Содержание
Введение. 3
1.1 Сущность. 4
1.2. Методы.. 6
1.3. Преимущества. 8
1.4. Недостатки. 11
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Оценка бизнеса – это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов. Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Как правило, современное предприятие – это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы – от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия. Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания).
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение доходного подхода к оценке бизнеса.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. выявление сущности доходного подхода к оценке бизнеса;
2. раскрытие методов данного подхода;
3. рассмотрение преимуществ и недостатков в данном подходе к оценке бизнеса.
1.1 Сущность
Доходный подход является общим способом определения оценочной стоимости предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания)[1].
В доходном подходе важнейшим понятием является капитализация доходов, под которой обычно понимают как совокупность приемов и методов, позволяющих оценивать стоимость объекта на основе его потенциальной способности приносить доход. При использовании данного подхода оценщик определяет текущую стоимость будущих доходов, которые потенциально могут возникнуть в ходе эксплуатации предприятия.
В рамках данного подхода возможно использование как методов капитализации доходов, так и методов дисконтирования будущих доходов. При использовании метода капитализации, репрезентативная величина доходов делится или умножается на коэффициент капитализации для пересчета доходов предприятия в его стоимость, Методы дисконтирования будущих доходов основаны на оценке доходов в будущем для каждого из нескольких временных промежутков. Эти доходы пересчитываются в стоимость путем использования ставки дисконта и техники текущей стоимости (ниже они рассмотрены подробнее).
Ожидаемые доходы, как они понимаются в рамках доходного подхода, имеют денежное выражение В зависимости от характера оцениваемого предприятия, доли акционеров в его капитале или ценных бумаг, а также других факторов ожидаемые доходы могут быть достаточно точно выражены через такие показатели, как чистый денежный поток, дивиденды, различные формы прибыли.
Ожидаемые доходы должны оцениваться исходя из таких характеристик, как природа данного предприятия; структура его капитала; показатели деятельности родственных ему предприятий, взятые в ретроспективе, перспективы развития данного предприятия и отраслей, с которыми оно связано, а также других их экономических факторов.
Пересчет ожидаемых доходов в стоимость предприятия осуществляется с помощью процедур, которые позволяют учесть ожидаемые темпы роста, время и периодичность получения доходов, степень риска потока доходов, а также стоимость денег во времени.
При перерасчете ожидаемых доходов в стоимость, как правило, требуется определить величину коэффициента капитализации или ставки дисконта. При определении соответствующей ставки оценщик должен учитывать действие таких факторов, как уровень ставки процента, ставки дохода для аналогичных предприятий согласно ожиданиям инвесторов, а также характеристики риска, связанного с получением ожидаемых доходов.
При использовании методов дисконтирования будущих доходов ожидаемые темпы роста учитываются при оценке размеров поступлений доходов в будущем. При использовании методов капитализации доходов от ожидаемых темпов роста непосредственно зависит величина ставки капитализации.
Используемые ставки дохода и ставки дисконта должны соотноситься с используемым видом ожидаемых доходов. Например, ставка дохода до налогообложения должна сопоставляться с доходом до налогообложения, ставка дохода по обыкновенным акциям – с доходом по обыкновенным акциям; ставка дохода на чистый денежный поток – с доходом на чистый денежный поток.
1.2. Методы
Для оценки предприятий по доходу применяют два метода: метод капитализации и метод дисконтирования дохода.
Метод капитализации используется в случае, если ожидается, что будущие чистые доходы или денежные потоки приблизительно будут равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми. Причем доходы являются достаточно значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться[2].
Показатель чистой прибыли обычно используется для оценки предприятий, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижимостью, балансовая стоимость которой уменьшается, а фактическая остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.
Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которых рассчитывается цена компании.
При применении этого метода возникает целый ряд проблем. Во-первых, как определить чистый доход предприятия, во-вторых, как выбрать ставку капитализации.
При расчете чистого дохода важно правильно выбрать период времени, за который производятся расчеты. Это могут быть несколько периодов в прошлом, обычно пять, а могут использоваться данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогнозы на ближайшее будущее.
Другим сложным моментом в этом методе является определение ставки капитализации.
Ставка капитализации во многом зависит от устойчивости дохода компании. Если последняя имеет устойчивый рост прибыли, выбирается более низкая ставка капитализации, что приводит к увеличению рыночной стоимости компании и, наоборот, при нестабильных прибылях ставку капитализации увеличивают.
Главным достоинством метода капитализации дохода является то, что он отражает потенциальную доходность бизнеса, позволяет учесть риск отрасли и компании. Однако этот метод мало пригоден для быстрорастущих компаний.
Самым распространенным и в то же время самым сложным из всех существующих методов оценки стоимости предприятия является второй метод доходного подхода — метод дисконтирования будущих доходов (денежных потоков). Использование данного метода основывается на принципе ожидания, т. е. подразумевается, что инвестор не вложит в предприятие сумму, большую, чем текущая стоимость суммы будущих доходов от эксплуатации данного предприятия[3].
Широкое распространение в практике оценки бизнеса получил метод, так как он позволяет учесть будущие перспективы развития.
Основными этапами метода дисконтирования будущих доходов являются:
– анализ и прогнозирование валовых доходов;
– анализ и прогнозирование расходов;
– анализ и прогнозирование инвестиций;
– расчет денежного потока для каждого прогнозируемого года;
– выбор ставки дисконта;
– определение дохода, который будет получен в постпрогнозный период расчет текущей стоимости в прогнозный и пост прогнозный период;
– внесение поправок.
В свою очередь владелец предприятия не продаст свой бизнес по цене, которая ниже совокупной текущей стоимости будущих потоков доходов. В результате столкновения двух вышеуказанных мнений формируется рыночная стоимость предприятия, которая равна текущей стоимости будущих доходов.
Метод дисконтирования денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Особенно целесообразным данный метод является при проведении оценки стоимости тех предприятий, которые успешно функционируют на рынке в течение достаточно продолжительного промежутка времени, получают прибыль и планируют стабильно развиваться.
Поскольку главным условием применения метода дисконтирования денежных потоков является наличие у предприятия дохода, то для оценки несостоятельных предприятий этот метод можно применять с определенной долей условности. Для предприятий, находящихся на стадии кризиса, стоимость, определенная в соответствии с этим методом, будет, скорее всего, отрицательная[4].
1.3. Преимущества
Таблица 1.
Доходный подход в оценке рыночной стоимости фирмы[5]
Название метода |
Условия, при которых рекомендуется использование |
Вид оцениваемой стоимости |
Достоинства |
Сферы применения |
1.а. Метод капитализации чистого дохода 1.б. Мультипликативный метод капитализации |
Доход поступает равномерно Метод 1.б для безусловно доходных предприятий и при условии, что значение муль-типликатора опре-делено для репрезентативной выборки объектов сравнения продаж |
Рыночная стоимость Инвестиционная стоимость Налоговая, страховая, залоговая стоимость |
Учитывает будущий доход Простота расчета Возможность определения стоимости предприятия в зависимости от изменения ставки капитализации |
Купля-продажа. Используется при принятии инвестиционных проектов Оценка залоговой, страховой стоимости, налогообложение По отраслевому признаку целесообразно применять для предприятий, не меняющих направление деятельности (сельскохозяйственные, лесные хозяйства и т.п.) |
2. Метод капитализации дивидендов |
Акции компании котируются на рынке Для закрытых компаний используются данные открытой компании-аналога |
Рыночная стоимость и ее модификации |
Учитывает будущий доход. Удобство для оценки предприятий, публикующих финансовые отчеты по дивидендам. |
См. метод 1.а |
.3. Метод капитализации избыточного дохода |
Для фирм с нематериальными активами Существует вероятность неустойчивости доходов в будущем Предприятие в большой мере зависит от единственного контракта |
Рыночная стоимость Стоимость для налогообложения |
Отражает будущие доходы в оцениваемой стоимости Позволяет определить стоимость нематериальных активов Можно использовать при неустойчивых доходах в будущем |
Купля-продажа. Налоговые службы Оценка одного нематериального актива (торговой марки) |
4. Метод дисконтирования денежного потока |
Для любых компаний |
Рыночная стоимость и ее модификации (в частности, инвестиционная стоимость) |
Позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия Универсальный метод Рассматривает конкретный период и динамику изменения доходов Рассматривает интересы и собственника и кредитора Позволяет проводить вариантные расчеты по развитию и реконструкции предприятия |
|
1.4. Недостатки
Таблица 2.
Доходный подход в оценке рыночной стоимости фирмы[6]
Название метода |
Условия, при которых рекомендуется использование |
Вид оцениваемой стоимости |
Недостатки |
Сферы применения |
1.а. Метод капитализации чистого дохода 1.б. Мультипликативный метод капитализации |
Доход поступает равномерно Метод 1.б для безусловно доходных предприятий и при условии, что значение муль-типликатора опре-делено для репрезентативной выборки объектов сравнения продаж |
Рыночная стоимость Инвестиционная стоимость Налоговая, страховая, залоговая стоимость |
Возможны ошибки в прогнозах Невозможность оценки предприятий, не приносящих доход |
Купля-продажа. Используется при принятии инвестиционных проектов Оценка залоговой, страховой стоимости, налогообложение По отраслевому признаку целесообразно применять для предприятий, не меняющих направление деятельности (сельскохозяйственные, лесные хозяйства и т.п.) |
2. Метод капитализации дивидендов |
Акции компании котируются на рынке Для закрытых компаний используются данные открытой компании-аналога |
Рыночная стоимость и ее модификации |
См. метод 1.а |
См. метод 1.а |
.3. Метод капитализации избыточного дохода |
Для фирм с нематериальными активами Существует вероятность неустойчивости доходов в будущем Предприятие в большой мере зависит от единственного контракта |
Рыночная стоимость Стоимость для налогообложения |
Ориентирован на оценку интеллектуальной собственности (специализированный метод), не является универсальным |
Купля-продажа. Налоговые службы Оценка одного нематериального актива (торговой марки) |
4. Метод дисконтирования денежного потока |
Для любых компаний |
Рыночная стоимость и ее модификации (в частности, инвестиционная стоимость) |
Возможны ошибки в прогнозах Возможны ошибки в выборе коэффициента дисконтирования |
|
Заключение
Доходный подход является общим способом определения оценочной стоимости предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания)
Для оценки предприятий по доходу применяют два метода: метод капитализации и метод дисконтирования дохода.
Метод капитализации используется в случае, если ожидается, что будущие чистые доходы или денежные потоки приблизительно будут равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми. Причем доходы являются достаточно значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться.
Самым распространенным и в то же время самым сложным из всех существующих методов оценки стоимости предприятия является второй метод доходного подхода — метод дисконтирования будущих доходов (денежных потоков). Использование данного метода основывается на принципе ожидания, т. е. подразумевается, что инвестор не вложит в предприятие сумму, большую, чем текущая стоимость суммы будущих доходов от эксплуатации данного предприятия.
Широкое распространение в практике оценки бизнеса получил метод, так как он позволяет учесть будущие перспективы развития.
Список литературы
1. ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998г №135
2. Баканов М.И.и Шеремет А.Д Экономический анализ Учеб. Пособ. – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Бирман Г., Шмидт С.Экономический анализ инвестиционных проектов. – М.: ЮНИТИ, 1999
4. Беляев, С.Г. В.И. Кошкина Беляев, С.Г. В.И. Кошкина Теория и практика антикризисного управления. – М.: ЮНИТИ, 1999.
5. Валдайцев. С. В. Оценка бизнеса и инновации: Учеб. пособие. – М.: ФилинЪ, 1997.
6. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами М.: Финансы и статистика, 1996.
8. Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО, 1999.
9. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терихова В.В. Оценка бизнеса. – СПб.: Питер, 2002.
11. Ковалев А.П. Сколько стоит имущество компании? – М.: Финстатинформ, 1999.
12. Ковалев А.П. Управление имуществом на предприятии – М.: Финстатинформ, 2002.
13. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 1999.
14. Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2000
15. Фридман Д.ж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 2000.
[1] Валдайцев. С. В. Оценка бизнеса и инновации: Учеб. пособие. – М.: ФилинЪ, 1997. – с 56
[2] Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. – с 81
[3] Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терихова В.В. Оценка бизнеса. - СПб.: Питер, 2002.
[4] Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с 101.
[5] Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО, 1999. - с 78.
[6] Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО, 1999. - с 85.