Содержание

Введение. 3

1. Стратегия предприятия. 5

2. Организационная структура. 14

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 21

Приложение. 22

 

Введение

Для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования.

Сущность концепции заключается в ответе на вопрос «Как следует осуществлять управление организаций в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?» Нарастание «постиндустриальной» нестабильности, отражением которой являются изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования к качеству жизни и так далее, носит объективный и всеобщий характер.

Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации.

Стратегическое планирование является очень актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного планирования, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятия заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического планирования.

Если в прошлом многие компании могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятия.

Фирмы, управление которыми ориентировано на решение краткосрочных проблем, с частыми сменами задач, приоритетов деятельности, не обладающие необходимым запасом интеллектуальной, организационной, экономической и производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление, не могут устоять в нынешних быстро меняющихся рыночных условиях.

Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) – вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Целью работы является раскрытие вопроса связанного с формированием стратегии предприятия на примере ОАО  «Авиаагрегат».

 

1. Стратегия предприятия

Для определения стратегического аспекта в управлении организацией сначала необходимо уточнить существующие термины.

Первым таким термином является «организация». Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.

Таким образом, речь идет об организации как о социальном институте, в отличие от организации как процессе или функции.

Второй базовый термин - это «управление» и термин «менеджмент» в качестве его тождественного синонима.

Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

§   получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

§   изготовление продукта;

§   передача продукта во внешнюю среду.

Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Третий термин связан с развитием организации. Так как организация рассматривается в качестве открытой системы, то все многообразие факторов, определяющих и задающих ее развитие, можно разделить на внешние и внутренние.

В данном контексте, если учесть ранее представленную информацию, по поводу стратегического аспекта можно отметить следующее: во-первых, стратегический аспект связан с внешними факторами развития организации; во-вторых, стратегичность - в отличие от тактических или оперативных моментов - касается относительно долгосрочных перспектив развития организации.

Относительность означает, что стратегический период имеет существенно большую продолжительность, чем тактический период развития организации, и то, что для каждой конкретной организации такое соотношение является конкретно-индивидуальным.

Следовательно для конкретной организации соотношение стратегического и тактического является относительным и в аспекте сравнения с другими организациями, и с точки зрения отношения к разным конкретным ситуациям, а также в ряде других отношений.

О содержании самого отношения или реакции организации на внешние факторы, которые так или иначе задают стратегичность ее развития, можно сказать следующее. Суть такой (т.е. стратегической) реакции системы управления организации - это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешнего окружения.

В увязке с адаптивностью и эффективностью становится очевидным, что стратегический аспект - это еще и особый анализ внешней среды организации. А за анализом по самой логике управления следуют: сначала подготовка проектов стратегических решений, затем принятие стратегических решений, а потом их реализация. Кроме того, добавляется контроль процесса и его результатов.

Таким образом, к дополнительным моментам стратегического аспекта в управлении развитием организации можно отнести: объективную необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды организации; а также вытекающий из такого анализа особый механизм принятия и реализации адекватных управленческих решений. [3, стр. 335].

А. Чандлер,  автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей”. Определение стратегии Чандлера дополняется требованием  экономичности для принимаемых курсов действий “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

А. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии::

1.   Процесс выработки стратегии не завершается  каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым  обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2.   Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3.   Необходимость в данной стратегии отпадает,  как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.

4.   В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5.   При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.              

Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированнный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

Стратегии предприятий должны  быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.

Концептуальная модель  стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:

1.                    Анализ окружающей среды:

       а) внешняя среда,

       б) внутренние возможности.

2.                     Определение  политики предприятия (целеполагание).

3.                     Формулирование стратегии и выбор альтернатив:

        а) стратегия маркетинга,

        б) финансовая стратегия,

        в)  стратегия НИОКР

        г)  стратегия производства,

        д) социальная стратегия,

        е) стратегия организационных изменений,

       ж) экологическая стратегия.

     Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы:

1.   Цели и задачи предприятия

2.   Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.

3.   Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).

4.   Функциональные стратегия.

5.   Наиболее значимые проекты.

6.   Описание внешних операций.

7.   Капиталовложения и ресурсное распределение.

8.   Планирование неожиданностей.

          Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:

         а) Объём годовых продаж по группам продуктов,

         б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,

         в) Годовой  экспорт и его отношение к объёму продаж по          

             подразделениям. 

         г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.

         д) Программа ежегодных капитальных затрат.

         е)  Годовые денежные потоки.

        ж)  Баланс на конец последнего года плана.

         з)  Политика поглощений и приобретений.

        Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах  показал, что и количество и содержание этапов составления  стратегического плана, а также сама его форма  могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

1.   Форма собственности предприятия.

2.   Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)

3.   Отраслевая принадлежность предприятия.

4.   Размер предприятия (большое, среднее или малое).

      Точно так же не существует единого горизонта  стратегического планирования. В Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.

Формулирование стратегий и выбор альтернатив

Процедура формулирования стратегии и выбора  альтернатив состоит из следующих этапов:

а) оценка существующей стратегии;

б) собственно фаза формулирования;

в) планирование риска;

г) выбор стратегических альтернатив.

        Рассмотрим подробнее эти пункты.

А. Оценка существующей (действующей) стратегии.

         Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.

    Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии  и сформулированных правил поведения.

Б. Собственно фаза формулирования.

        Стратегия, будучи объединённой основой для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.

В. Планирование риска.

   Планирование риска является одной из важных составляющих стратегического плана. Основной целью является поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений.

   В последнее время в западных фирмах становится всё более популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде.  Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.

Г. Выбор стратегических альтернатив.

      В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.

    Разработка стратегии должна затрагивать ве уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое  обсуждение и единоличное принятие окончательного решения

 Стратегия роста

Стратегия роста впервые подробно была  разработана Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы.  Она состоит из пяти этапов:

1.   Стадия  планирования. Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей.

2.   Начальная стадия. Обычно фирма проходит этап  очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидирутся узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проктов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает.

3.   Стадии проникновения.

4.   Ускоренный рост.

5.   Переходная стадия.

 Начальная стратегия

      Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятю выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.

Стратегия проникновения.   

    Данная стратегия направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР.

      После достижения этих целей и проведя ве необходимые внутренние перестроения, предприятие может перейти к следующей стратегии.

Стратегия ускоренного роста.

     Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попыток разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации,  следующей стратегии.

   Стратегия переходного периода.

      Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть не допуская длительной стагнации.

       Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.

   Сама по себе стратегия роста может применяться в различных ситуациях:

·      начало предпринимательской деятельности;

·     молодая компания, борющаяся за своё  выживание;

·     однопродуктовое специализированное предприятие;

·     диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта.

    Именно поэтому стратегических альтернатив роста в хозяйственной практик может быть предложено очень много. Перечислю лишь некоторые, являющиеся базовыми, стратегические альтернативы: интенсификация рынка, диверсификация, межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность,

Стратегия стабилизации и выживания.

     В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной  в наступательно-оборонительную стратегию  -  стратегию стабилизации.

Стратегия стабилизации.

    Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов:

·     экономия с чётким намерением быстрого оживления;

·     сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление;

·     стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке.

 Стратегия выживания.

     Стратегия  выживания - чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является  стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных  действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся “антикризисный комитет”, который наряду с принятием  быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы :

·     перестройка управления

·     финансовая перестройка

·     перестройка маркетинга [1, стр. 29-34]

2. Организационная структура

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления (Приложение 1).

Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой.

     Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды.

     В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

·                        обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;

·                        быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;

·                        иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;

·                        быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.

В Приложении 1 приведена графическая интерпретация действующей организационной структуры управления ОАО  «Авиаагрегат». В результате ее анализа можно сделать следующие выводы.

1.    Одна из основных особенностей управления ОАО «Авиаагрегат» состоит в том, что фактически многопрофильное предприятие по структуре управления в настоящее время ориентировано на централизованное управление разнородными производствами и на общее производственно-технологическое развитие всей бизнес-системы.

2.    Управление реализуется персоналом предприятия при наличии достаточно широкого совмещения функций управления, в ряде случаев формально не закрепленных за отдельными подразделениями (стратегическое планирование и управление, финансовый менеджмент, маркетинг отдельных видов военной и гражданской продукции и др.). По этой причине в действующей структуре наблюдаются функциональные разрывы.

3.    Структура управления ОАО «Авиаагрегат» относится к категории «вертикальных» иерархических линейно-функциональных структур. Максимально число уровней подчинения – 4.

Реализация практически всех важнейших функций руководства и управления замкнуто на первого руководителя ОАО, что определяет крайне высокую степень информационной нагрузки. При росте масштаба бизнеса это чревато снижением управляемости.

Действующая система управления является жестко централизованной системой руководства. Такая структура успешно работает в режиме реализации решений руководства, но она неэффективна на этапе их подготовки. Вследствие этого в большинстве случаев персонал в основной своей массе не принимает непосредственного участия в подготовке решений (в лучшем случае – получает поручения руководителя и готовит необходимую информацию, используемую для принятия решений). В такой системе цели персонала редко не совпадают с целями руководителя.

4. По типу специализации структура управления ОАО «Авиаагрегат» относится к категории смешанных структур с преобладанием технологической специализации. Основным недостатком структуры такого типа является слабое влияние деятельности подразделений и отдельных сотрудников на конечные результаты работы предприятия. 

Осуществление сложных процессов агрегирования информации и конструирования результатов остается за высшим менеджментом, что в условиях интенсивно растущего масштаба деятельности ставит его  в хроническое положение «чрезвычайности».

       5.Распределение функций между производственными подразделениями ОАО «Авиаагрегат»  (Приложение 3) реализуется по принципу технологической специализации без выделения   специализированных технологических центров и управляющих структур применительно к отдельным продуктовым направлениям (авиационная продукция, продукция для автотракторного машиностроения и вагоностроения МПС).  В этой связи функции аппарата управления ОАО   в этом смысле можно квалифицировать как смешанные.

     6.Имеет место функциональная неполнота управления предприятием вследствие наличия разрывов в реализации части основных функций управления. К таким разрывам можно отнести функцию управления финансовыми потоками относительно различных продуктовых направлений, информационное обеспечение, а также управление развитием (прежде всего, стратегическое планирование и корпоративное развитие).

      7. Преобладающей формой доведения информации о результатах деятельности производственных и других подразделений  до первого руководителя являются еженедельные  отчеты руководителей подразделений (как правило, в устной и в меньшей степени - в письменной форме). Такой порядок приводит, во-первых, к возможности искажения данных и, во-вторых, ставит первого руководителя в зависимость от присутствия на рабочем месте сотрудников, владеющих информацией. При имеющем место отсутствии  преемственности и взаимозаменяемости сотрудников (за небольшим исключением) высший менеджмент может стать заложником недобросовестного персонала.

8.    Явно недостаточное использование современных информационных технологий.  Органически необходимая для судьбы всего бизнеса информационная служба требует активного развития.  Современные информационные технологии на базе концепций баз и хранилищ данных, CASE – средств проектирования, аналитических OLAP-систем, корпоративных Интернет и Интранет распределенных комплексов отсутствуют. Такая ситуация сдерживает, с одной стороны, рост эффективности системы управления предприятием, но, с другой, создает исключительно благоприятные условия для быстрого и безболезненного прорыва в направлении использования современной корпоративной информационно-управляющей системы.

9.Недостаточно существующее в настоящее время информационное обслуживание высшего менеджмента ОАО «Авиаагрегат». При этом требуется кардинально усилить аналитическую компоненту. Руководители, находясь на «голодном информационном и аналитическом пайке», вынуждены самостоятельно добывать нужную информацию и для этого загружать подчиненных «нештатной и импульсивной» работой.

10. Следует остановиться на крупном функциональном разрыве в управлении предприятием. Работа с инвесторами и стратегическими партнерами, которые могут обеспечить  вложение существенных финансовых ресурсов в перспективные программы развития предприятия, не является  в настоящее время функцией существующих подразделений службы директора финансов.

 В целом  действующая в настоящее время организационно-функциональная структура управления ОАО «Авиаагрегат» представляет собой вертикально управляемый производственно-экономический комплекс с преимущественно  производственным уклоном и существенными функциональными разрывами при фактическом управлении  многопрофильным изготовлением и реализацией продукции для различных секторов рынка [6, стр. 103 - 109].

Проведенная диагностика на основе данных предприятия  позволила в качестве основных причин недостаточно эффективного развития ОАО «Авиаагрегат»  выделить основные причины и следствия сложившегося финансово-экономического положения ОАО «Авиаагрегат» (Приложение 2).

На основе проведенного анализа из всего рассмотренного комплекса причин кризисного положения предприятия могут быть выделены  жизненно важные (ключевые) или так называемые стратегические проблемы, которые на 80-90% определяют  перспективы функционирования всего бизнеса.

Заключение

Хорошо спроектированная организационная структура с течением времени начинает становиться неадекватной внешней и внутренней среде. Потеря адекватности организационной структуры происходит вследствие эволюции внутренней и внешней среды. Последняя, будучи гибкой и динамичной, меняется постоянно. Организационная же структура является административной фиксацией и формализацией отношений, дает прозрачность и четкость, однако, в ущерб гибкости и динамичности. В результате изменения организационной структуры происходят не непрерывно, а периодически, в дискретном режиме.

2.    Одна из основных особенностей управления ОАО «Авиаагрегат» состоит в том, что фактически многопрофильное предприятие по структуре управления в настоящее время ориентировано на централизованное управление разнородными производствами и на общее производственно-технологическое развитие всей бизнес-системы.

         Управление реализуется персоналом предприятия при наличии достаточно широкого совмещения функций управления, в ряде случаев формально не закрепленных за отдельными подразделениями (стратегическое планирование и управление, финансовый менеджмент, маркетинг отдельных видов военной и гражданской продукции и др.).

В целом  действующая в настоящее время организационно-функциональная структура управления ОАО «Авиаагрегат» представляет собой вертикально управляемый производственно-экономический комплекс с преимущественно  производственным уклоном и существенными функциональными разрывами при фактическом управлении  многопрофильным изготовлением и реализацией продукции для различных секторов рынка.

3. Современные подходы к повышению эффективности управления ОАО «Авиаагрегат» связаны с необходимостью обосновать особенности функционирования предприятия как  «бизнес-система».

 

Список использованной литературы

1.                 Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Финпресс, 2001. -  192 с.

2.                 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. -  702 с.

3.                 Организация,  планирование,  управление  деятельностью промышленных предприятий:  учебник для вузов. / С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова - М.: Высшая школа, 1998. – 549 с.

4.                 Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное  пособие. - СПб.:  СПбУЭФ, 2003. – 476 с.

5.                 Рюли Э., Шмидт С.Л. Исследование стратегических процессов в организации// Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №5. - С.99-104.

6.                 Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебное пособие для вузов. - М.: ПРИОР,  2002. - 240 с.

7.                 Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. -  669 с.

 

Приложение

Приложение 1. Организационно-функциональная структура  управления ОАО «Авиаагрегат»

Приложение 2. Основные причины и следствия сложившегося

финансово-экономического положения ОАО «Авиаагрегат»

Причина кризисного положения предприятия

Отрицательные  последствия сложившейся ситуации

1. Отсутствие стратегической программы развития предприятия с учетом интересов и предпочтений акционеров

¨      Недостаточно емко осуществлено стратегическое позиционирование предприятия в бизнес-пространстве России, что не позволяет сформировать целевые установки и стратегические альтернативы развития бизнеса;

¨      Акционеры и менеджеры не имеют четко сформулированного, адекватного и одинаково понимаемого видения будущего предприятия;

¨      При принятии управленческих решений тактические интересы превалируют над стратегическими;

¨      Сложившийся уровень корпоративной культуры не обеспечивает  адекватности понимания и достижения менеджерами и работниками важнейших целей ОАО   в целом.

2.Неэффективность системы управления предприятием  (информационными потоками и ресурсами)

¨      Управление ориентировано на функции, а не на бизнес-процессы.

¨      Управление на базе информационных технологий не осуществляется.

¨      ОАО не успевает адекватно реагировать на действия конкурентов. В деятельности предприятия присутствуют факторы, объективно свидетельствующие о неэффективности бизнес-процессов:

- наличие излишних запасов материалов;

- неадекватное (медленное) реагирование системы управления на производственные возмущения;

- несвоевременное поступление продукции, отгруженной в адрес контрагентов;

- большие запаздывания в информационных потоках;

- приостановление роста числа клиентов, переход постоянных клиентов к конкурентам.

3.Маркетинговая деятельность ориентирована  преимущественно на сбытовые функции

¨      Не осуществляется активный клиентноориентированный маркетинг продукции, что ведет к снижению темпов роста продаж;

¨      Незначительна доля продаж на рынках зарубежных стран;

¨      Существующие каналы сбыта продукции работают недостаточно эффективно.

4.Финансовая и инвестиционная деятельность не эффективны

¨      Высокая кредиторская задолженность, низкая ликвидность активов;

¨      Периодически возникают кассовые разрывы, финансовые потоки не структурированы по контрагентам и по срокам.

5. Высокие текущие издержки на производство

¨      Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет руководителей искать причины и резервы снижения затрат

¨      Традиционная система учета затрат не отвечает потребностям управления в части -организации предоставления информации руководству для принятия рациональных управленческих решений.

¨      товарные и финансовые потоки не сбалансированы и не взаимоувязаны во времени;

¨      в структурных подразделениях отсутствует система мотивации экономии всех видов ресурсов.

6.Не существует единая система планирования, контроля и анализа

¨      Система планирования, контроля и анализа на предприятии не сформирована в полном объеме, а представлена в виде отдельных элементов и частей, не интегрированных в единую систему, что не позволяет рационально управлять всеми имеющимися ресурсами:

- отсутствуют отработанные процедуры принятия и реализации управленческих решений, критерии оценки их эффективности;

- не отработаны технологии подготовки решений в отдельных функциональных областях;

¨      В бухгалтерском учете отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные. Не проводится анализ безубыточности продаж, не оценивается эффект операционного рычага, вследствие чего невозможно определить   запас   финансовой прочности предприятия.

7.Информационно-компью-терное обеспечение предприятия  осуществляется не системно

¨      Не формируется информационно-аналитическая база для принятия рациональных управленческих решений;

¨      Отсутствует возможность вариантного прогнозирования финансового результата и планирования ожидаемого финансово-экономического результата;

¨      Масштабы деятельности предприятия и объемы обрабатываемой информации требуют создания единого информационного   пространства для эффективного управления (корпоративная информационно-управляющая система);

¨      Автоматизированы только отдельные подсистемы (бухгалтерский учет, отдельные участки производства, склады);

¨      Отсутствует единая концепция развития информационной системы

    

Приложение 3. Содержание и направление деятельности

подразделений ОАО «Авиаагрегат»

Наименование подразделения

Назначение подразделения

Сотрудники

Дирекция

1. Организация и контроль работы                        всех  подразделений фирмы;

2. Решение вопросов стратегического планирования;

3. Финансовое руководство фирмы;

4. Анализ внешних и внутренних    факторов влияющих на деятельность фирмы;

5. Анализ действий конкурентов;

6. Работа с персоналом

7. Регистрация входящих и выходящих документов;

8. Телефонная связь;

9. Прием посетителей.

Документы: приказы, постановления, регламенты, положения, договора, отчеты в контролирующие органы.

Директор; секретарь

Бухгалтерия

1. Организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

2. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, ТМЦ и денежных средств;

3. начисление заработной платы

4. Расчет технико-экономических показателей;

5. Работа с банками;

6. Учет денежных операций (касса, расчетный счет, расчеты с поставщиками и покупателями);

7. Расчет по налогам и сборам

8. Составление бухгалтерской отчетности

Документы: платежные поручения, балансы, все формы бухгалтерской отчетности, ведомости по зарплате, кассовые ордера, накладные.

Бухгалтер

Отдел

снабжения

1. Поиск и заключение договоров с поставщиками;

2. Доставка сырья на предприятие;

3. Контроль качества;

4. Обеспечение материалами и инструментами;

Менеджер по снабжению;

инженер отдела снабжения

Производственный отдел

1. Осуществление производственного процесса пива;

2. Контроль работы оборудования и качества продукта на каждой стадии производственного процесса;

3. Разлив пива в тару и ее фасовка;

Технический директор;

Главный технолог;

основные  рабочие

Отдел сбыта

1. Поиск покупателей;

2. Отгрузка ГП покупателям;

3. Оформление договоров купли-продажи, а также заказов

4. Исследование конъюнктуры рынка

5. Рекламная деятельность

Менеджер по сбыту;

Инженер отдела сбыта

Склад

1. Прием сырья и ГП по накладным;

2. Учет движения сырья и ГП;

3. Хранение и размещение на складе;

4. Отпуск сырья на производство и ГП на реализацию по накладным;

5.      Обеспечение охраны

Документы: книга учета товаров на складе, справка об остатках товаров, накладная, платежные поручения, счет-фактура.

Заведующий складом;

грузчики;

охранники