СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..5

Глава 1. Капитальное строительство и договор строительного подряда………..5

§1.1. Понятие и виды капитального строительства……………………………….5

§1.2. Понятие договора строительного подряда…………………………………...7

§1.3. Разновидности договора строительного подряда……………………………9

§1.4. Условия договора строительного подряда……………………….................10

Глава 2. Заключение и исполнение договора строительного подряда……...….11

§2.1. Порядок заключения договора строительного подряда…………………...11

§2.2. Права и обязанности сторон в договоре строительного подряда…………15

§2.3. Ответственность сторон по договору строительного подряда……………18

§2.4. Способы обеспечения обязательств в договоре строительного подряда…21

§2.5. Сдача и приемка работ……………………………………………………….21

Глава 3. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ…………………………………………………………………………………23

§3.1. Проектирование и изыскания для капитального строительства…………..23

§3.2. Элементы и содержание договора на выполнение проектно-изыскательских работ………………………………………………………………25

§3.3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектно-изыскательских работ………………………………………………………………27

§3.4. Экспертиза и приемка технической документации………………………..29

§3.5. Изменение, расторжение договора и имущественная ответственность за нарушение его условий…………………………………………………………….30

Глава 4. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд……………………………………………………………..31

§4. 1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд………………………………………………………...31

§4.2. Основания и порядок заключения государственного контракта………….32

§4.3. Содержание и исполнение государственного контракта…………………..34

Заключение………………………………………………………………………...36

Список использованной литературы…………………………………………..37

Введение

Инвестиционные вложения в области капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий строительной индустрии. Таким образом, уже к середине 90-х годов в рассматриваемой сфере явно преобладали частнособственнические отношения, которые потребовали адекватного правового регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части второй ГК в РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства. Существенное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 ГК РФ. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере отныне действует подавляющее большинство общих норм в договорах подряда.

Тема данной курсовой работы – «Понятие и разновидности договора подряда на капитальное строительство» – актуальна в силу того, что, во-первых, специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения, во-вторых, именно работы, выполняемые на основании договора строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости, начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, в-третьих, договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока, за этот период может произойти существенное изменение цен на строительные работы и материалы, может возникнуть потребность внесения изменений в проектную документацию и т.д., что также учитывается законодательством.

Целью данной работы является описать понятие и разновидности договора подряда на капитальное строительство.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. раскрываются понятия капитального строительства и договора строительного подряда;

2. описывается заключение и исполнение договора строительного подряда;

3. рассматривается договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ;

4. описывается государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Работа состоит из Введения, четырех Глав, Заключения и Списка использованной литературы.

В Главе 1 – Капитальное строительство и договор строительного подряда – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается капитальное строительство и договор строительного подряда.

В Главе 2 – Заключение и исполнение договора строительного подряда – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается заключение и исполнение договора строительного подряда.

В Главе 3 – Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ – решается третья из промежуточных задач, а именно: рассматривается договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

В Главе 4 – Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд – решается последняя из промежуточных задач, а именно: описывается государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

Глава 1. Капитальное строительство и договор строительного подряда

§1.1. Понятие и виды капитального строительства

Капитальное строительство – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, направленная на создание новых и модернизацию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Оно является одной из важнейших отраслей материального производства, основой развития всех других его отраслей, служит главным источником расширенного воспроизводства. К капитальному строительству как одной из отраслей материального производства относится также деятельность по выполнению проектных и изыскательских работ, подготовке технической документации, необходимой для осуществления строительных, монтажных, пусконаладочных и других специальных капитальных работ. 1

Стройка – это совокупность зданий и сооружений, возведение которых осуществляется на одной или нескольких строительных площадках по единому проекту. Объект строительства – это каждое отдельно стоящие здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями и т. д.), на которые составлены отдельный проект и смета.

Видами капитального строительства являются новое строительство (новостройка), расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений, т. е. их модернизация.

Новое строительство – строительство комплекса объектов вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, отдельных производств, которые возводятся на новых строительных площадках и после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, т. е. возникает новая организация – юридическое лицо.

Расширение действующих предприятий – строительство на их или прилегающей к ним территории дополнительных производств, новых отдельных цехов и объектов или осуществление работ по расширению уже существующих на предприятиях таких цехов и объектов. К этому виду капитального строительства относится также строительство филиалов и производств действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

Реконструкция действующих предприятий – переустройство существующих цехов и объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса. Такое переустройство осуществляется по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, и, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений.

Техническое перевооружение действующих предприятий – комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков. Осуществляется оно по проектам и сметам на отдельные объекты или отдельные виды работ и, как правило, без расширения производственных мощностей.

В зависимости от того, ведется капитальное строительство собственными силами застройщика или для этого привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства: подрядный способ, когда строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля; хозяйственный способ, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика; смешанный способ, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика (обычно это общестроительные работы по возведению зданий и сооружений), а другая часть – силами сторонних специализированных организаций (санитарно-технические и электротехнические работы и т. д.). Основной способ осуществления капитального строительства – подрядный.

§1.2. Понятие договора строительного подряда

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК).

Нормы, регулирующие отношения по строительному подряду, содержатся во многих других нормативных правовых актах. Таковы, например:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г.; 1

- Закон РФ от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации»;

- Закон РФ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;

Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные Советом Министров – Правительством РФ 14 августа 1993 г. 2

Стороны договора строительного подряда называются заказчик и подрядчик. Законом об инвестиционной деятельности значительно расширен круг возможных участников данного договора. Если ранее устанавливалось, что его сторонами могут быть только организации (см. ст. 368 ГК РСФСР 1964 г.), то в настоящее время ими могут быть и граждане-предприниматели.

В качестве заказчиков могут выступать инвесторы1, вкладывающие средства в капитальное строительство, а также физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных программ по строительству.

При осуществлении капитального строительства широко применяется система генерального подряда: заказчик заключает договор с одной строительной организацией – генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных комплексов работ привлекает специализированные организации на основе договора субподряда, т. е. в качестве субподрядчиков. В качестве генеральных подрядчиков и субподрядчиков могут выступать и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Субподрядный договор по правовой природе является договором строительного подряда, в котором генеральный подрядчик выступает в качестве заказчика, а субподрядчик – в качестве подрядчика.

Предметом договора строительного подряда (субподряда) является конечный результат деятельности подрядчика (субподрядчика). По договору подряда – это соответствующий объект строительства (предприятие, здание, сооружение), сдаваемый подрядчиком заказчику, а по договору субподряда – законченный комплекс определенных работ (санитарно-технических, монтажных и др.), составляющих часть работ по объекту строительства в целом и сдаваемых субподрядчиком генеральному подрядчику.

Договор строительного подряда обладает рядом особенностей, позволяющих выделить его из числа других договоров по выполнению работ: работы по данному договору ведутся непосредственно по месту нахождения объекта (предмета труда); специфичны предмет договора (предприятие, здание, сооружение либо иная недвижимость как конечная продукция строительного производства или законченный комплекс определенных работ по объекту строительства) и его субъектный состав (стороны договора – участники инвестиционной деятельности в области капитального строительства); длительность договорных связей между заказчиком и подрядчиком, их сотрудничество в надлежащем исполнении договорных обязательств; широкое применение системы генерального подряда; наличие системы специальных нормативных актов, регулирующих отношения по капитальному строительству.

§1.3. Разновидности договора строительного подряда

Различаются следующие разновидности договора строительного подряда:

- договоры на выполнение строительно-монтажных и иных работ по объекту в целом: на новое строительство, в том числе строительство объектов «под ключ», на расширение, реконструкцию или технические перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений. Такие договоры заключаются заказчиком с генеральным подрядчиком, в качестве которого обычно выступают общестроительные организации, осуществляющие основные виды массовых общестроительных работ (бетонных, земляных, каменных и т. д.);

- договоры на выполнение отдельных комплексов монтажных и иных специальных строительных работ: на монтаж технологического, энергетического или другого оборудования, на монтаж металлических, деревянных или иных строительных конструкций, на выполнение изоляционных, отделочных или других специальных строительных работ. Как правило, это субподрядные договоры;

- договоры на выполнение пусконаладочных работ. Это в большинстве случаев прямые договоры. Заключаются они обычно заказчиком со специализированными пусконаладочными организациями или с поставщиками оборудования (их специализированными организациями).

По согласованию сторон по правилам о договоре строительного подряда могут осуществляться и работы по капитальному ремонту зданий и сооружений (п. 2 ст. 740 ГК). 1 Форма договора строительного подряда письменная. Какого-либо обязательного для сторон типового или примерного договора строительного подряда (субподряда) нет. Договор может быть заключен в произвольной, по усмотрению сторон, письменной форме. При заключении договора они могут использовать форму (образец) договора, приведенную в качестве приложения к упомянутому выше Руководству по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации.

§1.4. Условия договора строительного подряда

Существенными условиями договора строительного подряда являются условия о предмете, цене и сроке договора.

Предмет договора. Условие о предмете договора строительного подряда определяется в договоре его наименованием (договор подряда на строительство такого-то сооружения, договор подряда на реконструкцию такого-то предприятия и т. п.).

Цена договора. Это согласованная сторонами стоимость работ по договору. При определении цены договора стороны могут руководствоваться Порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений. 1

Срок договора. Срок договора строительного подряда – время, необходимое для осуществления предусмотренных в договоре работ. Срок этот в силу п. 1 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности определяется по соглашению сторон и фиксируются путем указания в договоре начального и конечного сроков выполнения работы. По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работ, если договором предусмотрена сдача результата выполненной работы сначала по этапам, а затем в целом по объекту строительства.В договоре строительного подряда, как правило, предусматриваются гарантийные обязательства подрядчика на построенные здания и сооружения либо выполненные комплексы работ. Под гарантиями исполнителя (подрядчика) в данном случае понимается его обязанность за свой счет устранить недоделки и дефекты, выявленные в пределах установленного гарантийного срока. Кроме того, в договоре обычно предусматриваются меры имущественной ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств в виде неустойки (штрафа, пени). Условия договора сохраняют силу в течение всего срока действия договора.

Глава 2. Заключение и исполнение договора строительного подряда

§2.1. Порядок заключения договора строительного подряда

Для характеристики того или иного вида гражданско-правовых договоров, для разграничения его от других видов необходимо определить, кто может являться стороной данного договора.

В соответствии с Гражданским кодексом, заказчиками по строительству могут выступать юридические и физические лица, имеющие финансовые средства (инвесторы), а также лица, которые специализируются на выполнении такого вида работ, являются доверенным лицом заказчика, действуют от его имени и в его интересах в течение всего инвестиционного цикла.

Подрядчиками могут быть, во-первых, независимо от форм собственности строительно-монтажные, строительные, проектно-строительные и другие организации и предприятия. Во-вторых, подрядчиками могут быть и физические лица либо организации посредников, принимающие на себя функции по координации работ, зарегистрированные и получившие в установленном порядке лицензию на строительную деятельность. Лицензирование строительной деятельности осуществляется с целью защиты прав и интересов потребителей строительной продукции. В настоящее время действует «Положение о лицензировании строительной деятельности 1 согласно которому лицензии выдаются Министерством строительства либо другим органом исполнительной власти. Этим нормативным актом установлено, что строительная деятельность на основании лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Российской Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Регистрация же проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности.

Теперь хотелось бы сказать о такой фигуре в договоре строительного подряда, как инженер, практика вовлечения которого в организацию строительства должна найти свое место в новых экономических условиях. Об «инженере» впервые сказано в ст. 749 ГК. Как считает М.И. Брагинский, «в определенной мере можно считать предшественником такой фигуры образование, именовавшееся дирекцией строящегося предприятия», а теперь – «заказчиком-застройщиком»[1]. Однако между ними и «инженером» имеется существенное различие. Отношения с «инженером» (строительной инженерной фирмой) имеют своим основанием договор поручения. Следовательно, «инженер» действует от имени заказчика и соответственно последствия его действий ложатся на заказчика, в то время как дирекция строящегося предприятия выступала, а заказчик-застройщик выступает от собственного имени и предполагается последующая передача ими объекта лицу, которое будет его уже от собственного имени эксплуатировать.

Вопрос о моменте перехода собственности

Вопрос о распределении риска упирается в более общий: в какой момент заказчик становится собственником предмета подряда? На наш взгляд, определение подряда в ГК не как работы, а как достижения результата работы позволяет сделать вывод, что заказчик приобретает право собственности на изготовляемую вещь только с момента, когда он принял ее от подрядчика. Такое решение вряд ли вызовет сомнения применительно, например, к бытовому подряду. Имеется в виду, что до сдачи, например, портным заказанного ему костюма его собственником является подрядчик и соответственно распоряжаться  им заказчик может только с момента получения костюма. Иное дело капитальное строительство. Помимо сложности таких отношений следует иметь в виду, что до принятия ГК здесь совершенно явно действовал прямо противоположный принцип. Начиная с 1932 г. он сводился к следующему: возводимое строение - собственность заказчика. Прямым следствием этого решения было и распределение риска случайной гибели предмета строительного подряда по началу, прямо противоположному тому, которое содержится теперь в ГК.

В пункте 48 Правил о договорах подряда на капитальное строительство, применительно к случаю гибели предмета подряда вследствие стихийного бедствия устанавливалось: «Заказчик обязан оплатить подрядчику стоимость выполненных им до стихийного бедствия работ». Становление новых экономических и юридических форм строительства привело к возникновению ряда острых проблем, которые в прежних условиях унифицированной модели подряда на капстроительство либо вовсе не возникали, либо решались сравнительно легко. Если в силу ст. 219 ГК право собственности на объект недвижимости возникает с момента регистрации, то до этих пор соответствующий объект невозможно считать недвижимостью, на что обращает внимание Е. А. Суханов. Объект строительства, таким образом, представляет собой некий имущественный комплекс, выступающий как определенное единство. Право собственности на этот объект у заказчика возникает с момента его приемки у подрядчика, что не вызывает сомнений. Трудности состоят в определении субъекта права на объект строительства до его передачи в порядке ст. 753 Гражданского кодекса. 1

Казалось бы, в любом случае истец в силу ст. 359-360 ГК РФ имеет право на удержание вещи как кредитор против неисправного должника, вплоть до реализации ее в порядке, установленном для залога. Однако совершенно очевидно, что определить принадлежность вещи все же необходимо, во-первых, для правильного указания номинального продавца и распределения налоговых обязательств при продаже, а во-вторых, для исполнения требований п. 6 ст. 350 ГК РФ, требующих вернуть остаток вырученной при реализации суммы залогодателю (в данном случае - собственнику), тем более что стоимость объекта явно превышала сумму долга. Кроме того, ситуация обострялась наличием еще одного кредитора того же должника - миграционной службы.

Вопрос о праве на объект строительного подряда в прямой форме законом не решен, а содержание норм о подряде не позволяет прийти к однозначному толкованию. Как пишет К. Скловский, «упразднение в нашем законодательстве ранее существовавшего правила – то, что на поверхности, земле принадлежит, представлявшего собой частный случай правила «принадлежность следует главной вещи» (в соответствии с которым недвижимость принадлежала собственнику земли), исключает наиболее естественный для строительства ход рассуждений, согласно которому достаточно определить собственника земли и тем самым предрешить все прочие вопросы, и потому снимает в этом отношении специфику строительного подряда, заставляя искать решение в подрядном праве в целом». 1

Правило ст. 219 ГК РФ о моменте возникновения права собственности на вновь создаваемую недвижимость с момента ее государственной регистрации, как будто исключая собственность подрядчика (не затрагивая движимого имущества), также не решает всех возникающих вопросов, поскольку «объект строительства» как имеющее определенное единство имущество еще до возможности признания его зданием, сооружением или иной недвижимостью уже вовлекается в гражданский оборот и может служить предметом сделок (залога и других, в том числе и указанных в ст. 360, 712, 720 (п. 6), 729, 742 ГК РФ). Дилемма состоит в следующем: до передачи объекта он может быть либо в собственности подрядчика, либо в собственности заказчика.

М.И. Брагинский показал, что вопрос имеет непростую историю в нашем праве и решался в разные периоды по-разному. Он приводит аргументы, выдвинутые в процессе подготовки реформы законодательства в 1982 г.: «Ближайшей задачей должно быть возложение на подрядчика риска случайной гибели предмета подряда. Необходимо, чтобы материальный объект договора стал на стадии строительства «собственностью» подрядчика. 2 Тогда можно будет прийти к выводу, что результат стал действительно объектом договора».

§2.2. Права и обязанности сторон в договоре строительного подряда

Вопросы распределения между сторонами обязанностей по обеспечению строительства материалами и оборудованием решаются в ст. 745 в принципе так же, как и в общей норме - ст. 704 ГК. Предполагается, что данная обязанность лежит на подрядчике, если обязанность обеспечить строительство материалами и оборудованием полностью или частично не возложена договором на заказчика. Более полно урегулирован вопрос об ответственности стороны, предоставившей материалы и оборудование: она отвечает за обнаружившуюся невозможность их использования без ухудшения качества выполненных работ. От этой ответственности сторона освобождается, если сможет доказать, что негативные последствия, о которых идет речь, возникли из-за обстоятельств, за которые отвечает другая сторона (например, если оказывается, что материалы, переданные заказчиком, нельзя использовать только по причине отсутствия у подрядчика необходимого оборудования). 1

Пункт 3 ст. 745 Кодекса наделяет подрядчика правом отказаться от договора в случае, если предоставленные заказчиком материалы и оборудование невозможно использовать, а заказчик отказывается их заменить. Однако это право, как уже отмечалось при освещении общих положений, является при определенных условиях и обязанностью подрядчика со всеми вытекающими последствиями (если подрядчик принял на себя риск продолжения работ при описанных обстоятельствах).

Обязанности подрядчика

Подрядчик обязан, если иное не предусмотрено договором, выполнить всю указанную в технической документации и смете работу. При этом не имеет значения, кто именно - заказчик или подрядчик - их предоставил. Подрядчик вправе, а при определенных обстоятельствах и обязан требовать изменения проектной документации и сметы. В случаях, указанных ГК, аналогичным правом обладает и заказчик. На подрядчика возлагается обязанность при обнаружении в ходе строительства необходимости выполнить дополнительные, то есть не учтенные в технической документации, работы ставить об этом в известность заказчика, отмечая одновременно, каким изменениям должна подвергнуться проектная документация и смета. Заказчику предоставляется срок в 10 дней для дачи ответа, после чего он обязан, если иное не предусмотрено договором, приостановить работы. Если подтверждается, что такие работы были действительно необходимы (а это в случае спора предполагается), подрядчик вправе требовать возмещения вызванных приостановлением работ убытков. Если подрядчик не пошлет соответствующее уведомление заказчику либо, направив его, не станет дожидаться установленного срока для ответа или, несмотря на полученный от заказчика отказ, все же выполнит дополнительные работы, заказчик вправе отказаться от их оплаты, а равно от возмещения требуемых подрядчиком убытков. Единственное исключение связано с тем, что подрядчик может доказать необходимость действовать в интересах заказчика немедленно. Возможные гибель или повреждение объекта, о которых идет речь в п. 4 ст. 743, - только частный случай. Аналогичная обязанность лежит на заказчике и при любых других ситуациях, когда подрядчик действовал в его интересах. 1

В ГК содержится также и новая норма, направленная на безопасное ведение строительства, в соответствии с которой подрядчик обязан принимать от заказчика или проектирующей организации (когда заказчиком проектно - сметной документации был подрядчик) для исполнения техническую документацию после согласования ее с соответствующими органами, в том числе санитарно - эпидемиологической службой, с учетом возможности размещения вновь создаваемых промышленных объектов, правильности выбора земельных участков под строительство, а также с учетом планировки и застройки населенных пунктов. Выбор водоисточников, осуществление мероприятий по охране водоемов от загрязнения подрядчик производит с соблюдением санитарно - эпидемиологических правил. В процессе строительства должны соблюдаться положения СНиП, требования природоохранного законодательства, предупреждающие ведение работ, следствием которых бывает эрозия и деградация земель, химическое и биологическое их загрязнение, др. нарушения экологических норм и правил. Подрядчик должен выполнять после окончания строительства основного объекта, до сдачи его в эксплуатацию, рекультивацию земель и восстановление лесонасаждений своими силами или с привлечением специализированных организаций. В период выполнения работ по сооружению объекта на подрядчике лежит обязательство проведения инструктажей лиц, работающих на строительной площадке и местах, обслуживающих строительство (подсобных сооружениях), по соблюдению правил безопасности. Еще одна немаловажная обязанность подрядчика - соблюдение правил технической безопасности. 1

Контроль за ходом и качеством работ

Одно из ключевых прав заказчика состоит в осуществлении контроля и надзора за ходом и качеством работ, соблюдением сроков их выполнения (графиков), качеством предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильностью их использования (при этом, однако, не должно происходить вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика). Заказчик, обнаруживший отступления от договора, способные ухудшить качество результата работ, или иные недостатки (например, угрожающие своевременности завершения работ), обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Особо выделена также корреспондирующая праву заказчика на осуществление контроля и надзора обязанность подрядчика выполнить полученные от заказчика указания, которые не противоречат условиям договора и не составляют вмешательства в его административно-хозяйственную деятельность. Наконец, следует помнить, что контроль и надзор - это только право заказчика, а не его обязанность. 2

§2.3. Ответственность сторон по договору строительного подряда

Для договора строительного подряда вопрос об ответственности сторон, как мне кажется, наиболее актуален. Ведь в случае постройки здания с существенными недостатками их устранение достаточно затруднительно, требует больших дополнительных расходов, не говоря уже о случаях, когда здание оказывается вообще не пригодным к эксплуатации.

Вот почему, думается, ГК (ст. 754) усилил требования к качеству строительных работ, выполняемых подрядчиком. Общая ссылка на необходимость надлежащего исполнения им договора заменена конкретными указаниями относительно того, что признается нарушением договора по качеству и какое последствие это влечет за собой для подрядчика. Он несет ответственность за допущенные отступления от требований, которые содержатся в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах (СНиПах). К этому добавляется особая ответственность за не достижение указанной в технической документации производственной мощности предприятия, а также других предусмотренных в технической документации требований. Таким же образом конкретизированы случаи ответственности за нарушение условий о качестве в договорах, направленных на обновление, перестройку, реставрацию или иную реконструкцию здания или сооружения: подрядчик отвечает за снижение и потерю их прочности, устойчивости, а также надежности. 1

Конкретные санкции, стимулирующие надлежащее исполнение обязательств подрядчиком и обеспечивающие имущественные интересы заказчика при несоблюдении подрядчиком требований по качеству, в главе 37 не установлены. В этих случаях применяют общие правила договора подряда - ст. 723 ГК, в соответствии с которой в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены условия об уплате неустойки (штрафа) при выявлении дефектов строительных работ и несвоевременном их устранении подрядчиком.

Кодекс установил, что подрядчик освобождается от ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации (п. 2 ст. 754). Из приведенной нормы вытекает, что, во-первых, подрядчик, не получивший согласия заказчика на такого рода отступления от технической документации, должен доказать, что они не повлияли на качество объекта и, во-вторых, что отступления, не относящиеся к категории мелких, влекут за собой ответственность подрядчика, даже если они и не повлияли на качество объекта строительства. 1

Из статьи 756 следует, что на отношения по строительному подряду распространяются правила о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата строительных работ, включенные в общие положения о подряде. Исключение составляет следующее: при строительном подряде предельный срок обнаружения недостатков равен не двум, а пяти годам.

Некоторые особенности существуют и в отношении гарантии качества результата работ. Прежде всего этого относится к ее предмету. При строительном подряде (п. 1 ст. 755) гарантируется достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Другая особенность состоит в допустимости удлинения гарантийных сроков, предусмотренных законом. Конкретизированы также ситуации, при которых подрядчик может освобождаться от ответственности за обнаруженные в пределах гарантийного срока недостатки. Он должен для этого доказать, что недостатки произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации объекта или неверных инструкций по его эксплуатации, которые разработаны самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, либо ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. Одну из новелл составляет предоставление заказчику права требовать от подрядчика устранения недостатков, возникших не по вине заказчика. При этом предполагается, что устранение недостатков происходит за счет заказчика. Таким образом, налицо случай, когда соответствующая сторона может требовать от подрядчика заключения договора в обязательном порядке, установленном ст. 445 ГК. Вместе с тем Кодекс вводит ограниченный круг случаев, при которых подрядчик может быть освобожден от необходимости заключить договор на устранение недостатков: если устранение не связано непосредственно с предметом договора или не может быть осуществлено подрядчиком по не зависящим от него причинам. 1

Министерство строительства РФ Приказом от 6 декабря 1994 года утвердило Положение о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации. Им предусмотрена обязательность проведения расследований аварий на всех отнесенных к 1-му и 2-му классам по степени ответственности зданиях и сооружениях, кроме специальных, указанных в самом Положении. Для проведения аналогичных расследований применительно к зданиям и сооружениям 3-го класса необходимо решение территориальных органов исполнительной власти, министерств и ведомств РФ. Положение определяет понятие «аварии», порядок передачи соответствующих донесений, а также расследования причин аварии.

§2.4. Способы обеспечения обязательств в договоре строительного подряда

Договором могут быть предусмотрены различные способы обеспечения интересов сторон: подрядчика - к получению стоимости работ, а заказчика - к тому, чтобы подрядчик выполнил все работы, перечисленные в договоре, и особенно те, которые эквивалентны выплаченному авансу.

При заключении договора строительного подряда, учитывая возможность банкротства контрагента, каждая из сторон особенно заинтересована в таких способах обеспечения исполнения его обязательств, которые исключали бы необходимость конкурировать с другими кредиторами контрагента.

Практика подтверждает эффективность для стороны, чьи интересы нуждаются в защите, трех способов обеспечения. Имеются в виду кроме задатка поручительство, безотзывный аккредитив и особенно банковская гарантия (в частности, банковская гарантия на случай, если подрядчик не отработает аванс). К этому следует добавить применяемое в строго определенных случаях удержание (ст. 712).

Существует и еще один специфический для подряда способ обеспечения, о котором упоминалось применительно к общим положениям. Это удержание заказчиком части предназначенной для полного расчета суммы на время до истечения гарантийного срока. Соответствующие средства могут быть использованы при уклонении подрядчика от исправления недостатков для оплаты услуг третьих лиц, с которыми заключается договор на устранение недостатков вместо подрядчика. 1

§2.5. Сдача и приемка работ

Подробно урегулированы в ГК вопросы, относящиеся к сдаче и приемке работ. Прежде всего, установлена обязанность заказчика по получении извещения о готовности к сдаче результата работ приступить к его принятию. В п. 1 ст. 753 специально оговорено, что сдачу по частям (по этапам) работ подрядчик обязан производить, если только на это дал согласие заказчик. При этом может возникнуть вопрос о сдаче работ до срока. В данном случае, как вытекает из ст. 315, заказчик должен принять работы лишь при условии, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или его существом. В остальных случаях приемка досрочно сдаваемых работ зависит от согласованной воли сторон.

В приемке могут, а если это указано в законе или иных правовых актах, должны участвовать кроме заказчика представители государственных органов и органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что заказчики обязаны показывать в статье «Незавершенное производство» затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учитываемые на счетах бухгалтерского учета раздела «Затраты производства» Плана счетов бухгалтерского учета. К этому надо добавить, что строительные и другие организации, которые осуществляют в текущем году расчеты с заказчиками в соответствии с заключенными договорами за законченные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, отражают по указанной статье стоимость полностью оплаченных заказчиком этапов. Важно подчеркнуть, что заказчик зачисляет на свой баланс стоимость работ только по окончании всех этапов. 1 В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. Отмеченные положения не препятствуют тому, что в виде исключения при строительном подряде собственником результата строительства и до сдачи объекта будет заказчик, поскольку ему принадлежит земля, на которой расположен объект. Из договора, а при отсутствии в нем такого условия из характера работ может вытекать необходимость предварительных испытаний, предшествующих приемке. Если результаты испытаний окажутся отрицательными, приемка работ не производится и наступают установленные ГК последствия нарушения условия о качестве.

Глава 3. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

§3.1. Проектирование и изыскания для капитального строительства

Проектирование для капитального строительства – процесс создания проекта объекта капитального строительства, является одной из стадий инвестиционного процесса в области капитального строительства. 1

Изыскания для капитального строительства – процесс подготовки (в ходе комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения) материалов, необходимых для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений для проектирования и строительства объектов.

Техническая документация (или проект строительства) – комплекс документов, включающий технико-экономические обоснования, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, определяющие объем и содержание работ по объекту строительства, а также другие предъявляемые к этим работам требования.

Проектно-сметная документация – это материалы, подготовленные в результате разработки технической документации и сметы на объект строительства. Строительство без наличия проектно-сметной документации не допускается.

Проектирование может осуществляться в одну или две стадии. При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства. При проектировании в две стадии разрабатывается сначала проект со сводным расчетом стоимости строительства (первая стадия), а затем – рабочая документация (вторая стадия), составляемая на основе проекта после его утверждения в установленном порядке. Проектирование в две стадии осуществляется при строительстве технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.

Правовой формой опосредствования отношений по разработке соответствующей проектно-сметной документации является договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Понятия договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, каких-либо указаний о нем в Основах гражданского законодательства 1961 г., как и в гражданских кодексах республик, входивших в состав СССР, не содержалось. Определение понятия такого договора давалось лишь в юридической литературе. Суть его сводилась к тому, что это плановый договор между социалистическими организациями на изготовление по заданию заказчика документации, необходимой для осуществления капитального строительства, причем указывалось на обязанность заказчика содействовать подрядчику в разработке упомянутой документации. 1

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Договор этот консенсуальный, двусторонний (взаимный) и возмездный.

Значение рассматриваемого договора заключается в том, что изготовленная в его исполнение проектно-сметная документация определяет технико-экономические и другие качественные показатели подлежащих строительству (расширению, реконструкции, техническому перевооружению) предприятий, зданий и сооружений. Подрядные отношения по выполнению проектных и изыскательских работ регулируются, прежде всего, специальными нормами, установленными в ГК «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ». Общие положения о подряде, содержащиеся в ГК, применяются к указанным подрядным отношениям, если иное не определено соответствующими законодательными актами.

§3.2. Элементы и содержание договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). В качестве них могут выступать те же лица, что и по договору строительного подряда. Однако заказчиком может выступать и подрядчик по упомянутому договору в тех случаях, когда обязанность по разработке соответствующей технической документации лежит на нем, а у него нет возможности выполнить такую работу самостоятельно.

В отношениях по проектированию и изысканиям для капитального строительства, особенно в условиях наличия значительного количества проектных и изыскательских организаций, проектировщиков и изыскателей – индивидуальных предпринимателей важное значение приобретает защита заказчиков от изготовления некачественной проектно-сметной документации. Достижению этой цели служит институт лицензирования – выдача разрешений (лицензий) на выполнение специальных видов работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя. Перечень таких видов работ и порядок выдачи лицензий определяется законодательством (п. 2 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности).

Для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как и для договора строительного подряда, характерна система генерального подряда: договор на выполнение всего комплекса проектных и изыскательских работ заключается заказчиком с ведущей проектной организацией – генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных видов проектных и изыскательских работ, разделов и частей технической документации заключает субподрядные договоры со специализированными проектными и изыскательскими организациями. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе с согласия подрядчика заключать прямые договоры.

Предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является результат работы подрядчика (проектировщика, изыскателя). Для проектных организаций – это изготовленная по заданию заказчика (генерального проектировщика) проектно-сметная документация (ее часть, раздел), необходимая для осуществления строительно-монтажных работ, а для изыскательских организаций – полученные по заданию заказчика (генерального проектировщика) материалы, необходимые для правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования (изготовления проектно-сметной документации), строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений.

Задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, обычно разрабатываются заказчиком и передаются им подрядчику. Но задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено и подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Отступить от требований, содержащихся в задании на проектирование и других исходных данных, подрядчик вправе только с согласия заказчика (ст. 759 ГК). 1

Цена на подлежащую разработке техническую документацию оговаривается при заключении договора. В ее установлении участвуют заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) независимо от того, на какой форме собственности основывается их деятельность. Превышение затрат по сравнению с обусловленной договором ценой, допущенное подрядчиком без согласования с заказчиком, компенсируется проектировщиком, изыскателем за счет собственных средств.

Условия договора сохраняют силу на весь срок действия договора. В случаях, когда после его заключения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение сторон, договор может быть изменен (п. 2 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

§3.3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Работы по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ могут финансироваться за счет тех же средств, что и работы по договору строительного подряда.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается по усмотрению сторон, их взаимному соглашению (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности). Какие-либо «плановые основания» или «плановые предпосылки», обязательные для обеих сторон, отсутствуют. Договор может заключаться на выполнение как всего комплекса работ, так и отдельных их этапов, частей, разделов. Порядок заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ не определен. При его заключении стороны руководствуются общими положениями о заключении договора. 1

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается в письменной форме. Обязательная для сторон форма такого договора отсутствует. Стороны вправе составить договор по произвольно разработанной ими самими форме. При этом они могут использовать форму договора строительного подряда, приведенную в упомянутом выше Руководстве по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации (учитывая особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ).

Основная обязанность подрядчика (проектировщика, изыскателя) – выполнение предусмотренных договором работ в установленный им срок и в соответствии с заданием на проектирование и иными исходными данными, с соблюдением обязательных для него требований нормативно-технических документов по вопросам проектирования, в том числе строительных норм и правил, норм технологического проектирования, стандартов и технических условий на строительные материалы, детали и конструкции и др.

К обязанностям подрядчика относятся также: согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком согласование ее с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; проведение защиты выполненной технической документации в утверждающей ее инстанции; внесение по требованию утверждающей инстанции и в установленные ею сроки изменений в представленную на утверждение техническую документацию без дополнительной оплаты, если требования утверждающей инстанции не противоречат заданию на проектирование; внесение без оплаты и в сроки по согласованию с заказчиком изменений в выполненную техническую документацию, связанных с исправлением допущенных в ней ошибок, и др.

Выполненную техническую документацию подрядчик вправе передавать третьим лицам только с согласия заказчика. 1

Основная обязанность заказчика – принять разработанную подрядчиком (проектировщиком, изыскателем) в соответствии с условиями договора техническую документацию и оплатить ее. Заказчик также обязан, если иное не предусмотрено договором: использовать техническую документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика; оказывать подрядчику содействие в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления; возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика; привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

§3.4. Экспертиза и приемка технической документации

В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 20 июня 1993 г. «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации» проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации (в дальнейшем – проекты строительства) независимо от источников финансирования, форм собственности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, организациях государственной вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то органах. 1

Такая экспертиза осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации, утвержденным Госстроем России 29 октября 1993 г. по поручению Совета Министров – Правительства РФ. Проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России (в настоящее время – Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу). Приемка технической документации оформляется актом. Исходя из обусловленной цены и выплаченного аванса, а также размера надбавки и скидки, в акте указывается сумма, подлежащая перечислению подрядчику (проектировщику, изыскателю). Окончательная оплата за полностью выполненную техническую документацию производится после ее приемки и подтверждения заказчиком соответствия проектных решений технико-экономическим показателям, установленным в задании на проектирование, при положительном заключении экспертизы.

§3.5. Изменение, расторжение договора и имущественная ответственность за нарушение его условий

Изменение содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ может иметь место при внесении заказчиком изменений в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости превышают десять процентов указанной в смете общей стоимости строительства. В этом случае составляется согласованная сторонами дополнительная смета. Заказчик (инвестор) вправе в любое время расторгнуть договор с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду. 1 Расторжение (прекращение) договора возможно также по инициативе любой из сторон в случае систематического нарушения контрагентом договорных обязательств с возмещением виновной стороной другой стороне убытков, возникших у нее в связи с расторжением договора. Основанием для расторжения договора является и признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом). В ГК содержатся указания об ответственности лишь подрядчика по данному договору. Он несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно устранить эти недостатки, а также возместить заказчику причиненные убытки. Поскольку в Законе об инвестиционной деятельности, как и в других законодательных актах, специальных указаний об ответственности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не содержится, заказчик за нарушение условий этого договора должен нести ответственность в полном объеме в соответствии с положениями ст. 15, 393 ГК.

Глава 4. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

§4.1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК). В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Государственные контракты предназначены для: реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; развития и создания производственного потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства РФ; развития общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга; строительства отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экологической сферы общегосударственного значения; развития фундаментальных и прикладных научных исследований; поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны (п. 20 Порядка закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 5941). 1 Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. В качестве государственного заказчика выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами. В качестве подрядчика могут выступать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 764 ГК).

§4.2. Основания и порядок заключения государственного контракта

В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, устанавливающими основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.

Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК), причем заказы на закупку работ для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 упомянутого выше Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г.).

Порядок организации и проведения таких конкурсов определен упомянутым выше Федеральным законом о конкурсах на размещение заказов для государственных нужд, Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7 1 и Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. 2 Поскольку государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, заключение его с победителем конкурса обязательно (п. 4 ст. 527 ГК). Что касается победителя конкурса, то заключение государственного контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Однако условие о возмещении таких убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2, 3 ст. 527 ГК).

Порядок заключения государственного контракта следующий. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком (по соглашению сторон такой проект может разработать и подрядчик). Подрядчик (или государственный заказчик), получивший проект государственного контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного контракта не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне. При наличии у стороны, получившей проект государственного контракта, возражений по его условиям она в тридцатидневный срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда. Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороной заключить государственный контракт. Поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, он в соответствии с п. 4 ст. 528 ГК должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

§4.3. Содержание и исполнение государственного контракта

Обязательными (существенными) условиями государственного контракта являются условия:

- об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы;

- о сроках ее начала и окончания;

- о размере и порядке финансирования и оплаты работ;

- о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

Поскольку государственный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК, должны быть отражены в условиях конкурса.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК). 1

При необеспечении установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими заинтересованными министерствами и ведомствами (п. 8 Основных положений).

Порядок оплаты выполненных работ определен п. 5 Основных положений. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта.

При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в государственном контракте.

В случае задержки установленных государственным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному контракту возложено на него. Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для монтажа устанавливается при заключении договора.

Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).

Заключение

Капитальное строительство – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, направленная на создание новых и модернизацию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Оно является одной из важнейших отраслей материального производства, основой развития всех других его отраслей, служит главным источником расширенного воспроизводства. К капитальному строительству как одной из отраслей материального производства относится также деятельность по выполнению проектных и изыскательских работ, подготовке технической документации, необходимой для осуществления строительных, монтажных, пусконаладочных и других специальных капитальных работ. Видами капитального строительства являются новое строительство (новостройка), расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений, т. е. их модернизация. В зависимости от того, ведется капитальное строительство собственными силами застройщика или для этого привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства:

- подрядный способ, когда строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля;

- хозяйственный способ, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика;

- смешанный способ, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика (обычно это общестроительные работы по возведению зданий и сооружений), а другая часть – силами сторонних специализированных организаций.

Основной способ осуществления капитального строительства – подрядный. Работы этим способом осуществляются по договору строительного подряда.

Список использованной литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

2. Закон РСФСР от 26.06.91 N 1488-I (ред. от 10.01.2003) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

3. СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2669; 1998 № 8.

4. СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

5. САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3189; СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 961.

6. Строительные нормы и правила СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (утв. постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. N 18-38) // ГП ЦПП, Москва, 1996 г.

7. Приказ Минфина РФ от 26.12.94. № 170 «Об утверждении Положения о бухучете и отчетности в РФ»//Экономика и жизнь 1995 г. № 10.

8. Приложение к письму Госстроя России № 12-349 от 29 декабря 1993 г. М., 1994.

9. Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 (ред. от 03.10.2002) «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства».

10. Бюллетень строительной техники 1993. № 7.

11. Бюллетень строительной техники. 1997. № 8

12. Басин Ю.Г. Проект. Строительство. Закон. М., 1978.

13. Брагинский М.И. Подряд / Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комм., алф.предм. указ. // Под ред. Козырь О.М., Маковского А.Л., Хохлова С.А. М., 1996.

14. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть 2 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998 г.

15. Гражданское право: В 2-х т. Т. 1: Учебник / Отв. Ред. проф. Е. А. Суханов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: БЕК, 2000.

16. Завидов Б. Общие положения о подряде // Российская юстиция, 1996, № 11.

17. Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995.

18. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура», Редакция журнала «Хозяйство и право», 1995.

19. Комментарий к части второй Гражданского кодекса для предпринимателей. М., 1996.

20. Скловский К.И. Право на объект строительства // «Законодательство», 1997. № 3.

21. Харисов Ф. Фарматов И. «Санкции в договоре строительного подряда» \\ «Хозяйство и право» №7 1999 г.



1 Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 37 – 41.

1 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

2 САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3189; СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 961.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Приложение к письму Госстроя России № 12-349 от 29 декабря 1993 г. М., 1994.

1 Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 (ред. от 03.10.2002) «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства».

1Комментарий к части второй Гражданского кодекса для предпринимателей. М., 1996. С. 204.

1 Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура», Редакция журнала «Хозяйство и право», 1995. С. 241.

1 Скловский К.И. Право на объект строительства // «Законодательство», 1997. № 3. С. 20.

2 Брагинский М.И. Подряд  / Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комм., алф.предм. указ. // Под ред. Козырь О.М., Маковского А.Л., Хохлова С.А. М., 1996. С. 368.

1 Гражданское право: В 2-х т. Т. 1: Учебник / Отв. Ред. проф. Е. А. Суханов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: БЕК, 2000. С. 501 – 562.

1 Гражданское право: В 2-х т. Т. 1: Учебник / Отв. Ред. проф. Е. А. Суханов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: БЕК, 2000. С. 501 – 562.

1 Строительные нормы и правила СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (утв. постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. N 18-38) // ГП ЦПП, Москва, 1996 г.

2 Харисов Ф. Фарматов И. «Санкции в договоре строительного подряда» \\ «Хозяйство и право» №7 1999 г. С. 39.

1 Строительные нормы и правила СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (утв. постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. N 18-38) // ГП ЦПП, Москва, 1996 г.

1 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть 2 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998 г. С. 346 - 350.

1 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть 2 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998 г. С. 346 - 350.

1 Завидов Б. Общие положения о подряде // Российская юстиция, 1996, № 11. С. 78.

1 Приказ Минфина РФ от 26.12.94. № 170 «Об утверждении Положения о бухучете и отчетности в РФ»//Экономика и жизнь 1995