Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Анализ произведения В.Г. Распутина «Живи и помни»............................... 5
2. Настена – онтологическая личность произведения В.Г.Распутина «Живи и помни»........................................................................................................................... 10
Заключение........................................................................................................ 13
Список литературы........................................................................................... 14
Введение
Онтологический период в советской литературе 60-х-70-х годов ХХ века – это некое «подражание» древней лирической миниатюре. Онтологический период в советской литературе занимает большое место - и по количеству произведений, и по их значению в литературном процессе.
Однако изучен этот жанр сравнительно слабо. В России существует лишь один специально ему посвященный труд - книга С.А. Кибальника «Русская онтологическая литература»[1]. Этот труд - первая значительная работа на эту тему. Выдержанная в строгом академическом стиле, она написана, быть может, несколько суховато, но в то же время обладает рядом неоспоримых достоинств. Книга С.А. Кибальника интересна не столько в плане конкретных историко-литературных выкладок, сколько в плане теоретическом - как попытка понять феномен жанра подражания древней лирической миниатюре и познать внутреннюю логику и диалектику этого жанра. Подражание в данном случае понимается как произведение, автор которого «усваивает» текст культуры, делает его своим с целью познать самого себя; принятая же «снаружи», избранная автором определенная концепция жизни становится как бы маской. С психологической точки зрения так понимаемая стилизация реализует подсознательное стремление человека к раздвоению, желание стать или казаться другим, чтобы осуществить акт самопознания. И потому, считает С.А. Кибальник, онтологическое произведение по-разному используется в творчестве разных писателей (в зависимости от структуры их личности и способности проникнуть в мировоззренческий горизонт культуры). Оттого эта жанровая форма является неоднородной и образует подвиды - от имитационного варианта до варианта, когда вторичный текст в содержательном и стилистическом плане достаточно далек от оригинала.
Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. Мне дана возможность поразмышлять над одним из произведений современного русского писателя В. Распутина – «Живи и помни». Талантливый русский прозаик В. Г. Распутин создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.
События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее.
Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания.
Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.
Цель работы – рассмотреть проблему онтологической личности в литературе 60-70-х годов.
Для этого необходимо решить следующие задачи – проанализировать произведение В.Г. Распутина «Живи и помни»; рассмотреть Настену как онтологическую личность произведения В.Г. Распутина «Живи и помни».
1. Анализ произведения В.Г. Распутина «Живи и помни»
Война... Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».
Как уже отмечалось действие повести происходит во время войны. Но В. Распутин останавливается не на военных действиях, а на поступках человека.
Андрей Гуськов и его жена Настена любят друг и друга, их роднит вместе прожитая жизнь.
Но тот миг, когда Андрей выписавшись из тылового госпиталя, сел в поезд, который увозил не на фронт, когда он превратился в дезертира, стал началом духовного раскола между ним и Настей.
Настена терпела: в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что ей выпадет. К тому же виноватой в своей доле Настена считала себя.
Лишь однажды, когда Андрей, попрекая ее, сказал что-то совсем уж невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно еще, кто из них причина - она или он, других мужиков она не пробовала.
Он избил ее до полусмерти.
Правда, последний год перед войной они прожили легче, как бы начиная заново свыкаться друг с другом, хорошо теперь уже зная, что друг от друга можно ждать, и прибиваясь к старинному правилу: сошлись - надо жить. Ласки от Андрея Настена по-прежнему видела немного, но и «дурить» он стал заметно меньше. Настена и этому была рада: они еще молодые, со временем все наладится.
И если бы не война, может, так бы оно и вышло, да началась война, покорежила и не такие надежды.
Андрея взяли в первые же дни. Настена поголосила, поголосила и смирилась. Не она одна, у других, оставшихся с ребятишками, беда похлеще.
Кажется, впервые за все годы замужества ее успокоила и обнадежила своя бездетность.
Зря она обижалась на судьбу, судьба ей выпала разумная, далеко вперед разглядевшая лихо, которое сейчас свалилось на людей, и заранее устроившая так, чтобы перемочь ей это лихо одной. Потом, в добрую пору, пойдут и дети, еще не поздно.
Лишь бы вернулся Андрей. Этим она и жила, пока тянулась война, этим и дышала в то страшное время, когда никто не знал, что будет завтра.
Андрей долго воевал удачно, но летом сорок четвертого года вдруг пропал. Лишь через два месяца пришло от него из Новосибирска, из госпиталя, письмо, в котором он сообщал, что ранен и что после поправки на несколько дней должны отпустить домой.
Это обещание и удержало Настену от поездки в Новосибирск, хоть поначалу она и собралась к мужику. Если отпустят, лучше увидеться дома - так они и рассчитывали.
Но Андрей ошибся: поздней осенью он коротко и обиженно написал, что нет, ничего не выйдет, из госпиталя его выписывают, но отправляют обратно на фронт. И снова пропал[2].
«...Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников». Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.
В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги «Живи и помни» наталкивает нас, читателей, на более глубокое понятие и осмысление произведения.
Эти слова – «Живи и помни» - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека.
«Живи и помни» - это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом. Перед нами главный герой этой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года».
Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война.
Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель.
Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой.
«...Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?»[3]
Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, по универсальному выбранному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы.
Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова.
Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.
Гуськова судит не только смерть и судьба Настены. Его судит мучительной болью и недоумением старик отец: его судит жизнь деревни военных лет, ее беспокойный труд, голод, неустанность, военное лихо, судит весь дух, вся нравственная атмосфера всенародного подвига.
Почему Гуськов пошел на это? Отправляясь на фронт, он не собирался становиться ни дезертиром, ни предателем. Более того, он был хорошим солдатом, храбро воевал. Но, видимо, не созрел в нем еще человек высокоразвитого гражданского патриотического самосознания.
Даже война не вызвала ничего, кроме желания, стремления во что бы то ни стало остаться в живых.
В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и .духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.
«Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал... Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно».
Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.
В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей.
Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком.
Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.
Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей.
Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно.
Он старается оставить место своим героям для исправления.
Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие[4].
2. Настена – онтологическая личность произведения В.Г.Распутина «Живи и помни»
Самоотверженно ведет себя Настена - героиня повести Распутина «Живи и помни».
Настена, еще не видя Андрея, понимает, что он вернулся и нуждается в ее помощи. Простая деревенская женщина сердцем понимает неправоту мужа, но никогда его не выдаст.
Андрей Гуськов все больше и больше погрязает в преступлении. Во всем, случившемся с ним, он обвиняет свою «несчастную долю», обрекшую его на дезертирство.
Со временем он внешне все меньше становится похожим на человека. Распутин показывает деградацию личности Гуськова. Ради своего желудка Андрей на глазах коровы убивает ее теленка. Единственное, что волнует теперь Гуськова, принесла ли Настена ему еду, он как бы превратился в сплошной желудок, который невозможно насытить.
Настена готова взять на себя вину Андрея, она боится за своего еще не родившегося ребенка. Так хотелось иметь Настене детей, а когда узнала, что станет матерью, ей стало страшно: как скажет людям, кто отец, не погубив Андрея.
Судьбы Настены и Андрея тесно переплетены с жизнью их родной Аиамановки. Все, что происходит в деревне: приезд ли фронтовика, известие о долгожданной победе – все так или иначе отражается в их душах. А мир Атамановки с ее вдовами и инвалидами, надорванными стариками и голодными ребятишками воплощает в себя черты россии военных лет, он весь пропитан трагической нравственной атмосферой той поры.
И чтобы выжить, Гуськову надо порвать с этой атмосферой, не слышать ее требовательного голоса, а это значит – оторвать себя от Родины, от земли, от отца и матери, стареющих в Атамановке. Таким путем он и идет.
В. Распутин психологически очень тонко показывает, как Андрей, некогда простой деревенский парень, скрываясь от людского глаза, изолировав себя от родного мира, постепенно и невыносимо теряет человеческий облик: в нем просыпаются озлобленность, жестокость, инстинкт уничтожения.
Для Настены же мир Атамановки, ее горькие слезы и светлые надежды – это то, что дороже всего на свете.
Этот мир – опора ее души.
И совесть Настены не может совместить тайное, ворованное счастье с Андреем и горькое вдовство своих подруг, чьи мужья полегли на войне, сиротство ребятишек, оставшихся без отцов, печальное одиночество стариков. Дума Настены вбирает в себя вину мужа, и сама проникает виной за его преступление. Чем больше теряет Андрей человеческий облик, тем больше ее душа наполняется трагической виной перед людьми.
И в то время, как Андрей, спасаясь, окончательно порывает с людьми, Настена сама казнит себя, не перенеся гнета вины перед людьми, расплатившись своей жизнью за преступление мужа. Трагической гибелью. Своей она признает власть над собой нравственных законов народов[5].
Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная.
Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет.
Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь.
Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться.
Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды.
Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.
Мне кажется, что гибнет Настена, кидаясь в Ангару, от этой неразрешимой проблемы.
Ребенок - это чистое, безгрешное существо, которое рождается от любви и радости.
А вот ни любви, ни счастья Настена не испытывает. Она вынуждена скрывать мужа, взяв его грех на себя, а что будет с ребенком?
Героиня гибнет не потому, что хочет наказать Андрея, а оттого, что запуталась в этих трагических обстоятельствах. Неразрешимый узел проблем разрывается так страшно и безысходно.
Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова.
На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает[6].
Заключение
Вместе с Настеной и автором начинаешь все в большей степени убеждаться и понимать, что бывают в жизни и такие исторические эпохи, когда любое естественное чувство человека может и должно уступить дорогу общественному долгу.
Настена почувствовала, что она переступила черту и оказалась одна против всех, посторонней, не смеющей отзываться на их слезы и радости, не решаясь поддерживать их в разговорах и песнях. Она не жила, а «скрывала жизнь», и лаже праздник победы она отмечала стесняясь и совестясь людей. «Стыдно… Почему так истошно стыдно и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда? Что теперь с ним делать?»
Повесть «живи и помни» показывает нам, сколь ущербен, беден нравственно, а иногда и опасен человек, поставленный или поставивший себя вне общественных связей и отношений, исключивший себя из общества, ограничивший свой жизненный круг, внутренние интересы и потребности только биологическими помыслами.
Почти символично звучит заключительная фраза повести о том, чтобы жил и помнил Гуськов, а что именно?
Как взрослый и внешне крепкий мужчина взвалил на плечи жены тяжелую ношу, как выжил, погубив ее и будущего своего ребенка, а сможет ли он жить с такой памятью?
Прямого ответа писатель не дает, оставляя его на суд читателей.
Список литературы
- Бурцева Е.Н. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. М.: Глория, 2003.
- Зеленская Т.Ф. Краткое содержание произведений В.Г. Распутина. М.: литература, 2003.
- Кибальник С.А. Русская онтологическая литература. М.: Вече, 1990.
- Никанорова И.И. Замысел автора и правда характера (по произведениям В.Г. Распутина). М.: Келвори, 1994.
- Полищук Е.В. Размышления над страницами произведения «Живи и помни». М.: ГЕОРГ-ПРЕСС, 1996.
- Шаховская З. В поисках Распутина. М.: Художественная литература, 2000.
[1] См.: Кибальник С.А. Русская онтологическая литература. М.: Вече, 1990.
[2] Никанорова И.И. Замысел автора и правда характера (по произведениям В.Г. Распутина). М.: Келвори, 1994. С. 108-109.
[3] Зеленская Т.Ф. Краткое содержание произведений В.Г. Распутина. М.: литература, 2003. С. 52-59.
[4] Полищук Е.В. Размышления над страницами произведения «Живи и помни». М.: ГЕОРГ-ПРЕСС, 1996. С. 122-123.
[5] Бурцева Е.Н. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. М.: Глория, 2003. С. 107-109.
[6] Шаховская З. В поисках Распутина. М.: Художественная литература, 2000. С. 202.