Содержание
Введение. 2
1. Цели и задачи финансового менеджмента на железнодорожном транспорте. 3
2. Характеристика приоритета целей железнодорожного транспорта.. 5
3. Организация финансового менеджмента на железнодорожном транспорте. 7
Заключение. 9
Список литературы.. 10
Введение
Железнодорожный транспорт - одна из наиболее важных отраслей материального производства. Материальный характер транспортного производства - это то общее, что объединяет транспорт с другими отраслями. Продолжая производственный процесс всех отраслей, транспорт связывает все отрасли, а также различные районы страны в единое народнохозяйственное целое. Государство будет использовать транспорт в качестве одного из важнейших инструментов для решения кардинальных социально - экономических проблем. Производство любой продукции связано с затратами живого и овеществленного труда, которые в совокупности называют издержками производства. Транспортные издержки народного хозяйства представляют собой совокупные затраты общественного труда на перевозку грузов и пассажиров, которые отражаются в ценах (тарифах) на услуги, предоставляемые транспортом в сфере обращения и в сфере производства. Текущие расходы, связанные с перевозочной деятельностью железнодорожного транспорта называют эксплуатационными.
Транспорт за осуществление им перевозочной деятельности, выполнение погрузочно-разгрузочных и других работ, связанных с перевозками получает выручку по системе специальных тарифов и дополнительных сборов. За ее счет возмещаются эксплуатационные расходы транспортных предприятий и организаций, а также образуются денежные накопления. Это возмещение есть финансирование на железнодорожном транспорте, а грамотное распределение этих средств – финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основ финансового менеджмента на железнодорожном транспорте. Для достижения данной цели требуется решить задачи:
1. Определить цели и задачи финансового менеджмента на ж-д транспорте;
2. Описать особенности ж-д транспорта;
3. Рассмотреть особенности организации финансового менеджмента на ж-д транспорте.
1. Цели и задачи финансового менеджмента на железнодорожном транспорте
Финансовый менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. У него есть собственный источник познания (практика), пополняемый знаниями различных научных дисциплин, без которых менеджмент не смог бы развиваться. Междисциплинарность - одна из основных причин, вызвавших информационный взрыв в области управления[1].
Финансы предприятий железнодорожного транспорта выражают определенную систему денежных отношений, которые объективно возникают при образовании и расходовании фондов денежных средств, используемых для обслуживания процесса перевозок, производства и реализации продукции других предприятий, транспорта, для распределения доходов и прибыли, осуществления контроля за их хозяйственной деятельностью. Такими фондами являются основные и оборотные фонды, фонды обращения, фонды заработной платы, экономического стимулирования и др. Задача предприятий заключается не только в правильном определении размеров этих фондов, и правильном управлении ими, что очень важно для нормального их функционирования, но и в обеспечении рационального и экономного их расходования.
Финансы железнодорожного транспорта являются основным элементом системы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов.
Теория финансового менеджмента на железнодорожном транспорте отличается следующими особенностями[2]:
- ориентирована на решение практических задач,;
- имеет междисциплинарный и межсистемный характер;
- разрабатывается в международном масштабе.
Финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте предназначен для решения практических задач, связанных с перевозками. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления перевозками с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования:
во-первых, необходимо предоставлять работникам, занятым практической деятельностью знания, помогающие им повысить уровень управления;
во-вторых, способствовать повышению квалификации управляющих кадров железных дорог и особенно подготовке претендентов на эти должности;
в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.
Финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте выполняет три основные функции[3]:
- формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание экономического потенциала предприятия;
- обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности транспорта;
- обеспечение участия транспорта в осуществлении экономического взаимодействия.
Эти функции могут быть структурированы и описаны в терминах целей и задач, стоящих перед собственниками предприятия и аппаратом управления, а также средств и методов их достижения.
Функционирование предприятий железнодорожного транспорта начинается с постановки и поиска ответов на следующие три ключевых вопроса:
- каковы должны быть величина и оптимальный состав активов транспортного предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
- где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
- как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью железнодорожного транспорта, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, как системы эффективного управления финансовыми ресурсами, являющейся одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием железнодорожного транспорта.
2. Характеристика приоритета целей железнодорожного транспорта
Цели и основные приоритеты финансовой деятельности предприятий железной дороги направлены на создание финансовых ресурсов для производственного и социального развития, обеспечение роста прибыли за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг.
Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта проявляются в осуществлении ими трех основных функций: обслуживания денежными ресурсами кругооборота средств, распределения и контроля.
Экономическое содержание функции обслуживания денежными ресурсами состоит в обеспечении полного соответствия между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота средств. Это достигается точным и качественным планированием на предприятиях транспорта доходных и расходных статей их финансовых планов. При сопоставлении планируемых доходов и расходов определяется, в какой мере различные потребности в средствах могут быть покрыты за счет собственных накоплений предприятия или кредитов банка.
Так же приоритетом железнодорожного транспорта является то, что предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений, что накладывает свой отпечаток на систему финансового менеджмента. Кроме того, экономические взаимоотношения между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи с несохранными перевозками грузов и повреждением технических средств), предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также заключаемыми на его основе договорами между этими предприятиями и учреждениями[4]. В наиболее общем виде приоритетные цели деятельности финансового менеджмента на железнодорожном транспорте можно структурировать следующим образом:
- общий анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия;
- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
- распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджмента тесно связана со структурой баланса как основной отчетной формы, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия (Рис. 1).
Рис. 1. Ключевые области деятельности финансового менеджмента[5]
Можно сформулировать систему целей, решаемых с помощью управления финансовыми ресурсами на железнодорожном транспорте, различающихся по степени формализации и возможностям количественной оценки: избежание банкротства и крупных финансовых неудач; максимизация рыночной стоимости фирмы; устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
3. Организация финансового менеджмента на железнодорожном транспорте
Итак, уже упоминалось, что основными задачами финансового менеджмента на железнодорожном транспорте являются следующие стороны деятельности:
- определение величины и оптимального состава активов транспортного предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи;
- поиск источников финансирования и определение их оптимального состава;
- Организация текущего и перспективного управления финансовой деятельностью железнодорожного транспорта, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Логика ее функционирования представлена на рис. 2.
Организационная структура системы управления финансами предприятий железнодорожного транспорта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и масштаба его деятельности. Чаще всего, наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (Рис. 3).
Рис. 2. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии[6]
Рис. 3. Организация управления финансами на ж-д транспорте[7]
Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена система организации финансового менеджмента на железнодорожном транспорте.
При этом были решены следующие задачи:
Определены цели и задачи финансового менеджмента на ж-д транспорте;
Описаны особенности ж-д транспорта, влияющие на специфику финансового менеджмента;
Рассмотрена система организации финансового менеджмента на предприятии ж-д транспорта.
В целом, можно заключить, что железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном железнодорожном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль за деятельностью железнодорожного транспорта, развитие его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.
Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.
Все это накладывает свои специфические отпечатки на организацию управления подсистемами таких предприятий, в том числе и на управление финансами железнодорожного транспорта.
Список литературы
1. ФЗ О Федеральном железнодорожном транспорте N 153-ФЗ от 25 августа 1995 года – Справочная система Гарант, Май 2004.
2. Финансовый анализ предприятий железнодорожного транспорта./ Ковалёв. — М.: Промизд, 2000.
3. Финансы предприятий./ Е.И.Бородина, Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина, З.М.Смирнова.— М.: Инфра-М, 1995.
4. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий./ В.А.Раевский.— М.: Гардарика, 1998.
5. Экономика фирмы./ Й.Ворст, П.Ревентлоу. — М.: Экономика и Статистика, 1999.
6. Анализ производственно-хозяйственной деятельности железной дороги. Учебник / Под ред. Гизатуллина В.Г. – Минск: Выш. школа, 1999.
7. Артеменко В.П., Беллендр М.В. Финансовый анализ; учебное пособие. - М.: Инфра–М, 1997.
8. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.– М.: Финансы и статистика, 1994.
9. Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности железной дороги // Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика 1997.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.– М.: Финансы и статистика, 1996.
[1] Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.– М.: Финансы и статистика, 1994. – с. 45.
[2] Финансовый анализ предприятий железнодорожного транспорта./ Ковалёв. — М.: Промизд, 2000. – с. 16.
[3] Анализ производственно-хозяйственной деятельности железной дороги. Учебник / Под ред. Гизатуллина В.Г. – Минск: Выш. школа, 1999. – с. 39.
[4] ФЗ О Федеральном железнодорожном транспорте N 153-ФЗ от 25 августа 1995 года – Справочная система Гарант, Май 2004. – Раздел V, ст. 9 – 10.
[5] Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности железной дороги // Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика 1997. – с. 109.
[6] Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности железной дороги // Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика 1997. – с. 111.
[7] Там же. – с. 115.