Содержание



Введение. 3

1. Концепция предпринимательского риска. 4

2. Маржинальный анализ. 7

Заключение. 11

Список литературы.. 13

Введение


Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов).

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

Маржинальный анализ предназначен для оценки рентабельности ассортимента и базируется на сборе и анализе информации о движении товаров, а так же на анализе полученной прибыли (маржи).

Маржинальный анализ позволяет получить ответ на многие вопросы, интересующие руководство организации, в том числе определить:

  плановую себестоимость единицы изделия и минимальную цену реализации;

  наиболее выгодный ассортимент;

  влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия.

Таким образом,  целью данной работы является рассмотрение концепции предпринимательского риска,  а также рассмотрение маржинального анализа

1.     Концепция предпринимательского риска


Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности

Концепция предпринимательского риска представляет собой совокупную систему взглядов классической и неоклассической теорий предпринимательского риска и их экономического приложения. При исследовании предпринимательской прибыли такие представители классической теории, так Дж. Милль, И.У. Сениор различали в структуре предпринимательского дохода процент (как долю на вложенный капитал), заработную плату предпринимателя и плату за риск (как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью)[1].

В классической теории предпринимательского риска последний отождествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения. Риск здесь не что иное, как ущерб, который наносится осуществлением данного решения.

Такое одностороннее толкование сущности риска вызвало резкое возражение у части зарубежных экономистов, что повлекло за собой выработку иного понимания содержания предпринимательского риска.

В 30-е годы нашего столетия экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности и прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями:

• размерами ожидаемой прибыли;

• величиной ее возможных колебаний.

Поведение предпринимателя, согласно неоклассической теории риска, обусловлено концепцией предельной полезности. Это означает, что при наличии двух вариантов, например, капитальных вложений, дающих одинаковую ожидаемую прибыль, предприниматель выбирает вариант, в котором колебания ожидаемой прибыли меньше. Если принимается небольшое число решений одного типа, то нельзя рассчитывать, что отклонения от ожидаемой, прибыли взаимно уравняются, так как в этом случае закон больших чисел не действует. Именно поэтому предприниматель, принимая решение, должен учитывать колебания прибыли и выбирать вариант решения, который дает тот же результат, но характеризуется меньшими колебаниями[2].

Согласно неоклассической теории, для предпринимателя верная прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями менее интересна.

Дальнейшее развитие неоклассической теории риска продолжили в своих работах венгерские экономисты Т. Бачкаи, Д.Мес-сен и др. Сущность риска они видят в возможности отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение

Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение предпринимателя при рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей, которые вытекают из законодательных актов. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов экономического управления.

Действительность предпринимательской деятельности такова, что в экономической борьбе с конкурентами-производителями за покупателя предпринимательская организация вынуждена продавать свою продукцию в кредит (с риском невозврата денежных сумм в срок), при наличии временно свободных денежных средств размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг (с риском получения недостаточного процентного дохода в сравнении с темпами инфляции), при ведении коммерческих операций экспортно-импортного характера сталкиваться с необходимостью оперировать различными национальными валютами (с риском потерь от неблагоприятной конъюнктуры курсов валют) и т. д[3].

Наличие предпринимательского риска — это, по сути дела, оборотная сторона свободы экономической, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться неопределенность и предпринимательский риск[4].

Устранить неопределенность будущего в предпринимательской деятельности невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни. До сих пор мы обращали внимание только на объективную сторону предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными процессами в экономике. Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых в конечном счете не зависит от действия предпринимателей.


2.      Маржинальный анализ


Маржинальный анализ предназначен для оценки рентабельности ассортимента и базируется на сборе и анализе информации о движении товаров, а так же на анализе полученной прибыли (маржи)[5].

 Основные маржинальные характеристики товара:

-        Объем реализации                                    (шт.)

-        Цена единицы продукции                        (руб.)

-        Объем реализации                                    (руб.)

-        Доля в обороте                                           (%%)

-         Затраты на единицу                                  (руб.)

-         Маржа с единицы                                     (руб.)

-         Маржинальная  рентабельность              (%%)

-         Длительность производственного цикла     (дней)

-         Удельная маржинальная рентабельность     (%% в день)

-         Суммарная маржинальная прибыль        (руб.)

-         Суммарная себестоимость                      (руб.)

-         Удельная маржинальная рентабельность (%% в месяц)

 Далее, комбинируя эти характеристики и их соотношение, а так же сортируя данные расчета, пользователь очень легко (в несколько касаний мышки) может получить интересующую его группу товара с указанными характеристиками.

В рамках данной системы затраты коммерческой организации подразделяются по отношению к объему производства на условно-переменные и условно-постоянные:

  условно-переменные затраты изменяются пропорционально объему выпущенной продукции (сырье, материалы, заработная плата основных рабочих с начислениями, полуфабрикаты, общепроизводственные расходы);

  условно-постоянные затраты не зависят от объема выпускаемой продукции (освещение, отопление, зарплата управленческого персонала и т.п.). 

 Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами составляет маржинальный доход.

 Маржинальный анализ позволяет получить ответ на многие вопросы, интересующие руководство организации, в том числе определить[6]:

  плановую себестоимость единицы изделия и минимальную цену реализации;

  наиболее выгодный ассортимент;

  влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия.

 Рассмотрим сказанное на примере[7]. Допустим, условно-постоянные расходы составляют 400 тыс. руб. в месяц.  Распределение условно-постоянных расходов на единицу изделия возможно на основе различных баз (например, стоимости основных материалов, суммы заработной платы и т.п.). Выбор варианта распределения зависит от специфики производства. Швейное производство характеризуется большим удельным весом материальных затрат в цене изделия - 70-80%. Реальный объем работ, выполненных предприятием, отражается в выпуске продукции в нормо/часах. Поэтому в качестве базы распределения условно-постоянных расходов предлагается трудоемкость выпущенной продукции.

В рыночной экономике планирование начинается с плана продаж, определенного отделом маркетинга. Во-первых, определим трудоемкость производственной программы на сентябрь 2002 г. по моделям.  Для выполнения такого объема выпуска изделий потребуется 32129 нормо/часов : 8 часов : 20 рабочих дней = 201 человек. Допустим, на предприятии численность основных производственных рабочих составляет 300 человек. В этом случае для занятости оставшихся рабочих возможно принять дополнительный заказ, покрывающий лишь переменные расходы. Свободные производственные площади можно сдавать в аренду. Во-вторых, определим величину постоянных расходов, приходящихся на 1 нормо/час при планируемом выпуске продукции: 400000 руб. : 32129 нормо/часов = 12,45 руб..Условно средняя заработная плата основных рабочих за один нормо/час составляет для данного предприятия 6,50 руб.

 Далее на основании имеющихся данных рассчитаем себестоимость единицы изделия

Рассчитанная таким способом себестоимость единицы продукции является минимальной ценой реализации, при которой предприятие покрывает свои затраты, не получая прибыли.  Сравнивая себестоимость единицы изделия с ценой, предложенной отделом маркетинга, можно определить наиболее выгодный ассортимент и прибыль, которую получит предприятие при выпуске этих изделий. Можно сделать вывод, что наиболее выгодным является производство пальто женских демисезонных и костюмов мужских. Однако, на получение указанной суммы прибыли затрачивается различное время при изготовлении изделий. Следовательно, надо рассчитать сумму прибыли, приходящуюся на 1 нормо/час. Наибольшая величина прибыли на 1 нормо/час приходится на пальто женское демисезонное и пальто женское утепленное.На основании этих данных можно рассчитать сумму прибыли при замене ассортимента.

Допустим, предприятие получает предложение дополнительно изготовить пальто женское утепленное в количестве 200 ед. взамен брюк мужских в количестве 1500 ед.. К тому же уменьшение трудоемкости производственной программы приведет к увеличению суммы условно-постоянных расходов, приходящихся на 1 нормо/час. Трудоемкость производственной программы составит: 32129 нормо/часов - 1522 нормо/часа = 30607 нормо/часов.  Стоимость условно-постоянных расходов на 1 нормо/час: 400000 руб.: 30607 нормо/часов = 13,07 руб.; отсюда увеличение условно-постоянных расходов на 1 нормо/час составит: 13,07 руб. - 12,45 руб. = 0,62 руб.; на весь выпуск: 0,62 руб. х 30607 нормо/часов = 18976 руб. Таким образом, общее снижение прибыли от замены ассортимента составляет: 18976 руб. + 40395 руб. = 59371 руб.

Следует отметить, что маржинальный анализ - в какой-то мере формализованный подход к изучению "выгодности" производства того или иного вида продукции. Его основное достоинство состоит в том, что он позволяет увидеть общую картину по потенциальной прибыльности, сравнить различные виды (группы) продукции по выгодности производства. Но для принятия решений по изменению структуры выпуска нужны более глубокие исследования, ориентированные, в основном, на перспективу. Это, например, стабильность, надежность и возможность расширения рынков сбыта пусть даже и не самой выгодной продукции, возможности улучшения качества и повышения конкурентоспособности определенных видов продукции и т.п. В любом случае, усилия предприятия должны быть направлены на то, чтобы оптимизировать ассортиментный ряд, максимизируя объемы производства наиболее выгодной продукции и минимизируя объемы выпуска маловыгодных видов продукции.


Заключение



Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. Риск, тем самым, присущ любой сфере человеческой деятельности. Проявление риска связано с множеством условий и факторов, влияющих на исход принимаемых людьми решений.

Концепция предпринимательского риска появлялась из исторического опыта человеческой практики, который показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

Концепция предпринимательского риска представляет собой совокупную систему взглядов классической и неоклассической теорий предпринимательского риска и их экономического приложения

Наличие предпринимательского риска — это, по сути дела, оборотная сторона свободы экономической, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться неопределенность и предпринимательский риск.

Маржинальный анализ - анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. Согласно маржинальной доктрине хозяйственные индивиды принимают решения, исходя из стремлений достичь максимальной предельной полезности (приращение полезности на единицу затрачиваемых ресурсов, затрат).

Таким образом,  маржинальный анализ - в какой-то мере формализованный подход к изучению "выгодности" производства того или иного вида продукции. Его основное достоинство состоит в том, что он позволяет увидеть общую картину по потенциальной прибыльности, сравнить различные виды (группы) продукции по выгодности производства. Но для принятия решений по изменению структуры выпуска нужны более глубокие исследования, ориентированные, в основном, на перспективу. Это, например, стабильность, надежность и возможность расширения рынков сбыта пусть даже и не самой выгодной продукции, возможности улучшения качества и повышения конкурентоспособности определенных видов продукции и т.п. В любом случае, усилия предприятия должны быть направлены на то, чтобы оптимизировать ассортиментный ряд, максимизируя объемы производства наиболее выгодной продукции и минимизируя объемы выпуска маловыгодных видов продукции.

Список литературы


1.     Баканов М.И.и Шеремет А.Д Экономический анализ Учеб. Пособ. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2.     Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. – М.: ЮНИТИ, 1999

3.     Беляев, С.Г. В.И. Кошкина Беляев, С.Г. В.И. Кошкина Теория и практика антикризисного управления. – М.: ЮНИТИ, 1999.

4.     Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами М.: Финансы и статистика, 1996.

5.     Гитман Д.К. Майкл Д. Джон Основы инвестирования, Учебник. - М.: Дело, 1999.

6.     Зубов В.С. Экономический анализ Учеб. Пособ. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2002.

8.     Кочович Е. Финансовая математика: теория и практика финансово-банковских  расчетов: Пер.с серб. – М.: Финансы и статистика, 1994

9.     Кравчук С. А. Финансовый менеджмент. - М.: Наука, 2001

10.                       Ойгензихт В. Проблема риска в гражданском праве - М.:Экономика,1999

11.                       Первозванский А.А., Первозванская Т.Н.Финансовый рынок: расчет и риск -  М.: Экономика,1999

12.                       Райзберг Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика,1999

13.                       Савчук В.П., Прилипко С.И., Величко Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. - Учебное пособие. - Киев: Абсолют-В, Эльга, 2001.

14.                       Хизрич Р., Питерс М. Экономический образ мышления.- М.: Прогресс, 1999

15.                       Шумпетер Й. Теория экономического развития - М.: Прогресс,1996




[1] Баканов М.И.и Шеремет А.Д Экономический анализ Учеб. Пособ. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с 34


[2] Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – с 67


[3] Хизрич Р., Питерс М. Экономический образ мышления.- М.: Прогресс, 1999. – 101.

[4] Зубов В.С. Экономический анализ Учеб. Пособ. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с 48.


[5] Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2002. – с 67


[6] Райзберг Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 1999 – с 78

[7] Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2002. – с 59