Содержание

ЗАДАНИЕ 1 :Теоретические  вопросы.. 3

ВОПРОС № 13: Концепция культуры. Функционирование культуры. Культурные ценности и потребительское поведение. Идентификация культурных ценностей. 3

ВОПРОС № 23: Теория мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу. 6

Список литературы.. 13

ЗАДАНИЕ 2. 14

ЗАДАНИЕ 3. 21
















 


ЗАДАНИЕ 1 :Теоретические  вопросы

ВОПРОС № 13: Концепция культуры. Функционирование культуры. Культурные ценности и потребительское поведение. Идентификация культурных ценностей

ОТВЕТ:

Ответить на вопрос что такое культура достаточно тяжело. Культура весьма разнообразна в своих явлениях. Культура – это то, что  нас окружает. Существует около 500 определений культуры. Основные из них[1,5 и др.]:

1)                            культура- совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;

2)                            культура- это высокий уровень развития цивилизации, умение.

Культура- это такое сложное  явление, что ему трудно дать однозначное определение. Впервые слово культура мы встречаем  у римского  историка Като и оно означает «возделывание, обработка почвы, земли». В этом значении понятие культура сохранилось как слово. А применительно к человеку слово культура было использовано Цецероном. Он  употребляет его применительно к возделыванию души человека[8, с. 122].

В научный обиход слово «культура»  как понятие было введено в 17 веке. Это время развития современной науки.

Концепция культуры отражается в ее составляющих[1, с. 45]:

1)      система материальных  и  духовных ценностей человека (все, что было накоплено, что сохранилось сейчас), что составляет величайшие ценности, то, что апробировано временем.;

2)      это деятельность человека по созданию этих ценностей;

3)      потребление этих ценностей, означающее изменение, развитие человека, усвоение того социокультурного опыта, который был накоплен предшествующими поколениями (знания и опыт, приобретаемые  на протяжении многих поколений)

Отличительным признаком, разделяющим человека от животного мира, является культура. Существует много мне6ний о происхождении человека. Культура- это  водораздел. Творчество отличает человека от животных. Творчество  возникло не сразу, а в ходе развития мыслительной деятельности: но бывают  случаи потерь человеком человеческого облика. Мир как бы разделен на  2 части: мир природный, естественный, а есть мир искусственный, вторая природа. Этот второй мир и есть культура, но не весь полностью (например, открытие радиоактивности, создание атомной бомбы).

В концепции культуры выделяют ее несколько основных функций[5, 7 и др.]:

-                           адаптивная: посредством культуры человек приспосабливается к окружающему миру.;

-                           передача  социального опыта;

-                           информационно- познавательная функция культуры, познание другой культуры;

-                           коммуникативная: через коммуникации происходит диалог с другими народами, это функция общения;

-                            регулятивная;

-                           гуманистическая.

Основы функционирования культуры[6, с. 75]:

1)          материальное основание  культуры. Способ взаимодействия  человека   культурой. Материальное основание культуры определяет ее свойства, основные стороны. Например, у народов, которые занимались скотоводством, эталоном красоты женских ног были слегка округлые ноги. В основе  такой традиции лежали утилитарные ценности. Другой пример: тучность человека- это знак принадлежности к высшему обществу, богатству и роскоши;

2)          Характеристика семейных отношений и отношений общины. Например, до сих пор  существует множество  таких понятий как многоженство, полигамия, моногамия, однополые браки и так далее;

3)           способ политической организации: каждая культура имеет свои особенности;

4)           этические нормы этики и морали. Например, до сих пор у маленьких государств существует закон гостеприимства. Другой  пример отношение к родителям на «Вы» или Домострой- первый свод этических правил;

5)          господствующая мифология и религия;

6)          господствующие представления о мире, космосе, времени, пространстве;

7)          эстетические начала культуры. Эстетика- наука о красоте, эстетические представления - это то, что  человек считает красивым;

8)          способ и времяпрепровождения.

Очень часто  понятие культуры функционирует наряду с понятием цивилизации.

Цивилизация первоначально означала принадлежность к  Римской империи (цивилизованный, значит гражданский). Сегодня это понятие более широко[4, с. 196]:

1)     цивилизация тоже самое, что и культура;

2)     цивилизация как  ступень развития человеческого общества: дикость, стадо, общество и, наконец, цивилизация;

3)     цивилизация как заключительный этап развития культуры;

4)     цивилизация как локально - исторический тип культуры.

Основным понятием культуры человека является понятие культурных ценностей. Культурные ценности - совокупность представлений и мнений человека об окружающем мире, в соответствии с которыми он строит свой образ жизни и цели.

Потребительское поведение всегда тесно взаимосвязано с культурными ценностями человека. В соответствии со своими культурными ценностями личность осуществляет выбор и строит свои предпочтения   при покупке.

Идентификация культурных  ценностей- есть процесс отождествления или установления совпадений общественных целей со своими (внутренними) ценностями личности.


ВОПРОС № 23: Теория мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу

ОТВЕТ:

Мотив - внутренняя причина,  психологически побуждающая человека или индивида к  соответствующему поведению или к занятию определенным видом деятельности.

Сложные виды деятельности человека влекут за собой наличие множества мотивов, и в итоге к мотивации деятельности, формировании системы  мотивов,  побуждающих эту деятельность. Источником выступает  широчайшая сфера общественного производства материальных и духовных ценностей. Мотировка -  сознательное рациональное объяснение причин поведения личности.

Мотивация-  это процесс создания человеку стимулов для достижения поставленных перед ним целей.  В процессе мотивации участвуют потребности и мотивы[1,c.45].

Потребность- это внутренние факторы, побуждающие к действию. Различают  первичные и вторичные потребности.

Мотив- это готовность понимания человека цели и возможности способов удовлетворения потребностей.

Стимул -  это внешнее побуждение, вызывающее соответствующий внутренний мотив поведения, материальное выражение мотивации.

Различные сложные виды деятельности человека формируют систему мотивов, побуждающих эту деятельность. Таким образом, формируется мотивация деятельности потребителя[4, с. 26].

Выделяют следующие основные  функции мотивов[1,5 и др.]:

1)                              побудительная (то есть удовлетворяющая актуальные  потребности покупателей);

2)                              регулирующая (то есть направляющая функция);

3)                              контролирующая.

Основными источниками активного поведения личности покупателя в соответствии с теорией мотивации выступают:

-                           потребность- нужда человека как личности организма в определенных условиях жизни и развития;

-                           интерес- то, что  не только общественно значимо, но и личностно привлекательно;

-                           ценностные ориентации - то, что значимо, важно и приобретает личностный  смысл и побуждает человека к активности.

Основное значение мотивации – стимулировать производительное поведение покупателей. Задачи мотивации потребителя[5, с. 125]:

-                           привлечение покупателей к покупке товара данной организации;

-                            стимулирование производительного поведения покупателей;

-                           контроль за издержками, рассчитанными на привлечение покупателя.

Различают несколько школ мотивации.

Классическая школа мотивации заключается в следующем: люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительностью труда. Представителем данной школы является Ф. Тейлор.

Пирамида потребностей Ф.А. Маслоу (1943) представлена на рисунке 1.

Сущность пирамиды: удовлетворение потребностей более низкого уровня  подвигает человека к  удовлетворению других более высоких потребностей.

На первом этапе у человека возникают первичные потребности. Это потребности в еде, пище, сне, жилье, тепле и так далее. Эти потребности являются своего рода безусловными, то есть не зависящими от человека, врожденными ему  при рождении.

На следующем этапе появляются потребности более высокого порядка: потребность в социальной безопасности в завтрашнем дне.






 

                      самореализация и самовыражение


 

                    уважение к себе и признание со стороны других

 

                социальные потребности(быть нужным)

 

             социальная безопасность в завтрашнем дне

       первичные потребности (пища, сон, жилье, одежда)

 

Рис. 1. Пирамида потребностей по Маслоу[5,8 и др.]

Более высокими выступают  социальные потребности, например, быть признанным людьми и обществом в целом, быть нужным.

Потребность  в уважении к себе и признании себя как личности со стороны других люде включает профессионализм и самостоятельность.

Самая высокая потребность- это потребность в самореализации  и самовыражении. Человек хочет  чувствовать удовлетворение от реализации своих способностей, знаний, навыков и умений, приобретенных им в течение жизни.

Следующим направлением в области теории мотивации является теория двух факторов во главе  с Герцбергом: существуют два фактора для деятельности человека: поддерживающие и мотивационные. Среди поддерживающих факторов выступает заработная плата, социальные блага, условия работы, рабочая атмосфера. Среди мотивационных факторов выступают интересная работа, интересная постановка работы,  самовыражение и самостоятельность.

Теория человеческих отношений Лайгерта  предполагает, что  лучшим мотиватором для человека выступает тот, кто оказывает на него влияние.

Теория  и  Дугласа Мак Грегора предполагает, что  некоторые люди не любят заниматься определенной деятельностью и будут от нее отклоняться при любой возможности. Таким людям, как правило, подходит жесткое руководство (теория Х). Другие люди  способны к самомотивации и находят удовлетворение в той или иной области деятельности (теория У)

Модель справедливости Лоумера Портера предполагает, что  поддержание мотивации зависит от удовлетворения человека, а оно определяется тем,  на сколько реально поученное  им вознаграждение.

Выделяют содержательный и процессуальный подходы к мотивации. Содержательный подход предполагает, что  необходимо  определить все внутренние потребности, которые заставляют  человека и людей действовать тем или иным образом. Процессуальный подход считает, что в мотивации помимо потребностей участвуют восприятие  ситуации, ценности человека, которые необходимо изучать.

Эффективность мотивации в теории мотивации определяется степенью достижения экономических и социальных целей организации. Экономические цели связаны с производственной деятельностью и отражены в экономических показателях эффективности ее функционирования. Социальные цели реализуются в виде выполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников.

Задача  эффективного менеджера состоит в формировании комплекса мотивов, которые реализовывали бы внутренние личные цели в соответствии с общественными целями. Степень достижения социальных целей  системы  определяется удовлетворенностью  человека.

С точки зрения мотивационного  воздействия на производительность и эффективность труда влияют 3 группы факторов:

-                           работоспособность личности (возможности человека)

-                           готовность к труду (желание работать)

-                           условия работы   (ресурсы,   взаимоотношения с окружающими)

В теории мотивации различают приемлемые  и стимулированные уровни производительности. Приемлемый уровень - самый низкий уровень усилий,  соттветсву3ющий определенным нормам. Стимулированный  уровень: усилия,  превышающие 100 - %  уровень выполнения норм.

В теории мотивации существуют целая система стимулов, которая наглядно отражена на рисунке 2.

 





                         


Рис. 2. Система стимулов в теории мотивации[6, с. 55]

К денежным стимулам относят заработную плату и премии.

К неденежным стимулам относят путевки, страховки и льготы.

К моральным стимулам относят похвалу, уважение со стороны других.

К социальным стимулам относят престижность и профессионализм, возможность профессионального роста.

К творческим стимулам относят  возможности самореализации и самовыражения.

В зависимости  от характера потребностей людей  можно разделить на прагматичных, социально ориентированны  и творческих. Для разработки системы мотивации, прежде всего, необходимо  определить к какому типу относятся работники, выяснить удовлетворенность  трудом, установить интересы и мотивы деятельности человека. В зависимости от способа оказания влияния  выделяют 2 пути мотивации:

1)     мотивируемый;

2)     воспитательный (необходимо влиять на ценностные ориентации человека, стремиться создать желаемую систему мотивов)

Сегодня выделяют следующие   задачи мотивации: формирование нового типа личности и нового организационного поведения.

Комплексная система  мотивации представлена в таблице 1.


Таблица 1

Комплексная система мотивации личности в процессе ее трудовой деятельности в теории мотивации[1,4 и др.]

Компоненты мотивации

Инструменты, методы

Цели

культура организации ( система правил, норм и ценностей, принятых в организации)

устав, стиль руководства, принципы руководства

 признание целей организации, ориентация на перспективу, согласование интересов

участие в распределение общественных результатов

формы и методы распределения

ориентация на соотнесение затрат и  результатов

обслуживание персонала

безопасность труда, охрана здоровья человека, создание условий для отдыха и спорта

социальная защищенность, рост трудовой активности

рабочие факторы

содержание труда  деятельности человека

гибкость при выполнении задания, понимание производственных взаимосвязей, ответственность и самостоятельность

организация рабочего места человека

физиологические и психологические  элементы условий труда

удовлетворенность состоянием рабочего места, удовольствие от работы

регулирование рабочего времени

гибкий график, сокращение рабочего времени, дополнительные выходные

ответственность и сознательное использование  рабочего времени

кадровая политика

документы, отражающие кадровую политику

самостоятельность, инициативность и удовлетворенность


В теории мотивации выделяют несколько составляющих процессе мотивации покупателя, что отражено на рисунке 3[2, 5 и др.].

Что касается первой составляющей, то следует отметить, что   в теории мотивации существует шкала  возбуждения. На этой шкале   оценки распределяются  в убывающем порядке от высочайшего уровня гипоманиакального возбуждения до склонности к спокойному, приторможенному состоянию.


 






Рис. 3. Составляющие элементы мотивации потребителя в теории мотивации

         Вторая составляющая - мера полученного удовольствия – неудовольствия, хорошего или  плохого настроения покупателя, положительных или отрицательных эмоций.

         Все покупатели имеют те или иные механизмы поддержания положительного эмоционального тонуса: нервно - психическая подвижность, побуждающая к обновлению, к смене приятных стимулов; вытеснение из сознания неприятностей, ошибок, забот и так далее.

         Третья составляющая- мера психической напряженности. Психическая напряженность  связана с индивидуальной переносимостью ожидания, неопределенности ситуации, отодвинутостью главных  событий из настоящего в будущее. Человек может быть физически напряжен, находиться на пике активности- и вместе с тем оставаться психически раскрепощенным или без скованности.










Список литературы

1)    Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 384 с

2)    Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учеб. – М.: Инфра- М, 2001. – 804с.

3)    Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь- справочник. – М.: Дело, 2000. – 440 с.

4)    Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.

5)    Пилдич Д. Путь к покупателю/ Пер с англ.. – М.: Прогресс, 1991. – 256 с.

6)    Питер Р. Диксон Управление маркетингом/ Пер с англ.- М.:ЗАО «БИНОМ», 1998. – 560 с.

7)    Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. – 144 с.

8)    Фоксол  Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге/ Пер с англ.; Под ред. И.В. Андрееевой. – Спб.: Питер, 2001. – 352 с.













ЗАДАНИЕ 2

Цел задания:  выявить внешние и внутренние  факторы, влияющие на поведение потребителей при покупке товаров на потребительском рынке, провести анализ поведения потребителей, разработать модели принятия решений потребителями в процессе покупки.

1)                           Для исследования в качестве примера возьмем товар:  кондитерские изделия. В таблице 2  представим основные факторы, оказывающие влияние на поведение  потребителя при покупке  данного товара.

Таблица 2

Факторы, влияющие на поведение потребителя при покупке кондитерских изделий фирмы ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика»

Товар

Факторы внешнего влияния

Внутренние факторы

Сильное влияние

Слабое влияние

Сильное влияние

Слабое влияние

Кондитерские изделия  ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика»

Социальное положение

Культура и субкультура

Возраст

Род занятий

Референтные группы

Семья

Экономическое положение




Образ жизни




Тип личности




Мотивация




Воспитание


Фактор социального положения оказывает сильное влияние так, как  в зависимости от того, какое социальное положение занимает человек в обществе, зависит то, позволяет ли он себе приобретать кондитерские изделия фирмы.

Фактор «референтная группа» оказывает большое влияние так как группа способна подготовить человека к выбору конкретного типа товара, в частности конкретной торговой марки.

Такие факторы как культура и субкультура, а также семья оказывают слабое влияние на потребление человеком кондитерских изделий.

Среди внутренних факторов сильное влияние на потребителя оказывает фактор возраста. Так известно, например, что люди боле младшего возраста и дети потребляют  кондитерские изделия в  существенно значительных объемах по сравнению с более пожилыми людьми.

Значительное влияние оказывает фактор типа личности, так как есть люди, которые предрасположены  употреблять сладкое в больших количествах, например, люди активные (холерики). Аналогичное влияние оказывает и образ жизни. Так люди, живущие по распорядку  и соблюдающие диету в питании, ограничивают себя в потреблении кондитерских изделий.

Фактор мотивации очень значителен, так как если у потребителя есть постоянная потребность в употреблении сладкого, то возникает и мотивация и, как следствие, необходимость ее удовлетворения.

Фактор воспитания также влияет на потребителя, так, например, есть семьи, которые дают своим детям соответствующее строгое воспитание, не предрасполагающее к  употреблению сладкого в больших количествах (например, некоторые религии и веры).

Слабое влияние среди внутренних факторов оказывает род занятий, так как употребление кондитерских изделий существенно не зависит от того, чем занимается человек.


2)                           для того, чтобы определить в какой  мере кондитерские изделия фирмы соответствуют ожиданиям потребителей, была разработана анкета для  проведения опроса среди покупателей, представленная ниже.

 
 
 
 
 
Анкета

1. Уважаемые респонденты, просим из предложенных ниже характеристик наших кондитерских изделий выбрать четыре наиболее значимых для вас (отметьте их галочкой, кружочком, подчеркиванием и т.п.).

·        Цена;

·        Форма изделий;

·        Вид фасовки;

·        Упаковка;

·        Калорийность, усвояемость;

·        Вкус;

·        Обслуживание при покупке;

·        Отсутствие  консервантов, красителей.

2. Расположите их в порядке убывания значимости и укажите относительную важность каждого параметра в процентах (сумма значений должна быть 100%).

3.     Оцените по шкале (0 – наихудший, 1 – плохой, 2 – средний, 3 -  хороший, 4 – отличный, 5 – наилучший) по паре параметров цена – вкус продукцию следующих производителей (заполните таблицу):

Свойства

 
Фирма

цена

форма изделий

вид фасовки

упаковка

калорийность

вкус

обслуживание при покупке

отсутствие консервантов

Кондитерские изделия









4. Укажите.

·        свой род занятий;

·        семейное положение;

·        ежемесячный доход на одного члена семьи.

В результате проведения анкетирования среди потребителей были получены результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Модель соответствия качества кондитерских изделий ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика» ожиданиям покупателей

Группы покупателей

Число ответивших, % к итогу

цена

форма изделий

вид фасовки

упаковка

калорийность

вкус

обслуживание при покупке

отсутствие консервантов

Средний балл

Наихудший

2

2

1,9

1,7

1,6

1,5

1

1,8

1,0

1,563

Плохой

5

3

2,5

2,1

2,1

2,0

2,1

2,1

2,8

2,338

Средний

7

3,3

3,1

3,0

2,9

2,7

2,5

3,0

3,0

2,938

Хороший

12

3,8

3,5

3,4

3,3

3,1

3,0

3,1

3,2

3,300

Отличный

18

4,1

3,9

4,5

4,5

4,2

4,4

4,2

4,1

4,238

Наилучший

56

4,0

4,1

4,5

4,5

5

5

5

5

4,638

В целом по совокупности

100

3,855

3,798

4,087

4,066

4,247

4,252

4,279

4,292

-

Отклонение от максимальных ожиданий


0,39

0,23

0,76

0,79

1,02

1,08

0,97

0,94

-

         Как видно из таблицы 2, наибольший средний балл  в целом по кондитерским товарам заняла группа потребителей, ответившая  на анкету – «наилучший» (4,638 баллов), то есть охарактеризовавшая кондитерские изделия ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика» как наилучшие. Среди всех качеств и характеристик кондитерских изделий фирмы наиболее высоко по среднему баллу было оценено отсутствие консервантов, а наименьшее-  цена.

        

Средний балл параметров по каждой группе  респондентов определяется как простое среднеарифметическое.

         Соответствующие показатели по всей совокупности рассчитываются по формуле (1) как среднеарифметическая взвешенная:

,                     (1)

где    n –  число i-х единиц (товаров)

         Fi – вес, характеризующий размер i- й единицы

         Разброс мнений оценивается по формуле (2) коэффициента вариации:

                           (2)

где    V – коэффициент вариации

         σ – среднеквадратическое отклонение

         Для расчета  показателей по всей совокупности используем данные таблицы 4.

Таблица 4

Расчет коэффициента вариации по показателям

Показатель

уi

Fi

yi*Fi

среднее

yi-yср

(yi-yср)2

(yi-yср)2*Fi

отклонение

коэффициент вариации

цена

2

0,02

0,04


-1,855

3,44

0,07




3

0,05

0,15


-0,855

0,73

0,04




3,3

0,07

0,231


-0,555

0,31

0,02




3,8

0,12

0,456


-0,055

0,00

0,00




4,1

0,18

0,738


0,245

0,06

0,01




4

0,56

2,24


0,145

0,02

0,01



итого


1

3,855

3,855



0,15

0,39

0,10

форма изделий

1,9

0,02

0,038


-1,898

3,60

0,07




2,5

0,05

0,125


-1,298

1,68

0,08




3,1

0,07

0,217


-0,698

0,49

0,03




3,5

0,12

0,42


-0,298

0,09

0,01




3,9

0,18

0,702


0,102

0,01

0,00




4,1

0,56

2,296


0,302

0,09

0,05



итого


1

3,798

3,798



0,25

0,23

0,06

вид фасовки

1,7

0,02

0,034


-2,387

5,70

0,11




2,1

0,05

0,105


-1,987

3,95

0,20




3

0,07

0,21


-1,087

1,18

0,08




3,4

0,12

0,408


-0,687

0,47

0,06




4,5

0,18

0,81


0,413

0,17

0,03




4,5

0,56

2,52


0,413

0,17

0,10



итого


1

4,087

4,087



0,58

0,76

0,19

упаковка

1,6

0,02

0,032


-2,466

6,08

0,12




2,1

0,05

0,105


-1,966

3,87

0,19




2,9

0,07

0,203


-1,166

1,36

0,10




3,3

0,12

0,396


-0,766

0,59

0,07




4,5

0,18

0,81


0,434

0,19

0,03




4,5

0,56

2,52


0,434

0,19

0,11



итого


1

4,066

4,066



0,62

0,79

0,19

калорийность

1,5

0,02

0,03


-2,747

7,55

0,15




2

0,05

0,1


-2,247

5,05

0,25




2,7

0,07

0,189


-1,547

2,39

0,17




3,1

0,12

0,372


-1,147

1,32

0,16




4,2

0,18

0,756


-0,047

0,00

0,00




5

0,56

2,8


0,753

0,57

0,32



итого


1

4,247

4,247



1,05

1,02

0,24

вкус

1

0,02

0,02


-3,252

10,58

0,21




2,1

0,05

0,105


-2,152

4,63

0,23




2,5

0,07

0,175


-1,752

3,07

0,21




3

0,12

0,36


-1,252

1,57

0,19




4,4

0,18

0,792


0,148

0,02

0,00




5

0,56

2,8


0,748

0,56

0,31



итого


1

4,252

4,252



1,16

1,08

0,25

обслуживание при покупке

1,8

0,02

0,036


-2,479

6,15

0,12




2,1

0,05

0,105


-2,179

4,75

0,24




3

0,07

0,21


-1,279

1,64

0,11




3,1

0,12

0,372


-1,179

1,39

0,17




4,2

0,18

0,756


-0,079

0,01

0,00




5

0,56

2,8


0,721

0,52

0,29



итого


1

4,279

4,279



0,93

0,97

0,23

отсутствие консервантов

1

0,02

0,02


-3,292

10,84

0,22




2,8

0,05

0,14


-1,492

2,23

0,11




3

0,07

0,21


-1,292

1,67

0,12




3,2

0,12

0,384


-1,092

1,19

0,14




4,1

0,18

0,738


-0,192

0,04

0,01




5

0,56

2,8


0,708

0,50

0,28



итого


1

4,292

4,292



0,88

0,94

0,22

         Как  видно, из таблицы 3, наибольшее значение коэффициента вариации имеет показатель вкуса кондитерских изделий, а наименьшее-  показатель форма изделий.

3)                           на основе выявления внешних и внутренних факторов и данных, полученных при опросе покупателей, была разработана модель принятия решения потребителем в процессе покупки товара, представленная на рисунке 4.

«черный ящик» или сознание покупателя

 

ответные реакции покупателя

 
 

                                          

 










Рис. 4. Модель принятия решения потребителем в процессе покупки кондитерских изделий ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика»

 







ЗАДАНИЕ 3

Цель задания -  выявить факторы, влияющие на поведение потребителя, для нужд организации, определить основные этапы процесса осуществления закупок для нужд организации.

Ситуация: крупное производственное предприятие не устраивает качество приобретенных у поставщика материалов, и оно начинает искать другого продавца.

В таблице 5 представлены результаты выполнения данного задания.

Таблица 5

Основные составляющие покупательского поведения организации

Факторы, влияющие на поведение покупателя, для нужд организации

Тип покупателя

Тип закупки

Этапы процесса закупки товара для нужд организации

Название этапа

Характеристики этапа

Факторы макросреды:

-экономические перспективы развития производственного предприятия

Закупочный центр

Закупка у нового поставщика

Осознание необходимости смены поставщика

качество приобретенных ранее у поставщика материалов сомнительно  (немало брака), что влечет за собой осознание необходимости смены и поиска новых поставщиков материалов для производственного объединения

Организационные факторы:

- цель организации- добиться качества выпускаемой продукции при минимальных затратах на материалы и сырье;


Описание потребности

потребность в используемых в процессе производства материалах, которые должны  быть качественными

Факторы межличностных отношений:

- доверие поставщику материалов в вопросах качества поставок

Оценка характеристик  товара

материалы должны быть надлежащего качества и без брака


Поиск нового поставщика

с помощью Интернета производственное предприятие ищет новых поставщиков данных материалов


Запрос предложений


по Интернету рассылаются запросы нескольким наиболее подходящим поставщикам  с предложением ответить на высланный запрос


Выбор поставщиков

среди всех полученных по Интернету предложений от поставщиков выбрать самого подходящего и надежного


Оформление заказа

после выбора поставщика оформляется договор о поставки  необходимых  материалов


Оценка эффективности работы поставщика

проверка поставленных материалов о нового поставщика  и их соответствия надлежащему качеству, оценка на основе проведенной проверки надежности нового поставщика материалов