Содержание


Введение. 3

1 Понятие и сущность рабочих мест как фактора стимулирования персонала. 5

1.1. Роль проектирование рабочего места в стимулировании персонала. 5

1.2. Система обслуживания, стимулирующая деятельность персонала. 12

2 Анализ организации труда как фактора стимулирования персонала на приготовительном цехе предприятия ОАО «ВКШТ». 21

2.1. Технико-экономическая характеристика приготовительного цеха. 21

2.2. Эргономический анализ и рационализация рабочего места с позиции стимулирования персонала. 22

2.3. Проект мероприятий по совершенствованию организации труда, стимулирующий деятельность мастера цеха  на рабочем месте. 26

Заключение. 28

Список  литературы.. 30


Введение


В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии. Труд, являясь источником производимых продуктов, услуг сам является товаром, который продается на рынке труда. Следовательно, на рынке труда продается процесс соединения энергии человека (его способностей, умений и вещества природы, в том числе и имеющего духовное происхождение), а цена труда в этом случае выступает в виде денежного эквивалента – заработная плата.

Организация труда персонала – составная часть экономики труда – это организация труда людей в процессе производства. Она способствует рациональному соединению техники и персонала, оптимизирует эффективное использование живого труда, обеспечивает сохранение здоровья работников и повышения удовлетворенности трудом за счет изменения его содержания. Под организацией труда понимают деятельность по внедрению рекомендаций науки с целью рационализации процесса труда.

В целях обеспечения этого, организация труда предполагает осуществление комплекса мероприятий:

1.           разработка перечня работ и операций основного производства и установление последовательности их выполнения, регламентация содержания и порядка выполнения функций по обслуживанию производства, определения пропорций различных видов труда, установление рациональных форм его распределения и кооперации;

2.           подбор, профессиональная подготовка и расстановка кадров, четкое определение обязанностей каждого работника;

3.           организация и оснащение рабочих мест,  обеспечивающие эффективное выполнение каждым работником, производственных заданий;

4.           внедрение наиболее рациональных приемов и методов выполнения работ;

5.           создание необходимых санитарных и производственно-бытовых условий, обеспечивающих гигиену и безопасность труда, регламентация режимов труда и отдыха работников;

6.           установление норм труда и его оплаты, выбор форм морального и материального стимулирования роста производительности труда;

7.           обеспечение необходимой дисциплины труда, способствующей четкому выполнению каждым работником возложенных на него обязанностей и слаженности в работе всего коллектива.

Поэтому целью данной работы является исследование организации труда, стимулирующей персонал для обеспечения повышение эффективности производства.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.     раскрытие основных теоретических аспектов организации труда как фактора стимулирования персонала;

2.      проведение анализа организации труда с позиции стимулирования персонала на примере рабочего места мастера приготовительного цеха ОАО «ВКШТ»;

3.     разработать проект мер по организации труда стимулирующей мастера цеха.



1 Понятие и сущность рабочих мест как фактора стимулирования персонала

 

1.1. Роль проектирование рабочего места в стимулировании персонала


Создание благоприятных условий труда, его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой – повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины на производстве.

Стимулы  играют  роль рычагов воздействия или  носителей “раздражения”,  вызывающих  действие  определенных  мотивов.  В качестве стимулов могут выступать  отдельные предметы,  действия других людей, обещания, носители обязательств и  возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы  получить в результате определенных действий. Человек  реагирует на многие  стимулы  не обязательно  сознательно. На  отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю[1].

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в  том, что  стимулирование -  это одно из  средств,  с  помощью  которого  может  осуществляется мотивирование. При  этом чем  выше уровень  развития отношений  в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.  Это  связано с  тем что  воспитание и  обучение как один  из  методов  мотивирования  людей приводят  к тому  что члены организации  сами  проявляют  заинтересованное  участие в  делах организации. Осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же  вообще  не  получая  соответствующего   стимулирующего  воздействия.  

Таким образом,  рациональная организация труда выступает фактором стимулирования персонала.

Необходимая часть организации труда — проектирование рабочих мест. Рабочее место — это первичное звено произ­водства, зона трудовой деятельности рабочего или группы рабочих (если рабочее место коллективное), оснащенная не­обходимыми средствами для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места понимается сис­тема его оснащения и планировки, подчиненная целям про­изводства. Эти решения, в свою очередь, зависят от характе­ра и специализации рабочего места, от его вида и роли в производственном процессе. Проектирование рабочих мест выполняется с учетом содержания типовых проектов для данной специальности. Каждый типовой проект составлен на основе специальных научных исследований и обобщения опыта лучших промышленных предприятий. В нем устанавливаются назначение и специализация рабочего места, даются состав оборудования и оснастки, внешняя и внутренняя планировка рабочего места, рациональные методы и приемы труда, формы обслуживания рабочего места, санитарно - гигиенические и эстетические требования.

Оснащение рабочего места складывается из совокупно­сти средств, необходимых для осуществления производствен­ного процесса. К ним относятся: основное технологическое и вспомогательное оборудование; технологическая оснастка — рабочий и мерительный инструмент, приспособления, за­пасные части; организационная оснастка — средства связи и сигнализации, рабочая мебель, тара; рабочая документация; средства коммуникации для подачи на рабочее место сырья, материалов, энергии; хозяйственный инвентарь для поддер­жания чистоты и порядка и др.

Полное и комплектное оснащение рабочего места по­зволяет наилучшим образом организовать процесс труда и стимулировать персонал. Для этого необходима рациональная планировка средств оснаще­ния — размещение их на рабочем месте так, чтобы обеспечивалось удобство их обслуживания, свободный доступ к меха­низмам и их отдельным узлам, требующим регулирования и контроля, экономия движений и перемещений работника, удобная рабочая поза, хороший обзор рабочей зоны, безо­пасность труда, экономия производственной площади, нали­чие проходов, подъездов и проездов для транспортных средств, взаимосвязь со смежными рабочими местами и с местом бри­гадира, мастера, другого руководителя.

Проводимые аттестации рабочих мест позволяют выяв­лять отступления от нормативных требований к ним и совер­шенствовать организацию рабочих мест в соответствии с тре­бованиями научной организации труда. По результатам атте­стации малоэффективные рабочие места могут упраздняться, при этом появляется возможность более рационального ис­пользования производственных площадей, установки совре­менного высокопроизводительного оборудования и интен­сификации производственного процесса

Рабочее место является первичным звеном производственного процесса в создания материальных ценностей. Систему организации рабочего место с полным правом считают показателем организованности всего предприятия, так как она характеризует качество и слаженность работы всех служб предприятия[2].

Любое рабочее место на предприятии должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.

Организацию труда на рабочем месте определяют следующие факторы: разделение и кооперация труда; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест; рационализация приемов и методов труда; создание благоприятных условий труда; повышение квалификации кадров; совершенствования нормирования и стимулирование труда; воспитание сознательного творческого отношения к труду.

Как показывает практика, в наиболее запущенном состоянии оказывается обслуживание рабочих мест.

Организация обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника с другими работниками и рабочими местами, призванными обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.

Рациональная организация обслуживания рабочего места оказывает существенное влияние на повышение производительности труда и стимулирование персонала, не требуя от предприятия значительных материальных затрат.

Общие требования к организации обслуживания рабочего места для обеспечения бесперебойной работы в течение смены сводятся к следующему:

·  своевременному доведению до каждого работника производственного задания;

·  бесперебойному снабжению рабочих мест документацией (чертежами, нарядами, картами и т.д.), а также предметами труда (материалами, заготовками и т.п.);

·  обеспечению постоянной исправности оборудования, снабжению его необходимой энергией (тепловой, электрической и т.д.);

·  организации систематического контроля за качеством выполненных работ, своевременной приемке обработанных изделий и транспортировке их с рабочих мест;

·  постоянному поддержанию на рабочего места здоровых и безопасных условий труда, а также строгого порядка и чистоты.

Из-за несовершенства системы обслуживания производство несет большие потери. Между тем известно, что производство продукции определяется по самому узкому месту в производственной цепи, которым, часто и становится организация обслуживания рабочего места. Технико-экономический эффект от внедрения в производство отдельных организационно-технических мероприятий по улучшению обслуживания основных рабочих значительно увеличится, если мероприятия по упорядочению обслуживания будут взаимно увязаны. Необходима комплексная разработка мероприятий по созданию системы обслуживания, регламентирующей все виды вспомогательных работ. Только при этом условии могут быть сокращены потери рабочего времени основных рабочих, связанные с обслуживанием, и значительно поднята эффективность производства в целом

Из-за отсутствия обоснованных расчетно-аналитических нормативов численность работников обслуживания устанавливается на основе фактически существующих соотношений между разными категориями рабочих или на основе различного рода опытно-статистических норм. Одной из причин высокой численности вспомогательных рабочих является диспропорция между технической оснащенностью основных рабочих и низким уровнем механизации труда на работах по их обслуживанию.

Оснащение рабочих мест

Под оснащением рабочего места понимается обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно создать работнику условия для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Типичными основными видами оснащения являются следующие[3]:

основное технологическое оборудование, которое предназначенодля-выполнения основной работы на данном рабочем месте. Это могут быть станки, механизмы, агрегаты, аппараты, конвейерные линии, счетная и вычислительная техника, персональные компьютеры, печатно-множительная техника, пульты управления и т.п.

вспомогательное оборудование - индивидуальные подъемно-транспортные устройства, транспортеры, тележки, рольганги, склизы для перемещения материалов и др.;

технологическая оснастка - рабочие и мерительные инструменты, приспособления, запасные части, канцелярские принадлежности для служащих, сменные принадлежности типа картриджей и т.п. для печатно-множительной техники ;

рабочая документация и специальная литература -  инструкции, технологические карты, правила техники безопасности, картотеки, дела, справочники, пособия и др.;

организационная оснастка, к которой относятся рабочая мебель (столы, верстаки, стулья, кресла, шкафы, тумбочки, стеллажи, полки), часы, средства для размещения технологической оснастки и рабочих документов (ложементы, пюпитры, картотеки), приспособления типа подставок, приставок к столам, подлокотников, подножных решеток, упоров. Специфической разновидностью организационной оснастки будут строительные леса, которые возводятся на сооружаемых или ремонтируемых объектах для доступа строителейк своим рабочим местам;

средства безопасности - ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки,специальные одежда и обувь), средства противопожарной защиты, вытяжная вентиляция, предупреждающие об опасности надписи и графика др.;

средства освещения (общего для всего помещения и местногодля рабочей поверхности или пространства);

средства связи с другими рабочими местами и с местом руководителя;

средства сигнализации (звуковые, световые, знаковые, комбинированные) о неисправностях, аварийных ситуациях;

рабочая тара для сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, отходов производства (контейнеры, поддоны, емкости для жидких веществ, коробки, ящики);

средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата - нагнетательная вентиляция, отопление;

предметы эстетизации производственного интерьера (портьеры, занавеси, жалтози, цветочницы, произведения декоративно-прикладного искусства, коврики, дорожки и др.);

хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и др.).

Основное и вспомогательное оборудование должно обеспечивать удобство его обслуживания, наладки и ремонта; рациональную рабочую позу (лучше переменную) исполнителя; безопасность эксплуатации и ремонта; возможность применения прогрессивных приемов и методов труда; удобство и легкость управления; экономию физиологических усилий работников и снижение нервно-психической нагрузки на них.

Технологическая оснастка должна соответствовать требованиям технологии производства по своему составу и количеству.

Организационная оснастка призвана обеспечивать эффективное выполнение работником своих обязанностей. При выборе рабочей мебели необходимо считаться с антропометрическими данными и полом работников, иметь регулируемые по высоте сидения и регулируемые по углу наклона спинки сидений. Высота рабочей поверхности столов выбирается с учетом характера работы и пола работников.

Большое значение имеет выбор средств освещения. При освещении рабочих мест необходимо обеспечить достаточный уровень общего освещения, специальное освещение рабочей поверхности или пространства, одинаковость освещения разных приборов, контраст между рабочими элементами и фоном, отсутствпе слепящего действия света и отраженной блескости.

Выбор средств связи и сигнализацыопрелеляется спецификой рабочего места. В качестве средств связи могут использоваться телефоны, местные производственные радио и телевидение, станции диспетчерской связи, системы радиовызова. Сигнальные устройства могут быть световыми (сигнальные лампы, светофоры, световые табло, «бегущая строка» и др.), звуковыми (звонки, гудки, сирены, зуммеры и др.), предметными знаками (фигуры, цифры, флажки, символы и др.).

Рабочая тара при соответствующем ее устройстве может существенно облегчить труд и учет выпущенной продукции. В качестве тары предпочтительно использовать специально сконструированные контейнеры, приспособленные к форме и размерам изделий, подлежащих накапливанию и транспортировке. Тара должна быть легкой и прочной, позволять быстро укладывать и извлекать предметы, она может отличаться цветом для раздельного учета выпущенной продукции работниками разных смен.

Таким образом, рациональная организация обслуживания рабочего места оказывает существенное влияние на повышение производительности труда и стимулирование персонала, не требуя от предприятия значительных материальных затрат.


1.2. Система обслуживания, стимулирующая деятельность персонала

Система обслуживания – это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по снабжению рабочих мест (как основных, так и вспомогательных работников) всем необходимым для бесперебойной высокопроизводительной работы в течение смены, недели, месяца[4].

Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания. В некоторых пособиях по организации труда эти два элемента подаются как один - «организация и обслуживание рабочих мест», при этом внутри элемента вопросы разделяют на организацию рабо­чих мест и обслуживание рабочих мест, что нельзя считать правиль­ным. Дело в том, что обслуживание рабочих мест - это задача тех­ническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Этот нюанс имеет принципи­альное значение.

Организация рабочего места - это формирование производствен­ной среды для работника, его вещественное окружение. Организация же обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.

Важнейшая задача системы обслуживания рабочего места –  максимальное высвобождение рабочего от вспомогательных работ, т.е. создание условий, стимулирующих персонал и обеспечивающих наибольшую продуктивность его работы.

Руководящим принципом организации обслуживания рабочего места является профилактическое предупредительное обслуживание, т.е. предварительная подготовка всего необходимого для рабочих мест на основе сменно-суточных заданий и планов-графиков на длительный срок и своевременная доставка всех предметов снабжения на рабочее место.

Система обслуживания может быть централизованной, когда все функции обслуживания рабочего места осуществляются силами вспомогательных служб, вспомогательных цехов, децентрализованной, когда обслуживание выполняется полностью самим рабочим, а также смешанной, когда централизованно выполняется часть функций обслуживания[5].

В основе системы обслуживания рабочего места лежат следующие основные принципы: плановость процесса обслуживания, его активно-предупредительный характер; комплексность; обеспечение высокого качества обслуживания; экономичность обслуживания; бережное отношение к оборудованию, правильное хранение и расходование материалов и т.д.

Плановость процесса обслуживания достигается полным согласованием системы обслуживания с системой непрерывного оперативно-производственного планирования.

Работы по обслуживанию выполняются по планам (графикам), обеспечивающим минимальные потери рабочего времени работников основного производства и вспомогательных рабочих, тем самым стимулируют персонал.

Работы, связанные с остановкой оборудования, выполняются (по мере возможности) в межсменные и внутрисменные перерывы и нерабочие дни. Регламент обслуживания (порядок, способы, последовательность, нормы времени, сроки выполнения работ) подчинен регламенту основного производства. В свою очередь основное производство планируется с учетом особенностей системы обслуживания.

Активно-предупредительный характер обслуживания означает выполнение работ, как правило, в порядке профилактики. В целях предупреждения перебоев в работе основного производства, подготовка производства, включая доставку средств и предметов труда к рабочему месту, производится заблаговременно. Комплексность обслуживания заключается в одновременном выполнении работ по всем видам или по ряду функций. Подготовка к производству изделий определенной партии, серии или заказа выполняется параллельно разными службами по установленному регламенту. Обслуживание непосредственно рабочего места предусматривает комплексное выполнение всех работ[6].

Высокое качество обслуживания достигается благодаря соответствующей квалификации обслуживающего персонала, специализирующегося на выполнении определенных видов работ. Специализация работ по обслуживанию позволяет применять более современную оснастку и рациональные рабочие приемы. Таким образом, обеспечивается своевременность профилактических работ, надежность работы оборудования после ремонта и наладки, что в свою очередь стимулирует деятельность персонала. Высокое качество обслуживания характеризуется также комплексным (без пропусков) выполнением всего объема работы.

Экономичность обслуживания обеспечивается оптимальным расчетом численности вспомогательного персонала, увеличением объема производства за счет устранения потерь рабочего времени работников основного производства, экономным расходованием материалов и запасных частей на обслуживание производства, выполнением комплекса операций по обслуживанию рабочего места с наименьшими затратами труда и средств.

Бережное отношение к оборудованию предусматривает обязательное выполнение всех профилактических работ, четкое распределение ответственности за техническое состояние и эксплуатацию оборудования, закрепленную за основными рабочими и обслуживающим персоналом. Экономное расходование материалов и запчастей достигается регламентацией их расхода и позволяет персоналу наиболее эффективное их использование.

Выдача материалов и запчастей производится только по утвержденным нормативам. В случае повышенного расхода выясняются причины и принимаются необходимые меры.

Организация обслуживания рабочего места близка по характеру к кооперации труда. И здесь, и там имеет место взаимодействие ме­жду рабочими местами. Различие между ними состоит в том, что при кооперации взаимодействуют работники, технологически свя­занные выполненном определенной работы. Например, деталь после обработки на одном рабочем месте передается на другое для про­должения ее изготовления. При обслуживании рабочего места такой прямой взаимосвязи нет. Здесь вспомогательные службы помогают работникам выполнять свои производственные функции независимо от того, в каком технологическом процессе они (работники) заняты.

Для того чтобы лучше уяснить особенности такого взаимодейст­вия, необходимо рассмотреть виды или функции обслуживания рабочих мест и их структуру. Структура обслуживания образуется из обслуживания средств труда, предметов труда и работника. Это показано на рис. 1[7].

Прежде всего отметим основные требования, предъ­являемые к системе организации обслуживания рабо­чих мест. Главные требования заключаются в том, что­бы обеспечить, с одной стороны, тесную координацию деятельности по направлениям обслуживания (произ­водства и трудящихся), с другой — непрерывность об­служивания по указанным направлениям для осуществ­ления основной цели производства на данном рабочем месте. В обслуживании рабочих мест важное значение для стимулирования персонала имеет обеспечение их инструментом, технологической оснасткой и приспособлениями.

 














Рис. 1. Структура функций обслуживания   


В составе системы обслуживания выделяется энер­гетическая функция — обеспечение рабочих мест всеми видами энергии (электроэнергия, пар, сжатый воздух, вода и т. д.).

Во всяком производстве существует и такой вид об­служивания, как наладка, подналадка и регулировка технологического оборудования.

Процесс производства связан с межремонтным про­филактическим и аварийно-ремонтным обслуживанием всех видов технологического оборудования. Это приво­дит к выделению в обслуживании рабочих мест ремонт­ной функции.

В процессе производства наряду со стадией собст­венно производства существует и контроль качества продукции, в том числе контроль качества сырья, мате­риалов и полуфабрикатов, выдаваемых на рабочее ме­сто, а также контроль готовой продукции, поступающей с рабочих мест. Тем самым обслуживание рабочих мест включает и контрольную функцию.

И, наконец, в содержание обслуживания рабочих мест входят проблемы хозяйственно-бытового и культур­ного обслуживания: поддержание на рабочих местах чистоты и порядка, уборка с рабочих мест производственных отходов, обеспечение работающих питьевой водой, специальным питанием и пр.

Обслуживание работников складывается из проведения меро­приятий по охране труда и технике безопасности, обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочем месте (температуры и влажности воздуха, освещенности и др.). Работники нуждаются в наличии питьевого водоснабжения, туалетов. Для ра­ботников на производстве может быть организовано медицинское обслуживание, общественное питание, хозяйственно-бытовое об­служивание (наличие раздевалок, душей, стирка, химчистка и ре­монт спецодежды, ремонт спецобуви и т.п.).

В содержание работ по осуществлению ремонтного обслужива­ния оборудования входит составление дефектных ведомостей - документа, в котором излагается подробный перечень всех ремонт­ных работ по видам оборудования. На основании дефектных ведо­мостей проводится планирование ремонтных работ и их проведение по видам ремонта (мелкого, среднего, капитального).

Межремонтное обслуживание оборудования включает в себя профилактические его осмотры с целью установления состояния отдельных узлов и частей машин и механизмов, различных соедине­ний, движущихся частей, электрооборудования, ограждений, уст­ройств по обеспечению безопасности и устранение выявленных не­исправностей.

Наладка и настройка оборудования проводится в начале работы и, по необходимости, во время работы. Такую работу часто закреп­ляют за основными работниками. Применяются следующие формы организации наладочных работ: индивидуальная, когда за наладчи­ком закрепляется определенное количество оборудования, которое он обслуживает один; смешанная, когда наладку и переналадку осуществляет наладчик, а подналадку - основной работник; бригад­ная, когда все работы по наладке, переналадке и подналадке осуще­ствляет бригада.

Поддержание в рабочем состоянии, хранение и выдача техно­логической и организационной оснастки предполагает выполнение работ по инструментальному обслуживанию рабочих мест, кото­рое складывается из получения и рационального хранения инстру­мента, выдачи или доставки его к рабочим местам, обмен вышед­шего из строя инструмента, его восстановление. Подобные дейст­вия необходимо проводить с обслуживанием рабочих мест мерительным инструментом, запасными частями, организацион­ной оснасткой, тем самым, обеспечивая стимулирование персонала и наибольшую их отдачу[8].

Поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооруже­ний, территории включает в себя, во-первых, ремонтно-строитель­ные работы, заключающиеся в ремонте зданий и сооружений, где располагаются рабочие места (стен, потолков, полов, дверей, окон­ных проемов, лестничных клеток и т.д.), в проведении малярных, штукатурных, кровельных и других строительных работ при мон­таже или демонтаже оборудования; во-вторых, уборочные работы в помещениях и на территории, вывоз мусора.

Большое значение для стимулирования персонала имеет подготовительно-технологическая функция, состоящая из работ по обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, кан­целярскими товарами и другими предметами труда. Здесь проводятся работы, связанные с получением, хранением, сортиров­кой, комплектацией и выдачей необходимых предметов труда.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предпри­ятии обеспечивают перемещение из одного подразделения в другое и между рабочими местами предметов труда, оснастки, оборудова­ния, готовых изделий и связанные с этим их погрузку и разгрузку.

Контрольная функция обслуживания направлена на осуществ­ление контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, гото­вой продукции. Здесь производится стартовый контроль поступив­ших средств, межоперационный промежуточный контроль изделий, проходящих разные стадии производства, финишный контроль го­товой продукции, клеймение годных деталей и изделий.

Функции обслуживания непосредственно работников заключа­ются стимулировании труда, создании на рабочих местах соответствующих санитарно-ги­гиенических и других условий, о чем было сказано выше.

Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответ­ствии с требованиями НОТ, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов:

1.           установить, в каких видах обслуживания нуждается данное рабочее место и его работник;

2.           по   каждому   виду   обслуживания   определить   физическую норму обслуживания, обосновать его объем в смену (месяц, год);

3.           определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;

4.           персонифицировать обслуживание, то есть закрепить виды об­ служивания за определенными исполнителями или подразделениями.

Физическая норма обслуживания может быть представлена раз­ными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объем их разовой доставки или величина их неснижае­мого запаса на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий, средний, капитальный и его продолжи­тельность. Для энергообслуживания указываются его параметры (напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.)- Для межремонтного обслуживания оборудования, хо­зяйственного обслуживания рабочего места указываются виды ра­бот и их продолжительность и т.д.

Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т. д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерывно».

Таким образом, хорошо организованным будет такое обслуживание, при котором работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах. Поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооруже­ний, территории влияет на стимулирование труда персонала на бессознательном уровне, обеспечивая тем самым бесперебойный процесс производства.


2 Анализ организации труда как фактора стимулирования персонала на приготовительном цехе предприятия ОАО «ВКШТ»

2.1. Технико-экономическая характеристика приготовительного цеха


Предприятие функционирует ОАО «ВКШТ» с 23.04.1992. В приготовительном цехе выполняются такие технологические процессы как: снование, шлихтование и пробирание основ для ткацкого цеха[9].

Производственный процесс в приготовительном цехе расчленен на отдельные техпроцессы, выполнение которых производится одним либо группой рабочих.

Основное оборудование данного технологического участка:

1)                сновальные машины типа – Текстима, СП–180;

2)                шлихтовальные машины – ШБП–180–И;

3)                проборные станки – ПСМ.

Исходя из названия, понятно, что приготовительный цех является одним из основных в производственной структуре предприятия, занимается подготовкой полуфабрикатов для ткацкого цеха.

Поступившее на склад сырье принимается по количеству и отдается в лабораторию на проверку качества сырья путем выборочного контроля. При соответствии качества сырья, оно поступает на обработку в приготовительный цех. В цехе сырье проходит процесс снования на сновальных машинах. Готовая основа, намотанная на ткацкий навой поступает на шлихтовальный участок для шлихтования. Полуфабрикаты данной стадии производства (ошлихтованные основы) поступают в ткацкий цех для дальнейшей переработки. При переработке сырья в цехе готовые полуфабрикаты каждой стадии производства проходят выборочный контроль ОТК.

Приготовительный цех является ответственным участком производства, так как от качества снования и шлихтования зависит качество изготавливаемых тканей. Через данный цех проходит большой ассортимент различных видов сырья.

Технический парк приготовительного цеха составляет 21 сновальная, 5 шлихтовальных машин и 3 проборных станка. В приготовительном цехе, как и в целом по комбинату, довольно высокий процент износа оборудования.

Режим работы двухсменный. Начало первой смены в 700, обеденный перерыв с 1100 до 1120, конец смены в 1520. Вторая  смена начинается в 1520 и заканчивается в 2340.

В процессе трудовой деятельности физиологические показатели работоспособности, так же как и производственные показатели изменяются циклически. В периоде работоспособности различают три основных периода: врабатывание, устойчивой работоспособности, наступление усталости.

Режим труда и отдыха должен разрабатываться таким образом, чтобы максимально сократить периоды врабатываемости и утомляемости, удлинения периода устойчивости работоспособности за счет рационального построения организации труда с целью стимулирования персонала.

Таким образом, можно сказать то, что режим труда и отдыха на данном технологическом участке составлен в соответствии с типовыми нормами и правилами, тем самым создают условия для стимулирования персонала.


2.2. Эргономический анализ и рационализация рабочего места с позиции стимулирования персонала


В данной курсовой работе рассмотрим рабочее место мастера в приготовительном цехе, его должностные обязанности, принципы работы, условия в которых он работает.

Мастер является непосредственным руководителем первичного трудового коллектива, организатором труда и производства, воспитателем рабочих на возглавляемом уровне (участке).

Основными задачами мастера являются выполнение плановых заданий при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение производительности труда и качества продукции (работ) на основе выявления и использования резервов производства, и так же воспитание у рабочих чувства коллективизма, высокой ответственности за порученное дело.

Мастер должен быть активным проводником механического прогресса на участке, личным примером показывать образец сознательности, трудолюбия, творческой активности и инициативы, проявлять особую заботу о воспитании молодых рабочих.

Рассмотрим теперь обязанности мастера приготовительного цеха, которые непосредственно касаются его производственной деятельности. В обязанности мастера приготовительного цеха входят следующие пункты[10]:

1.    Обеспечивает рабочих сырьем и вспомогательными материалами, проверяет качество выполняемых работ.

2.    Проводит инструктаж рабочих по качественному выполнению операций, информирует рабочих о ходе выполнения плана по количественным и качественным показателям.

3.    Принимает меры к устранению выявленных дефектов по качественному выполнению операций.

4.    Обучает рабочих смежным операциям.

5.    Сверяет с диспетчером данные выпуска готовой продукции, принятой контролерами ОТК.

6.    Оформляет документы: журнал передачи смены, журнал по технике безопасности, ведет учет выполнения плана, маршрутные листы и сверяет их с фактическим выпуском готовой продукции с участка.

7.    Доводит до сведения начальника цеха основные результаты работы смены.

Произведем эргономическое обследование рабочего места для дальнейшей рационализации организации труда и стимулирования его деятельности.

Хотя работа мастера сопряжена с движением по цеху, но ему все же приходится работать и за своим столом. Поэтому обратим внимание на планировку рабочего места.

Рабочее место мастера оборудованы столом и стулом. Они должны соответствовать антропометрическим данным человека, обеспечивать удобное положение корпуса работника, создавать условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободу движений и т.д.

Окно не находится в поле зрения мастера, находящегося на рабочем месте, оно расположено справа. Поэтому днем солнце не мешает при работе в кабинете.

Чтобы избежать неблагоприятного воздействия лучистого тепла от приборов отопления, стол расположен на достаточном расстоянии.

Рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри его нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки.

Размеры ящиков и полок в столах соответствуют размерах бумаг и папок.

Обратим внимание на стул. Т.к. при работе мастер двигается по цеху и во время регламентированных перерывов он садится отдохнуть. Поэтому стул у мастера должен быть удобным.

Психологическая нагрузка напрямую влияет на стимулирование деятельности персонала. В связи с этим рассмотрим факторы, характеризующие психическую нагрузку работника.

a)           Факторы, влияющие на органы зрения. Работа мастера требует хорошее освещение данного технологического участка. При работе мастера с документами на его рабочем месте применяется комбинированное освещение, т.е. сочетание общего и местного освещения. Этот тип освещения применяется в темное время суток, а в светлое время – естественное, оно наиболее благоприятно для работника. При работе мастера непосредственно на технологическом участке ему в темное время суток достаточно и общего освещения, если только он не занимается обучением рабочего передовым приемам работы и другими операциями, которые требуют точности, а следовательно, и хорошей освещенности рабочего места.

b)          Факторы, влияющие на органы слуха. Значительный удельный вес в работе мастера занимает общение с другими участниками трудового процесса. Поэтому влияние шума на производственную деятельность очень велико. Если производственный шум превышает допустимые нормы, то он может сильно помешать выполнению задания. При сильном шуме мастеру надо повышать голос, а это в конечном итоге может сказаться на голосовых связках. Поэтому надо обязательно следить за тем, чтобы шум не превышал допустимых норм.

Рассмотрим факторы внешней среды.

a.     Микроклимат производственной среды. В понятие микроклимат производственной среды входят: температура воздуха, его влажность и скорость движения, а также температура окружающих поверхностей. Оптимальные микроклиматические условия создаются при сочетании параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения реакции теплорегуляции. На рабочем месте мастера относительная влажность воздуха не соответствует норме и составляет соответственно 47% при норме (60%). Температура воздуха составляет 11 градусов, что ниже нормы на 11 градуса.  Таким образом, можно сделать вывод, что микроклимат ни соответствует санитарно-гигиеническим условиям, ни нормам температурно-влажностного режима технологического процесса.

b.    Производственный шум. В настоящее время шум становится одним из наиболее распространенных факторов внешней среды. Вредное воздействие шума на организм может проявляться как в виде специфического поражения органов слуха, так и в виде нарушений многих других органов и систем. На нашем рабочем месте шум не превышает 85Дб и это соответствует норме. Источником шума является работающее оборудование. Других вредных производственных факторов в виде производственного излучения, пыли, вибрации на рабочем месте нет. Обратим внимание на вопросы, касающиеся организации труда на рабочем месте, структуры трудовой деятельности.

c.     Режим труда. Продолжительность данной работы на 8 часов. Работа  производится в 2 смены. Первая смена с 700 до 1520. Обед с 1100 до 1120. Вторая смена с 1520 до 23 40. Обед с 1900 до 1920.

d.    Методы работы.

При выполнении своей работы мастер цеха занимается следующим:

1.           внимательное ознакомление с планом работ.

2.           непосредственная работа с рабочими смены.

3.           безошибочная работа с документами.

4.           всеобъемлющий контроль за качеством работы.

Для улучшения организации рабочего места как фактора стимулирования мастера, методов и условий труда, необходимо разработать мероприятия по организации труда на рабочем месте мастера цеха как фактора стимулирования его деятельности.


2.3. Проект мероприятий по совершенствованию организации труда, стимулирующий деятельность мастера цеха  на рабочем месте


В данном пункте дается обоснование к предполагаемым мероприятиям, необходимым для стимулирования потенциальных возможностей работника.

Во-первых, соблюдая режим труда и отдыха, мы уменьшаем период врабатываемости, а это увеличит фазу устойчивой работоспособности, а это даст увеличение производительности труда всего цеха.

Во-вторых, используя светлые тона красок при окраске стен, пола в цехе, а также снабдив цех шумопоглащающими накладками на стены и с помощью уборщиков убирая цех во время перерыва, возможно снизит утомляемость работника. Это мероприятие может положительно сказаться на эмоциональном самочувствии мастера, а это очень важно, т.к. мастеру в течение смены приходится очень часто общаться с рабочими цеха.

В-третьих, необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в приготовительном цехе, особенно при работе в зимнее время. А так как работа мастера связана с постоянным движением по цеху это мероприятие улучшит самочувствие работников и положительно скажется на их работе.

В-четвертых, строго соблюдая трудовой процесс, т.е. исключив работу непредусмотренную обязанностями мастера, мы позволим заниматься ему наставнической работой, т.е. больше времени уделять молодым и неопытным рабочим, обучать их передовым и рациональным приемам труда, передавать им свой опыт, а это в первую очередь скажется на качестве выпускаемой продукции, и на производительность труда.

Все это позволит стимулировать труд мастера цеха и труд его коллектива, качественно и своевременно решать самые трудные и ответственные задачи и поручения руководства комбината. Ведь работа рабочих данного технологического участка во многом зависит от работы мастера.

Заключение


Среди факторов эффективности производства существенное место занимает ор­ганизация труда. Так, даже самое современное оборудование и высокопроизводительная техника не дадут желаемого ре­зультата при низкой организации их обслуживания и наобо­рот, при научной организации труда можно стимулировать персонал и получить от со­ответствующего оснащения производства мак­симальный результат.

Важным элементом организации труда является разде­ление труда, т.е. обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями на предприятии. Это — отправной пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закрепле­нии за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических опе­раций.

Органически связана с разделением кооперация труда, т.е. установление системы производственной взаимосвязи и взаимодействия работников и подразделений между собой.

Создание благоприятных условий труда с целью стимулирования персонала, его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой – повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины на производстве.

Для проведения анализа организации труда с позиции стимулирования персонала был рассмотрен приготовительный цехе предприятия ОАО «ВКШТ». Приготовительный цех является одним из основных в производственной структуре предприятия, занимается подготовкой полуфабрикатов для ткацкого цеха.

Рассмотрев условия труда мастера цеха можно сделать следующие предложения по организации труда как фактора стимулирования персонала:

1. При описании микроклимата в приготовительном цехе было указано, что температура и влажность воздуха значительно ниже нормы. Это сказывается на том, что сотрудники быстро переутомляются. Недостаточная температура воздуха не позволяет мастеру использовать свое рабочее время с наибольшей отдачей. Для того чтобы избежать этого необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования в цехе. Экономия на условиях работы не позволяет достигнуть максимальной производительности, а из-за не соблюдения температурно-влажностных режимов производства наблюдается рост выпуска некачественной продукции.

2. При рассмотрении эстетических условий было замечено, что стены окрашены голубой краской. Однако обшарпанность краски и неопрятный внешний вид стен неблагоприятно сказывается на эмоциональном настроении работника. Поэтому следует заново окрасить стены цеха светлыми и мягкими красками.

3. Так же можно усовершенствовать режим труда и отдыха, чтобы уменьшить период врабатываемости и увеличить фазу устойчивости работоспособности.





Список  литературы


1.        Адамчук В.В. Организация и нормирование труда.- М.: Дело, 1999.

2.        Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом.- М.: Знание, 2000

3.        Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. 1999

4.        Грязное А.Я. Основы организации и оплаты труда.- М.: Юрист, 2000.

5.        Завельский М.Г. Экономика и социология труда.- М.: Знание, 2000.

6.        Колосницына М.Г. Экономика труда.- М.: Дело, 1998.

7.        Костюков Н.И. Организация, нормирование и оплата труда.- М.: Экономика, 1999.

8.        Кулинцев И.И. Экономика и социология труда.- М.: ИНФРА-М, 1999.

9.        Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- М.: МИК, 1999.

10.   Погосян Г.В. Практикум по экономике, организации и нормированию труда.- М.: ИНРА-М, 2001.

11.   Рофе А.И. Научная организация труда.- М.: МИК, 1998.

12.   Рофе А.И. рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда.- М.: МИК 1999.

13.   Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда.- М.: Логос, 1999.

14.   Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 1999.

15.   Федченко А. Стимулирование работников: Человек и труд. – 2001. - №3.






 



[1] Колосницына М.Г. Экономика труда.- М.: Дело, 1998. – с 51.


[2] Рофе А.И. Научная организация труда.- М.: МИК, 1998. – с 17.


[3] Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- М.: МИК, 1999. – с 73.


[4] Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом.- М.: Знание, 2000. – с 59.


[5] Погосян Г.В. Практикум по экономике, организации и нормированию труда.- М.: ИНРА-М, 2001. – с 45.

[6] Колосницына М.Г. Экономика труда.- М.: Дело, 1998. – с 56.


[7] Рофе А.И. Научная организация труда.- М.: МИК, 1998. – с 81.


[8] Грязное А.Я. Основы организации и оплаты труда.- М.: Юрист, 2000. – с 62.


[9] Федченко А. Стимулирование работников: Человек и труд. – 2001. - №3. – с 26


[10] Федченко А. Стимулирование работников: Человек и труд. – 2001. - №3.  – с 28