Содержание


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 3

ВОПРОС № 24: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.. 3

1. Значение, содержание и основные принципы разработки производственной программы промышленного предприятия. 3

2. Показатели  производственной программы. Исходные данные для ее разработки. 4

3. Порядок планирования годового объема работ. 7

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 12

ЗАДАЧА 81. 12

ЗАДАЧА 146. 14

ЗАДАЧА 167. 16

Список литературы.. 18

 























ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВОПРОС № 24: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Значение, содержание и основные принципы разработки производственной программы промышленного предприятия

План производства и реализации продукции для промышленного предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.

План производства и реализации продукции – центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

Планирование производства промышленного предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

При планировании и анализе производственной программы применяются натуральные и  стоимостные показатели. В  многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить  в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. Пли планировании производственной программы  учитываются две категории  продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.

При планировании производственной программы на промышленном предприятии рассматривается задача составления расписания ведения работ на всех объектах в плановом периоде (составляется календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами [3, с. 125]:

1)    в производственную программу должны включаться реальные объекты;

2)    следует предусмотреть концентрацию ресурсов;

3)    необходимо увязать плановый объем работ с производственной мощностью промышленного предприятия;

4)    распределение работ должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;

5)    в производственной программе необходимо предусмотреть увязку объемов работ, выполненных собственными силами и вспомогательным производством.

2. Показатели  производственной программы. Исходные данные для ее разработки

Исходными данными для разработки производственной программы промышленного предприятия являются [2, с. 204]:

1)    данные расчетов  производственной мощности предприятия;

2)    договора с заказчиками и другими предприятиями;

3)    протоколы согласований объемов работ;

4)    титульные списки;

5)    графики выдачи проектно-сметной документации:

а) проект организации производства;

б) проект производства работ;

в)  смета затрат производства;

6)    графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;

7)    ве6домость объемов работ;

8)    распределение объемов работ по исполнителям.

В плане производства содержатся следующие основные показатели [1, с. 45]:

-         объем реализации продукции;

-         объем товарной продукции;

-         номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.

Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности промышленного предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как  они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция – это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена.  Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот  объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая  сумма товарной продукции  и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.

Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть  ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности  предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции – измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.

Реализованная продукция – это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав  реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны,  часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.

Таким образом, реализованная продукция может быть определена как  товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.

Показатели планового объема  производства  определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.

Таким образом, наиболее значимыми показателями производственной программы промышленного предприятия выступают [4, с. 156]:

1)    ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;

2)    объем продукции, подлежащей реализации.

Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (1):


,                           (1)

где     –  полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.

          – стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.

         d – доля стоимости j – ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода

          –  стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.

3. Порядок планирования годового объема работ

Начинается  составление производственной программы  с разработки  номенклатурного  плана производства.

Годовая  производственная программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия. При составлении годовой программы должен быть учтен ряд требований. Прежде всего,  эта программа должна быть увязана с платежеспособным спросом населения и потребителей. Изделий, которые останутся нереализованными, в плане производства быть не должно (в том числе и изделий, предусмотренных планом новой техники). Программа должна  быть обеспечена материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, соответствовать  производственным возможностям промышленного предприятия, учитывать его  специализацию [5, с. 222].

Основными исходными расчетами, которые выполняются при  разработке плана производства, являются расчеты ожидаемого выполнения плана текущего (базисного) года, расчеты величины производственной мощности и коэффициенты ее использования, расчеты величины трудоемкости  производственной программы и коэффициента сменности использования оборудования.

Все плановые задания определяются в виде абсолютных величин, характеризующих работу в плановом году (объем продукции в  тыс. руб., выпуск литья в тоннах и так далее). При этом разработка  плановых заданий происходит до того, как  получен отчет предыдущего года. В связи с этим  одной из важнейших задач при составлении и разработке производственной программы на промышленном предприятии является определение величины ожидаемого выполнения плана по всем основным показателям.

Ожидаемое выполнение плана может быть определено тем достовернее, чем меньше времени осталось до конца года. Поэтому  в процессе  проработки и уточнения проекта плана величина ожидаемого выполнения плана неоднократно подвергается уточнению.

При определении и уточнении величины ожидаемого выполнения учитываются итоги выполнения плана за прошедший период (достигнутые процент выполнения плана и  абсолютная величина перевыполнения).

Следующим основным расчетом, без которого  не может быть обосновано определен план производства промышленного предприятия, является расчет величины трудоемкости производственной программы. В силу различий в уровнях материалоемкости и рентабельности изменение величины стоимости продукции далеко не всегда характеризует действительное изменение объемы производственной деятельности промышленного предприятия. Фактически же объем деятельности определяется не стоимостью изготовленной продукции, а трудоемкостью этой продукции.

Задача расчета трудоемкости состоит в том, чтобы определить, как повлияет  изменение номенклатуры на величину трудоемкости. Содержание его состоит в том, что трудоемкость по отчету предыдущего года, ожидаемому выполнению  текущего года и проекту программы на планируемый год рассчитывается в одних и тех же нормах.

Для того, чтобы влияние изменений было выявлено более точно, при расчете должны быть использованы средние плановые нормы планируемого периода. При использовании норм отчетного периода величина структурных сдвигов может получиться завышенной.

В том случае если производственная программа промышленного предприятия включает большое число типоразмеров изделий, расчет обычно ведется не по каждому изделию, а по их группам. При этом исходят из  средней удельной трудоемкости изделий каждой группы.

Зачастую в проект производственной программы включаются  новые изделия, по которым  техническая подготовка производства в период проработки плана еще не закончена. Трудоемкость таких изделий определяется приближенно. На практике используются преимущественно два метода  такого приближенного определения трудоемкости. Если имеются уже освоенные на данном предприятии аналогичные изделия, то трудоемкость нового изделия берется по аналогии  ранее освоенным. Обычно в этих целях устанавливается (на основе анализа конструкции или состава изделия) коэффициент приравнивания. При этом необходимо  следить, чтобы коэффициент приравнивания правильно отражал сложность новых изделий. Как правило, один и тот же коэффициент должен применяться  при определении оптовой цены и трудоемкости нового изделия.

Если метод аналогии применить не представляется возможным, то по всем  новым изделиям берется средняя трудоемкость на 1000 рублей, сложившаяся по новой продукции в предшествующие периоды.

В конечном счете,  расчет трудоемкости показывает, каковы темпы и величина изменения трудоемкости. Этот показатель очень важен для оценки уровня напряженности плановых заданий на промышленном предприятии. Нередко в результате проведения  таких расчетов в величину плановых заданий вносят существенные корректировки.

Определенное  контрольное и аналитическое  значение имеют также расчет величины коэффициента сменности работы оборудования и расчет использования основных фондов (величины фондоотдачи). План должен  ориентировать предприятия на улучшение этих показателей.

После того, как определилось задание по номенклатуре продукции, уточняются объемные показатели производства. Задача  здесь состоит в том, чтобы определить абсолютную величину реализуемой продукции.

Задания по номенклатуре и по величине реализованной продукции должны быть строго увязаны между собой. При выполнении номенклатурной программы на 1100% объем продукции также должен быть выполнен на 100%. Недопустимы такие случаи, когда стоимость (по оптовым ценам) плановой номенклатуры дает сумму большую, чем установленное плановое задание по объему продукции. По существу это означало бы, что планом предусмотрено невыполнение номенклатуры (так как трудовые и денежные ресурсы выделяются исходя из объемов производства, их было бы недостаточно для выпуска всей плановой номенклатуры). С другой стороны,  неправильно будет, если сумма, получающаяся при расчете стоимости всех изделий номенклатурного плана, будет меньше плановой суммы объема продукции. В этом случае то часть объема продукции, которая не обеспечена номенклатурой, не будут учитываться при расчете мощности, при определении потребности в материалах.

Таким образом, задача определения плановой  величины реализованной продукции сводится к определению оптовых цен всех изделий, предусмотренных номенклатурным планом производства и поставок и общей стоимости их выпуска.

После определения плановой величины объема производства рассчитывается темп роста объема производства. Для определения темпа роста продукция оценивается в неизменных ценах.

Однако при этом необходимо обеспечить сопоставимость самих неизменных цен. За неизменные цены могут приниматься принятые в плане разовые цены и временные цены. Поэтому  ежегодно при составлении плана отчет за предыдущий год (или ожидаемое выполнение плана этого года) пересчитывается в цены, принятые в плане на очередной год. В плановых органах  такой перерасчет называется  перерасчетом  объема продукции по методологии плана такого – то года. После этого определяется  темп роста объема реализованной продукции на планируемый год. Этот показатель,  в частности, используется  при начислении поощрительных фондов промышленного предприятия.

Основным расчетом, обосновывающим производственную программу промышленного предприятия, является расчет  производственных мощностей и их использования.

Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества (в номенклатуре, установленной планом) при полном  использовании оборудования и наилучших организационно – технических условиях  [6, с 98]. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.

Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием  производства величина  производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются  факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции.

Правильное определение производственной мощности имеет большое значение для обоснованного решения вопросов работы промышленного предприятию Расчет производственной мощности производится предприятием ежегодно.

Таким образом, производственная программа промышленного предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.

 




 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАЧА 81

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Рассчитайте минимальный ежемесячный и ежегодный оборот, достаточный для безубыточной работы продовольственного магазина. Цена за 1 кг сахара составит 9 руб. 50 коп. Сумма издержек обращения по группе «Сахар»  – 2509,9 руб., в том числе  переменные – 380 руб.

Объем реализации за месяц определен в размере 3,5 тонны. Оптово – отпускная цена за 1 кг сахара 7 руб. 60 коп.

РЕШЕНИЕ:

В точке безубыточности предполагается равенство суммы всех  расходов, которые несет организация, сумме доходов, то есть без учета суммы прибыли.

1)       стоимость приобретения товара  (стоимость закупки) определяется умножением  оптово – отпускной цены  за 1 кг сахара  на объем реализации в месяц (3,5 т):

7,6*3500 = 26600 (руб.)

2)       постоянные издержки обращения равны разности издержек обращения суммарных и переменны:

2509,9 – 380 = 2129,9 (руб.)

3)       определи общую сумму постоянных расходов организации суммированием общих  постоянных издержек обращения и  стоимости  приобретения товара:

2129,9+26600 = 28729, 9 (руб.)

4)       определим  сумму переменных расходов  на единицу изделия , то есть на 1 кг сахара:

380/3500=0,109 (руб.)

9,5-8,21 = 1,29 (руб.)

5) значение ТБУ определим следующим образом:

ТБУ = Постоянные издержки на весь объем/(цена изделия минус переменные издержки на единицу)

ТБУ = 28729,9/ (9,5-0,109) = 3059,3 (кг)

На рисунке 1 изображен график достижения организацией безубыточности.

 

издержки,  руб.                                                                переменные издержки

29109,9                                выручка от реализации

                                                         ТБУ


26600                                                                                               постоянные

                                                                                                        издержки



                                                                                                        

                                                     3059,3               объем производства, кг

Рис. 1. Графическая модель достижения безубыточности организации

Минимальный годовой оборот, достаточный для достижения организацией безубыточности равен умножению ежемесячного оборота на 12 месяцев:

3059,3*12=36711,6 (руб.)


ОТВЕТ:

Минимальный месячный оборот равен 3059,3 руб., ежегодный оборот – 36711,6 руб.

 

 








ЗАДАЧА 146

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Проведите обоснование размера торговой надбавки на планируемый период на основе следующих данных:

1)    в отчетном году объем продаж составил 13,5 млн. руб. при проценте охвата доходов населения розничным товарооборотом 80,6%.

Издержки обращения составили 10,17% к товарообороту, а доля условно – постоянных расходов – 42,1%;

2)    В предстоящем году предполагается увеличить сумму средств, направляемых на приобретение товаров на 15% и процента охвата покупательных фондов населения на 1,1%. Доля социально – значимых товаров в общем объеме продаж останется без изменения на уровне 27,8%;

3)    По плановым расчетам для обеспечения дальнейшего развития предприятию необходимо получить прибыль в сумме 616 тыс. руб.

РЕШЕНИЕ:

1)    Определим оборот розничной торговли в отчетном году умножением  объема продаж на процент охвата доходов населения розничным товарооборотом:

13,5*0,8060=10,881(млн. руб.)

2)    сумма издержек обращения в отчетном году:

10,881*10,17/100= 1,107(млн. руб.)

3) определим сумму издержек условно – постоянных расходов в отчетном году:

1,107*0,421 = 0,466 (млн. руб.)

4)определим сумму переменных расходов в отчетном году:

1,107-0,466=0,641

5)так как в предстоящем году планируется увеличение средств на приобретение товаров на 15%, то переменные расходы вырастут также на 15%

определим сумму переменных расходов в плановом году:

0,641*1,15= 0,737 (млн. руб.)

6) определим общий объем издержек обращения в плановом году:

0,737+0,466 = 1,203 (млн. руб.)

7)определим стоимость  приобретения товаров  в отчетном году (с НДС):

     10,881-1,107=9,774 (млн. руб.)

     В сумме 9,744 млн. руб. сидит НДС.

 



остальные товары с НДС (20 %)

 

социально- значимые товары (27,8 %), НДС не начисляется

 
 



Социально – значимые товары:

9,744*0,278 = 2,717 (млн. руб.)

Остальные товары:

9,744-2,717 = 7,057 (млн. руб.)

НДС в сумме 7,057 млн. руб.:

7,057*0,2 = 1,411 (млн. руб.)

Стоимость остальных товаров  без НДС:

7,057-1,411 = 5,646 (млн. руб.)

Общая стоимость приобретаемых товаров:

5,646+2,717 = 8,363 (млн. руб.)

8)планируется увеличить  средства на приобретение товаров на 15%:

определим стоимость приобретаемых товаров  в плановом году:

8,363*1,15=9,617 9лн. руб.)

    9) ИЗ них социально-значимые товары:

9,617*0,278=2,674 (млн. руб.)

Остальные товары:

9,617-2,674=6,943 (млн. руб.)

НДС на остальные товары (20%)

6,943*0,2=1,389 (млн. руб.)

10) найдем оборот розничной торговли в плановом году суммированием сумм НДС, издержек обращения, стоимости приобретаемых товаров и суммы прибыли:

1,203+1,389+9,617+0,616 =12,825 (млн. руб.)

11) Так как в плановом году процент охвата доходов населения розничным товарооборотом вырастет на  1,1%, то он будет равен:

80,6+1,1=81,7 (%)

12) определим объем продаж в плановом году: 12,825*100/81,7 = 15,698 (млн. руб.)

13) найдем сумму торговой надбавки:

15,698-12,825 = 2,873 (млн. руб.)

14) процент торговой надбавки равен:

2,873*100/15,698 = 18,3 (%).

ОТВЕТ:

Таким образом, процент торговой надбавки в плановом году будет равен 18,3%.

ЗАДАЧА 167

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Определите потребность в оборотных средствах по товарным запасам на предстоящий квартал (табл. 1)

Таблица 1

Расчет потребности в оборотных средствах по товарным запасам на квартал

Показатели

Сумма

1

2

План оборота розничной торговли (по розничным ценам), тыс. руб.

27450

Размер торговой надбавки,%

23,5

Стоимость товаров по покупным ценам, тыс. руб.

20999,25

Количество дней в квартале

90

Однодневный оборот розничной торговли, тыс. руб.

233,33

Норма товарных запасов, дней

17

Потребность в оборотных средствах по товарным запасам, тыс. руб.

3966,53

РЕШЕНИЕ:

Стоимость товаров по покупным ценам равна плану оборота розничной торговли за вычетов суммы торговой надбавки:

27450 – (27450*0,235) = 20999,25 (тыс. руб.)

Однодневный оборот розничной торговли равен делению суммы стоимости товаров по покупным ценам на количество дней в квартале:

20999,25 /90 = 233,33 (тыс. руб.)

Потребность в оборотных средствах по товарным запасам  равна умножению нормы товарных запасов на однодневный оборот розничной торговли:

233,33 * 17 = 3966,61 (тыс. руб.)

ОТВЕТ:

Потребность в оборотных средствах для организации составит 3966,61 тыс. руб.










Список литературы

1)    Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.

2)    Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити – Дана, 2000. – 623 с.

3)    Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра – М, 1999. – 456 с.

4)    Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб. – М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

5)    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб. – 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

6)    Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статискика, 1999. – 354 с.

7)    Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

8)    Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. . – М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.