СОДЕРЖАНИЕ:



введение......................................................................................................... 3


1. Финансовый рынок, характеристика финансового рынка и его роль в финансовой политике..................................................... 4


2. Органы управления финансами................................................... 7

 

2.1. Управление финансами в ведущих зарубежных странах........................... 7

 

2.2. Управление финансами в Российской Федерации...................................... 8

 

2.3. Автоматизированная система управления финансами............................. 9


3. Задача........................................................................................................ 11


ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 12


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 13

введение  

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна только начинает выходить из глубокого финансового и экономического кризиса. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные ответы на вопросы о том, как стабилизировать экономическую ситуацию, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства, какими методами добиться нормализации финансового положения страны, как снизить бюджетный дефицит и т.п.

  Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций и т.д. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас.

В связи с этим главной целью написания данной контрольной работы является приоткрытие завесы над финансовым рынком. Кроме этого в работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся органов управления финансами как в ведущих зарубежных странах, так и  в Российской Федерации, а также автоматизированная системы управления финансами.

1. Финансовый рынок, характеристика финансового рынка и его роль в финансовой политике

В условиях отказа от административно-командной системы управ­ления экономикой бесперебойное формирование финансовых ресур­сов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка. Он представляет собой особую форму организации движения денежных средств в народном хозяйстве и функционирует как в виде рынка цен­ных бумаг, так и рынка ссудных капиталов.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рын­ка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой по­требности. Сплошь и рядом денежные средства есть в наличии у од­них владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эф­фективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве дви­жению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользо­вателям (инвесторам).

Сберегателями выступают юридические и физические лица, на­капливающие у себя денежные средства. Основными сберегателями в большинстве стран с развитой рыночной экономикой являются част­ные лица (население), которые осуществляют инвестирование своих сбережений либо непосредственно (индивидуальным образом), либо через пенсионные фонды, страховые организации и другие финансо­во-кредитные институты аккумулирования индивидуальных сбере­жений. Наряду с внутренними сберегателями в операциях на финансовых рынках могут принимать участие также и иностранные сберегатели. Пользователи (инвесторы) - это субъекты хозяйствова­ния и органы государственной власти, вкладывающие денежные сред­ства в какое-либо предприятие, дело (расширение производства и оказание услуг, покрытие государственных расходов и т.п.) [2].

Функционирование финансового рынка объективно предопределе­но наличием в экономике страны собственников, обладающих реаль­ной, а не мнимой самостоятельностью. Только такие независимые собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное их инвестирование в различного рода затраты. Вместе с тем функционирование финансового рынка немыслимо и без соответ­ствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность самого рынка и участвующих на нем контрагентов.

Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инве­стирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг. Ценной бумагой признается доку­мент, удостоверяющий имущественное право владельца бумаги при ее предъявлении. Ценные бумаги должны обязательно содержать пре­дусмотренные законом реквизиты: номинальную цену, срок обраще­ния на рынке, способ погашения, фискальный режим и т.д. [3].

Используемые на финансовом рынке ценные бумаги по характеру подразделяются на две группы: долговые и долевые. Долговые ценные бумаги отличаются обычно твердо фиксированной процентной став­кой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на опре­деленную дату в будущем. Классическим видом этой ценной бумаги является облигация. Долевые ценные бумаги представляют непосред­ственную долю их владельца (держателя) в реальной собственности. Примером является акция, удостоверяющая право ее владельца (ак­ционера) на получение части прибыли предприятия в виде диви­дендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия.

Финансовые рынки можно подразделить на первичные, связанные с выпуском новых ценных бумаг, и вторичные, осуществляющие пе­репродажу ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегате­лями и инвесторами являются эмитенты. К ним относятся, с одной стороны, юридические лица, являющиеся субъектами хозяйствова­ния и стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства, об­новлению его материально-технической базы, а, с другой - органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Посреднические функции, между эмитентами и инвесторами выполняют специальные торговые конторы - дилерские и брокерские фирмы. [3].

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фир­мам, ассоциациям и органам государственной власти. Вместе с тем благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей.

Организационные структуры финансового рынка включают раз­личные финансовые институты (финансово-банковские учреждения, страховые компании и др.), но ключевыми среди них являются фон­довые биржи, постоянное функционирование которых оказывает су­щественное влияние не только на сферу финансово-кредитных отношений и денежного обращения, но и в целом на экономическое и социальное развитие страны.

·        Существуют три вида бирж: замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи; биржа со свободным доступом посетителей, сделки на ней осуществляют только макле­ры (т.е. посредники); и биржа, состоящая из широкого круга лиц, но действующая под контролем правительственных органов.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное народно­хозяйственное значение. Во-первых, благодаря им становится воз­можным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накап­ливать ресурсный потенциал. Во-вторых, с помощью финансового рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечиваю­щих максимальную прибыль инвесторам. В-третьих, перелив ка­питалов, осуществляемых на финансовых рынках, способствует ускорению научно-технического прогресса, быстрейшему внедре­нию научно-технических достижений. Все перечисленное содейст­вует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. И, наконец, финансовый рынок позволяет ци­вилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов [2].

2. Органы управления финансами

2.1. Управление финансами в ведущих зарубежных странах


Управление финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законода­тельных органов власти — парламентов: в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в ФРГ — Бундестаг, во Фран­ции — Национальное собрание и т.д. Парламенты имеют две палаты — нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые зако­ны и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются двумя палатами парламента и подписываются главой государства. Парламенты также утверждают отчеты об исполнении госу­дарственного бюджета, законы о налогах, устанавливают пре­дельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами находится в веде­нии финансового аппарата, главное звено которого — министер­ство финансов. Оно разрабатывает финансовую и налоговую по­литику государства, политику в области государственных расхо­дов, проводит контроль за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет проект государственного бюджета и организует его исполнение.

Следует отметить, что в каждой стране имеются особенности в управлении финансами. Так, в США помимо Министерства финансов имеется Административно-бюджетное управление при Президенте, которое составляет расходную часть федерального бюджета.

Во всех развитых западных странах ведущими подразделе­ниями министерства финансов являются управление внутренних доходов, которое издает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступление, и управление та­моженных пошлин и акцизов, готовящее инструктивный мате­риал по косвенным налогам и организующее их поступление в бюджет.

Важное подразделение министерства финансов — управле­ние внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

В состав министерства финансов входит управление контро­ля за денежным обращением.

В Великобритании управление финансами осуществляет в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством. В ФРГ управление финансами также возложено на федеральное Министерство финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета [1].

2.2. Управление финансами в Российской Федерации

Управ­ление финансами в Российской Федерации прежде всего осуще­ствляют высшие законодательные органы власти. Это Федераль­ное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отче­та о его исполнении.

Федеральное собрание рассматривает также законы о нало­гах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанав­ливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финанса­ми РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведе­ние единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной по­литики в РФ.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения:

1) департамент бюджетной политики, разрабатывающий по­литику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и органи­зующий его исполнение и др.;

2) департамент отраслевого финансирования, созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, де­партамента агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи;

3) департамент межбюджетных отношений, который регули­рует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;

4) департамент управления государственным внутренним дол­гом, осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;

5) департамент управления государственным внешним дол­гом, который производит выпуск внешних займов — ев­робонов и их погашение;

6) департамент оборонного комплекса и правоохранитель­ных органов и др.

Важное подразделение Министерства финансов — Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета [1].

2.3. Автоматизированная система управления финансами

Частью общего управления финансами являются автоматизиро­ванные систему управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможно­сти применения АСУ, что повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ со­здаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. АСУ становятся неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эф­фективному функционированию финансов [4].

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронной вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются АСФР. В частности, в системе Министерства финансов Российской Федерации функционирует АСФР, которая стала органической частью структуры финансовых органов.

В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу низовых звеньев финансовых органов - районных и городских финансовых управлений (отделов) исполкомов Советов народных депутатов. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест (АРМов) инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.

В финансовой системе нашей страны получают дальнейшее развитие местные финансы в качестве ее перспективного самостоятельного звена. Это требует активизации работы по внедрению автоматизированных систем в низовых звеньях финансовой системы в органической связи с АСФР Министерства финансов России.

АСУ - это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления, в частности, финансами. Возможности этой системы нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно – совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация [2].


3. Задача

АО «Гелия» выпустила акции по номинальной стоимости 1000 руб. за шт. АО выплачиает дивиденды в размерер 260% годовых, ссудный процесс составил 198% годовых. Рассчитать курс акций и рыночную стоимость.

Решение:

Акции являются самым типичным и широко распространенным выражением фиктивного капитала. Они имеют номинальную цену (N) и рыночную, или курсовую (K). Акция продаётся за такую сумму, которая, будучи превращена в банковский депозит (r), принесёт доход, равный дивиденду (d) [5].


K =

d

· 100%

r

По условию задачи N = 1000 руб./шт., d = 260%, r = 198%.

Таким образом, K = (260%/198%) · 100% = 131%.

Тогда курсовая или рыночная стоимость акции равна

(N · К)/100% = 1000 · 131/100 = 1310 руб./шт.

Курс акции – отношение ее рыночной стоимости к номинальной.

Поэтому курс акции равен 1310/1000 = 1,31.

Ответ: курс акции = 1,31; рыночная стоимость акции = 1310 руб./шт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэто­му их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. В контрольной работе был рассмотрен финансовый рынок, конечно, не досконально, но во всяком случае были даны основные понятия и принципы его функционирования. Также было показано, как финансовый рынок взаимосвязан с финансовыми ресурсами, являющимися основным средством финансово-экономических отношений.

Кроме этого в работе были рассмотрены органы управления финансами в различных странах. Но неизменным остается одно, единое для всех стран: непосредственное управление финансами находится в веде­нии финансового аппарата, главное звено которого — министер­ство финансов. Оно разрабатывает финансовую и налоговую по­литику государства, политику в области государственных расхо­дов, проводит контроль за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет проект государственного бюджета и организует его исполнение.

Также были рассмотрены вопросы, связанные с автоматизацией систем управления финансами. И в заключение можно сказать, что АСУ представляют качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке и созданию современной компьютерной техники, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.              Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

2.                 Финансы/ В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред. В.М.Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 193. – 400 с.: ил.

3.                 Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс./Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. — С.-Пб.: Экономическая школа, 1997, т. 2, гл. 14.

4.                 Автоматизированные системы обработки финансово-кредитной информации: Учебник/ В.С.Рожнов, Г.К.Бегоцкая, С.В.Геков и др.; Под ред. проф. В.С.Рожнова. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 255 с.: ил.

5.                 Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля/ Берзон Н.И., Буянова Е.А., Кожевников М.А., Чаленко А.В. — М.: Вита-Пресс, 1998. - 400 с.: ил.