Содержание

Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике. 2

Информатика. 6

Предмет и задачи. 6

Объект и функции информатики. 6

Классификация информации. 9

Практическое задание. 12

Список литературы.. 13

Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике


Понятие информационной технологии

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной  техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Виды современных информационных технологий

Современные информационные технологии принято подразделять на следующие виды:

Информационная технология обработки данных;

Информационная технология управления;

Информационная технология поддержки принятия решений;

Информационная технология экспертных систем;

Информационные технологии в экономике частично включают в себя что-то от каждого из четырех перечисленных видов информационных технологий. Поэтому рассмотрим вкратце каждый из них, их характеристики и назначение.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо струк­турированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алго­ритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся опе­раций труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численнос­ти работников.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информацион­ных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных по­требностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уров­ней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или спе­циальных управленческих отчетов.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем и систем поддержки принятия решений. Экспертные системы дают возможность рядовому юристу получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая организация может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея ис­пользования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все   это делает возможным использовать тех­нологию экспертных систем в качестве советующих систем.[1]


Электронная коммерция как тенденция развития информационных технологий в экономике

Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать определение этому понятию.

Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.


Информатика

Предмет и задачи

Информатика - научная дисциплина,  изучающая структуру и общие свойства информации,  а также закономерности  всех  процессов обмена информацией при непосредственном устном и письменном общении специалистов до формальных процессов обмена посредством  различных носителей  информации.  Значительную  часть этих процессов составляет научно-информационная деятельность по  сбору,  переработке, хранению, поиска и распространению информации.

Информатика решает следующие задачи:

Исследование информационных процессов любой природы.

Разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов.

Решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни. [2]


Объект и функции информатики

Объектом изучения информатики не является  содержание  конкретной научно-информационной деятельности, которой должны заниматься специалисты в соответствующих отраслях  науки  и  техники. Она изучает  внутренние механизмы реферирования документов на естественных языках,  разрабатывает общие методы такого реферирования.

Главная функция информатики заключается в разработке новых методов и средств преобразования информации и их использовании на практике.


Общая структура информатики

Условно информатику можно разделить на три взаимосвязанных части:

Аппаратно-технические средства

Программные средства

Алгоритмические средства

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой и хранением информации при помощи компьютеров и средств телекоммуникации во всех отраслях человеческой деятельности.

В узком смысле информатика состоит из трех частей: технических средств, программных, алгоритмических. Также информатику рассматривают как отрасль народного хозяйства, фундаментальную науку, прикладную дисциплину.

Как отрасль хозяйства она представляет совокупность предприятий, занимающихся производством вычислительной техники, программного обеспечения и т.д.

Как фундаментальная наука информатика занимается разработкой методологии информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных технологий.

Как прикладная дисциплина она занимается разработкой информационных систем в конкретных областях производственной деятельности  человека.



Информация

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

Саму информацию можно определить как набор сообщений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и не полноты знаний. Сообщение в свою очередь является формой представления информации в виде речи, текста, изображения, графиков, таблиц, видеоизображения, звука и т. п.

В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, людьми и машинами, живой и не живой природой. Данное определение не претендует на полноту и законченность, так как информация относится к наиболее фундаментальным понятиям, таким как материя, поле, энергия, которые лишь описываются и трактуются.

К свойствам информации можно отнести такие свойства как полнота, достоверность, ценность, актуальность, ясность.


Экономическая информация

Экономическая информация – это система показателей, представляющая собой количественные величины, цифровые значения, что предопределило возможность широкого использования вычислительной техники. Для экономической информации характерна цикличность, т.е. для большинства производственных и хозяйственных процессов характерна повторяемость составляющих их стадий и информации, отражающей эти процессы, т.е. цикличность позволяет многократно использовать созданные программы обработки экономической информации. Большое значение для обработки информации имеет форма представления информации. Экономическая информация непременно отражается в материальных носителях: в первичных и сводных документах, в магнитных носителях;

Отличительной чертой экономической информации является ее объемность. Причем совершенствование управления и возрастание объема производства сопровождается и увеличением сопутствующих этому информационных потоков.

Документ – основная форма представления экономической информации. Документ используется для регистрации отдельных фактов хозяйственной деятельности, описания объектов, процессов. Информационное содержание документа выражается совокупностью составных единиц информации. Типичными видами документов являются такие, как: номенклатура (перечень объектов некоторого класса и их характеристики); классификатор (разбиение объектов на классы и подклассы).

Элементы документа могут быть как отдельные показатели, так и другие СЕИ или реквизиты. В частности, не всякая СЕИ в документе является показателем. В одних случаях не выделяются реквизиты–основания (при описании структур предприятия, общей схемы информационных потоков, бизнес-процесса и др.). В других случаях в документ могут включены неформализованные сведения в виде текстов, которые неудобно представлять с помощью показателей. Тогда такие документы удобнее хранить не виде БД или таблиц, а виде обычного архива текстовых файлов. [3]


Классификация информации

Прежде чем говорить о классификации информации нужно разобрать такое понятие как классификация.

Классификация – система распределения объектов, процессов и т. д. по группам  в соответствии с определенным признаком.

Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление и т. п. как материального так и не материального свойства.

Группу объектов, которую можно охарактеризовать рядом общих свойств мы назовем классом.

Применительно к информации как объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами.

Свойства информационного объекта описываются  его реквизитами.

Реквизит – логически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса.

При проведении классификации широко используется понятие классификационного признака, который позволяет установить сходство или различие объектов. Например, в качестве признака классификации группы людей можно использовать возраст, укладывающийся в определенный диапазон значений: до 20 лет, от 20 до 30 лет, старше 30 лет.

Существует несколько систем классификации информации.


Иерархическая система классификации

Иерархическая система классификации строится следующим об­разом:

исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от вы­бранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень;

каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классифика­ционным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень;

каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уро­вень, и т.д.[4]


Фасетная система классификации

Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетам и (facet — рамка). Каждый фасет содержит совокупность однородных значений дан­ного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение[5].

Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. При этом могут быть использованы не все фасеты.

При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, ис­пользуемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифи­цировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.


Дескрипторная система классификации

Для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей) эффективно ис­пользуется дескрипторная (описательная) система классификации, язык которой приближа­ется к естественному языку описания информационных объектов. Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска.

Суть дескрипторного метода классификации заключается в следующем:

отбирается совокупность ключевых слов или словосочетаний, описывающих опреде­ленную предметную область или совокупность однородных объектов. Причем среди ключевых слов могут находиться синонимы;

выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т.е. из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребимых;

создается словарь дескрипторов, т.е. словарь ключевых слов и словосочета­ний, отобранных в результате процедуры нормализации.

Между дескрипторами устанавливаются связи, которые позволяют расширить область поиска информации.

Информация в процессе своего существования проходит определенные этапы преобразования:

сбор первичных сведений;

организация хранения информации;

обработка информации с целью получения новых знаний;

представление информации в удобном для использования виде;

передача информации всем заинтересованным пользователям.


Практическое задание

Результаты выполнения практической части работы находятся в файле «работа.xls», а также приводится ниже.

Список литературы

“Информационные технологии управления: Учебное пособие”. Под редакцией Ю.М. Черкасова. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2000 г.

“Информатика”. В. А. Острейковский. Москва. Издательство “Высшая школа”. 1999 г.

“Курс правовой информатики”. Гаврилов О. А. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2000 г.

“Информатика: Учебник”  Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998 г.

“Информационные технологии. Учебное пособие”. Под ред. А. К. Волкова. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2001 г.




[1] “Информатика: Учебник”  Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998 г. Стр. 97.


[2] “Информационные технологии управления: Учебное пособие”. Под редакцией Ю.М. Черкасова. Стр. 64.


[3] “Информационные технологии. Учебное пособие”. Под ред. А. К. Волкова. Стр. 94.


[4] “Информатика. Учебник для ВУЗов”. Под ред. Макаровой Н. В. Стр. 161.

[5] “Информатика. Учебник для ВУЗов”. Под ред. Макаровой Н. В. Стр. 51.