Содержание
1. Протокол судебного заседания...................................................................... 3
2. Предмет судебного разбирательства............................................................. 6
3. Гарантии от произвольного лишения или ограничения прав граждан..... 14
Список литературы........................................................................................... 19
1. Протокол судебного заседания
В протоколе судебного заседания указывается (см. Приложение): место и дата заседания с обозначением времени его начала и окончания, наименование и состав суда, секретарь, переводчик, обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также другие вызванные судом лица, рассматриваемое дело, данные о личности подсудимого и мера пресечения, действия суда в том порядке, в каком они имели место, заявления и ходатайства участвующих в деле лиц, определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату, указание на вынесение определений или постановлений в совещательной комнате, разъяснение участвующим в деле лицам их прав и обязанностей, подробное содержание показаний, вопросы, заданные эксперту, и его ответы, результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по собиранию доказательств, указание на факты, которые участвующие в деле лица просили удостоверить в протоколе, указание на факты нарушения порядка в зале судебного заседания, если они имели место, и на личность нарушителя, краткое содержание судебных прений и последнего слова подсудимого, указание об оглашении приговора и разъяснении порядка и срока его обжалования. Во время судебного разбирательства может применяться звукозапись допросов. В этом случае фонограмма прилагается к протоколу судебного заседания, в котором делается отметка о применении звукозаписи. Протокол судебного заседания должен быть изготовлен и подписан не позднее чем через трое суток по окончании судебного заседания.
Протокол подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания.
Председательствующий обязан обеспечить участникам процесса возможность ознакомиться с протоколом.
В протоколе судебного заседания фиксируется деятельность суда и участников процесса по рассмотрению дела.
Кассационные и надзорные инстанции проверяют правильность действий суда при рассмотрении дела и соответствие приговора данным, установленным в судебном заседании, на основании протокола.
В суде первой инстанции протокольные записи могут быть использованы в совещательной комнате при вынесении различных определений (постановлений) и проанализированы в момент постановления приговора.
При повторном рассмотрении дела суд анализирует и оценивает сведения, зафиксированные в протоколе первого судебного разбирательства.
Протокол рассматривается как источник доказательств, если в стадии судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение подсудимым преступления, по которому ему не было ранее предъявлено обвинение, равно как и в случае возбуждения дела в отношении нового лица (ст. 256 УПК РФ).
Отсутствие в деле протокола, равно как и небрежное его составление, лишающее возможности вышестоящие суды проверить законность и обоснованность приговора, влечет отмену последнего как необоснованного[1].
Особое внимание при составлении протокола должно уделяться правильности изложения ходатайств участников процесса и порядка их обсуждения, определений, вынесенных судом без удаления в совещательную комнату, показаний подсудимого по существу предъявленного ему обвинения, свидетелей и потерпевших по обстоятельствам дела, процесса исследования доказательств.
Следует считать нарушением закона случаи, когда в судебном заседании протокол фактически не ведется, а секретарь делает лишь отдельные и случайные записи в надежде восполнить их по окончании судебного разбирательства.
Секретарь должен стремиться к наиболее точной, полной, но в то же время немногословной и целенаправленной записи в протокол всего хода процесса и исследования судом доказательств. Недопустима произвольная перефразировка секретарем показаний, которые даются свидетелями и подсудимым. Необходимо подробно и точно записывать также заявления, сделанные участниками процесса.
Чтобы обеспечить точное фиксирование в протоколе хода судебного разбирательства, судья, как правило, обращает внимание секретаря на наиболее важные части показаний допрашиваемых, повторяя их или задавая повторные, уточняющие вопросы. Суд вправе прибегнуть к стенографированию хода процесса. Желательно, чтобы по наиболее сложным делам велась стенограмма.
Протокол может быть написан от руки или напечатан на машинке, изготовлен при помощи иных технических средств.
Непредставление осужденному возможности ознакомиться с протоколом судебного заседания признается существенным нарушением его прав.
Председательствующий в судебном заседании обязан обеспечить участникам процесса возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания. Невыполнение этого требования признается существенным нарушением прав участников процесса, поскольку оно может повлиять на правильность разрешения дела в кассационном порядке[2].
За качественное и своевременное составление протокола наряду с председательствующим несет ответственность и секретарь судебного заседания, который в соответствии со ст. 244 УПК РФ в случае разногласий с председательствующим по поводу содержания протокола вправе приложить к нему свои замечания, подлежащие рассмотрению[3].
2. Предмет судебного разбирательства
Есть ряд решений Конституционного Суда РФ, который признал целый ряд норм УПК противоречащими Конституции РФ в сфере судебного разбирательства.
Конституция РФ в ст.18 определяет, что правосудие осуществляется только судом. Именно в судебном разбирательстве проявляются все принципы уголовного процесса. В судебном разбирательстве решаются главные вопросы: о виновности и назначении наказания. Решается вопрос: изобличен ли обвиняемый, если нет, то он признается невиновным.
Суд при рассмотрении уголовного дела не связан объемом материалов, которые предоставили прокурор или следователь, но суд не может не исследовать те обстоятельства, которые установлены в ходе предварительного расследования.
В судебном разбирательстве имеется больше возможностей для объективного рассмотрения, чем на стадии предварительного следствия:
1. В судебном разбирательстве все принципы уголовного процесса реализуются на 100%, а именно это и гарантирует объективность, всесторонность, именно это определяет достаточность.
2. Именно здесь наиболее полно гарантируются права и свободы всех участников, прежде всего, реализуется принцип состязательности сторон.
Предмет судебного заседания заключается в том, что суд апелляционной инстанции в составе, предусмотренном ч. 3 ст. 30 УПК РФ, проверяет по апелляционным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи.
Сущность судебного разбирательства в том, что в этой стадии рассматривается и разрешается уголовное дело, исследуется обвинение, по которому назначено судебное разбирательство, разрешается вопрос о виновности и назначении наказания, выносится обвинительный или оправдательный приговор. Стадии, которые предшествуют стадии судебного разбирательства и те, которые следуют после него, так или иначе направлены на обслуживание стадии судебного разбирательства. Однако при дальнейшем пересмотре невозможно ухудшить положение подсудимого, за исключением тех случаев, когда судья не указал некоторые квалифицирующие признаки, но для этого дело опять должно быть рассмотрен в центральной стадии.
Значение данной стадии в том, что в ней решаются задачи уголовного процесса. Ст.2 УПК дает перечень этих задач. Однако с учетом принципов уголовного процесса в стадии судебного разбирательства решаются наряду с общими (ст.2) и специфические задачи. Специальные задачи:
1. Устанавливаются истинные обстоятельства происшедшего.
2. Дать итоговую юридическую оценку содеянному.
3. Выносится решение об уголовной ответственности виновного или происходит оправдание невиновного.
4. Задача судебного контроля за законностью досудебного производства (выполняется как в ходе судебного разбирательства, так и в виде самостоятельной функции суда).
У центральной стадии есть и свои субъекты:
1. Секретарь судебного заседания.
2. Государственный обвинитель.
3. Подсудимый.
4. Защитник.
5. Потерпевший.
6. Эксперт, специалист.
7. Свидетель и т.д.
Существуют определенные сроки, характеризующие данный этап судопроизводства.
Начинается стадия не позднее 14-ти суток с момента вынесения судьей решения о назначении судебного разбирательства. Формально уголовно-процессуальный закон не установил лимит продолжительности судебного разбирательства. Окончание судебного разбирательства, как правило, связывается с моментом провозглашения приговора, однако есть и иные мнения, так некоторые процессуалисты моментом окончания считают момент вступления приговора в законную силу. Есть и третья позиция, моментом окончания считается факт обжалования или опротестования приговора в кассационном порядке.
9 марта 2001 года принят федеральный закон, который ввел ст.239 в УПК - эта статья установила предельные сроки рассмотрения уголовных дел (по арестантским делам), такое дело должно быть рассмотрено в течение 6-ти месяцев, но дополнительно судья может по некоторым причинам продлить срок еще на 3-и месяца. Если же дело рассматривается более 9-ти месяцев, то надо ставить вопрос об изменении меры пресечения. А как быть с теми делами, которые расследуются несколько лет, когда слишком много материала? В данной статье есть указание на то, что если речь идет об особо тяжком преступлении, то правила данной статьи не применяются.
Решения, принимаемые на центральной стадии:
· обвинительный приговор;
· оправдательный;
· определение по итогам стадии судебного разбирательства выносит суд;
· постановление выносит судья.
Выводы:
1. Судебное разбирательство это центральная стадия, где окончательно решаются главные вопросы: о виновности и мере наказания.
2. Завершается судебное разбирательство вынесением приговора.
Общие условия судебного разбирательства закреплены в ст.240-266 УПК, глава 25. Общие условия судебного разбирательства - это требования распространяющиеся на весь ход судебного процесса, конкретизирующие действие принципов уголовного процесса.
Общие условия содержат в себе механизм реализации принципов. Общие условия судебного разбирательства:
1) Непосредственность, устность, непрерывность.
Непосредственность означает:
· Что свои выводы по делу суд основывает лишь на сведениях лично им исследованных, воспринятых и установленных по возможности из первоисточников.
· В обоснование приговора укладываются доказательства, рассмотренные в судебном заседании.
· Материалы предварительного расследования не могут быть положены в основу приговора, не будучи исследованными в судебном заседании.
Исключение из этого принципа. Если подсудимый отказался от дачи показаний в суде или свидетели не явились, в таких ситуациях могут быть оглашены показания свидетелей, подсудимого, данные на стадии предварительного расследования. Согласно ч.2 ст.277 могут быть оглашены показания свидетелей, которые однажды появились на судебном заседании, а потом безвозвратно заболели.
Устность означает дачу показаний путем их словесного произнесения или оглашения (документы, результаты экспертизы и т.д.). Устность это необходимая предпосылка непосредственности.
Непрерывность - это важнейшая гарантия устности и непосредственности процесса. Т.к. рассмотрение нескольких уголовных дел может повлечь искажение восприятия материалов дела судом. Перерыв может быть проведен только для отдыха участников, но он должен сводиться к минимуму, при объявлении перерыва надо указать его основание.
Судебное разбирательство может быть отложено только в названных законом случаях:
1. Неявка участника судебного разбирательства.
2. Для истребования новых материалов, доказательств.
После возобновления слушания, если изменился состав суда, то слушание проводится с самого начала.
2) Пределы судебного разбирательства (ст.254-256 УПК).
a. В отношении лиц обвиняемых в совершении преступления - т.е. судебное разбирательство производится лишь в отношении лиц, привлеченных в качестве обвиняемых и преданных суду.
b. В отношении объема обвинения - только в тех пределах, в которых предъявлено обвинение. Но изменение обвинения в суде допускается и при судебном разбирательстве, для этого существуют два условия: 1) Если при этом не ухудшается положение подсудимого; 2) Если не нарушается его право на защиту. При этом закон содержит прямой запрет на изменение обвинения, если лицо вследствие этого будет обвиняться в более тяжком преступлении, или когда инкриминируемое деяние является более тяжким, чем было предъявлено обвинением.
2 февраля 2000 Конституционный Суд РФ признал несоответствующей Конституции РФ ст.255, 256 УПК в той части, в которой эти статьи дают право суду возбуждать уголовное дело.
3) Неизменность состава суда (ст.241-243 УПК) - т.е. уголовное дело должно быть рассмотрено только одним судом. Если прогнозируется длительное рассмотрение дела, то привлекают сразу запасного судью, который присутствует на разбирательстве дела с самого начала, и если из основного состава выбудет судья, он его заменит. Неизменность состава влияет на целостность формирования убеждений судей.
4) Руководящая роль председательствующего (ст.243 УПК). Проект нового УПК старается свести роль председательствующего судьи к вынесению не объективной истины, а истины формальной. Председательствующий может убрать лиц, мешающих разбирательству дела, однако если удаляемое лицо против этого возражает, то надо, чтобы это было внесено в протокол.
5) Положение участников (ст.246-247 УПК). В ст.246 указано, что разбирательство дела проводится с участием подсудимого, явка которого обязательная. Исключения, когда дело может быть рассмотрено без подсудимого: а) когда находится вне пределов досягаемости органов правосудия, т.е. уклоняется; б) возможно заочное вынесение приговора, когда подсудимый ходатайствует о рассмотрении дела без него. Ст.247 указывает на последствия неявки подсудимого - принудительный привод, изменение меры пресечения. Положение других участников:
Порядок судебного разбирательства - это установленная законом последовательность проведения процессуальных действий, направленная на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и на установление объективной истины (одновременно абсолютной и относительной). Порядок судебного разбирательства четко регламентирован и придает судебному процессу торжественность. Судебное разбирательство состоит из нескольких обязательных стадий.
Система судебного разбирательства:
1. Подготовительная часть судебного заседания (ст.267-277 УПК) - главная задача обеспечить правильное рассмотрение и разрешение дела по существу. В этой связи суд разрешает целый ряд вопросов при подготовке судебного заседания: явились ли все участники предстоящего судебного заседания, вправе ли этот конкретный состав суда рассматривать дело, еще раз решается вопрос о достаточности средств доказывания для полноценного рассмотрения дела и ряд других условий. Если кто-то из вызванных участников не явился, суд решает вопрос: можно ли без этого типа рассматривать дело.
2. Судебное следствие - эта стадия по значению первая (ст.278-294 УПК). Именно здесь решается судьба уголовного дела. Судебное следствие наиболее динамично по сравнению с другими стадиями, здесь задействовано наибольшее количество участников. Именно здесь суд обязан объективно, всесторонне и полно исследовать представленные доказательства. Здесь происходит новое исследование доказательств, суд не связан предварительным следствием и его выводами. Здесь суд может выйти за рамки предварительного следствия и попросить предоставить новые доказательства, вызвать новых свидетелей, т.к. могут на судебном разбирательстве быть выяснены такие данные, которые были недоступны предварительному следствию. Председательствующий судья также играет активную роль (ст.243), делает все для установления истины (получение, проверка, исследование доказательств).
Гл.23 УПК дает перечень судебных действий (они принадлежат только суду), суду принадлежат и иные следственные действия, расположенные в УПК. Значительно чаще суд поручает выполнение следственных действий следователю или органу дознания, чем сам производит эти действия, т.к. организационно суду трудно произвести следственные действия самому.
Особенности судебного следствия:
1. Сложное переплетение процессуальных действий (напр., одновременный допрос нескольких свидетелей перемежающихся с выводами эксперта).
2. Не требуется присутствие понятых.
3. Участники судебного следствия - носители диаметральных функций.
4. Судебное следствие хотя и проводится по материалам предварительного следствия, но судебное следствие это самостоятельное исследование.
Судебное следствие специфично по своей структуре:
· Первая часть - действия суда предшествующие исследованию доказательств. Это оглашение обвинительного заключения, выяснение у подсудимого понятно ли ему обвинительное заключение, определяется порядок исследования доказательств.
· Вторая часть - непосредственное исследование доказательств. Именно здесь происходит основной накал страстей.
· Третья часть - завершается судебное следствие решением вопроса об окончании судебного следствия (ст.264). Председательствующий объявляет об окончании судебного следствия, что фиксируется в протоколе, т.к. это порождает довольно много юридических последствий.
Судебные прения (ст.295) - содержание и порядок судебных прений. Содержание судебных прений состоит в изложении сторонами своих позиций, стороны делают выводы по результатам судебного следствия. В своих выступлениях участники излагают свои выводы и оспаривают выводы оппонентов. Решением Конституционного Суда РФ ст.295 ч.1 признана несоответствующей Конституции РФ, по причине того, что она не предусматривала возможности участия потерпевшего в судебных прениях. Участие потерпевшего предусматривалось только по делам частного обвинения. Теперь интересы потерпевшего в этой части не ущемляются. После постановления Конституционного Суда РФ в 1999 году, Государственная Дума изменила ст.295 и сегодня потерпевший полноценный участник судебных прений, но основное место (по объему и значению) составляют речи государственного обвинителя и защитника. Здесь допускаются реплики оппонирующей стороны[4].
3. Гарантии от произвольного лишения или ограничения прав граждан
На протяжении всей истории человечества люди имели сведения, которые тщательно охраняли от посторонних лиц. Для того чтобы завладеть чужой тайной, в ход пускались любые средства – подкуп, кража, убийства...
Шло время, развивалось общество и государство, понятие тайна стало более многогранным, а способы проникновения в чужие тайны – более изощренными. На смену банальной краже документов пришли высокие технологии, позволяющие похищать чужие секреты незаметно для их владельца. Не осталось в стороне и право, была разработана целая система юридических мер защиты тайны.
Век высоких технологий предлагает столь широкий выбор специальных технических средств (СТС), предназначенных для негласного получения информации, что сохранение любой тайны становится весьма непростым делом.
Использование государством СТС для сбора интересующей его информации – явление не новое и широко практикуемое спецслужбами всех стран мира, но в эпоху рыночных отношений, когда любая информации становится товаром, продажа которого сулит получение сверхприбылей, использование СТС опускается на бытовой уровень.
Правовая защита неприкосновенности частной жизни является единственным видом защиты, которая, кроме охраны частной жизни, способна законным путем наказать виновного в незаконном проникновении в частную жизнь человека и возместить нанесенный ущерб.
Рассматривая вопросы, связанные с тайной, мы будем оперировать с таким понятием, как информация, и другими, тесно связанными с ним понятиями. Информация играет огромную роль в жизни человека, деятельности любой организации, функционирования государства. Для любого субъекта информационных отношений наиболее важны и ценны те сведения, которые неизвестны другим и обеспечивают их лидерство или безопасность в выбранной сфере правоотношений.
Государство устанавливает для всех субъектов информационных правоотношений «правила игры», соблюдение которых гарантирует им правовое регулирование оборота любой информации. С развитием рыночных отношений многие виды информации приобретают коммерческую ценность. Угроза лишиться ценной информации заставляет государство, организации и отдельных лиц создавать целые системы для защиты принадлежащей им информации. В таких системах защиты обязательно присутствует правовая составляющая, призванная юридическими методами оградить владельцев информации от ее потери.
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Тайна частной жизни не предполагает какую-то антиобщественную деятельность, она отражает стремление каждого человека иметь собственные интересы, скрытые от посторонних глаз. Тайну частной жизни составляют личная тайна и семейная тайна.
К личной тайне относятся конфиденциальные сведения, касающиеся лично человека (тайну выбора, информацию о здоровье, исповедь и др.), а к семейной – касающиеся членов его семьи и близких родственников.
Глава 2 Конституции РФ целиком посвящена правам и свободам человека и гражданина. О важности этой главы говорит хотя бы тот факт, что изменение входящих в нее статей может быть произведено только с принятием новой Конституции РФ путем всенародного голосования.
Статья 23 Конституции РФ защищает неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, честь и доброе имя человека. Конституция РФ предполагает, что личная и семейная тайны, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений являются составной частью личной и семейной тайн, поэтому их ограничение допускается только на основании судебного решения.
Личная и семейная тайны входят в состав тайны частной жизни. Личная и семейная жизнь часто переплетаются, и отделить одну от другой бывает невозможно, поэтому ч. 1 ст. 23 Конституция РФ лишний раз указывает на их значимость.
П. 1 Указа Президента РФ от 6.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» посвящен частной жизни. К конфиденциальной он относит практически всю информацию о человеке, и это не случайно. За последнее десятилетие наше общество сделало большой шаг в своем развитии, в нашей стране произошли большие изменения, в том числе и в законодательстве. Но в сознании российских граждан осталось много стереотипов, которые способны настроить общественное мнение против определенных лиц. Ярким примером могут послужить, так называемые, сексуальные меньшинства. Нетрадиционная сексуальная ориентация некоторых людей делает их изгоями и в наше время, несмотря на их талант, деловые и человеческие качества. Обнародование этих сведений поставит крест на политической карьере такого человека, будет препятствовать его служебному продвижению и способствовать настороженному отношению к нему со стороны окружающих.
В любом демократическом государстве каждый гражданин должен обладать соответствующими возможностями, которые позволяют ему отстоять право на неприкосновенность частной жизни. Конституция РФ предусматривает это.
Никто не может быть принужден раскрывать личную или семейную тайну. Ст. 51 Конституции РФ разрешает не свидетельствовать против себя самого и близких родственников. Ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ к близким родственникам относит супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков. Следовательно, любой гражданин может не раскрывать тайну частной жизни, даже если этого требует правосудие.
Основными средствами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию частного характера, являются средства связи. Федеральный закон от 17.06.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» ввел понятие «тайна связи (тайна переписки)», это: «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Таким образом, ч. 2 ст. 23 Конституции РФ посвящена тайне связи.
Конституция РФ ставит рядом неприкосновенность частной жизни и тайну связи, тем самым предполагая, что одним из самых информативных способов проникновения в тайну частной жизни является нарушение тайны связи. Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электронной связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям.
П. 9 ст. 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при проведении оперативно-розыскных мероприятий разрешает «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений». В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ разрешение на ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, может дать только суд. При этом следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Ходатайство рассматривает судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия единолично не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве.
В исключительных случаях указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.
Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятии должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны и тайну корреспонденции. За несоблюдение тайны связи, повлекшее причинение ущерба пользователю услуг связи, причастные к этому лица могут быть привлечены к ответственности, в том числе и к уголовной. Чтобы частная жизнь оставалась тайной, недостаточно усилий одного лишь владельца, необходимо, чтобы любой гражданин, которому стали известны сведения о чужой частной жизни, не использовал их в своих корыстных целях. Этому вопросу посвящена ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, которая предусматривает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается[5].
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
2. Уголовно-процессуальный кодекс.
3. Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
4. Федеральный закон от 17.06.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
5. Указ Президента РФ от 6.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
6. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Францифоров Ю.В. Уголовный процесс России: Учебник. М.: Юрайт-М, 2003.
7. Карнаухов С.С. Сборник по вопросам уголовного процесса. М.: ЮРАЙТ.
8. Никитин Е. Правовая защита граждан от несанкционированного проникновения в их частную жизнь // Защита информации, №4, 2003.
9. Сереброва С.П. Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. М.: «Спарк».
[1] Карнаухов С.С. Сборник по вопросам уголовного процесса. М.: ЮРАЙТ. С. 149 – 151.
[2] Бюллетень ВС РСФСР, 1978, № 4, С. 7.
[3] Сереброва С.П. Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. М.: «Спарк». С. 387.
[4] Громов Н.А., Пономаренков В.А., Францифоров Ю.В. Уголовный процесс России: Учебник. М.: Юрайт-М, 2003. С.406-420.
[5] Никитин Е. Правовая защита граждан от несанкционированного проникновения в их частную жизнь // Защита информации, №4, 2003. С. 12-14.