Содержание



1. Природа социального явления. 3

2. Две стороны социального явления. 6

3. Классификация актов поведения и реагирования на них. 11

4. Теории межличностного взаимодействия. 14

Список литературы.. 18


1. Природа социального явления


Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное явление возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента[1]:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Социальное явление как предметная общность соц. науки.

 

1. Когда речь идет о производственных процессах, то рассматриваются взаимодействия людей и различных социальных групп и общностей по поводу производства и обмена потребительных благ (формируется взаимная зависимость между людьми в обществе по поводу их участия в общественном труде, распределении и потреблении его результатов ( складывается и функционирует система экономических отношений общества.

2. Люди в силу необходимости определенной организации жизнедеятельности общества вступают во взаимодействие и взаимозависимость друг с другом по поводу организации и осуществления политической власти ( формируется и действует политическая сфера жизни общества (складываются политические отношения).

3. Люди вступают во взаимодействие по поводу производства и распределения в обществе духовных ценностей – знаний, ориентаций, норм, принципов и т. п. (формируется культурно-духовная сфера жизни общества (складываются культурно-духовные отношения).

4. Что представляет собой социальная сторона или сфера жизнедеятельности общества?

Необходимость социального как особого явления жизни общества заключена в сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует свои системы и органы: 1). По функциям (производственная, политическая, демографическая и т. п.; 2) По уровням соединения людей в различные социальные образования (семья, трудовой коллектив, поселение, этническая общность и т. п.).

Сущность социального явления как феномена бытия заключается именно в том, что люди, их многообразные социальные группы и общности находятся в постоянном взаимодействии по поводу как сохранения своего социального положения в обществе, так и улучшения своего жизненного процесса.

Таким образом, общество обладает сложной функциональной и структурной организацией, в нем все субъекты находятся во взаимодействии друг с другом по поводу целостности и качественной определенности их образа жизни и социального положения в обществе. ( Это и выражает необходимость, специфику, определенность социального, его сущность и значимость в социологии.

Социальное явление — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономика, политика к.-д.) касается отношения людей друг к другу и к обществу: имеет свой социальный аспект.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.  Элементами столь сложной социальной системы являются люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д. ). 

- Принудительность —  характерная черта социального явления...

- На этом общем принципе, разделяемом громадным числом социологов, мы имеем ряд теорий, в деталях различающихся друг от друга. Что социальное взаимодействие есть взаимодействие психическое — это одинаково разделяется и Эспинасом, и Гиддингсом, и Уордом, и Тардом, и Де-Роберти, и Петражицким, и Теннисом, и т. д. Но одни из них видят социальное взаимодействие во всяком психическом взаимодействии, тогда как другие — только в психическом взаимодействии, обладающем некоторыми специфическими признаками.

Таким образом, социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. <жизнь - социальное явление>

2. Две стороны социального явления


Дело в том, что социальные отношения формируют распределения условий и предпосылок практик. Опредмеченные социальные отношения, выступающие непосредственными условиями и предпосылками практик агентов, называются, согласно П. Бурдье, «капиталами». Дискретные значения многомерных распределений капиталов обозначаются как «позиции». Позиция понимается как «топос», в котором особым образом объективируется ансамбль социальных отношений. Социологический опыт зависит от социальной позиции самого социолога. Детерминируя отношение социолога к явлениям социального мира, позиция определяет их специфическое видение, задает особую научную перспективу. Социальная позиция определяет представление об этих явлениях как необходимых, выдавая субъективную необходимость некоей позиции за объективную необходимость социального мира как такового. Поэтому необходимо обратиться к анализу социальных явлений, чтобы выявить, какое отношение к предмету исследования и какие сороны его объяснения эта позиция обусловливает

Две стороны социального явления: внутренне-психическая и внешне-символическая[2].

- Определив социальное явление как психическое взаимодействие...

-Следовательно, по П. Сорокину, бытие социального явления двоякое: чисто субъективное самобытие Духа и объективировавшееся бытие того же Духа, но уже" не "бестелесного", а воплотившегося в ту или иную "вещественную" и "осязаемую" форму.

Сами способы видения социального мира, вписанные в теоретические представления П. Сорокина о социальных явлениях (которые предстают в качестве «вещей-самих-по-себе») и о природе социальной причинности (целевая), приводят к ряду практических отождествлений. Так, институты являются тем, чем их представляют те, кто занимает в них доминирующие позиции; общество есть государство и т. п. Указанные общие способы видения также задают частные принципы восприятия и классификации социальных явлений. Например, церковь предстает в качестве института, селекционирующего моральные качества индивидов и, соответственно, отбирающего только тех, кто обладает высокими моральными качествами. Все остальные факты, не попадающие под это определение (данное самой церковью и господствующее в ней), классифицируется как отклонения, которые следует устранить.

По мнению П. Сорокина, в социологической системе социальные явления существуют так же, как и предметы физического мира (дерево, машина и т. п.). Следствием отождествления онтологического статуса социальных феноменов и объектов материального мира является то, что П. Сорокин интерпретирует явления социального мира как «естественные», а не как сконструированные и гипотетические. Он не рассматривает, например, вопрос о способе существования социальных институтов и относится к ним не критически, а доксически. Это означает, что П. Сорокин отождествляет их самопрезентацию, осуществляемую с позиции доминирующих в этих институтах (и самими доминирующими), с представлениями о том, чем эти институты являются на самом деле. Отсюда, в частности, выводится воззрение, что школа производит отбор лишь на основе интеллектуальных способностей индивидов, а социальное неравенство объясняется неравенством индивидуальных способностей. При этом упускается из виду иерархию самих школ, зависимость интеллектуального развития от социального происхождения, первичной социализации, культурного капитала семьи и др.

Социальные явления происходят не «потому что» (действующая причина), а «для того, чтобы» (целевая причина). Рассмотрение общества как естественно эволюционирующего целого (функциональное единство), позволяет рассуждать о социальных явлениях в категориях рода, а не индивида, и использовать схему «порождения» социальных явлений, а не «производства» (в терминах Аристотеля). При «порождении», т. е. в природе, целевая и действующая причины совпадают, между ними нет противоречия. Подобно этому и в обществе, к которому применяется схема «порождения», не должно быть разрывов между этими двумя типами причин. Если разрывы происходят, то это уже дисфункция, грозящая «дезинтеграции общества», под которым подразумевается государство.

Сторону "социального явления" на примере взаимодействия он определял как связь трех элементов: индивидов (минимум - двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обусловливающих поведение друг друга, "актов" (или действий их) и "проводников" этих действий. Каждый из перечисленных элементов анализируется им в специальных главах первого тома книги с привлечением широкого круга мировой социологической, психологической и прочей гуманитарной литературы, которая им критически обобщается. Оценка индивидов дается с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной системы и способности реагировать на стимулы - раздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты и т.п.

Совокупности актов, посредством которых обусловливаются взаимные переживания и поступки взаимодействующих индивидов - другой важный элемент структуры " взаимодействия". Каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни, с другой - стимулом, раздражителем, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц. "Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас, в течение каждого дня, встречается с множеством людей, получает раздражение от множества действий других индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме реагировать на них". Социальный мир - это своего рода "вечный двигатель", непрерывно испускающий волны раздражений и непрерывно заставляющий нас реагировать на эти импульсы. Все эти акты Сорокин формально делит на следующие ряды: интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные.

Третьим существенным элементом взаимодействия является совокупность "проводников" (материальных и символических), передающих реакцию одного индивида к другому: язык, письменность, живопись, музыка, орудия труда и войны, деньги, одежда, церемонии, образы, памятники, предметы быта и т.п. Иными словами, это ряд явлений, в которых объективируется поведенческая цепь "стимул - реакция". Эти явления. по Сорокину, имеют громадное значение для понимания социальной жизни, ибо насыщенность проводниками существенно изменяет различные аспекты взаимодействия, социального пространства и времени, как форм, в которых оно протекает. Насыщенность определенного природно-географического пространства множеством социальных проводников: железнодорожной, телеграфной, телефонной связью и т.п. сокращает социальное пространство.

Кроме того, наличие "проводников, символов дает возможность объективно, количественно измерить степень интенсивности взаимодействия. Допустим, строгим учетом количества писем и телеграмм, падающих в среднем на индивида данной территории, количества митингов, лекций, заседаний в течение определенного времени, количеством телефонных абонентов и разговоров, количеством газет и их подписчиков, библиотек, их посетителей и числа взятых книг и т.п.

Все специальные группы, "элементарные" и "кумулятивные", видятся Сорокину в трех системных видах: "закрытые" (принадлежность к ним не зависит от воли индивида - половая расовая, национальная группировка, каста, первичная семья); "открытые" (принадлежность к ним зависит от воли, сознательного выбора, наличествует свободная циркуляция индивидов - партийные, научные, религиозные, профессиональные группировки) и "промежуточные" (сочетающие частично свойства двух предыдущих - класс, сословие, вторичная семья). Монистические попытки установить основные линии социальной дифференциации по одной линии, одному из признаков (по расе, полу, семье, профессии, классам или нациям) являются, по Сорокину, односторонними и упрощающими. Он энергично отвергал все предыдущие и современные ему теории подобного рода.

Однако психологическая интерпретация основ "социального взаимодействия" несколько сужала все виды общественных взаимодействий или отношений до весьма упрощенной личной связи между двумя индивидами, как единицы взаимной стимуляции и реакции. Причем, эта единица, взятая по линии социальных координат, концептуализировалась в понятии "группа", механическая совокупность групп обычно понималась как "общество". Но в родовом смысле именно "взаимодействие" и "группа" являлись в логике Сорокина синонимом понятия "общества". На это обстоятельство справедливо указали некоторые критики его ранней бихевиористической модели - Н. Кареев, С. Солнцев и другие.

"Проводники" делятся Сорокиным на два типа: материальные и символические. Роль первых покоится на их физических качествах и свойствах, а роль вторых - на символическом значении, которое им приписывается


3. Классификация актов поведения и реагирования на них


Связи между отдельными элементами совокупности выступают непосредственным результатом деятельности индивидуумов. Основным руководящим фактором деятельности человека является стремление к удовлетворению целого комплекса иногда даже противоречащих друг другу потребностей. Удовлетворение потребностей предполагает со стороны человека те или иные акты деятельности. Акты человеческого поведения весьма многообразны и тесно переплетены между собой[3]. Поэтому в первую очередь следует рассмотреть их систематику. Те или иные акты поведения возникают не самопроизвольно, а всегда в силу определенных условий. Иначе говоря, человеческое поведение детерминировано совокупностью соответствующих условий, является звеном цепи, которое, с необходимостью следуя за предшествующими звеньями и сочетаясь с совокупностью других условий, с такой же необходимостью влечет за собой последующие звенья цепи событий. Потребности распадаются по определенным сферам жизни человека. Потребности могут лежать как в области материальной, физической (потребность в пище, одежде, половом общении), так и в области духовной (религиозная, эстетическая потребности, потребность в любви, в общении, потребность в самореализации, в достижении определенного социального статуса и т.д.). Потребности могут быть осознанными или неосознанными, причем при осложнении обычных привычных условий их протекания акты неосознанные, бессознательные рационализируются, становятся сознательными. Возможен и обратный процесс. Говоря о сознательных актах, следует отметить, что характер контроля сознания в возникновении и влиянии потребностей и, соответственно, мотивов поведения, далеко не упорядочен. Иногда удовлетворение тех или иных потребностей представляется как ясно осознанная определенная задача. В этом случае акт поведения осуществляется по схеме "для того, чтобы". Но чаще удовлетворение потребностей не осознается как ясно поставленная цель. И тогда акт поведения будет осуществляться по схеме "потому что" (например, под влиянием моды, авторитетов и т.д.). Далее, в огромном количестве случаев сознательные акты поведения совершаются индивидуумом исходя из соображений обстоятельств, изменить которые он не в силах. Сюда относятся акты, совершаемые вопреки рационально целевым мотивам в силу страха, голода, зависти, ревности, усталости, лени и т.д. Но с каким бы видом потребностей не было связано поведение человека, непосредственно оно может состоять или в самом удовлетворении потребностей, или же в создании условий, необходимых для их удовлетворения, причем чем "выше уровень культурного развития человечества, тем шире сфера такой посредствующей деятельности".

Акты поведения различаются между собой и по внешней форме. Они являются либо актами деятельности в узком смысле этого слова или, наоборот, актами недействия, воздержания от действия. Причем это может быть просто воздержание от действия (от купли, продажи, чтения книги, общения с человеком), либо же воздержанием, при котором человек исходит из своих принципов, убеждений (воздержание от действия в случае нанесения оскорбления и т.д.).

Наконец, акты человеческой деятельности могут быть направлены по различным адресам. Они могут быть направлены как на объекты внешней природы, так и непосредственно на других людей. Эти действия также могут быть адресованы неким мистическим существам, отвлеченным началам и т.п. или же, наконец, обращены человеком к самому себе. Совершение изо дня в день. Но в то же время спектр его регулярных актов осложняется и обогащается множеством мелких привходящих нерегулярных актов. Иногда же естественная череда этих актов нарушается или же полностью прерывается и он становится участником событий громадного масштаба, таких как войны, революции и т.д.

Каждый человек известные формы и виды своей деятельности считает как бы основными для себя и с большим или меньшим постоянством возобновляет их совершение изо дня в день. Раз дана совокупность людей, раз эти люди совершают многообразные акты поведения, то неизбежно на почве такого поведения они вступают между собой в различные связи. Характер связей, существующих в обществе, всегда строго детерминирован характером потребностей отдельных индивидуумов, составляющих общество. В самом общем смысле социальная связь сводится к тому, что ее участники на почве актов своего поведения включаются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие участники этой связи с их актами поведения и результатами этого поведения, испытывают воздействие этой среды, в той или иной мере вами воздействуют на нее. И весь вопрос анализа сущности связей состоит в том, чтобы выяснить, как происходит это включение, в чем состоит воздействие на среду и среды на участников связи. Отдельные элементы совокупности связанны между собой, причем связи эти могут быть как непосредственными, предполагающими прямой контакт между элементами-индивидуумами, так и опосредованными, косвенными. Связи эти могут быть материально фиксированными, достаточно определенно координирующими относительное пространственное расположение элементов в совокупности, или же, наоборот, лишенными такой фиксированности. Далее, связи могут обладать различной степенью устойчивости, и, соответственно, сама совокупность может быть более или менее устойчива. Элементы совокупности - отдельные индивидуумы - могут быть не только координированы между собой, но и соподчинены в своих функциях в какой-то данный момент единому руководящему центу и служить единой системе задач. И, наоборот, они могут быть координированы без такого соподчинения единому центру.

Далее, человек находится в окружении различных информационных и эмоциональных полей, которые в процессе своего взаимодействия создают определенную среду, также влияющую на принятие человеком решений.


4. Теории межличностного взаимодействия


В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать межличностное взаимодействие. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: Макс Вебер (1864-1920), Питирим Александр Сорокин (1889-1986), Толкотт Парсонс (1902-1979) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии[4].

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают:

-       деятель;

-       "другой" (объект, на который направлено действие);

-       нормы (по которым организуется взаимодействие);

-       ценности (которые принимает каждый участник);

-       ситуация (в которой совершается действие).

Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении "другого" деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его "анатомию", была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. Поэтому логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном направлении (см., например: Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), 1972). Направление же, предложенное Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (иными словами, всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру межличностного взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Яном Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

-       пространственного контакта;

-       психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность);

-       социального контакта (здесь это - совместная деятельность);

-       взаимодействия (что определяется как "систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...");

-        социального отношения (взаимно сопряженных систем действий)

Хотя все сказанное относится к характеристике "социальной связи", такой ее вид, как "взаимодействие", представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия "социального контакта", понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой.

Наконец, еще один подход к  описанию межличностного взаимодействия представлен в трансактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Эрик Берн (1902-1970), 1988). С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", позиция Родителя как "Надо!", позиция Взрослого - объединение "Хочу" и "Надо").

Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются "пересекающимися"[5].

Список литературы


1.     Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: РХГИ, 1999.

2.     Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Знания, 1992

3.     Сорокин П. Система социологии. – М.: Логос, 1993

4.     Комаров М. С. Введение в социологию. М.: Юнити, 1995.

5.     Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. К. Эфендиева. М.: Дело, 2000.

6.     Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Воронеж, 1999


[1] Комаров М. С. Введение в социологию. М.: Юнити, 1995.- с 89


[2] Сорокин П. Система социологии. – М.: Логос, 1993. – с 45.


[3] Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Воронеж, 1999.- с 79


[4] Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. К. Эфендиева. М.: Дело, 2000.- с 64


[5] Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. К. Эфендиева. М.: Дело, 2000. – с 66.