Содержание


Введение. 3

1. Внутрифирменное финансовое планирование – сущность и основы организации. 4

1.1 Цели и задачи финансового планирования. 4

1.2 Финансовый план предприятия. 6

1.3 Основные виды финансовых планов организации. 8

2. Бизнес-план проекта по производству пиломатериалов на ООО «Веста»  11

2.1 Описание предприятия ООО «Веста». 11

2.2 Описание товара, продукции, услуг. 12

2.3 Производственный процесс. 13

2.4 План маркетинга. 17

2.5 Ценообразование. 18

2.6 Финансовый план. 19

3. Перспективы развития внутрифирменного финансового планирования на ООО «Веста». 21

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Введение


Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизмов управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана.

Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств  финансового планирования. Поэтому столь актуальной является тема данной работы «Финансовое планирование на предприятии».

Цель данной работы – исследовать современные аспекты финансового планирования и применить их на практике, разработав бизнес план по производству пиломатериалов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·        определить цели и задачи финансового планирования;

·        выявить основные виды финансовых планов предприятия;

·        исследовать структуру бизнес-плана и порядок его разработки;

·        разработать бизнес-план для производства пиломатериалов на примере ООО «Веста» и определить перспективы развития его внутрифирменного финансового планирования

1. Внутрифирменное финансовое планирование – сущность и основы организации


1.1 Цели и задачи финансового планирования


Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.

Основные задачи финансового планирования:[1]

-         обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);

-         своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;

-         обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;

-         выявление резервов роста доходов предприятия;

-         оптимизация использования прибыли;

-         определение дивидендной политики;

-         обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;

-         поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

-         обоснование цели финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;

-         определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;

-         определение горизонта финансового планирования;

-         выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;

-         разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от:[2]

-         длительности планируемого периода;

-         результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана;

-         динамики основных финансовых показателей в ретроспективе;

-         результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволяют избежать банкротства.

Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель – увеличить рентабельность продаж и производства в целом.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод – финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий ее доходы и расходы.


1.2 Финансовый план предприятия

Финансовый план предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов, в котором сопоставляются доходы предприятия и его расходы на основную деятельность, по капитальным вложениям, на увеличение собственных оборотных средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и на другие нужды предприятия.

В финансовом плане также устанавливаются направления использования излишков доходов по сравнению с расходами и определяются источники покрытия плановых расходов в случае недостатка доходов.

Баланс доходов и расходов состоит из четырех основных подразделов:

-         доходы и поступления;

-         расходы и отчисления;

-         кредитные взаимоотношения;

-         взаимоотношения предприятия с бюджетом.

Доходы и поступления предприятия в основном складываются:[3]

-         из чистого дохода в виде прибыли от реализации основной продукции и услуг и прочей продукции;

-         поступления средств из внутренних источников предприятия (амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, отчисления от себестоимости продукции на НИР и другие цели);

-         поступление средств из внешних источников (кредиты банков, средства вышестоящих организаций в порядке перераспределения прибыли и др.).

Расходы и отчисления предприятия складываются из собственных затрат предприятия и платежей в госбюджет и предусматривают следующие статьи:

-         капитальные вложения;

-         затраты на капитальный ремонт;

-         прирост собственных оборотных средств;

-         отчисления в фонды экономического стимулирования, резервные и иные;

-         операционные расходы;

-         расходы по хозяйственному содержанию зданий;

-         прочие расходы и отчисления.

С переходом предприятий на работу в рыночных условиях традиционное финансовое планирование (составление финансового плана) осуществляется в рамках разработки бизнес-плана предприятия.

Финансовые разделы бизнес-плана включают разработку следующих типовых документов:

-         прогноз финансовых результатов;

-         потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;

-         модель дисконтированных денежных потоков;

-         точку безубыточности (порог рентабельности).

Учитывая цели и задачи финансового планирования, изложенные в предыдущем разделе, можно составить схему процесса финансового планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками (рисунок 1).


 





















Рисунок 1. Процесс финансового планирования

1.3 Основные виды финансовых планов организации

Период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды называется горизонтом финансового планирования[4].

Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды.

В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:

-         перспективные (стратегические);

-         текущие;

-         оперативные.

В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

Перспективный финансовый план корректируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования – баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана предприятие исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов, так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или на месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств.

Планирование деятельности предприятий базируется на следующих принципах:[5]

-         непрерывность;

-         оптимальность;

-         экономичность, стабильность;

-         органическое единство планов предприятия и его подразделений;

-         выделение приоритетов;

-         комплексность.


2. Бизнес-план проекта по производству пиломатериалов на ООО «Веста»


2.1 Описание предприятия ООО «Веста»

ООО «Веста» учреждено гражданами РФ с целью реального повышения качества услуг в строительной сфере, ускорения формирования товарного рынка, извлечение прибыли от хозяйственной деятельности.

Предметом деятельности общества является производство строительных и отделочных материалов из древесины.

Уставный капитал общества составляет 300 тыс. руб. Учредители вносят 100% уставного капитала денежными средствами в сумме 300 тыс. руб.


2.2 Анализ рынка

В Хабаровском крае расположены как промышленные, так и зоны отдыха хабаровчан, широко использующих строительные и отделочные материалы для возведения дачных домов, строений и коттеджей. Отсюда два рынка сбыта:

·        Фирмы по производству коттеджей;

·        Розничная и оптовая торговля строительными и отделочными материалами.

На первом рынке реализация рыночной стратегии строится на взаимовыгодном сотрудничестве с фирмами, «Ваш дом» «Содружество», специализирующимися на проектировании и строительстве коттеджей, что дает стабильный рынок сбыта продукции в соответствии с имеющимся портфелем заказов и заключенными контрактами.

На втором рынке реализация продукции осуществляется на договорной основе с промышленными и торговыми предприятиями районов и городов края для собственных нужд предприятий и продажи через свои торговые точки, а также сети магазинов и рынков данной продукции.

2.2 Описание товара, продукции, услуг

ООО «Веста» специализируется на переработке круглого леса хвойных и лиственных пород, изготовлении пиломатериалов и готовых изделий длиной 4 и 6 м. следующей номенклатуры:

брус: 100х100 мм                  150х150 мм                   200х200 мм

 лафет:   В = 100 мм                В = 120 мм         В = 150 мм

               В = 200 мм

доска не обрезная, толщиной : 25, 30, 40, 50, 60 мм

доска обрезная             25х100 мм           40х150 мм

25х150 мм           50х100 мм

30х100 мм           50х150 мм

30х150 мм           60х100 мм

40х100 мм           60х150 мм

За счет использования прогрессивного технологического оборудования номенклатура изделий может быть расширена:

·        доска половая:                   40х100 мм           40х150 мм

·        доска обшивочная («вагонка»)            20х100 мм           20х150 мм

·        плинтуса, раскладки, наличники и т.д. по имеющейся конструкторской документации;

Дополнительная и перспективная номенклатура – услуги в виде столярных изделий под конкретного заказчика:

·        рамы и блоки оконные;

·        коробки и двери;

·        срубы бань, саун и домов;

·        мебель для дома и дачных домов;

·        товары народных промыслов.

Данная номенклатура выбрана на основе проведения маркетинговых исследований имеющегося рынка изделий края.


2.3 Производственный процесс

Производственный процесс носит тип массового производства, что характеризуется небольшой номенклатурой изделий с небольшим объемом выпуска продукции одного наименования (мелкосерийное производство). Он осуществляется на высокопроизводительном оборудовании с применением минимальной доли ручного труда.

Производственный процесс изготовления столярных изделий состоит из 3-х стадий: подготовительной, обрабатывающей, заключительной.

Подготовительная стадия механизирована и включает в себя следующие операции:

·        складирование круглого леса на эстакаде;

·        подача бревен в приемный лоток пилорамы.

На обрабатывающей стадии производственного процесса изделие приобретает законченную форму путем выполнения следующих операций:

·        распиловка бревен на лафет или не обрезные доски;

·        распиловка лафета или не обрезных досок на брус или обрезную доску;

·        изготовление половой доски, вагонки, плинтусов, реек, накладок и т.д.

Брус или обрезная доска являются готовыми изделиями, а половая доска или вагонка могут дополнительно подвергаться сушке в сушильной камере.

Производственный процесс изготовления пиломатериалов характеризуется небольшими затратами времени на получение готовой продукции.

Заключительная стадия производственного процесса подразумевает штабелирование готовой продукции по типоразмерам и увязка его отправки потребителю.

Исходя из стратегии маркетинга (мелкосерийное производство) все оборудование носит универсальный характер (таблица 1, 2).


Таблица 1.

Стоимость основных производственных фондов

п/п

Наименование

Кол-во

Цена ед,

руб.

Всего, руб.

1

Строительно-монтажные работы

1

19 000

19 000

2

Кран козловой

1

22 000

22 000

3

Ленточная пилограмма

1

32 000

32 000

4

Строгальный станок

1

18 000

18 000

5

Сушилка

1

8 250

8 250

6

Автопогрузчик

1

16 000

16 000

7

Бункеры хранения опилок, стружки

2

3 200

6 400

Всего



121 650


Таблица 2.

Производительность оборудования

п/п

Наименование

Кол.

шт.

Производительность ед. в час

Год. фонд эффективного рабоч. времени

Годовая мощн-ть произв.



п

Пр

Фэф.

П*Пр*Фэф

1

Кран козловой

1

80 т

4 640

371 200

2

Ленточная пилорама

1

0,5 м

4 640

2 320

3

Строгальный станок

1

0,5

4 640

2 320

4

Сушилка

1

1,0

4 640

4 640


Ф эф = Ф ном – Ф рем,

где:

Ф эф. – эффективный фонд рабочего времени, машино-час;

Ф ном – номинальный фонд рабочего времени, машино-час;

Ф рем – время, отводимое на ремонт оборудования в год, машино-час.

Ф рем = (5% х Ф ном) / 100%

Ф ном = N дн – В дн – П дн,

где

N дн – количество дней за год;

В дн – количество воскресных выходных дней за год;

П дн – количество праздничных дней за год.

Тогда: Ф ном = 365-52-8 = 305 дней

Отсюда: Ф рем = (5% * 305) / 100%.

При 5-ти дневной рабочей недели в две смены:

Ф эф = 8 час.*2 смены*290 дней = 4640 час.

Ф эф за месяц: 4640/12 = 387 час.

Мощность производства за 1 год:

1 х 0,5х 4640 + 1 х 0,5х 4640 = 4640 куб. м /мес.

Мощность производства за месяц при работе в две смены:

4640/12=386 куб. м /мес.

В соответствии с заключенными договорами в ноябре месяце будет выпущено продукции на 176 000 руб. (таблица 3).

Таблица 3.

План производства на ноябрь 2004 г.

п/п

Наименование изделий, длиной, 6 м

Кол-во

Куб. м

Цена за ед.

Стоимость, руб.

Количество материалов

Выход прод.,%

Необх.,

куб. м

Цена, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Брус







100х100

22

850

18700

70

28,6

350

150х150

33

900

29700

70

42,9

350

60х150

24

850

20400

70

31,2

350

2

Доска обрезная







25х150

11

850

9350

70

14,3

350

40х150

11

850

9350

70

14,3

350

50х150

20

850

9350

70

26

350

3

Доска половая







35х150

22

1300

28600

70

28

350

4

Вагонка







20х100

11

1300

14300

70

14,3

350

20х150

22

1300

28600

70

28

350

Итого

176


176000


228



Численность производственного персонала определяется исходя из функциональной целесообразности и численности работников аналогичных производств (таблица 4).

Таблица 4.

Численность производственного персонала и уровень предполагаемой заработной платы

п/п

Специальность

Число работн., чел.

Тариф. ставка, руб./час.

Фонд раб. времени,

час.

Всего, руб.

1

Станочник пилорамы

4

6,25

176

4400

2

Станочник-строгальщик

2

6,25

176

2200

3

Рабочий сушильной камеры

1

4,50

176

800

4

Крановщик-водитель погрузчика

2

5,80

172

2000

5

Грузчик-стропальщик

2

4,60

172

1600

Итого

11



11000


Система оплаты труда построена на применении повременно-премиальной формы. Оплата труда руководителей и других категорий работников зависит от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия (таблица 5).

Таблица 5.

Численность и заработная плата руководителей и служащих

п/п

Должность

Численность, чел.

Тариф. ставка, руб./час.

Фонд раб. времени,

час.

Всего, руб.

1

Генеральный директор

1

14,20

176

2500

2

Коммерческий директор

1

11,36

176

2000

3

Главный инженер

1

12,78

176

2250

4

Главный бухгалтер

1

11,36

176

2000

5

Зав. складом

1

4,5

176

800

6

Мастер участка

1

8,52

176

1500

7

Подсобный рабочий

1

3,45

176

600

8

Сторож

2

3,41

176

1200

Итого

9



10850


Себестоимость первой партии пиломатериалов за месяц приведена в таблице 6.

Таблица 6

Себестоимость продукции

№№

п/п

Наименование элементов затрат

Всего, руб.

1

Сырье и основные материалы

79800

2

Топливо автотранспорта

31,68

3

Электроэнергия

2692,8

4

Коммунальные услуги, всего

в т.ч.: отопление помещений

            освещение

            водоснабжение

949,0

378,4

345,6

225,0


Всего материальных затрат

83248,5

5

Заработная плата основных производственных рабочих

11000,0

6

Заработная плата общехозяйственного персонала

10850,0


Всего затрат на оплату труда

21850,0

7

Отчисления на социальные нужды

8740

8

Амортизация

405,5

9

Аренда

15418,0

10

Прочие расходы

378,3


Всего прочих затрат

16021,3


Полная себестоимость продукции

130265,3


2.4 План маркетинга

Цель маркетинга – проведение товара на рынок и получение прибыли от его реализации. При этом используются следующие принципы:

·        учет потребностей и динамика рыночной конъюнктуры;

·        воздействие на рынок и потребителями всеми доступными средствами (качество товара, реклама, сервис, цена и т.п.);

·        производство товара и оказание услуг находятся в функциональной зависимости от запросов рынка.

В комплекс мероприятий ООО «Веста» по маркетингу входят:

·        изучение потребителей товаров (услуг) и их поведение на рынке;

·        оценка выпускаемых товаров и услуг, перспектив их развития;

·        анализ используемых форм и каналов сбыта;

·        оценка методов ценообразования;

·        исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;

·        изучение конкурентов;

·        выбор «ниши» (наиболее благоприятного сегмента) рынка.


2.5 Ценообразование

Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж предприятия.

ООО «Веста» использует плавающие цены с учетом сезонности продажи товара. При этом есть нижний и верхний предел цен, рассчитываемый с учетом:

·        себестоимости продукции;

·        цены конкурентов на аналогичный товар;

·        цены, определяемые спросом на данный товар.

Так, минимально возможная цена, соответствующая минимальным издержкам производства составляет 750 руб./ м обрезного материала в летний период, т.к. этому периоду присущи легкой обработки, активность конкурентов на рынке, и максимальная 950 руб. /м , осенне-зимнему периоду присуще отсутствие основных конкурентов, дополнительные затраты на производство,

За счет уменьшения цены в летний период достигается наибольший объем продаж и за счет этого в итоге возрастает прибыль, быстро возмещающая первоначальные затраты на производство.


2.6 Финансовый план

Финансовый раздел бизнес-плана включает следующие документы:

·        прогноз объемов реализации продукции (таблица 7);

·        таблицу доходов и затрат (таблица 8);

·        расчет точки достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации представляет собой таблицу, содержащую информацию о доле рынка, которую предполагается завоевать продукцией предприятия. Предполагается, что при составлении прогноза объемов реализации цена будущей продукции определена. Именно исходя из этих данных о реализации будут приобретаться оборудование, вкладываться средства в рекламу, привлекаться новые работники и т.д. Данные об объеме реализации приводятся на основании маркетинговых исследований.

Таблица 7

Прогноз объемов реализации продукции на 2005 год

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

2005 год

Цена товара, руб./куб. м

900

920

920

950

923

Объем продаж, тыс. руб.

360

414

515

447

1736

Объем товара, куб. м

450

480

500

450

1880

Запас товара на складе, куб. м

50

80

20

-

-

Таблица 8

План доходов и расходов на 2005 год

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

2005 год

Выручка, тыс. руб.

360

414

515,2

446,5

1735,7

Общепроизводственные расходы и налоги, тыс. руб.


316,8


364,3


453,4


392,9


1527,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

43,2

49,7

61,8

53,6

208,3

Расчет точки достижения безубыточности

Обособление условно-постоянных расходов имеет исключительную значимость для идентификации уровня производственного и финансового рисков. В планово-аналитической работе это обособление используется для расчета так называемого критического объема продаж – своеобразной контрольной точки (точки безубыточности), позволяющей установить ориентир в объемах производства исходя из требования безубыточности.

Критический объем продаж – это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Любая единица продукции, произведенная сверх этого объема, будет уже приносить прибыль.

Определим точку безубыточности работы предприятия за месяц.

Известно, что в ноябре 2004 г. показатели ожидаются следующие:

В – выручка руб. / мес. – 176000 руб.

N – объем продаж

Зп – постоянные затраты – 52 159,5 руб.

                                                                                      Руб.

Коммунальные услуги

724,0

Заработная плата

26 224,0

Начисления на заработную плату

9 388,0

Амортизация

405,5

Арендная плата

15 418,0

Итого постоянные затраты                                             


52 159,5

З уд – удельные переменные затраты – 500,7 руб.

Ц – цена единицы продукции – 850 руб.

В = Ц х N, откуда можно определить объем продаж:

 N = 176000/850=207 куб. м

Точка безубыточности = Зп / (Ц – З уд.): 52159,5 / (850-500,7) = 149 куб. м

Таким образом, безубыточность производства достигается после выпуска 149 куб. м пиломатериалов, что соответствует выручке 126 650 руб. (850 * 149).

3. Перспективы развития внутрифирменного финансового планирования на ООО «Веста»


Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:[6]

-         на основе рыночной саморегуляции;

-         системой адекватных плановых механизмов;

-         путем одновременного использования рыночных и плановых начал.

Поэтому всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса. Таким документом является бизнес – план, одним из компонентов которого является финансовое планирование.

Учитывая, что ООО «Веста» находится в стадии организации и не располагает достаточным количеством средств и количеством клиентуры для широкомасштабных операций,  финансовое планирование, осуществленное в рамках бизнес-плана, направлено в первую очередь на обеспечение самоокупаемости. Но в дальнейших планах ООО «Веста», по мере развития производства и увеличении объема реализации продукции, развитие внутрифирменного финансового планирования будет осуществляться путем одновременного использования рыночных и плановых начал – посредством разработки бизнес-плана.


Бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.[7]

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.

Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. Поэтому ООО «Веста» будет осуществлять бизнес-планирование в три этапа.

Первым этапом бизнес -  планирования является анализ внешней среды:[8]

-         экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);

-         отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);

-         рынка (изменения и тенденция развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);

-         спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);

-         ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики бизнес-плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, определяя позитивное и негативное их воздействие на него. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Основными внешними факторами, оказывающими то или иное воздействие на предприятие можно назвать следующие:

-         политические;

-         международные;

-         социальные;

-         экономические;

-         экологические;

-         культурная среда.

Второй этап бизнес - планирования - оценка потенциальных возможностей предприятия (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска), что позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. С этой целью необходимо провести исследования следующих положений:

а) Маркетинг. При проведении маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:

-         доля рынка и конкурентоспособность;

-         разнообразие и качество ассортимента изделий;

-         рыночная демографическая статистика;

-         рыночные исследования и разработки;

-         предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

-         эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;

-         прибыли.

б) Финансы предприятия. Анализ финансового состояния может принести пользу предприятию и содействовать повышению эффективности процесса бизнес - планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся  внутренние потенциальные возможности либо слабые места, а также относительное положение фирмы в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны сильных внутренних и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

в) Операции. Весьма важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следующие:

-         может ли предприятие производить товары по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?

-         какой доступ имеет предприятие к новым материалам? Зависит ли предприятие от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?

-         является ли оборудование предприятия современным, и хорошо ли оно обслуживается?

-         рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

-         подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?

-         можем ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?

-         обладает ли предприятие эффективной и результативной системой контроля качества?

-         насколько эффективно спланирован и спроектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен?

г) Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем на предприятиях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если предприятие обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, оно в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует серьезно заняться кадровым вопросом.

д) Имидж предприятия. Хорошая ли репутация у предприятия в отношении достижения им своих целей? Было ли оно последовательно в своей деятельности? Каково это предприятие по сравнению с другими в этой отрасли?

Третий этап бизнес - планирования - выбор вариантов формы собственности предприятия. С этой целью необходимо проработать нормативно-законодательные акты РФ, регулирующие численность, налогообложение и т.п. в зависимости от формы собственности.

Структура бизнес-плана ООО «Веста» в перспективе будет иметь следующую структуру.

Резюме

Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.

Резюме должно быть написано предельно ясно, просто и лаконично, оно должно содержать минимум специальных терминов. Предполагается, что документ читает не имеющий специальных знаний инвестор, собирающийся вложить средства в проект. При этом, его интересуют, прежде всего, два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?

Резюме содержит следующие сведения:[9]

-         что именно предполагается сделать (суть проекта);

-         за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);

-         чем данный вид продукции или услуг лучше других;

-                     основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.

Обеспечение конкурентоспособности

Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, что наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности.

Во втором разделе бизнес-плана содержатся такие сведения как:

-         какие потребности может удовлетворить данный товар или вид услуг;

-         каковы особенности товара, чем он отличается от других, уже существующих;

-         насколько долго этот товар будет новинкой на рынке;

-         какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара;

-         образец товара, а если это возможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет;

-         предложения по сервисному послепродажному обслуживанию;

-         оценка цены;

-         оценка затрат;

-         оценка прибыли на единицу товара.

Наличие сервисного послепродажного обслуживания должно быть продумано. С одной стороны, это делает проект более дорогим и сложным. С другой – для завоевания такого конкурентного преимущества, как репутация фирмы, необходимо, чтобы покупатель не оказался один на один со сложным в техническом отношении изделием; он должен всегда знать, что ему помогут в затруднительной ситуации.

Оценка рынка сбыта

Первый этап оценки рынка – это оценка потенциальной его емкости, т. е. Определение общей стоимости аналогичных товаров, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.

Второй этап – оценка доли рынка, которую может охватить данное предприятие. Таким образом, оценивается максимально возможный объем реализации. В результате определяется примерное количество покупателей , на которое можно рассчитывать в течение месяца.

Третий этап оценки рынка сбыта – прогноз объема продаж и примерной цены, по которой покупатели могут приобретать товар. В данном разделе рассматриваются такие данные:

-         кто будет покупать товар;

-         когда будут покупать товар;

-         сколько будут покупать;

-         по какой цене.

Необходимо прогноз изменения этих данных на весь период планирования, как правило, на три года.

Сведения о конкурентах

О конкурентах полезно знать следующее:

-         какие фирмы производят аналогичную продукцию; каковы их объемы продаж;

-         качество их продукции, основные технические характеристики;

-         цены, ценовая политика;

-         система снабжения и сбыта.

При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее.

План маркетинга

К основным элементам плана маркетинга относятся:[10]

-         схема распространения товара;

-         ценообразование;

-         реклама;

-         методы стимулирования продаж;

-         организация послепродажного обслуживания;

-         формирование общественного мнения о фирме и товарах.

Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.

Схема распространения товара – это ответ на вопрос: как будет продаваться товар? Диапазон ответов здесь обширный. Соответственно, велика разница в затратах. Самым дорогим решением является создание собственных фирменных магазинов, самым дешевым – продажа со склада готовой продукции оптовым покупателям.

Особо следует остановиться на ценообразовании. Установление цены на новый товар – задача непростая. При принятии решения учитываются многие факторы. Однако, надо знать, что цена товара меняется в процессе его жизненного цикла.

Политика ценообразования зависит от цели, которую ставит перед собой предприятие: захват рынка, быстрое получение прибыли или обеспечение стабильности производства.

Стратегия маркетинга предусматривает формирование положительной репутации фирмы и ее товаров у общественности. Этому направлению деятельности, называемому «паблик рилейшнз», уделяется большое внимание. В бизнес-плане можно предусмотреть такие мероприятия. Паблик рилейшнз не является прямой рекламой товара, однако положительный образ предприятия в конечном итоге, так же как и реклама, способствует увеличению объемов продаж.

План производства

Шестой раздел бизнес-плана – план производства – необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные разделы должны быть обоснованы на длительную перспективу – два – три года, для крупных проектов – на четыре – пять лет. Раздел включает следующую информацию:

-         где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;

-         какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;

-         какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;

-         возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;

-         какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;

-         схема производственных потоков, включая точки контроля качества.

Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство, на основе которых осуществляется оценка издержек и их динамика по годам.

Организационный план

Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности важно решить следующие кадровые вопросы:

-         какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;

-         заработная плата, условия труда и условия найма на работу;

-         способы привлечения специалистов.

Юридический план

Этот раздел посвящен правовым аспектам предприятия. В разделе указываются форма собственности и правовой статус предприятия, обосновываются причины выбора той или иной формы.

В зависимости от выбора формы организации предприятия оговариваются вопросы, связанные с распределением акционерного капитала, порядком выплаты дивидендов и т.п. Необходимо учесть как выбор формы предприятия может отразиться на системе налогообложения, распределении прибыли и ответственности учредителей.

Оценка риска и страхование

В девятом разделе бизнес-плана требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.

Выводом по этому разделу является перечень страховых договоров и суммарная стоимость страховой защиты.

Таким образом, для преодоления системного кризиса в России необходимо рыночные механизмы сочетать с индикативно-договорным планированием и разработкой бизнес-планов в системе взаимоувязанных прогнозных показателей, которые служат основой заключения долгосрочных контрактов между предприятиями и формирования бюджетов всех уровней управления в стране, что  в перспективе и собирается применять ООО «Веста» в рамках внутрифирменного финансового планирования.

Заключение

В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи:

·        определены цели и задачи финансового планирования;

·        определены основные виды финансовых планов предприятия;

·        исследована структура бизнес-плана и порядок его разработки;

·        разработан бизнес-план для производства пиломатериалов пиломатериалов на примере ООО «Веста» и определены перспективы развития его внутрифирменного финансового планирования

При этом было установлено, что финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

На примере бизнес-плана ООО «Веста», разработанного с целью осуществления производственной деятельности по переработке древесины, показаны основные этапы бизнес- планирования, которое в данном случае показало насколько выгодно инвестировать средства в рассмотренное предприятие. При изготовлении 125 куб. м пиломатериала уже достигается точка безубыточности, а по плану уже в первый месяц планируется объем 176 куб. м, следовательно, уже в первый месяц работы произведенные 51 куб. м древесины сверх точки безубыточности принесут валовую прибыль около 43350 руб.

Практика показала, что при планировании своей деятельности предприятия имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования. Поэтому всякий бизнесмен, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана дает возможность:

-         определить пути и способы достижения поставленных целей;

-         максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

-         предотвратить ошибочные действия;

-         отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

-         доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;

-         смягчить влияние слабых сторон предприятия;

-         определить потребность в капитале и денежных средствах;

-         своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

-         полнее использовать инновации в своей деятельности;

-         объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

-         обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

Учитывая, что ООО «Веста» находится в стадии организации и не располагает достаточным количеством средств и количеством клиентуры для широкомасштабных операций,  финансовое планирование, осуществленное в рамках бизнес-плана, направлено в первую очередь на обеспечение самоокупаемости. Но в дальнейших планах ООО «Веста», по мере развития производства и увеличении объема реализации продукции, развитие внутрифирменного финансового планирования будет осуществляться путем одновременного использования рыночных и плановых начал – посредством разработки бизнес-плана.

Список литературы

1.     Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2.     Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.

3.     Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003.

4.     Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003

5.     Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.

6.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

7.     Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001.

8.     Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003.

9.     Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.

10.            Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003









[1] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 286

[2] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М. – с. 287

[3] Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003. – с. 98

[4] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 287


[5] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003. – с. 151

[6] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003. – с.3

[7] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 35

[8] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003. – с.12

[9] Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 317

[10] Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 321