Содержание

Введение. 3

1. Логическая часть: разработка бизнес-проекта. 4

1.1. Краткая характеристика ЗАО «Сластена» и предлагаемого бизнес- проекта  4

1.2. Анализ внешней среды деятельности ЗАО «Сластена». 6

1.3. Анализ внутренней среды ЗАО «Сластена». 12

2. Организационная часть. 18

2.1.  Разработка бюджета продаж.. 18

2.2.Составление производственной программы.. 18

2.3. Определение потребности в сырье и основных материалах. 19

2.4. Определение прямых затрат труда. 21

2.5. Определение потребности во вспомогательных материалах. 21

2.6. Расчет себестоимости списания сырья и основных материалов в производство. Калькуляция бюджета сырья и материалов. 23

2.7. Определение бюджета общепроизводственных и общехозяйственных расходов  25

2.8. Калькуляция совокупных (общих) затрат. 26

2.9. Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции. 26

2.10. Бюджет цеховой себестоимости. 27

2.11. Составление финансового плана. 27

2.12. Оценка эффективности проекта. 28

Заключение. 31

Список литературы.. 32


 


Введение

Отправная точка  деятельности по разработке проекта – анализ рыночных возможностей, целью которого является выявление привлекательности открывающейся на рынке возможности для фирмы по внедрению нового товара. Руководству необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности.

Актуальность рассмотрения вопроса разработки бизнес - проекта обусловлена тем, что любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности, ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть их нынешних продаж и прибылей приходится на товары, которых они еще какие-нибудь пять лет назад или не производили вообще, или не продавали.

Компаниям может казаться, что их возможности очень ограничены, но это всего лишь неумение мысленно увидеть будущее того дела, которым они занимаются, и осознать свои сильные стороны. Ведь в действительности перед любой компанией открыто множество рыночных перспектив. С целью их определения обязательным элементом выступает проектирование и администрирование проекта.

Организация может заниматься поисками новых возможностей либо время от времени, либо систематически. Многие отыскивают новые идеи, просто внимательно следя за переменами на рынке. Руководители компании читают газеты, посещают специализированные выставки, изучают товары конкурентов, собирают рыночную информацию другими путями.

Целью  курсовой работы является  разработка нового проекта, предлагаемого конкретной организацией.

Объектом исследования в работе выступает кондитерская  организация ЗАО  «Сластена». Организация  является на сегодняшний день самостоятельным хозяйствующим субъектом на рынке кондитерских товаров.



1. Логическая часть: разработка бизнес-проекта

1.1. Краткая характеристика ЗАО «Сластена» и предлагаемого бизнес- проекта

В качестве объекта исследования в данной работе выступает кондитерская организация Закрытое акционерное общество «Сластена», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

 Местонахождение общества: г. Новосибирск, ул. Красноярская -5 .

Цель предлагаемого организацией бизнес- проекта- обосновать развертывание программы внедрения на рынки кондитерских изделий новых видов конфет: «Радуга» и «Какао бобы».

Предлагая новый вид кондитерских изделий на рынке, организация гарантирует индивидуальный дизайн и неповторимость вкуса, что является большим преимуществом для потребителей.

Для реализации предлагаемого проекта ЗАО «Сластена» ориентируется, прежде всего, на свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках.

В процессе планирования руководство учло возможность возникновения ряда финансово- экономических рисков. Для их устранения  в организации используется страхованием части рисков.

Таким образом, судя по расчетами, финансово- экономическому обоснованию, предлагаемый проект ЗАО «Сластена» предполагает успех и положительный эффект.

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в кондитерских товарах.

Краткосрочная стратегия организации  на сегодняшний день заключается в завоевании доли рынка кондитерских изделий, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций и захвате существенной доли рынка.

Уже в ближайший плановый год (2004 год) организация, судя по проведенным расчетам, планирует получить прибыль, превышающую значение  в 2003 году более чем в 6- 7 раз.

Как прописано в Уставе, ЗАО «Сластена», основной вид деятельности – производство сахаристых кондитерских изделий (конфет, шоколада, ириса, восточных сладостей). Организация является универсальным кондитерским предприятием.

Уставной капитал организации составляет 250000 рублей. Акционерами являются два юридических и восемь физических лиц, каждый из которых располагает 1000 акциями номинальной стоимостью 250 рублей каждая.

Высшим органом управления в ЗАО «Сластена» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 205 человек.

Структурная организационно-производственная схема ЗАО «Сластена» изображена на рис.1.

 



директор по производству

 

финансовый директор

 

директор по общим вопросам

 
                                        


 

 





Рис. 1. Организационно- производственная структура ЗАО «Сластена»

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в области исследований рынка кондитерских изделий, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.

На сегодняшний день по большинству экономических показателей (рентабельность, ликвидность, платежеспособность) ЗАО «Сластена» можно считать вполне процветающим и устойчивым в финансовом плане.

В целом, финансовое положение ЗАО «Сластена» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

1.2. Анализ внешней среды деятельности ЗАО «Сластена»

Доминирующие экономические характеристики отрасли

По подсчетам Союза кондитеров России, в прошлом году производство кондитерских изделий выросло на 5 %.

Этот рыночный сегмент динамично развивается, растет и производство, и потребление. Если для 90-х годов было характерно буквально взрывное увеличение числа операторов, то сейчас новые производители появляются все реже. Нынче "новости с фронтов" сводятся, скорее, к сообщениям о реструктурировании: кто-то укрупняется, объединяясь в союзы и альянсы, а кто-то сходит с арены.

В экономической литературе изучена динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента производства и реализации кондитерских изделий, которая отражена на рисунке 2.

Рис. 2. Годовые объемы производства кондитерских изделий  в России в 1990- 2002 годах.

Как видно из рисунка 2, к началу 90- х годов рынок производства кондитерских изделий во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в  серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.

В настоящее время российский рынок кондитерских изделий растет, хоть и медленными темпами. По оценкам  экспертов, за прошлый год потребление кондитерских изделий выросло почти на 10 %.

Однако, все же положение многих средних и мелких фирм – производителей в отрасли достаточно сложное. Дорожает сырье, приходится выдерживать серьезную конкуренцию с  более крупными производителями. Тем не менее, производство кондитерских изделий как отрасль промышленности является высокорентабельным.

Следует отметить еще одну особенность внешней среды рассматриваемого сегмента рынка. Это крайне неравномерное размещение его по территории Российской Федерации, что отражено на рисунке 3.


Рис. 3. Производство кондитерских изделий по регионам Российской Федерации в 2002 году.

Как видно из рисунка 3 в Центральном районе сосредоточено около 23% производства кондитерских изделий в России, а в Северном районе всего лишь 2 %. Наиболее крупные мощности по производству кондитерских изделий сосредоточены в Центральном районе, а Западная Сибирь занимает 6 место среди всех остальных регионов.

Анализ движущих сил, действующих в этой отрасли

Непростая экономическая ситуация (низкая платежеспособность населения, высокие ставки налогов и ставки платы за кредиты, высокая стоимость сырья и энергоресурсов) привела к резкому спаду производства на отечественных предприятиях и, следовательно, к уменьшению коэффициента использования производственных мощностей.

Изменение курса рубля в августе 1998 года серьезно повлияло на рынок кондитерских изделий. Прекратились поставки сырья в кредит, что привело к остановке некоторых заводов и переходу на одну смену работы. Производители оказались в жестокой зависимости от поставщиков сырья (шоколада, молока и прочих ингредиентов). Если сырье подорожало в 3-4 раза, то цены на кондитерские изделия по данным прошлого года выросли примерно в 2- 2,5 раза. Больше превышать цены было невозможно из- за ограниченной покупательской способности населения России. Результатом стали существенные финансовые потери предприятий.

Другой действующей силой в отрасли  производства кондитерских изделий является наличие барьеров  для входа в отрасль. Барьеры входа во всю отрасль пищевой промышленности в целом существенны и носят различный характер для предприятий разной мощности. Для крупных предприятий, желающих войти на российский рынок кондитерских изделий барьер заключается в отсутствии каналов дистрибьюции и недоверие местных жителей к новой продукции. Преодолеть этот барьер позволяет приобретение крупными фирмами акций крупных  предприятий отрасли (особенно это касается зарубежных инвесторов).

Следует подчеркнуть, что рост производства кондитерских изделий в последние два- три года в том числе  был обеспечен предприятиями, построенными за счет иностранных вложений и инвестиций, так как эта отрасль привлекательна по широкому спектру позиций, в частности, своим коротким циклом  и высокими доходами. На рисунке 4  отображена структура общих иностранных инвестиций в целом в пищевую отрасль в 2003 году по данным Госкомстата.

Рис. 4. Структура иностранных инвестиций в  пищевую отрасль в России в 2003 году, млн. $

         Характерной особенностью отрасли является тот факт, что инвестиционные средства стали использоваться преимущественно на установку нового оборудования. На эти цели выделяется около 60 % средств. Эту тенденцию следует признать положительной, так как в  промышленности кондитерских изделий имеются свободные производственные площади. При обновлении производства, замене устаревшего оборудования затраты на строительную часть незначительны.

         Ряд крупных предприятий отрасли производства кондитерских изделий целиком изменил форму собственности, их пакет акций находится у отечественных и зарубежных представителей и инвесторов. Многие предприятия отрасли объединяются друг с другом в концерны. В такие концерны объединяются несколько фабрик, каждая из которых имеет свою историю, узнаваемое название, сложившийся круг потребителей, но переживает сейчас нелучшие времена. Объединение таких фабрик в концерны позволяет в целом снизить себестоимость  продукции местных фабрик при  производстве кондитерских изделий, соответственно,  отпускные цены на готовую продукцию, а также создает условия для повышения качества производимой продукции. Примером может служить объединение ЗАО «Шоколадная фабрика «Россия» и АО «Кондитер. Результатом стало единое акционерное общество, получившее название «Кондитерское объединение «Россия» под руководство  фирмы «Nestle».

         Позитивным сдвигам в производстве кондитерских изделий, безусловно, способствовали принятые в последние годы федеральные законы, указы Президента,  и Постановления Правительства РФ, направленные на поддержку отечественных производителей. К числу мер государственного регулирования следует отнести регулирование таможенных пошлин на поступающее по импорту сырье и продовольствие для предприятий отрасли.

         Однако, несмотря на наметившийся в последние годы рост производства кондитерских изделий в целом объемы его выпуска по сравнения с 1990 годом остаются на уровне 40- 60 %.


Выявление ключевых факторов успеха для целевых сегментов

Несмотря на общую тенденцию 90- х годов снижения покупательской способности  потребления  кондитерских изделий  (с 19 кг на душу населения в 1990 году до 8 кг в 1996 году) к 2001 году потребление кондитерских изделий  увеличилось до 10,2 кг на душу населения.

Рис. 5. Потребление кондитерских изделий питания на душу населения в 1990 – 2001 годах в России, кг.

В целом потребление кондитерских изделий на территории Новосибирской области по данным статистики потребление в год колеблется от 6,7 кг  у населения  с доходом до 1000 руб. в месяц и 22 кг у населения с доходом свыше 2500 рублей на человека (то есть в 3,3 раза больше).

После кризиса  в экономике середины 90- х годов компания «Сластена» сосредоточила свои усилия именно на производстве такого недорогостоящего вида кондитерских изделий.

Для удовлетворения интересов покупателей  в компании могут быть разработаны своеобразные дизайны при оформлении кондитерских изделий. Среди привлекательных и социально значимых  направлений – производство конфет  с различными полезными добавками  натуральных фруктов, что очень нравится  и детям, и взрослым.

Товарная политика организации занимает очень важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех предприятия. Осуществление товарной политики  в компании «Сластена» представляет собой серию конкретно реализуемых маркетинговых мер воздействия на рынок   потребителей. Эти меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых ее видов, оптимизации ассортимента и преследуют, прежде всего, цель – довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранного сегмента рынка и  обеспечить эффективный сбыт. 

1.3. Анализ внутренней среды ЗАО «Сластена»

Идентификация текущей стратегии фирмы

Основная стратегия фирмы «Сластена» сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании «Сластена» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.

Основными задачами компании «Сластена» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации знакомых сортов с целью более точного удовлетворения требований потребителя и разработка новых сортов.

Посредством рекламной кампании, а также установлением холодильников и контейнеров с продукцией «Сластена» в закусочных, кафе и магазинах, лотков, фирма пытается завлечь в число своих потребителей различные группы покупателей: детей; рабочих и служащих, студентов во время их перерыва на обед, и другие группы потенциальных покупателей.

Компания выделяет следующие направления воздействиия на своих потребиителей:

Дом, семья - т.е. регулярное семейное потребление кондитерских изделий для ежедненого потребления на десерт. Распостранение кондитерских изделий через сеть лотков, супермаркетов.

Отдых – компания полагает, что выделение этой специфической категории крайне необходимо, поскольку это потребление существенно отличается от потребления семейного. Привлечение потребителей осуществляется через сеть дорожных лотков, небольшиих продуктовых магазинов, розничных торговых точек в местах масового отдыха.

SWOT – анализ

SWOT – анализ заключается в выявлении сил и слабостей фирмы путем сравнения своего продукта с продуктами конкурентов по наиболее значимым параметрам.

В результате  проведения опроса среди потребителей были получены средние значения по всем потребителям.

Таблица 1

Результаты анкетирования для выявления оценок потребления конфет

Свойства

 
Фирма

Сластена

Русская конфета

Нока-М

Вариант

 Гулливер

Цена

Вкус

Упаковка

Вид фасовки

7,1

6,8

6,5

3,2

7,4

6,7

5,8

3,5

5,0

4,8

4,1

1,7

3,8

3,1

4,3

2,1

5,0

4,9

4,5

2,0


Таблица 2 является результирующей.

Таблица 2

Результирующая таблица

Фирма

Свойства

вес

Сластена

Русская конфета

Нока-М

Вариант

 Гулливер



н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

в.о

вкус

0,4

7,1

2,84

7,4

2,96

5

2

3,8

1,52

5

2

цена

0,3

6,8

2,04

6,7

2,01

4,8

1,44

3,1

0,93

4,9

1,47

упаковка

0,2

6,5

1,3

5,8

1,16

4,1

0,82

4,3

0,86

4,5

0,9

вид фасовки

0,1

3,2

0,32

3,5

0,35

1,7

0,17

2,1

0,21

2

0,2


1

23,6

6,5

23,4

6,48

15,6

4,43

13,3

3,52

16,4

4,57


Рис. 6. Оценка различных свойств конфет компании «Сластена»

Анализируя интегральную взвешенную оценку конкурентоспособности производимых компанией «Сластена» кондитерских изделий  можно сказать, что продукция уступает по некоторым параметрам лишь продукции компании “Русская конфета”.


Стратегический анализ издержек

Компания «Сластена» заботится прежде всего о том, чтобы затраты на производство (себестоимость) были минимальными и при этом существовала возможность получения максимальной прибыли. Помимо этого компания, чтобы снизить конечные цены продукции, стремится, чтобы было как можно меньше посредников, каждый из которых добавляет свою наценку.

Определенный интерес представляет сравнение затрат по экономическим элементам в организации за 2002 – 2003 годы. Такое сравнение представлено в таблице 3.

Таблица 3

Затраты на производство продукции в компании «Сластена» в 2002 – 2003 годах

№ п/п

Наименование статьи

2002 год, %

2003 год, %

Отклонение, %

1

Сырье и материалы

90,4

86,1

-4,3

2

Топливо

0,6

1,8

1,2

3

Электроэнергия

0,3

2

0,7

4

ИТОГО МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

91,4

89,9

-1,5

5

Оплата труда

5,3

6

0,7

6

Отчисления на соцнужды

0,1

0,2

0,1

7

Амортизация основных фондов

2,6

3

0,4

8

Прочие расходы

0,7

0,9

0,2

9

ИТОГО ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

100

100

-

Как видно из рисунка 7 наибольшую долю в структуре затрат компании и в 2002, и в 2003 году занимают материальные затраты, а наименьшую- отчисления  на соцнужды. В 2003 году в организации падает доля затрат на сырье и материалы, при этом растут затраты на электроэнергию и   топливо более чем в 2 – 2,5 раза. Увеличение прочих расходов связано с появлением новых статей: расходов на рекламу (около 2% от себестоимости), на налоги, на аренду и представительские расходы. Сюда же включается плата за кредит и банковские расходы.

Рис. 7. Динамика структуры затрат на производство компании «Сластена» в 2002- 2003 годах.

Компания «Сластена» заботится прежде всего о том, чтобы затраты на производство (себестоимость) были минимальными и при этом существовала возможность получения максимальной прибыли. В целях сокращения расходов в организации уже вводится централизованная закупка сырья и продажа  продукции. Однако, большинство видов сырья – биржевой товар, и существенно минимизировать затраты на производство за счет централизованных закупок к организации не удастся.

При минимизации затрат на производство компании придется решить проблему оптимизации затрат на сырье при изготовлении продукции. При выборе фирмы- поставщика предприятие руководствуется, как правило, двумя критериями: качеством и ценой. Ассортимент сырья очень широк, в связи с чем, компания «Сластена» предпочитает выбрать 2- 3 наиболее надежных поставщиков в качестве своих основных партнеров. Интегрированный подход при  работе только с одним- двумя основными поставщиками позволяет  организации сегодня получать огромные скидки, тем самым, снижая себестоимость продукции.


Portfolio – анализ

Суммарный ассортимент продукции производимой компанией «Сластена» очень велик. Среди них имеются уникальные и унифицированные продукты (йогуртовые конфеты), пользующиеся повышенным спросом и не пользующиеся спросом. Кроме того, есть вновь разработанная интересная продукция, нуждающаяся в раскрутке. Принятие окончательного решения по  реструктуризации ассортимента, снятию с производства одних наименований и увеличению производства других, осуществляется после соответствующих исследований.  

По методике Бостонской консалтинговой группы выбирается направление, заслуживающее большего финансирования.

Таблица 4

Характеристика различных групп продукции компании

Группа продукции

Объем   рынка в 2000г.,

тыс. т

Объем рынка в 1999г., тыс. т

Средне -экономические темпы роста, %

Доля “Сластена” на рынке, %

Доля “Русская конфета” на рынке, %

Фруктовые конфеты

345,6

322,4

6%

12,3

8,4

Конфеты с добавлением печенья, орехов, мармелада и т.д.

386,7

378,5

6%

9

14,5

Карамель

196,8

179,4

6%

2,8

4

Фруктовые конфеты – «денежный мешок»: сбыт в отрасли падает, но доля на рынке велика.

Производство карамели растет наибольшими темпами, что объясняется повышенным спросом на эту группу конфет людей со средним и небольшим достатком. Необходимо сделать дополнительные вложения в данный продукт чтобы он был способен конкурировать с продукцией “Русская конфета” и других крупных производителей.


2. Организационная часть

2.1.  Разработка бюджета продаж

Разработка бюджета продаж представляет собой определение целевого объема и структуры продаж. В ходе разработки базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.

Сначала составляем прогноз продаж в виде таблицы 5. Объем планируемых продаж определяется с учетом множества факторов: деятельность конкурентов, положение на рынке, стабильность поставщиков и покупателей, результатов маркетинговых исследований, сезонности, цикличности, политики ценообразования в ЗАО «Сластена», рентабельности продукции [10,с. 36].

Таблица 5

Прогноз продаж на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Виды продукции

Планируемые продажи, тонн

Планируемая цена реализации за кг,  руб.

1

Конфеты «Радуга»

22

60

2

Конфеты «Какао бобы»

11

70


На основе  прогноза продаж составляем бюджет продаж в виде таблицы 6. Он является результатом обсуждения планов реализации продукции управляющими, аналитиками и персоналом отделов сбыта и торговли.

Таблица 6

Бюджет продаж на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Виды продукции

Планируемые продажи, тонн

Цена реализации за кг, руб.

Объем продаж, руб.

1

Конфеты «Радуга»

22

60

1320000

2

Конфеты «Какао бобы»

11

70

770000


Итого

-

-

2090000

2.2.Составление производственной программы

Производственная программа зависит от планового объема реализации и величины товарных остатков (запасов готовой продукции)[10, с. 37].

Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим образом по формуле (1):

ОП = Опр – ТО н.п. + ТО к.п.,                    (1)

где    ОП -  объем производства, руб.;

         Опр – объем продаж, руб.;

ТО н.п. – товарные остатки на начало периода, руб.;

ТО к.п. – товарные остатки на конец периода, руб.

Производственная программа для ЗАО «Сластена» представлена в таблице 7.

Таблица 7

Производственная программа ЗАО «Сластена» на 2 полугодие 2004 года

№ п\п

Показатели

Конфеты «Радуга»

Конфеты «Какао бобы»

1

Плановый объем продаж, тонн

22

11

2

Остатки готовой продукции на конец периода, тонн

5

3,5

3

Всего потребность (1 + 2), тонн

27

14,5

4

Остатки готовой продукции на начало периода, тонн

1,5

1,5

5

Производственная программа (3 – 4), тонн

25,5

13


Для определения совокупных затрат на производство данных видов конфет, необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому на следующем  этапе составляем частные бюджеты: бюджет затрат сырья и основных материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет накладных расходов.

2.3. Определение потребности в сырье и основных материалах

Материальные затраты в составе себестоимости продукции занимают наибольший удельный вес. Материальные затраты ЗАО «Сластена» при производстве включают следующие статьи: сырье и основные материалы, полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы, вспомогательные материалы, тара и тарные материалы, топливо, запасные части.

Отпуск сырья в организации осуществляется с центрального склада. Учет сырья ведется по наименованиям продуктов, учетной цене и сумме (натуральной стоимостной). На складах есть отдельные материально ответственные лица (заведующие). Исходя из имеющегося в кладовой сырья, возможностей реализации заведующий кондитерским цехом составляет план- заказ на изготовление кондитерских изделий, в котором по установленным нормам определяется количество сырья, подлежащего отпуску [1, с. 156]. Списание сырья на изготовление кондитерских изделий производится по фактическим затратам, но не выше установленных норм.

Стоимость полуфабрикатов на ЗАО «Сластена»  включается в себестоимость тех изделий, в которые они вошли.

Стоимость вспомогательных материалов списывается на себестоимость продукции, так же как и основных материалов, то есть прямым путем по данным первичных документов.

Возвратные отходы оцениваются по ценам их возможного использования.

В фактическую себестоимость материалов в организации включают покупную стоимость и транспортно- заготовительные расходы[5, с. 68].

В ЗАО «Сластена»  при определении бюджета сырья и основных материалов используют метод технологического нормирования. При имеющейся плановой производственной программе, применяя технологические нормы расхода на 1 тонну конфет, рассчитывают производственную потребность в разрезе видов материальных оборотных  ресурсов на данный бюджетный период (таблица 8).

Таблица 8

Определение потребности в  сырье  и основных материалах на 2 полугодие 2004 года  в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование сырья и материалов

Расход сырья и материалов, в нат. ед.

Общая потребность в сырье и материалах, ед.

Конфеты «Радуга»

Конфеты «Какао бобы»

Объем производства- 25,5 тонн

Объем производства- 13 тонн

на 1 тонну

на весь выпуск

на 1 тонну

на весь выпуск

1

Сахар, тонн

10,5

268

12,5

162,5

430,5

2

Мед, кг

0,156

4

0,13

1,7

5,7

3

Какао бобы, кг

3,4

86,7

2,6

33,8

120,5

4

Патока, кг

3,9

99,45

2,6

33,8

133,25

5

Молоко, л

111

2830

-

-

2830

6

Орехи, кг

-

-

27

351

351

7

Обертки бумажные, шт.

555

14152

800

10400

24552


2.4. Определение прямых затрат труда

В результате совершения затрат, связанных с переработкой основных компонентов и производством конфет возникают затраты на оплату труда производственных рабочих, непосредственно занятых выработкой продукции. В ЗАО «Сластена» используется сдельно- премиальная форма оплаты труда, при которой определяется расценка за 1 тонну выработанной продукции. Поэтому расходы на оплату труда в ЗАО «Сластена» являются прямыми. Прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. Основной метод- нормирование. Трудовые затраты в стоимостном выражении выражаются непосредственно путем применения существующих на предприятии расценок, исходя из установленной тарифной сетки (таблица 9).

Таблица 9

Бюджет прямых затрат труда на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

Виды продукции

Производственная программа, тонн

Затраты времени на 1 тонну, часов

Всего затраты времени, часов

Расценка за 1 тонну, тыс. руб. в час

Трудовые затраты, руб.

Конфеты «Радуга»

25,5

5

127,5

0,15

19125

Конфеты «Какао бобы»

13

6,5

84,5

0,2

16900

Итого

-

-

-

-

36025


2.5. Определение потребности во вспомогательных материалах

Вспомогательные материалы делятся на относящиеся к косвенным (общепроизводственным) и  относящиеся к постоянным (общехозяйственным)[6, с. 156].

Сначала составляем общую смету по переменным расходам без подразделения по видам продукции (таблица 10).

Таблица 10

Прогнозный бюджет использования вспомогательных материалов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование материалов

Потребность (прогноз), нат. ед.

Цена, руб.

Сумма, руб.

1

Этикетки, м.

1300

8,2

10660

2

Фольга, м.

15000

2,9

43500

3

Вспомогательные материалы при   формировке изделий, шт.

20

80

1600

4

Кульки, шт.

2000

4,2

8400

5

Картонные коробки, шт.

1200

14

16800

6

Целлофан, м

25

4

100

7

Лента для завязки коробок, м

100

14,4

1440

8

Воск, кг

15

35

525

9

Парафин, кг

30

25

750

10

Растительное масло, л

40

12

480


Итого

-

-

84225


Далее определяем прогнозные бюджеты закупок (приобретения) сырья, основных и вспомогательных материалов (таблица 11 и 12).

Таблица 11

Бюджет закупок (приобретения) сырья и основных материалов в натуральном и стоимостном выражении на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование сырья и материалов

сахар, т

мед, кг

какао бобы, кг

патока, кг

молоко, л

орехи, кг

обертки, шт.

всего

1

Общая потребность в материалах, ед.

430,5

5,7

120,5

133,25

2830

351

24552

-

2

Нормативный запас на конец периода, ед.

2

0,5

20

15

300

50

5000

-

3

Всего потребность в сырье и материалах, ед.

432,5

6,2

140,5

148,25

3130

401

29552

-

4

Минус запасы на начало периода, ед.

1

0,7

48

35

450

100

3000

-

5

Итого приобрести, ед.

431,5

5,5

92,5

113,25

2680

301

26552

-

6

Плановая цена приобретения за единицу, руб.

4,2

3590

7,5

27

4,5

28,5

0,1

-

7

Итого расходов на приобретение, руб.

1812300

19745

693,75

3057,75

12060

8578,5

2655,2

1859090,2


Таблица 12

Бюджет закупок вспомогательных материалов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование материалов

Общая потребность в материалах, ед.

Нормативный запас на конец периода, ед.

Всего потребность в сырье и материалах, ед.

Минус запасы на начало периода, ед.

Минус запасы на начало периода, ед.

Плановая цена приобретения за единицу, руб.

Итого расходов на приобретение, руб.

1

Этикетки, м.

1300

50

1350

80

1270

8,2

10414

2

Фольга, м.

15000

5000

20000

6000

14000

2,9

40600

3

Вспомогательные материалы при   формировке изделий, шт.

20

10

30

8

22

80

1760

4

Кульки, шт.

2000

200

2200

180

2020

4,2

8484

5

Картонные коробки, шт.

1200

100

1300

130

1170

14

16380

6

Целлофан, м

25

10

35

15

20

4

80

7

Лента для завязки коробок, м

100

20

120

28

92

144

1325

8

Воск, кг

15

10

25

15

10

35

350

9

Парафин, кг

30

10

40

8

32

25

800

10

Растительное масло, л

40

15

55

5

50

12

600


Итого

-

-

-

-

-

-

80793

2.6. Расчет себестоимости списания сырья и основных материалов в производство. Калькуляция бюджета сырья и материалов

         Далее можно определить себестоимость списания сырья и основных материалов в производство, то есть определить стоимостную величину переменных затрат в части прямых материальных затрат. Расчет удельной себестоимости списания производится на основе средневзвешенной между балансовой стоимостью остатка материальных ресурсов на начало периода и плановой себестоимостью закупок в течение бюджетного периода ( таблица 13) [6, с. 178]

Таблица 13

Определение удельной себестоимости списания сырья и основных материалов в производство во 2 полугодии 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п\п

Наименование

Остаток на начало периода, кг/ Балансовая стоимость, руб.

План приобретения на бюджетный период, ед.\ руб.

Остаток на начало периода плюс план приобретения за бюджетный период, ед.

Остаток на начало периода плюс план приобретения за период, руб.

Удельная себестоимость списания в производство и конечного запаса, руб.\ед.

1

Сахар, тонн

1/3600

431,5/1812300

432,5

1815900

4,2

2

Мед, кг

0,7/2513

5,5/19745

6,2

22258

3590

3

Какао бобы, кг

48/360

92,5/693,75

140,5

1053,75

7,5

4

Патока, кг

35/945

113,25/3057,75

148,25

4002,75

27

5

Молоко, л

450/2025

2680/12060

3130

14085

4,5

6

Орехи, кг

100/2850

301/8578,5

1101

11428,5

28,5

7

Обертки бумажные, шт.

3000/300

26552/2655,2

29552

2955,2

0,1


Всего

12593

1859090,2

-

-

-

        

На основе плановой цены (удельной себестоимости) списания и производственной потребности определяем прогнозный бюджет сырья и основных материалов (таблица 14)

Таблица 14

Бюджет сырья и основных материалов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Показатель

сахар, т

мед, кг

какао бобы, кг

патока, кг

молоко, л

орехи, кг

обертки, шт.

всего

1

Общая потребность в сырье и основных материалах, ед.

430,5

5,7

120,5

133,25

2830

351

24552

-

2

Цена за единицу, руб.

4,2

3590

7,5

27

4,5

28,5

0,1

-

3

Общая сумма, руб.

1808100

20463

903,75

3597,75

12735

10003,5

2455,2

1858258,2


2.7. Определение бюджета общепроизводственных и общехозяйственных расходов

После калькуляции всех статей прямых затрат и себестоимости списания материальных ресурсов определяем бюджет общепроизводственных расходов (таблица 15).

Таблица 15

Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Статьи затрат

Смета затрат, тыс. руб.

1

Вспомогательные материалы

84225

2

Косвенные затраты труда

8400

3

Отчисления на социальные нужды

2990

4

Электроэнергия на производственные нужды

15750

5

Топливо (пар, уголь)

8650

6

Обслуживание и ремонт оборудования

3400

7

Содержание зданий и сооружений

2800

8

Амортизация оборудования

4400


Всего общепроизводственных расходов

130615


         Общехозяйственные расходы в ЗАО «Сластена»  являются постоянными и не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж. Основой бюджетирования постоянных расходов является сметное планирование по центрам ответственности. Лишь небольшая часть постоянных расходов в организации калькулируется чисто расчетным путем.






Таблица 16

Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Статьи затрат

Смета затрат, тыс. руб.

1

Заработная плата административно- управленческому персоналу

23500

2

Отчисления на социальные нужды

8366

3

Зарплата кладовщику, уборщице, водителю

8500

4

Отчисления на социальные нужды

3026

5

Амортизация здания заводоуправления

2000

6

Расходы на охрану

5000

7

Расходы на рекламу

1200

8

Прочие

4200


Всего общехозяйственных расходов

55795

2.8. Калькуляция совокупных (общих) затрат

ЗАО «Сластена» калькулирует полную фактическую себестоимость произведенной продукции (таблица 17).

Таблица 17

Бюджет общих затрат на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Статьи затрат

Сумма, руб.

1

Сырье и основные материалы

1858258,2

2

Заработная плата основных производственных рабочих

36025,0

3

Общепроизводственные расходы

130615

4

Общехозяйственные расходы

55792


Итого совокупные затраты

2080690,2


2.9. Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции

В соответствии с учетной политикой на ЗАО «Сластена», применяется метод учета и калькулирования по полной себестоимости, запасы оцениваются по фактической себестоимости. Следовательно, в себестоимость готовой продукции включаются как прямые, так и накладные расходы (таблица 18).




Таблица 18

Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции на 2 полугодие 2004 года в ЗАО «Сластена»

№ п/п

Показатели

Конфеты «Радуга»

Конфеты «Какао бобы»

Всего

1

Затраты сырья и материалов, руб.

1157445,6

700812,6

1858258,2

2

Распределение общехозяйственных расходов, руб.

81356

49259

130615

3

Прямые затраты, руб.

34751

21041

55792

4

Полные расходы, руб.

19125

16900

36025

5

Выпуск продукции, тонны

1292677,6

788012,6

2080690,2

6

Удельные полные затраты (производственная себестоимость), руб.

50,7

60,6

-


2.10. Бюджет цеховой себестоимости

На данном этапе производим расчет целевых остатков незавершенного производства и определение, на основе средневзвешенной, себестоимости списания отдельных статей затрат на себестоимость выпуска (таблица 19).

Приведенные расчеты показали, что удельная себестоимость выпуска по производимой продукции ЗАО «Сластена» составили:

1)    Конфеты «Радуга» - 50,7 руб./ кг;

2)    Конфеты «Какао бобы» - 62,6 руб./ кг

Таблица 19

План себестоимости выпуска продукции ЗАО «Сластена»

№ п/п

Продукция

Остаток НЗП на конец периода, нат.ед/руб.

Плановые производственные затраты. нат. ед./руб

Остаток НЗП на начало периода, нат.ед/ руб.

Плановая себестоимость выпуска, нат.ед./руб.

Удельная себестоимость выпуска, руб./ед.

1

Конфеты «Радуга»

1000/48000

25500/1292677,6

800/36000

25700/1304677,6

50,7

2

Конфеты «Какао бобы»

500/55000

13000/788012,6

200/11000

13300/832012,6

62,6

2.11. Составление финансового плана

Сумма чистой прибыли:30926,12 тыс. руб.

Использование чистой прибыли по плану:

-         фонд накопления (60 % * чистая прибыль)- 18555,7 тыс. руб.

-         фонд потребления ( 35 %) – 10824,1 тыс. руб.

-         резервный фонд (15 %)- 4638,9 тыс. руб.

Таблица 20

Финансовый план ЗАО «Сластена»

Доходы и поступления средств, тыс. руб.

Расходы и отчисления средств, тыс. руб.

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

1

Прибыль от реализации продукции

38860

1

Налог на содержание жилищного фонда

912

2

Внереализационные доходы

3650


2

Налог на доходы

1236

3

Доходы от прочей реализации

1500

3

Целевой сбор

20,48

4

Прочие доходы

0

4

Налог га имущество

404,8

5

Амортизационные отчисления

5365

5

Налог на пользование автомобильными дорогами

608

6

Отчисления в ремонтный фонд

536,5

6

Сбор за уборку территорий

134,4

7

Избыток оборотных средств

4136,4

7

Сбор на нужды образовательных учреждений

2,1

8

Прирост кредиторской задолженности

13,6

8

Налог на прибыль

9766,1




9

Ремонтный фонд

536,5




10

Резервный фонд

4638,9




11

Фонд потребления

10824,1




12

Фонд накопления


18555,7


ИТОГО

54061,5


ИТОГО

54061,5


2.12. Оценка эффективности проекта

Экономический эффект от внедрения проекта составит 2982235 рублей в год.  PMT = 2982235 рублей.

Стоимость инвестиционного проекта всего 4730000 рублей. Целевая норма доходности – в нашем случае этот показатель можно прировнять к уровню инфляции, которая составила за 2002 год 14%. Дело в том, что бюджетные средства расходуются строго по целевым статьям на которые они запланированы, т.е. мы не можем выбрать даже другую отрасль, тем более вкладывать средства в финансовые инструменты или банки. Хотя по оценкам правительства инфляция за 2004 год должна составить 12% и согласно понижающему тренду продолжить снижение мы будем придерживаться реальных цифр.

Что касается поправки на риск – в настоящее время предприятие обеспечено заказами на запланированный объем работ. Т.о. можно сделать вывод что инвестиционный риск в этом проекте практически равен 0.

         Расчет эффективности методом чистой приведенной стоимости NPV:

,                           (2)

где PV– приведенная стоимость,

И – инвестиции = 4730000 руб.,

PMT – экономия себестоимости = 2982235 руб.,

i (целевая норма доходности) =14 %;

n = 7 лет

    PV= 12788733 руб.

Таким образом, приведенная стоимость составила 12788733 рублей. Можно сказать, что это та стоимость, которую получит предприятие от внедрения этого проекта.

Но мы рассматриваем проект с точки зрения инвестора, т.е. какова стоимость этого проекта для инвестора (чистая приведенная стоимость).

NPV = 12788733 – 4730000 = 8058733 руб.  > 0

Или       ,    где   

R – величина ренты     an:i – коэф. приведения ренты

Так как  NPV> 0, следовательно, проект считается эффективным. Это соответствует целесообраз­ности реализации проекта.

Методом внутренней нормы доходности (ВНД) - IRR:

ВНД – норма, при которой приведенная стоимость будущих поступлений возмещает исходные инвестиции, т.е. это норма, при которой:

NPV = 0; PV = И

IRR = 60,78%

Период окупаемости - РР

РР = 1,58 года

Период окупаемости проекта 1,58 года, т.е. вложенные в проект средства предприятие сможет вернуть через 1,58 года.

Исходя из анализа показателей эффективности предлагаемого проекта, можно сделать  выводы.

Чистая приведенная стоимость имеет положительное значение 8058733  руб. Исходя из этого, можно сделать вывод, что проект эффективен и положительно скажется на деятельности предприятия, следовательно, на его оценочной стоимости.

Внутренняя норма доходности больше заложенной нормы доходности на капитал на 60,78% и, следовательно, инвестиции в данный проект оправданы. Но в нашем случае целевая норма доходности должна покрывать инфляцию, следовательно, мы имеем большой запас доходности проекта даже при увеличивающейся инфляции.

Итак, проект дает 2982235 руб. экономии себестоимости ежегодно. Чистая приведенная стоимость проекта 8058733  руб., следовательно, проект эффективен, и мы его принимаем.





Заключение

Разработка любого инвестиционного проекта является очень сложным процессом выявления текущей ситуации на предприятии, а также составления различных бюджетов, планов и смет, просчет рисков и эффективности проекта.

Результаты оценки при анализе инвестиционного проекта  для ЗАО «Сластена» являются одним из основных моментов, на которые следует обратить внимание при реализации проекта. Руководство организации ожидает, что вложенные средства окупятся и принесут определенный экономический эффект.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае.

Главным методом принятия решения о внедрении проекта  для предприятия является, прежде всего, оценка эффективности по проекту, а также  просчет потребности в затратах и финансовых средствах.

Данная работа является наглядным примером разработки бизнес- проекта для организации по внедрению нового вида товара.

Предлагаемый в работе проект был разработан  кондитерской организацией ЗАО «Сластена». Суть проекта состоит во внедрении новых видов конфет в производственный процесс: «Радуга» и «Какао бобы».

В первом разделе курсовой работы достаточно подробно представлен  анализ внутренней и внешней среды деятельности фирмы и представляет собой логическую часть работы. Главным  выводом анализа является тот факт, что на сегодня ЗАО «Сластена» занимает одни из центральных позиций на рынке кондитерских изделий.

Во втором разделе курсовой работы представлена организационная часть проекта, состоящая непосредственно из разработки  различных бюджетов, составления финансового плана и оценки эффективности проекта в целом.

Список литературы


1)    Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб пособ. – М.: Финстатинформ, 1999. – 359 с.

2)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ/ Пер с анг. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. – 783 с.

3)    Калькуляция себестоимости по нормативным затратам и анализ отклонений. – М.: Сов.гум. ун-т, 2000. – 97 с.

4)    Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на  производственных предприятиях: Учеб. пособ. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 360 с.

5)    Керимов В. Э., Минина Е.В. Производственный учет на кондитерских предприятиях: Учеб. пособ. – М.: Маркетинг, 2000. – 116 с.

6)    Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. – М.: Маркетинг, 2001. – 328 с.: ил.

7)    Климова М.А. Учет и калькулирование затрат на производство: Учеб. пособ. – М.: МГУП, 2002. – 248 с.

8)    Козин Е. Б., Козина Т. А. Бухгалтерский управленческий учет на пищевых предприятиях. – М.: Колос, 2000. – 224 с.: ил.

9)    Русакова У. Ю. Учет затрат и калькулирование себестоимости промышленной продукции: Учеб.пособ. – Хабаровск: ДВГУПС, 2001. – 830 с.: ил.

10)                      Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 томах. Т. 1. – М.: Экономика, 1997. – 512 с.

11)                      Терновой А.К. Бюджетирование: стратегия и тактика в условиях нарастающей нестабильности // Антикризисная организация и управление в условиях неопределенности. – 13 –14 октября. – 1999 .- С. 267 –272

12)                      Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2 изд., переаб., доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

13)                      Учет затрат на производство продукции, учет готовой продукции и ее реализация. – М.: Сов.гум. ун-т, 2000. – 103 с.

14)                      Фролова Т.В. Бюджетирование затрат в производстве: Учеб. пособ. – Новосибирск: СибУПК, 2002 .- 248 с.

15)                      Хорнгрен И.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Под ред. Я.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 416 с.