Содержание

 

 

Задание 1. Общность и специфика построения организационных структур государственных органов (районной, городской, областной администрации). 2

Задание 2. Что объясняет и каковы особенности теории институтов и институциональных изменений. 5

Список литературы.. 10

 

Задание 1. Общность и специфика построения организационных структур государственных органов (районной, городской, областной администрации).

Под организационной структурой государственного органа (или органом государства) понимают структурно обособленную часть государственного аппарата (в широком смысле слова), которая обладает государственно-властными полномочиями по осуществлению определенных функций государства и располагает для этого организационно-правовыми и материально-финансовыми возможностями.

Общность построения государственных органов власти состоит в том, что все организационные структуры строятся на основе общих принципов и закономерностей. Эти принципы обуславливают специфику построения систем государственных органов. Можно выделить ряд универсальных принципов, в соответствии с которыми строится и действует система государственных органов: законность, иерархичность, взаимодействие различных органов, их самостоятельность. Кроме указанных универсальных принципов, в отдельных группах стран в некоторые исторические периоды в основе построения и деятельности всей системы государственных органов могут также лежать локальные принципы: народовластие, разделение власти, абсолютное верховенство единоличного главы государства и т.д[1].

Законность. Принцип законности – один из важнейших принципов построения и функционирования системы государственных органов. Он проявляется, прежде всего, в том, что государственные органы во всей своей деятельности опираются на санкционированные или изданные государством нормы и должны неукоснительно следовать им. При этом необходимо отметить, что принцип законности подразумевает применение не только законов в узком понимании этого слова, но и других норм, исполнение которых обеспечивается государством, в частности, конституции, судебных прецедентов, обычаев, а также подзаконных актов.

Государственные органы не только сами действуют в рамках законности, но и обеспечивают соблюдение законности со стороны организаций и отдельных лиц на подчиненной каждому органу территории специфическими, присущими именно данному органу средствами.

Иерархичность. Иерархичность представляет собой одно из свойств любой системы. Однако для системы государственных органов иерархичность имеет особое значение, поскольку для характеристики любого государственного органа важно, какое место он занимает среди других органов. С этим связаны функции и компетенция каждого органа. Так, законодательная функция определенного государственного органа тесно связана с тем, что этот орган занимает главенствующее положение в системе государственных органов. Иерархичность предполагает соподчиненность государственных органов в рамках единой системы, в результате чего обеспечивается эффективность функционирования государственного механизма.

Взаимодействие различных органов. Данный принцип тесно связан с предыдущим, так как иерархичность предполагает, что государственные органы находятся в определенных взаимоотношениях. Без постоянного взаимодействия система государственных органов не сможет функционировать как единое целое, как система. Именно благодаря системе сдержек и противовесов между органами, представляющими различные ветви государственной власти, оказались перекинуты мостки; органы получают возможность взаимодействовать между собой, а вся система государственных органов – функционировать, поскольку государственная власть в границах одной страны – едина.

Самостоятельность отдельных органов. Каждый из органов в системе обладает собственными функциями и статусом, хотя и действует во взаимосвязи с другими органами. Самостоятельность отдельных органов не упраздняется тем, что они могут формироваться другими органами. Однако при этом, естественно, органы, формирующие другие органы, получают в свое распоряжение определенные рычаги воздействия на формируемые органы[2].

Самостоятельность предполагает определенную долю независимости каждого органа при принятии решений в рамках своей компетенции (что не означает возможности отмены такого решения другим управомоченным на это органом). В то же время ввиду самостоятельности сами органы, принимающие решения, несут всю полноту ответственности за принимаемые ими решения. Правда, в определенной ситуации такая ответственность может не повлечь за собой никаких последствий для соответствующего органа или должностного лица.

В рамках отдельных органов могут создаваться свои внутренние органы. В этом случае сам отдельный государственный орган может рассматриваться как определенная система (подсистема) органов. Такие внутренние органы действуют в рамках компетенции и финансовых возможностей самого государственного органа, помогая ему в наиболее полной мере осуществлять имеющиеся у него функции.

Кроме того, один из важнейших принципов построения органов государственной власти – принцип разделения властей. Реализация данного принципа предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и адекватную институционализацию этих функций, создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным властям и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.[3] Единство всей системы построения государственных органов предполагает ее дифференциацию на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной исполнительной и судебной власти самостоятельны реализуя принцип разделения властей, государственные власти разных уровней осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Этот принцип означает, что ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него конституцией.  

Что касается индивидуальных особенностей построения организационных структур государственных органов (районной, городской, областной администрации), то в целом, на каждом из уровней учитываются специфические особенности территории[4]:

-       Природно-географические условия, природопользование и масштаб территории;

-       Социокультурные условия и религия;

-       Уровень технического обслуживания (техносфера).

-       Этносфера.

Так, например, районная администрация будет строиться таким образом на территории с ярко выраженными историческими особенностями и национальными традициями, чтобы учесть особенности данной народности, вероисповедания, защитить интересы национальности, т.е. будет формироваться как с учетом общих государственных принципов, так и с учетом индивидуальных национальных особенностей.

Задание 2. Что объясняет и каковы особенности теории институтов и институциональных изменений.

Важную роль в понимании закономерностей общественного развития играет теория социального института. Рассмотрим основные понятия теории институтов.

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений[5].

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов[6]:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

 Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами[7]:

1) Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Процесс упорядочения и  изменения социальных институтов, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институциональных изменений включает в себя ряд моментов[8]:

1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

    Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

    Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями,  нормами и образцами поведения.

Список литературы

1.     Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. - М.: Юридическая литература, 1999.

2.     Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. - М.: РАГС, 2003.

3.     Конституционное право. Учебник. Под ред. Козлова А.Е. – М.: Издательство БЕК, 1999.

4.     Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). - Свердловск, 1999.

5.     Осипов Г.В. Социальные институты. // Социология. - М., 1998.

6.     Осипов Г.В., Кравченко А.И. Институциональная социология. // Современная западная социология. Словарь. - М., 2000.

7.     Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 2001.

8.     Симагина О.В. Система государственного управления. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск, СибАГС, 2003.

9.     Симагина О.В., Флах С.В. Система государственного управления. Учебно- методический комплекс. – Новосибирск, СибАГС, 2001.

10.           Теория организации. Учебник. Под ред. Фадеева Н.К. – М.: Инфра- М, 2003.


[1] Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. - М.: РАГС, 2003. – с. 147.

[2] Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 2001. – с. 81.

[3] Конституционное право. Учебник. Под ред. Козлова А.Е. – М.: Издательство БЕК, 1999. – с. 26

[4] Симагина О.В. Система государственного управления. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск, СибАГС, 2003. – с. 35.

[5] Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). - Свердловск, 1999. – с. 47.

[6] Осипов Г.В., Кравченко А.И. Институциональная социология. // Современная западная социология. Словарь. - М., 2000. – с. 334.

[7] Теория организации. Учебник. Под ред. Фадеева Н.К. – М.: Инфра- М, 2003. – с. 111.

[8] Осипов Г.В. Социальные институты. // Социология. - М., 1998. – с. 76.