрат будет равно:

15000 + 3000  = 18000 (руб.)

Себестоимость после изменения S2 будет равна сумме постоянных затрат и новых условно- переменных расходов:

S2 = 16000 + 18000 = 34000 (руб.)

Определим значение коэффициента К1 как отношение себестоимости после изменения (S2) к себестоимости базовой (S1):

К1 = 34000/ 31000 = 1,097

Определим значение коэффициента К2 как отношение объема реализации после изменения (ВР2) к объему реализации базовому (ВР1)

К2 = [(1500+450)* 30]/ 45000 = 1,3

Тогда общее изменение прибыли в результате происшедших изменений будет определено по формуле (18):

∆ П = П12 – К1),                          (18)

∆ П = 14000 (1,3- 1,097) = 2842 (руб.)

         Таким образом, приведенные расчеты показали, что при росте переменных издержек   в размере 2 рубля на единицу, и объеме производства на 450 единиц прибыль от реализации вырастит на 2842 рубля. Отсюда можно сделать вывод, что замена некоторых комплектующих изделий на новые для организации является целесообразной.


10)  определить цену, по которой должен быть продан продукт предприятия, чтобы остались прежними:

-         прибыль,

-         норма маржинальной прибыли, если вследствие инфляции затраты на сырье и материалы увеличатся на единицу с 0,9 рублей до 1,8 рублей.

Норма маржинальной прибыли определяется по формуле (19):

Nмп = (Ц – ПерРед)/ Ц,                           (19)

где    Nмп – норма маржинальной прибыли в организации,

         Ц – цена за единицу продукции, руб.,

         ПерР ед – переменные расходы в расчете на  единицу продукции, руб.,

         Сумма переменных расходов в базовом периоде в расчете на единицу продукции равна:

ПерРед = 15000/ 1500 = 10 (руб.)

Цена за единицу продукции в базовом периоде равна:

Ц = 45000/ 1500 = 30 рублей.

Тогда, норма маржинальной прибыли равна:

Nмп = (30 – 10) / 30 = 0,67

При росте стоимости сырья и материалов вследствие инфляции происходит рост суммы переменных расходов  на 0,9 руб., то есть:

ПерР ед 2 = 10 + 0,9 = 10,9 (руб.)

При постоянной норме маржинальной прибыли  определяем значение цены на  продукцию:

0,67 = (Ц – 10,9)/ Ц,

Ц – 10,9 = 0,67 Ц,

0,33 Ц = 10,9,

Отсюда, Ц = 33,03 руб.

Значит, при постоянной норме маржинальной прибыли и росте стоимости сырья значение цены равно 33,03 рублей.

         Определим значение цены при постоянном значении прибыли и росте стоимости сырья.  Как известно, цена продукции есть сумма постоянных и переменных расходов и прибыли:

Ц = УПР + ПерР + П,                     (20)

Определим прибыль, заложенную в цене единицы продукции по базовому варианту:

14000/ 1500 = 9,33 (руб.)

Постоянные расходов на единицу продукции:

16000 / 1500 = 10,67 (руб.)

Переменные затраты на единицу продукции :

15000/1500 = 10 (руб.)

 Цена единицы продукции  при росте стоимости сырья равна:

Ц2 = 10,67 + 10,9 + 9,33 = 30,9 (руб.)

Таким образом, при изменении стоимости сырья но постоянной норме маржинальной прибыли цена продукции будет равна 33,03 рублей, а при постоянном значении прибыли 30,9 рублей.


11)  объем производства в точке безубыточности в единицах продукции и в денежном выражении, а также прибыль, если закупочные цены на сырье увеличатся на 25 % (первоначальная цена 0,9 рублей на единицу продукции).

При увеличении закупочных цен на сырье на 25 %, сумма затрат на сырье увеличится с 0,9 руб. за единицу до 1,13 руб. Соответственно, переменные расходы увеличатся на 0,23 рубля за единицу. Если раньше сумма переменных расходов на единицу была равна 10 рублей, то теперь станет равной 10,23 руб.  на единицу продукции, на весь объем продукции соответственно:

10,23* 1500 = 15345 (руб.).

Тогда себестоимость продукции после роста стоимости закупок будет складываться из предыдущих постоянных расходов и новых переменных расходов:

S2 = 16000 + 15345 = 31345 (руб.)

Общая сумма выручки о т реализации после изменения цен закупок на сырье равна сумме себестоимости и прибыли:

ВР2 = 31345 + 14000 = 45345 (руб.)

Новая цена на единицу продукции вырастет на 0,23 рубля и станет равной:

Ц2 = 30 + 0,23 = 30,23 (руб.)

Количество продукции при новых условиях то же самое и равно 1500 единиц

Переменные издержки на единицу продукции после изменения равны:

15345/ 1500 = 10,23 (руб).

Определяем точку безубыточности по формуле (8):

ТБУ = 16000/(30,23 – 10,23) = 800 (ед)

Объем производства в стоимостных единицах в точке безубыточности равен:

800 *(10 + 10,23)= 16184 (руб)

Так как прибыль есть разница между выручкой и себестоимостью, то имеем:

Пед2 = 30,23 – 10 –10,23 = 10 (руб.)

При объеме производства в точке безубыточности 800 единиц имеем значение прибыли:

П2 = 800* 10 =8000 (руб.)

         Таким образом, в точке безубыточности  при росте стоимости закупок сырья на 25 % объем производства в единицах продукции равен 800 штук, в стоимостных единицах- 16184 руб., а прибыль  составляет 8000 рублей.


12)  величины критической продажной цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов.

Критический объем продаж- это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая нулевую прибыль.

ВР = УПР + ПерР + П,                            (21)

Так как прибыль при критическом объеме продаж равна 0, то:

ВР = УПР + ПерР,                          (22)

ВРкр  = 15000 + 16000 = 31000 (руб.)

С другой стороны,

ВР = Ц * Q,                            (23)

где    Ц – цена за единицу продукции, руб.,

         Q – объем производства, ед.

Тогда, имеем:

31000 = Ц * 1500,

Ц = 31000/ 1500 = 20,7 (руб.)

         Уровень постоянных расходов равен отношению суммы постоянных расходов к выручке от реализации. В нашем случае критический уровень постоянных расходов равен:

16000/ 31000 = 0,52.

Таким образом, критический объем равен 31000 рублей, критическая цена равна 20,7 рублей за единицу продукции, а критический уровень постоянных расходов равен 0,52.


13)   определить операционную зависимость при данном уровне продаж на предприятии.

Расчет операционной зависимости  в организации представлен в таблице 2

Таблица 2

Операционная зависимость в организации

№ п/п

Показатель

Значение

1

Выручка от реализации, руб.

45000

2

Переменные затраты, руб.

15000

3

Валовая прибыль, руб.

30000

4

Постоянные расходы, руб.

16000

5

Операционная прибыль, руб.

14000

6

Операционная рентабельность, %

31

7

Уровень операционного левериджа

0,52

         В таблице 2 операционная рентабельность определяется отношением операционной прибыли к выручке от реализации.

         Уровень операционного левериджа определен как отношение постоянных затрат к общей суме затрат.

         Уровень операционного левериджа отражает операционную зависимость в организации   и показывает на сколько процентов изменится операционная прибыль  при изменении объемов производства и реализации, в нашем случае – на 52%.


14)   определить финансовую зависимость, если общая сумма финансовых выплат рассматриваемого предприятия составляет 2000 рублей, половину которых составляют расходы на выплату процентов, и половину- дивидендов по привилегированным акциям, а ставка корпоративного налога равна 40 %.

Для расчета финансовой зависимости в организации воспользуемся таблицей 3.

Таблица 3

Финансовая зависимость на предприятии

№ п/п

Показатель

Значение

1

Выручка от реализации, руб.

45000

2

Операционная валовая прибыль, руб.

30000

3

Операционная прибыль от продаж, руб.

14000

4

Проценты к уплате, руб.

1000

5

Налогооблагаемая прибыль, руб.

13000

6

Налог (ставка 40%), руб.

5200

7

Прибыль после уплаты налога, руб.

7800

8

Выплата дивидендов, руб.

1000

9

Чистая прибыль, руб.

6800

10

Чистая рентабельность, %

15

11

Уровень финансового левериджа, %

23

         В таблице чистая рентабельность определяется отношением чистой прибыли к сумме выручки от реализации.

         Уровень финансового левериджа определяется отношением чистой прибыли к выручке от реализации.

         Уровень финансового левериджа отражает финансовую зависимость на предприятии.

         Таким образом, уровень финансового левериджа в организации в размере 23 % говорит о том, что  изменение прибыли до вычета процентов и налогов не приведет к существенному изменению чистой прибыли, так значение левериджа меньше 50 %.


15)   определить полную зависимость при данном уровне продаж на предприятии.

Полная зависимость определяется в организации совместным влиянием финансового  и операционного левериджа. В нашем случае:

0,23 * 0, 52 = 0, 12 или 12 %.

ЗАДАНИЕ № 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

         Администрация предприятия решила приобрести новый станок. Открытым остается вопрос о том, какой конкретно станок приобрести: станок 1 или станок 2.

         Покупка и эксплуатация станка 1 связана с возникновением постоянных затрат в размере 50000 рулей, за отчетный период и переменных затрат  в размере 65 рублей на единицу изделия; покупка станка 2  связана с возникновением постоянных затрат в размере 70000 руб. и переменных затрат в размере 45 рублей за каждую единицу.

РЕШЕНИЕ:

Представим исходные данные задачи в виде таблицы 4

Таблица 4

Исходные данные задачи

№ п/п

Показатель

1 станок

2 станок

1

Постоянные затраты, руб.

50000

70000

2

Переменные затраты на единицу, руб.

65

45


         Составим уравнения затрат, в которых затраты по каждому из вариантов приобретения станков приравниваем между собой. При этом предположим, что сумма затрат и произведение переменных затрат  на единицу на количество выпускаемых единиц равна общей сумме издержек:

S = УПР + ПерРед * Q,                            (24)

где    S – себестоимость продукции общая, руб.,

         УПР – постоянные расходы в общей сумме, руб.,

         ПерР ед – переменные расходы в расчете на единицу изделия, руб.,

         Q – количество произведенных изделий, ед.

Себестоимости по каждому из вариантов определяем следующим образом:

S1 = 50000 + 65 * Q1,

S2 = 70000 + 45 * Q2,

Приравнивая значения S1 и S2 при условии, что Q1= Q2 = Q, получим уравнение:

50000 + 65*Q =  70000 + 45 * Q,

65 Q – 45 Q = 70000- 50000,

20 Q = 20000,

Q = 1000.

Значит, количество производимой продукции при взятых допущениях равно 1000 единиц.

Оценку выбора типа станка проводим в таблице 5.

Таблица 5

Оценка выбора типа станка

Станок

Суммы затрат на весь выпуск при заданном объеме производства

0 ед.

500 ед.

1000 ед.

1500 ед.

2000 ед.

Станок 1

50000

82500

115000

147500

200000

Станок 2

70000

97500

115000

137500

180000

Как видно из таблицы5,  при объеме производства до 1000 единиц продукции  общие затраты будут выше у станка 2, при производстве продукции в размере 1000 единиц затраты обоих станков абсолютно равны, а при производстве продукции свыше 1000 единиц, затраты продукции будут выше у станка 1.

ОТВЕТ:

Если объем производимой продукции менее 1000 единиц продукции то администрации выгодней приобретение 1 станка, при объеме производимой продукции свыше 1000 единиц продукции администрации выгодней приобретение станка 2.


ЗАДАНИЕ № 3

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ № 3:

Определить влияние использования производственной мощности на прибыль предприятия при следующих условиях: по предприятию, выпускающему одно изделие:

-         нормальная мощность предприятия, шт. - 350000,

-         запланированный объем производства, шт. - 300000,

-         фактически выпущено продукции, шт. – 280000,

-         цена реализации изделия, руб. – 15,

-         переменные расходы на изделие, руб. - 11,

-         постоянные расходы за период, руб. – 450000

РЕШЕНИЕ:

         Коэффициент использования производственной мощности равен отношению мощности фактической (Мф) к мощности нормальной (Мн):

Кисп = Мф /Мн,                    (25),

Коэффициент освоения производственной мощности равен отношению мощности плановой  (Мпл) к мощности нормальной:

Косв = Мпл/ Мн,                   (26),

Рассчитаем значение прибыли, которую могла бы получить организация при нормальной мощности.

Выручка от реализации при нормальной мощности равна:

350000* 15 = 5250000 (руб.)

Условно- постоянные расходы при нормальной мощности  равны 450000 рулей.

Переменные расходы при нормальной мощности равны:

ПерРн = 11* 350000 = 3850000 (руб.)

Тогда, значение прибыли определим как разница между выручкой и всеми расходами организации:

Пн = 5250000 – 450000 – 3850000 = 950000 (руб.)

Влияние использования производственной мощности на прибыль определяем как произведение прибыли  при нормальной производственной мощности и коэффициентов использования и освоения мощности:

950000* 0,8 * 0,857 = 651320 (руб.)

Разница в прибыли составит:

950000 – 651320 = 298680 (руб.)

Таким образом, в результате недоиспользования производственной мощности и ее недоосвоения организация теряет прибыль в размере 298680 рублей.


ЗАДАНИЕ № 4

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ № 4

Предприятие продает на внутреннем рынке продукцию в объеме 15000 штук. Данные о затратах на весь объем приведены в таблице ниже.

Таблица 6

Исходные данные  задания № 4

№ п/п

Показатели

На объем продукции, руб.

1

Переменные затраты

65000

2

Постоянные затраты

35000

3

Полная себестоимость

100000

4

Выручка от реализации

115000

5

Прибыль

15000

 Предприятие имеет возможность дополнительно  произвести некоторое количество такой же продукции и реализовать  на внешнем рынке. Нужно установить цену на экспортируемую продукцию, применив метод ценообразования, когда постоянные расходы фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного  базового количества производимых изделий,  а цены определяются на базе переменных затрат только дополнительного количества изделий, при сохранении прежнего уровня рентабельности.

РЕШЕНИЕ:

         При  использовании данного метода значение объема продаж определяется по формуле (27):

,                           (27)

где    ВРпл – плановая выручка от реализации, обеспечивающая получение целевой прибыли, руб.

         Ппл – плановая величина прибыли, руб.,

         Ц – цена за единицу продукции, руб.,

         ПерРед – переменные расходы в расчете на единицу продукции, руб.

         Предположим, что организация увеличит объем продукции на 5000 изделий, тогда объем продаж после увеличения составит:

Q2 = 15000 + 5000 = 20000 (ед.)

Изменение объемов продаж прямо пропорционально изменению переменных затрат:

,                           (28)

Тогда, ПерР2 = (20000/15000) * 65000 = 86450 (руб.)

Переменные затраты в расчете на единицу продукции после наращивания объемов реализации будут равны:

ПерРед = 86450/20000 = 4,32 (руб.)

Общая сумма себестоимости продукции после наращивания объемов будет равна:

S2 = 35000 + 86450 = 121450 (руб.)

         Рентабельность продукции есть отношение прибыли от реализации к себестоимости продукции:

Rент = П/ S * 100 %,                      (29)

где    Rент – рентабельность продукции, %

В нашем случае рентабельность продукции равен:

Rент = (15000/10000) * 100 % =  15 (%)

Значение прибыли из формулы (30):

П = Rент * S/ 100 %.                      (30)

Отсюда, значение прибыли после наращивания объемов при том же уровне рентабельности определяем:

П2 = 0,15 * 121450 = 18217,5 (руб.)

Выручка от реализации после наращивания объемов производства будет равна сумме себестоимости и прибыли:

ВР2 = 121450 + 18217,5 = 139667,5 (руб.)

         Подставляя значения в формулу (), имеем:

139667, 5 = (35000 + 18217,5)/ (Ц – 4,32),

53217,5/ (Ц – 4,32) = 139667,5,

Ц – 4,32 = 0,38,

Ц = 4,7 (руб.)

ОТВЕТ:

При рекомендуемом методе ценообразования  цена продукции должна быть установлена в размере 4, 7 рубля за единицу продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


1)                Джай К. Шим, Джойл Г.Сигел. Основы коммерческого бюджетирования/ Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001 .- 496 с.

2)                Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Аудит-  ЮНИТИ, 1998.- 783 с

3)                Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.

4)                Ковалев В.В., Уланов В,А. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 328 с.: ил.

5)                Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 504 с.: ил.

6)                Справочник директора предприятия/ Под ред.  М.Г. Лапусты. – 6 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2003 .- 832 с.

7)                Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 т./ под ред. Г.А. Егизаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 1997

8)                Управленческий учет: Учеб. пособ. / Под ред. А.Д. Шеремета. -  2 изд., переаб., доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

9)                Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Зерцало, 1998. – 272 с.

10)           Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры задач, выбор оптимальных вариантов решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.

11)           Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра- М, 1997. – 457 с.

12)           Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 768 с.