МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Уральский государственный экономический университет





УЧЕТ И АНАЛИЗ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ       МАЛОГО БИЗНЕСА



Задание для практических занятий студентов дневного отделения,              самостоятельной работы студентов заочного отделения специальности 06.05.00 «Бухгалтерский учет, анализ, аудит»




УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор университета

______________________________

А.Т. Тертышный






Екатеринбург

2004

Рекомендовано к изданию научно – методическим советом

Уральского государственного экономического университета








Составитель  А.Ю. Попов


Рецензент      С.А. Бороненкова

























Учебным планом для студентов специальности 06.05.00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по дисциплине «Учет и анализ на предприятиях малого бизнеса» предусмотрено выполнение самостоятельной контрольной работы.

Целью контрольной работы является закрепление полученных знаний по бухгалтерскому учету, налогообложению и анализу хозяйственной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, их практическое применение при принятии решений по выбору организационно-правовых форм регистрации субъектов предпринимательской деятельности и выбору системы налогообложения.

Контрольная работа представляет собой сквозную задачу, охватывающую перечень наиболее часто производимых малым предприятием операций по большинству участков бухгалтерского учета (учет основных средств, материально-производственных запасов, труда и его оплаты, затрат на производство и продажу, отгрузки и реализации продукции, работ, услуг, денежных средств и расчетов, а также финансовых результатов).

Задание выполняется на примере общества с ограниченной ответственностью «Омега».

Исходные данные для решения задачи представлены краткой информационной справкой о деятельности малого предприятия, видам оказываемых услуг и их стоимости, штатным расписанием и кадровой справкой организации, ведомостью остатков по счетам бухгалтерского учета на 01 января 2005 года, расшифровкой отдельных счетов, журналом регистрации хозяйственных операций за январь 2005 года и выпиской из приказа по учетной и налоговой политике на 2005 год.

Контрольная работа предусматривает выполнение следующих заданий:

1.     По упрощенной форме бухгалтерского учета с общепринятой системой налогообложения:

1.1 Открыть счета бухгалтерского учета, разнести остатки, указанные в табл. 4 по счетам;

1.2 Оформить операции, приведенные в табл. 5 бухгалтерскими проводками, рассчитать необходимые суммы;

1.3 Разнести операции по счетам бухгалтерского учета;

1.4 Выявить финансовый результат ООО «Омега» за январь;

1.5 Рассчитать налог на прибыль;

1.6 Сосчитать обороты по счетам, вывести сальдо на 1 февраля 2005г.

1.7 Разнести остатки по счетам в оборотно-сальдовую ведомость;

1.8 Составить баланс ООО «Омега» за январь 2005 г.

2.     По упрощенной системе налогообложения, в соответствии с главой 26.2 НК РФ:

2.1 Принять допущение, что с 1 января 2005 года ООО «Омега» применяет упрощенную систему налогообложения;

2.2 Исключить из журнала операции, не имеющие места при применении упрощенной системы налогообложения;

2.3 Рассчитать сумму единого налога, приняв за объект налогообложения:

доходы;

доходы, уменьшенные на сумму расходов.

3.     По бухгалтерскому учету и налогообложению индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица:

3.1 Принять допущение, что приведенные в табл. 5 операции производились не юридическим лицом (ООО «Омега»), а индивидуальным предпринимателем, являющимся плательщиком НДС;

3.2 Рассчитать сумму налога на доходы физического лица, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, сумму единого социального налога индивидуального предпринимателя – самостоятельного плательщика ЕСН.

4.     По экономическому анализу:

4.1 Оценить и сравнить налоговую нагрузку малого предприятия (индивидуального предпринимателя) при применении различных систем налогообложения;

4.2 Сделать вывод о наиболее оптимальной для субъекта малого предпринимательства налоговой нагрузке;

4.3 Распределить понесенные ООО «Омега» затраты на постоянные и переменные, указать долю постоянной и переменной части;

4.4 Рассчитать показатели:

маржинальный доход;

порог рентабельности;

запас финансовой прочности;

4.5 Сделать выводы о безубыточности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Омега».

Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно в соответствии с заданием и методическими указаниями по выполнению. Для получения допуска к зачету студент представляет надлежащим образом оформленную и выполненную контрольную работу преподавателю.

Исходные данные

Малое предприятие ООО «Омега» занимается оказанием информационно-консультационных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям. В том числе: проведением групповых проблемных семинаров, продолжительностью 8 часов, стоимостью 1475 р. за каждого участника (в т.ч. НДС 18%), а также индивидуальных консультаций стоимостью 885 р./ч (в т.ч. НДС 18%). При проведении проблемных семинаров каждому участнику выдается пакет раздаточного материала, включающего подборку основной литературы по рассматриваемой проблеме.

Производственно-технический потенциал ООО «Омега» представлен имуществом, обозначенном в табл. 1,2.

Таблица 1

Основные средства


Инвентарный номер

Наименование объекта      основных средств

Первоначальная стоимость, руб.

Дата ввода в эксплуатацию

1

Компьютер Pentium I

18000,00

31.05.03

2

Компьютер Pentium III

24000,00

28.10.03

3

Ксерокс Canon

30000,00

30.06.04

4

Мебель «Ока»

21000,00

15.08.04


ИТОГО:

93000,00

Х

Таблица 2

Материально-производственные запасы


№ п.п

Наименование материала

Цена, руб.

Количество

Сумма

1

Канцтовары

-

-

1200,00

2

Раздаточный материал для участников семинаров

50,00

16

800,00


ИТОГО:

Х

Х

2000,00

На предприятии работают сотрудники, имеющие установленные оклады, обозначенные в табл. 3.

Таблица 3

Выписка из штатного расписания и кадровая справка


Табельный номер

Ф.И.О.

Должность

Год      рождения

Оклад, руб.

Примечание


1

Прототипов П.В.

Директор

1954

7000,00

Имеет 2-х детей до 18 лет

2

Колесникова Н.В.

Главный бухгалтер

1968

5000,00

Имеет 1-го ребенка до 18 лет

3

Субботина Е.А.

Секретарь

1979

3000,00

Детей не имеет

4

Суходрищев Н.И.

Водитель

1951

4000,00

(Старшему сыну 25 лет, дочери-студентке д/о ВУЗа- 19 лет)





Окончание табл. 3

5

Шестакова О.А.

Менеджер

1963

Оклад 2000 р. + 50 р.  за каждого привлеченного в месяц клиента

Имеет сына до 18 лет

Х

Тараторкин О.М.

Лектор

1963

500 р./ч – проведение группового семинара, 300 р./ч  индивидуальная консультация

Работает по договору подряда на условиях сдельной оплаты

Кроме того, водителю выплачивается компенсация за использование личного автомобиля в пределах нормы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002г. № 92, задолженность по которой учитывается на счете 76.1.

Выписка из приказа по учетной и налоговой политике за 2004-2005 годы:

1. Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом, исходя из максимального срока полезного использования, определяемого согласно «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (для целей налогообложения прибыли)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1.

2. Для списания материально-производственных запасов на счета учета затрат на производство используется метод FIFO.

3. Затраты на производство списываются ежемесячно на счета продаж в полном объеме. Сальдо на конец месяца счет 20 не имеет.

4. Для целей исчисления налога на добавленную стоимость выручка исчисляется по моменту оплаты товара (работ, услуг) покупателем. До оплаты товара НДС по отгруженному товару учитывается на счете 76.4 «Отложенные налоги».

5. Для целей бухгалтерского учета выручка принимается по методу начисления, то есть в момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

6. При исчислении налога на прибыль согласно нормам гл. 25 НК РФ используется метод начисления.

Таблица 4

Остатки по счетам бухгалтерского учета на 1 января 2005 г. (руб.)


№ счета

Наименование

Дебет

Кредит

01

Основные средства

См. выше


02

Амортизация основных средств


Рассчитать

10

Материалы

См. выше


19

НДС по приобретенным ценностям (материалам)

360,00


50

Касса

500,00


51

Расчетный счет

49866,00




Окончание табл. 4

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (задолженность за материалы)


2360,00

67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам


70000,00

68.1

Расчеты по налогу на доходы физических лиц


2600,00

68.2

Расчеты по НДС


5000,00

69.1

Расчеты по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС


940,00

69.2.1

Расчеты по ЕСН зачисляемому в Федеральный бюджет


3290,00

69.2.2

Расчеты по взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии


2820,00

69.2.3

Расчеты по взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии


470,00

69.3.1

Расчеты по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС


47,00

69.3.2

Расчеты по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС


799,00

70

Расчеты с персоналом по оплате труда


20900,00

76.1

Расчеты по компенсации за использование личного автомобиля


1200,00

80

Уставный капитал


40000,00

84

Убытки прошлого года

20000,00



ИТОГО

Рассчитать

Рассчитать


Таблица 5

Журнал хозяйственных операций за январь 2003 г.


№ п.п

Дата

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

1.

12.01.03

Погашена задолженность поставщику за материалы



2360,00

2.

12.01.03

Предъявлен НДС к вычету




3.

15.01.03

Погашена задолженность перед бюджетом по НДФЛ и ЕСН, а также перечислены взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование накопительной и страховой частей трудовой пенсии в полной сумме задолженности




4.


Получено с расчетного счета в кассу



25000,00

5.


Выплачена заработная плата в полной сумме задолженности




6.


Выплачена водителю компенсация за использование личного автомобиля в сумме задолженности




7.


Выдано под отчет менеджеру на приобретение раздаточного материала



2400,00

8.

16.01.03

Приобретен раздаточный материал для семинаров (40 пакетов по 60 р.) К авансовому отчету приложен товарный и кассовый чек













Продолжение табл. 5

9.

20.01.03

Перечислена полностью задолженность перед бюджетом по НДС




10.


18.01.03

Проведена консультация для ООО "Гамма" 3 часа * 885 р. (в том числе НДС 18%)




11.

24.01.03


Проведена консультация для ООО "Бетта" 4 часа * 885 р. (в том числе НДС)




12.

25.01.03

Поступила оплата от 8 (восьми) слушателей группового семинара (в т.ч. НДС)



11800,00

13.


Начислен НДС с суммы аванса к уплате




14.

27.01.03

Проведен групповой семинар (Оказаны информационно-консультационные услуги 50 клиентам по договорной цене 1475 р./ч), в том числе НДС




15.

28.01.03

Оплачены услуги за консультацию ООО "Гамма"



2655,00

16.


Отложенный НДС начислен к уплате




17.

28.01.03

Оприходован лазерный принтер стоимостью 12390 р., в том числе НДС 18%




18.


Введен в эксплуатацию принтер




19.


Оплачено поставщику за принтер



12390,00

20.


Принят НДС по оприходованному, оплаченному и введенному в эксплуатацию принтеру к вычету




21.

28.01.03

Списаны на затраты канцтовары



1200,00

22.

29.01.03

Оплачено клиентами за групповой семинар (30 чел. по 1475 р.,  в т.ч. НДС 18%)



44250,00


23.


Начислен отложенный НДС к уплате




24.

30.01.03

Перечислено поставщику за аренду офиса



5900,00

25.


31.01.03

Акцептован счет поставщика за аренду офиса (9440 р., в том числе НДС 18%)




26.

31.01.03

Принят НДС по аренде в части оплаченной суммы к вычету




27.


Начислена амортизация по ОС за январь




28.


Списаны на затраты комплекты раздаточного материала (по количеству участников семинара)




29.


Начислена заработная плата сотрудникам и  лекторский гонорар исходя из штатного расписания и сдельных расценок




30.


Удержан налог на доходы физических лиц с заработной платы и гонорара по ставке 13%




31.



Начислен единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной и страховой частей трудовой пенсии от суммы начисленного гонорара и заработной платы




32.


Перечислен НДФЛ с суммы начисленного лекторского гонорара в полном объеме













Окончание табл. 5

33.



Перечислен единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование  на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии с суммы лекторского гонорара




34.


Снято с р/с на выплату гонорара и др. цели



6000,00

35.


Начислена и выплачена водителю компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях



800,00

36.


Списана полная себестоимость информационно-консультационных услуг




37.


Выплачен лекторский гонорар




38.


Отражен финансовый результат за январь




39.


Начислен налог на прибыль





Методические указания по выполнению контрольной работы


При выполнении задания 1.1 остаток по счету 02 «Амортизация основных средств» рассчитать исходя из срока нахождения объектов в эксплуатации в ООО «Омега» и пункта 1 Выписки из приказа по учетной и налоговой политике.

При выполнении задания 1.2 руководствоваться действующим законодательством по бухгалтерскому учету (бухгалтерскими стандартами) и планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению.

Сумма НДС по операции 2 исчисляется по ставке 18/118.

Суммы по операциям 3, 5, 6, 9 определить исходя из остатков по соответствующим счетам на начало месяца.

Операции 10, 11, 13 оформляются в соответствии с пунктами 4, 5 выписки из приказа по учетной и налоговой политике.

Сумму по операции 27 определить аналогично расчету остатка по счету 02.

Сумму по операции 28 определить с учетом пункта 2 выписки из приказа по учетной политике.

Для определения сумм по операциям 29-31 оформить разработочную таблицу (расчетную ведомость по заработной плате, суммам ЕСН и взносам на обязательное пенсионное страхование) по форме табл. 6.





Таблица 6

Разработочная таблица по расчету заработной платы и налогов с ФОТ


ФИО

Пол

Год        рождения

Начислен оклад

Стандартные вычеты

Облагаемая сумма

НДФЛ

К выдаче на руки

1

2

3

4

5

6

7

8


Единый социальный налог, зачисляемый в:

ФСС

Федеральный бюджет

Налоговые вычеты

Итого в Федеральный бюджет

ТФОМС

ФФОМС

на страховую часть

На накопительную часть

9

10

11

12

13

14

15


Расчет производить исходя из условия, что все штатные сотрудники отработали полный месяц, сдельные расценки менеджера определить исходя из количества фактически привлеченных клиентов по всем направлениям (индивидуальные консультации и групповые семинары), гонорар лектора определить исходя из фактически отработанных часов и сдельных расценок. Районный коэффициент для простоты расчетов не применять. Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве в целях простоты расчета исключить.

При подсчете суммы по операции 36 исходить из пункта 3 Выписки из приказа по учетной и налоговой политике.

По операции 37 использовать данные табл. 6 по заработной плате.

При выполнении задания 1.4, 1.8 руководствоваться Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

При выполнении задания 1.5 необходимо проверить соответствие понесенных расходов положениям главы 25 Налогового кодекса (дать ссылки на пункты и статьи Кодекса), обратить внимание на даты признания доходов и расходов, исходить из пункта 6 Выписки из приказа по учетной политике.

При выполнении задания 2 необходимо определить налоговую базу с учетом особенностей признания доходов и расходов, закрепленных главой 26.2 НК РФ, идентифицировать понесенные расходы на предмет соответствия положениям статьи 346 Налогового Кодекса (дать ссылки на соответствующие пункты). Сумму налога определить как соответствующую процентную долю налоговой базы.  

Примечание. Для целей определения дохода исходить из того, что договорная цена услуг (885 р., 1475 р.) принимается к учету в полной сумме (в данном случае без НДС).

При выполнении задания 3 руководствоваться соответствующими положениями Налогового Кодекса (Ст. 227, Ст. 244), Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

Необходимые расчеты по выполнению задания 4.1 представить в виде табл. 7.

Таблица 7

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта при различных           системах налогообложения


Исчисляемые         налоги

Система налогообложения

Общепринятая

упрощенная

ИП

1

2

3.1

3.2

4

НДС





Налог на прибыль





НДФЛ





ЕСН





Единый налог





И т.д.





ИТОГО





Примечание. При отсутствии исходных данных для расчета некоторых налогов поставить знак «+» в соответствующих колонках, если хозяйствующий субъект является плательщиком соответствующего налога, или знак «-», если хозяйствующий субъект не является плательщиком налога.

Задания 4.3, 4.4 проводить по данным бухгалтерского учета без отражения влияния денежного потока (т.е. по отгрузке).

Для деления затрат на постоянные и переменные необходимо четко аргументировать связь затрат с изменением объемов оказанных услуг.

Формулы для расчета показателей приведены на страницах 325 – 331 пункта 11 списка литературы (или использовать иные учебники по экономическому анализу).






 

Библиографический список


1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

3.     Федеральный закон от 14.06.95г.  № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

4.     Федеральный закон от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5.     Федеральный закон от 15.12.01г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

6.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н.

7.     Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-19).

8.     «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Приказ МФ РФ № 67н от 22.07.2003г.

9.     Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина РФ № 86н и МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.02г.

10.            Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.

11.            Бороненкова С.А. Экономический управленческий анализ: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999. – 360 с.

12.            Справочник-тренинг для предпринимателей малого и среднего бизнеса (вопросы и ответы) / Под общ. ред. проф. М.А. Мельнова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001. – 425 с.

13.             Энциклопедия индивидуального предпринимателя. Правовые основы деятельности. Трудовые отношения с наемными работниками. Налогообложение. Изд. 5-е, перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. -  100 стр.