Содержание

 

Введение. 3

1. Источники финансирования системы здравоохранения в РФ.. 4

2. Средства обязательного медицинского страхования  как источник финансирования здравоохранения. 5

3. Управление средствами ОМС.. 7

4. Порядок финансирования медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Изменения, произошедшие в Российской экономике, не обошли стороной и здравоохранение. Медицинские учреждения обрели статус юридических лиц со всеми правами и обязанностями, характерными признаками которых является наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, наличие самостоятельного баланса.

Кроме того кардинально поменялся сам принцип финансирования медицинского учреждения. Если раньше финансировалось само учреждение независимо от объема выполненных работ, то в условиях рыночных отношений оплачивается стоимость оказанной медицинской услуги.

В советское время источником финансирования здравоохранения был прежде всего бюджет, в некоторой степени - средства предприятий и лишь в малой дозе средства населения (прежде всего в стоматологии).

В настоящее время структура финансирования изменилась радикальным образом, В соответствии с реформой межбюджетных отношений каждый из бюджетов – федеральный, субъекта Федерации, муниципальный – стал финансировать только свои учреждения.

Возник и совершенно новый источник финансирования государственных обязательств в сфере здравоохранения – система обязательного медицинского страхования (ОМС), призванная не содержать медицинские учреждения, как это было в советские времена, а финансировать медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательных государственных гарантий по оказанию медицинской помощи.

Существенно выросла доля личных расходов граждан, расходуемых на охрану своего здоровья как в форме платных услуг, так и в виде добровольного медицинского страхования (ДМС).

В данной работе будут рассмотрены вопросы финансового обеспечения здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования.


1. Источники финансирования системы здравоохранения в РФ


В 1991 году выходит Закон РФ «О медицинском страховании граждан», который определил медицинское страхование как форму социальной защиты населения в охране здоровья.

Экономическая сущность обязательного медицинского страхования выражается:

·        в создании и использовании фондов денежных средств;

·        замкнутой раскладке ущерба между заинтересованными участниками;

·        в привязке страхования к возможности наступления страхового случая.

Система обязательного медицинского страхования обеспечила формирование в здравоохранении многокомпонентного финансирования. В этом случае денежные средства, поступающие из различных источников, можно разделить на две группы:

1) централизованные денежные средства:

-         бюджет;

-         федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС (средства ОМС);

-         государственные кредиты, ссуды и др.

2) децентрализованные денежные средства:

-         финансовые ресурсы предприятий, направляемые в здравоохранение;

-         средства добровольного медицинского страхования;

-         средства, получаемые ЛПУ за счет предоставления платных медицинских услуг, доходов от инвестирования (депозитные вклады, государственные ценные бумаги);

-          другие источники, не запрещенные действующим законодательством.

И если централизованные денежные средства предназначаются для решения общих социальных задач соответствующей территории, то децентрализованные используются в масштабах данного конкретного ЛПУ.


2. Средства обязательного медицинского страхования  как источник финансирования здравоохранения

Сбор и аккумулирование финансовых средств обязательного медицинского страхования, финансирование медицинской помощи гражданам в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.[1]

Территориальные фонды создаются законодательной властью субъектов РФ для осуществления обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Основными функциями ТФОМС являются:

·        аккумулирование средств, предназначенных для финансирования ОМС;

·        финансирование системы обязательного медицинского страхования;

·        финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы ОМС финансовыми средствами;

·        осуществление деятельности по выравниванию условий деятельности в системе ОМС субъектов ОМС;

·        формирование финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;

·        контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на ОМС.

Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется на основании договоров с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

ТФОМС вправе осуществлять финансово-кредитную деятельность. В качестве получателей кредитных ресурсов могут выступать страховые медицинские организации и медицинские учреждения. Выделение кредитных ресурсов должно производиться с учетом целевого характера, целесообразности, возвратности и рационального использования. В качестве кредитных ресурсов могут использоваться временно свободные средства нормированного страхового запаса.[2]

ТФОМС осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ на основании дифференцированных подушевых нормативов, рассчитанным в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов обязательного медицинского страхования.[3]

Расчет взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения представляется с указанием численности неработающего населения и объемов взносов по районам области и городам областного значения.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в федеральной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:

·        Части ЕСН по ставкам, установленным законодательством (сегодня это 3,4% от ЕСН на ОМС)

·        Части единого налога на вмененный доход

·        Доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов

·        Финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований

·        Добровольных взносов физических и юридических лиц

·        Иных поступлений, не запрещенных законодательством.

Территориальные фонды создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В числе основных задач территориальных фондов – обеспечение законодательных прав граждан в системе ОМС, обеспечение финансовой устойчивости в системе ОМС и другие.

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определяет Закон о медицинском страховании граждан в РФ, которым определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.

Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организациями производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними, но не позднее месяца с момента представления документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицинского страхования.

Взаимоотношения между медицинскими и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими оплату счетов за оказанные медицинские услуги строятся на договорной основе.

3. Управление средствами ОМС


Средствами обязательного медицинского страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые созданы на основании «Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и «Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 г. (с изм. и доп.).

В основе положений о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи. В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом, территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.).

Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС - это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в  государственной собственности  Российской Федерации,  не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.[4]

С целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования территориальный фонд разрабатывает проект бюджета, сбалансированный по объемам государственных обязательств по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденной в установленном порядке.

Бюджет территориального фонда представляет собой форму образования и расходования денежных средств, который формируется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет территориального фонда составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

При составлении проекта бюджета территориального фонда в обязательном порядке должно обеспечиваться соблюдение следующих основных принципов:[5]

-         соответствие доходов и расходов (сбалансированность бюджета);

-         полнота отражения доходов и расходов бюджета; достоверность бюджета (наличие источников доходов, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации);

-         принцип адресности и целевого характера средств обязательного медицинского страхования (соответствие расходов основным задачам и функциям территориального фонда, определенным законодательством Российской Федерации);

-         эффективность и экономность использования денежных средств обязательного медицинского страхования.

      

4. Порядок финансирования медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования

Порядок финансирования медицинских учреждений устанавливается органами здравоохранения субъектов РФ и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством по здравоохранению. При этом на каждой территории действуют свои местные нормативные акты в этой области.

Руководители лечебно - профилактических учреждений, включенных в перечень лечебно - профилактических учреждений, привлекаемых к реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключают договоры на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию со всеми страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования на соответствующей территории субъекта РФ.

Оплата медицинских услуг, оказанных лечебно - профилактическими учреждениями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется в обязательном порядке в части статей экономической классификации расходов:

110100 - оплата труда государственных служащих;

110200 - начисления на оплату труда;

110310 - медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы;

110320 - мягкий инвентарь и обмундирование;

110330 - продукты питания.

Оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и  предметов  длительного  пользования,  капитальный  ремонт  могут быть включены в  состав  тарифа  на  медицинские   и  иные  услуги  по  обязательному медицинскому  страхованию  при  условии  отсутствия  задолженности по  заработной  плате   (с  начислениями)   и  утверждении   платежей  на  обязательное медицинское  страхование неработающих  граждан субъектов  Российской Федерации.

Законодательной базой предусмотрено 3 варианта движения финансовых средств:

1) движение финансового потока от территориального фонда ОМС через страховые медицинские организации в медицинские учреждения;

2) финансирование медицинских учреждений осуществляется через страховые медицинские  организации  и непосредственно территориальным фондом. Всеобщность страхования обеспечивается филиалами территориальных фондов;

3) финансирование медицинских учреждений осуществляется только территориальным фондом. Функции страховщика выполняют филиалы территориальных фондов  ОМС.

Существование различных схем финансовых потоков обусловлено рядом факторов, в том числе:

-         различной степенью готовности территорий к внедрению системы обязательного медицинского страхования;

-         финансовыми возможностями регионов;

-         национально-территориальными особенностями регионов;

-         политическими аспектами регионов.

Таким образом, движение финансовых потоков предопределяется функционально-организационной структурой системы обязательного медицинского страхования, действующей на конкретной территории субъекта РФ..

Заключение


В нашей стране в течение многих десятилетий господствовал принцип остаточного финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых услуг часто не зависело от финансирования. Принятие Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» означало отказ от остаточного принципа финансирования здравоохранения  и формирования финансовых ресурсов для развития этой отрасли на стадии распределения стоимости продукта и включения затрат на здравоохранение в себестоимость  продукции.

Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных учреждений и врача, позволяет более эффективно использовать средства здравоохранения. Законом определено, что обязательное медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих программ ОМС.

Каждый регион осуществляет обязательное медицинское страхование  в силу своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему финансирования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории области, является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области

Основными  задачами Территориальных фондов являются: финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы ОМС,  выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС.

Список литературы

 

1.     Закон РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» (с изм. на 29.05.2002).

2.     Приказ Федерального фонда ОМС от 5 апреля 2001 г. №1518/21-1 «Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан.

3.     Протокол Правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.10.1999 г. «Порядок осуществления кредитной деятельности Территориальных фондов обязательного медицинского страхования».

4.     Федеральный фонд ОМС «Правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования» от 9 сентября 2003 г. №1750/21-1/и.

5.     Страхование/ Под ред. Шахова В. В. – М.: Анкил, 2002.

6.     Финансы: учебник для вузов/Под ред. проф. Дробозиной Л. А. – М.: Юнити, 2001.

 


[1] Закон РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» (с изм. на 29.05.2002). – ст. 12


[2] Протокол Правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.10.1999 г. «Порядок осуществления кредитной деятельности Территориальных фондов обязательного медицинского страхования»

[3] Приказ Федерального фонда ОМС от 5 апреля 2001 г. №1518/21-1 «Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан. – п. 7

[4] Закон РФ от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»  (ред. от 29.05.2002)

[5] Федеральный фонд ОМС «Правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования» от 9 сентября 2003 г. №1750/21-1/и