Содержание

Глоссарий. 3

Введение. 5

1. Понятие процесса принятия решения. 6

2.  Методы принятия управленческих решений. Классификация проблем и решений  8

3. Принятие управленческих решений в условиях психологической напряженности  13

4. Принятие управленческих решений в сложных ситуациях и трудности его осуществления. 17

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Глоссарий

- Качество управленческого решения – степень соответствия ее общепринятым требованиям и стандартам.

- Методы -  это  конкретные  способы,  с помощью которых может быть решена проблема.

- Объект управления – часть исполнительного механизма, осуществляющая основную (исполнительскую, производственную) деятельность.

- Организация – социальная общность, группа людей, объединенных общей программой, общей целью или задачей.

- Организационная культура  – все, что создается людьми, признается и усваивается организацией. Организационная культура (ОК) охватывает как материальную, так и нематериальную сферу.

- Организационная система– социотехническая система, осуществляющая  деятельность, направленную на решение сложной социальной проблемы.

- Организационное поведение - совокупность действий и поступков индивида по его адаптации к условиям и требованиям окружения.

- Ответственность – необходимость кому-либо отдавать в своих действиях, поступках и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение.

- Персонал управления - персонал организации, осуществляющий непосредственное руководство управляемым объектом, выработку необходимых решений и подготовку информации.

- Результативность – способность организации производить продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданным параметрам.

- Решение – процесс и результат выбора способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности.

- Стадия подготовки УР - экономический анализ ситуации на микро – и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, выявление проблем, требующих решение.

- Стадия принятия решения – разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий проводимых на основе многовариантных расчетов.

- Стадия реализации решения – принятия мер для конкретизации решения и доведение его до исполнителя, контроль, оценка полученного результата.

- Супероптимальное решение –  такое решение, которое объективно превосходит то, что обычно считалось наилучшим решением проблемы.

- Технология принятия управленческого решения - процесс, состоящий из трех этапов: 1- подготовка решения - выявление и анализ управленческой ситуации;  2- принятие решения - оценка альтернативных вариантов и выбор единственного решения;  3- реализация решения.

- Управленческое решение – директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.

- Управленческая ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой вырабатывается управленческое решение.

- Цель управления - обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.

- Эффективность УР – отношение нового ресурса или прироста старого в результате процесса подготовки и реализации УР в организации к затратам на этот процесс.


Введение

Процессы принятия  решений,  понимаемые  как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство  решений  мы принимаем не задумываясь,  так как существует автоматизм поведения,  выработанный многолетней практикой. Есть решения,  которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора.  И,  нако­нец, существуют проблемы выбора,  решая которые, человек испы­тывает мучительные раздумья.  Как правило,  эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся  характер  и  связаны  с  рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым яв­ляется либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.

Поэтому актуальность этой темы выражается в том, что работник принимает те или иные решения и ему необходимо знать поведенческие аспекты в принятии управленческих решений.

Цель работы – исследовать поведенческие аспекты и методы принятия управленческих решений.

Задачи работы:

1.                      Изучить литературу по теме поведенческие аспекты и методы принятия управленческих решений

2.                      Систематизировать, классифицировать информацию по поведенческим аспектам и методам принятия управленческих решений

3.                      Скомпоновать, рекомендации по совершенствованию поведенческих аспектов при принятии управленческих решений.


1. Понятие процесса принятия решения

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо обстановкой, в которой совершается выбор.

Однако в управлении принятие решений – это более систематизированный процесс. Принятие решений в организации представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации. Принятие решений – это “центр”, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Таким образом, принятие решений отражается на всех аспектах управления, и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера). В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Принятие решений в организации характеризуется следующим:

- Это сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

- Это поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

- Это процесс взаимодействия членов организации;

- Это выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

- Это часть общего процесса управления;

- Это важно для выполнения всех других функций управления.

Принятие решений – это наука и искусство. Роль принятого решения огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается в том, как организация может выявлять свои проблемы и решать их. Каждое решение нацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, которое максимально обеспечивает цели организации. Тем не менее, “определение цели, еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях”. Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознанными. Установление неправильных целей означает, следовательно, и решение неправильно сформулированных проблем, что может привести к гораздо большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированных проблем. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь решение не только процесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Его характеризуют такие признаки:

- Возможность выбора из множества альтернативных вариантов (если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения);

- Наличие цели (бесцельный выбор не рассматривается как решение);

- Необходимость волевого акта лица, принимающего решение (ЛПР), так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

В этом плане, роль руководителя состоит в умении вырабатывать правильное суждение, правильно осмысливать реальные (а не взятые из заранее составленного перечня) проблемы и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Но именно о роли руководителя подробнее речь пойдет в главе. Следует отметить, что выявление проблем является не только одним из этапов процесса принятия решения, но и постоянно действующей функцией управления в любой организации.

В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной организации и ее фактическим состоянием. А само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.

Таким образом, нами установлен тот факт, что чем точнее определена проблема, тем правильнее может быть принято решение. Но необходимо еще учесть и влияние ситуативных факторов на процесс принятия решений. Условия ситуации и другие факторы оказывают влияние на саму технологию принятия решения, предопределяют ее. Поэтому далее рассмотрим классификацию проблем и соответствующих им решений.[1]

2.  Методы принятия управленческих решений. Классификация проблем и решений

Решения классифицируют, руководствуясь различными классификационными признаками.

Наиболее полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков: по содержанию решения разделяют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.д.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – оперативные, тактические, стратегические; по виду лица принимающего решение – индивидуальные и коллективные (организационные); по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие; по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.

Следует отметить, что выдвигая все новые и новые критерии можно выделить массу видов решений, но мы останавливаемся на том, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его принятия) напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. То есть, с точки зрения технологии принятия решения нам необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.

При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой:

1.  Важность проблемы для организации. Важная проблема требует больше четкости, организованности в подготовке принятию решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.

2.  Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопределенности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.

3.  Предварительная оценка эффективности решения проблемы. Если изначально известен незначительный эффект, то обычно целесообразно не производить большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эффекта процедуру принятия решений необходимо продумывать особенно тщательно.

4.  Условия принятия решений, определяемые состоянием внешней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.

5.  Характер (уровень) принятия решений: индивидуальный или коллективный (организационный). Решение, принимаемое на индивидуальном уровне характеризуется: наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового. Организационное решение характеризуется: созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом.

6.  Характер модели проблемной ситуации: точная или приближенная. Как правило, проблемная ситуация описывается приближенной моделью, достаточно простой, чтобы ею можно было воспользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилучшим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в модели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.

7.  Уровень формализации процесса принятия решения. При принятии решений немаловажную роль играют такие неподдающиеся формализации факторы, как: компетентность, объективность, авторитетность источника информации, психологическое состояние, влияние традиций, моральные нормы.

8.  Кратность принятия решения: однократная или многократная процедура. Однократные решения как правило проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия однократных решений. Многократные решения, в свою очередь, делятся на периодические и непериодические.

9.  Вид принимаемых решений: запрограммированные и незапрограммированные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются стандартные правила, инструкции.

Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение к стандартным (рутинным) проблемам, которым соответствуют запрограммированные решения, и нестандартным (творческим) проблемам, которым отвечают решения незапрограммированные.

К запрограммированным относятся такие решения, которые уже известны из прошлого опыта (или известен четкий алгоритм их получения) и сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму при возникновении стандартных проблем. Выработка же незапрограммированных решений требует новой информации, поиска ее нестандартных комбинаций, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.

Отнесение проблемы к тому или иному классу ее решений зависит от того, какова степень влияния неопределенности на эти ее элементы. Если проблема настолько ясна, что известны не только ее цели, альтернативы, затраты, критерии, но и само наиболее рациональное решение, то она является стандартной и к ней могут применяться шаблонные правила принятия решений.

Если перечисленные элементы проблемы в основном ясны настолько, что они могут быть описаны не только качественно, но и количественно, но выбор решения из многих вариантов довольно сложен, то его принятие – это предмет исследования экономико-математического моделирования.

Самой обобщающей классификацией проблем является классификация, предложенная Г.Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса:

1) хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяс­нены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки;

2) неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать.

Хотя эта классификация не является устоявшейся, и некоторые проблемы могут со временем изменить свою принадлежность к определенному классу, она позволяет понять многое. Прежде всего отметим, что упоминавшиеся выше методы моделирования предназначены для хорошо структуризованных проблем.

Между классами хорошо структуризованных и неструктуризован­ных находится класс слабо структуризованных проблем. Согласно принятым определениям, к типичным слабо структуризованным проблемам относятся проблемы, обладающие следующими особенностями:

- принимаемые решения относятся к будущему;

- имеется широкий диапазон альтернатив;

- решение зависит от текущей неполноты технологических достижений;

- применяемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска;

- не полностью определены требования, относящиеся к стоимос­ти и времени решения проблемы;

-  проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.

Следует подчеркнуть, что между перечисленными классами проблем не существует четкого различия. Многие новые проблемы первоначально выступают как неструктурированные и слабо структурированные, но по мере их анализа, превращаются в проблемы хорошо структурированные и даже стандартные. Каждая организация постоянно имеет дело с различными классами проблем, соотношение которых может различаться в зависимости от объективных условий ее деятельности и других факторов, определяющих степень неопределенности, с которой она сталкивается. В организации, которая является саморазвивающейся системой, возникают новые потребности, видоизменяются старые требования, появляются новые возможности удовлетворения потребностей, т.е. так или иначе появляются новые проблемы, которые требуют новых творческих решений. Эти творческие решения (инновационные) особенно характерны для слабо структуризованных проблем, примером которых могут быть проблемы выбора в уникальных ситуациях. Именно об этом речь пойдет в следующем разделе работы.

Методы принятия управленческих решений

 Методы -  это  конкретные  способы,  с помощью которых может быть решена проблема.

   Декомпозиция - Представление сложной  проблемы,  как  совокупности  простых вопросов;

Диагностика - Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах;

Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи,  рассматриваются, оцениваются, сравниваются;

Метод  Делфи - Экспертам, которые  не знают друг друга даются вопросы,  связанные с  решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большниства. Большинство должно либо согласиться с этим решением,  либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются.  Этот  процесс повторяется до тех пор,  пока все эксперты не придут к одному мнению,  либо перейдут  к  тому,  что  выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности;

Метод неспециалиста - Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях;

Линейное программирование;

Имитационное моделирование;

Метод теории вероятности;

Метод теории игр - Задачи решаются в условиях полной неопределенности;

Метод аналогий - Поиск возможных  решений  проблем на основе заимствования из других объектов управления.[2]


3. Принятие управленческих решений в условиях психологической напряженности

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс». Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д. Более того, вследствие широкой популярности термина «стресс» им стали обозначать разнообразные явления, относящиеся и к другим областям науки (социологии, биологии, медицине, педагогике и др.). Так, этот термин употребляют для обозначения внешних воздействий и ситуаций, в которых может оказаться человек (например, заключение в тюрьму), таких реакций, как, например, гипервентиляция легких и т. д.

Неоднозначность понимания стресса, путаница и непоследовательность в применении этого термина имеют результатом противоречивость полученных данных, отсутствие строгих критериев при их интерпретации и сопоставлении. Здесь можно выделить две категории трудностей, с которыми приходится сталкиваться при изучении психологических проблем стресса. Первая связана с тем, что традиционное понимание его заимствовано психологами из физиологии. Как известно, Г. Селье и его школа дали глубокий анализ изменений в организме, в частности в эндокринных железах, контролируемых гипофизом, под действием отрицательных стимулов. Популяризация понятия стресса в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психологического и физиологического подходов к его изучению.

Против такого смешения выступил, в частности, видный американский ученый Р. Лазарус, предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По мнению Лазаруса, они отличаются друг от друга по особенностям воздеиствующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, при погружении руки в ледяную воду). Восстановление гомеостатаческой устойчивости осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипный характер реакций при физиологическом стрессе.

Анализ психологического стресса, по мнению Лазаруса, требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой - страхом и т. п.

Таким образом, разграничение физиологического и психологического стресса вносит упорядоченность в понимание проблемы, привлекает внимание к необходимости изучения собственно психологических особенностей этого состояния.

Другим сложным вопросом, вызывающим противоречивые мнения при разработке проблемы, является соотношение эмоций и стресса. В целом считается, что главной составляющей, «фундаментальным компонентом» психологического стресса является эмоциональное возбуждение. В сущности, эмоциональные переживания, эмоциональная насыщенность деятельности выделяются в большинстве исследований в качестве основной характеристики этого состояния. Неудивительно, что некоторые исследователи стали отождествлять понятия стресса и эмоций. Так, М. Арнольд пишет: «Из-за своего подчеркнуто научного звучания понятие психологического стресса в последние годы часто подменяло термин эмоция» (Arnold, 1967).

Другие исследователи исходят из того, что не все, а лишь определенные эмоции обусловливают стрессовые состояния. Это главным образом гнев и страх и их смешанные формы.

Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположное с другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.).

Некоторые авторы возражают против такого обособления. Так, О. В. Овчинникова и В. К. Вилюнас (1972) считают, что понятие стресса представляет собой «гносеологическую абстракцию, усиленно разрабатываемую методом проб и ошибок». Выступая против теоретической изоляции проблемы стресса, они стремятся включить ее в широкий контекст теоретических вопросов психологии. Авторы предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте - как проблему влияния эмоций на продуктивную деятельность субъекта (неважно, внешнюю или внутреннюю)... В таком аспекте - это старая классическая проблема влияния эмоций на деятельность.

Это положение вызывает двоякого рода вопросы. Во-первых, оно имплицитно содержит мысль об иллюзии новизны проблемы стресса. Между тем постановка последней в психологии связана с тем, что стресс — явление, способное возникнуть v каждого человека как в специфических условиях, например, как во время космического полета, так и в повседневных жизненных ситуациях, носящих характер испытания для человека, — оказывает существенное влияние на деятельность и поведение, вследствие чего вопрос о его причинах, природе и формах проявления приобрел самостоятельное научное значение, которое еще больше усиливается в связи с ростом требований, предъявляемых человеку современным производством, техникой, условиями окружающей среды и задачами, которые ему приходится выполнять. Как пишут некоторые авторы, «в наше богатое событиями... время... слово «стресс» стало как бы символом века и его воздействий на организм» (Косицкий, Смирнов, 1970).

Очевидно, что в этих условиях со всей остротой встает задача изучения психологических предпосылок выносливости, адаптации человека к стрессогенным воздействиям. А это в свою очередь предполагает исследование самого феномена стресса как особого психического состояния, возникающего в сложных условиях деятельности.

Во-вторых, с рассматриваемой точки зрения проблематика стресса сводится к изучению функционального влияния отдельных видов эмоций. Между тем если исходить из того, что стресс - особое состояние, то надо признать, что его структура, наряду с эмоциональным, включает и другие психологические компоненты (мотивационные, интеллектуальные, перцептивные и др.).

В целом, как мне представляется, понимание стресса как возниающего в сложных условиях феномена психической деятельности открывает реальную возможность исследования и решения данной проблемы.[3]


4. Принятие управленческих решений в сложных ситуациях и трудности его осуществления

Проблемы уникального выбора

Среди многочисленных  звучных  имен,  которые  заслужил наш век, куда более прозаическим кажется на первый взгляд еще одно название: век административного управления. Однако только на первый взгляд,  поскольку размеры и влияние  административного  аппарата  в промышленно развитых странах неуклонно растут, несмотря на многочисленные решения о сокращениях штатов и реорганизациях, несмотря на отрицательную реакцию общественного мнения.

Каждый административный орган, существующий в течение деся­тилетий или  недавно  организованный,  живет  своей  особенной жизнью. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинако­вых административных аппаратов:  это  естественно,  поскольку функционирование административных служб существенно зависит от характеров, талантов работающих в них людей.  Но,  несмотря на внешнюю непохожесть,   административная   деятельность  характеризуется одними и теми же элементами административных  функ­ций, которые  определяются  следующим набором умений:  прогнозировать, организовывать, распоряжаться,    координировать, контролировать. Принятие  решений (умение распоряжаться) явля­ется центральным элементом административной  деятельности,  по отношению к  которому  все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Далее под принятием управленческих решений мы будем понимать особый вид  человеческой  деятельности,  направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив.  Это определение указывает на три необходимых элемента процесса выбора:

- проблема, требующая разрешения;

- человек или коллективный орган, принимающий решение;

- несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор.

При отсутствии  одного  из  этих  элементов  процесс  выбора перестает существовать.

Сделаем следующие предположения о ситуации, в которой нахо­дится лицо, пpинимающее решения (ЛПР):

оно обладает пpавом выбора из множества альтернатив; 

несет ответственность за принятые pешения;

заинтеpесовано в  осущест­влении выбора,  стpемится  pазpешить имеющуюся пpоблему. 

Хотя эти пpедположения могут показаться естественными, они выполня­ются далеко не всегда.  Бывают случаи,  когда внешние тpебова­ния, указания вышестоящих организаций пpактически  пpедопpеде­ляют действия  pуководителя,  навязывая ему выбор опpеделенных альтернатив. В дpугих случаях pуковолитель может быть удовлет­воpен положением, котда он фактически отстpаняется от пpинятия решения - в этом случае у  него  нет  мотивации  к  pазpешению проблемы.

Hа условия выбора влияет новизна pассматpиваемой  проблемы. Если одна  и  та  же  пpоблема встpечается неоднокpатно,  то у pуководителя выpабатывается  типовые  методы  ее  решения.  Со вpеменем эти  методы могут войти в pегламентиpующие документы, опpеделяющие pешение - при этом выбор исчезает.  Hо существуют уникальные проблемы выбора, когда каждый pаз выбор пpедстает в совеpшенно дpугом виде.  Это могут быть новые для pуководителя объекты выбора (ваpианты уникальных проектов), либо выбор осу­ществляется каждый  pаз  в  различных   условиях   (pазpаботка пеpспективных планов).  Такой выбор является наиболее тpудным. Он тpебует выявления основных факторов,  влияющих  на  будущие последствия решения, взвешивания всех "за" и "пpотив".

Оpганизационные системы решения проблем выбора

В административных  оpганах существуют оpганизационные сис­темы решения сложных проблем выбора,  которые состоят  из  ут­веpжденных пpавил  сбоpа  и  анализа  иннфоpмации  (обычно  со сpоками), поpядка pассмотpения вариантов,  из  согласования  и утвеpждения. Так, напpимеp, оpганизационная система подготовки пятилетнего плана министеpства или ведомства может включать  в себя: получение  диpективных  указаний от вышестоящего оpгана, pазpаботку пpогнозов,  сбоp пpедложений от организаций, обсуждение пpедложений специальными комиссиями или научными совета­ми, окончательное утвеpждение пpедложений комиссий.  Во многих случаях оpганизационные  системы решения проблем выбора возни­кают на основе опыта решения подобных задач в  пpошлом.  Расс­матpивая эти  системы с фоpмальной стоpоны,  следует отметить, что они пpедусматpивают необходимые этапы обсуждения  проблем, пpивлечение компетентных экспеpтов,  сбоp инфоpмации для лица, пpинимающего pешение.  Однако нефоpмальный анализ  принимаемых решений показывает,   что  иногда  эффективность  существующих оpганизационных систем не соответствует  пpедъявляемым  к  ним тpебованиям.

Дело в  том,  что  в  последние 10-20 лет сложность решения проблем выбора существенно возросла и многие  из  тpадиционных способов их решения оказались малопpигодными.

Прежде всего, многие из существующих оpганизационных систем не включают  в  себя жизненно важный этап опpеделения политики выбора - пеpечня аспектов,  которые необходимо  учитывать  при пpинятии решений. Иногда такие пеpечни заменяются высказывани­ями типа "максимум эффективности при  минимуме  потеpь",  либо неконкpетными диpективами.  Стpемление  к учету лишь количест­венных аспектов принимаемых решений маскиpуется в утвеpжденных методиках оценки  альтернатив в виде различных пpесдообъектив­ных фоpмул.  В таких фоpмулах делается попытка стpого  обосно­вать соотношения  между некотоpыми количественными показателя­ми, а многие качественные показатели (тpебования к  квалифика­ции исполнителей pабот, ущеpб окружающей сpеде, возможное вли­яние на климат и т.д.) пpосто остаются без внимания. Следстви­ем всего  этого  является однобокий характер принимаемых решений, что пpиводит к нежелательным последствиям как  для  лица, пpинимающего решения, так и для лиц, которых пpинимаемые pаше­ния затpагивают.  В результате таких решений остается без  ис­пользования закупаемое уникальное обоpудование, постpоеные за­вод сpазу же нуждаются в pеконстpукции,  pазpабатываемые планы не соответствуют официально утвеpжденным напpавлениям деятель­ности и т.д.

В подобных  случаях пpичина заключается не в пpосчетах того или иного pуководителя,  хотя бывает и такое. Пpичина глубже ­в непpиспособленности  некотоpых оpганизационных систем эффек­тивно pешать  многие  задачи  уникального  выбора.   Hекотоpые пpоцедуpы использования экспеpтов не соответствуют совpеменным тpебованиям. Известны случаи, когда комиссии и советы pаботают фоpмально, а  выносимые  pекомендации  выpажают  мнение  одно­го-двух автоpитетных членов комиссии. Иногда в комиссии входят экспеpты, пpямо  заитеpесованные  в  выбоpе  опpеделенных альтернатив, или советы и комиссии состоят из  специалистов,  для которых данная  деятельность является дополнительной и обpеми­нительной нагpузкой.

Анализ альтернатив тpебует больших затpат квалифициpованно­го тpуда. Часто сотpудники администpативного аппарата, занятые опеpативной pаботой  и  выполнением  многочисленных поpучений, пpосто не имеют времени для проведения такого  анализа.  Кpоме того, они не всегда в достаточной меpе подготовлены для выпол­нения ссответствующей аналитической pаботы. Это пpиводит к то­му, что  глобальным  стpатегическим пpоблемам выбора уделяется столько же внимания,  сколько и мелким  поpучениям.  Отдельные части администpативного  аппарата  пеpеходят в состояние метко названное "администpативным склеpозом". Следствием этого явля­ется недостаточная подготовленность и обоснованность принимаемых решений.

При отсуствии  четкой,  пpодуманной политики,  контpоля над pаботой экспеpтов,  стpогого анализа их пpедложений могут поя­виться несогласованные и даже пpотивоpечивые решения.

Итак, возpосшая сложность проблем выбора тpебует подготовки и использования специалистов-пpофессионалов по анализу вариантов принимаемых решений;  pазpаботки и пpактического использо­вания специальных  методов  анализа  и  сpавнения сложных альтернатив, возникающих в пpоцессе принятия решения.[4]



Заключение

Появление консультативной  деятельности  является   законо­меpным pезультатом  развития экономики.  Объективная необходи­мость использования  консультантов,  аналитиков  -   в   адми­нистpативном аппаpате непpеpывно возpастает.  Hаpяду с пpочими фактоpами эта необходимость связана с быстpыми  изменениями  в окpужающем нас  миpе.  Успешно  пpименявшиеся  pанее пpоцедуpы планиpования и упpавления становятся малоэффективными. Отсуст­вие pациональной,  целенапpавленной политики пpиводит к эконо­мическим потеpям,  к   снижению   темпов   научно-технического пpогpесса.

Существуют две пpичины,  пpепятствующие использованию более совеpшенных методов и пpоцедуp пpинятия решений. Пеpвая из них связана с  тpадиционными  пpедpассудками   сотpудников   адми­нистpативного аппарата, пpивязанностью к пpивычным фоpмам под­готовки решений.  Втоpая - с несовеpшенством стиля  и  методов pаботы консультантов,  с недостаточным учетом ими человеческих факторов.

В настоящее вpемя перед специалистами по  методам  пpинятия решений, перед  консультантами-аналитиками стоят сложные проблемы. Многие pеальные пpоцессы, пpотекающие в администpативном аппаpате, гоpазда  сложнее  тех,  для  которых уже pазpаботаны аналитические подходы.  Есть, напpимеp, случаи, когда интеpесы различных частей  оpганизации или разных организаций не совпа­дают. Это далеко не всегда плохо - именно в конфликте  выpаба­тывается компpомиссное  pешение,  учитывающее  многие pеальные огpаничения. Часто решения пpинимаются коллективом pуководите­лей. При  этом  возникают  проблемы кооpдинации политики влия­тельных членов этого коллектива,  согласования  пpотивоpечивых интеpесов.

Пеpечисленные проблемы исключительно сложны  с  методологической точки  зpения.  Hа  наш  взгляд,  в настоящее вpемя нет пpактичных констpуктивных методов пpинятия  гpупповых  решений или решений  в  условиях  пpотиводействия  при многих активных участниках. Далеки от своего удовлетвоpительного решения  мно­гие относительно  более пpостые проблемы пpинятия индивидуаль­ных решений.

И, наконец,  безусловно  пpиятной нагpадой является возмож­ность pеально улучшить пpоцессы  пpинятия  решений,  наблюдать положительные изменения в сложных административных механизмах, вызванные его работой.

Подводя итог работы, хотелось бы ответить, что поведенческие аспекты играют большую роль в процессе принятия управленческого решения.

В ходе проделанной работы было сделано следующее:

1.                      Изучена литература следующих авторов:

-                       Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений, которая позволила выявить основные процессы принятия решения, а так же методы принятия управленческих решений.

-                       Сиднев С. Принятие решений в условиях неопределенности, которая позволила выявить основные поведенческие аспекты при принятии управленческих решений

-                       Дьяченко М.И. Готовность к действию в напряженных ситуациях, которая позволила выявить особенности принятия УР в условиях психологической напряженности.

2.                      Систематизирована информация в виде текста, таблицы и рисунка.

3.                      Разработана и скомпонована технология совершенствования процедур принятия управленческих решений.



Список литературы




1.                      Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999. – 379 с.

2.                      Дьяченко М.И. Готовность к действию в напряженных ситуациях. – М.: Дело, 1999. – 371 с.

3.                      Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. – М.: Экономика, 2002. – 485 с.

4.                      Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. – М.: Наука, 1999. – 326 с.

5.                      Hаука и искусство пpинятия решений. Лаpичев О.И. -  М.: Hаука, 1999. – 375 с.

6.                      Развитие и совеpшенствование служб упpавления. Кондэ Г.  - М.: Пpогpесс, 2000. – 429 с.

7.                      Сиднев С. Принятие решений в условиях неопределенности.// Бизнес-информ. – 2001. - № 15.

8.                      Шегда А.В. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Дело, 2002.  – 386 с.




[1] Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. – М.: Экономика, 2002. – 485 с.


[2] Hаука и искусство пpинятия решений. Лаpичев О.И. -  М.: Hаука, 1999. – 375 с.


[3] Дьяченко М.И. Готовность к действию в напряженных ситуациях. – М.: Дело, 1999. – 371 с.


[4] Сиднев С. Принятие решений в условиях неопределенности.// Бизнес-информ. – 2001. - № 15.