Содержание:

1.Сущность и структура политической системы …………………………...…..2

2. Типологии политических систем………………………………………...……4




























1.Сущность и структура политической системы  

Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества

Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адоптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания – определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.

Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых.

Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия “политическая система”.

Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход".

На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д. Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на “выходе” в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.

Структура политической системы.

Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

2. Типологии политических систем

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.

    Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.

    Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы:

- рабовладельческая;

- феодальная;

- буржуазная;

- социалистическая.

    Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

    В соответствии с социальной основой выделяются:

- военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);

- гражданская;

- национально-демократическая система;

- буржуазно-демократическая политическая система.

    Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

    На основе характера политического режима выделяют политические системы:

- демократические;

- либеральные;

- тоталитарные;

- авторитарные.

    Широко распространено деление политических систем на:

1.     Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

2.     Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

    Французский политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий:

1.     Либеральная демократия - при принятии политических решений опираются на либерализм.

2.     Радикально-авторитарная или коммунистическая - основана на равенстве в распределении социальных благ.

3.     Традиционная - отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

4.     Популистская - стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств.

5.     Авторитарно-консервативная - проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политическому участию.

    Г. Алмонд выделяет следующие типы политических систем:

- англо-американская;

- континентально-европейская;

- доиндустриальная и частично индустриальная;

- тоталитарная.

    На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы :

- либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия;

- коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации;

- развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

    Политические системы подразделяют также на:

- открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

- закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

    Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие:

- завершенные и незавершенные;

- централизованные и децентрализованные;

- микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;

- инструментальные и идеологические;

- с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

    Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

    Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.