Содержание

 

 

 

 

Введение. 2

1. Цели и задачи финансового менеджмента на железнодорожном транспорте. 3

2. Характеристика приоритета целей железнодорожного транспорта.. 5

3. Организация финансового менеджмента на железнодорожном транспорте. 7

Заключение. 9

Список литературы.. 10

 

Введение

Железнодорожный транспорт - одна из наиболее важных отраслей материального производства. Материальный характер транспортного производства - это то общее, что объединяет транспорт с другими отраслями. Продолжая производственный процесс всех отраслей, транспорт связывает все отрасли, а также различные районы страны в единое народнохозяйственное целое. Государство будет использовать транспорт в качестве одного из важнейших инструментов для решения кардинальных социально - экономических проблем. Производство любой продукции связано с затратами живого и овеществленного труда, которые в совокупности называют издержками производства. Транспортные издержки народного хозяйства представляют собой совокупные затраты общественного труда на перевозку грузов и пассажиров, которые отражаются в ценах (тарифах) на услуги, предоставляемые транспортом в сфере обращения и в сфере производства. Текущие расходы, связанные с перевозочной деятельностью железнодорожного транспорта называют эксплуатационными.

Транспорт за осуществление им перевозочной деятельности, выполнение погрузочно-разгрузочных и других работ, связанных с перевозками получает выручку по системе специальных тарифов и дополнительных сборов. За ее счет возмещаются эксплуатационные расходы транспортных предприятий и организаций, а также образуются денежные накопления. Это возмещение есть финансирование на железнодорожном транспорте, а грамотное распределение этих средств – финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основ финансового менеджмента на железнодорожном транспорте. Для достижения данной цели требуется решить задачи:

1.     Определить цели и задачи финансового менеджмента на ж-д транспорте;

2.     Описать особенности ж-д транспорта;

3.     Рассмотреть особенности организации финансового менеджмента на ж-д транспорте.

1. Цели и задачи финансового менеджмента на железнодорожном транспорте

Финансовый менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. У него есть собственный источник познания (практика), пополняемый знаниями различных научных дисциплин, без которых менеджмент не смог бы развиваться. Междисциплинарность - одна из основных причин, вызвавших информационный взрыв в области управления[1].

Финансы предприятий железнодорожного транспорта выражают определенную систему денежных отношений, которые объективно возникают при образовании и расходовании фондов денежных средств, используемых для обслуживания процесса перевозок, производства и реализации продукции других предприятий, транспорта, для распределения доходов и прибыли, осуществления контроля за их хозяйственной деятельностью. Такими фондами являются основные и оборотные фонды, фонды обращения, фонды заработной платы, экономического стимулирования и др. Задача предприятий заключается не только в правильном определении размеров этих фондов, и правильном управлении ими, что очень важно для нормального их функционирования, но и в обеспечении рационального и экономного их расходования.

Финансы железнодорожного транспорта являются основным элементом системы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов.

Теория финансового менеджмента на железнодорожном транспорте отличается следующими особенностями[2]:

-       ориентирована на решение практических задач,;

-       имеет междисциплинарный и межсистемный характер;

-       разрабатывается в международном масштабе.

Финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте предназначен для решения практических задач, связанных с перевозками. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления перевозками с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования:

во-первых, необходимо предоставлять работникам, занятым практической деятельностью знания, помогающие им повысить уровень управления;

во-вторых, способствовать повышению квалификации управляющих кадров железных дорог и особенно подготовке претендентов на эти должности;

в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.

Финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте выполняет три основные функции[3]:

-       формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание экономического потенциала предприятия;

-       обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности транспорта;

-       обеспечение участия транспорта в осуществлении экономического взаимодействия.

Эти функции могут быть структурированы и описаны в терминах целей и задач, стоящих перед собственниками предприятия и аппаратом управления, а также средств и методов их достижения.

Функционирование предприятий железнодорожного транспорта начинается с постановки и поиска ответов на следующие три ключевых вопроса:

-       каковы должны быть величина и оптимальный состав активов транспортного предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

-       где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

-       как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью железнодорожного транспорта, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, как системы эффективного управления финансовыми ресурсами, являющейся одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием железнодорожного транспорта.

2. Характеристика приоритета целей железнодорожного транспорта

Цели и основные приоритеты финансовой деятельности предприятий железной дороги направлены на создание финансовых ресурсов для производственного и социального развития, обеспечение роста прибыли за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг.

Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта проявляются в осуществлении ими трех основных функций: обслуживания денежными ресурсами кругооборота средств, распределения и контроля.

Экономическое содержание функции обслуживания денежными ресурсами состоит в обеспечении полного соответствия между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота средств. Это достигается точным и качественным планированием на предприятиях транспорта доходных и расходных статей их финансовых планов. При сопоставлении планируемых доходов и расходов определяется, в какой мере различные потребности в средствах могут быть покрыты за счет собственных накоплений предприятия или кредитов банка.

Так же приоритетом железнодорожного транспорта является то, что предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений, что накладывает свой отпечаток на систему финансового менеджмента. Кроме того, экономические взаимоотношения между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи с несохранными перевозками грузов и повреждением технических средств), предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также заключаемыми на его основе договорами между этими предприятиями и учреждениями[4]. В наиболее общем виде приоритетные цели деятельности финансового менеджмента на железнодорожном транспорте можно структурировать следующим образом:

-       общий анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия;

-       обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

-       распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджмента тесно связана со структурой баланса как основной отчетной формы, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия (Рис. 1).

Рис. 1. Ключевые области деятельности финансового менеджмента[5]

Можно сформулировать систему целей, решаемых с помощью управления финансовыми ресурсами на железнодорожном транспорте, различающихся по степени формализации и возможностям количественной оценки: избежание банкротства и крупных финансовых неудач; максимизация рыночной стоимости фирмы; устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

3. Организация финансового менеджмента на железнодорожном транспорте

Итак, уже упоминалось, что основными задачами финансового менеджмента на железнодорожном транспорте являются следующие стороны деятельности:

-       определение величины и оптимального состава активов транспортного предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи;

-       поиск источников финансирования и определение их оптимального состава;

-       Организация текущего и перспективного управления финансовой деятельностью железнодорожного транспорта, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы упра­вления предприятием. Логика ее функционирования представ­лена на рис. 2.

Организационная структура системы управления финансами предприятий железнодорожного транспорта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от раз­меров предприятия и масштаба его деятельности. Чаще всего, наиболее характерно обособление специальной службы, ру­ководимой вице-президентом по финансам (финансовым дирек­тором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (Рис. 3).

Рис. 2. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии[6]

 

Рис. 3. Организация управления финансами на ж-д транспорте[7]

Заключение

  В результате проделанной работы была рассмотрена система организации финансового менеджмента на железнодорожном транспорте.

При этом были решены следующие задачи:

Определены цели и задачи финансового менеджмента на ж-д транспорте;

Описаны особенности ж-д транспорта, влияющие на специфику финансового менеджмента;

Рассмотрена система организации финансового менеджмента на предприятии ж-д транспорта.

В целом, можно заключить, что железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном железнодорожном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль за деятельностью железнодорожного транспорта, развитие его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.

Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.

Все это накладывает свои специфические отпечатки на организацию управления подсистемами таких предприятий, в том числе и на управление финансами железнодорожного транспорта.

Список литературы

1.     ФЗ О Федеральном железнодорожном транспорте N 153-ФЗ от 25 августа 1995 года – Справочная система Гарант, Май 2004.

2.     Финансовый анализ предприятий железнодорожного транспорта./ Ковалёв. — М.: Промизд, 2000.

3.     Финансы предприятий./ Е.И.Бородина, Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина, З.М.Смирнова.— М.: Инфра-М, 1995.

4.     Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий./ В.А.Раевский.— М.: Гардарика, 1998.

5.     Экономика фирмы./ Й.Ворст, П.Ревентлоу. — М.: Экономика и Статистика, 1999.

6.     Анализ производственно-хозяйственной деятельности железной дороги. Учебник / Под ред. Гизатуллина В.Г. – Минск: Выш. школа, 1999.

7.     Артеменко В.П., Беллендр М.В. Финансовый анализ; учебное пособие. - М.: Инфра–М, 1997.

8.     Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.– М.: Финансы и статистика,  1994.

9.     Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности железной дороги // Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика 1997.

10.           Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.– М.: Финансы и статистика, 1996.


[1] Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.– М.: Финансы и статистика,  1994. – с. 45.

[2] Финансовый анализ предприятий железнодорожного транспорта./ Ковалёв. — М.: Промизд, 2000. – с. 16.

[3] Анализ производственно-хозяйственной деятельности железной дороги. Учебник / Под ред. Гизатуллина В.Г. – Минск: Выш. школа, 1999. – с. 39.

[4] ФЗ О Федеральном железнодорожном транспорте N 153-ФЗ от 25 августа 1995 года – Справочная система Гарант, Май 2004. – Раздел V, ст. 9 – 10.

[5] Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности железной дороги // Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика 1997. – с. 109.

[6] Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности железной дороги // Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика 1997. – с. 111.

[7] Там же. – с. 115.