1. Характерные черты монополий и монополистической конкуренции
Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Характерными чертами монополии являются:
1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист, есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы;
2. Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него;
3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль за ценой и причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя качеством предложенного продукта;
4. Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование.
Различают три вида монополий. Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приводит к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
В случае открытой монополии фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае зарытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объясняется с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображении, которые мешают дополнительным фирмам войти в отрасль. Эти барьеры достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию.
Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. То есть первым барьером являются высокие издержки, связанные с небольшими размерами фирмы.
В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштабов производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. К таким предприятиям общественного пользования можно отнести электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Также правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначать, чтобы избавить общество от неблагоприятных результатов.
Кроме того, правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создает также легальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии.
Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение определенного периода времени патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, конечно, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Патентный контроль играл видную роль в росте многих современных международных индустриальных гигантов.
Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий (например, радио- и телевизионным станциям). В некоторых случаях государство может выдавать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию.
Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства и уникальным, может также препятствовать созданию конкурирующих фирм.
Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестких действий. Привычными приемами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечистой конкуренции теперь являются незаконными.
Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
Монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Сникерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таки образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.
Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях – это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).
2. Сущность, функции, формы денег. Современная банковская система
Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают их в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру - непосредственному обмену товаров и услуг на другие товары и услуги – очень неэффективному средству осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. Это требует выискивания всех потенциальных партнёров по обмену, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
Деньги служат также расчетной единицей или «мерой стоимости». Роль денег как «единицы измерения» позволяет использовать установленные цены для сделок. Функции денег, как расчетной единицы, позволяют измерять экономические величины понятным для всех (почти) способом. Помимо того, что деньги служат средством обмена и расчетной единицей, они ещё обеспечивают очень удобный способ сбережения (средство сбережения) и удобный способ заимствования денег (средство отсроченного платежа). Как «средство сбережения» деньги облегчают процесс осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей покупательной способности. Как «средство отсроченного платежа» деньги облегчают заимствование (и предоставление ссуд), обеспечивая ту меру покупательной способности, которую на настоящий момент времени заимствуют и дают взаймы. Деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств.
Функции денег рассматриваются как проявление их сущности, они стабильны и мало подвержены изменениям. В большинстве случаев осуществляются лишь деньгами и могут выполняться только при участии людей.
Деньги обладают определенными функциями. Функции денег:
1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т. д. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами.
2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям “товаром” ( деньгами ), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке.
3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, и, прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами , деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми.
Особенность функции денег как средства обращения заключается в том, что эту функцию выполняют, во-первых, реальные, или наличные, деньги, а, во-вторых, знаки стоимости — бумажные и кредитные деньги. В настоящее время, когда золото демонетизируется, функцию средства обращения выполняют кредитные деньги. Причем они функционируют и как покупательное средство, и как средство платежа, если метаморфоза Т - Д - Т не прерывается во времени, то обращение товаров происходит на основе денег как покупательного средства, если происходит разрыв между покупкой и продажей товаров, то деньги выступают как средство платежа.
4. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества ( собственности ) или ценных бумаг ( акций , облигаций и т. д.) . Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства.
5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ - это деньги в системе международных экономических отношений. Эта функция возникла в докапиталистических формациях, но получила полное развитие с созданием мирового рынка.
Мировые деньги имеют троякое назначение и служат, всеобщим платежным средством, всеобщим покупательным средством, материализацией общественного богатства. В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам, главным образом по платежному балансу. Как международное покупательное средство деньги используются при прямой покупке товаров за границей и оплате их наличными (например, при неурожае - покупка зерна, сахара и других продовольственных товаров).
В качестве материализации общественного богатства деньги являются средством перенесения национального богатства из одной страны в другую при взимании контрибуций, репараций или предоставлении займов.
В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определённых условиях применяются различные виды денег.
Развитие обмена, его интенсивность обусловили выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основы которого явились драгоценные металлы и, прежде всего золото. В XIX в. и в начале XX в. в обороте достаточно широко применялись наличные деньги в виде золотых монет (в России после денежной реформы 1895- 1897гг. до начала первой мировой войны были десятирублёвые и пятирублёвые золотые монеты). Однако золотым деньгам присущи немалые недостатки:
дороговизна;
невозможность обеспечить потребность оборота золотыми деньгами, поскольку потребности в деньгах опережают добычу золота.
В связи с вышеперечисленным и другими причинами во всём мире постепенно перестали применять золото в качестве материала для изготовления денег. Стали широко применяться бумажные деньги и кредитные деньги (банкноты). При переходе от применения полноценных денег к денежным знакам, прежде всего появились в обороте разменные на золото кредитные билеты. Во всём мире продолжался процесс превращения денежных знаков в самостоятельную разновидность денег и вместе с тем уменьшалась их связь с золотом. Так произошёл переход от применения полноценных золотых денег к денежным знакам, изготовленным из бумаги.
К бумажным деньгам относятся такие дензнаки, главной особенностью которых является не то, что они изготовлены на бумаге, а то, что они выпускаются государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов. Главным недостатком бумажных денег является то, что они поступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках. Чрезмерный выпуск ведёт за собой обесценивание денег, уменьшение их покупательной способности. Кредитные деньги (банкноты). Они также изготавливаются из бумаги, но их выпуск в обращение производят обычно банки при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различными хозяйственными процессами. То есть, выпуск в обращение банкнот и их изъятие из оборота происходят на основе кредитных операций, выполняемых в связи с хозяйственными процессами, а не при осуществлении расходов и получения доходов государством. Главной особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обращение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. Ссуда выдаётся под обеспечение, которым служат определённые виды запасов, а погашение ссуд происходит при снижении остатков ценностей. Так достигается увязка объёма платёжных средств, предоставляемых заёмщикам, с действительной потребностью оборота в деньгах. Такая особенность является наиболее важным преимуществом кредитных денег. Если происходит нарушение связи с потребностями оборота, кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки. Это подтверждается современным опытом денежного обращения в России, где в обращение эмитируются банкноты.
Большое значение имеют деньги безналичного оборота. Такие деньги имеют ряд преимуществ, в числе которых снижение издержек за счёт уменьшения таких расходов, как печатание дензнаков, их транспортировка, пересчёт, охрана. Особенности безналичных денежных расчётов:
В операциях с наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель. В безналичных расчётах к числу участников прибавляется банк, в котором осуществляются расчёты в форме записей по счетам заёмщика и получателя;
Участники безналичных расчётов состоят в кредитных отношениях с банком;
Перемещение денег производится путём записей по счетам участников операции. Так оборот наличных денег замещается кредитной операцией.
Это показывает значение целесообразной организации процессов кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денег. Учитывая платёжный кризис в России, возможности таких операций нельзя недооценивать.
Обычно деньги определяют как обобщённое средство покупательной способности, принимаемое в качестве оплаты за товары и услуги. Бумажные деньги, монеты и депозиты, которые можно изымать с помощью чеков, квалифицируют как «деньги», потому что они служат прямым средством оплаты. Исходя из этого определения, депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков и подобные им ликвидные финансовые средства, не являются деньгами, поскольку их надо сначала конвертировать в депозиты, которые можно изымать с помощью чеков, а потом использовать для платежа. Такие высоколиквидные активы из-за лёгкости, с которой их можно конвертировать в деньги, воспринимают как «почти деньги» (квази деньги). То есть, совокупный объём наличных денег и денег безналичного оборота является денежной массой.
В странах рыночной экономики применяются различные группировки денег. Они называются денежными агрегатами и служат альтернативными измерителями денежной массы в обращении.
Известны следующие денежные агрегаты:
М1 - сюда включаются наличные деньги, счета до востребования, другие чековые вклады, иногда – кредитные карточки
М2 - состоит из М1 плюс срочные вклады небольших размеров и другие легколиквидные сбережения (т.е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги);
М3 - состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров.
Можно выделить следующие особенности построения современной банковской системы России.
Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела. Однако дальнейшие события показали, что в 1988-1995 гг. перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационной) части.
Коренное же изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. Это обстоятельство в сочетании с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков.
Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.
Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.
В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу, впервые в российском банковском законодательстве определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым образом зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес определенную ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны.
В настоящее время на стадии принятия находится такой важный для дальнейшего развития банковской практики закон, как Федеральный закон «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», а Федеральный закон «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций» вступил в силу в марте 1999 г.
Таким образом, современная практика развития банковской системы, ранее названные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы.
Список использованной литературы
1. Бункина М.К. Деньги, банки, валюта. – М.: АО «ДИС», 1999 г.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 2 – СПб: «Экономическая школа», 1997.
3. Деньги, кредит, банки / Лаврушин О.И./ М Инфра-М.-1999г.
4. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. – Новгород: ВВАГС, 1996.
5. Микроэкономика. – М.: «Поиск», 1998.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфа–М, 1999.
7. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 г.