Содержание

Введение. 2

Система государственного финансового контроля.. 3

Виды финансового контроля. 7

Ревизия как составная часть государственного финансового контроля. 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Введение


Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций. Неплатежи, задержки выплат заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие организаций от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований.

Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства.

Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности. Цель государственного финансового контроля – защита граждан, организаций, государства и общества от всевозможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязанностей.

В России созданы и функционируют специальные государственные органы, которые осуществляют исключительно или преимущественно контрольные функции.

В ходе выполнения данной контрольной работы будет рассмотрена система государственного финансового контроля, действующая в Российской Федерации.


Система государственного финансового контроля


Одной из основных функций финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство распределяет общественный продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый.

Государственный контроль – контроль со стороны государственных органов за соблюдением законов, нормативных актов, правомерным ведением финансово-хозяйственной деятельности, уплатой налогов.[1]

В Российской  Федерации   государственный финансовый  контроль   включает  в   себя  контроль   за:[2]

-         исполнением федерального  бюджета  и  бюджетов  федеральных  внебюджетных фондов;

-         организацией денежного обращения;

-         использованием кредитных  ресурсов;

-         состоянием    государственного    внутреннего    и   внешнего  долга;

-         государственных  резервов;

-         предоставлением  финансовых  и  налоговых льгот и преимуществ.

В  качестве  главных приоритетов государственного финансового контроля следует считать:

-         контроль  за  полным  и  своевременным  поступлением  всех  видов государственных  доходов,   страховых  взносов   в  Пенсионный   фонд Российской Федерации и иные  федеральные внебюджетные фонды, а  также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование  дефицита федерального бюджета;

-         контроль за своевременным финансированием расходов на  социальную сферу по  объемам, структуре  и целевому  назначению, в  том числе на оплату  труда  (денежное  довольствие),  выплату  пенсий,  стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

Признано  необходимым  проведение  не  реже одного раза в год соответствующими   контрольными   финансовыми   органами  комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования  бюджетных средств  в  федеральных  органах  исполнительной  власти,  а также на предприятиях,  в  учреждениях  и  организациях, использующих средства федерального бюджета.

Средства,  израсходованные незаконно или  не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их  использования, подлежат   возмещению   по   предписаниям   соответствующих   органов государственного финансового контроля  в течение одного  месяца после выявления указанных нарушений

Государственный   финансовый   контроль  в   соответствии   с  установленным законодательством  Российской Федерации  разграничением  функций  и  полномочий  возлагается  на:

-         Счетную  палату   Российской Федерации;

-         Центральный  банк   Российской  Федерации;

-         Министерство финансов  Российской  Федерации;

-         Министерство по налогам и сборам  Российской  Федерации (преобразовано в Федеральную налоговую службу. Приказ вступит в силу после вступления в силу соответствующего Федерального закона)[3];

-         Государственный таможенный комитет (преобразован в Федеральную таможенную службу. Приказ вступит в силу после вступления в силу соответствующего Федерального закона)[4];

-         контрольно-ревизионные  органы федеральных органов исполнительной  власти, а  также иные  органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов власти» функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов РФ переданы во вновь образованную Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Указанным Указом также создана  Федеральная служба по финансовым рынкам, которой вменены функции по контролю и надзору по рынку ценных бумаг, в сфере финансовых рынков, деятельности бирж, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

     В Российской Федерации функционирует разветвленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Переход в государственном устройстве нашего общества к принципу разделения властей вызвал необходимость создания органов независимого государственного бюджетно-финансового контроля, наделенных широкими полномочиями. В этих целях в январе 1995 г. был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная палата занимает особое место в системе финансового контроля, осуществляемого органами представительной власти. Это независимый от Правительства постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы и ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, расходуют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, а также имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленными федеральными органами.

В обязанности Счетной палаты входит регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения Федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата обязана также контролировать поступление в Федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, состояние российского государственного внутреннего и внешнего долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Государственный финансовый контроль Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.


Виды финансового контроля


В зависимости от сроков проведения финансовый контроль разделяется на предварительный, текущий и последующий.[5]

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача – своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи – выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.

Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:

1) субъект контроля (кто контролирует);

2) объект контроля (кого контролируют);

3) предмет контроля (что контролируют);

4) принципы контроля;

5) метод (методика) контроля;

6) техника и технология контроля;

7) принятие решения по результатам контроля;

8) оценка эффективности контроля.

Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.

В практической деятельности государственный финансовый контроль может быть классифицирован по следующим признакам:

-         контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности государства;

-         контроль на уровне центральной исполнительной власти (по показателям, данным в предыдущем параграфе);

-         контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым особенностям;

-         контроль на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля верховной власти и отраслевых показателей;

-         контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.


 

Ревизия как составная часть государственного финансового контроля


Составной частью государственного финансового контроля выступает ревизия – сплошная документальная и фактическая проверка всех хозяйственно-финансовых операций, которые совершены предприятием за определенный период времени.[6]

Основной  задачей  ревизии  является  проверка  финансово   -  хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:[7]   

-         соответствие     осуществляемой     деятельности      организации  учредительным документам;                                            

-         обоснованность расчетов сметных назначений;                     

-         исполнение смет расходов;                                       

-         использование бюджетных средств по целевому назначению;         

-         обеспечение   сохранности   денежных   средств   и   материальных  ценностей;                                                          

-         обоснованность   образования   и   расходования   государственных

-         внебюджетных средств;                                               

-         соблюдение   финансовой   дисциплины   и   правильность   ведения

-         бухгалтерского учета и составление отчетности;                      

-         обоснованность  операций   с  денежными   средствами  и   ценными

-         бумагами, расчетных и кредитных операций;                            

-         полнота  и  своевременность  расчетов  с бюджетом и внебюджетными

-         фондами;                                                            

-         операции с основными средствами и нематериальными активами;     

-         операции, связанные с инвестициями;                              

-         расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;  

-         обоснованность   произведенных   затрат,   связанных   с  текущей  деятельностью, и затрат капитального характера;                     

-          формирование финансовых результатов и их распределение.         

При ревизии проверяют все хозяйственные операции предприятия с использованием всех необходимых приемов и способов – начиная от сверки имеющихся в наличии документов, до встречных проверок с другими предприятиями, с которыми они имеют хозяйственные связи.

Для ревизии важнейшими являются следующие вопросы:

-         соблюдение финансовой дисциплины;

-         правильности ведения бухгалтерского учета;

-         составление бухгалтерской и статистической отчетности;

-         обеспечения сохранности денежных средств и материальных ресурсов;

-         обоснованности операций с ценными бумагами;

-         полноты расчетов с бюджетом;

-         использования бюджетных средств по целевому назначению.

-         проверка правильности складского учета. Для этого ревизор проверяет правильность документального оформления поступления и отпуска материальных ценностей на складах предприятия.

Заключение

Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать определенные выводы:

1)      Государственный финансовый контроль является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.

2)      Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он распространяется также и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот.

Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Список литературы


1)      Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля  в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001 г. №872)

2)      Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

3)      Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. №42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки  контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской  Федерации»          

4)      Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

5)      Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2003

6)      Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003



[1]Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 67

[2]Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля  в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001 г. №872)

[3]Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

[4]То же

[5] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 10

[6] Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР. – с. 79


[7]Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. №42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки  контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской  Федерации»