Содержание
Введение. 2
Система государственного финансового контроля.. 3
Виды финансового контроля. 7
Ревизия как составная часть государственного финансового контроля. 9
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций. Неплатежи, задержки выплат заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие организаций от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований.
Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства.
Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности. Цель государственного финансового контроля – защита граждан, организаций, государства и общества от всевозможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязанностей.
В России созданы и функционируют специальные государственные органы, которые осуществляют исключительно или преимущественно контрольные функции.
В ходе выполнения данной контрольной работы будет рассмотрена система государственного финансового контроля, действующая в Российской Федерации.
Система государственного финансового контроля
Одной из основных функций финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство распределяет общественный продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый.
Государственный контроль – контроль со стороны государственных органов за соблюдением законов, нормативных актов, правомерным ведением финансово-хозяйственной деятельности, уплатой налогов.[1]
В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за:[2]
- исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- организацией денежного обращения;
- использованием кредитных ресурсов;
- состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
- государственных резервов;
- предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В качестве главных приоритетов государственного финансового контроля следует считать:
- контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и иные федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
- контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
Признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.
Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений
Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на:
- Счетную палату Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Министерство по налогам и сборам Российской Федерации (преобразовано в Федеральную налоговую службу. Приказ вступит в силу после вступления в силу соответствующего Федерального закона)[3];
- Государственный таможенный комитет (преобразован в Федеральную таможенную службу. Приказ вступит в силу после вступления в силу соответствующего Федерального закона)[4];
- контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов власти» функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов РФ переданы во вновь образованную Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Указанным Указом также создана Федеральная служба по финансовым рынкам, которой вменены функции по контролю и надзору по рынку ценных бумаг, в сфере финансовых рынков, деятельности бирж, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
В Российской Федерации функционирует разветвленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.
Переход в государственном устройстве нашего общества к принципу разделения властей вызвал необходимость создания органов независимого государственного бюджетно-финансового контроля, наделенных широкими полномочиями. В этих целях в январе 1995 г. был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».
Счетная палата занимает особое место в системе финансового контроля, осуществляемого органами представительной власти. Это независимый от Правительства постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы и ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, расходуют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, а также имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленными федеральными органами.
В обязанности Счетной палаты входит регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения Федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата обязана также контролировать поступление в Федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, состояние российского государственного внутреннего и внешнего долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Государственный финансовый контроль Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Виды финансового контроля
В зависимости от сроков проведения финансовый контроль разделяется на предварительный, текущий и последующий.[5]
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача – своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи – выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.
Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:
1) субъект контроля (кто контролирует);
2) объект контроля (кого контролируют);
3) предмет контроля (что контролируют);
4) принципы контроля;
5) метод (методика) контроля;
6) техника и технология контроля;
7) принятие решения по результатам контроля;
8) оценка эффективности контроля.
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.
В практической деятельности государственный финансовый контроль может быть классифицирован по следующим признакам:
- контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности государства;
- контроль на уровне центральной исполнительной власти (по показателям, данным в предыдущем параграфе);
- контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым особенностям;
- контроль на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля верховной власти и отраслевых показателей;
- контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.
Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
Ревизия как составная часть государственного финансового контроля
Составной частью государственного финансового контроля выступает ревизия – сплошная документальная и фактическая проверка всех хозяйственно-финансовых операций, которые совершены предприятием за определенный период времени.[6]
Основной задачей ревизии является проверка финансово - хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:[7]
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и расходования государственных
- внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения
- бухгалтерского учета и составление отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными
- бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными
- фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
При ревизии проверяют все хозяйственные операции предприятия с использованием всех необходимых приемов и способов – начиная от сверки имеющихся в наличии документов, до встречных проверок с другими предприятиями, с которыми они имеют хозяйственные связи.
Для ревизии важнейшими являются следующие вопросы:
- соблюдение финансовой дисциплины;
- правильности ведения бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской и статистической отчетности;
- обеспечения сохранности денежных средств и материальных ресурсов;
- обоснованности операций с ценными бумагами;
- полноты расчетов с бюджетом;
- использования бюджетных средств по целевому назначению.
- проверка правильности складского учета. Для этого ревизор проверяет правильность документального оформления поступления и отпуска материальных ценностей на складах предприятия.
Заключение
Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать определенные выводы:
1) Государственный финансовый контроль является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.
2) Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.
Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он распространяется также и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот.
Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Список литературы
1) Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001 г. №872)
2) Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
3) Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. №42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации»
4) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003
5) Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2003
6) Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003
[1]Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 67
[2]Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001 г. №872)
[3]Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
[4]То же
[5] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 10
[6] Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР. – с. 79
[7]Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. №42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации»